Главная - Ванная и кухонная сантехника
Что такое транспорт и виды транспорта. Что такое транспортная логистика - виды и типы транспорта, задачи, история возникновения и сопровождающая документация

Вопрос № 1. Транспорт. Назначение и состаляющие.

Транспорт - совокупность средств сообщения, путей сообщения и сооружений, устройств по обслуживанию. Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт делится на три категории:

1)транспорт общего пользования,

2) транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт. Транспорт специального пользования - внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт. Наконец, личный транспорт - это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.

3)Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп по определенным признакам.

По числу колес : Моноцикл, Бицикл, Трицикл, Квадроцикл

По типу колес : Железнодорожный транспорт, Легкорельсовый транспорт, Гусеничный транспорт

По типу двигателя : Самоходный транспорт, Мототранспорт, Приводимый мускульной силой, Прицепы

По среде перемещения : Водный транспорт, Воздушный транспорт, Наземный и подземный

По виду собственности и количеству пассажиров: Индивидуальный транспорт, Общественный транспорт

По грузоподъемности : Грузовой, Легковой

Вопрос № 2. Транспортная система. Внешний, городской, пригородный и локальный (экзотический) транспорт.

Транспортная система - транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности . Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах.

Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты.

Под управлением понимается контроль над системой, например сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, управление полётами и т. д., а также правила (среди прочего, правила финансирования системы: платные дороги, налог на топливо и т. д.). Управление транспортной системой – совокупность мероприятий направленных на эффективное функционирование данной системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой. В широком смысле, разработка сетей - задача гражданской инженерии и городского планирования, разработка транспортных средств - механической инженерии и специализированных разделов прикладной науки, а управление обычно специализированно в рамках той или иной сети, либо относится к исследованию управления или системной инженерии.

Количественными показателями транспортной системы являются:

1)протяжённость путей сообщения,

2)численность занятых,

3)грузо- и пассажирооборот.

Уровни транспортной системы:

1)Внешний: ж\д. авиа. автомоб, водные (морской и речной)

Населенный пункт не может без транспорта. Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и географ положения города.

2)Городской: необходим при повышении пешеходной доступности (15 мин). Составляющие внешнего транспорта зависят от размера и населенности пункта. Бывает: пассажирский (массовый, локальный), грузовой, специальный.

3)Пригородный: автобусы. ж\д, водный, авто. Повышенная интенсивность днем и вечером (=маятник)

4)Локальный (экзотический)

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Вопрос № 3. Городской транспорт. Назначение и основные характеристики.

Транспорт – совокупность средств сообщения, путей сообщения, сооружений и устройств по обслуживанию

Виды : пассажирский, гручовой, специальный (милиция, скорая помощь, МЧС и т.д.) Начначение:

1. Перевозка грузов (более прогнозируем)

2.перевозка людей

Грузовой транспорт делится на

1. Промышленный (чависит от величины и профиля хочяйства)

2. Строительный (зависит от величины города)

3. Потребительский (от величины и тенденции к развитию)

4. Очистительный

Пассажирский

1. Общегородской (массовый: метро, троллейбусы, автобусы, трамваи; индивидуальный)

2. Локальный (движение на ограниченном пространстве - завод, ТРК)

Провозная способность - это количество пассажиров, которых может быть перевезено по одной нитке, в одном направлении, за единицу времени. 80-90 тыс пассажиров в час - метрополитен 15 - 30-35 тыс пассажиров в час - трамвай 10-23 тыс пассажиров в час - троллейбус

Зависит от вместимости, остановочных пунктов

Самая большая у метро, жд, трамвая, троллейбуса, автобуса

Вместимость - это количество пассажиров к ее разрешению перевозить по нормам на 1м 2 . В час пик 8 человек на 1 кв метр.

Скорость сообщения – это скорость передвижения на массовом транспорте с учетом плановых и неплановых остановок.

Троллейбус

Индивидуальный

Вместимость

4 Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. Взависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

    основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

    подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

    внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

    в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

Транспорт - это средство перемещения людей, информации и грузов из одного места в другое. Существуют следующие категории (виды) транспорта: общего, необщего пользования, личный. Транспорт общего пользования предназначен для обслуживания торговли и населения. Необщего пользования - внутриведомственный и внутрипроизводственный. Личный - велосипеды, легковые автомобили, яхты, самолеты.

В зависимости от характера передвижения, виды транспорта могут подразделяться на следующие: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный и гужевой.

Водный транспорт

Самый древний тип передвижения - именно по воде. На протяжении многих веков он оставался самым важным для человечества. Особенно это касалось торговли, исследовательских экспедиций, войн.

Водный транспорт и сегодня играет важную роль. Более 60% всех грузов перевозится именно таким образом. Это выгодно из-за низкой стоимости и большой вместительности. Однако многие люди предпочитаю передвигаться быстрее.

Автомобильный транспорт

Это самый распространенный и, по мнению многих специалистов, самый опасный вид транспорта. Появился он сравнительно недавно, в конце XIX века. Среди преимуществ можно отметить: скорость, маневренность, гибкость.

С помощью грузовых автомобилей перевозят любые виды грузов. При этом на больших расстояниях использовать автопоезда намного выгоднее, чем железнодорожный транспорт. Особенно в случае транспортировки ценных грузов. Например, для которых очень важна скорость доставки.

Легковые автомобили личного пользования есть практически у каждого жителя планеты. Они удобны как для ежедневных поездок (на работу, за покупками и так далее), так и для длительных путешествий.

В качестве общественного автомобильного транспорта широко распространены автобусы. Они эксплуатируются в городах и пригородах, а также для междугородних, международных рейсов и туристических перевозок.

Кроме автобусов в качестве городского общественного транспорта используются троллейбусы.

Железнодорожный транспорт

Данные виды транспорта появились в XIX веке и быстро завоевали свое место. Железнодорожные пути связывают города, объекты промышленности и так далее. Такие перевозки имеют преимущества: высокая грузоподъемность, надежность. Однако в скорости они уступают автомобильному транспорту.

Большое значение по-прежнему имеют пригородные железные дороги и метрополитен.

Воздушный транспорт

Это самый быстрый и самый дорогой вид транспорта. Посредством него производятся в основном пассажирские перевозки. Реже осуществляется доставка почты, ценных и скоропортящихся продуктов. Одним из главных недостатков современных самолетов является чрезмерный шум, который производится ими при взлете.

Гужевой транспорт

Такой вид транспорта был освоен людьми еще в древние времена. Это и поездки на животных верхом, в санях или повозках. В качестве тягловой силы используют лошадей, волов, слонов, верблюдов, лам, собак.

Все вышеперечисленные виды транспорта претерпевают различные изменения и совершенствуются со временем. Попадая в различные жизненные ситуации, человек начинает придумывать и изобретать. Многие случайные изобретения впоследствии успешно используются.

Необычные виды транспорта сегодня можно встретить в разных уголках Земли. Самые известные из них:

  1. Плавающий автобус в Канаде.
  2. Висячий поезд в Германии.
  3. Подземный фуникулер Кармелит в Израиле.
  4. Полярный вездеход в Канаде.
  5. Ледовая лодка в США.
  6. Водное такси в Таиланде.
  7. Бамбуковый поезд в Камбодже.
  8. в США.

Несмотря на свою уникальность, все они успешно справляются с поставленной задачей. Это дает повод думать, что в будущем человечество ждет еще немало открытий, в том числе и в области перевозок.

Введение

Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли - все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.

В своей курсовой работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере транспортных услуг.

1. Транспорт как сфера материального производства.

В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван связывать производство и потребителя и должен для этого создавать соответствующие средства и во многих случаях выступает как катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. Транспорт нужен для достижения уровня личного благосостояния, невозможного в прошлом.

В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей.

В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.

Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.

Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Виды транспорта и их классификация.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному - 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт - 79%, на втором месте - железнодорожный - 10,6%, на третьем - трубопроводный - 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте - городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен).

1.2 Единая транспортная система.

В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Единая транспортная система России отличается весьма сложной структурой. Экономическая основа этой системы - производственно-экономические связи. Ее материальная основа - сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные магистрали, поддерживающие межрайонное разделение труда и цементирующие все районы страны в единый хозяйственный организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Транспорт - сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико-географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта.

В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской - межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (см. таблицу 1.2.1) и пассажирообороте.

Таблица 1.2.1

Распределение грузооборота в ЕТС России (млн. тонн)

Виды транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

Воздушный

В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в ЕТС, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Водные пути далеко не везде совпадают с ними, кроме того зима приостанавливает навигацию на многих речных и морских путях на длительный срок. Сокращение удельного веса речного в грузообороте страны объясняется прежде всего наличием других, более эффективных видов транспорта: трубопроводного и автомобильного. Однако распад СССР и увеличение международных экономических связей привело к увеличению доли морского транспорта в грузо- и пассажирообороте.

Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа. Автомобильный транспорт не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный вид транспорта. Однако его значение в ЕТС России трудно переоценить.

Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту.

Таблица 1.2.2

Распределение пассажирооборота в ЕТС России (млн. чел.)

Виды транспорта

Железнодорожный

Автобусный

Таксомоторный

Трамвайный

Троллейбусный

Метрополитены

Воздушный

Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут.

Важный элемент ЕТС страны - транспортная сеть, определяющая возможные направления перевозок и пункты, между которыми устанавливается тот или иной вид сообщения. Она состоит из коммуникаций разных видов транспорта общего и необщего пользования. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.

2. Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-зкономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира. Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Нужно отметить, что важнейшие транспортные линии перегружены. Средняя скорость движение на железных дорогах около 30 км/ч и постоянно снижается. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации. Известно, что железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 50 % грузооборота железных дорог. В 1996 году грузооборот наших дорог составил 1131 млн.т/км, а пассажирооборот превысил 417 млрд. пасс./км. На долю железных дорог приходится свыше 50 % всех производственных фондов транспорта общего пользования. В отрасли было занято, с учетом работников непроизводственной сферы, около 3,5 млн. чел. Однако в целом развитие железных дорог и улучшение экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей народного хозяйства. Несмотря на это, железные дороги остаются наиболее экономичным видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление), во много раз меньше чем у других видов транспорта. Среди существующих показателей наиболее точно характеризуют уровень мобильности железнодорожного транспорта следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.

Автомобильный транспорт. К началу 90-х общего пользования с твердым покрытием превысила 1100 тыс. км. Расширено строительство дорог в сельской местности. По количеству перевозимых грузов он превзошел железнодорожный. По грузообороту его доля относительно невелика 26 млн. т., так как средняя дальность перевозки 1 т. груза составляет всего 21 км. Из всех видов транспорта автомобиль наиболее пригоден на короткие расстояния. Высокая маневренность позволяет доставлять грузы без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Наряду с этим у него есть и большой недостаток: себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте. Высокая себестоимость-результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым покрытием. При небольших грузовых потоках и слабой интенсивности пассажирского движения строительство дорог экономически неоправданно. В таких случаях связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улучшенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки связаны между собой благоустроенными дорогами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети страны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие скоростной проезд автотранспорта между столицами республик и центрами крупных экономических районов.

Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи крупных городов и промышленных городов. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу - осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт широко применяется для внутрипроизводственных (технологических) перевозок и доставки готовой продукции в пункты потребления. В структуре перевозок выделяются строительные грузы (в том числе кирпич и цемент) - более 13 % общих перевозок, вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления. В некоторых районах значительны перевозки сельскохозяйственных грузов, например, сахарной свеклы в Центрально – Черноземном и Северном Кавказе.

Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом). Однако основная их часть - около 80% - приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных - лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.

В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж, или плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж имеет меньшее значение.

Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные.

На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные, железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл - “от двери к двери”. Суда типа “РО-РО” (роклеры) позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах затем их отбуксировывают к месту назначения актерами.

Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.

Специфика перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных грузов. Динамичное развитие экономики РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, независимо от их социальных систем, являются объективной базой высоких и устойчивых темпов роста перевозок отечественным морским флотом.

Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Речной транспорт располагает большой и хорошо разветвленной сетью путей и озер. Россия располагает уникальными внутренними водными путями, протяженность которых составляет около 100 тыс. км. Но в последнее время доля речного траспорта в грузообороте сокращается, так как он не выдерживает конкуренции с другими видами магистрального транспорта, и прежде всего с железнодорожным транспортом, сфера применения которого в сравнении с речным транспортом практически идентична.

Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Волге и Каме, ввод в эксплуатацию Волго-Донского канала позволили создать единую глубоководную магистраль, соединившую Белое, Балтийское Чёрное, Азовское и Каспийское моря, получить выход в Средиземное море. На трассе Санкт-Петербург - Москва - Пермь - Астрахань - Ростов в полноводной период обеспечивается глубина до 4 метров, в меженный летний период - 330 -350 см. Этот водный путь соответствует международным стандартам, заложенным в Резолюции №30 основной рабочей группы ЕЭК ООН по внутреннему водному транспорту от 12 ноября 1992 года, касающейся классификации внутренних водных путей, и отнесен по этой классификации по шестому классу.

Для повышения надежности функционирования водных путей Правительством страны принята целевая Федеральная программа “Внутренние водные пути” на период 1996-2000 годы. Программой наряду с техническим перевооружением гидротехнических сооружений, флота, навигационного оборудования предусматривается значительный прирост перевозок грузов речным транспортом с восстановлением объёмов до уровня 1992 года.

Особое место в системе перевозок по водным путям занимают суда смешанного плавания (“река - море”). Более 30 лет суда флота Российской Федерации осуществляют перевозки внешнеторговых грузов в заграничном сообщении. Эти перевозки приобрели широкую популярность как в России, так и за рубежом и развивалась высокими темпами. В настоящее время судами смешанного плавания перевозится около 27 млн. т. внешнеторговых грузов. Из них 2,5 млн. т. внешнеторговых грузов ежегодно перевозятся в порты Финляндии и обратно, в том числе 500 тыс. т по Сайменскому каналу. В Каспийском регионе перевозки достигли 4 млн. т и имеют тенденцию к ежегодному увеличению за счет налаживания торговых отношений России с Ираном, перевозок нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркмении. Традиционными регионами работы судов смешанного плавания с выходом из внутренних водных путей и заходом на внутренние пути являются Балтийское море, Черноморско-Средиземноморский бассейн, страны Дальнего Востока. На заграничных перевозках работают около 700 судов этого типа общей грузоподъемностью 1,7 млн. т. 35 пароходств и судоходных российских компаний. Точно закрепились на внешнеторговом рыночном полигоне Северо - Западное пароходство (г.Санкт - Петербург), Беломоро - Онежское пароходство (г. Петрозаводск), “Волготанкер” (г. Самара), “Волго - флот” (г. Нижний Новгород), Волго -Донское пароходство (г. Ростов-на-Дону), Амурское речное пароходство (г. Хабаровск). Уверенно постигают законы рынка Московское (г. Москва), Северное (г. Архангельск), Иртышское (г. Омск) пароходства, Ленское объединение (г. Якутск).

Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный трубопроводный транспорт.

Развитие нефтепроводного транспорта тесно связано с ростом добычи и переработки нефти. Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти на достаточно длительную перспективу и будет пополняться ветками от новых месторождений нефти, а также дополнительными магистралями на действующих направлениях.

Трубопроводный транспорт, получивший в нашей стране особенно бурное развитие, стал определяющим фактором решения одной из основных народнохозяйственных задач - развития топливно-энергетического комплекса. Особенно быстро растет, совершенствуется сеть газовых магистралей. Основные трубопроводные артерии, ведущие из северо-восточных районов в центр страны, сооружаются в так называемом энергетическом коридоре шириной примерно в 100 км. Это дает возможность достигать таких темпов ввода в строй трубопроводных систем, которых не знают ни в одной другой стране. Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Пневмо-трассы действуют в Подмосковье.

Воздушный транспорт в РФ - один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов и других населенных пунктов нашей страны связаны между собой воздушным сообщением. Большая часть пассажирских потоков сосредоточена в Московском авиаузле.

Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его доля в суммарном грузообороте менее 0,05 %. По стоимости транспортных грузов вряд ли есть им равные. Ведь самолетами перевозят, как правило наиболее дорогостоящие грузы: различную малогабаритную аппаратуру, компьютеры и телевизоры, драгоценности, меха и дорогую одежду, медикаменты и парфюмерию, высококачественные скоропортящиеся продукты (сливочное масло, шоколад, экзотические тропические фрукты), оружие, цветы и многое другое. Быстрейшая доставка подобных грузов резко ускоряет оборачиваемость значительных материальных ценностей, способствует торговых доходов.

Главные отличия авиации – самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта - от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.

Нельзя не отметить и независимость авиации, особенно в межконтинентальных полетах, от климатических условий и сезонных изменений времен года. У воздушного транспорта нет ярковыраженной сезонности по временам года, как, например, у водного (речного).

Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них - сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов.

В обширных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока используются вертолеты для перевозки грузов и людей. Скорость полета вертолета до 350 км/час, грузоподъемность до 40 тонн. Он перевозит в таежные и горные районы тяжелую транспортную технику, крупногабаритные грузы. В ряде районов перевозка грузов воздушным транспортом обходится дешевле, чем другими видами транспорта.

Сравнив все основные виды транспорта ЕТС РФ можно сделать следующий вывод, что каждый из рассмотренных видов транспорта обладает как преимуществами, так и недостатками, что показано в таблице 3.

Таблица 3

Преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Виды транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

Надежность и сравнительно высокая скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность, массовость, универсальность

Высокая провозная способность, низкие затраты на организацию перевозок

Дальность перевозок из-за извилистости рек, относительно небольшая скорость движения, сезонность работы, низкая загруженность судов из-за неравномерности глубин

Автомобильный

Высокая проходимость и большая маневренность, высокая скорость доставки грузов и пассажиров, рациональность перевозок на любые расстояния, обеспечение необходимой частоты движения и размещения автомобильных дорог во всех зонах страны

Относительно дорогой вид сухопутного транспорта, более низкая по сравнению с другими видами транспорта производительность труда

Использование естественных путей сообщения большой протяженности, неограниченная пропускная способность морских путей

Потребность в дорогих портовых сооружениях, высокая доля расходов на начальные и конечные операции, зависимость от погодных условий

Трубопроводный

Возможность повсеместной прокладки трубопроводов, высокая пропускная способность, низкая себестоимость транспортировки, малочисленность обслуживающего персонала, независимость от природно-климатических условий, непрерывность процесса транспортировки

Узкоспециализированность в транспортировке грузов, загрязнение окружающей среды

Воздушный

Меньшая протяженность воздушных трасс, большая беспосадочная дальность полета, высокая скорость доставки грузов и пассажиров

Зависимость полетов от метеоусловий, высокая стоимость перевозок

3. Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы.

В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач является восстановление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен еще и тем, что из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При разгосударствлении отдельных частей транспортного комплекса возникла главная проблема - проблема законодательного регулирования транспортировки грузов.

Многообразие форм собственности в условиях рыночных отношений привело к существенному изменению в смешанных и комбинированных перевозках. С одной стороны, различные транспортные организации (морские и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность в осуществлении этих перевозок и активно в них участвуют, с другой - действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством.

Новые формы владения транспортными средствами в условиях рынка вступили в противоречие с действовавшими в области смешанных и комбинированных перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать взаимоотношения сторон различных форм собственности, поэтому для решения этой проблемы нужны определенные действия со стороны законодательных органов власти. Так же возникли некоторые проблемы при разработке нового механизма управления предприятиями транспортного комплекса. В рыночных отношениях он должен основываться на следующих положениях:

транспорт занимает центральное место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным общегосударственным задачам экономического, социального и политического характера, включая экономическую безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность. В силу этого транспорт не может рассматриваться как чисто коммерческая структура и находится в поле действия одних лишь рыночных регуляторов;

переход на новую модель управления, какую бы организационно-экономическую форму она не получила, должна учитывать специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети;

реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного характера. Ее следует рассматривать как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического опыта и наработок последних лет;

новая модель управления не должна входить в противоречие с принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.

Заключение

Статистические данные, приведенные в моей курсовой работе, ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система РФ охвачена кризисом. Перед ней стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса так и государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом.

Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций.

Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование ЕТС РФ должно осуществляться на нормативно-правовой основе.

Для детей - увлекательная, интересная тема, знакомящая с их классификацией, рассказывающая об особенностях и предназначении каждой разновидности. При этом задача родителей или педагогов - не только провести беседу, но и закрепить полученные сведения через различные игры.

Зачем детям нужно знать о транспорте

Полноценное развитие малышей осуществляется через знакомство с окружающим миром. Интересны такие вопросы для детей: какой бывает транспорт, зачем он нужен людям. Знакомство дошкольников с транспортной классификацией формирует у них новые знания о различных видах, их особенностях, предназначении, обогащает словарный запас, закрепляет родовое понятие "транспорт". Кроме того, детальное рассмотрение этой темы позволяет научиться следующему:

  • сравнивать различные виды транспорта, для детей важно уметь находить общие и отличительные признаки;
  • объединять их в группы по единым основаниям, классифицировать;
  • познавать правила поведения в разнообразных типах транспорта.

Изучение нового материала способствует формированию и личностных качеств дошкольников: критичность, ответственность, развиваются мышление, память, быстрота реакции, воображение.

Транспортная классификация

Весь транспорт классифицируется по разным основаниям: способу передвижения и предназначению.

По способу перемещения выделяют следующие виды:

  • наземный - движение происходит исключительно по земле или рельсам (автобус, троллейбус, поезд);
  • водный - передвигается по морю или реке (теплоход, катер, баржа);
  • авиационный - летает по воздуху (самолет, вертолет).

По предназначению выделяют следующие виды транспорта:

  • пассажирский - перевозит людей, доставляет их в нужное место (автобус, речной трамвай, самолет);
  • гужевой - для перевозки различных грузов (повозка, баржа);
  • специальный - используемый в определенной деятельности, оснащенный профессиональным оборудованием (пожарная машина, скорая помощь, полицейский автомобиль);
  • сельскохозяйственный - применяемый в подготовке пашни, уборке урожая и подобных работах (трактор, комбайн).

Характеристика наземного транспорта

Наземный транспорт осуществляет движение по земле при помощи колес, рельсов, животных, гусениц. Может быть пассажирским, грузовым или специализированным. Здесь необходимо описать следующие основные виды транспорта для детей:

  • Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающиеся от автобуса тем, что работают не на бензине, а на электричестве, кроме того, трамвай ходит по рельсам.
  • Поезд - железнодорожный транспорт, осуществляющий движение по рельсам, может быть как пассажирским, так и грузовым, совершает перевозки между городами и селами.
  • Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
  • Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
  • Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
  • Грузовая машина - предназначена для перевозки различных грузов: пищевых, строительных, бытовых и многих других. Может иметь желтые говорящие о том, что машина везет опасный багаж.

Транспорт бывает и подземным, например, метро доставляет пассажиров к месту назначения, как автобус или трамвай.

Особенности водного транспорта

Рассматривая разные виды транспорта, для детей интересным будет и водный, передвигающийся по морю, озеру или реке. Как и наземный, этот транспорт бывает пассажирским и грузовым:

  • Теплоход - может перевозить людей до места назначения или использоваться в качестве прогулочного судна на реке, знакомя жителей с живописными местами водного пространства. Пароход выполняет те же функции, что и теплоход, основные отличия этих судов заключаются в технических характеристиках.
  • Катер - имеет различные предназначения: применяется в качестве спасательного судна, для осуществления прогулок по водоему, для проведения экскурсий.
  • Баржа - используется для перевозки различных грузов. Характеризуется удобством, быстротой доставки, экономичностью.

Авиационный транспорт, его характеристика

Авиационный транспорт осуществляет движение по воздуху, при этом может перевозить пассажиров, грузы, участвовать в спасательных операциях или в тушении лесных пожаров. Наиболее интересные будут следующие виды транспорта для детей:

  • Самолет - в зависимости от размеров и предназначения он может выполнять различные функции: перевозить людей и разнообразные грузы, обрабатывать поля, тушить огонь в лесу, участвовать в военных действиях.
  • Вертолет - поднимается в воздух при помощи специальных лопастей, которые достаточно сильно раскручиваются. Этот вид транспорта также может быть пассажирским, грузовым или военным.
  • Дирижабль - его особенностью является развитие относительно небольшой скорости и подъем на маленькую высоту, используется для туризма, в спасательных операциях, для патрулирования местности.

Игры для детей

Чтобы лучше запомнить виды транспорта, для детей стоит организовать разнообразные игры, среди которых можно привести следующие:

  • Загадки - помогут выделить отличительные черты, классифицировать транспорт, кроме того, разовьют логику, мышление, сообразительность.
  • Подвижная игра "Найди мой домик" - детям раздаются карточки с каким-либо видом транспорта, определяются для них домики: воздушному - аэродром, наземному - гараж, водному - пристань. Задача дошкольников - после сигнала встать возле нужной базы.
  • Пазлы - разрезанные на небольшие части картинки с самолетом, поездом, автобусом, пароходом - перемешиваются, детям предлагается найти нужные элементы, собрать рисунок и сказать, что на нем изображено, для чего используется.
  • Игра "Виды транспорта". Для детей подготавливаются различные роли - пассажиры, водитель, капитан, летчик. Руководители судов набирают себе пассажиров, задача которых продемонстрировать правильное и неправильное поведение в автобусе, на корабле или в самолете.

Таким образом, получая сведения о видах транспорта, дети узнают об их особенностях, отличительных признаках, знакомятся с правилами поведения в них, обогащают свой словарный запас.

Передвижения людей и товаров - абсолютная необходимость общества. Для их осуществления имеются специальные средства - транспорт. Что такое он собой являет, знает даже ребенок. Тем не менее это сложная система, требующая абсолютного понимания.

Понятие

С точки зрения комплексного подхода, названное понятие можно рассматривать следующим образом:

  1. Совокупность всех существующих способов перемещения.
  2. Отрасль хозяйства и производства.
  3. Системное объединение всех способов передвижения и соответствующей инфраструктуры.

В обобщенном смысле транспорт является:

  • связующим звеном между городами, странами и континентами;
  • главной составляющей любого производства;
  • средством перемещения людей, а также обеспечения их жизненно необходимыми товарами.

Как отрасль производства, он состоит:

  • из предмета труда - собственно перевозок;
  • средств труда - подвижного состава;
  • осуществляемой работы - управления ими.

Функции

Учитывая абсолютную потребность в нем, транспорт вошел во все сферы жизни. Ему присуще множество функций:

  1. Экономическая. Выступает в качестве в добыче и обеспечении государства полезными ископаемыми: нефтью, газом, каменным углем, рудой, драгоценными металлами. Делает возможными и доступными специализацию производств одновременно с их кооперированием. Представляет собой основное связующее звено во внутренней и международной торговле любой страны.
  2. Социальная. Она проявляется в предоставлении возможностей жить, работать и отдыхать в разных районах населенного пункта, страны, материка, планеты и упрощении труда человека.
  3. Культурное значение заключается в возможностях обмена опытом и ценностями, посещения любых культурно богатых мест, пополнения новыми произведениями искусства.
  4. Политическая роль состоит в установлении международных и торговых связей.
  5. Военная - в обеспечении армии возможностями мирных и вооруженных передвижений, медицинским обслуживанием и питанием.

Таким образом, независимо от вида и особенностей, транспорт является неотъемлемой частью государства и общества.

Классификация

Все существующие способы перемещения можно распределить по двум основным группам: среде осуществления основной деятельности и области обслуживания.

В зависимости от среды, выделяют следующие группы и виды:

  1. Наземный: рельсовый, колесный.
  2. Подземный (метро).
  3. Воздушный (авиационный).
  4. Космический.
  5. Водный и подводный.
  6. Трубопроводный.

По роду сферы обслуживания, различают:

  1. Транспорт общественного пользования.
  2. Средства специального назначения.
  3. Транспорт личного использования.

Виды общественного транспорта представлены совокупностью для перемещения грузов и пассажиров, направленных на выполнение характерных для них экономических, социальных, культурных, а также иногда политических функций.

К наиболее важным видам вариантов передвижения общественного пользования относятся железнодорожный, автомобильный, водный, авиационный и Что такое каждая из групп из себя представляет, мы рассмотрим далее.

Гужевой и вьючный транспорт

Гужевой транпорт можно считать прообразом всех сухопутных средств передвижения. Начиная с древности и до начала XX века, он выполнял все функции, соответствующие нынешней транспортной отрасли. Одновременно послужил стимулом для поиска более технологичных и производительных способов перемещения грузов и пассажиров.

В зависимости от территориальных особенностей, эксплуатировались лошади, ослы, быки, слоны, олени, собаки, верблюды. Животные использовались для верховой езды или запрягались для транспортирования тележек, повозок, карет.

Вьючный транспорт применялся для бездорожья (горы, пустыни, тайга) - животных с вьюками на спине вели за поводки.

С развитием железнодорожного и автомобильного сообщения он постепенно вышел из общественной эксплуатации, перейдя в редкое личное использование.

Водный транспорт

Водный морской транспорт - также имеет древние корни, относящиеся еще к III-II тыс. до н. э., и являлся единственным способом реализации международной торговли и завоеваний заморских стран.

Сегодня он распределяется на морской и речной. К его достоинствам можно отнести:

  • меньшую энергетическую затратность, чем у железнодорожного и автомобильного;
  • отсутствие необходимости в построения путей сообщения;
  • возможность перевозить объемные несрочные грузы на большие расстояния, а также там, где усложнено или является слишком дорогостоящим строительство мостов.

Недостатки:

  1. Зависимость от погодных условий.
  2. Малая скорость передвижения.
  3. Высокая стоимость строительства портов и доков.
  4. Возможности речного ограничены проходимостью рек.

Важной особенностью погрузочно-разгрузочных работ является необходимость задействования нескольких видов транспорта в рамках одного портового хозяйства, а именно автомобильного и железнодорожного.

Железнодорожный транспорт

Представляет собой грузовой и пассажирский транспорт, работа которого основана на перемещении подвижного состава по специально оборудованным путям - рельсам. Его достоинства:

  1. Универсальность, независимость от погодных условий, надежность.
  2. Высокая грузо- и пассажировместимость, что позволяет реализовывать движение крупных потоков в незначительных временных интервалах.
  3. Возможность осуществления прямых поставок от производителя, при наличии соответствующих подъездных путей.
  4. Хорошая скорость.
  5. Комфорт пассажирских поездок.

Если рассматривать виды грузового транспорта, то железнодорожный занимает ведущее положение по перевозке не ценных, габаритных грузов, среди которых лес, зерновые, каменный уголь, строительные материалы, продукция нефтеперерабатывающей промышленности. В случае необходимости применяется контейнеризация.

Недостатки:

  1. Капиталоемкость и инженерные сложности построения путей сообщения и подвижного состава.
  2. Ограниченность направления железных дорог, маневров и одновременности перемещения нескольких составов.
  3. Практически всегда требует предыдущего или последующего задействования автомобильных средств, что отображается на общих затратах.
  4. Трудности погрузочно-разгрузочных работ.
  5. Международные перевозки часто затруднены разностью ширины колеи.

Грузооборот составляет в среднем 40-50% в РФ и 15-20% - на мировом рынке. Соответствующий пассажирооборот в России составляет 30% и 10 - всего в мире. Таким образом, это производительный и надежный транспорт.

Что такое паровоз - знали наши предки. Сегодня его будущее - за электрификацией железнодорожных линий. Модернизация путей сообщений и подвижного состава на ряду с комплексным внедрением скоростных технологий - стабильная перспектива на увеличение прибыльности отрасли.

Автомобильный

Виды общественного транспорта представляет автомобильная отрасль - наиболее мобильная, технологичная и эксплуатированная. Одновременно он представляет личные, специальные и ведомственные средства передвижения и их инфраструктуру. Удельный вес российских автотранспортных грузопотоков составляет всего 4-6%, мировых - 8-10%. Автомобильные пассажирские перевозки в РФ занимают 30-40% из всех осуществляемых, тогда как в мире - 70-75%.

Достоинства:

  1. Мобильность, возможности прямых поставок без использования промежуточных видов перемещения.
  2. Преимущество в перевозке ценных, бьющихся и скоропортящихся грузов, в том числе небольших объемов.
  3. Способ доставки продуктов питания, в том числе в труднодоступные регионы.
  4. Разнообразие транспортных средств по грузоподъемности и типу кузова.
  5. Хорошая скорость, невысокая стоимость и удобство пассажирских перемещений.
  6. Простота путей.

Недостатки:

  1. Энергоемкость, негативное влияние на окружающую среду.
  2. Высокая себестоимость.
  3. Незначительная грузоподъемность, в сравнении с возможностями других видов.
  4. Минимальная степень комфорта пассажиров.
  5. Значительная степень износа подвижного состава.
  6. Зависимость от соблюдения безопасности движения. Наличие рисков, связанных с ними простоев и дополнительных капитальных потерь.

Пассажирский транспорт практически наполовину представлен автомобильным. Он остается лидером среди вариантов перемещений в пределах населенного пункта и страны. Для международных, а особенно межконтинентальных используются железнодорожный, водный или авиационный.

Воздушный

Самолеты и вертолеты - высочайшее достижение человека, в прямом и переносном смысле, значительно упрощающее решение сверхсложных задач, к которым относятся: перемещения на огромные расстояния с большой скоростью, доставка медикаментов или гуманитарной помощи в зоны стихийных бедствий и катастроф, осуществление сложных действий в строительстве, пожаротушении, эвакуации, сельском хозяйстве и прочее.

Достоинства:

  1. Высокая скорость.
  2. Достойный уровень комфорта пассажиров.
  3. Возможности транспортировки ценных и скоропортящихся грузов.
  4. Не требуют строительства путей сообщения.

Недостатки:

  1. Невысокая безопасность.
  2. Необходимость высочайшей квалификации пилотов и диспетчеров.
  3. Метеозависимость.
  4. Значительная капиталоемкость и себестоимость.
  5. Ограниченность грузоперевозок.

Наряду со значительными рисками и высокой стоимостью, занимает около 20% среди мировых пассажирских перевозок.

Трубопроводный

Совокупность трубообразных путей перемещения жидких и газообразных «товаров» на значительные расстояния представляют трубопроводный транспорт. С его помощью обеспечивают межрегиональную, международную и межконтинентальную поставку нефти и газа. Работа осуществляется с помощью разности давлений в системе и их регулирования, соответственно, работники транспорта представлены диспетчерами и контролерами пунктов.

К достоинствам относится технологичность, высокая производительность и доступность в любых условиях. К недостаткам - высокие требования безопасности и соблюдения норм, беспрерывный контроль и узкая направленность системы.

Является предельно необходимым для обеспечения комфортной жизни населения, так как от его функционирования зависит возможность удобного приготовления пищи и уровень тепла в жилищах в холодное время года.

Важнейшей системой любого общества является транспорт. Что такое государство без территории и населения, без промышленности, культурного наследия и возможностей перемещения? Он является кровотоком любой страны и мира, в целом. В нем беда экологии, но и, что вполне возможно, спасение человечества.



 


Читайте:



Нижнечелюстной абсцесс. Абсцесс на подбородке. Абсцессы и флегмоны глазницы

Нижнечелюстной абсцесс. Абсцесс на подбородке. Абсцессы и флегмоны глазницы

Границы области: верхняя подбородочно-губная складка, нижняя щ край тела нижней челюсти, боковые — вертикальные линии, проведенные вниз от углов...

Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Разделы: Общепедагогические технологии Важнейшая цель современного профессионального образования – дать будущему специалисту определенный...

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Прямое положение карты Двойка Посохов: Двойка Посохов символизирует человека с идеями, амбициями, вынужденного искать компромисс с другими людьми,...

За что любят святого николая

За что любят святого николая

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были очень благочестивыми и добрыми людьми....

feed-image RSS