Главная - Обустройство водоснабжения
Мировые перевозки основных сухих грузов. Виды транспорта

Разнообразная номенклатура сухих грузов представлена навалочными и генеральными (штучно-тарными) грузами. Транспортировка по морским путям каждой из этих групп имеет свои отличительные черты, структуру, объемы и направления основных грузопотоков.

Перевозка руды

В структуре этой группы грузов ведущее место занимает руда, на долю которой приходится примерно 1/2 объема морских перевозок навалочных грузов. С увеличением добычи руды росло ее поступление на мировой рынок, которое за последние 20-25 лет почти утроилось, и соответственно заметно увеличилась переброска этого груза морским транспортом. Ведь 4/5 внешнеторговых поставок руды выполняется по морским трассам. Они проходят в разных районах океана от богатых железорудных месторождений до удаленных от них крупных центров металлургии.

Наиболее мощный грузопоток железной руды (свыше 70 млн. тонн) проходит из Австралии в Японию, куда вместе с тем поступает руда из Индии, стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В европейские страны «Общего рынка» рудные грузопотоки направлены из Швеции, Бразилии и стран Западной Африки - Либерии и Мавритании. США получают руду морем из Канады, стран Латинской Америки и Западной Африки.

В последнее время заметно увеличилась дальность морских перевозок железной руды. Если в прошлом металлургические заводы строились обычно вблизи каменноугольных месторождений, то теперь главным критерием стали короткие расстояния от железорудных разработок до удобных для вывоза морем участков побережья, так как перевозка руды на специализированных крупнотоннажных судах экономически выгодна. Показательно, что металлургические компании стали приобретать крупные рудовозы, тем самым сосредоточивая у себя производственный процесс и доставку сырья, что свидетельствует о распространении диверсификации в экономике океана.

Перевозка бокситов

В больших количествах, уступая только железной руде, по морским путям транспортируются бокситы. Их основные грузопотоки направлены из Ямайки, Гайаны, Австралии в США, Канаду, Японию и страны Западной Европы. На экспорт идет около 70% общемировой добычи бокситов.

Значительны по объему грузопотоки марганцевой и хромовой руд. Марганцевая руда экспортируется из Китая, Индии, Бразилии, Габона, Марокко, Ганы, Заира в США, Японию и западноевропейские страны. Хромовая руда отправляется в те же страны из Турции и с Филиппин.

Перевозки угля

До второй мировой войны был главным массовым грузом международных морских перевозок. Он в основном экспортировался из Европы почти во все районы земного шара. С конца пятидесятых годов доля каменного угля в топливных ресурсах мира существенно уменьшилась, что повлекло за собой сокращение масштабов и изменение направлений его перевозок по морским путям. В настоящее время морем транспортируется около 4% (примерно 100 млн. тонн) мировой добычи каменного угля.

В экспорте угля среди западных стран лидируют США, видное место занимают Канада и Австралия. В соответствии с этим наиболее крупные морские грузопотоки угля направлены из США и Канады в страны Западной и Южной Европы, Японию и Южную Америку. Большие грузопотоки угля следуют из Австралии в Японию. На долю Японии приходится почти 50% общего объема морских перевозок угля.

Перевозка лесных грузов

Традиционна в перевозка лесных грузов. Они включают в себя довольно широкую номенклатуру товаров: бревна, доски, шпалы, балансы, пропсы, древесную массу, целлюлозу, фанеру и другие виды древесных материалов. В перевозки включается мягкая (в основном хвойные породы), твердая (преимущественно лиственные породы) и тропическая (породы тропических лесов) древесина. Из них в морских перевозках доминируют мягкие виды древесины, которые служат сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности. В настоящее время морем ежегодно транспортируется примерно 23-25 млн. тонн лесных грузов. По природным условиям главные лесные зоны мира находятся в странах северного полушария, а тропические леса в основном приурочены к бассейнам рек Конго и Амазонки. В южном полушарии сравнительно крупными лесными массивами располагают Австралия и Южная Америка.

Поскольку все страны мира в той или иной степени потребляют лес и лесоматериалы, постольку лесные грузопотоки проходят по многим океанским и морским путям. Наиболее значительные объемы лесных грузов отправляются из портов России, а также из портов богатых лесом стран Канады, Финляндии и Швеции в страны Западной Европы и Японию. В последние годы увеличился экспорт лесных грузов из Австралии и стран Тропической Африки в страны Западной Европы и Японию. По мнению специалистов, объемы и направления грузопотоков леса и лесоматериалов сохранятся и в перспективе.

Перевозка сельскохозяйственной продукции

С давних пор значительное место в морских перевозках занимают сельскохозяйственные продукты, среди которых превалирует зерно, и прежде всего пшеница, а затем кукуруза, ячмень, овес, рис. По морским путям транспортируется свыше 10% мирового сбора зерна. Его перевозка морем характеризуется большими весовыми показателями, разветвленностью маршрутов, сезонностью, связанной со временем сбора урожая. После окончания уборки зерновых наступает наиболее напряженное время морской переброски этого груза, что влечет за собой рост фрахтовых ставок и интенсивность портовых операций.

Главные современные производители товарного зерна и его экспортеры - США и Канада, которые поставляют на мировой рынок 2/з зерна, а также Австралия и Аргентина. Ввозят зерно в основном страны Западной Европы (35%), Япония (17%) и южноазиатские страны. Поэтому наиболее крупные грузопотоки зерна (пшеницы) направлены из атлантических портов США и Канады в Западную Европу, Юго-Восточную Азию и Южную Африку. Большие грузопотоки зерна идут из США и Канады в Японию, из Аргентины в Европу и Юго-Восточную Азию.

Кроме зерна в рамках международной торговли морем перевозятся и другие продовольственные товары. В значительных количествах транспортируются сахар, чай, кофе, какао, жиры, фрукты и т.д. Их грузопотоки довольно разнообразны и изменяются в зависимости от объема закупок, сделанных теми или иными странами.

По морским путям ведется широкий внешнеторговый обмен разнообразными генеральными грузами. Их доля в общем объеме морских перевозок достигает примерно 20%, при этом транспортируются дорогие товары. Генеральные грузы возят в основном суда, занятые в линейном судоходстве. Их трассы в Мировом океане отражают направления грузопотоков этих товаров. Перевозки генеральных грузов наиболее развиты между США и странами Западной Европы, США и странами Южной Америки, странами Западной Европы и странами Южной Америки, США и Японией, вдоль Тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки и между европейскими портами. В настоящее время генеральные грузы перевозятся преимущественно контейнерным способом, при котором они упаковываются в крупную многооборотную тару-контейнеры, что обеспечивает хорошую сохранность содержимого, упрощает и ускоряет погрузку и разгрузку. Несмотря на относительно большую капиталоемкость контейнерных перевозок, они приняли широкий размах. Большой экономический эффект дает работа контейнерных линий, на которых курсируют специальные быстроходные суда - контейнеровозы, а в портах для грузовых операций созданы высокомеханизированные участки - контейнерные терминалы.

Грузонапряженные контейнерные линии действуют между некоторыми крупными портами США и Европы, между европейскими атлантическими и средиземноморскими портами, между США и Японией. Для перевозки генеральных грузов с успехом используются лихтеровозы, которые наиболее эффективны при доставке товаров в порты, расположенные в устьях крупных рек или в их верховьях. Характер генеральных грузов, куда входят главным образом промышленные изделия, предопределяет преимущественные направления их перевозок. Эти грузы обычно транспортируются в рамках внешнеторговых поставок между различными странами.

На морских путях бассейна осуществляется интенсивное меж­дународное судоходство, связанное как с перевозками внутри бассей­на, так и с выходом за его пределы.

Линейное плавание осуществляется на рудноугольной линии между портами Поти и Мариуполь. Из Поти перевозится чиатурскня марганцевая руда на завод "Азовсталь", а в обратном направлении -донецкий уголь для обеспечения нужд стран Закавказского экономи­ческого района. Донецкий уголь и кокс, кроме того, перевозятся и порты Дуная, Ильичевск, Херсон, Николаев, а на обратном пути железная и марганцевая руда из Херсона и Николаева в Мариуполь.

Регулярная линия по перевозке агломерата поддерживается меж­ду Камыш-Буруном (Керчь) и Мариуполем. На линии впервые в ми­ровой практике освоена перевозка на судах горячего агломерата при температуре + 600°С.

Криворожская железная и никопольская марганцевая руды из Николаева и Херсона перевозятся в дунайские порты Измаил и Рени и, после перевалки на речные суда, в придунайские страны Европы.

Значительное место в перевозках занимают грузопотоки нефти и нефтепродуктов. Основные грузопотоки нефти из Батуми, Туапсе, Новороссийска и Феодосии идут на Мариуполь, Одессу и Рени, а также на экспорт. Светлые нефтепродукты (вырабатываются на нефтепере­гонных заводах Одессы, Туапсе и Батуми), также поступают в эти порты из других регионов России, Украины и Азербайджана. Из Хер­сона и Одессы светлые нефтепродукты перевозятся в малые порты северо-западного побережья Черного моря до Ялты включительно. В северо-восточной части бассейна нефтепродукты танкерами перево­зятся из Батуми и Туапсе в малые порты. Мазуты танкерами перево­зятся из Батуми и Новороссийска в различные порты бассейна.

Между портами бассейна перевозятся также значительные объе­мы сельскохозяйственных грузов: зерновые, хлопок, табак, чай, са­хар и другие.

Зерновые грузы и сахар из украинских портов и Новороссийска перевозятся в грузинские порты (Поти, Батуми, Сухуми) для нужд За­кавказья и Средней Азии. В обратном направлении трюмы судов заг­ружаются чаем, табаком, хлопком, цитрусовыми и другими грузами.

Значительны грузопотоки на направлениях, связывающих пор-11.1 бассейна с портами европейских стран (Болгарии, Румынии, Тур­ции, а также придунайских стран).

До распада СССР в Черноморско-Азовском бассейне осуществ-нялись интенсивные пассажирские перевозки (до 25 млн. пассажи­рок ежегодно на Крымско-Кавказской и местных линиях, а также на международных пассажирских линиях). Однако сегодня перевозки пассажиров в бассейне резко сократились.

Регулярные грузовые линии связывают порты бассейна с порта­ми Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Ирака, Италии, Йемена, Кубы, Малайзии, Турции, Цейлона, Японии и др. стран.

Среди экспортных перевозок значительное место занимают пе­ревозки нефти и нефтепродуктов (Батуми, Констанца, Новороссийск, Одесса, Поти, Супса, Туапсе, Феодосия); ряд портов бассейна также осваивают новые для себя грузопотоки нефти и нефтепродуктов, сжи­женного газа (Ильичевск, Южный, Херсон).

Через порты бассейна вывозятся черные и цветные металлы (алюминий, чугун, сталь в рулонах и различные сортаменты прока­та), оборудование для предприятий, сооружаемых с помощью Рос­сии и Украины в развивающихся странах, а также зерно, уголь, кокс, цемент, железная и марганцевая руды и ряд других грузов.

В последние годы получили развитие контейнерные перевозки. 11орты бассейна соединены фидерными линиями с основными кон­тейнерными портами в Средиземном море (порты Италии, Мальты, Греции, Турции), а также Персидского залива; организован ряд кон­тейнерных линий, связывающих порты Украины на Дунае с портами стран Средиземного моря.

  • 2. Факторы, влияющие на размещение производительных сил и их изменение в эпоху нтр.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.

    1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортёры. Главные международные грузопотоки топлива.

    Топливная промышленность - комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья.

    Крупнейшими отраслями топливной промышленности являются: нефтяная, газовая, угольная. Менее крупными: сланцевая и торфяная.

    Топливная промышленность в своём развитии прошла несколько этапов:

    1) угольный (до середины XX века);

    2) нефтяной (до 1960 г);

    3) газовый (до 1980 г);

    4) переходный (современный период): от использования минерального топлива к возобновляемым и неисчерпаемым энергоресурсам (энергии Солнца, ветра и т.д.).

    Рассмотрим особенности наиболее крупных отраслей промышленности:

    1) Нефтяная промышленность:

    Большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны (более 4/5 запасов и около 1/2 добычи в мире).

    Главными районами запасов нефти являются: бассейны - Персидского залива, Западно-Сибирский, Мексиканского залива, Волго-Уральский, Суматринский, Оринокский, Сахарский, Гвинейского залива, Североморский.

    Ведущее место по добыче нефти занимают: Россия, США, Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла, Кувейт, Великобритания, ОАЭ, Канада, Норвегия и т.д.

    Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Ливия), Россия, Индонезия, частично Северная Европа (Норвегия).

    В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления.

    Основные районы ввоза нефти: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

    2) Газовая промышленность:

    Добыча природного газа получила развитие лишь во второй половине XX века.

    Главными районами запасов газа можно выделить: страны СНГ (Западная Сибирь (РФ), Туркмения, Узбекистан) и Ближний Восток (Иран, Саудовская Аравия).

    В отличие от нефтедобывающих, главными газодобывающими являются, в основном, развитые страны: Россия и США (добывают до 50 % мирового газа), Канада, Нидерланды.

    Меньшую долю газа добывают в Саудовской Аравии, Индонезии, Алжире, Великобритании.

    Крупнейшими экспортёрами газа считаются: Россия, Нидерланды, Канада и Норвегия.

    Сложности межконтинентальной транспортировки газа определяют потребление 85 % добываемого газа в странах-производителях. Это во многом сдерживает перспективы развития стран Ближнего Востока и Северной Африки, где сосредоточено около 1/3 мировых запасов газа.

    Основные районы ввоза газа: США, Западная и Восточная Европа, Япония.

    3) Угольная промышленность:

    В последние годы эта отрасль развивается довольно быстро, что связано с обострившейся энергетической ситуацией в мире (особенно на нефтяном рынке).

    Основные запасы угля сосредоточены: в странах СНГ (Ленский, Кузнецкий, Донецкий бассейны), в США (Аппалачский, Иллинойский бассейны), Канада, Австралия, Великобритания, ЮАР и т.д.

    По добыче угля лидируют в основном развитые страны: Китай, США, Россия, ФРГ, Польша.

    Уголь потребляется преимущественно в тех же государствах, где и добывается, поэтому на мировой рынок поступает только 1/10 его часть.

    Основные страны-экспортёры угля: Австралия, США, ЮАР (это страны с наилучшими условиями добычи); в меньшей степени вывозят: Россия, Польша, Канада.

    Основные районы ввоза угля: Западная Европа и Япония.

    2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

    В современном мире прогресс каждой страны неотделим от её участия в мировом обмене материальными и духовными ценностями.

    Сегодня ни одно государство не может одинаково эффективно производить всю современную продукцию.

    Раньше других это поняли экономически развитые страны. Они занимают в международных экономических связях лидирующие позиции. На их долю приходится от 2/3 до 3/4 всех видов этих связей. Большинство из них обеспечивает значительную часть своих доходов за счёт экспорта товаров и услуг. Такие страны называют государствами с открытой экономикой.

    Второе место в системе всемирных экономических отношений занимают развивающиеся страны. Они зависят от экспорта сырья, топлива, продовольствия, их финансовая задолженность развитым странам достигла 1.5 трлн. долларов.

    Формы международных экономических отношений:

    1) Внешняя торговля: самая старая часть мирового хозяйства.

    Она характеризуется:

    а) внешнеторговым оборотом (сумма экспорта и импорта страны в стоимостной форме);

    б) товарной структурой (наблюдается процесс увеличения доли готовых изделий, повышение качества товара, его соответствия всем требованиям мировых стандартов);

    в) географическим распределением:

    · Более 70 % всего оборота мировой торговли приходится на экономически развитые страны, в том числе свыше 45 % - на Западную Европу. В экспорте этих государств преобладают дорогостоящие готовые изделия.

    · Второе место в мировом товарообороте принадлежит странам Азии, где лидерами являются Япония, новые индустриальные и нефтедобывающие государства Персидского залива.

    · Третье место занимает Северная Америка, где доминируют США.

    2) Кредитно-финансовые отношения:

    Сущность этой формы состоит в перемещении капитала из той страны, где находится его собственник, в другую страну - для извлечения прибыли.

    Главные экспортёры капитала: США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония.

    3) Научно-техническое сотрудничество: оно выражается в торговле научно-технической информацией (патентами и лицензиями), в проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.

    4) Компенсационные сделки: предоставление иностранными фирмами кредита каким-либо странам. А эти государства в счёт этого долга сооружают крупный хозяйственный объект; и после ввода объекта в эксплуатацию погашают (компенсируют) полученный кредит поставками готовой продукции.

    5) Предоставление различного рода услуг.

    Например, обслуживание иностранных судов, заходящих в порты.

    6) Международное производственное сотрудничество: выражается в специализации и международном кооперировании предприятий.

    7) Международный туризм:

    Ежегодно в туристических поездках принимает участие 1/3 населения Земли.

    На долю туризма приходится 6 % общего объёма мирового экспорта (доходы от него превысили 250 млрд. долларов, что больше по величине, чем ВВП такой страны, как Индия).

    Главный туристический регион мира - Европа (Франция, Италия, Великобритания, Испания и др.). Быстро растёт международный туризм в США.

    Многие развивающиеся страны очень перспективны как туристические районы: Мексика, Марокко, Тунис; Багамские, Бермудские, Сейшельские острова и многие, многие другие.

    3. Определение по статистическим материалам основных экспортёров сахара.

    Большую роль в питании людей играют сахароносные культуры.

    Ежегодно производится более 110 млн. тонн сахара: 60 % из сахарного тростника и 40 % из сахарной свеклы.

    Хотя обе эти культуры отличаются большой трудоёмкостью производства и дают один и тот же конечный продукт - сахар, но районы их возделывания совершенно различны.

    Основные районы выращивания сахарного тростника: регионы с тропическим и субтропическим климатом - Латинская Америка (Бразилия, Куба, Мексика), Азия (Индия, Китай), Австралия.

    Основные районы выращивания сахарной свеклы: регионы с умеренным (тёплым) климатом - Украина, Россия, Франция, ФРГ, США.

    Главные страны-экспортёры сахара: Белиз, Барбадос, Гайана, Доминиканская Республика, Куба, Маврикий, Реюньон, Бразилия, Австралия.

    Билет № 23

    1.9 Преобладающие грузопотоки главных магистралей

    Международные транспортные коридоры, проходящие в границах России: «Восток-Запад» или «Транссиб»: Европа-Российская Федерация-Япония с ответвлениями из Российской Федерации на: Казахстан-Китай; Монголию и Китай; Корейский полуостров. Средним и основным звеном этого коридора является мощная, двухпутная, электрифицированная Транссибирская магистраль. За последние два года Российские железные дороги решили тактические задачи по увеличению грузопотока Транссибирской магистрали.

    Начавшийся в 90-х годах переход к рыночным принципам управления экономикой привел к распаду централизованной системы управления грузопотоками. В результате на рынке появилось множество независимых транспортных и экспедиторских компаний, разного рода операторов, посредников и т.п., в основной своей массе слабых как в финансовом, так и в профессиональном отношении. Как следствие - ни одна из российских транспортно-экспедиторских компаний до сих пор не может составить конкуренции западноевропейским или американским компаниям даже на российском рынке. В связи с этим новый генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТП) Геннадий Бессонов отметил, что Совет намерен способствовать принятию выгодных тарифных ставок для перевозок по Транссибу и содействовать привлечению дополнительных грузопотоков на магистраль.

    Грузопотоки главной магистрали Омской железной дороги определяются её ролью как связующего звена между Кузбассом и Уралом. С перевозками кузнецкого угля, уральской руды и других транзитных грузов связана основная часть перевозочной работы дороги.

    1.10 Главные железнодорожные узлы

    Крупнейший железнодорожный узел в России и один из крупнейших в мире – Московский. Железнодорожный узел Санкт-Петербурга является ядром транспортного узла всего северо-западного региона России. Петербургский узел является связующим между западом и востоком, между Европой и Азией. К другим железнодорожным узлам Российской Федерации относятся: Новосибирск, Пермь, Пенза, Сызрань, Барнаул, Омск, Уфа, Воркута, Архангельск, Лабытнанги, Печора, Сыктывкар, Вологда, Ярославль, Иваново, Нижний Новгород, Екатеринбург, Чита, Тында, Краснодар и др.


    Глава 2. Задания 2.1 Графики структуры грузооборота транспортного комплекса России

    Графики структуры грузооборота транспортного комплекса России представлены на рис. 3-4.

    Рис. 3. Структура грузооборота транспортного комплекса России в 2006 г.

    Рис. 4. Структура грузооборота транспортного комплекса России в 2007 г.


    2.2 Размещение железнодорожного транспорта России

    На картосхеме «Размещение железнодорожного транспорта России» показать главные железнодорожные магистрали, узлы, выделить электрифицированные участки, железные дороги, вновь строящиеся. Показать важнейшие грузопотоки по железным дорогам страны.

    Задание выполнено на рис. 5.

    2.3 Густота железнодорожных и автомобильных дорог

    На основе статистических данных распределите ФО по густоте железнодорожных и автомобильных дорог в расчете на 1000 км 2 .

    Составим список федеральных округов по густоте железнодорожных и автомобильных дорог (по убыванию):

    1. Калининградская область

    2. Центральный район

    3. Северо-Западный район

    4. Северо-Кавказский район

    5. Центрально-Черноземный район

    6. Поволжский район

    7. Уральский район

    8. Волго-Вятский район

    9. Северный район

    10. Западно-Сибирский район

    11. Восточно-Сибирский

    12. Дальневосточный


    Рис. 5. Размещение железнодорожного транспорта России.

    Условные обозначения:

    Железнодорожные узлы Главные железнодорожные магистрали

    Электрифицированные участки Строящиеся железные дороги

    Железные дороги Важнейшие грузопотоки по железным дорогам


    Список литературы

    1. Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ (ред. от 07.07.2003) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

    2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 №111 (с изм. от 21.02.2007) «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

    3. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 N 921 (ред. от 14.12.2006) "О порядке образования и использования средств резервного фонда Министерства транспорта Российской Федерации для обеспечения безопасного функционирования транспортных систем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в транспортном комплексе".

    5. Ишмуратов Б.М. Макроэкономическая социология и география // География и природные ресурсы. №4. 2006 с. 5-12

    6. Конева И.В. О месте и функциях региональной географии вчера и сегодня // География и природные ресурсы. №2. 2005 с. 19-25

    7. Лопатин Д.В. Об общих системно-морфологических основах единой географии // География и природные ресурсы. №1. 2006 с. 157-159

    8. Машуков А.А., Никитин С.П. Воздействия предприятий железнодорожного транспорта на окружающую среду (на примере Восточно-Сибирской железной дороги)/География и природные ресурсы.№1.2005

    9. Первая Всероссийская конференция «Современные проблемы социальной географии» // География и природные ресурсы. №3. 2006 с. 173

    10. Снытко В.А., Тикунов В.С. Первый российский учебник по теории и методологии географической науки/География и природные ресурсы


    Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

    Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

    Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

    Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.

    Акулиничев В.М. и др. Железнодорожные станции и узлы./ Под ред. Акулиничева В.М. Учебник для вузов – М.: Транспорт, 2006.




    ... ­телями услуг федерального железнодорожного транспорта, в конечном итоге - повышение эффективности функционирова­ния экономики страны. 7. Концепция реформирования железнодорожного транспорта (1998 г.) Основное содержание социально-экономической политики России на 1999-2000 гг. заключалось и осуществлении ком­плекса широкомасштабных реформ для преодоления таких ост­рых экономических проблем, как...

    США или стран Евросоюза. Основным поставщиком грузов для железнодорожного транспорта является промышленность, на долю которой приходится до 90% общего объема грузов. 1.3 Анализ и экономическая оценка деятельности железнодорожного транспорта В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и переведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно составляет 47,6% и 52,4% в...

    Локомотивов; 6. привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта. На третьем этапе (2006-2010 гг.) На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта продолжается привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, ...

    С приобретением пассажирами проездных билетов, что, по сути, удостоверяет заключение договора перевозки пассажира. Так, на железнодорожном транспорте в соответствии со ст. 82 УЖТ РФ заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями. Согласно Правилам...

    Топливно-энергетическая промышленность () представляет собой совокупность отраслей топливной промышленности, электроэнергетики, средств доставки топлива и энергии.

    Энергетика – основа развития производительных сил и самого существования человеческого общества. Она обеспечивает работу силовых аппаратов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и в быту. Это самая материалоёмкая отрасль мировой индустрии. С энергетикой связано также большинство .
    Первичные энергоносители (нефть, природный газ, уголь) одновременно являются исключительно важной сырьевой базой нефтехимической, газохимической, химической отраслей промышленности. Продукты их переработки составляют основу получения всех полимерных материалов, азотных удобрений и многих других ценных веществ.

    В развитии топливно-энергетической промышленности мира выделяют три главных этапа: угольный, нефтегазовый, современный.

    В конце XIX и начале XX в. в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем потреблении основных источников энергии составляла 60%. Но в 50-60-е гг. структура потребления энергоресурсов существенно изменилась, на первое место вышла нефть — 51%, доля угля сократилась до 23%, природного газа составила 21,5%, гидроэнергии — 3%, ядерной энергии — 1,5%.

    Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа; рядом преимуществ этих видов топлива перед твердым топливом (высокая эффективность добычи, транспортировки, потребления); возросли масштабы использования нефти и природного газа не только как топлива, но и как промышленного сырья.

    Но в 70-х годах наметился мировой энергетический кризис, который затронул в первую очередь нефтяную промышленность. В итоге доля нефти в общем потреблении и производстве энергоресурсов стала сокращаться.
    В этот период был взят курс на использование ядерной энергии. Но Чернобыльская катастрофа 1986 года больно ударила и по этому направлению энергетики. Часть стран после катастрофы либо демонтировали свои АЭС, либо приняли решение о их постепенном закрытии ( , ). В некоторых странах ( , Нидерланды, ) были заморожены программы строительства АЭС. Большинство других стран зарубежной Европы, а также , хотя и не демонтировали свои АЭС, но новые перестали строить.

    Начиная с 80-х гг. в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающее переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, энергии (энергия ветра, солнца, приливов и отливов, геотермические источники, гидроресурсы и др.).
    Таким образом, современный этап использования энергоресурсов носит переходный характер. Он может продлиться несколько десятилетий пока не произойдет постепенный переход от использования минерального топлива к преимущественному использованию неисчерпаемых энергоресурсов.

    Структура мирового потребления первичных источников энергии сегодня выглядит следующим образом: нефть – 34,1%; уголь – 29,6%; газ – 26,5%; гидроэнергетика – 5,2%; атомная энергетика – 4,6%.

    Мировое производство и потребление топлива и энергии имеет ярко выраженные и региональные различия. Нефть сегодня лидирует в структуре энергопотребления большинства регионов мира, но в Австралии, например, лидирует уголь, а в СНГ – газ.

    60% мирового энергопотребления приходится на экономически развитые страны (страны Севера), а 40% — на развивающиеся страны (страны Юга), хотя их доля в последние годы неуклонно возрастает. По расчетам ученых к 2010 году это соотношение будет: 55% / 45%. Это связано с перемещением в развивающиеся страны производств, а также проведением развитыми странами политики энергосбережения.

    Первое место по энергопотреблению сегодня занимает зарубежная Азия, оттеснив Северную Америку на второе. Зарубежная Европа занимает третье место – 24 %, а СНГ четвертое. Среди стран лидирует США (3100 млн т у.т.), затем идут: Китай (1250), Россия (900), Япония (670), (460), (425), Канада (340), (335), (330), Италия (240).

    Для характеристики уровня развития экономики страны важным показателем является душевое потребление энергоресурсов.

    Среди стран – экспортеров топлива и энергии преобладают экспортеры нефти, а среди импортеров – развитые страны Запада.

    Топливная промышленность – это комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья. Ее значение заключается в обеспечении топливом и сырьем других отраслей — теплоэнергетики, нефтехимии, металлургии и др. В условиях НТР роль топливной промышленности возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

    Топливная промышленность включает следующие отрасли промышленности:

    • угольная;
    • нефтяная;
    • газовая;
    • торфяная;
    • сланцевая;
    • уранодобывающая.

    Угольная промышленность весьма перспективна в мировом энергоснабжении (угольные ресурсы по-настоящему еще не разведаны, их общегеологические запасы значительно превосходят запасы нефти и природного газа). Мировая добыча угля постоянно возрастает, тотя темпы прироста в последние годы несколько снизились Современная мировая добыча угля находится на уровне 4,5- 5 млрд т. Среди регионов добыча угля распределяется следующим образом. Среди главных угледобывающих стран - представители почти всех регионов мира. Исключение - бедные углем страны Латинской Америки, доля которых в мировой добыче угля крайне мала. Больше всех в мире добывают угля Китай (1 170 млн. т), США (970), Индия (330), Австралия (305), Россия (270), (220), ФРГ (200), Польша (160), (90), Украина (80), (75), Канада (70), Индонезия (70), (35), Великобритания (30).

    Учитывая широкое распространение месторождений угля, он добывается в основном в тех странах, где испытывают в нем потребность, т.е. большая часть угля потребляется там же, где и добывается. Поэтому только десятая часть мировой добычи угля, причем высококачественного (преимущественно коксующегося) ежегодно поступает на экспорт. Крупнейшие экспортеры угля - Австралия, США, ЮАР, Канада, Польша, Россия. Основные импортеры — Япония, Южная Корея, Италия, Германия, Великобритания. Австралия поставляет уголь главным образом в и . США и ЮАР работают на европейский и латиноамериканский рынок. Распространение российского угля (Печорского и Кузнецкого бассейнов) за рубеж ограничено его слабой конкурентоспособностью (из-за дороговизны добычи, удаленности от основных потребителей и пр.) с местным и привозным топливом других стран.

    Основные грузопотоки угля («угольные мосты») имеют следующие направления:

    • Австралия – Япония, Ю.Корея;
    • Австралия – Западная Европа;
    • США – Западная Европа;
    • США – Япония;
    • ЮАР – Япония;
    • Канада – США.

    Нефтяная промышленность . В современном хозяйстве и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве химического сырья. Среднегодовой объем добычи нефти достигает 3,6 млрд т.

    Нефть добывается более, чем в 90 странах, при этом 40% добычи приходится на экономически развитые («Страны Севера»), а 60% — на развивающиеся («Страны Юга»). Среди регионов добыча нефти распределяется следующим образом:

    Регион

    Добыча в млрд. т

    Доля в мировой добыче в %

    Зарубежная Азия

    1455

    40,7

    Латинская Америка

    520

    14,5

    Северная Америка

    480

    13,4

    СНГ

    395

    Африка

    375

    10,4

    Зарубежная Европа

    330

    Австралия и Океания

    Десятку стран — крупнейших производителей нефти образуют (440 млн т), США (355), Россия (350), Иран (180), Мексика (170), (165), Китай (160), Норвегия (160), Ирак (130), Канада (125), Великобритания (125), (115), (105), (105), (70), (65), Индонезия (65), (65), (45), (40), Колумбия (35), Казахстан (35), (35), Индия (35), (35), Австралия (35).

    На экспорт направляется около половины всей добываемой нефти. Помимо стран-членов ОПЕК, доля которых в мировом экспорте нефти составляет 65%, ее крупнейшими поставщиками на мировой рынок являются также России, Мексика, Великобритания.

    В большом количестве нефть импортируют США (до 550 млн т), Япония (260), Германия (110) и другие страны.

    В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления.

    Основные районы экспорта Ближний и Средний Восток (950 млн т в год), Россия (210), Западная Африка (160), Карибский район (150), (140), Канада (100), Европа (Норвегия, Великобритания) (100).
    Основные районы импорта – США (550 млн т в год), Зарубежная Европа (500), Япония (260), Китай (90), Южная Америка (55).

    Поэтому и основные экспортные грузопотоки нефти («нефтяные мосты») имеют следующие направления:

    • Персидский залив – Япония, Ю.Корея;
    • Персидский залив – Западная Европа;
    • Персидский залив – США;
    • Юго-Восточная Азия – Япония;
    • Карибский бассейн – США;
    • Северная Африка – Западная Европа;
    • Западная Африка – Западная Европа;
    • Западная Африка – США;
    • Россия – Западная Европа и СНГ.

    Нефтеперерабатывающая промышленность мира в значительной мере ориентирована на основных потребителей нефти и нефтепродуктов - развитые страны (сосредоточивают более 60% ее мощностей). Особенно велика доля США (21% мощностей НПЗ мира), Западной Европы (20%), России (17%), Японии (6%).

    Газовая промышленность . Природный газ так же, как и нефть, используется как топливо и как сырье для . Среди видов природного газа наибольшее значение имеет попутный нефтяной газ, извлекаемый в процессе добычи нефти. Наличие значительных разведанных запасов природного газа, дешевизна его добычи, транспортировки и использования способствуют развитию отрасли.

    Мировая добыча природного газа постоянно растет и в 2000 г. составила примерно 2,5 трлн куб. м. Среди регионов по размерам добычи природного газа места распределяются следующим образом: Северная Америка (715 млрд м3), СНГ (690), зарубежная Азия (450), зарубежная Европа (285), Африка (130), Латинская Америка (100), Австралия и Океания (50).

    Среди стран выделяются: Россия (585 млрд. м3), США (540) и Канада (170), на долю которых приходится более половины ее мирового итога. Далее идут Великобритания (110), Алжир (85), Индонезия (65), Нидерланды (60), Иран (60), Саудовская Аравия (55), (55), Норвегия (55), Туркмения (50), Малайзия (45), ОАЭ (40), Австралия (35).

    Крупнейшие в мире производители природного газа — Россия, США, Канада, Нидерланды, Великобритания и др. одновременно в большом количестве и потребляют природный газ, поэтому в сравнении с нефтью доля поставок природного газа на экспорт сравнительно невелика - всего около 20- 25 % от добываемого природного газа. Крупнейшие его экспортеры — Россия (около 30% мирового экспорта), Канада, Алжир, Норвегия, Нидерланды. США, будучи одним из крупнейших потребителей природного газа, используют не только свой, но и газ других стран — Канады, Алжира и др. Наряду с США импортируют газ Япония и большая часть стран Европы (особенно в большом количестве - Германия, Франция, Италия). Поставки природного газа на экспорт осуществляются по газопроводам (из Канады и в США, из России и в и Европу, из и в Европу) или морскими перевозками в сжиженном виде (из в Японию, из Алжира в и США).

    Таким образом, основными направлениями транспортировки природного газа («газовые мосты») являются:

    • Россия – Европа и СНГ;
    • Канада – США;
    • Мексика – США;
    • Нидерланды, Норвегия – Западная Европа;
    • Алжир – США;
    • Алжир – Западная Европа;
    • Индонезия, Ближний Восток, Австралия – Япония.

    Электроэнергетика мира. Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей . Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом. Мировое производство электроэнергии составляет примерно 15,5 трлн кВт-ч. Электроэнергия производится во всех , но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВт х ч. имеют только 11 стран.

    США (3980 млрд кВт-ч), Китай (1325), Япония (1080), Россия (875), Канада (585), Германия (565), Индия (550), Франция (540), Великобритания (370), Бразилия (340). Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран приходится около 65% всей выработки, развивающихся - 22%, стран с переходной экономикой — 13%.

    Важным показателем обеспеченности страны электроэнергией является величина ее производства в расчете на душу населения. Этот показатель наиболее высок в таких странах, как Норвегия (26 тыс кВт х ч), Швеция (26 тыс), Канада (18 тыс), США (14 тыс), Франция (9 тыс), Япония (8,5 тыс).

    В структуре выработки электроэнергии лидируют теплоэнергетика . Более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС), около 18% — на гидроэлектростанциях (ГЭС), около 17% — на атомных электростанциях (АЭС) и около 1% — на геотермальных, приливных, солнечных, ветровых электростанциях.

    Теплоэнергетика имеет следующие преимущества:

    • относительно небольшие сроки строительства;
    • стабильность работы.

    Однако, теплоэнергетика имеет и ряд недостатков, связанных в первую очередь с . Тепловая энергетика занимает первое место по объему выбросов загрязняющих веществ в . В составе выбросов - твердые частицы, диоксид серы, двуокись углерода, оксиды азота. «Кислотные дожди», образующиеся при растворении двуокиси серы, выбрасываемой в атмосферу, наносят существенный - лесам, рекам, озерам, почве, а также зданиям (жилым и административным строениям и особенно памятникам архитектуры, которые в последние годы быстро разрушаются). Кроме того, тепловая энергетика приводит еще и к тепловому загрязнению (неиспользуемый выброс тепла).

    Из трех основных источников получения тепловой энергии более всего загрязнения и «парниковых газов» производится и выбрасывается в окружающую среду в результате сжигания угля, в меньшей степени нефти, и наименьшее — природного газа.

    Тепловая энергетика в наибольшей степени развита в странах, обладающих большими запасами топлива (уголь, нефть, газ). Наибольшую долю тепловой энергетики в структуре энергетики имеют Польша, Нидерланды, ЮАР.

    Гидроэнергетика наносит меньший вред окружающей среде. Ее главные достоинства:

    • низкая себестоимость;
    • экологическая чистота производства;
    • возобновляемость используемых ресурсов.

    Но и этот вид энергетики имеет свои недостатки. Так при строительстве гидроэлектростанции затопляются плодородные земли, которые могли бы быть использованы в сельском хозяйстве, из зон затопления приходится переселять людей (жителей деревень, поселков, городов, проживавших в зоне строительства ГЭС и будущих водохранилищ), меняются водные и наземные экосистемы и их плодородие и т.д. Ко всему прочему строительство , Швейцария, ФРГ, Великобритания, Япония и др.). Атомные электростанции работают более, чем в 30 странах мира. По общей мощности АЭС среди стран мира лидируют США (98,5 млн кВт), Франция (63,2), Япония (44,3), Германия (21,3), Россия (20,8), Республика Корея (13,0), Великобритания (12,4), Украина (11,2), Канада (10,0), Швеция (9,4). По доли АЭС в общей выработке электроэнергии выделяются страны у которых эта доля составляет более 50% — (82%), Франция (77%), Бельгия (55%) Швеция (53%). Высокая доля и у таких стран, как Украина, Р.Корея, (по 45-47%), Швейцария, (42-43%), Германия и Япония (33-36%).

    Таким образом основные мощности АЭС сосредоточены в Западной и Восточной Европе, и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

    Развитие атомной электроэнергетики во многих странах мира сдерживается страхом возможных ядерных катастроф, нехваткой капиталов (строительство АЭС весьма капиталоемкое дело).

    Нерешенными в атомной энергетике остаются я проблемы хранения и переработки отходов деятельности АЭС, а также вопросы консервации атомных станций после истечения сроков их действия. Это проблемы всего мирового сообщества. Можно по-разному относиться к строительству атомных станций, однако, их существование и использование в ближайшие годы - объективная реальность. В конце 90-х годов в мире эксплуатировалось более 420 энергоблоков на АЭС и еще несколько десятков находилось в стадии строительства. Если бы (гипотетически) все атомные станции в мире заменить на тепловые, работающие на угле, то во-первых, понадобилось бы дополнительно добыть огромное количество угля, а во-вторых, в результате его сжигания в окружающую среду поступили бы дополнительно миллиарды тонн углекислого газа, миллионы тонн оксидов азота, серы, летучей золы, т.е. количество вредных отходов возросло бы многократно. По другим расчетам, эксплуатация атомных станций позволяет экономить (не добывать или использовать для других целей) около 400 млн. т нефти. Это немалое количество. К тому же, по заявлению специалистов Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), термоядерный синтез является способом получения энергии, потенциально приемлемым с точки зрения экологии и безопасности может в будущем обеспечить весь мир необходимым количеством. Поэтому ряд стран (Франция, Япония, Ю.Корея, Китай продолжают разрабатывать долгосрочные атомные энергетические проекты. Россия также готова возобновить в ближайшем будущем свои программы в этой области.

    В меньшей степени воздействуют на окружающую среду альтернативные источники получения энергии. Однако их роль в и энергетике отдельных стран пока малозначима. Причем, абсолютно безвредных производств практически не бывает. Так, использование геотермальной энергии влечет за собой значительное загрязнение воды, воздуха и земли. Ветровые электростанции вызывают неприемлемые шумовые эффекты и должны располагаться вдали от населенных пунктов и т.п.

    Использованием альтернативных источников энергии выделяются следующие страны:

    • ГеоТЭС – , страны Центральной Америки;
    • Приливные электростанции – Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия, Китай;
    • Ветровые электростанции – Германия, Дания, Великобритания, Нидерланды, США, Индия, Китай.

    Один из важнейших путей решения энергетической проблемы - экономия энергии и повышение эффективности ее использования, меры по снижению расходов энергии на единицу произведенного продукта, по использованию новейших технологий (малоотходных, безотходных) и, как следствие, использования меньшего количества топливных ресурсов и снижение отходов производства.



     


    Читайте:



    Морской окунь, запеченный в фольге

    Морской окунь, запеченный в фольге

    Новый год – большой, весeлый, долгожданный праздник. В нашей семье к нему заранее готовятся, так как уже сложилась такая традиция, что все самые...

    Что можно делать с лисичками грибами

    Что можно делать с лисичками грибами

    Очень вкусные грибы – лисички. Но наверняка, не каждая хозяйка знает, как их правильно готовить. Поэтому самое время узнать об этом. Как готовить...

    Современный сонник скатерть

    Современный сонник скатерть

    Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

    ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

    ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

    Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

    feed-image RSS