Главная - Кухня
Расстройство мышления в психиатрии. Расстройства логической основы мышления

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижность, торпидность мышления) - в клинической психологии и психопатологии, - одно из расстройств мышления с нарушением течения ассоциаций, при котором нарушается его целенаправленность. Чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга. Сопровождается снижением уровня мышления и тугоподвижностью, указывает на то, что интеллектуальные функции весьма ослаблены. Патологическая обстоятельность является менее тяжелым расстройством, чем тангенциальная речь и логорея, поскольку при патологической обстоятельности в речи больного сохраняется логическая последовательность изложения, и собеседник не испытывает затруднений в понимании смысла сказанного.

Описание

Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить существенное от несущественного, главное от второстепенного, в чём выявляет понижение уровня процессов обобщения и абстрагирования. Детали отвлекают больного от последовательного изложения, из-за чего рассказ становится очень длинным, тщательная детализация речи ведёт к потере смысла и сути. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднён.

Патологическая обстоятельность схожа с формализмом мышления, но имеет от него существенные отличия. При формализме больной, отвечая на вопрос, нередко игнорирует его по существу, сообщая о внешней стороне дела, случайных деталях, не связанных с другими подробностями и не имеющих значения. А при патологической обстоятельности общее множество деталей рассказа составляет единое целое, больной пытается ответить по существу.

Чаще всего обстоятельность проявляется у больных эпилепсией, мышление которых называют лабиринтным: они с затруднениями, путано, неточно, с повторениями выражают свои мысли. При эпилептической деменции обстоятельность и снижение уровня мыслительной деятельности проявляются наряду с замедлением психических процессов.

Пример разговора с больной эпилепсией с формирующимся концентрическим слабоумием и патологической обстоятельностью:

Обращение к врачу объясняет таким образом: «Я сегодня проснулась в 9 часов утра, а обычно я просыпаюсь в 7 часов. Болела голова, тело ломило. Так бывает после приступа. Извините, одеяла были мокрые. Сильно болел язык. За последнюю неделю это третий приступ, но после первых двух не болел язык и одеяла были сухие… По дороге я встретила соседку, она меня остановила и стала жаловаться на своего сына, который пьёт и нигде не работает». На желание врача прервать рассказ, больная ответила: «Вы извините, но этот сын был раньше хорошим человеком, работал, висел на Доске Почёта».

В. Л. Гавенко, Б. С. Битенский

В некоторых случаях чрезмерная обстоятельность речи тем не менее не доходит до патологических форм. В частности, чрезмерной (но не патологической) обстоятельностью иногда отличается речь пожилых людей, а также лиц, страдающих

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение - это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение - большой скачок идей.
  3. Замедление - это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность - это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность - уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность - здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость - это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность - трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство - когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей - насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия - когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. - возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи - возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи - это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде , человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде , идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

  1. Галлюцинаторной.
  2. Образной.
  3. Конфабуляторной.
  4. Маниакальной.

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение - эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях. В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией. Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию. За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной. Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь. В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

6.2. Расстройства мышления

Мышление – это функция познания, с помощью которой человек анализирует, связывает, обобщает, классифицирует. В основе мышления лежат два процесса: анализ (разложение целого на составляющие части с целью выделения главного и второстепенного) и синтез (создание целостного образа из отдельных частей). О мышлении судят по речи человека и иногда по действиям и поступкам.

Расстройства формы ассоциативного процесса

Ускоренный темп (тахифрения) – мышление носит поверхностный характер, мысли текут быстро, легко сменяют друг друга. Характерна повышенная отвлекаемость, больные постоянно перескакивают на другие темы. Речь ускоренная, громкая. Больные не соотносят силу голоса с обстановкой. Высказывания перемежаются стихотворными фразами, пением. Ассоциации между мыслями поверхностные, но все-таки они понятны.

Наиболее выраженная степень ускоренного мышления – скачка идей (fuga idiorum ). Мыслей так много, что больной не успевает их проговорить, характерны незаконченные фразы, речь взахлеб. Необходимо дифференцировать с разорванным мышлением, при котором ассоциации полностью отсутствуют, темп речи остается обычным, нет характерной эмоциональной насыщенности. Ускоренный темп мышления характерен для маниакального синдрома и для опьянения стимуляторами.

Ментизм – субъективное ощущение, когда в голове присутствует масса мыслей, не связанных между собой. Это кратковременное состояние. В отличие от ускоренного мышления, крайне тягостное для больного состояние. Симптом характерен для синдрома Кандинского-Клерамбо.

Замедленный темп (брадифрения). Мысли с трудом возникают и подолгу держатся в сознании. Медленно сменяют одна другую. Речь тихая, бедна словами, ответы с задержками, фразы короткие. Субъективно больные описывают, что мысли, появляясь, преодолевают сопротивление, «ворочаются как камни». Больные считают себя интеллектуально несостоятельными, оглупевшими. Наиболее тяжелая форма замедленного мышления – моноидеизм, когда в сознании больного одна мысль держится в течение длительного времени. Данный вид расстройства характерен для депрессивного синдрома, органических поражений головного мозга.

Шперунг – обрывы мыслей, «закупорка мышления», больной внезапно теряет мысль. Чаще всего переживания субъективные и в речи могут быть не заметны. В тяжелых случаях – внезапное прекращение речи. Часто сочетается с мысленными наплывами, резонерством, наблюдается при ясном сознании.

Соскальзывающее мышление – отклонение, соскальзывание рассуждений на побочные мысли, нить рассуждений теряется.

Разорванность мышления. При данном расстройстве наблюдается утрата логических связей между отдельными мыслями. Речь становится непонятной, грамматический строй речи сохраняется. Расстройство характерно для отдаленного этапа шизофрении.

Для бессвязного (инкогерентного) мышления характерна полная утрата логических связей между отдельными короткими высказываниями и отдельными словами (словесная окрошка), речь теряет грамматическую правильность. Расстройство возникает при нарушенном сознании. Инкогерентное мышление входит в структуру аментивного синдрома (часто в состоянии агонии, при сепсисе, тяжелой интоксикации, кахексии).

Резонерство – пустые, бесплодные, расплывчатые рассуждения, не наполненные конкретным смыслом. Пустословие. Отмечается при шизофрении.

Аутистическое мышление – рассуждения опираются на субъективные установки больного, его желания, фантазии, заблуждения.

Часто присутствуют неологизмы – слова, придуманные самим больным.

Символическое мышление – больные придают особый смысл случайным предметам, превращая их в особые символы. Содержание их не понятно окружающим.

Паралогическое мышление – рассуждения с «кривой логикой», основывается на сопоставлении случайных фактов и событий. Характерно для параноидного синдрома.

Двойственность (амбивалентность) – больной утверждает и отрицает одновременно один и тот же факт, часто встречается при шизофрении.

Персеверативное мышление – застревание в сознании одной мысли или представления. Характерно повторение одного ответа на разные последующие вопросы.

Вербигерация – характерное нарушение речи в виде повторения слов или окончаний с их рифмованием.

Патологическая обстоятельность мышления. В высказы-ваниях и рассуждениях присутствует чрезмерная детализация. Больной «застревает» на обстоятельствах, ненужных деталях, тема рассуждений не теряется. Характерно для эпилепсии, пара-нойяльного синдрома, психоорганических синдромов, для паранойяльного бреда (особенно заметно, когда обосновывают бредовую систему).

Расстройства смыслового содержания ассоциативного процесса

Сверхценные идеи – мысли, тесно спаянные с личностью больного, определяющие его поведение, имеющие основу в реальной ситуации, вытекающие из нее. Критика к ним ущербна, неполна. По содержанию выделяют сверхценные идеи ревности, изобретательства, реформаторства, личного превосходства, сутяжного, ипохондрического содержания.

Интересы больных суживаются до сверхценных идей, которые занимают доминирующее положение в сознании. Наиболее часто сверхценные идеи возникают у психопатических личностей (излишне уверенных в себе, тревожных, мнительных, с заниженной самооценкой) и в структуре реактивных состояний.

Бредовые идеи – ложные умозаключения, возникающие на болезненной основе, больной к ним не критичен, не поддается разубеждению. Содержание бредовых идей определяет поведение больного. Наличие бреда является симптомом психоза.

Основные признаки бредовых идей: нелепость, неправильность содержания, полное отсутствие критики, невозможность разубеждения, определяющее влияние на поведение больного.

По механизму возникновения выделяют следующие виды бреда.

Первичный бред – бредовые идеи возникают первично. Иногда присутствует в виде моносимптома (например, при паранойе), как правило, систематизированный, монотематический. Характерно наличие последовательных стадий формирования: бредовое настроение, бредовое восприятие, бредовое толкование, кристаллизация бреда.

Вторичный бред – чувственный, возникает на основе других психических расстройств.

Аффективный бред. Тесно связан с выраженной эмоциональной патологией. Подразделяется на голотимный и кататимный.

Голотимный бред возникает при полярных аффективных синдромах. При эйфории – идеи с повышенной самооценкой, а при тоске – с пониженной.

Кататимный бред возникает в определенных жизненных ситуациях, сопровождающихся эмоциональным напряжением. Содержание бреда связано с ситуацией и особенностями личности.

Индуцированный (внушенный) бред. Наблюдается, когда больной (индуктор) убеждает окружающих в реальности его умозаключений, как правило, возникает в семьях.

В зависимости от содержания бредовых идей выделяют несколько характерных разновидностей бреда.

Персекураторные формы бреда (бред воздействия) При бреде преследования больной убежден, что группа лиц или один какой-то человек преследуют его. Больные социально опасны, потому что сами начинают преследовать подозреваемых лиц, круг которых постоянно растет. Нуждаются в стационарном лечении и длительном наблюдении.

Бред отношения – больные убеждены, что окружающие изменили к ним свое отношение, стали враждебны, подозрительны, постоянно на что-то намекают.

Бред особого значения – больные считают, что специально для них подбираются телепередачи, все происходящее вокруг носит определенный смысл.

Бред отравления – в самом названии отражена суть бредовых переживаний. Больной отказывается от еды, часто присутствуют обонятельные и вкусовые галлюцинации.

Бред воздействия – больной убежден, что мнимые преследователи каким-то особым образом (сглаз, порча, особые электротоки, радиация, гипноз и т. п.) воздействуют на его физическое и психическое состояние (синдром Кандинского-Клерамбо). Бред воздействия может быть инвертированным, когда больной убежден в том, что он сам воздействует и управляет окружающими (инвертированный синдром Кандинского-Клерамбо). Часто отдельно выделяется бред любовного воздействия.

Бредовые идеи материального ущерба (ограбления, обкрадывания) характерны для инволюционных психозов.

Бредовые идеи величия. Бред величия включает в себя группу различных бредовых идей, которые могут сочетаться у одного и того же больного: бред могущества (больной утверждает, что наделен особыми способностями, властью); реформаторства (идеи о переустройстве мира); изобретательства (убеждение в свершении великого открытия); особого происхождения (убежденность больных в том что они потомки великих людей).

Манихейский бред – больной убежден, что он в центре борьбы между силами добра и зла.

Смешанные формы бреда

Бред инсценировки. Больные убеждены, что окружающие специально для них разыгрывают некий спектакль. Сочетается с бредом интерметаморфозы , для которого характерны бредовые формы ложных узнаваний.

Симптом отрицательного и положительного двойника (синдром Карпга). При симптоме отрицательного двойника больной принимает близких людей за чужих. Характерно ложное узнавание.

При симптоме положительного двойника чужие и незнакомые люди воспринимаются как знакомые и родные.

Симптом Фреголи – больному кажется, что один и тот же человек является ему в различных перевоплощениях.

Бред самообвинения (убеждают, что грешники).

Бред мегаломанического содержания – больной считает, что из-за него страдает все человечество. Больной опасен для себя, возможны расширенные суициды (больной убивает свою семью и себя).

Нигилистический бред (бред отрицания) – больные убеждены, что у них нет внутренних органов, нет возможности благополучного функционирования органов, больные считают себя живыми трупами.

Ипохондрический бред – больные убеждены в наличии у них какого-либо физического заболевания.

Бред физического недостатка (дисморфоманический бред) характерен для подросткового возраста. Больные убеждены в наличии у них внешнего уродства. В отличие от дисморфофобии (которая была описана в рамках деперсонализационного синдрома) нарушения поведения очень значительны, сочетаются с бредом отношения и депрессией.

Бред ревности носит часто нелепое содержание, очень стоек. Больные социально опасны. Характерен для людей пожилого возраста, иногда связан с угасанием половой функции.

Редкие варианты содержания бредовых идей

Ретроспективный (интроспективный) бред – бредовые идеи касаются прошлой жизни (например, бред ревности после смерти супруга).

Резидуальный бред – наблюдается у больных после выхода из психоза, состояние измененного сознания.

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром – наличие монотематического первичного систематизированного бреда. Характерна одна тема, обычно бред преследования, ревности, изобретательства. Бредообразование первичное, так как бред не связан с галлюцинаторными переживаниями. Систематизированное, так как у больного есть система доказательств, которая имеет свою логику. Развивается медленно, постепенно, течение длительное. Прогностически неблагоприятен.

Параноидный синдром – бред разноплановый, несколько вариантов бреда (отношения, особого значения, преследования). В структуру этого синдрома часто входят расстройства восприятия (галлюцинаторно-параноидный синдром – бредовые идеи разноплановые, содержание бреда вторично, часто определяется содержанием галлюцинаций). Содержание бредовых идей меняется динамично. К бреду преследования присоединяется еще что-то. Сопровождается аффективным состоянием (страх, тревога, тоска). Характерно бредовое поведение и бредовое восприятие окружающего мира и текущих событий.

Острое течение (острый параноид) характерно для шизоаффективных психозов, приступообразной шизофрении, органических заболеваний головного мозга, интоксикаций.

Хроническое течение встречается при параноидной форме шизофрении, частым вариантом является галлюцинаторно-параноидный синдром Кандинского-Клерамбо.

Парафренный синдром. В структуру данного синдрома входят бредовые идеи могущества и преследования, галлюцинаторные переживания, разорванность мышления. Содержание бредовых идей постоянно меняется (часто совершенно нелепое и фантастическое), система полностью отсутствует, фабула меняется в зависимости от эмоционального состояния. Настроение или благодушное, или апатичное. Вышеперечисленные синдромы (паранойяльный, параноидный и парафренный) являются своего рода этапами развития бреда при параноидной форме шизофрении. Выделяют два варианта синдрома: экспансивный и конфабуляторный.

Синдром Котара. Наблюдается при инволюционных психозах. Бредовые идеи нигилистического содержания сопровождаются тревожно-депрессивным аффектом.

Дисморфоманический синдром. Бред внешнего уродства, бред отношения, депрессия. Больные активно посещают врачей, настаивают на пластических операциях. Возможны суицидальные мысли и поступки.

Навязчивые идеи. Навязчивые мысли (обсессии) – воспоминания, сомнения, ненужные мысли, переживания, чуждые личности больного, возникающие в сознании больного помимо его воли. Больной критичен к таким посторонним мыслям, осознает их болезненный характер, борется с ними.

Контрастные навязчивые желания – желания совершать действия, которые не соответствуют моральным установкам личности, никогда не осуществляются.

Синдром навязчивых состояний (обсессивно-компульсивно-фобический) встречается при неврозах (невроз навязчивых состояний), при декомпенсации астенической психопатии, на начальных этапах малопроградиентной шизофрении.

Варианты навязчивостей:

1) мысли хульного содержания;

2) арифмомания – навязчивый счет;

3) фобии – навязчивые страхи (огромное количество вариантов, из-за чего перечень фобий получил неофициальное название «сад греческих корней»):

а) нозофобия – навязчивая боязнь заболеть, как частные варианты часто встречаются кардиофобия (боязнь сердечного приступа) и канцерофобия (боязнь онкологического заболевания);

б) фобии положения, агорафобия – боязнь открытых пространств и клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства;

в) эритрофобия – страх покраснеть на людях;

г) скоптофобия – боязнь показаться смешным;

д) петтофобия – боязнь упустить кишечные газы;

е) лиссофобия (маниофобия) – страх сойти с ума;

ж) фобофобия – боязнь развития фобии.

На высоте переживания навязчивых страхов у больных отмечаются выраженные вегетативные расстройства, нередко двигательное (паническое) возбуждение.

Компульсии – навязчивые желания (например, тяга к наркотическим препаратам без явлений физической зависимости).

Ритуалы – особые навязчивые защитные действия, всегда сочетаются с фобиями.

Привычные навязчивые движения (не имеющие для больного защитного компонента) – обкусывание ногтей, волос, сосание пальца.

Особенности бредообразования в детском возрасте и у подростков

1. Галлюциногенность – у взрослых чаще первичное бредообразование, а у детей вторичное, основанное на галлюцинаторных переживаниях.

2. Кататимность (аффектогенность) – темы бредовых идей связаны с прочитанными книгами, компьютерными играми, просмотренными фильмами, которые произвели на ребенка сильное впечатление.

3. Фрагментарность (отрывочность) – расплывчатые незавершенные бредовые построения.

4. Бредоподобная настроенность – проявляется в чувстве недоверия к родным, воспитателям. Ребенок становится замкнутым, отчужденным.

5. Чем младше ребенок, тем примитивней бред. Характерен бред чужих родителей, бред загрязнения (постоянно моют руки до мацерации), ипохондрический бред, дисморфоманический. Идеи монотематического содержания, близки к паранойяльному бреду.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Расстройства мышления проявляется его замедленностью, затрудненностью, скудностью или заторможенностью. Больной не может быстро ответить на задаваемый ему вопрос. Подобные проблемы связаны с депрессивными состояниями, апатоабулическим и астеническим синдромом.

Благодаря процессу мышления человек узнает о внешних и внутренних сторонах предметов, если они отсутствуют, может их представлять, мысленно устремляется в собственный мир, планирует, анализирует. Нарушение этих возможностей выбивает человека из колеи.

Психология обозначает мышление как процесс познавательной деятельности человека. Все предметы и явления можно познать с помощью ощущения и восприятия.

Мышление обладает опосредованным характером. Если у пациента нет возможности прямо познать предмет, то он определяет одни свойства через другие, неизвестные через известные. Важную роль в мышлении играет чувственный опыт, приобретенные ранее теоретические знания.

Существует несколько видов мышлений. При конкретно-ситуационном мышлении человек опирается на предметы и явления окружающей среды. При абстрактно-логическом процессе мышления используются абстрагированные понятия, отвлечение.

Также выделяют наглядно-образное мышление – это образ воспринимаемого объекта. Когда человек смотрит на определенный предмет, в его голове происходит формирование мысленного образа объекта. Про наглядно-действенное мышление читайте .

Виды мышления связаны и зависят друг от друга. Какая из них преобладает, такими и будут индивидуальные особенности личности.

Мыслительный процесс подвергается нарушениям при заболеваниях мозга. Мысли становятся непоследовательными, теряют логичность и содержание. Человек страдает от бредовых, навязчивых, сверхценных мыслей.

Может нарушиться и течение мыслительного процесса. Оно становится слишком спокойным, скудным, затрудненным. Больной разговаривает медленно, однообразно, произносит мало слов.

Если у человека наблюдается маниакальное состояние, то происходит ускорение его мышления. У больного быстро меняются идеи, представления, понятия, он много говорит и мгновенно отвлекается.

Если человек страдает эпилепсией или органическими поражениями нервной системы, то его мыслительный процесс будет инертным, тугоподвижным. Больной застревает на мелочах, не может выделить главное и второстепенное.

Многих интересует, какая часть мозга отвечает за мышление. Языковые способности зависят от работы левого полушария. Оно отвечает за контроль речи, способности читать, писать, . Также оно контролирует аналитическое мышление, логику и анализ.

Патология обычно связана с шизофреническими заболеваниями.

Виды

Существуют разные виды расстройств мышления. В зависимости от темпа оно может быть:

  1. Ускоренным. При этом увеличивается количество ассоциаций за единицу времени.
  2. Замедленным. Наблюдается меньше ассоциаций, чем должно быть.
  3. Ментизм. У человека сразу возникает большое количество идей, мышление ускоряется. Это состояние обладает приступообразным характером.
  4. Шперрунг. Ассоциативный процесс внезапно останавливается.

По стройности мышление бывает:

  1. Разорванным. При этом логическая связь нарушается, но грамматическая сохраняется. В легкой степени мышление соскальзывает.
  2. Бессвязным. Наблюдается отсутствие логических и грамматических связей в предложениях.
  3. Инкогерентным. Слога в словах не имеют связи друг с другом.
  4. Вербигерентным. Отдельные слова повторяются.

Расстройство мышления по целенаправленности бывает:

  1. Разноплановым. Суждения формируются под влиянием разных принципов.
  2. Обстоятельным. Преобладают предыдущие ассоциации, что затрудняет процесс появления новых.
  3. Персеверация. Доминирует одна мысль и новые ассоциации образуются с трудом.
  4. Резонерство. Это состояние также называют бесплодным мудрствованием.

Расстройства продуктивности мышления проявляются:

  1. Навязчивостью мыслей. Человек страдает от приступов обсессий. Для этого состояния характерно появление мыслей, являющихся болезненными для него. Он постоянно в чем-то сомневается, вспоминает, боится, чувствует влечение.
  2. Навязчивостью действий. Человек непроизвольно совершает стереотипные движения, пытаясь задержать их усилием воли.
  3. Сверхценностью идей. Больной абсолютно не в состоянии критиковать собственные суждения, которые связаны с реальностью, но значительно преувеличены. Таким симптомом проявляется паранойяльная психопатия.
  4. Бредовыми идеями. Сознанием больного овладевают ошибочные суждения, которые не поддаются критике и коррекции.

Существует разновидность бреда в виде дисморфофобии. В этом случае человек переживает из-за косметического дефекта, физического уродства, дурного запаха.

Клиническая картина

Расстройства мышления в психологии обладают разными проявлениями в зависимости от вида нарушения.

Ускорение

При этом наблюдается беспрерывный поток ассоциаций и речевых выражений. Мысли и слова не имеют связи друг с другом. У человека под воздействием раздражителя или без него. Больной может продолжительное время вести какую-то беседу. Это состояние иногда длится до полной потери голоса, но речь не лишена определенного смысла.

В случае ускоренного мышления у человека:

  • быстро и хаотично появляются ассоциации;
  • он легко отвлекается, спонтанно отвечает;
  • во время разговора усиленно жестикулирует.

Но при этом больной полностью осознает действия, понимает ошибки и сохраняет способности их исправить, анализировать и осмысливать манипуляции.

Инертность

При данном нарушении ассоциативные процессы происходят медленно, мысли могут полностью отсутствовать. У человека возникают трудности с ответом на вопросы, он отвечает кратко, односложно, задерживается речевая реакция, трудно переключиться на новые темы.

Подобные явления наблюдаются при эпилепсии, эпилептоидной психопатии, маниакально-депрессивном синдроме, апатии и астении, легком помрачении сознания.

Непоследовательность

К расстройствам мышления относится неустойчивость суждений. Процесс выполнения ассоциаций чередуется с правильными и ошибочными способами. Но человек остается способным анализировать, обобщать, усваивать инструкции. Подобные состояния наблюдаются при:

  • патологических процессах в сосудах головного мозга;
  • психозах, вызванных депрессивными состояниями;
  • шизофрении в период снижения выраженности проявлений.

Откликаемость

При тяжелом течении заболеваний сосудов мозга больные начинают называть объекты, которые видят. Колеблются умственные достижения, свойства предмета переносят на изображение. Больной с трудом ориентируется во времени и месте, не помнит имена, даты и важные события. Речь становится несвязной, а поведение несуразным.

Соскальзывание

Люди, с диагнозом шизофрения, во время мышления отклоняются от линии рассуждений. Они могут возвращаться к первоначальной теме, но не исправляют ошибки. Эпизоды подобных проявлений возникают внезапно.

Снижение уровня обобщения

При этом нарушении больному трудно обобщить признаки. Возникают трудности с отбором свойств и признаков, которые характеризуют определенное понятие. Вместо обобщений, человек обращает внимание на отдельные признаки, случайные стороны явления, конкретные межпредметные связи.

Это состояние наблюдают у пациентов с олигофренией, эпилепсией, энцефалита.

Искажение обобщения

При этом человек не может установить связь между предметами. Он замечает только второстепенные связи и случайные стороны. Больной объединяет предметы в зависимости от цвета, материала и формы, независимо от назначения и функций.

Данная проблема свойственна шизофрении, психопатии.

Разноплановость

При этом действия пациента не обладают целенаправленность. Он не классифицирует предметы и не выявляет общие признаки, но обладает способностью сравнивать, обобщать, воспринимать инструкции, но не выполнять их. Суждения при этом необъективны.

Резонерство

Человек длительное время бесцельно рассуждает, не подкрепляя свои суждения конкретными идеями. При резонерстве больной постоянно теряет нить рассуждений, мыслит разорвано. Длительные мудрствования не имеют связи между собой, не обладают смысловой нагрузкой. При этом полностью отсутствует объект мысли. Оратор не нуждается во внимании и реакции собеседников, высказывается преимущественно риторически.

Такое расстройство мышления – это один из проявлений шизофрении.

Некритичность

Мышление поверхностное и незавершенное. Мысли человека не движутся целенаправленно. При этом наблюдаются неконтролируемые действия и поступки.

При этом у человека наблюдаются идеи, которые не имеют связи с окружающим миром. Больной пытается уйти от реальности и уходит в бредовое состояние. Ему невозможно доказать, что его идеи ошибочны, он уверен в правдивости своих суждений. Существует множество разновидностей и форм бреда.

Для современного мира актуальной является проблема анорексии, являющейся одной из форм бреда. При этом человеку кажется, что у него лишний вес и беспокоит маниакальное желание от него избавиться.

Бред от здоровых рассуждений можно различить по тому, что у больного присутствует непоколебимое убеждение в правильности своих идей и разубедить его в этом абсолютно невозможно.

Навязчивость

В таком состоянии у человека непроизвольно возникают мысли, переживания и фобии, которые не получается осмысленно контролировать. Это состояние является расстройством личности. Под воздействием навязчивых мыслей больной вынужден выполнять определенные ритуалы. Например, когда ему кажется, что окружающий мир грязный, он постоянно моет руки после прикосновения к чему-либо.

Диагностические методы

Для назначения подходящего варианта лечения человек обращается за помощью к психиатру. Только врач может определить разновидность мыслительного расстройства и причины его возникновения. Многие люди при банальном неврозе, связанным со стрессом или усталостью, подозревают у себя серьезные психические расстройства. Эта мысль не оставляет в покое, поэтому для определения проблемы необходимо пройти тщательное обследование. Для постановки диагноза врач:

  • собирает анамнез жизни и семейный;
  • беседует с ближайшими родственниками пациента;
  • общается с больным;
  • назначает процедуры, которые подтвердят или опровергнут наличие патологий мозга, способных привести к сбоям мыслительного процесса.

На основании результатов этих процедур ставят диагноз и проводят лечение.

Терапия расстройств

После диагностических мероприятий врач занимается составлением комплексного лечения в зависимости от вида, стадии и особенностей заболевания.

Если присутствуют эмоциональные расстройства, то могут прибегнуть к определенным лекарственным препаратам. Больным с такими проблемами рекомендуют применение нейролептиков, медикаментов с седативным действием.

При наличии тяжелого течения заболевания и риска для жизни пациента и окружающих, его госпитализируют в больницу.

Для устранения психических расстройств раньше применяли стволовые клетки. Но сегодня к этой методике не обращаются, так как ее эффективность не доказана.

Независимо от применяемых способов, важной частью процесса выздоровления является забота окружающих.

Многие с расстройствами мышления боятся обращаться к психиатру, так как думают, что их будут считать ненормальными. Поэтому близкие должны убедить больного, что без лечения не обойтись.

Если расстройство вызвано патологическими процессами в головном мозге, то терапия направлена на устранение основного заболевания. Без этого не получится добиться облегчения.

Выделяют расстройства мышления по форме (нарушения ассоциативного процесса) и по содержанию (сверхценные идеи, бред, навязчивости).

Нарушения ассоциативного процесса

Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю («пулеметную») речь, все-таки не успевают их высказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, допустим, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в скачке идей (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл.

Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жалуются, что у них «часами не бывает в голове никаких мыслей», «ничего не приходит в голову». На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса. Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому ни за чем не обращаются.

Обстоятельность мышления заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного.

Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке, описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, то пошла умываться, полотенца еще не было, его, наверное, Нинка-гадюка взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а я еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не помню».

Патологическая обстоятельность мышления характеризуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

Персеверация мышления (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени Соловьева». - «Сколько времени вы здесь?» - «Больница Соловьева». - «Ваша специальность до болезни?» - «Больница Соловьева». -«Чем вы сегодня занимались?» - «Больница Соловьева».

Вербигерация (лат, verbum - слово + gero - веду, совершаю) - речевая стереотипия - бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних тех же слов, реже - фраз или их обрывков.

Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболела шизофренией, потому что в детстве мало ела манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке».

Резонерство - склонность к пустым рассуждениям, когда, как говорят, «очень много слов и мало мыслей». Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: «Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно».

Разорванность мышления (шизофазия) выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.

Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

Бессвязность мышления (инкогерентность), инкогерентное мышление; лат. in - частица отрицания + cohaerentia - сцепление, связь) характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: «Чудо, чудо... жили-были... ах, как холодно... день, пень, лень... до свидания...». Инкогерентность может напоминать разорванное мышление, но главное отличие в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания, инкогеренция же - всегда следствие помрачения сознания (обычно по типу аментивного синдрома, аменции).

Расстройства мышления по содержанию

Сверхценные идеи (гиперквантивалентные идеи: гр. hyper - над, сверх + лат. quantum - сколько + valenti -сила) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он поэт необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении он уже не считается ни с какими реальными фактами.

Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

Человек, в действительности имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это - трагедия всей его жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его неудачи - только в связи с этим «уродством». Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных поступках окружающих и даже в их доброжелательных действиях видит только одно - желание ущемить его интересы, вновь обидеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства; лат. querulus - жалующийся) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей.

Бредовые идеи (бред) - неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность. От обычных человеческих заблуждений (например, от суеверия -убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброжелательном отношении окружающих бред отличается следующим:

  1. всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
  2. человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
  3. бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
  4. бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.

Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих. Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого больного разубедить не удастся. Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия и бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).



 


Читайте:



Нижнечелюстной абсцесс. Абсцесс на подбородке. Абсцессы и флегмоны глазницы

Нижнечелюстной абсцесс. Абсцесс на подбородке. Абсцессы и флегмоны глазницы

Границы области: верхняя подбородочно-губная складка, нижняя щ край тела нижней челюсти, боковые — вертикальные линии, проведенные вниз от углов...

Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Разделы: Общепедагогические технологии Важнейшая цель современного профессионального образования – дать будущему специалисту определенный...

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Прямое положение карты Двойка Посохов: Двойка Посохов символизирует человека с идеями, амбициями, вынужденного искать компромисс с другими людьми,...

За что любят святого николая

За что любят святого николая

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были очень благочестивыми и добрыми людьми....

feed-image RSS