Разделы сайта
Выбор редакции:
- Что такое кадастровые работы: что включают в себя, виды, методика и особенности Земельно кадастровые работы и их содержание
- Как оценивают стоимость квартиры?
- Как оценить акции предприятия
- Как космонавты передвигаются в открытом космосе?
- Как выделить кислород и водород из воды электролизом Температура разделения воды на водород и кислород
- Жителей Новороссийска удивила огромная светящаяся точка на небе
- Конкурс «Классика образования
- Таро гороскоп для львов на декабрь
- Карта движения морских судов онлайн Маринер трафик азовское море
- Супертанкер "крым" Кто пришел на смену
Реклама
Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема. Загрязнение атмосферы: доклад |
Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важен в нашей жизни воздух? Только представьте, что человеческая жизнь не может продолжаться без него более двух минут. Мы редко задумываемся над этим, воспринимая воздух как должное, тем не менее, существует реальная проблема - атмосфера Земли уже загрязнена довольно сильно. И пострадала она именно от рук человека. А это означает, что всё живое на планете находится в опасности, ведь мы постоянно вдыхаем в себя различные ядовитые вещества и примеси. Как защитить воздух от загрязнений?
Опыт: Возьмем два сосуда, в один поместим проросшие семена, другой сосуд оставим пустым. Оба сосуда накроем крышками. Через день или два опустим в каждый сосуд горящую свечу. Вопрос по опыту: В каком сосуде свеча погаснет? Ответ: свеча погаснет в сосуде с проросшими семенами. Вопрос: Рассмотри рисунки и объясни, почему в первом сосуде свеча гаснет, а во втором продолжает гореть. Ответ: Проросшие семена «дышат», в процессе дыхания потребляется кислород, а выделяется углекислый газ. Углекислый газ не поддерживает процессы горения, поэтому свеча в первом сосуде погасла. Обсудим вместе Вопрос: Почему нужно стараться почаще дышать свежим воздухом? Сравним свои ответы с текстом. Ответ: Для дыхания человеку необходим кислород, который содержится в воздухе, при дыхании человек потребляет кислород, а выдыхает углекислый газ, и если нет доступа свежего воздуха, количество кислорода в воздухе уменьшается, а углекислого газа увеличивается, при этом наше самочувствие ухудшается, появляется головная боль, человек начинает «задыхаться» , поэтому нужно проветривать помещения, учебные классы, стараться как можно больше быть на свежем воздухе. Домашнее задание Вопрос: Рассмотри фотографии на с.29. Установи причины загрязнения воздуха. Подготовь рассказ, как защитить воздух от загрязнения. Ответ: На фотографиях запечатлены источники загрязнения атмосферного воздуха: выбросы от теплоэлектростанций (ТЭЦ), горение газовых факелов нефтеперерабатывающих предприятий, дым от горящих лесов, выхлопные газы автомобилей. Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды – только несколько дней, а вот без воздуха – всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем человечества. Чтобы не убить себя необходимо принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте окружающей среды обязаны и граждане любой страны. В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими отходами производств, попадающими в атмосферу. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась? Специалисты в области защиты окружающей среды называются Экологи, они предлагают следующие способы защиты воздуха от загрязнения: Обеспечить повышенный контроль за выбросами в воздух вредных веществ на промышленных производствах. Повсеместно создавать очистные сооружения замкнутого типа (чтобы выбросы в атмосферу не осуществлялись вообще). Несоответствующие стандартам предприятия необходимо закрывать или на законодательном уровне заставлять их заниматься переоборудованием производства. Весь существующий автопарк постепенно перевести на экологически чистое топливо. В некоторых странах Европы люди уже отдают предпочтение электромобилям. Как результат – в несколько раз уменьшатся выбросы вредных материалов в атмосферу. Перейти на добычу экологически чистых видов энергии, используя силу ветра, солнечные лучи, потоки воды. А теплоэлектростанции закрыть как устаревший вид производства. Прекратить вырубку лесов и бездумное использование полезных ископаемых. По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации. Цели:
ХОД УРОКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин) 2. Введение в тему УРОКА (2 мин) Рыжая ворона: Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Я даже цвет поменяла. Задыхаюсь! Помогите! Предлагаю помочь ВОРОНЕ. Исходя из её просьбы, как сформулировать тему урока? (Как защититься от загрязнённого воздуха). "Приложение 1=слайд 1". На какие вопросы мы должны дать ей ответ? / От чего загрязняется воздух и к чему это приводит? Что нужно делать для охраны воздуха от загрязнений? Как защитить себя от загрязнённого воздуха? /"Приложение 1=слайд 2". Предлагаю провести урок в виде конференции, на которой вы будете учёными- экологами. Прежде чем наша экологическая конференция начнёт работу, хочу напомнить следующие сведения: "Приложение 1=слайд 3" Атмосфера - слой воздуха, окружающий Землю. Толщина его достигает 1000 километров. Воздух не улетает от Земли, так как она притягивает его к себе, как любое тело. Атмосфера имеет большое значение для жизни на Земле: она защищает Землю от метеоритов, рассеивает солнечные лучи, которые иначе сожгли бы Землю и всё, что на ней находится. 3. Проверка знаний по д/з (12 мин). Атмосферный воздух сильно загрязняется в результате увеличения в воздухе примесей, например углекислого газа. Его становится в воздухе всё больше и больше. Выражение " нечем дышать" всё чаще встречается в разговорах большинства граждан. По мере работы экологической конференции вы будете заполнять лист эколога "Приложение 2 ", в который занесёте все этапы работы над данной темой. Назовите источники загрязнения воздуха, для этого постройте цепи попадания вредных веществ в организм. Этот материал мы проходили на предыдущем уроке. 1. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объёму выбросов вредных веществ в окружающую среду. Обратите внимание:1 автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль даёт 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены твёрдыми металлами. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения. / вариант:
2. Вокруг заводов и фабрик почти нет растительности, погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. При сжигании 10 т угля выделяется 1 т сернистого газа, при этом на 1 км за сутки выпадает 1 т пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы. /отвалы - смог - орг. дыхания/ 3. Запах свежести после грозы - это запах озона. В него превращается кислород при разряде молнии. Кстати, тем же озоном пахнет возле работающего ксерокса: в аппарате под действием ультрафиолетового излучения кислород тоже превращается в озон. Таким газовым одеялом покрыта Земля на высоте 18-25 метров. Именно оно задерживает солнечные лучи, губительные для всего живого. Причина его разрушения - газы, содержащие в своей молекуле хлор. Также опасным для озона есть фреон. Это летучее вещество, которое закачивают в аэрозольные баллончики, чтобы создать необходимое давление. Более 20 лет назад учёные обнаружили первую озоновую дыру над Антарктидой. Здесь озоновый слой сошёл почти что на нет. 4. Дым - это очень мелкие твёрдые частички, которые появляются в воздухе, когда горят дрова, уголь, топливо. Частицы дыма такие лёгкие, что парят годами в атмосфере. Дым вреден. Он раздражает органы дыхания, разъедает глаза. Тяжёлые металлы (свинец, ртуть) вызывают изменения крови.
5. Аварии. Это случилось 26 апреля 1986 года на атомной электростанции в городе Припяти, которая находится вблизи Чернобыля. Однажды раздался взрыв и загорелся блок. При этом в воздух было выброшено такое количество радиоактивных веществ, что люди, находившиеся вблизи, и особенно пожарные, получили смертельную дозу облучения. К счастью такие аварии случаются редко, но мелких аварий ежегодно происходит миллионы. / авария - выброс - кислотные дожди - растения или почва - орг. пищеварения/ / по мере поступления ответов учащихся появляются записи: 1. Выхлопные газы 2. Выбросы заводов 3. Отвалы. 5. Летучие вещества. ВЫВОД: Так какие источники загрязнения воздуха мы с вами назвали?/ "Приложение1=слайд 4" РЕФЛЕКСИЯ: 3. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 мин). "Приложение 1 = слайд 5" Какое влияние оказывает загрязнённый воздух на растения и животных? 6. СМОГ происходит от сочетаний 2 английских слов - дым и туман. Это вредный туман, который образуется в городах.В 1959 году в Лондоне из-за тяжёлого смога, состоящего из частиц сажи, сернистого газа и капель тумана, погибли 4 тысячи человек. 7. У меня такие данные. В Голландии была поражена кислотными дождями 1/3 деревьев. В разгар лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья пожелтели, посохли, исчезла рыба в озёрах. На юге Норвегии в половине озёр рыбаки не могли поймать рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Но самое главное - страдает здоровье человека. Как образуется кислотные дожди? Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер проносит на тысячи километров. Так выпадает кислотный дождь. (Нарисовать на добавочной доске) ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (3 мин) 4. Изучение нового материала (12 мин) Какие надо применять меры по охране воздуха? Способов очень много. Давайте выясним основные способы. Дифференцированная работа: Сильные ученики решают проблемную ситуацию " Где построить завод ", в результате которой появляется схема в тетради. (Обсуждение правильного варианта) Реши задачу и подчеркни способ охраны воздуха. Средние ученики решают экологические задачи: 1. Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений . Лиственный лес, площадь которого равна площади квадрата со стороной 100 м, может в течение года задержать 68 т пыли. Зато еловый лес такой же площади способен за то же время " заглотать" 32 т пыли. На сколько т пыли больше задерживает лиственный лес, чем еловый? 2. В доме, в котором живёт Лена, отходы металла, бумаги, пластмассы, стекла, а также пищевые отходы выбрасывают в разные ёмкости. Благодаря этому большинство отходов , выбрасываемых жильцами этого дома, можно переработать и вторично использовать . Ёмкость, предназначенная для металла, содержит 12 кг отходов, для стекла- 6кг, для бумаги- 7 кг, но ёмкость для пластмассы вмещает на 3 кг мусора меньше, чем ёмкость для бумаги. Ёмкость для пищевых отходов содержит на 9 кг мусора больше, чем ёмкость для пластмассы. Сколько килограммов мусора содержится в каждой ёмкости? 3. В городе, где живут Валя и Таня, на трубах заводов нет очистных фильтров и уловителей пыли, поэтому обе девочки собирают подписи под письмом к властям с просьбой построить очистительные фильтры и поставить уловители пыли. Валюша собрала 7 подписей, а Танюша - в 4 раза больше. Сколько всего подписей собрали девочки? 4. В лесу нельзя разжигать костёр . Вася и Коля забыли об этом. От разожжённого ими костра загорелся лес. Сгорело 96 деревьев. Мальчикам было очень стыдно, и они решили, что исправят зло, которое причинили, посадив по 4 молодых деревца взамен каждого сгоревшего по их вине. Сколько деревьев собирались посадить мальчики? Проверка. "Приложение 1=слайд 6" Сформулировать правила личной экологической безопасности. (Ученики, испытывающие трудности в обучении - читают стр. 31 учебника и отвечают на вопрос: " Как защититься от загрязнённого воздуха?") Если ты идёшь по дороге, и воздух загазованный - перейди на соседнюю улицу. Не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем Не задерживайся в тех местах, где накурено. Дым сигарет - опасный загрязнитель воздуха. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА НОВОГО МАТЕРИАЛА Добавьте свои правила. (Коллективное составление памятки для очистки воздуха) 1. По мере ответов на доске появляются следующие слайды: Установка очистных фильтров на заводских трубах Лесонасаждения Устройства уловителей дыма Запрет разведения костров в лесопарках Переработка отходов Подведение итогов. "Приложение 1=слайд 7" РЕФЛЕКСИЯ: Обозначь светофорчиком правильность ответа. 5. Закрепление материала (до 4 мин) Выполни тест и узнай, что нужно для всего живого на планете / тест/ (самооценка) 1. Какие вещества входят в состав воздуха?
2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?
3. Какой газ поглощают растения при дыхании
4. Нужен ли человеку и другим живым существам для дыхания чистый воздух?
5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?
6.Кто из представителей живой природы может влиять на чистоту воздуха?
РЕФЛЕКСИЯ: Обозначь светофорчиком правильность ответа. 6. Обобщение и систематизация (2 мин) Давайте вспомним, чему была посвящена наша экологическая конференция. "Приложение1=слайд 8" 7. ИТОГ УРОКА (2 мин) Ребята, кто объяснит вороне причины загрязнения воздуха и расскажет, что нужно ей делать, чтобы не дышать загрязнённым воздухом? А чем мы можем помочь жителям нашего города в борьбе за чистый воздух, и какие правила должны соблюдать? 8. Д/З (2 мин) Нарисовать экологические знаки защиты воздуха от загрязнения. Придумать условные знаки к правилам личной экологической безопасности. Мы выполнили программу конференции. Какие новые правила ты будешь соблюдать, чтобы сохранить чистоту воздуха (Оценивание) Рефлексия (светофор красного и зелёного света) (1 мин)
АтмосфераАтмосфера - газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Глубина атмосферы некоторых планет, состоящих в основном из газов (газовые планеты), может быть очень большой. Атмосфера Земли содержит кислород, используемый большинством живых организмов для дыхания, и диоксид углерода потребляемый растениями, водорослями и цианобактериями в процессе фотосинтеза. Атмосфера также является защитным слоем планеты, защищая её обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения. Основные загрязнители атмосферного воздухаОсновными загрязнителями атмосферного воздуха, образующимися как в процессе хозяйственной деятельности человека, так и в результате природных процессов, являются:
Доля этих загрязнителей составляет 98% в общем объеме выбросов вредных веществ. Помимо этих основных загрязнителей, в атмосфере наблюдается еще более 70 наименований вредных веществ: формальдегид, фенол, бензол, соединения свинца и других тяжелых металлов, аммиак, сероуглерод и др. Основные загрязнители атмосферыИсточники загрязнения атмосферы проявляются практически во всех видах хозяйственной деятельности человека. Их можно разделить на группы стационарных и подвижных объектов. К первым относятся промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, ко вторым - средства наземного, водного и воздушного транспорта. Среди предприятий наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят:
Загрязнение атмосферы и контроль ее качестваКонтроль атмосферного воздуха осуществляется с целью установления соответствия его состава и содержания компонентов требованиям охраны окружающей среды и здоровья человека. Контролю подлежат все источники образования загрязнений, поступающих в атмосферу, их рабочие зоны, а также зоны влияния этих источников на окружающую среду (воздух населенных пунктов, мест отдыха и др.) Комплексный контроль качества включает следующие измерения:
Данные этих измерений позволяют не только оперативно оценивать состояние атмосферы, но и прогнозировать неблагоприятные метеорологические условия. Контроль газовых смесейКонтроль состава газовых смесей и содержания в них примесей основан на сочетании качественного и количественного анализа. При качественном анализе выявляют присутствие в атмосфере специфических особо опасных примесей без определения их содержания. Применяют органолептический, индикаторный методы и метод тест-проб. Органолептическое определение основано на способности человека узнавать запах специфического вещества (хлор, аммиак, сера и др.), изменение окраски воздуха, чувствовать раздражающее действие примесей. Экологические последствия загрязнения атмосферыК важнейшим экологическим последствиям глобального загрязнения атмосферы относятся:
Парниковый эффектПарниковый эффект – это повышение температуры нижних слоев атмосферы Земли по сравнению с эффективной температурой,т.е. температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса. Киотский протоколВ декабре 1997 г. на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата, делегатами из более чем 160 стран была принята конвенция, обязывающая развитые страны сократить выбросы СО2. Киотский протокол обязывает 38 индустриально развитых стран сократить к 2008–2012 г.г. выбросы СО2 на 5 % от уровня 1990 г.:
Средства защитыОсновными путями снижения и полной ликвидации загрязнения атмосферы служат:
Очистка промышленных отходов не только предохраняет атмосферу от загрязнений, но и дает дополнительное сырье и прибыли предприятиям. Защита атмосферыОдин из способов предохранения атмосферы от загрязнения - переход на новые экологически безопасные источники энергии. Например, строительство электростанций, использующих энергию приливов и отливов, тепло недр, применение гелиоустановок и ветряных двигателей для получения электроэнергии. В 1980-е годы перспективным источником энергии считались атомные электростанции (АЭС). После чернобыльской катастрофы число сторонников широкого использования атомной энергии уменьшилось. Эта авария показала, что атомные электростанции требуют повышенного внимания к системам их безопасности. Альтернативным источником энергии академик А. Л. Яншин, например, считает газ, которого в России в перспективе можно добывать около 300 трлн кубометров. Средства защиты
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это полоса, отделяющая источники промышленного загрязнения от жилых или общественных зданий для защиты населения от влияния вредных факторов производства. Ширина СЗЗ устанавливается в зависимости от класса производства, степени вредности и количества выделенных в атмосферу веществ (50–1000 м). Архитектурно-планировочные решения – правильное взаимное размещение источников выбросов и населенных мест с учетом направления ветров, сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов и др. Оборудование для очистки выбросов
Сухие пылеуловителиСухие пылеуловители предназначены для грубой механической очистки от крупной и тяжелой пыли. Принцип работы – оседание частиц под действием центробежной силы и силы тяжести. Широкое распространение получили циклоны различных видов: одиночные, групповые, батарейные. Мокрые пылеуловителиМокрые пылеуловители характеризуются высокой эффективностью очистки от мелкодисперсной пыли размером до 2 мкм. Работают по принципу осаждения частиц пыли на поверхность капель под действием сил инерции или броуновского движения. Запыленный газовый поток по патрубку 1 направляется на зеркало жидкости 2, на котором осаждаются наиболее крупные частицы пыли. Затем газ поднимается навстречу потоку капель жидкости, подаваемой через форсунки, где происходит очистка от мелких частиц пыли. ФильтрыПредназначены для тонкой очистки газов за счет осаждения частиц пыли (до 0,05 мкм) на поверхности пористых фильтрующих перегородок. По типу фильтрующей загрузки различают тканевые фильтры (ткань, войлок, губчатая резина) и зернистые. Выбор фильтрующего материала определяется требованиями к очистке и условиями работы: степень очистки, температура, агрессивность газов, влажность, количество и размер пыли и т.д. ЭлектрофильтрыЭлектрофильтры – эффективный способ очистки от взвешенных частиц пыли (0,01 мкм), от масляного тумана. Принцип действия основан на ионизации и осаждении частиц в электрическом поле. У поверхности коронирующего электрода происходит ионизация пылегазового потока. Приобретая отрицательный заряд, частицы пыли движутся к осадительному электроду, имеющему знак, противоположный заряду коронирующего электрода. По мере накопления на электродах частицы пыли падают под действием силы тяжести в сборник пыли или удаляются встряхиванием. Способы очистки от газо- и парообразных примесейОчистка от примесей путем каталитического превращения. С помощью этого метода превращают токсичные компоненты промышленных выбросов в безвредные или менее вредные вещества путем введения в систему катализаторов (Pt, Pd, Vd):
Абсорбционный метод основан на поглощении вредных газообразных примесей жидким поглотителем (абсорбентом). В качестве абсорбента, например, используют воду для улавливания таких газов как NH3, HF, HCl. Адсорбционный метод позволяет извлекать вредные компоненты из промышленных выбросов с помощью адсорбентов – твердых тел с ультрамикроскопической структурой (активированный уголь, цеолиты, Al2O3. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как оценивают стоимость квартиры?
- Как оценить акции предприятия
- Как космонавты передвигаются в открытом космосе?
- Как выделить кислород и водород из воды электролизом Температура разделения воды на водород и кислород
- Жителей Новороссийска удивила огромная светящаяся точка на небе
- Конкурс «Классика образования
- Таро гороскоп для львов на декабрь
- Карта движения морских судов онлайн Маринер трафик азовское море
- Супертанкер "крым" Кто пришел на смену
- Бухучет инфо 1с банковские выписки