Главная - Туалет
С какими сказочными предметами ассоциируется неразменный пятак. Метафизика денег

О том, как получить деньги на игру

Как привлекали деньги раньше

Давно-давно, когда современные геймдизайнеры и игроделы еще только ходили в первый класс, частные инвесторы считали игры глупостью, венчурных фондов условно не было (хотя и сейчас они все еще где-то в 90-х застряли и в игровую индустрию не суются), деньги были только у издателей. Типичный пайплайн для тех, кто хотел сделать игру был следующий: придумывается идея, пишется документация, собирается команда, делается демо-версия (причем довольно серьезная). Со всем этим идут на поклон к паблишеру, который оценивает перспективность, риски, вложения и потенциальный ROI. Затем паблишер дает деньги (в 5% случаев) или не дает. Условия разные: от перехода команды к паблишеру до работы по роялти, с внедрением внешнего продюсера от издателя. Были единичные случаи, когда команды делали все сами, без денег (жизнь была проще и дешевле, ниша свободнее, булка с кефиром доступная любому студенту); были случаи частного инвестирования. Например, в 97 или 98 мне удалось получить $30k на первую самостоятельную попытку сделать игру. Получилось криво, но зарелизили таки и даже продали ОДНУ копию, хотя сейчас, когда есть Стим, это бы вполне окупилось.

Очевидно, что сейчас времена изменились. Паблишеры, в основном, занимаются локализациями и уже много лет я не слышал, чтобы они давали деньги на игры со стороны. Случаи, которые знаю в наше время - издатель просто покупает всю команду целиком, обеспечивая зарплаты и либо делясь частью дохода с фаундерами, либо предлагая им опционы (GI, по крайней мере, работал так).

Если вы собираетесь искать средства, то для начала надо осознать две вещи. Первая - найти инвестиции на разработку в наше время стало в разы проще, так как головокружительные успехи топовых игр показали, что в игровой индустрии деньги есть, да еще какие. Вторая - то, что начать без денег стало гораздо сложнее, особенно в России, когда на дворе кризис и на энтузиазме работать мало кто хочет. А без чего-то наглядного и понятного, что можно посмотреть и оценить, сейчас какие-либо серьезные деньги вам вряд ли кто-то даст (если, конечно, у вас нет за плечами большого опыта создания игр с нуля и вы не звезда индустрии).

С чего начать

Видение

Не важно кто вы по профессии, но если у вас нет понимания того, какую игру вы хотите сделать, то вы уже в пролете. В мире стартапов есть понятие: «Если ваш стартап не решает какую-то серьезную проблему, то он никому не нужен». В мире игр все очень похоже. Достаточно проверить, если ли у вас ответы на три вопроса: «Для кого?», «Что?», «Как именно?». Переводя на обычный язык, это будет примерно следующее: «Кто мои игроки, какова целевая аудитория и существует ли она вообще? Будет ли моя игра интересна кому-то еще, кроме меня?» и «Какой жанр и сеттинг у моей игры?». Третий вопрос самый интересный и включает в себя видение конечной игры, завершенной хотя бы на 80% (очевидно, что по мере написания документации и разработки какие-то идеи отпадут, а какие-то появятся). В данном случае наличие проблемы, которую решает ваш продукт = востребованность вашей идеи на рынке и наличие аудитории.

Четкое, детальное видение - это то, что собирает команды, даже если у автора видения нет денег. Проверяется очень просто: собираете команду/друзей/коллег и рассказываете свою идею/видение, затем просите задавать вам вопросы. Если у вас есть ответы на все вопросы, которые вам задают (за исключением очень специфических, которые требуют уже какой-то наработанной базы или статистики), и ваша идея нашла отклик, то да, у вас есть четкое видение. Если после такого собрания к вам подходят и говорят, «Слушай, а давай вместе сделаем эту игру!» или хотя бы «Да, похоже это будет то, что надо, хотел бы в это поиграть!» - то тогда ваше видение отлично работает и можно двигаться дальше.

Документация

Давно-давно, работая еще в Карнаже, я услышал такое забавный термин, который запомнил навсегда: «устный геймдизайнер». Не будем говорить, о ком это было сказано (хотя думаю многие догадались, особенно, после шуточной истории о «Двух полосках»), но это - самое большое зло в команде разработчиков. Никогда, никогда, НИКОГДА не будьте таким геймдизом и никогда не работайте с таким геймдизом, если вы его вычислили. Вычисляется он просто: очень много слов, очень много идей, очень много бурной деятельности (имитации, на самом деле) - но ноль документации. На вопросы «А где это описано?» предпочитает отвечать «Давай, сейчас все подробно расскажу!».

Документация нужна не для того, чтобы показать потенциальному инвестору пару сотен страниц текста. Она нужна вам и вашей команде, чтобы проект реализовать.

Пускай на старте это будет в общих чертах; пускай это будет базовая объектная модель, в которой описаны только сущности MVP; пускай там будет описан только тот функционал, который нужен вам для демки. Но это необходимо для того, чтобы в процессе создания прототипа у вас не сместился бы фокус, чтобы вы двигались именно к той идее и видению, которые были изначально.

Кроме того, как показывает мой опыт, наличие документации объединяет команду и придает разработке серьезности, в первую очередь показывая то, что вы сами готовы пахать, пахать и пахать. Вы уже работаете, вы уже пишете и подаете пример команде. Да, вам придется вести за собой команду, поддерживать ее в трудные минуты и быть лидером, который не сдается даже в случаях, если члены команды отваливаются и приходится искать новых. Да, такое тоже бывает.

Формирование команды

На мой взгляд, если у вас есть только вы и ваше видение, пусть даже хорошо задокументированное, денег вы не получите. Опять же, если вы не звезда индустрии, да и то не факт. Для того, чтобы получить деньги, нужен прототип, который покажет: а) геймплей; б) жанр, сеттинг, стиль арта; в) ваши возможности как команды, ваши персональные возможности как лидера.

Поэтому, вам понадобится команда, и тут есть заколдованный круг: у вас нет команды, потому что нет денег, и у вас нет денег, потому что нет команды. Разорвать этот круг может только ваше единственное оружие: задокументированное видение. Если оно крутое, если вы можете вовлечь посторонних людей в свой проект, то вы соберете команду, даже не имея денег, даже сейчас. Тем более, что сейчас появились инструменты, которые дают альтернативные варианты привлечения инвестиций - краудфандинг и Стим, но об этом позже. Я так делал много раз, собирая небольшие команды, создавая MVP и получая под это деньги. А если могу я, то можете и вы.

Где искать членов команды? Когда мы делали прототип Planewars, я искал везде: на форумах (тогда был популярен dtf), в соцсетях. Однако самым действенным инструментом оказались сайты по поиску работы. Я просматривал сотни резюме, находил подходящих программистов и писал им предложение поучаствовать в проекте, прилагая питч будущего проекта. В случае с художниками, я просматривал порталы типа Deviantart и писал художникам, стиль которых подходил выбранному мной жанру и сеттингу.

Сейчас, если бы у меня не было большой сети контактов, я бы пошел по следующему пути: поиск и привлечение художника (так как люди от искусства легче вовлекаются в такие мероприятия), наработку с ним концепт-артов, затем привлечение под концепт-арты и питч/видение программиста или двух (одного обычно для MVP достаточно).

Другой вариант - влиться в какую-то существующую команду, которая ищет геймдизайнера, сделать их проект (или не сделать, как получится) предварительно показав свое видение и получив согласие, что ваш проект будет следующим. Как вариант, это может быть трудоустройство в какую-то компанию с договоренностью о том, что после текущего проекта будет запущен ваш (тут важно увидеть, действительно ли ваше видение сработало, или вам обещают замки просто, чтобы использовать вашу рабочую силу). «Divine Space», например, был запущен в разработку примерно так: я выполнил работу по основному проекту компании и предложил сделать «Дарк Орбит для планшетов». Мне предложили показать прототип; я привлек программиста с предыдущего космического проекта, мы за месяц сделали MVP и показали его на планшете. Идея понравилась, была собрана команда, и проект пошел в работу.

Прототипирование

Допустим, вы собрали команду: художник, программист и вы, геймдизайнер. Ну или как-то иначе, вы - художник/программист, пригласили геймдизайнера, создали рабочую среду и наработали документацию. Дальше нужен прототип.

О прототипах сказано было много, в том числе и мной. И о том, что они могут убить разработку, если подходить к ним неправильно, и наоборот, спасти. Зачем же говорить и прототипах, если речь идет о поиске денег на разработку? Затем, что прототип может показать:

  • что именно вы хотите сделать;
  • как конкретно работает ваша игра, геймплей и механики;
  • интересно ли это кому-то, кроме вас и вашей команды;
  • можно ли на этом заработать.

Кроме того, на стадии прототипа можно проверить разные гипотезы и выбрать лучшую. Например, у нас был такой вопрос: «Какая система построения космической локации лучше - планета в сцене, небольшая, об нее можно стукнуться или планета далеко, на скайбоксе, и до нее не долететь?». Оба варианта хороши, но первый уводит игру в сторону Космических Рейнджеров, казуальности и аркадного геймплея, второй - в сторону хардкорности и Eve. Как будет лучше в вашем конкретном случае - неизвестно, и можно сделать два уровня, чтобы проверить, какой вариант работает лучше всего.

Большие компании, прежде чем запустить игру в разработку, могут позволить себе сделать 50-100 прототипов и выбрать то, что сработало. У вас, очевидно, такой возможности не будет, поэтому используйте по максимуму видение основных вариантов и их прототипирование. В итоге, после успешного преодоления предыдущих фильтров, можно приступить к поиску денег.

Кстати, если сейчас вы думаете «Ууууу, как все сложно, может быть как-то попроще можно придумать?» - то дальше можете не продолжать читать, вы уже облажались.

Привлечение инвестиций

Открою небольшой секрет: найти деньги на разработку - это самое простое. Да и как я писал в самом начале, находить деньги тоже стало гораздо проще, в том числе и на игры. Конечно, при условии, что вы сделали все перечисленное выше и у вас на руках есть а) документация, б) команда, в) прототип или даже демо-версия. Допустим, у вас это есть. Как бы я стал действовать в этом случае, если бы не имел контактов с издателями/инвесторами или не было бы своих денег, и мой проект это не мобильная игра (кстати, я бы не стал выбирать первым своим проектом игру для мобайла ни при каких условиях).

Вариант 1: Steam

Я бы начал со Стима. Стим дает возможность собрать фидбек от игроков и проверить, работает ли ваша гипотеза на реальных людях, и есть ли спрос? Это - самая главная цель выхода на Стим. Помимо этого, Стим может принести вам стартовые деньги и сообщество. Но самым ценным из этого всего получается оценка вашего предприятия и повышение вашей рыночной стоимости. Так, если вы будете искать деньги на прототип, который видели вы сами да парочка инвесторов, это одна история. Искать деньги на прототип, который уже купили в раннем доступе Х человек, в который уже играет Y человек и который принес Z денег на предпродажах/продажах/микроплатежах - это уже совсем другая история.

Что дает Ситм:

  • стартовые деньги на дальнейшую разработку;
  • получение объективного фидбека и проверки идеи на востребованность;
  • формирование сообщества (так называемого core community);
  • получение стартовых показателей.

Вариант 2: краудфандинг

Эта история очень похожа на Стим, но сложнее, так как требует большей подготовки, менее предсказуема и требует значительно больших пиар-мощностей. При правильной подготовке любая игра с сильным видением может собрать какие-то деньги и хорошо засветиться в прессе. Но тут есть момент: о вас будут писать, только если вы покажете что-то новое. То есть, даже очень хорошая космическая игра для планшетов не получит освещения, если ее не будет делать например Крис Робертс (хотя относительно последнего непонятно, хорошо это или плохо). Но если вы сделаете что-то особенное, необычное, инновационное (да-да, я сказал это слово!), стильное - то есть очень хорошие шансы на то, чтобы о вас написали.

Если даже вариант 1 не сработает (например, не собрали $50k), то вас могут заметить заинтересованные в инвестировании компании или люди. Если таких предложений не поступило, но было много шума и сообщество игроков выросло, то это даст вам дополнительные козыри во время переговоров с потенциальными инвесторами.

Что дает, помимо того, что дает Стим? Запуск на площадках требует больших усилий и присутствия в СМИ. Это значит, что краудфандинговые кампании привлекают гораздо больше внимания, в том числе и потенциальных инвесторов. Кроме того, если перед этим вы выходили на Стим, то запуская краудфандинговую кампанию, вы расширяете сообщество и получаете дополнительные показатели.

Вариант 3: привлечение денег от инвесторов или компаний

Вообще, тут все по-разному. Например, иногда достаточно опубликовать видео с прототипом, или открыть доступ к нему, чтобы получить предложения, или выслать ссылки инвесторам/паблишерам, чтобы получить приглашение на встречу. Иногда находят после успеха на Стиме или например Кикстартере, или можно эти успехи приложить к презентационному пакету в качестве демонстрации снижения рисков (доказательство наличия спроса на вашу игру).

Как именно это делать в вашем случае я не скажу, но могу рассказать как бы я действовал (независимо от того, есть ли успех на Стиме или в краудфандинге или нет). Во-первых, для начала нужно узнать, кто паблишит игры, схожие с теми, что делаете вы. То есть, мобильный издатель не будет заниматься клоном ЛоЛ (скорее всего). Да и вам такой не нужен - ведь вам нужны не только деньги, но и опыт, верно? А еще лучше - трафик. Много трафика, который есть у паблишеров и который подойдет той игре, которую вы делаете. Поэтому всем подряд писать не надо, вам нужны те, кто специализируются на нише, в которой вы делаете игру.

Затем я бы нашел контакты «нужных людей оттуда», кто принимает решение, чтобы не тратить время на мелких исполнителей и миновать лишние шаги. Когда контакты найдены, можно уже лично общаться, обычно предварительно вполне достаточно переписки в том же Фейсбуке. Прямые контакты не избавляют вас от необходимости грамотно презентовать свой проект, кстати: если ваше видение и прототип не покажутся вашему контакту интересными, а вы и ваша команда не создадите впечатление того, что сделаете продукт, то никакие личные договоренности не помогут. Более того, передать дистанционно видение непросто - в основном, тут будет работать прототип, который вы сделали.

Во время переговоров оптимально предоставить хоть какие-то показатели (Стим, краудфандинговые сборы, играющее сообщество или даже какие-то микродоходы). В этом случае все может оказаться гораздо проще и быстрее. Можно показать востребованность идеи, если вы успешно собрали средства и сообщество на Стиме/площадке. Или, на относительно небольшой выборке игроков, можно продемонстрировать базовые метрики - АРППУ, удержание, конверсии, LTV. Имея под рукой эту статистику, можно обоснованно говорить о том, что из себя представляет игра с точки зрения бизнеса, какие у нее сильные места и какие слабые, над чем предстоит работать и какой у вас план разработки (если вы получите деньги, конечно).

Вместо издателей и профильных компаний можно получить деньги от частных и непрофильных инвесторов. В этом случае не помешает небольшой бизнес-план (или даже смета), чтобы говорить предметно: стоимость привлечения платящего игрока А, платит он нам Б, после того, как мы сделаем это, это и это показатели будут такими-то, все это требует столько-то денег на вот это, это и это. В моей практике этого вполне хватает, чтобы потенциальный инвестор смог оценить перспективность вложений.

Что же касается венчурных фондов, то как я писал выше, в нашей стране они остались где-то далеко в прошлом, и игровая индустрия ими пока что не рассматривается. С другой стороны, вроде бы в трэвел-стартапы наши товарищи наигрались и, возможно, когда-нибудь начнут смотреть и в сторону игровой индустрии.

Личные качества

Напоследок, немножко о том, что не пишут в книгах «Легкий способ найти деньги» или «Привлечение инвестиций для чайников». Если бы вы пришли ко мне, то я бы руководствовался не только тем, что вы показываете, но и смотрел бы на ваши личные качества и на личные качества команды. У меня был печальный опыт, когда отличные проекты, имеющие все шансы на успех, погибали просто потому, что команда устала, или из-за напряженной ситуации ее основатели перессорились. Или, когда пошли деньги, кто-то решил взять больше… В общем, на мой взгляд важны личные качества лидера, какой он? Энергичный, спортивный, продуктивный, позитивный, оптимистичный, или подавленный, физически слабый, пессимист, негативщик? Второй вариант - сразу до свидания, потому что слабый лидер - это уже 50% провала даже крутого проекта.

Что это значит для вас, как соискателя финансов? Мое мнение таково, что если вы относитесь ко второму типу человека, то надо над собой поработать. Привести физическое состояние в хорошее, пройти пару тренингов, которые вернут любовь к жизни и веру в себя, поработать над своей внешностью и уверенностью. Пассивные, вялые люди могут быть очень умными и толковыми… но на ролях исполнителей. Мне кажется, что обремененные деньгами люди и/или компании не станут инвестировать в кого-то, у кого сели батарейки. Или станут, но вряд ли это кончится для вас чем-то хорошим.

Более того, будучи лидером, который собирает команду, членов команды я бы отбирал по тем же критериям. Если вы очень сильный лидер и сможете преодолевать негатив одного или нескольких членов команды, то можете рискнуть. Но тогда вам предстоит не только нивелировать пессимизм, агрессию, часто необоснованную критику вызванную раздражением или, но еще и заряжать команду своей энергией. Поверьте, это бывает очень тяжело, так что если у вас есть выбор - взять очень толкового программиста, но без энергии и хейтера, то я бы советовал не рисковать и поискать подольше, но такого, какого не придется тащить вперед всей командой. При рассмотрении проекта, если команда будет состоять из таких людей, даже за очень хороший проект я не возьмусь и инвестировать в такой бы не стал.

Напомню. Все, что я говорю про личные качества - исключительно мое мнение и видение того, почему некоторым командам отказывают и потом сами не могут объяснить, в чем дело. Безусловно есть и другие точки зрения, и кто-то посчитает более важным знания и опыт сотрудников.

Презентация питча

Я не планировал писать этот раздел, но решил его добавить после того, как в обсуждении статьи в группе Геймдев получил следующий комментарий: «Если делать питчи инвесторам в том же виде, как написана статья - ничего не получится». Очевидно, что статья писалась вообще не про питчи, но раз уж пошел такой разговор, то вот мое видение того, как правильно «питчевать».

«Питчевать» не надо. Вообще. Все, что пишут про питчи и презентации, на мой взгляд, полный бред, по крайней мере в нашей стране. Стоять у доски и показывать слайды своего проекта? Это уже фейл, потому что это значит, что про ваш проект не знают. Вы не создали ценность до того, как его презентовать, не подготовили никакой почвы для беседы и просто тратите свое время, стоя у доски или экрана.

«Правильный» питч - это ваш работающий проект, который можно показать, сопроводив несколькими фразами в письме, скайпе, сообщении или разговоре. И если проект не заинтересовал, то и питч вам не поможет - только потеряете свое время и время тех, кто согласится вас послушать.

Как я получал деньги на проекты? Я обязательно показывал прототип/MVP/демо или хотя бы концепт-арты (был и такой момент, когда достаточно было показать отрисованный арт, демонстрирующий будущую игру). А дальше - обычное неформальное общение, ответы на вопросы и дальнейшие договоренности.

Поэтому личное мнение касательно питчей в игровой индустрии - это зло, просто трата времени, сил и денег.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать .

История о том, с чем я столкнулся за время работы в игровой студии и в качестве инди-разработчика.

В закладки

Странное дело, теперь каждый школьник может склепать игрушку по готовым шаблонам, сайты заполнены обучающими видео, но индустрия игр всё ещё остается довольно закрытым местом. Туда не просто трудно попасть -постороннему человеку в принципе тяжело разобраться в том, что происходит за ширмой трейлеров и анонсов.

Мне повезло исполнить мечту детства: уже год я работаю в небольшой студии и зарабатываю на жизнь именно созданием игр. За это время я увидел много любопытных вещей, о которых и хочу рассказать. Вряд ли этот пост поможет всем, кто хочет стать разработчиками игр, но, может быть, он хотя бы удовлетворит чьё-то любопытство.

Часть 1. Беспроигрышный вариант заработка, гарантия - 200%

Где-то год назад я смог устроиться в одну молодую студию, новый отдел компании N. Начальнику удалось собрать неплохую команду: несколько программистов, художник, моделлер и даже свой маркетолог. Раз в год мы должны были выпускать по проекту, а раз в месяц - предоставлять в главный офис отчёт о проделанной работе. Во всём остальном - полная свобода. В общем, отличные условия для творчества.

Вот только вы наверняка уже заметили, что я использовал слова «должны были выпускать», вместо «выпускали». Дело в том, что глава нашей студии уже имел опыт работы в независимом игродеве, и его взгляд на производственный процесс немного отличался от установленного.

Такая неопределенность не устраивала главу нашей студии, ведь он знал более надёжный вариант заработка на играх. И раз за нашим отделом следили не слишком серьёзно, начальник решил слегка изменить стратегию, а заодно и немного подзаработать мимо кассы.

В таком случае доход идёт за счёт двух источников. Во-первых, денежки заносят наивные покупатели, увидевшие в списке новинок добротный арт и хорошие отзывы (привет, платные комментарии). Этот поток дурачков приносит свою копейку, но он быстро иссякает, когда игра пропадает из списка новинок. Зато бандлы и игровые лотереи приносят доход подольше.

Для работы большинству таких сервисов постоянно требуется огромное количество дешёвого контента. Качество их не особенно волнует, главное количество, ведь в бандлах дешёвые игры являются лишь довеском для популярного центрального продукта, а в лотереях - утешительным призом тем, кто рассчитывал получить ААА-игру за 30 рублей.

Гарантирую, что каким бы ужасным не был ваш проект, подобные фирмы с руками оторвут у вас буквально тысячи ключей, стоит лишь выпустить его в Steam. Да, цена будет в десять раз меньше рыночной, но учитывая, что вы тратите на создание своего «шедевра» не больше двух недель и трёх бутербродов, доход всё равно будет довольно ощутимым. А к тому времени, как он иссякнет, ваша студия умудрится сваять ещё три подобных проекта. Это и стало неофициальным бизнес-планом нашего начальника.

Начиналось всё, как небольшая услуга для руководителя: мы разрабатывали основной проект для конторы, а в свободное время клепали маленькие игрушки для шефа. В начале нас такой вариант не слишком смущал, к тому же глава студии обещал делиться прибылью с продаж того, что мы выпустим (этого, кстати, не произошло).

Но со временем баланс между основным проектом и подработкой изменился. Начальник всё меньше внимания уделял главному проекту, направив все усилия на получение быстрой прибыли, которую можно взять себе в обход руководства. Наступил момент, когда вся команда дни напролет занималась небольшими играми или созданием ассетов для продажи другим разработчикам и неделями не притрагивалась к основному проекту. И нас это очень тревожило.

Как вы понимаете, люди тратят годы обучения на то, чтобы стать художниками, аниматорами или программистами не потому, что мечтают клепать говноигры по две штуки в месяц. Многих не устраивало положение дел: мы несколько раз пытались поговорить с начальником и вернуться к работой над основным проектом. К сожалению, это ни к чему не привело. Более того, у нас сложилось впечатление, что глава студии просто хочет побыстрее набить карманы, пока его действия не заметили, и команду не распустили.

В итоге мы решили связаться с главным офисом и объяснить ситуацию. После следующей проверки нашего шефа уволили, а отдел заморозили до тех пор, пока компания не найдет подходящего человека на замену. Никто не знал, сколько месяцев пройдёт, прежде чем нашу студию вновь откроют и откроют ли её вообще. Поэтому я и мой друг Дмитрий, который также работал программистом в той команде, решили воспользоваться «отпуском» и создать для Steam свою игру.

Моменты озарения, правильные и неправильные решения, а также десятки ошибок, которые мы совершили при подготовке своего большого проекта, заслуживают отдельной статьи. Скажу только, что после трёх месяцев ежедневной работы по шестнадцать часов в сутки, на свет появилась новая игра - Irony of Nightmare. Это хоррор с пазл-элементами, действие которого происходит в преддверии новогодних праздников.

Логотип нашей игры. Её разработка заняла три месяца. Благодоря недосыпанию и быстрому темпу работы мы успели выпустить её до начала зимней распродажи

В общем, более или менее нам удалось собрать начальную аудиторию, которая будет готова оценить Irony of Nightmare в момент её выпуска. Значит ли это, что продажи нам гарантированы? Вообще-то нет, потому что в день релиза начинается следующий этап - борьба за отзывы.

Дело в том, что принцип, по которому пользователи покупают игры, серьёзно различается для ААА и инди-проектов. Цена оказывает огромное влияние на восприятие товара: для инди решение «купить или нет» будет принято за считанные минуты, стоит игроку лишь зайти на вашу страницу. И во многом оно зависит всего от двух вещей: нравится ли покупателю то, что он видит, и как высоко другие оценили вашу игру. Положительные отзывы не менее важны, чем трейлер.

К сожалению, их качество не особенно вам поможет, ведь центром внимания покупателей, в первую очередь, является соотношение между положительными и отрицательными комментариями. Пока Steam говорит, что рейтинг игры «очень положительный», ожидайте огромный поток покупок, но стоит отзывам стать «смешанными», как уровень продаж мгновенно упадёт в разы. Поэтому чем дольше вы сможете удерживать высокий рейтинг проекта, тем лучше.

И мы старались как могли. Перед выходом мы попросили всех своих друзей оценить игру и оставить свой отзыв, если она понравится. Слушали всю возможную критику и исправляли все найденные ошибки как можно быстрее. Благодаря этому нам удалось изменить несколько изначально отрицательных отзывов на положительные. Большая победа, ведь очень маленький процент пользователей оставляют свои комментарии на игровых страницах, а это значит, что каждый отзыв на счету. А потом произошла катастрофа.

В первые пару дней на странице игры появилось двадцать отрицательных комментариев. Подряд. Наш рейтинг сразу же упал, продажи почти остановились. С этим ничего нельзя было поделать, ведь для того чтобы вернуть высокий рейтинг, на один отрицательный отзыв необходимо иметь как минимум два-три положительных. Нужно иметь огромную базу игроков (или огромное количество друзей), чтобы провернуть подобное.

Мы надеялись исправить отрицательные моменты игры, указанные в этих рецензиях, чтобы изменить мнение игроков, но комментарии оказались слишком общими: «плохая игра», «сломанная игра», «не понравилось», как будто их штамповали на одном конвейере. Ну, как позже выяснилось, так оно и было.

По сути, отрицательные отзывы были только первые дни. И за всё последующее время продаж появился только один негативный отзыв

Дело в том, что у многих пользователей, которые оставили эти обобщенные комментарии, в списке рецензий числились одинаковые игрушки. К тому же, добрая часть из них оставила такие же обобщенные, но уже положительные отзывы, под множеством проектов нашего бывшего начальника.

Не хочу никого обвинять в накрутке, в конце-концов, всё это могло быть одним большим совпадением. Скажу лишь одно: если вы независимый разработчик и собираетесь выпускаться в Steam - вы столкнетесь с похожими проблемами. Ваши конкуренты будут покупать себе положительные рецензии, а вам придётся бороться с отрицательными и исправлять неожиданные ошибки.

Несмотря на привлекательные многомиллионные обороты компьютерного игрового рынка, войти на него ох как непросто. Для этого потребуется не только солидный стартовый капитал, не один год работы, но и «творческие мозги» компьютерных гениев, что намного важнее для успеха.

Игровая индустрия вот уже несколько лет является одной из самых динамично развивающихся. Объяснение этому достаточно простое - компьютеры и игровые приставки все дешевеют, а желание человека развлечься не исчезает. Причем этому не способен помешать ни один экономический кризис. Уже давно замечено: чем хуже состояние экономики, тем больше денег люди тратят на недорогие развлечения, пытаясь как-то скрасить невеселую повседневную жизнь.

Время романтиков-одиночек в этой индустрии уже давно прошло: разработка компьютерных игр стала весьма серьезным бизнесом, где над каждым новым проектом работают целые команды специалистов. Сейчас уже нельзя утверждать, что в России разработчики ничего не могут заработать на производстве компьютерных игр, и в основном работают «на Запад». Хороший проект при продаже в России приносит сегодня не менее $200-300 тыс. с игры А нередко с продаж на территории СНГ можно реально получить столько же денег, сколько и со всего остального мира. К примеру, в России легальных копий наших «Дальнобойщиков» было продано более 500 тыс. штук, что при оптовой цене в $1,5 принесло $750 тыс.

Себестоимость печати одного лазерного диска составляет 30 центов. А вместе с коробкой и качественной полиграфией получается около 50 центов. С продажи одного диска можно выручить $1. Оптовая цена больших подарочных коробок с играми – около $24 за штуку. Несмотря на то, что продается их на порядок меньше, прибыль здесь в несколько раз выше.
По словам, участников рынка, нормальная норма прибыли в этой индустрии не менее 100%. В России этот уровень пока несколько ниже – все из-за того же пиратства и ограниченности рынка. Но разница компенсируется успешными продажами «хитов» на Западе, обеспечивая те же 100%.

Что касается распределения прибыли между разработчиком и издателем, то при правильно составленном контракте заработок издателя и разработчика сопоставим. Но в России нередко именно разработчик зарабатывает даже больше, потому, что финансирование разработки на все сто процентов берет на себя издатель. Разработчик же ничем не рискует, получая определенный процент с продаж после того, как продукт начал окупаться. Средний размер роялти в России – 20-50%, на Западе меньше – около 20%, но если разработчик пришел к издателю с уже готовым продуктом, взяв на себя финансирование проекта, то в исключительных случаях роялти может достигать 80%.

Стоимость разработки одной игры напрямую зависит от ее сложности. В среднем, качественный проект стоит около $500 тыс. На Западе же цена проекта может доходить до $4-5 млн.
В Штатах до 80% затрат на разработку приходится на оплату труда дорогих специалистов, а у нас эти затраты составляют до 60%. Остальное приходится на коммунальные платежи, аренду, налоги и пр. накладные расходы. Зарплата программиста у нас тоже значительно меньше - от $500 до $1000. Отсюда и высокая стоимость разработки: над одним масштабным проектом в среднем работает команда из 15-20 специалистов, плюс на различных стадиях привлекаются дополнительные люди.

Проблема кадров в компьютерной игровой индустрии – одна из самых острых проблем. По словам разработчиков, качество игры способны обеспечить только «мозги», без творческого подхода здесь работать невозможно. А таких специалистов в России не больше сотни, при общей занятости в индустрии 1,5 тыс. человек. Осложняется дело еще и тем, что в вузах таких специалистов не готовят, и обыч
ных программистов и 3D-художников приходится в течение нескольких лет разработчикам выращивать самим.

Еще одна трудность этого бизнеса - это изменчивая мода, которой компьютерные игрушки тоже подвержены. На разработку одного проекта тратится от года до двух, а за это время спрос может измениться. Поэтому иногда, разработчикам легче закрыть проект, чем продолжать тратить на него деньги.

Аутсорсинг – еще один вид вполне успешного бизнеса российских разработчиков, при котором наши специалисты разрабатывают отдельные части игры или полностью делают весь проект по договору с западным производителем игр. Выгода такого сотрудничества очевидна для обеих сторон- западный разработчик существенно экономит деньги, а российские разработчики получают работу.

Для желающих войти в игровой компьютерный бизнес свободными сейчас остались только два направления: дистрибьюция или продажа готовых игр и разработка.
Что касается издательства, то в это направление, даже имея огромный стартовый капитал, так просто не попасть. Российский рынок поделен между четырьмя-пятью известными издателями, и доверить свой продукт никому не известному новичку никто из разработчиков не решиться.

Самое выгодное – это одновременно заниматься разработкой, издательством и дистрибьюцией, то есть контролировать весь технологический процесс, получая прибыль на каждом этапе, а не отдавать ее сторонней компании. Но позволить себе это могут только очень крупные компании, у которых на все хватает ресурсов.

Путь в разработчики гораздо проще и дешевле. Первоначальные расходы составят порядка $10 тыс. Технология проста: объединяются несколько друзей, покупают компьютер, специализированные программы (к примеру, обычно все программирование ведется на C++, для художественной части подходят 3D Max или Maya, стоящие порядка $5 тыс.). и работают над созданием демо-версии, далее с ней идут к издателю, и если издатель заинтересовался проектом, то он обычно берет все финансирование на себя. Главное условия успеха – это чтобы новый проект был стоящим.

Ежегодно в мире создается от 3 тыс. до 5 тыс. компьютерных игр, из которых только несколько сотен становятся коммерчески успешными и появляются на полках магазинов. Всю же кассу, как и в кинобизнесе, делает топ-10. Понятно, почему все разработчики и издатели стремятся сделать хит, но не всем это удается.

Главное при разработке игры – вначале грамотно спланировать весь процесс, а потом его так же грамотно организовать. Есть определенная технологическая последовательность операций. Прежде всего, менеджер (продюсер) делает маркетинговый анализ рынка, определяя, какие продукты будут востребованы через полтора года – после выхода игры. После придумки новой идеи игры начинается создание так называемого «концепт-документа», включающего в себя детальное описание будущего продукта, анализ ситуации на рынке, – то есть своего рода бизнес-план. Следующий этап называется «препродакшн» (pre-production), и заканчивается он созданием «дизайн-документа». В нем принимают участие лидеры направлений разработки – главный дизайнер, концепт-художники, расписываются мельчайшие задачи игры и уровни, количество анимации, герои и прочее, вплоть до деревца на заднем плане. Препродакшн длится 3-4 месяца, в течение которых создается детальный план работы на весь период разработки. Именно качество препродакшн во многом определяет успех игры в будущем. Затем начинается непосредственно «продакшн». В нем уже задействована вся команда: программисты, дизайнеры, художники, аниматоры. Это самый длительный этап, в конце которого создается альфа-версия игры, как правило, с множеством ошибок, которые еще в течение пары месяцев исправляются, в ходе чего появляется бета-версия. В ней исправляются последние ошибки (иногда совместно с издателями), и только тогда появляется готовый продукт.

Серьезных разработчиков в стране также не много порядка 10-12, по сравнению с теми же Штатами, где их несколько тысяч. Самые известные– это «Акелла», «Нивал», Софтлаб-Нск, «Никита», «К-Д Лаб» и «1С».

Точно определить объемы рынка компьютерных игр невозможно, поскольку маркетинговых исследований его не проводилось. Все участники, несмотря на разные оценки, называют примерно один порядок цифр – десятки миллионов долларов ежегодно.
По мнению Дмитрия Архипова из «Акеллы», оборот внутреннего легального рынка достигает $100 млн. ежегодно.

Последние три-четыре года объем российского игрового компьютерного рынка стабильно увеличивается – по разным оценкам, примерно на 20-25% в год. Сейчас продажи наиболее популярного хита могут достигать 500 тыс. копий по легальным каналам и до 1 млн. по нелегальным (пиратским).

Сколько можно заработать?

По материалам журнала Свой бизнес

Это статья о вере в себя, в байки с рынка и в будущее. Это текст о том, что нужно заниматься любимым делом, но также необходимо ставить правильные цели. Это рассказ о том, как не гению, обычному человеку, не уйти в депрессию после провала и как сформулировать термин «успех», чтобы в конце концов к нему прийти.

Зачем делать игры?

Создание мира, в котором всё существует по твоим правилам, - это восхитительно приятно и интересно. Видеть как на твоем телефоне оживают твои картинки - я до сих пор испытываю от этого детский восторг и невообразимое удовольствие. Но раз я что-то сделал, значит я - творец? А раз я творец, значит мне нужна публика, которая бы оценила и признала меня! И еще, раз мне так нравится делать игры, не мог бы я сделать это делом своей жизни, любимой работой, и зарабатывать на этом баснословные деньги? Вон, Rovio, Zepto Lab, вьетнамский юноша с Flappy Bird, они же справились, а я? Смотрите, как у меня красиво стучатся друг о друга кубики…

Итак, помимо очевидной мотивации к созданию игр «я могу!» прибавляется не менее очевидная мотивация «хочу снискать славу и заработать мешок денег!». Кстати, последняя, к сожалению (к счастью) , становится основной.

Поехали!

В 2009 году я верил, что раз уж кнопка-перделка на iPhone вышла в топы, то не сделать ли мне Magic 8 Ball и не искупаться в лучах мобильной славы? Целью был выбран тогда еще Android Market из-за относительной дешевизны устройств и низкого порога выхода на рынок. Были честно изучены «конкуренты», которые все как один были признаны позорными: ни одно приложение не использовало Accelerometer, хотя как раз для Magic 8 Ball использование этого дивного сенсора напрашивалось само собой.

Разработка велась по вечерам после основной работы и в 2011 году Magic 8 Phone был готов к выпуску. Реклама? Обзоры? Ну что вы… Цену ставим в $0.99, жмем кнопку «Релиз» и ждем бешенных выплат от Google. Серьезно, невозможно передать, как я был разочарован, что никто не качает столь прекрасный софт даже после того, как я сделал его бесплатным. Затем, Google прислал мне письмо о том, что я нарушаю права Mattel на Magic 8 Ball и вытер приложение из Android Market.

Рис. 1. График текущих установок Magic 8 Phone, на котором хорошо видно угасание надежд и мечтаний
Самым запоминающимся комментарием к Magic 8 Phone был: «Nice idea, nice app! But Magic 8 Ball… seriously?..»

Мальчик растет, но в Деда Мороза всё еще верит

В 2011 же году я купил и прошел платформер LIMBO от PLAYDEAD. Это было восхитительно. Я стал фанатом этой игры, меня впечатляло в ней всё: физика, анимация, атмосфера, геймплей, сюжет, - все вызывало во мне муражки и восторг. Я загорелся идеей написать что-то подобное для Android девайсов, а именно - игру про девочку, которую разносит в клочья от столкновения с суровым миром. Был написан прототип, отправлен издателям в Chillingo, получен ответ «Ой, здорово, но что-то сыро. Пили звуки, левелы и приходи с готовым продуктом. А еще бы для iPhone OS, потому что Android плохо монетизируется.» Я был вдохновлен и… разработка потухла. Долгое время я лениво искал художников, правил мелкие баги, но в 2012 году я купил свой первый iPhone 3GS. Пересадил девочку в инвалидное кресло для простоты разработки и решил переписать прототип для iOS.

В декабре 2013 года игра под названием SOPOR вышла в App Store на суд мировым геймерам. Я верещал о ней на тематических форумах, заявил участие в IGF 2014 (Indie Game Festival), был замечен изданием IndieStatik, которые написали статейку про мой трейлер. В первые два дня релиза игру за $0.99 скачало 20 человек! Потом два человека, потом ноль. Ноль, ноль, ноль. Плюс ко всему, оказалось, что игра вылетала после первой же смерти. У всех. Обновление приложения с багфиксом и включением Game Center принесло несколько скачиваний, но еще больше принесло однозвездочных отзывов: теперь SOPOR вылетал на этапе запуска приложения на всех девайсах с iOS моложе 7.0.

Рис. 2. График платных установок SOPOR с момента релиза
Game Center был выпилен, баги исправлены, игра была брошена на произвол судьбы бесплатной и безбажной. Несмотря на это, скачиваний в неделю: 1-3 штуки. Спустя несколько месяцев, был найден очень «хитрый» ход для монетизации: ставим цену в один доллар, и каждые две недели делаем два дня бесплатной раздачи. В iTunes Connect можно настроить график изменения цены, поэтому один раз настроили и стрижем капустку. За два дня бесплатности масса вебсайтов, что рассказывают пользователям о приятных изменениях цен в App Store, чекают халяву моей игры, публикуют эту чудную новость, и набегает куча любителей распродаж и раздач. Потом игра становится платной и пару недель по инерции ее покупают добрые юзеры. Проходит две недели, бесплатные два дня, и по-новой.

Рис. 3. График платных установок SOPOR за год перед беспрецедентным скачком

Рис. 4. Скачок. Или Китайское чудо, если хотите
Так игра жила больше года, пока в начале марта 2015 года ее не купило несколько десятков китайских человек. Потом еще и еще. Видимо, где-то в Китае появился обзор SOPOR"а, но я так его и не нашел. Сейчас от Китая идет стабильная прибыль около 2 долларов в день. От хитрой схемы монетизации я пока отказался, но вскоре опять к ней вернусь. Кстати, в апреле 2015 года, я получил первую и пока единственную выплату от App Store: 8900 рублей.

Веревки - это здорово

В январе 2015 года, я приступил к разработке новой игры. Это бесконечный/конечный раннер, в котором прямоугольная банка сгущенки движется по туннелю холодильника к заветной свободе. Мир направлен сверху вниз, для перемещения используется веревка. Ну как веревка… Помните Worms от Team17? Вот такая вот веревка. Я очень любил прыгать червячком на этой веревке, это было самое забавное для меня в Worms World Party. И вот я решил сделать игру, в которой главный герой под действием одной только силы тяжести стремится к выходу из постылого холодильника. И все бы хорошо, победа близко, но помимо собачьего холода, в холодильнике есть другие жители, которые совершенно не разделяют желание главного героя покинуть ледянную клетку.

Однако, довольно лирики. Милли (так зовут сгущенку) имеет в запасе несколько жизней, в случае смерти он возникает в ближайщем чекпоинте. Каждая жизнь восстанавливается в течение 5 минут. Если все жизни исчерпались и не хочется ждать, игрок может посмотреть короткую видеорекламу, за что ему накинут дополнительные три жизни. Вот и вся монетизация бесплатной игры.

Игра была выпущена в мае 2015 года, была предложена на ревью 50 разным ресурсам про мобильные игры, большая часть из которых ответила в стиле: «Прекрасная игра! Но у нас так много заявок, так что давай ты купишь у нас рекламу или платный обзор?», что ожидаемо.

Пока говорить об успехе/провале этого проекта рано, поэтому расскажу свое видение жизни независимого разработчика игр в целом.

Итоги

Наверное, можно сказать, что я «разрабатываю игры» с 2010 года. Скорее всего, это то же самое что «я пять лет в независимом game development». И вот какие очевидные вещи я очень неспеша познал за эти годы.

1. Правильные цели

К сожалению, не все люди - гении. Более того, не все люди, что называется, творческие. Глобальные цели «захватить рынок», «создать мегапопулярное приложение» хороши ровно до того момента, пока вы не разбили эту цель на подзадачи.
Стив Джобс в своей нашумевшей речи в Кембриджском университете говорил о том, что нужно искать свое призвание, не размениваясь на скучную и неинтересную работу, что нужно с удовольствием работать и зарабатывать. Он прав. Однако, это не про гейм-девелопера одиночку и это не значит, что нужно бросать работу/университет и кидаться в пучину разработки твоей, безусловно, гениальной игры, продавая машину, дачу и почки. Я покажусь нудным серым обывателем, но если вы тратили ползарплаты на маркетинг и разработку, то лишить себя и свою игру всей этой зарплаты - глупо. Это даст время, но лишит всех средств. Обычным людям в жизни всегда необходим компромис. В том числе и в постановке целей. Ведь я могу оценить произошедшее со мной как минимум двумя тезисами:
а) Я два года разрабатывал игру, которая за еще два года принесла мне вшивые 9к рублей.
б) За месяц, без каких-либо движений, давно написанная игрушка принесла мне бонус в 9к рублей.
Если относиться к GameDev как к «хобби» не привязанным к получению дохода, то с этим просто психологически намного проще жить. Фанатизм, как правило, не приводит к большим успехам. Не нужно бросаться в омут до досконального прощупывания этого омута палочкой.

И еще. Хороший способ заработать на разработке игр без рекламного бюджета: клепать клоны популярных игр. Маркетинг уже сделан до вас, садитесь на волну и поехали. Но тут я даже не буду глубоко копать. Клоны - не для художников.

2. Аналитика

Всегда включайте в игру какую-нибудь аналитику. Flurry, Google Analytics, свой php api на своем сайтике. Вам необходимо знать, как ведет себя пользователь внутри игры. Даже если ваша игра потерпит крах, вы извелечете из этого хоть какой-то урок благодаря знанию о телодвижениях игрока в игре.

Рис. 5. События в игре. Джентельменский набор

3. Вера и истории успеха

Не пытайтесь подражать ребятам с success story. Историй успеха компаний без маркетинг-плана, без бюджета на рекламу, с голой жопой по ветру - единицы. Вы верите, что вы как раз из тех гениев, что взорвут рынок своей грядущей игрой? В то, что офигенный контент сам себя продаст? Возможно это и правда, но контенту нужно набрать критическую массу популярности, чтобы он начал себя продавать.

Все эти истории успеха очень похожи на классический сценарий индийского фильма: простой парень из провинции со средним голосом и посредственной хореографией выбивается «в люди». Публике нравятся такие история, потому что они проецируют эту удивительную историю простого парня на себя - такого же простого парня.
Хотя, если вы верите в то, что вы гений - бросайте все, рвите рынок. Честно, я с упоением почитаю Вашу success story.

4. Количество или качество

Сегодня переломный момент в моей жизни. Отныне я решил, что переломного момента в моей жизни не будет никогда. Того момента, когда я брошу все и стану жить за счет своих игр. Я буду продолжать разрабатывать игры в свободное время, выкладывать их в App Store и Google Play, придумывать способы их монетизации, иногда заказывать обзоры и рекламы. Хорошая любимая основная работа, далекая от геймдева, не менее любимое «хобби» по вечерам, раз в год выкатываю свежие релизы, два раза в год обновляю старые. Возможно, этот путь и приведет меня к полной автономии от работы наемником-программистом, но я не буду неистово к этому рваться, и расходовать свое время на какую-то одну сущность.
И если это путь множества провальных игр вместо одной успешной, что ж, быть посему.

На этой немного дождливой ноте позвольте закончить.

Многие из нас когда-нибудь думали как создать игру онлайн и неважно, с какой целью, на какую тему или для кого. Ведь, собственная игра – это не только интересная забава, но и то, чем можно похвастаться перед друзьями. Также можно разместить на личном сайте и даже зарабатывать деньги на играх. Так что, если у вас уже давно появилась идея создать свою собственную игру , то эта статья для вас.

Даже если у вас нет навыков в таком деле, можно без определенных усилий создать игру онлайн . Как же это сделать, не используя сложных программ, без использования компьютерного программирования? Для этого существует огромное количество «легких» и простых программ по моделированию, с которыми можно работать даже без определенных навыков.

Итак, если вы решили создать игру необходимо определиться с тематикой этой игры: от этого будет зависеть вид игры, ее жанр, а также тип интерфейса и тому подобное. При этом, если вы решили создать простенькую игру в формате 2D, то создание такой игры не будет очень сложным.

Создателям 3D игр будет, конечно же, сложнее создавать интерфейс и прочие объекты, но все же современные, с минимальными знаниями и определенными программами это не составит определенного труда. Причем, 3D игры можно создать с помощью специальных шаблонов и заготовок в данных программах.

Далее, следует выбрать программу, через которую и будет создаваться ваша игра. Мы выделили две программы по 3D моделированию: программы многофункциональные и не требующие дополнительного обучения – это 3D Game Maker и 3D Game Studio.

Первая программа является одной из популярных программ для создания игры и характеризуется простотой в использовании и всегда пользуется популярностью, как и у новичков, так и у специалистов. К тому же игру можно создать за рекордно малое количество времени – буквально за 20 минут. А также, существует более старая версия данной программы по созданию 2D игр.

Что касается 3D Game Studio, то по сравнению с первой игрой, она имеет преимущество в создании различных графических эффектов и является более мощной программой, чем 3D Game Maker. К тому же, она обладает большим количеством функций, которые могут придать вашей игре множество необычных эффектов и сделать ее оригинальной, отличной от похожих стандартных игр.

И, в заключении хотелось бы добавить то, что создавая свою игру, вы создаете ту особую и уникальную игровую программу, которая будет не только предметом вашей гордости, но и показателем ваших достижений, а главное то, что вы приносите радость игрокам и будущим почитателям вашей игры!

А вот как заработать на . И еще полезная информация про то как заработать. Есть один бесплатный курс от Юлии Волкодав и с помощью него можно научиться превращать онлайн деньги в реальные.



 


Читайте:



Приметы: к чему чешется или болит грудь?

Приметы: к чему чешется или болит грудь?

Всем девушкам знакома ситуация, когда ни с того ни с сего начинает чесаться грудь, иногда правая, иногда левая. Конечно же, во времена...

Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете

Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете

Современные ЖК-мониторы — сложные устройства, конструируемые из активной ЖК-матрицы, платы питания, платы инвертора и системы подсветки матрицы....

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

, Лист 02 и приложения к нему: N 1 и N 2 . Остальные листы, разделы и приложения нужны, только если у вас были отражаемые в них операции п. 1.1...

Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?

Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?

Обязательно ли создавать должность кассира? В компании менеджер по продажам выполняет также обязанности кассира. Как оформить совмещение...

feed-image RSS