Главная - Радиаторы
Русская келья на святой горе афон. Русская афонская обитель Святителя Николая Чудотворца («Белозерка»)

Понимаешь, насколько место это прекрасно и природой своей, и людьми, и духовностью! Истинный земной Удел Пресвятой Богородицы!

Я очень благодарен Господу за то, что дал Он мне в духовные отцы и друзья Батюшку, протоиерея Игоря Синицына. Батюшка открыл для меня Афон весной 2010 года.

С тех пор мы посещали это прекрасное святое место не менее двух раз в год. И каждый раз Афон открывался для нас с новой стороны.

В октябре 2012 года Батюшки не стало… Потеря огромная и невосполнимая, но уверен, что прав один из старцев, который сказал: «Радуйтесь! Прибавился еще один сильный молитвенник за нас и за Родину нашу на небе!»

За неделю до кончины Батюшки мы были на Афоне и планировали быть здесь на следующий год в день его рождения 01 апреля…Бог распорядился иначе…

Мы, несколько его духовных чад, дерзнули реализовать этот план и отправились на Афон 27.03.2013г. Трепет был - в первый раз без Батюшки! Но Богородица все управила, и поездка удалась!

Первое потрясение - посадка на паром! Я слышал истории о том, что некоторых Господь смиряет при посадке и они вползают на паром на коленях, т.к. на верхних ступенях трапа ноги просто перестают слушаться. В этот раз я испытал это сам! Ноги подкосились и я вошел на паром на коленях! Я мог бы объяснить это немощью своей из-за усталости и нервных переживаний перед поездкой, но то же произошло несколькими минутами позже на моих глазах с другим паломником! Таких совпадений не бывает…

Поездку мы решили построить так, чтобы посетить основные святыни и остановиться в келии Святителя Николая у отцов Николы и Ореста, где мы обычно завершали наши поездки с отцом Игорем.

С парома мы отправились на автобусе в - столицу монашеской республики. Обычная практика для многих паломников. Нужно очень торопиться к автобусам (их обычно два), чтобы занять место. В этот раз мы ехали стоя…В Карее мы по обычаю сразу пошли поклониться иконе Божией Матери «Достойно есть», которая находится на Горнем месте в алтаре Протатского храма в центре Кареи.

На следующий день после службы и трапезы мы вышли в сторону болгарского монастыря (10 км). Паломники нечасто используют этот путь, поэтому описания его нет. Мы назвали его малый подъем на Святую гору. Идешь по тропинке в основном в гору. В середине пути, ближе к Зографу мы с удивлением увидели сооружение, на котором висела мраморная табличка, на которой рука указывала направление в сторону монастыря,

а в нише стоял старый деревянный крест, надпись над которым повествовала о том, что крест сей был поставлен еще в начале 19 века.

Через три часа пути мы подошли к монастырю Зограф, усталые, но счастливые.

Я бывал в монастыре Зограф несколько раз и хотел опять испытать то чувство умиротворения и любви, которое охватывает тебя в этом небольшом и одном из старейших на Афоне монастыре. Чувства эти во многом присутствуют там благодаря искренней любви болгарской братии к нам - русским! Вспоминается история марта 2010 года, когда мы с батюшкой и еще одним нашим другом поднимались от Зографского причала в монастырь в сильный дождь. Ботинки, естественно, превратились в сплошное месиво налипшей грязи. Где-то на полпути нас нагнал грузовой джип Тойота (основное средство передвижения монахов на Афоне) и подобрал нас. Когда мы вылезли у стен монастыря, привезший нас монах увидел, в каком плачевном состоянии находится наша обувь. Он попросил нас подождать и через несколько минут вынес нам прекрасные английские кожаные ботинки, в которых обычно ходят лондонские денди! С огромной радостью он отдал нам их, а мы, переобувшись, испытали истинное блаженство! Прекрасный урок бескорыстия и любви!

Службы в монастыре проходят на старославянском церковном языке, что очень важно для нас - русских паломников, потому что понимание позволяет глубже погрузиться в молитву.

С утра мы приложились к чудесной иконе Георгия Победоносца.

В Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды - родины вмч. Георгия, - произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф.

В новый монастырь прибывало множество паломников, среди них даже византийский император Лев Мудрый и болгарский царь Иоанн. Но не все посетители были благочестивы: некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана - палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Сия святая икона находится при колонне правого клироса.

После службы мы съели прекрасную, приготовленную с большой любовью, трапезу, и отправились в порт монастыря, который находится в 5 км ниже по склону.

Дорога в порт идет под гору, двигаться легко и можешь спокойно любоваться красотами вокруг.

У причала монастыря Зограф стоит древняя башня, рядом с которой всегда задумываешься об истории Афона. Ведь эта башня выдерживала осаду пиратов в древности!

Мы сели на паром и через 15 минут были уже в . Не буду рассказывать о святынях монастыря и чудесах, происходивших здесь. Меня всегда потрясает одно чудо - чудо появления Матери Божьей на фотографии последней благотворительной ярмарки в монастыре в начале 20 века. 21 августа / 3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный кусок хлеба.

В этот раз мы задумались о вечном, придя на кладбище к могилам недавно почивших монахов.

«Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы…»

Недалеко от Пантелеймонова монастыря находится мельница, где проходил свое послушание Преподобный Силуан Афонский. Сегодня монастырскую мельницу, где долгие годы нёс своё послушание преподобный старец Силуан, насельники Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря называют "Силуановой".

Путь сюда недолгий. Ступив на дорогу, ведущую из монастыря в и далее на Кариес (столицу монашеской Горы), уже через десять минут неспешной ходьбы вы войдёте в ворота мельницы. При условии, что не пройдёте незаметную тропинку, которая начинается с левой стороны дороги.

Сильное впечатление в это посещение на меня произвела служба в Свято-Пантелеймоновом монастыре в Соборном храме Святого Пантелеймона в ночь с 30 на 31 марта, которая длилась без малого семь часов, и возглавлял ее наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры владыка Феогност.

Наутро мы после службы и воскресной трапезы сели на паром и отправились в - морские ворота Афона.

В этот раз мы, наученные опытом, были шустрее и добирались до Кареи сидя.

В Карее нас встретил отец Орест и мы поехали в келию Святителя Николая. Келия Святителя Николая относится к монастырю .

Подвизались здесь два старца: отец Никола и отец Орест, с которыми меня связывает давняя дружба - нас познакомил отец Игорь еще в 2010 году…Жизнь на келии проходит в молитвах и трудах.

Слава Богу, у отцов гостил иерей отец Тит и мы смогли помянуть Батюшку отца Игоря, отслужив по нему литию (лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды).

Келия Святителя Николая находится в живописнейшем месте Афона. Отсюда открывается прекрасный вид на Святую Гору.

Тишина и покой, молитва и уединение, послушание по силам и прогулки в близлежащие монастыри Каракал и делают пребывание здесь паломника незабываемым.

Беседы с отцами во время трапезы или отдыха настраивают на глубокие размышления о жизни и вере.

Жизнь в келии дает возможность увидеть Афон с другой стороны - не общежития, а уединения…

Отец Орест отвез нас в , где мы приложились к чудотворной Божией Матери.

После мы заехали на Святой источник Божией Матери рядом с Ивироном на берегу моря, который забил на месте на месте прибытия Девы Марии на Афон.

Каждый раз, когда я приезжаю сюда и спускаюсь к источнику выпить святой воды и омыть голову, меня потрясает тот факт, что источник пресной воды, находящийся в двух шагах от моря и ниже его уровня, ни разу за два тысячелетия своего существования не был залит морской водой, хотя море здесь достаточно бурное!

На следующий день отец Орест отвез нас в Дафни, где мы тепло попрощались,

Сели на паром и отбыли в Уранополь, где нас уже ждала машина, чтобы отвезти в Салоники. Но это уже совсем другая история…

Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX – начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и к образованию других русских святогорских обителей.

Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из них по своей численности превышали греческие монастыри.

Так, русская келья свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келья Свт. Николая («Белозерка») – 85 человек, келья Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келья Игнатия Богоносца – 50 человек, келья Святой Троицы – около 50 человек.

Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы.

Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь Святителя Николая Чудотворца.

Глубокое почитание Святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон.

Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому Чудотворцу. Ныне ее все знают как келья «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер – «Белозерка». Собственно, нынешнее название «Буразери» – это и есть забытое и искаженное на греческий манер прежнее русское наименование «Белозерка».

Располагается обитель недалеко от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики.

По преданию, устроителем кельи был святитель Савва Сербский. В ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. келья пришла в упадок.

Известно, что в середине XIX в. в обители подвизались русский старец о. Паисий и ученик его о. Серафим.

Но настоящим возобновителем и устроителем кельи стал русский иеросхимонах Антоний, ученик известного афонского старца Хаджи-Георгия . По благословению и при материальной поддержке старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в 1882 году он выкупил и принялся ее восстанавливать и обустраивать заброшенную древнюю обитель. Вместе с о. Антонием в келью переселилось 12 человек русской братии.

Вскоре после этого о. Антоний отошел ко Господу, после чего обитель возглавил его ученик иеросхимонах Неофит. После него во главе обители стал деятельный старец иеросхимонах Петр, рукоположенный в сан священника в 1893 г. по благословению старца Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) Вселенским Патриархом Иоакимом III.

При о. Петре в кельи подвизалось уже 85 человек русской братии, из них 17 священнослужителей (13 иеромонахов и 4 иеродиакона). Были отстроены два храма: верхний в честь Святителя Николая Чудотворца и нижний во имя Покрова Божией Матери, новые корпуса и кельи. Поскольку обитель все увеличивалась, перед началом Первой мировой войны настоятель имел намерение заложить новый соборный храм.

В обители имелось несколько братских корпусов, один из которых – трехэтажный. В них располагались трапезная, архондарик, братские кельи, иконописные и другие мастерские. Также русские «белозерцы» построили подворье для паломников в Константинополе и гостиницу для паломников в Дафни. На средства «белозерцев» частично содержалась и русская школа в Константинополе.

На повестке дня стоял вопрос о преобразовании русского келейного братства «Белозерки» в отдельный русский скит, однако этому начинанию воспротивились представители греческих монастырей в Протате.

Когда на Лондонской мирной конференции 1913 г. обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, «Братство русских келий Афона» выступило с инициативой, чтобы Святая Гора оставалась автономной монашеской республикой под покровительством православных государств, издревле имеющих свои обители на Афоне: России, Греции, Сербии, Болгарии и Румынии. Тогда же Братство пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам – статуса монастырей, а крупным русским келейным обителям – статуса скитов.

К сожалению, против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившиеся с протестом к участникам Лондонской конференции.

В своем меморандуме греки писали:
«Свобода есть создание эллинизма, и если в настоящее время варварские и дикие народы пользуются этим благом под греческим знаменем, то неужели мы, афонские монахи, будем порабощены властью народа менее либерального, менее прогрессивного и менее цивилизованного? Никогда!».

В результате предложения Братства так и не были реализованы, а многочисленные русские обители, в т. ч. и «Белозерка», так и не смогли получить статус скитов.

После трагических событий 1917 г., когда всякая связь с Афоном в пределах большевистской России была утрачена, многие русские обители на Афоне запустели и пришли в упадок. Не имея более поддержки из родного Отечества, такая печальная участь к середине ХХ века постигла и русскую келью «Белозерка».

В 1962 г. от 85 человек русского братства здесь оставалось всего 4: один иеромонах 84-х лет, другой иеромонах уже не служил по болезни и старости, 1 старенький иеродиакон, полуслепой и тоже не служащий по болезни, и один старенький монах.

Уже через шесть лет умер последний насельник «Белозерки» - иеродиакон Иоаникий, и келья со всеми постройками перешла во владение к грекам.

Ныне большая часть братии этой кельи – греки. Как и при русском братстве, главным занятием насельников обители является иконописание. Однако о былом русском величии обители напоминают ныне лишь отдельные строения, да и в тех, после недавней греческой реставрации, все менее угадывается русский стиль.

Сергей Шумило,
Международный институт афонского наследия



 


Читайте:



Приметы: к чему чешется или болит грудь?

Приметы: к чему чешется или болит грудь?

Всем девушкам знакома ситуация, когда ни с того ни с сего начинает чесаться грудь, иногда правая, иногда левая. Конечно же, во времена...

Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете

Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете

Современные ЖК-мониторы — сложные устройства, конструируемые из активной ЖК-матрицы, платы питания, платы инвертора и системы подсветки матрицы....

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль

, Лист 02 и приложения к нему: N 1 и N 2 . Остальные листы, разделы и приложения нужны, только если у вас были отражаемые в них операции п. 1.1...

Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?

Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?

Обязательно ли создавать должность кассира? В компании менеджер по продажам выполняет также обязанности кассира. Как оформить совмещение...

feed-image RSS