Главная - Бойлеры
Характеристика основных сфер экономической жизни древнего вавилона. Жизнь и быт в древнем вавилоне и ассирии

Экономика Вавилонского государства времен Хаммурапи базировалась на развитии ирригационного земледелия, садоводства, скотоводства, многообразных ремесел, внешней и внутренней торговли.

Основной отраслью производства в Вавилонии было сельское хозяйство. Во времена Хаммурапи наблюдается расширение посевных площадей (освоение залежных и целинных земель), расцвет такой интенсивной отрасли хозяйства, как садоводство (разведение финиковой пальмы), получение больших урожаев злаковых (ячменя) и масличных культур. Значительная часть обработанной земли принадлежала храмам, членам царской семьи, крупным торговцам, чиновникам царской и храмовой администрации. Мелкие землевладельцы обычно владели небольшими участками земли от 1/3 до небольших гектаров. Земледелие базировалось на искусственном орошении.

Основой сельского хозяйства был труд свободных земледельцев и арендаторов, в ремесле также доминировал труд свободных ремесленников, занятие которых обычно наследовалось в семье.

Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном, и, в конечном счете - благосостояние всех граждан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных работ.

Сельское хозяйство было основой жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что в Законах Хаммурапи уделяют ему очень большое внимание.

Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Неоднократно в Законах Хаммурапи упоминаются стада крупного и мелкого рогатого скота, ослы, для пастьбы которых нанимались пастухи. Часто скот отдавался в наем для тяжелой работы на поле, гумне, перевозки тяжестей.

Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не

вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строительных материалов.

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосударственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и свободных общинников.

Древний Вавилон. Древний Восток - колыбель цивилизации. Там образовались первые государства, значительного уровня достигли хозяйственное развитие и культура. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей. Это история Древнего Вавилона, представлявшего собой древневосточное государство в междуречье Тигра и Евфрата.

О развитии экономической мысли здесь свидетельствуют законы царя Эшнунны XX в. до н.э в которых толковались хозяйственные вопросы. Наиболее значительным экономическим памятником Вавилонского царства является Кодекс царя Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э широко отражавший экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития. Свод законов Хаммурапи позволяет утверждать, что в стране существовала частная собственность, об укреплении и защите которой заботилось государство.

Естественным и вечным считалось в Вавилонии деление на рабов и рабовладельцев. Покушение на частную собственность каралось смертной казнью или отдачей в рабство. Основу экономики составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позиции община, хотя процесс разложения уже коснулся ее. Законы Хаммурапи ограничивали произвол ростовщиков и долговое рабство. Кодекс свидетельствует и о том, что в стране развивались товарно-денежные отношения. Экономика этого периода характеризовалась следующими чертами 1.сочетание царско-храмовой земли с общинно-частным сектором 2.наличие централизованного бюрократического аппарата, эффективно действовавшего через многочисленный слой специалистов-профессионалов.

Царско-храмовая земля до 30-40 раздавалась царским людям первой и второй категорий. В первом случае земля выступала как жалованье в форме должностного надела, во втором - в форме неотчуждаемого надела, за пользование которым владелец выплачивал определенную часть урожая.

Существовали общинные земли, которые делились на наделы. Постепенно наряду с царско-храмовыми землями и неотчуждаемыми коллективными землями появляется частнособственнический сектор. В Вавилоне успешно развивалось сельское хозяйство, что объяснялось расширением и улучшением оросительной системы. Активно велась внутренняя и внешняя торговля. Ввозились лес, камень, металлы, а вывозились зерно, финики, шерсть, многочисленные ремесленные изделия. 2.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Возникновение и развитие экономической теории в странах Древнего Мира

Это сложная, многоотраслевая наука. В условиях классово-антагонистических обществ она отражала интересы.. Взгляды ученых-экономистов на предмет экономической науки менялись.Это обусловлено объективными..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хозяйственная система стран Древнего Востока
Хозяйственная система стран Древнего Востока. Государства Древнего Востока существенно отличались от античных рабовладельческих государств. Во-первых, на Востоке рабы никогда не были главной

Древний Египет
Древний Египет. Главным занятием населения в Древнем Египте было земледелие. Ирригационная система делила все поля на верхние и нижние. Нижние поля затоплялись во время разливов Нила. Для ор

Древний Китай
Древний Китай. Весьма активно экономическая мысль развивалась в Древнем Китае. Целая эпоха в древнекитайской истории связана с деятельностью Конфуция 551-479 гг. до н.э Созданное им учение - конфуц

Древняя Индия
Древняя Индия. Древнейшими памятниками истории, отражавшими начальный период развития экономической мысли Индии, являются Веды - собрание молитв, гимнов, заклинаний и т.п. Они относятся к I тысячел

Экономическое развитие Древней Греции
Экономическое развитие Древней Греции. Древнегреческая цивилизация возникла на рубеже III - II тыс. до н. э. в южной части Балканского полуострова. В экономике Древней Греции выделяют следую

Экономическое развитие Древнего Рима
Экономическое развитие Древнего Рима. В экономике Древнего Рима выделяют три периода Ш Ранний Рим разложение родового строя VIII-IV вв. до н. э. Ш расцвет Римской империи VI-III вв. до н. э I II вв

История возникновения экономических знаний
История возникновения экономических знаний. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и

Приложение Адам Смит - Биографические изыскания
Приложение Адам Смит - Биографические изыскания. Исторические условия формирования идей Смита. Своего высшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских уче


Список использованных источников. История экономического анализа Й. Шумпетер Истоки Вопр.народ.хоз-ва и экон.мысли. М. Экономика, 1989. Вып.1. 1990. Вып.2. главы из книги. 2 Основания полит

Социально-политическое устройство Вавилонского царства по Законам Хаммурапи

В государстве Хаммурапи свойственные ранним структурам клановые и родственные связи уже были заметно оттеснены связями административно-территориальными, а вассально-иерархическая пирамида власти превратилась в централизованный бюрократический аппарат, эффективно действовавший через своих чиновников. Соответственно укрепился и институционализировался влиятельный и достаточно многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания,-- администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др. Возник и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между первым и вторым отмеченными здесь слоями была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (эта разница отражалась в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе администрации или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов.

Государство Хаммурапи обладало монополией силы, твердо опираясь на фиксированный закон и связанные с ним формы принуждения. Выдвижение на передний план кодифицированного законодательства с достаточно строгой системой наказаний было связано с тем, что развитие частнособственнических отношений, товарно-денежных связей и особенно ростовщичества с его внушительными процентами (20 - 30 % годовых) вело к быстрому разорению общинников и обогащению за их счет частных собственников. хаммурапи закон уголовный

Изучая законы Хаммурапи мы можем видеть, что вавилонское общество состояло из трех слоев населения. Свободный человек именовался авелум - "человек", или мар авелим - "сын человека". Это мог быть и крупный торговец, и мелкий ремесленник, и крестьянин. Это был слой свободных граждан. Зависимый человек назывался мушкенум - "склоняющийся ниц". Это были люди, работающие на царской земле и обладавшие ограниченными гражданскими правами. Хотя они могли иметь рабов, личное имущество, и их права защищались в суде. Низший слой вавилонского общества составляли рабы - вардум. Это были военнопленные, люди, попавшие в долговое рабство, обращенные в рабство за какие-то преступления. Однако рабы могли иметь некоторое имущество. Рабовладелец, имевший детей от рабыни, мог включить их в число своих наследников. Во главе государства стоял царь, который обладал неограниченной властью. В его руках находилось около 30-50 процентов всех земель. Эти земли он иногда сдавал в аренду. Волю царя и исполнение царских законов выполнял царский суд. Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взымались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла. Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов - редум и баирум. Воины получали за службу земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. За это воин должен был исправно нести службу. Огромный бюрократический аппарат, который контролировал царь, исполнял воля царя на местах. При этом царские чиновники - шакканакку вступали в тесный контакт с представителями местной администрации: общинными советами и старостами общин - рабианум. Главным богом Вавилонского царства стал когда местный бог города Вавилона - Мардук, который стал считаться верховным богом, творцом людей и животных.

Таким образом, мы можем говорить о том, что Вавилонское общество по законам Хаммурапи состояло из полноправных граждан, которые назывались "сыновьями мужа", мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс членовредительство "сыну мужа", то наказание виновному выносилось по принципу талиона, то есть "око за око, зуб за зуб", а соответствующее членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём.

По статье 129 кодекса Хаммурапи, муж был "господином" (бел ашшатим), т. е. полновластным владельцем своей жены, которую он приобретал, как рабыню, у своего тестя, внося ему за неё определённый выкуп. правовое положение замужней женщины в древнем Вавилоне "было ослабленным по сравнению с полноправными людьми, что позволяло в некоторых случаях с точки зрения права относиться к ней, как к предмету". Согласно кодексу Хаммурапи за нарушение супружеской верности жена и муж несли различные наказания. В случае неверности мужа жена могла взять своё приданое и вернуться к отцу, но в случае неверности жены её следовало "бросить в воду". В брачных контрактах указывается, что если жена откажется от своего мужа, то муж имеет право наложить на неё клеймо рабства и продать её. Женщина имела ограниченное право собственности. Вдова не могла в полной мере свободно располагать своим имуществом. Законодатель стремился всячески к тому, чтобы максимально сохранить собственность в руках одной семьи. Целый ряд статей кодекса Хаммурапи указывает на то, что вдова не имела права отчуждать своё имущество после смерти мужа, ибо это имущество считалось наследством детей, среди которых старший сын имел право на получение преимущественной доли наследства.

В Вавилоне во времена Хаммурапи оформилась типичная для древнего Востока деспотия. Управление страной было строго централизовано, и вся верховная власть, законодательная, исполнительная, судебная и религиозная, была, в конечном счете, сосредоточена в руках царя. Как видно из переписки Хаммурапи с его чиновниками, царь сам руководит различными отраслями управления, в частности организацией искусственного орошения. Царь лично рассматривает различные спорные дела и жалобы, поступающие на его имя. По этим делам царь сам выносит решения и даёт соответствующие предписания своим чиновникам. Наконец, особыми указами царя вносятся необходимые исправления в календарь.

Таким образом, мы можем прийти к следующим заключениям: законы Хаммурапи выявляют социальную структуру общества Вавилонии - выделяются три основные категории населения: полноправные свободные люди - члены общин; юридически свободные, но неполноправные люди, не являющиеся членами общин и работающие в царских хозяйствах; рабы. При определении наказания часто учитывалось социальное положение виновного - рабы карались более сурово. В законах зафиксировано особое положение воинов: они были обязаны выступать в поход по первому требованию царя, за службу получали от государства земельные наделы, передаваемые по наследству и не отчуждаемые даже за долги.

Экономика Вавилона по Законам Хаммурапи

В сборнике законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли или сада, игравшую, судя по многочисленным частноправовым документам, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая, что при плодородии долины Двуречья было. не слишком высокой платой. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к собственнику поля. Аренда была краткосрочной, не более чем на один или два года. На более долгий срок сдавалась в аренду ещё не освоенная земля. В этом случае земля сдавалась на 3 года с условием внесения арендной платы лишь в третий год, а поле, предоставленное для насаждения сада, сдавалось на 5 лет, и лишь на пятый год арендатор отдавал собственнику земли половину урожая.

Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. В каждом крупном городе существовало объединение таких купцов (карум -- "пристань"), осуществлявшее административный надзор за тамкарами и ведавшее их взаимными расчетами и расчетами с государством. Тамкары вели международную торговлю как лично, так и через помощников-щамаллу, т.е. странствующих торговцев, не располагавших собственными средствами. Другим важным видом деятельности торговых агентов было, как уже отмечено, ростовщичество (А также, хотя об этом не упомянуто в ЗХ, сбор налогов.). Займы натурой предоставлялись под условием роста в одну треть, а займы серебром - в одну пятую основной суммы, как правило, на короткий срок - до урожая. Из деловых документов видно, что существовали и другие виды роста (вплоть до сложных процентов). ЗХ пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

Судя по дошедшим до нас контрактам и другим документам, не все мероприятия Хаммурапи, направленные на облегчение положения экономически слабых свободных, проводились в жизнь. Поэтому даже во время его правления попытка укрепить экономическое положение рядовых свободных не имела большого успеха. Противоречие между бедными и богатыми продолжало существовать и развиваться наряду с противоречием между рабами и рабовладельцами. Царское хозяйство и частное землевладение.

Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена, развивавшихся в пределах обширной территории, объединённой в одно государство завоеваниями Хаммурапи. Денежные отношения продолжали развиваться, а тем самым укреплялись частновладельческие отношения.

Частное владение землёй также продолжало развиваться и по существу уже мало отличалось от частной собственности. Способствовало росту частного землевладения и дальнейшее расширение царём Хаммурапи сети каналов. Его деятельность в этом направлении стала особенно интенсивной после победы над Римсином. Прорывая новые каналы, царь стремился восстановить земледелие на юге, сильно пострадавшее от ожесточённых войн предшествующих лет. Углубление и расширение ирригационной сети создавало условия, в силу которых увеличивалась пригодная для земледелия территория. Хаммурапи стремился к расширению садовых плантаций - очевидно, плантаций финиковых пальм, создававших одну из основ благосостояния страны. Закон допускал расширение садовой земли даже за счёт пахотной.

Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что ЗХ уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая - § 46) или за твердую плату вперед (§ 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42--44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения, и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53--56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57--58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263--267). Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. ЗХ подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т.п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215--224, 253--274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок - на время сева или особенно жатвы - либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы. Поэтому и тарифы наемной платы в основном поденные. Наемник несет материальную и "уголовную" ответственность за причинение хозяину убытков. Плата наемному работнику была рассчитана на возможность прокорма им семьи в течение периода найма.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить следующее:

Законы Хаммурапи являются важным историческим источником по изучению социально-политической и экономической жизни Вавилона.

ЗХ дают нам представление о том, что вавилонское общество по своему составу не было однородным, правовое положение разных слоев населения различалось.

Формой политического правления была деспотичная монархия

Общество Вавилона было патриархальным.

Важную роль в экономике играло сельское хозяйство.

Ирригационная система имела государственное значение.

В период правления Хаммурапи получили развитие торговля и деятельность ростовщиков.

Особое положение в древневавилонском государстве занимали войны.

Говоря о древнем Вавилоне, нельзя не упомянуть о удивительной красоте природы этого края. В древности низовья рек Тигр и Евфрат выглядели не так, как теперь. Лагуна Персидского залива простиралась гораздо дальше к северу, а сами реки Тигр и Евфрат не соединялись в единое русло Шатт - эль - Араб, а впадали в лагуну самостоятельными устьями. Пространство между ними было почти целиком занято болотами, озерами и зарослями гигантского тростника. Более высокие участки представляли собой подобие саванны с высокой травой и кустарником.

В результате чего маленькие человеческие общины были отделены друг от друга трудно преодолимыми преградами. Единственными путями сообщения между ними служили речные протоки. Хотя наносная лесная почва была очень плодородна, урожаю постоянно угрожали несвоевременные разливы или, наоборот, засухи. Если половодье совпадало с сильным южным ветром, нагонявшим воду с лагуны, то катастрофическое наводнение сносило жилища, амбары и уничтожало посевы. Полная опасностей и невзгод жизнь долгое время ограничивала рост населения. Но постепенно люди обуздали реку, начали строить дамбы и каналы, имея весьма скромную задачу: оградить свои посевы от наводнений и отвести лишнюю воду в сторону. Но затем поняли, что эти сооружения могут служить и в качестве более важных целей. Дело в том, что в Месопотамии, в отличие от Египта, разлив рек происходил в неподходящее время - весной, а хлеб сеют осенью. Жители Двуречья догадались, что с помощью дамб и каналов можно запасаться водой, приводить ее в нужное место и в нужное время. Следствием перехода к системе искусственного орошения явилось огромное повышение производительности труда. Хотя каждый общинник не менее двух месяцев в году работал на оросительных системах, эта тяжелая работа окупалась с лихвой. Урожай теперь был почти гарантированным и весьма высоким. Появилась возможность накопления материальных благ, стало быстро расти население, и, как следствие этого, началось классовое расслоение общества. Войны, которые раньше сводились к случайным стычкам из-за охотничьих угодий, похищенных женщин и тому подобное, теперь велись с целью расширения территории грабежа, захвата каналов или естественных ответвлений русла Евфрата.

Все эти обстоятельства, как показала историческая наука, приводят к перемене общественного устройства: совершается переход от первобытнообщинного строя к государству. Центры общин теперь обложены стенами, под защиту которых постепенно собирается почти все население данной общины. Эти городские стены были предметом особой гордости общинников и воспевались в эпосе. Так, в междуречье Тигра и Евфрата, а также на реке Дияле, притоке Тигра, сложились десятки небольших городов-государств, или как их принято называть в науке, новых государств.

Кодекс царя Хаммурапи является значительным историческим памятником Древнего Вавилона, отражает основы общества, социальное положение жителей государства, его экономическое развитие. Свод законов Хаммурапи свидетельствует о том, что основу экономики Старовавилонского царства составляло натуральное хозяйство. В законах также отражено развитие товарно-денежных отношений, ростовщичества. Всего экономическим отношениям отведено около 50 статей.

Главным занятием жителей Вавилона являлось земледелие с искусственной системой орошения. Орудия труда были достаточно примитивными: мотыга, серпы приспособления для боронования. В Древнем Вавилоне применялись орудия труда из бронзы, известны случаи применения железных изделий. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии. Именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции, который был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Однако, по некоторым сведениям, такой плуг изобрели еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. До­­машние животные – ослы, ишаки, мулы, начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия достигалась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки определили важное значение искусственного орошения. Главные каналы брали свое начало у рек Тигра и Евфрата, дальше от них ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался за счет плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных водоподъемных сооружений, которые оставались несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека. центральная власть заботилась не только о расширении ороcительной сети, но и о содержании ее в порядке. Царь чаcто давал распоряжения о расчистке каналов и о различных работах, связанных с ирригацией. Если в царcкий дворец поступали сведения, что в какой-либо местности не хватает воды для орошения, то из дворца посылалось распоряжение о принятии мер для обеспечения населения водой. Еcли не хватало воды для орошения полей, арендованных у дворца, то местные чиновники должны были принять меры к орошению этих полей или же заменить неорошаемое поле орошаемым. Больше того, меcтные чиновники несли материальную ответственность за нормальное орошение арендованных у царя земель: в случае неурожая из-за плохого орошения недоимка арендной платы начиcлялась на местного чиновника. Если прорывалась плотина, чиновники должны были найти рабочую cилу, необходимую для исправления повреждений. Если наводнение не достигало высоких полей, то по приказу царя устанавливались водоподъемники. В судебнике Хаммурапи cохранились оcобые статьи, уcтанавливающие ответственность общинников за сохранение в порядке данного участка ирригации. Если по чьей-либо вине проиcходил прорыв в плотине и был затоплен соседний участок, виновный должен был возместить стоимость погибшего xлеба. Если он этого сделать не мог, то его cамого и его имущество следовало продать, обратив вырученные деньги на возмещение убытков, понеcенных владельцами соседних полей.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные территории засаживались финиковой пальмой. Государство, защищавшее интересы земельных собственников, заботилось также и о владельцах садовых участков. По 59-й ст. законов Хаммурапи за самовольную порубку дерева в чужом саду следовало уплатить высокий штраф - полмины серебра. Законодатель, cтоящий на страже имущественных интересов богачей, устанавливал высокую плату за аренду сада в размере 2/3 садового дохода. Если cадовый доход уменьшался, арендатор был обязан уплатить аренду соответственно с доходом соcеднего участка.

Наличие богатых пастбищ, под которые иcпользовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. За кражу скота, порчу орудий труда существовали различные штрафы и наказания, записанные в кодексе Хаммурапи. Штраф за кражу оросительного орудия: «§259. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли (общины, то) он должен отдать хозяину оросительного орудия 5 сиклей серебра». Также обозначены расценки найма скота, услуг: «§271. Если человек наймет быков, повозку и его погонщика, (то) он должен давать 180 ка хлеба в день».

Вавилон располагался на скрещении речных и караванных торговых путей, что способствовало развитию торговли. Особенное значение получила внешняя торговля. Государственная власть активно пыталась сосредоточить в своих руках большое количество обрабатываемых земель и постоянно вмешивалась в хозяйственную жизнь страны, пыталась централизовать в своих руках внешнюю торговлю. Эту торговлю вели тамкары, торговавшие либо по поручению царского дворца, либо на свой собственный страх и риск. Особые государственные чиновники, называвшиеся «вакиль тамкары», руководили этой торговой деятельностью. Из Вавилонии, как из аграрной страны, вывозили главным образом сельскохозяйственные продукты: пшеницу, ячмень, растительное масло, финики и шерсть. Кроме того, из Сиппара, центра шерстоткацкого производства, вывозили, в частности, в Элам шерстяные ткани. А из Элама в Вавилонию привозили металлическую руду (медь и серебро), из Ассирии - свинец и другие металлы, из соседней горной страны Гутиума - рабов. Наряду с внешней и крупной оптовой торговлей существовала и внутренняя, особенно розничная торговля. Мелкие торговцы, получая у крупных богачей или у храмов ссуды или товары, самостоятельно вели свои торговые операции, перевозя товары по рекам и каналам из одного города в другой - из Ларсы в Ниппур, из Вавилона в Сиппар и т. д. Законодатель, защищавший интересы собственников-богачей, принимал меры к тому, чтобы обеспечить крупному оптовому торговцу высокую, установленную законом прибыль. По законам Хаммурапи взявший у крупного торговца ссуду обязан был вернуть взятые деньги в двойном размере, даже в том случае, если он не наживал барыша. Единственной причиной, которая освобождала взявшего ссуду от необходимости ее возвращения, были военные действия.

Торговые сделки совершались на особых рынках, где, судя по документам, устанавливались цены на различные товары. Эти цены колебались в завиcимости от хозяйственных условий и времени года. В царствование Хаммурапи продукты сельского хозяйства стоили значительно больше, чем в Уруке при Сингашиде. Так, например, шерсть была вдвое дороже, растительное масло - в три раза, а зерно - вдвое дороже. Подорожание продуктов при Хаммурапи, возможно, объясняется длительными войнами, которые в то время вел Вавилон и которые должны были отразиться на хозяйственной жизни страны, отрывая свободных земледельцев от их обычных сельскохозяйственных работ.

Расширение и усиление Вавилонского царства привели к дальнейшему развитию внешней торговли. Вавилонские купцы отправлялись в cоседние страны, чтобы там покупать или продавать различные товары, в частности рабов. Стоимоcть некоторых товаров устанавливалась по курсу цен, который в то время стоял на одном из иностранных рынков, например в Туплиаше. При I вавилонской династии Вавилон превращается в крупный торговый центр не только Месопотамии, но и ряда соседних стран. Зерно в расчетах играет такую же роль, как и серебро: зерном выплачивается вознаграждение сельскохозяйственным работникам, погонщикам волов, пастухам, за наем скота и повозок, а также жалованье чиновникам и судьям. Государство, владевшее большими землями, накапливавшее множество различных продуктов в своих складах, было заинтересовано производить все расчеты натурой. С другой стороны, сельские общины все еще продолжали жить в условиях примитивного и замкнутого натурального хозяйства.

Большую роль в вавилонском хозяйстве играли глина и тростник, а также шерсть, кожи, лен, пальмовое волокно и другие виды сельскохозяйственного сырья, которыми изобиловала страна. Эти богатства в сочетании с очень ранним развитием внешней торговли и явились той основой, на которой выросла промышленная и торговая слава Вавилона, достигшая зенита в эпоху столпотворения.

Дерево, как и камень, было дорогим и редким. Местные породы дерева - древесина финиковых пальм, тамарисков, сикомор, ивы и др. - шли на мелкие бытовые поделки, но мало годились для изготовления более ценных вещей. Для последних использовали привозную древесину кедра, кипариса, дуба, бука и т. д. Вавилонские мебельщики завоевали своим мастерством заслуженную славу у соседних народов. Они изготовляли и легкую плетеную утварь из ивовых прутьев и тростника, дорогую полированную, мебель с инкрустациями из золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней.

Глина во многих случаях заменяла недостающие камень, дерево и металлы. Глиняные изделия сопровождали вавилонянина от рождения до смерти. Сами люди, по поверьям вавилонян, были созданы из глины. Мастерство шумеро-вавилонских гончаров оставалось непревзойденным на протяжении всей древней истории Ближнего Востока. Его образцам следовали и подражали все соседние народы. Помимо посуды, вавилонские гончары делали из глины бочки-пифосы, ящики, жаровни, гробы, веретена, светильники, разнообразные статуэтки культового и бытового назначения, серпы и т. д. Из глины и глиняных кирпичей возводились все постройки, начиная с хижин бедняков и кончая царскими дворцами.

Тростник, прутья и пальмовое волокно служили материалом для самых разнообразных плетеных изделий - циновок, ковров, корзин, сумок, сосудов и т. п. Эти вещи широко использовались вавилонянами в быту.

Широкое развитие получила обработка кожи, чему способствовало обилие скота в стране. Из кожи изготовляли обувь, предметы вооружения (колчаны, щиты, панцири, шлемы), конской упряжи (уздечки, ремни, вожжи, хомуты, шлеи, поводья, бичи), мехи для хранения жидкостей и многое другое. Специфически ассиро-вавилонским изделием были кожаные бурдюки, надувавшиеся воздухом, на которых вплавь переправлялись через реки. Такой бурдюк входил в состав солдатской амуниции.

В Старовавилонском царстве были широко распространены пивоварение, масло- и виноделие, хлебопечение, кондитерское дело, приготовление муки, крупы, косметики, парфюмерии и т. д. Все эти товары пользовались большой популярностью у соседних народов.

Особую славу Вавилону создало его текстильное производство. Основным сырьем для него издревле служила шерсть - овечья и в меньшей степени козья. Шерсть и лен давало сельское хозяйство страны. Основными производителями их были храмы, располагавшие обширными пастбищами и землями. Частные лица получали шерсть и лен либо от храмов в виде «кормления» и «содержания», либо покупали на рынке, так как не имели возможности держать овец и сеять лен в своих небольших имениях. Овцеводство в VII - VI вв. в Вавилонии достигло невиданных ранее размеров. В эту эпоху были изобретены и вошли во всеобщее употребление железные ножницы для стрижки овец.

Сведений о конструкции ткацких станов у вавилонян не сохранилось. Но вавилонские ткани по качеству не уступали египетским, которые изготовлялись на горизонтальных и вертикальных станах. Как и у других древних народов, вавилонские ткачи ткали сразу готовые изделия - одежды, покрывала, ковры, скатерти и др. Но в VII-VI вв. покрой одежды настолько усложнился, что появилась профессия портного. Вытканные изделия вышивались, подвергались окончательной отделке валяльщиками и прачечниками, которые вытаптывали их ногами в ямах или чанах с моющим раствором из масла с добавкой поташа, соды, квасцов и мочи, выколачивали вальками, полоскали, сушили и белили на солнце, наводили ворс щетками из чертополоха.

Вавилонским кузнецам не приходилось плавить металл из руды, но они постоянно имели дело с его переплавкой, изготовлением и очисткой сплавов, очень точно определяли состав сплавов золота и серебра, умели очищать эти металлы от примесей. Вавилонские мастера обрабатывали металл ковкой, литьем, прокаткой, чеканкой, гравированием.

Ремесленный труд, в отличие от земледельческого, не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремеслу и ремесленникам, присущее древнему миру в целом, носило традиционный характер, связанный с классовой структурой вавилонского общества и представлениями о гражданской чести.



 


Читайте:



Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"

Проект по внеклассному литературному чтению

Великие о стихах:Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь...

Что относится к трансжирам

Что относится к трансжирам

В современных магазинах продается много продуктов, содержащих трансжиры. Ученые и доктора говорят о вреде этого компонента для здоровья человека....

Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава

Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава

Бурсит ТБС – это асептическое или инфекционное воспаление синовиальной сумки тазобедренного сустава, выполняющей амортизационную функцию....

Сонник: к чему снится Покойник

Сонник: к чему снится Покойник

К чему снится покойник? Популярные толкователи снов знают ответ. Воспринимать ли увиденное как возможность еще раз пообщаться с умершим или...

feed-image RSS