Главная - Ванная и кухонная сантехника
Пещеры могао на карте китая. Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в китае

В самом начале новой эры в Китай начинает проникать новая религия – буддизм. Росту ее популярности немало способствовало то обстоятельство, что в Китае буддийские каноны дополнились многими положениями существовавших здесь культов и верований. Китайская богиня Гуан-инь стала бодхисатвой Авалокитешварой, а Конфуций и Лао Цзы были включены в число божеств буддийского пантеона. Одновременно буддизм стал стимулом для развития китайского монументального искусства, так как до этого ни конфуцианство, ни даосизм не нуждались в создании каких-либо величественных сооружений.

Многочисленные скальные монастыри, основанные в эту эпоху, представляют собой настоящие города. Архитектура, скульптура, живопись слились здесь в одно целое с окружающей дикой природой. и Могао, и — эти великолепные пещерные монастыри до сих пор представляют собой яркие , слава которых прошла через многие века истории этой удивительной страны.

Китай, достопримечательности провинции Ганьсу

Ансамбль буддийских пещерных храмов Могао находится в пустынной местности, на западе провинции Ганьсу. Здесь, в 14 км к юго-востоку от древнего города Дуньхуан, стоявшего на Великом шелковом пути, расположен ансамбль пещерных буддийских монастырей, известных под именем Могао.

Первые буддийские святилища-гроты появились здесь в 353–366 гг., на том месте, где, по преданию, монаху Ло Цуню было видение тысячи будд. На протяжении десяти веков, в IV–XIV вв., здесь было высечено около тысячи пещерных храмов.

До наших дней сохранились 492 пещеры, крупнейшая их которых – Могао (366 г.) – дала название всему комплексу. Сохранившиеся 2415 скульптур и 45 тысяч кв. м стенных росписей делают эти пещеры настоящей сокровищницей буддийского искусства.

Скальный монастырь Цяньфодун в Могао

Скальный монастырь Цяньфодун («Пещеры тысячи будд») является центром всего ансамбля. Его высеченные в лессовых склонах пещерные храмы украшены многочисленными скульптурами и настенными росписями, написанными клеевыми красками по сухому грунту. Их авторами были художники разных народов.


Пещеры заполнены сотнями глиняных раскрашенных статуй буддийских святых. Их дополнением и продолжением являются образы росписей, которые служат как бы плоскостной декорацией, из которой выступают объемные фигуры будд.

Росписи IV–VI вв. представляют собой многофигурные сцены-иллюстрации к «Трипитаке», рассказывающие о предыдущих жизнях и духовных подвигах Будды. Наряду с этим здесь представлены духи и божества, олицетворяющие небесные миры.

Искусство Могао периода расцвета (VI–IX вв.) сюжетно объединено (сутры, бытовые и исторические сцены, пейзажи, изображения райских дворцов). Множество композиций создано по мотивам джатак – рассказов о перевоплощениях Будды.

Здесь изображены и реальные исторические персонажи – например, знаменитый китайский путешественник Чжан Цянь, преклонивший колена перед императором Уди, прежде чем отправиться в далекие «западные земли».

Росписи нередко покрывают целую стену и выделяются своим реализмом и динамичностью образов. Более позднее храмовое искусство X–XIV вв. создано художниками, состоявшими на государственной службе, поэтому оно отличается более строгим стилевым решением.

В 1899 г. в одной из пещер были найдены тысячи рукописей на языках народов азиатских стран, свитки с произведениями древней буддийской иконографии, а также ранние образцы китайского книгопечатания. Все эти артефакты позволили ЮНЕСКО включить ансамбль пещерных храмов Могао в

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.

Пещеры Могао (или, как их еще называют, пещеры «Тысячи Будд») расположились на склоне горы Поющих Песков в Дуньхуане провинции Ганьсу.

Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.).

Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Исторические документы утверждают, что первые пещеры были сделаны в скале в 366 году. Китайскому монаху Лэ Цзу-ню однажды было видение тысячи золотых Будд, после которого он был уверен в том, что на этой святой земле стоит сделать пещеру. Его идею поддержали и активно начали воплощать в реальность.

Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности. Каждая фреска - иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.

Общая площадь пещер составляет 45 тысяч квадратных метров. Пещеры Могао состоят из множества маленьких и больших пещер. Их протяженность составляет 1680 метров. Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов.

Пещеры Могао включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.

Сначала покажу больше фотографий самого комплекса. В этой скале-горе располагаются все пещеры. Здесь вид сбоку до центрального храма, накрытого крышей, как раз та часть, куда можно попасть китайцам, не бронируя билеты (лишь 4 больших пещеры). Пещеры располагаются довольно компактно на трёх уровнях, немного похоже на общежитие: одна дверь — пещера, за ней другая дверь — ещё пещера и так до бесконечности. И каждая пещера особенная.

Смотрите, сколько дверей! Всё сделано культурно, дорожки, перила, пещеры пронумерованы. Даже на секунду показалось, что ерунда какая-то, ничего за первой дверью нет. Ну не может за столь прилизанным фасадом скрываться что-то стоящее! На фото наша группа как раз заходит в первую пещеру.

На входе в самые популярные пещеры стоят охранники, остальные двери экскурсоводы открывают своим ключом. На входе рамки, не знаю, подключены ли они и работают ли, у нас они не пищали. Стены всех пещер огорожены пластиковыми щитами, все можно рассмотреть, но не потрогать. А то бы затрогали бы! Ещё внутри стоят камеры наблюдения.

Частично украшения на скале сохранились, но буквально несколько фрагментов, всё остальное заковано в бетон.
В правой части (если смотреть стоя лицом к скале) людей не так много, это люди по билетам, забронированным заранее и 1-2 группы иностранцев. Все ходят со своим экскурсоводом, но иногда пересекаются и надо подождать, пока предыдущая группа выйдет из пещеры. Экскурсовод всячески поощряла вопросы к себе, много раз спрашивала, что мы хотим спросить. А что мы могли спросить, мы там ходили как первоклашки, слушая про то, как создавали пещеры и что там изображено.

Многие старательно фотографировали номера пещер, и я в том числе. Потом долго пыталась восстановить, что же мы посетили и искала информацию про эти пещеры в интернете. Интересно, если записаться на экскурсию на другое время или другой день, увидишь разные пещеры? Если вдруг ещё там окажусь, надо попробовать, что ли.

Мы со своими забронированными билетами после центрально храма влились в общую очередь. Поначалу как-то расслабляешься, а тут эти очереди и ты их ненавидишь. Тем временем становится жарко, а мы только в начале очереди. Китайцы любят ставить перегородки и строить очередь «колбаской». Так все и топчутся почти на одном месте 20-30 минут, толкаются, но не сильно.

Итак, мы посетили:

«Маленькие» пещеры в правой части, по билету, 8 штук: №029, 332, 336-335-337, 16-17, 046, 259, 246, 231. Двойные числа означают, что в пещере есть ниша или меньшая пещера (боковая часть), которые идут под отдельным номером. По памяти я вообще сейчас ничего восстановить не могу, помню только в одной пещере синюю краску, про которую говорили, что это особенный лазурный цвет, она была очень дорогой и её привезли из-за рубежа (Персия? я не помню). Цвет там действительно особенный.

Из посещённых пещер нашла только, что №16-17 это та, в которой хранились манускрипты, а в №259 сидят 2 (!) статуи Будды. Про манускрипты говорят ещё на экскурсии, цвета там не такие яркие как на первой фотографии, но именно в этой нише хранилась монастырская библиотека. Статуя изображает главного монаха. А на чёрно-белой фотографии — француз Пеллио, который как синолог отобрал самые ценные рукописи.

«Большие» пещеры, в левой части, куда китайцы могут попасть, отстояв очередь, 4 штуки: №096, 100, 148, 138-139. Мне в какой-то момент показалось, что я одну пещеру пропустила, но по номерам фото сверила, все 4 пещеры посетила.

В этих пещерах нужно идти со всем потоком, остаться надолго там нельзя. Я останавливалась и рассматривала что-то пару минут, но охранники начинали нервничать, так что я уходила. Если китайцы останавливались надолго (больше минуты), их просили проходить дальше, не мешать остальным. Кстати, китайцы так типа случайно иногда фотографировали на телефон, на них кричали (не сильно), и они такие «да, да, мы больше не будем». Не знаю, получились ли у кого-нибудь нормальные кадры.

№148 пещера с огромным лежачим Буддой, она в желтых цветах расписана.

Есть ещё воссозданные пещеры в музее, которые разрисовали буквально недавно. Это имитация пещер под номерами 419, 003 (закрыта), 029, 217, 276, 285.

В создании пещёр принимало участие огромное количество людей, это различного рода ремесленники (штукатуры, художники, подмастерья, копатели), которые были заняты строительстве, военные, купцы и простой люд, которые жертвовали деньги на строительство, монахи, а также правители, которые иногда жертвовали достаточно денег для строительства и росписи пещеры полностью. Стены вырытой пещеры сначала покрывали раствором из земли и соломы, этот слой был толстым, несколько сантиметров. Сверху накладывался тонкий слой глины, а сверху белый слой слой глины (каолин), на котором велась роспись.

Затем сверяясь с предварительными набросками, контуры изображений переносились на стены и потолок, цифрами обозначали нужные цвета и подмастерья покрывали изображения нужными красками. После этого вырисовывали мелкие детали. Краски использовались природного происхождения, белый и красный цвет были замешаны с использованием свинца, который с течением времени окислился и потемнел. Белый цвет превратился в тёмный, а красный стал буро-коричневым. Сейчас во многих местах мы не можем различить оригинальный цвет, мы видим тёмный цвет, но не знаем, синий это, серый, или коричневый. В ультра-фиолетовом свете видны градиенты, но цвет не различим.

Оттенки цветов:

Скульптуры делали каркасные, с деревянной основой, соломенными внутренностями, которые обмазывали глиной. Мелкие детали — головы, ступни, руки в маленьких скульптурах и в больших скульптурах — пальцы, а также орнаменты для украшения стен — отливались в формах. Это не только ускоряло процесс, но и позволяло быстро заменить повреждённую деталь.

На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао - буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Храмовый комплекс Цяньфодун

Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере - Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции .

Могао - собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни , вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям - Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами - торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун - «Пещера тысячи Будд», а Могао - «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Рукописи и фрески пещер

Главное сокровище пещер - хранящиеся в них десятки тысяч буддийских рукописей, рисунков на шелке, гравюр, вышивок и образцов каллиграфии.

В более поздних пещерных храмах Китая, таких как Лунмэнь и Юньган, главным элементом внутреннего убранства является скульптура, тогда как в Могао - это фресковая живопись общей площадью свыше 40 тыс. м 2 .

Техника изображения практически везде одинакова: фрески, исполненные разноцветными клеевыми красками, нанесены на сухой грунт.

Росписи включают изображение множества персонажей и выполнены как в виде фриза, так и покрывают всю стену пещеры целиком, включая своды.

Тематика фресок - от иллюстраций учения Будды до затейливых цветочных орнаментов. Цель у всех одинакова: наставлять и вдохновлять неграмотных верующих примерно так же, как витражи средневековых соборов и иконы православных церквей.

И по прошествии многих веков изображения, исполненные внутреннего динамизма, поражают своей живостью.

В 1900 г. даосский монах-отшельник Ван расчищал одну из пещер от нанесенного ветром песка, когда часть боковой стены обвалилась и обнажилась другая пещера с горой старых письменных свитков высотой более 3 м.

Как впоследствии выяснилось, рукописи представляют собой энциклопедическое собрание трудов по истории, географии, политике, демографии, стратегии и тактике боевых действий, филологии, каллиграфии, религии, искусству, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы.

Губернатор провинции приказал Вану хранить свитки под замком, но спустя семь лет о находке узнал британский археолог Аурел Стейн. Обманом ему удалось вывести в Лондон тысячи свитков. Затем библиотеку свитков разобрали по европейским и российским музеям почти полностью.

Власти династии Цин ничего не сделали для того, чтобы остановить массовое разграбление национальных сокровищ. Когда же опомнились, большинство свитков - самые ценные - уже оказались за пределами страны. За границу «утекло» около 40 тыс. священных буддийских канонов, бессчетное количество фрагментов настенной росписи и скульптур.

Сейчас уже известно, что клад рукописей в Дуньхуане был бесценной монастырской библиотекой. Древнейшие рукописи относились к V в. Около 1035 г. объявились враги, свитки были замурованы, а позднее - забыты. В числе самых ценных - текст «Алмазной сутры» 868 г.: древнейшей печатной книги мира.

После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, китайские ученые приступили к их изучению. В 1910 г. вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану.

В 1949 г. китайское правительство отправило сюда археологическую экспедицию, работа которой продолжается и сегодня. В 1950 г. пещеры Могао были включены в список особо важных объектов, находящихся под охраной государства.

Входы же в сами пещеры Могао закрыты стальными дверями, в них нет никакого освещения. Все пещеры пронумерованы, каких-то конкретных названий у них нет, кроме одной. Пещера №96 - самая большая, она и есть собственно пещера Могао, созданная в 695 г., в период династии Тан. Так как она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи похожа на пагоду. Находящееся в ней изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой размещенной в помещении фигурой Будды в мире.

Для тех, кому затруднительно осматривать сами пещеры, создан Музей искусства храмовых пещер, расположенный у подножия горы Саньвэйшань, напротив Могао. В музее воссоздано внутреннее убранство храмов.


Общая информация

Местонахождение : северо-запад Китая.

Административная принадлежность : провинция Ганьсу.

Ближайший городской уезд : Дуньхуан - 187 578 чел. (2010).

Создание : IV-XIV вв.

Языки : китайский и диалекты.

Этнический состав : хань, хуэйцзу.

Религии : буддизм, ислам.

Денежная единица : китайский юань.

Аэропорт : Ланчжоу (международный).

Цифры

Пещеры : количество - 735, месторасположение - протяженность утеса, в котором вырезаны пещеры - 1680 м с юга на север, высота свода самой большой - 40 м, самой маленькой - менее 1 м.

Рукописи : количество - около 60 тыс.

Фрески : общая площадь - 45 тыс. м 2 .

Изваяния: общее количество - 2415, высота - от 10 см до 33 м.

Высота над уровнем моря : 1330 м.

Удаленности : 25 км к юго-востоку от оазиса Дуньхуан.

Климат и погода

Умеренный, резкоконтинентальный, пустынный.

Продолжительная холодная зима, жаркое и засушливое лето.

Средняя температура января : -8,5°С.

Средняя температура июля : +24,5°С.

Среднегодовое количество осадков : 50 мм.

Среднегодовая относительная влажность : 45%.

Достопримечательности

Природные

    Поющие песчаные дюны пустыни Такла-Макан

    Озеро Юэяцюань

Исторические

Культурные

    Музей искусства храмовых пещер

Любопытные факты

    В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

    На раннем этапе строительства храмовых пещер проповедовавшийся в них буддизм призывал к самоотречению вплоть до самопожертвования. Каноническое выражение этой позиции прослеживается в джатаках - древнеиндийских легендах о прежних реинкарнациях Будды Гаутамы. Храмовое изображение событий конкретной легенды представляет собой серию картин, частично в форме буквы S, начинаясь вверху справа. Да и стиль ранних изображений в пещерах Могао носит ярко выраженные индийские черты: люди носят бесшовные юбки или набедренные повязки, торс обнажен, кожа темная, а черты лица - типично индийские. Но с конца VI в. и с приходом к власти династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, по мере распространения китайского махаяна-буддизма, обещавшего избавление не только монахам, но и мирянам, в изображениях все чаще доминирует не абстрактная нирвана, а вполне наглядный рай. Он представлен в виде множества прекрасных прудов, где в центре, на цветах лотоса, восседают Будды, играют музыканты, танцовщицы застыли в эротических позах. При этом у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица.

    В 1920 г. большая группа русских военных - белоэмигрантов использовала пещеры в качестве казарм, что привело к порче фресок.

    В пещере №323 начала VII в. изображена ранняя история Великого шелкового пути: император У-ди из династии Хань и Чжан Цянь, путешествовавший по его повелению в «западные земли» - до нынешнего Узбекистана и составивший отчеты, послужившие основой для планов завоеваний, расширивших территорию Китая.

    В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республики Корея, Финляндии и США. По некоторым подсчетам, общая аукционная стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от стоимости всех культурных ценностей эпохи раннего буддизма, оставшихся в Китае.

    Пещера № 16 - очень большая, с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. В пещере №61 находятся изображения основательниц храма в полный рост, в том числе принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. В пещере № 130, пробитой В 713-741 гг. при династии Тан, также имеется изображение монументального Майтрейи высотой 26 м. В пещере № 148 775 г. находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, бодхисаттвы и другие существа. В пещере № 158 есть изображения скорбящих бодхисаттв, заглушающих боль, нанося себе раны кинжалом.

    В ходе исследований пещер были обнаружены уникальные свитки не только буддийского содержания, но также манихейские, христианские и зороастрийские тексты. Среди прочих здесь хранились самый древний текст зороастрийской молитвы и так называемые «Сутры Иисуса», которые, предположительно, являются доказательством путешествия Иисуса Христа на Восток.

    В пещерах много иллюстраций индийских легенд-джатак. В пещере № 257 можно увидеть известную джатаку о чудесной девятицветной антилопе: она спасает утопающего, взамен просит не выдавать место ее обитания, но спасенный предает ее, за что подвергается наказанию. В пещере №428 представлены изображения сразу нескольких джатак, где демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы; о щедром царевиче Судане, подарившим вражеской соседней стране, охваченной засухой, волшебного слона, умеющего заклинать дождь; история о царевиче Саттве, который принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.



 


Читайте:



Основные средства в бухгалтерской отчетности

Основные средства в бухгалтерской отчетности

Основные средства в бухгалтерском балансе отражаются за вычетом сумм начисленной амортизации. Для этого применяют строку с кодом 1150...

Алгоритм действий при переходе организации с усн на общий режим налогообложения

Алгоритм действий при переходе организации с усн на общий режим налогообложения

Или УСН, - это часто существенно выгоднее, чем уплата налогов в рамках ОСНО. Однако столь же регулярно фирме может потребоваться переход, в свою...

Последствия восстановления девственности: опасна ли операция?

Последствия восстановления девственности: опасна ли операция?

Со дня проведения первой косметической операции по восстановлению девственности прошло больше пятидесяти лет, однако споры вокруг нее не утихают по...

Как соли и спайсы превращают обычных людей в жестоких животных

Как соли и спайсы превращают обычных людей в жестоких животных

Чкаловский районный суд Екатеринбурга признал 28-летнего Илью Шкляева виновным в убийстве своего случайного знакомого по имени Евгений. в феврале...

feed-image RSS