Разделы сайта
Выбор редакции:
- Срывать с дерева яблоки и груши
- К чему снится поднимающаяся луна
- К чему приснились рельсы?
- Приметы: к чему чешется или болит грудь?
- Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете
- Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
- Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?
- Можно ли есть трутовик и как защитить от него деревья Трутовик чешуйчатый как солить
- Гусь дикий: описание, фото
- Рецепты приготовления вкусных блюд из куропатки
Реклама
Что такое интеракция в психологии. Понятие интеракции |
Люди на протяжении жизни находятся в процессе общения и взаимодействия друг с другом, поскольку они живут в социуме. Первый опыт – у ребенка в доме родителей, где он учится оценивать себя, получать оценку собственного поведения со стороны окружающих, обретает навыки считывания эмоции и чувств. Это – основа для формирования эффективного или неэффективного взаимодействия в социальной среде. Сам механизм имеет научное обоснование и называется «интеракция». Что такое интеракцияДля погружения в вопрос необходимо понимание понятий. «Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность). С точки зрения психологии интеракция означает процесс взаимодействия отдельных субъектов между собой или целых групп людей, протекающий в виде непрерывного диалога и сопровождающееся психологическим или социальным воздействием одного человека на другого. Для полного изучения вопроса общения при разговоре об интеракции в психологии вводится дополнительный термин «социальная связь». Она означает зависимость субъектов, проявляющуюся через социальное действие, ориентированное на других людей и протекающее с ожиданием ответного действия от партнера. Выделяют три важных компоненты социальной интеракции:
Сущность интеракции как описания взаимодействия субъектов состоит в том, что процесс общей деятельности сопровождается возникновением контакта, имеющего характерные признаки:
Интеракция в общении как часть социальной психологии сопровождается возникновением особенностей:
Интеракция как часть социологииСуществование интеракции невозможно без ее внедрения в социологию, поскольку это термин означает взаимодействие. С точки зрения науки сущность процесса в осуществлении контакта между людьми, его анализа с учетом особенностей. Процесс общения может происходить на микроуровне (участники – семья, коллектив или друзья) и на макроуровне, когда во взаимодействии находятся структуры общества. Интеракция в социологии – это процесс обмена символами, опытом и практическими умениями. Известный социологии П. Сорокин определил опорные звенья, позволяющие под одним явлением объединить интеракцию, перцепцию и коммуникацию:
Интеракция и психологияПрежде чем стать частью социологии, интеракция появилась как отдельное понятие психологии. Главной направленностью изучения в данном случае выступают отношения внутри ограниченной социальной группы, в первую очередь семьи. В психологии интеракция - это исследование совместной деятельности родителя и ребенка, итог которой – становление личности. Она может формироваться только через проекцию понимания восприятия себя другими и анализ поведения, являющегося ответом на действия. Концепция интеракции была разработана Д.Мидом, который вывел понятие «символический интеракционизм» как выходящее из течения бихевиоризма явление. По его теории при общении наибольшую важность имеет отслеживание и правильная интерпретация символов. Процесс взаимодействия субъектов одной социальной группы описывается формулой интеракции. Это визуальное отображение предполагаемой позиции каждого участника общения по отношении к другому. Единица интеракции – транзакция, которая выражает взаимодействие партнеров с точки зрения задания позиции для каждого участника. Виды интеракцииСоциология выделяет несколько градации интеракции по степени эффективности и особенностям проявления. В первом случае существует две разновидности:
Дополнительно существует деление интеракции на виды по особенностям взаимодействия субъектов на вербальную или речевую и невербальную или неречевую. Вербальный тип состоит из следующих механизмов общения:
Невербальная интеракция подчиняется проксемике или знаковой системой общения. Она включает следующие основные моменты:
Интеракция как часть общенияОбщение подразумевает получение информации, ее анализ, обратную связь (ответы, мнения, суждения). Любое взаимодействие несет важные функции: воспитание, регулирование, оценка и помогает людям как части социума выстраивать совместную деятельность для достижения конечной цели. Интеракция – это частный случай общения, предполагающий не только принятие информации, но также взаимное влияние двух субъектов не только на себя, но и на окружающую действительность. Кроме интеракции частью общения является коммуникация и манипуляция. Отличительные черты коммуникативного воздействия:
Манипулятивные техники получили распространение в современном мире. При помощи оказания воздействия на человека потребительский рынок пытается увеличивать продажи, бизнес старается привлекать новых клиентов. В отличие от интеракции, манипуляция характеризуется:
Интеракция – это неотъемлемая часть общения и взаимодействия людей в социуме. Социальная психология, изучающая течение интеракционизм, помогает решать проблемы, возникающие в обществе в контексте совместного существования людей внутри единой, микро- или макрогруппы. процессы и способ, которым социальные факторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Смотреть значение Интеракция в других словаряхИнтеракция
— - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой институтами власти, опосредованное использованием символов, норм, стереотипов и их персональной........ Интеракция В Политике
— - понятие, характеризующее взаимодействие политических субъектов между собой с институтами власти, опосредованно использованием норм, символов, стереотипов и их персональной........ Интеракция
— (англ. interaction) - взаимодействие. Облегчающая Интеракция
— Эффект, возникающий вследствие суммации воздействия двух последовательно представляемых идентичных стимула. Символическая Интеракция
— (symbolic interaction) Термин "С. и." связывают с определенным социологическим и социально-психол. подходом к изучению жизни челов. группы и взаимодействия между людьми. В американской........ Интеракция
— - англ. interaction; нем. Interaktion. Динамическое взаимодействие и соотношение между двумя или более переменными, когда величина одной переменной влияет на величину других переменных. Интеракция Лицом К Лицу
— - социальное взаимодействие между людьми в ситуации непосредственного соприсутствия и взаимного влияния. Интеракция Символическая
— См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ. Интеракция Социальная
— - англ. interaction, social; нем. Interaktion, soziale. 1. Процесс, при к-ром индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая........ Интеракция Табу
— - англ. interaction, taboo; нем. Interaktionstabu. Запрет сексуальных отношений между членами кровно-родственной группы. Интеракция, Ритуал Интеракции И Порядок Интеракции
— (interaction, interaction ritual and interaction order) - процессы и способ, которым социальные акторы взаимодействуют друг с другом, особенно в соприкосновениях лицом к лицу. Если образцы........ Классная Интеракция
— (classroom interaction) - описание действий различных участников школьного класса. Интерес к характеру отношений в классе получил развитие в связи с ростом изучения........ Социальная Интеракция
— (social interaction) - см. Интеракция; Ритуал интеракции и порядок интеракции. Стратегическая Интеракция
— (strategic interaction) - интеракция, встречающаяся в ситуациях, когда приобретение одной стороны оборачивается потерей для другой, и наоборот. Принятие решения в стратегических........ ИНТЕРАКЦИЯ
— ИНТЕРАКЦИЯ (от лат. inter - между, посреди и actio - действие, деятельность), взаимодействия организмов в биоценозе. Интеракция – это организация людьми совместной деятельности путем согласования своих мировоззренческих и практических позиций. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие «общение» употребляется то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Какая «другая» - на этот вопрос еще надо ответить. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого» (Б.Ф. Ломов, 1975), которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии. Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого. Может быть выделено пять пар таких ориентации, которые дают классификацию возможных видов взаимодействий. Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности. Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции. Методологически некорректным здесь явился сам принцип - выделение некоторых абстрактных элементов структуры индивидуального действия. При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении (А.Н. Леонтьев, 1972). Направление же, предложенное Т. Парсонсом, неизбежно приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (иными словами, всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида. Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Я. Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Я. Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) (Я. Щепаньский, 1969). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым (В.Н. Панферов, 1989). Сущность интеракции раскрывается через взаимодействие. Таков, кстати, и буквальный перевод слова interaction с английского. Но это не просто взаимодействие, а взаимодействие в процессе общения. Вообще, интеракция занимает одно из важнейших мест в общении. Более того, в русле выделяется целое направление, сторонники которого считают, что именно от интеракции нужно отталкиваться при анализе любого явления. Называется это направление символическим интеракционизмом. Структура общения«Формула» общения такова: коммуникация + + интеракция. Иначе говоря, общение можно представить как совокупность трех компонентов, или, вернее, трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Конечно, во время того, как мы общаемся, мы этого разделения не чувствуем; в этом и нет необходимости. Все составляющие общения тесно переплетены и совершаются одновременно. Однако в теории это разграничение проводится и позволяет более ясно понимать, что вкладывается в тот или иной компонент общения. Итак, первый элемент - коммуникативный. Коммуникацию, пожалуй, можно назвать ядром общения. Недаром большинство определений общения сводятся именно к коммуникативному его элементу, то есть обмену информацией, а сами понятия «коммуникация» и «общение» часто употребляются как взаимозаменяемые. Перцепция - это восприятие друг друга участниками общения. Многие авторы предпочитают говорить не о восприятии, а о познании партнера, подразумевая, что процесс этот шире и глубже, чем простое . Наконец, перед нами предстает третья сторона - интеракция. В интерактивном аспекте общение представляет собой прежде всего организацию совместных действий, реализацию совместной деятельности. О взаимодействии при интеракции можно говорить как о нескольких процессах.
Под «сторонами» подразумеваются не только отдельные личности, но и социальные общности (поэтому, кстати, часто используют понятие «социальная интеракция»). Социальная интеракция обязательно включает в себя реакции партнеров друг на друга, а также предполагает умение примерить на себя роль другого и хотя бы в целом представить, как участник воспринимает своего визави. Подчеркивая важность интерактивной составляющей общения, некоторые авторы утверждают, что то, как человек представляет самого себя, во многом зависит от того, как его воспринимают другие во время взаимодействия. Формы взаимодействияВ реальности люди вступают в бесконечно разнообразные взаимодействия. В исследовательских целях их разделяют на определенные группы, обозначая примерные их типы. Так, все множество возникающих между людьми отношений можно распределить по двум полюсам: положительному и отрицательному. Получаются, таким образом, базовые виды интеракций: кооперация и конкуренция. Названные понятия условны и могут обозначаться любыми сходными: согласие и конфликт или приспособление и оппозиция. В любом случае ясно, что первый вид предполагает сотрудничество, такое взаимодействие, которое подпитывает, закрепляет общую деятельность, а второй же, напротив, описывает разнообразные препятствия, возникающие на ее пути. Важнейшее свидетельство подлинной кооперации - включенность каждого участника процесса в общее дело. Потому и при экспериментальном изучении кооперации оценивают главным образом размер вклада каждого из людей (или групп), вовлеченных в деятельность. Второй вид интеракции (конкуренцию) рассматривают чаще всего по наиболее ярко проявляющейся его форме - конфликту.
В социальной психологии неоднократно осуществлялись попытки сделать эту структуру более дробной. Наверное, самая известная схема, предназначенная для описания разнообразных человеческих взаимодействий, согласно одному плану, принадлежит американскому социальному психологу Роберту Фриду Бэйлзу. Он сформулировал 12 категорий, в которые, как он посчитал, попадает большинство действий членов группы, когда они заняты общей деятельностью. Эти категории распределены по трем осям.
Также была и другая группировка - по четырем областям. Две из них относились к эмоциональной сфере: область негативных эмоций и область позитивных. Две другие были связаны с проблемами: одна относилась к их постановке, другая – к способам решения. Одним из главных аргументов критиков, оспаривающих схему Бейлза, было то, что она не учитывала содержание общегрупповой деятельности, а акцентировала внимание только на формальных критериях взаимодействия. То есть можно было лишь узнать, как происходит деятельность, а не что она включает. Автор: Евгения Бессонова Общение – необходимый компонент для успешного становления человека в социуме. Первая интеракция происходит в родительской семье, где ребенок получает оценку себя, своего поведения родственниками, учится считывать эмоции и чувства - на основе этого складываются механизмы по эффективному или неконструктивному взаимодействию с людьми. Что такое интеракция?Джордж Г. Мид - американский социолог и философ ввел понятие интеракции в 1960-е гг. Мид считал, чтобы одному человеку понять другого, важно понимать, что он делает, какие практики совершает. Интеракция это – взаимодействие между людьми, включающее в себя взаимовлияние во время совместной деятельности. Во время интеракции происходит:
Интеракция в социологииСоциальная интеракция это – взаимодействие людей, осуществляемое на микро (семья, друзья, рабочий коллектив) и макроуровне (социальные структуры и общество в целом) и предполагает обмен символами, опытом, практическими наработками. Сущность интеракции заключена в контакте между людьми и выстраивается исходя из индивидуальных особенностей каждого субъекта, линии поведения, противоречий возникающих во время общения. Питирим Сорокин (социолог) выделил несколько опорных точек в социальной интеракции:
Интеракция в психологииПервой моделью для взаимодействия с людьми для человека является семья. В рамках семейного круга, в ситуациях совместной деятельности во время общения происходит становление «Я» ребенка. Личность формируется через призму восприятия себя другими и поведенческих реакций возникающих в ответ на ее деятельность. Интеракция в психологии - это концепция, основанная на воззрениях Д.Мида и его теории «символического интеракционизма» вышедшей из рамок бихевиоризма. Большое значение социолог придавал обмену символами (жесты, позы, мимика) между взаимодействующими сторонами. Виды интеракцииВ совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная. Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:
Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:
Интеракция и коммуникацияОбщение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:
|
Популярное:
Новое
- К чему снится поднимающаяся луна
- К чему приснились рельсы?
- Приметы: к чему чешется или болит грудь?
- Списание компьютерной техники в бухгалтерском учете
- Как заполнить декларацию по налогу на прибыль Заполнение приложение 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль
- Может ли главный бухгалтер выполнять обязанности кассира?
- Можно ли есть трутовик и как защитить от него деревья Трутовик чешуйчатый как солить
- Гусь дикий: описание, фото
- Рецепты приготовления вкусных блюд из куропатки
- Облепиха: полезные свойства ягод, облепихового масла, веток и листьев