Главная - Кухня
Санитарно-гигиенические требования кабинета информатики. Помещение кабинета информатики Санитарно гигиенические требования к кабинету информатики

Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пуск регулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации "кососвет".

В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества тепло избытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.

Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

Требования к помещениям кабинета ИВТ

Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96.

Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв. м., а объем - не менее 24,0 куб. м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв. м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

Чтобы обеспечить безопасность в компьютерном классе школы и создать максимально комфортные условия для проведения учебного процесса, следует опираться на основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики, установленные Роспотребнадзором. Допуск учащихся к работе с техникой осуществляется после их ознакомления с инструкцией и сводом правил по эксплуатации компьютерного класса. Казалось бы, к чему такие сложности? На самом деле использование стационарных компьютеров нельзя назвать абсолютно безвредным и не способным нанести физический ущерб.

Требования к кабинету информатики установлены двумя блоками СанПиН - это положения 2.2.2.542-96, регламентирующие правила установки видеодисплейных терминалов и персональных электронно-вычислительных машин, и нормы 2.4.2.1178-02 о гигиенических требованиях к процессу обучения в общеобразовательных школах.

Расположение в школьном помещении, площадь

Кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон - северная или северо-восточная.

Согласно основным кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.

Отделка компьютерных классов

Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.

К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка - 0,7-0,8, для стен - 0,5-0,6, для пола - не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.

Освещение и микроклимат в помещении

Если кто-то будет утверждать, что никаких специальных норм и правил в отношении обустройства компьютерных классов не установлено, укажите требования к помещениям кабинета информатики, регламентированные СанПиН. В классе обязательно должны иметь место источники естественного и искусственного освещения. Причем уровень освещенности, достигающей поверхности рабочего стола, в норме составляет 300-500 люкс. В процессе проектирования электрической осветительной системы в помещении необходимо включать в схему возможность раздельного включения линий освещения.

Располагать технику в компьютерном классе необходимо таким образом, чтобы не допустить попадания прямых солнечных лучей, а также чрезмерной контрастности и отражения световых лучей на экраны мониторов. С данной целью оконные проемы закрывают регулируемыми занавесочными устройствами. Допускается установка жалюзи или однотонных занавесок из светлой плотной ткани.

Прежде чем вводить кабинет в эксплуатацию, необходимо убедиться в функционировании систем кондиционирования и вентиляции. В соответствии с требованиями СанПиН, кабинет информатики необходимо проветривать после каждого академического часа или непосредственно перед учебными занятиями, чтобы обеспечить присутствующим более качественный состав воздуха. В теплое время года допускается проведение занятий с открытыми форточками и фрамугами.

Согласно требованиям к кабинету информатики, не менее важное значение имеет и уровень влажности воздуха. Если в компьютерном классе воздух сухой, требуется установка увлажнителей, которые регулярно заправляются дистиллированной или кипяченой питьевой водой. При отсутствии возможности установки увлажнителей допускается использование открытых емкостей с водой. Оптимальным уровнем влажности в классе считается 55-62 % при температуре не более +21 °С, но не менее +19 °С.

Если вас попросят: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», не забудьте уделить внимание такому нюансу, как уровень шума. Он не должен превышать 50 децибел на рабочих местах, поэтому располагать компьютерный класс в смежном помещении со спортивным залом, кабинетом музыки, мастерскими, актовым залом и другими помещениями, в которых уровень шума и вибрации превышает нормированные показатели, нежелательно. Если же разместить в другом месте класс информационных технологий не представляется возможным, администрация должна позаботиться о снижении уровня шума в кабинете путем применения шумоизолирующих отделочных материалов.

Требования пожарной безопасности

При организации кабинета информатики, как и любого другого помещения, важно учесть правила пожарной безопасности. Весь компьютерный класс необходимо оборудовать защитным заземлением, которое подводят непосредственно к рабочему месту каждого учащегося и преподавателя (техника, лаборанта). Показатель сопротивления изоляции токопроводимых элементов в норме составляет не менее 0,5 Ом, а для заземляющих устройств - не более 4 Ом.

Поставка электроэнергии в кабинет информатики по требованиям, осуществляется через щиты с распределительными подстанциями. Трансформатор подключают к электрическому вводу через устройство, обладающее защитно-отключающей функцией.

На каждой розетке необходимо сделать отметку о величине напряжения. Такая маркировка является обязательной. Токоведущие элементы электрических приборов подлежат тщательной изоляции. Степень соответствия пожарной безопасности требованиям к оборудованию кабинета информатики путем проведения проверки выясняется лицом, ответственным за хозяйственный блок общеобразовательного учреждения. Им может быть директор или другое назначенное лицо, в обязанности которого входит ежегодная организация проведения замеров сопротивления заземляющих устройств, контроль исправности электрооборудования и приборов. По результатам проверки составляется акт, отражающий все недочеты.

В кабинете информатики обязательно должен находиться огнетушитель. Допускается оборудование компьютерного класса порошковым или углекислотным оборудованием для тушения.

Как правильно расставить мебель и технику

Согласно требованиям СанПиН, кабинет информатики в школе должен быть оснащен только такими персональными компьютерами, которые обладают разрешающими санитарно-эпидемиологическими заключениями. Причем это требование касается не только вновь приобретенной техники, но и той, что уже давно введена в эксплуатацию.

При расстановке рабочих ученических мест первоочередной задачей является обеспечение электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Кроме того, преподаватель должен иметь свободный доступ к любому из посадочных мест учеников во время занятия. Компьютерные классы принято оборудовать одноместными столами, предназначенными для работы с персональными компьютерами. В санитарных требованиях к кабинету информатики акцент делается на соблюдении расстояния между рабочими местами. Так, видеомониторы друг напротив друга можно размещать на расстоянии не менее двух метров, при этом между боковыми поверхностями мониторов допускается оставлять минимум 1,2 м.

При посадке за рабочим местом педагог должен следить, чтобы экран находился на необходимом расстоянии от глаз учеников. Оптимальным считается 50-70 см.

Число рабочих мест для учеников может равняться 9, 12, 15, что зависит от наполняемости классов. Помимо посадочных рабочих мест за компьютерами классная комната должна быть оборудована двухместными партами, исходя из числа учащихся. Письменные столы размещают в центре кабинета в один или два ряда. Их предназначение заключается в проведении теоретических занятий, индивидуальных, групповых работ, для выполнения которых нет необходимости использовать компьютерную технику.

Если в школе устроен только один кабинет информатики, в котором занимаются ученики младших классов, среднего и старшего звена, наиболее трудным является решение вопроса с подбором мебели, подходящей для всех учащихся. Как правило, выход можно найти, оснастив рабочие места подставками для ног. Убедиться в том, что ученический комплект мебели соответствует росту ребенка, можно по положению тела: ноги, предплечья и спина должны иметь опору, а взгляд - падать на центр экрана или немного выше.

Как должны проходить занятия

Продолжительность работы на компьютерной технике - это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет:

  • не более 10 минут - для первоклассников;
  • не более 15 минут - для учащихся младшей школы (до пятого класса);
  • 20 минут - для учеников шестых и седьмых классов;
  • 25 минут - для учащихся восьмых и девятых классов;
  • 30 минут - для остальных.

Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках.

Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме.

Требования безопасности в кабинете информатики

С целью безопасной эксплуатации кабинета информатики учащимся предъявляются некоторые требования. В кабинет информатики вход должен быть воспрещен:

Кроме того, во время занятий в компьютерном классе нельзя шуметь, беседовать на посторонние темы и отвлекать других учеников. Ни в коем случае нельзя прыгать и бегать, передвижение по кабинету возможно только с разрешения преподавателя.

Приступая к работе, ученик обязан осмотреть свое рабочее место и компьютер. При наличии видимых повреждений или поломок использовать его нельзя, о чем следует незамедлительно поставить в известность педагога. Работать можно только за тем компьютером, который изначально был предоставлен на время проведения занятия. Без преподавателя включать и выключать компьютеры самостоятельно нельзя.

Требования к кабинету информатики в школе включают в себя свод правил по работе с компьютером, которые запрещают:

  • при включенном в сеть устройстве подключать провода и подсоединять дополнительные приборы;
  • использовать электронно-вычислительную машину, если на ней отсутствуют элементы корпуса;
  • трогать пальцами экран монитора, разъемы, соединительные кабели и токопроводящие части устройств;
  • во время работы с компьютером касаться батарей, труб;
  • пытаться самостоятельно устранить неисправность на клавиатуре;
  • бить по клавишам или продавливать их с помощью какого-либо предмета;
  • самовольно передвигать любой из элементов системы на другое место;
  • работать за компьютерным столом влажными руками, во влажной одежде;
  • проводить занятие при недостаточном освещении;
  • смотреть на экран монитора дольше установленного времени (в зависимости от возраста).

Организация учительского рабочего места

Отвечая на вопрос: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», следует также рассказать о дополнительном оборудовании в классе. Передняя стена кабинета информационных технологий оборудуется специальными классными досками, на которых можно писать фломастером. Рядом с доской устанавливают экран, шкаф для хранения учебных пособий и электронных носителей информации, а под ней ставят ящики для таблиц. На верхней кромке фиксируют держатели для подвешивания таблиц. Входя в кабинет, учащиеся должны оставлять свои сумки и портфели на пристенных полках (в шкафах). Допускается оборудование встроенных конструкций.

С левой стороны от учебной доски на стене крепят пульт управления для распределения и подачи электричества к рабочим компьютерам преподавателя и учащихся. Находиться он должен исключительно в зоне доступа учителя. Вдоль задней стены разрешается устанавливать дополнительные секционные шкафы, в которых будут храниться учебные материалы и носители информации.

Рабочая зона преподавателя размещается на возвышенном подиуме. Помимо стола, оснащенного компьютерной техникой, рядом ставят две тумбы с принтером и графическим проектором. В санитарно-гигиенических требованиях к помещениям кабинета информатики можно даже отыскать рекомендуемые размеры учительского стола - он должен иметь длину не менее 130 см и ширину не менее 70 см.

Аппаратура и приспособления

В зависимости от средней численности учащихся в классах определяется количество ученических персональных компьютеров. Одно рабочее место, то есть один комплект аппаратуры (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь), может занять только один человек. При этом занятия в кабинете информатики проходят с учетом деления класса на две группы. Также в состав помещения информационных технологий обязательно включается комплекс для учителя. Помимо стандартного оборудования его место оснащается периферийными устройствами.

В каждом кабинете информатики должен быть установлен кодоскоп или диапроектор (сейчас его функции выполняют мультимедийные проекторы), видеомагнитофон, телевизионный экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор с демонстрационной целью устанавливают на уровне 1,5 м. Крепят его с помощью кронштейна с левой стороны от классной доски. Графопроектор размещают рядом с учительскими столом на тумбе. Во время демонстрации диафильма и отдельных фрагментов диапозитивов в кабинете информатики основные требования заключаются в соблюдении правильного расстояния до экрана, рекомендуемая ширина которого должна находиться в пределах 1,2-1,4 м: от первых парт до поверхности с проецируемым изображением должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов - не более 8,6 м.

Оптимальной зоной просмотра телепередач и видеороликов является такое же расстояние - 2,7 м от первых ученических столов.

Оборудование и сопутствующая документация

Состав использующегося оборудования в компьютерном классе определен требованиями к помещениям кабинета информатики. Некоторые из них устанавливают строгий перечень предметов вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения в кабинетах информационных технологий в классах учебных заведений общеобразовательной системы. В первую очередь кабинет информатики оснащают:

  • программными средствами базового и профильного типа для учебного пользования по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» ;
  • методическими рекомендациями к выполнению индивидуальных заданий на компьютере в процессе обучения, самостоятельных работ и текущих тренировочных упражнений для закрепления навыков;
  • комплектами справочной, методической и научной литературы;
  • держателями для демонстрационных таблиц и стендов, на которых экспонируются работы учеников;
  • аптечкой для оказания первой медицинской помощи с соответствующим набором медикаментов;
  • средствами для пожаротушения (два огнетушителя).

Что касается документации, то ответственным за ее ведение выступает преподаватель. Обязательными являются:

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися;
  • журналы эксплуатации комплектов электронно-вычислительных машин на всех рабочих местах;
  • журнал поломки компьютеров и их ремонта;
  • инвентарная книга для учета всего имеющегося в кабинете оборудования с годовым планом дооборудования кабинета информационных технологий, который утверждается директором школы.

Кроме того, в кабинете информатики обязательной является картотека, в которой отмечены места хранения учебного оборудования.

Правила размещения оборудования в компьютерном классе

Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте.

Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей.

С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками.

Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды.

На стену, размещенную со стороны, противоположной окнам, вешают щиты с таблицами, справочными схемами и прочими пособиями, которые используются при знакомстве учеников с правилами техники безопасности, структурой компьютерных систем, функциями периферийного оборудования и пр. Таблица «Правила работы учащегося за компьютером» должна присутствовать на той же стене, что и стенды. В оформлении щитов и стендов допускается использование различных типов шрифта: печатного и рукописного, арабского и готического. Заголовки и подзаголовки выполняются в едином стиле.


Санитарно-гигиенические требования Оптимальные параметрыДопустимые параметры Температура, СОтносительная влажность, % Температура, СОтносительная влажность, % При оборудовании и использовании компьютерных кабинетов чрезвычайно важное значение имеет строгое соблюдение сани- тарных правил и норм, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на человека вредных факторов, сопровождающих работы с видеодисплейными терминалами (ВДТ) и ПЭВМ. В таблице представлены показатели температурно- влажностного режима: Глава 1. Требования к кабинету информатики.


Требования к помещениям кабинета ИВТ Помещение кабинета информа- тики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемио- логических правил и нормативов (СанПиН). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью. Высота не менее 4 м. Площадь не менее 6 кв.м. Глава 1. Требования к кабинету информатики.


Требования к комплекту мебели в учебном кабинете Компьютерная техника должна размещаться на специальных столах, обеспечивающих: угол наклона и подставку для монитора; подставку для клавиатуры на уровне, комфортном для рук работающих учеников; ширину, достаточную для размещения всех устройств компьютера; достаточное расстояние (не менее 60 см.) от глаз учащихся до поверхности монитора. Стулья, на которых должны работать учащиеся должны быть следующими: регулируемые по высоте сидения (учитывать рост учащихся), поворачиваться (регуляция положения), регулирующими по высоте спинки (регулируемая по роста опора для снятия нагрузки с поясничного отдела работающего). Глава 1. Требования к кабинету информатики.


Требования к организации рабочих мест учителя и ученика Группа мебели Высота переднего края сидения стула, мм Группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм до 1600Красный до 1750Зеленый до 1800Голубой760 Кабинет должен иметь мебель для: - организации рабочего места учителя; - организации рабочих мест обучающихся; - для рационального размещения и хранения средств обучения; - для организации использования аппаратуры. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией: Глава 1. Требования к кабинету информатики.


Требования к оснащению кабинета аппаратурой Помещение должно быть оснащено всем необходимым оборудованием: 1) Компьютеры - Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения кабинета ИВТ должно быть из расчета одной машины на одного обучающегося + одна машина для учителя 2) Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором, видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном. Глава 1. Требования к кабинету информатики.


Правила поведения в компьютерном классе 1) Нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров. 2) Нельзя приносить в кабинет информа- тики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить её. 3) В кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку. 4) Мойте ваши руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Правила поведения в компьютерном классе 5) Соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера. 6) Не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера. 7) Не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера. 8) Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больший усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведите клавиатуру из строя. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Правила поведения в компьютерном классе 9) Не трогайте монитор даже чистыми руками, на нем всё равно остаются следы (отпечатки пальцев). Режим работы Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать: Для учащихся 1 – 5 классов – минут. Для учащихся 6 – 9 классов – минут. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Правила работы в классе 1.Соблюдайте правила включения и выключения компьютера и периферийных устройств. 2.Соблюдайте правила обращения с магнитными носителями. 3.Заходите в класс и начинайте работу только по указанию учителя. 4.Обращайтесь с техникой бережно и аккуратно. 5.Садитесь так, чтобы линия взгляда приходилась в центр экрана дисплея. 6.Не шумите в классе. 7.Оставляйте пакеты и сумки в отведенных для них местах. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


В экстремальных ситуациях В экстремальных ситуациях (возгорание техники, проводки, прослушивание разрядов, появление запаха гари, поражение человека электрическим током): ! Без паники прекратить работу, сообщить преподавателю. ! Отключить электропитание. ! Четко выполнять инструкции преподавателя. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


1) Прямая спина. Сохранять хорошую осанку очень помогает правильно подобранный стул или кресло. 2) Плечи расслаблены, локти согнуты под прямым углом. Когда вы кладете пальцы на клавиатуру, плечи не должны быть напряжены, а руки должны быть согнуты примерно под углом 90 градусов. 3) Положение головы. Голова должна располагаться прямо с небольшим наклоном вперед. 4) Соблюдайте дистанцию. Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 70 см.. Правила работы за компьютером 5) Ноги. Стул или кресло должны иметь мягкое сидение, колени согнуты под прямым углом, а стопы должны плоско стоять на полу. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Овладение слепым методом печати – весьма полезный навык работы с клавиатурой. Оптимальная высота стола или выдвижной полки для клавиатуры 68 – 73 см. над полом. Высоту стула и стола следует подобрать так, чтобы минимально напрягать мышцы плечей, рук и запястий. Правила работы за компьютером Запястья могут касаться стола перед клавиатурой. Но ни в коем случае нельзя переносить на них хотя бы часть веса тела. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Правила работы за компьютером 1) Запястье должно быть прямым. Никогда не опирайтесь на запястье, лежащее на столе. Не изгибайте суставы запястья: оно должно лежать в естественном положении. 2) Не сжимайте мышку с силой. Это вызывает ненужное напряжение мышц, нарушает кровообращение и затрудняет движения. 3) Не работайте с полностью вытянутой рукой. 4) Различные дополнительные приспособления, такие как коврики для мыший, подушки и подпорки для отдыха запястий рук, помогают только в том случае, если правильно используются. 5) Некоторые предпочитают обычной мыши трэкбол. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Тест для работающих за компьютером Инструкция: Ответьте на вопросы «Да» или «Нет». Вопросы: На рабочем месте: 1.Устают ли у Вас глаза? 2.Часто ли затекают плечи и затылок? 3.Чувствуется ли резь в глазах при длительном наблюдении экрана? 4.Бывает ли временное ухудшение зрения? 5.Чувствуется ли затруднение при движении руками (в т.ч. после работы)? 6.Часто ли возникает ноющая боль в запястьях, кистях рук? 7.Бывают ли головокружения, ощущение апатии? 8.Часто ли слезятся глаза? 9.Ощущаете ли тяжесть в области затылка? 10.Случается ли, что когда при работе за компьютером Вы переносите взгляд на белый предмет, то он кажется розовым? Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.


Тест для работающих за компьютером Подсчитайте сумму баллов: За ответ «Да» присвойте 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. Результаты: 0…2 – у вас нормальное здоровье – на лицо признаки заболевания. Остерегайтесь продолжительной интенсивной работы за компьютером. Рекомендуется принять меры для защиты от заболевания. 7…10 – вы можете серьезно заболеть. Срочно требуется изменить условия работы. Необходимо принять срочные меры для восстановления здоровья и как можно скорее улучшить условия труда. Глава 2. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.



Разделы: Внеклассная работа

Современное школьное образование невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Без знаний информационных технологий невозможно стать высококлассным специалистом, быть востребованным на рынке труда и иметь хороший заработок.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы нередко имеют неплохие пользовательские навыки. Интернет вошел во многие квартиры и постепенно становится одним из самых привлекательных занятий, как для поиска нужной информации, так и интересный досуг. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования не только общего, но и профессионального.

Но как сохранить здоровье при работе с персональным компьютером? Вопрос этот далеко не праздный. Ведь только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой физической и умственной работоспособностью в состоянии активно жить, преодолевать трудности. Влияние компьютера на здоровье человека изучает специальная наука – эргономика. Эргономисты признают, что если с компьютером обращаться бездумно, то здоровью можно навредить.

Искривление позвоночника, сколиоз, зажим позвоночных мышц, ухудшение зрения, близорукость, компьютерный зрительный синдром – это далеко не полный список тех неприятностей, которые ожидают школьников при неправильной организации своей работы с ПК. А навыки правильной работы с ПК формируются уже в школьные годы, и от учителя информатики, от организации работы в компьютерном кабинете зависит воспитание здоровых привычек и образа жизни будущего гражданина нашей страны.

Целью данной работы является изучение соответствия состояния кабинета информатики гимназии санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Материал и методика исследования

Нами исследовано соблюдение гигиенических требований к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы на них в кабинете информатики гимназии № 48 согласно СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”

3. Результаты исследования

3.1. Требования к помещению для работы с ПЭВМ

Кабинет информатики гимназии № 48 находится на 1 этаже двухэтажного здания. Он имеет естественное и искусственное освещение. Окна кабинета ориентированы на север. На окнах имеются жалюзи, защищающие от прямых солнечных лучей.

Общая площадь кабинета 49.0м 2 , в нем размещено 10 компьютеров. Площадь на одно рабочее место составляет 4,9м 2 , что соответствует правилам (не менее 4,5 м 2) для компьютеров на базе плоских дискретных экранов) а объем – не менее 24 м 3 (соответственно нормам). Гимназия получила сертификат от губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева на приобретение компьютерного класса по программе информатизации образовательных учреждений и имеет 10 современных компьютеров

Стены окрашены водоэмульсионной краской светло-салатового цвета, потолок белого цвета, краска имеет санитарно-эпидемиологическое заключение. Полы изготовлены из древесно-волокнистых плит, покрыты масляной краской желто-коричневого цвета. Столы изготовлены из древесно-стружечных плит светло-коричневого цвета. Цвет мебели, стен пола и потолка способствуют нормальному ведению учебного процесса, успокаивают ученика Ежегодно в классе проводится косметический ремонт, стены чистые.

Кабинет оборудован защитным заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Вблизи отсутствуют силовые кабели, высоковольтные трансформаторы, которые могли бы создавать помехи в работе ПЭВМ.

3.2. Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

В кабинете поддерживается оптимальная температура 19- 21 0 С, имеется приточно-вытяжная вентиляция (два кондиционера).

Проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого урока.

3.3. Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

Уровень шума не превышает допустимых значений. Из печатающих устройств установлено многофункциональное устройство Canon LaserBase MF3110.

3.4. Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Рабочие столы размещены вдоль стен, естественный свет падает на видеодисплейный терминал слева и спереди. Планировка кабинета не позволяет установить компьютеры так, чтобы свет падал только слева.

Освещенность на поверхности стола, в зоне размещения рабочего документа 380 лк (по правилам 300-500 лк).Освещение не создает бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не более 300 лк, что соответствует правилам.

Светильники местного освещения имеют непросвечивающий отражатель с защитным углом 90 градусов (по нормам не менее 40 градусов). Лампы используются люминесцентные типа ЛБ, в количестве 12 штук. Они расположены в виде прерывистых линий светильников, параллельно линии зрения пользователя, локализованы как над компьютерными столами, ближе к переднему краю, обращенному к пользователю, так и над партами в центре класса. В центре кабинета располагаются 8 парт в 2 ряда, которые позволяют проводить теоретические занятия по информатике.

Отраженная блесткость на рабочих поверхностях (стол, клавиатура, экран) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения ограничена.

Для обеспечения нормируемых значений освещенности в кабинете проводится чистка стекол оконных рам не реже 2-3 раза в год, проводится своевременная замена перегоревших ламп.

3.5. Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Уровни электромагнитных излучений, создаваемые ВДТ ПЭВМ, установленных в компьютерном классе МОУ “Гимназия № 48” измерены лабораторией электромагнитных полей и других физических факторов “Центра Госсанэпиднадзора в городе Новокузнецке Кемеровской области”, соответствуют требованиям

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Таблица 1. Результаты измерений

видеодисплейного

терминала

Напряженность электромагнитного поля по

электрич. составляющей, В/м

Плотность магнитного потока, нТл

2кГЦ-400кГЦ

2кГЦ-400кГЦ

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

Монитор Acer AL 1716

3.6. Требования к визуальным параметрам ВДТ, контролируемым на рабочих местах.

Таблица 2. Полученные значения визуальных параметров ВДТ, контролируемых на рабочих местах, и допустимые их значения.

Параметры

Допустимые значения

Полученные значения

Яркость белого поля

Не менее 35 кд/кв.м

Соответствует

Неравномерность яркости рабочего поля

Не более +(-)20%

Контрастность (для монохромного режима)

Не менее 3:1

Временная нестабильность изображения (мелькания)

Не должна фиксироваться

Нет мелькания

Пространственная нестабильность изображения (дрожание)

Не более 2хEУ-4L, где L-проектное расстояние наблюдения, мм

Соответствует

3.7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест

Рабочие места расположены периметрально по 2 стенам кабинета, оборудованы специальными компьютерными столами, отвечающих современным требованиям эргономики.

Стол имеет две раздельные поверхности, которые не регулируются по высоте. Ширина поверхности стола для ВДТ –750 мм, для клавиатуры-750 мм, глубина 550мм.

Имеются подставки для ног, но в недостаточном количестве.

Высота столов –700мм, 640мм, 580мм, рассчитана на различный рост учащихся. Линия взора имеет отклонения от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости не больше 5 градусов.

Рабочие места оборудованы стульями со спинками, которые закреплены жестко. Высота сиденья- 340, 380, 420 мм.

Расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1,3 м.

Экран монитора находится от глаз пользователя не ближе 60-70 см.

3.8. Оптимальные параметры микроклимата в кабинете информатики.

В кабинете поддерживается температура 19-21 0 С, относительная влажность 50-60%, абсолютная влажность 10г/куб. м.

3.9. Организация занятий с ПЭВМ в кабинете информатики

Непрерывная длительность работы в 8-9 классах составляет не более 30 минут. В 9-11 классах 30 минут на 1 уроке и 20 минут на втором уроке.

В день проводится не более 2 уроков в 8-11 классах.

Во время перемены обучающиеся выходят из класса, и кабинет проветривается.

Для профилактики утомления проводятся в конце занятия упражнения для глаз.

3.10 Профилактическая гимнастика для школьников

А) Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Б) Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Кабинет информатики соответствует требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”. Это подтверждает “Санитарный паспорт на дисплейный класс” МОУ “Гимназия № 48”.

Но проведенные исследования показали, что для более комфортной работы и сохранения здоровья школьников нужно провести следующие мероприятия.

  1. Необходимо оборудовать кабинет информатики столами и стульями с регулировкой по высоте.
  2. Заменить меловую классную доску более совершенной, с использованием специальных фломастеров.
  3. Озеленить кабинет.
  4. Систематически проводить упражнения для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног и физкультминутки общего назначения.
  5. Периодически обновлять стенд по охране труда и правилам безопасной работы с компьютером.
  6. Учителям информатики тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

Литература

1. Гаркавченко Е.А. Охрана труда и техника безопасности для преподавателей информатики. Методическое пособие. Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2004.-64 с.

2. Кутугина Е.С., Тутубалин Д.К. Информатика. Информационные технологии. Учебное пособие. Томск: ТУСУР. 2005-158 с.

3. СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 “Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы”

4. Степанова М.И. Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером. // Образование. 2003.№5. с.50-63.

5. Щикот С.Е., Крамаров С.О., Перепелкин В.В. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по информатике. Ростов-на-Дону: Феникс. 2003 – 185 с.

Реферат

Тема: «Обустройство кабинета информатики»

Выполнила:

студентка 4 курса

группы 611/з

Чеботаева Г.Э.

Преподаватель :

ст. преподаватель

Сергеева С.А.

Введение…………………………………………………………………………3

Основные требования к кабинету информатики и ИКТ……………………...4

Требования к документации кабинета информационно-коммуникационных

технологий………………………………………………………………………4

Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ)…………………..5

Санитарно-гигиенические требования………………………………………..5

Требования к помещениям кабинета ИВТ……………………………………6

Требования к комплекту мебели в учебном кабинете……………………….8

Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся………..8

Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями……9

Требования к размещению и хранению оборудования……………………....9

Список использованной литературы ………………………………………..12

Введение

Кабинет информатики и ИКТ - это учебно-воспитательное подразделение образовательного учреждения, являющееся средством осуществления процесса информатизации системы образования, обеспечивающее подготовку обучающихся к жизни в условиях мирового информационного общества, повышение уровня образования.

Оснащение кабинета для занятий по предмету «Информатика и ИКТ» и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ИТ включает в себя: класс компьютерной техники, проекционное оборудование, библиотечный фонд (книгопечатная продукция), печатные пособия, информационно-коммуникативные средства, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, модели, натуральные объекты, мебель.

Занятия в кабинете информатики и ИКТ должны служить:

Формированию у учащихся современной информационной картины мира;

Формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;

Формированию знаний об устройстве и функционировании современной компьютерной техники;

Формированию и развитию общих учебных умений и навыков;

Формированию обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

Формированию потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

Формированию ключевых компетенций - готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

Формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;

Воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых коммуникабельности и толерантности.

В кабинете информатики и ИКТ проводятся:

  • занятия по предмету «Информатика и ИКТ»;
  • занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием компьютерной техники;
  • экспериментальные уроки и практические занятия;
  • факультативные занятия;
  • кружковые занятия
  • занятия с работниками образовательных учреждений по использованию ИТ.

Учебная нагрузка кабинета информатики и ИКТ должна быть не менее 36 часов в неделю.

Основные требования к кабинету информатики и ИКТ

1. Наличие в кабинете информатики и ИКТ нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность.

2. Укомплектованность кабинета информатики и ИКТ учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы, средствами телекоммуникаций (при наличии соответствующей базы).

3. Соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.

4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, электронными пособиями в соответствии с образовательной программой школы.

5. Наличие программного обеспечения, систематизированного по предметам.

6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета 5 информатики и ИКТ: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

Стендовый материал кабинета информатики и ИКТ должен содержать:

  • Государственный образовательный стандарт по предмету «Информатика и ИКТ» (цели изучаемого предмета, минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);
  • рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам, лабораторным работам и др.);
  • правила техники безопасности работы и поведения в кабинете информатики и ИКТ;
  • материалы, используемые в учебном процессе.

7. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по технике безопасности), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в кабинете информатики и ИКТ (средства пожаротушения, аптечка).

8. Соблюдение охранных мероприятий (местная сигнализация, решетки на окнах, железные двери).

9. Наличие расписания работы кабинета информатики и ИКТ по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям, консультациям и др.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS