Главная - Бойлеры
Расстройства восприятия, ощущений и представлений — полная классификация. Иллюзии Зрительные иллюзии обостряются при неврозе

Иллюзии (лат. illusio обман, заблуждение) - ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов или явлений. Главным отличием И. от галлюцинаций является наличие при И. ложно воспринимаемого реального объекта. например, свернутый халат на постели кажется фигурой лежащего человека, пятна на белье - насекомыми, в шуме дождя слышится стук шагов, в разговоре людей на улице - отдельные слова и фразы по адресу данного человека, пища ощущается на вкус несъедобным веществом, например глиной, запах хлеба воспринимается как запах гнили.

Выделяют зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные И. Слуховые И., содержанием которых являются отдельные слова или фразы, называют вербальными. Ярко выраженные, постоянно возникающие вербальные И. обозначают термином «иллюзорный галлюциноз». Они появляются на фоне болезненно измененного аффективного состояния, преимущественно тревоги и страха, и сопровождаются бредовым толкованием.

Ясперс (К. Jaspers, 1959) подразделил И. на три типа: иллюзии, зависящие от невнимательности, аффективные И. и парейдолии. При И., связанных с невнимательностью, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию, посторонний человек принимается за знакомого и др. Аффективные И. возникают под влиянием аффектов страха, тревоги. Например, боязливый человек, идя ночью по пустынной улице, легко принимает тень от какого-либо предмета за фигуру притаившегося человека.

Аффективные И. особенно часты при болезненных изменениях эмоционального состояния. Парейдолии представляют собой зрительные И. фантастического, сказочного содержания, возникающие при усилении образного воображения. Так, в реальных объектах, например в рисунке обоев, узоре ковра, трещинах и пятнах на стенах и потолке видятся меняющиеся экзотические пейзажи, старинные крепости, картины сражений, лица людей, причудливые животные.

В происхождении И. важную роль играют психологические особенности восприятия, в частности свойственная человеку и в норме неполнота восприятия, пробелы в котором восполняются представлениями о данном объекте на основе прежнего опыта. Иллюзорному восприятию способствуют изменения концентрации активного внимания при утомлении,

состоянии тревоги, страха и волнения, усиленное воображение. Особенно легко И. возникают у детей, которым свойственны недостаточная дифференцированность восприятия, богатое воображение, трудность в разграничении вымысла и реальности. В появлении И. определенное значение имеют факторы, снижающие четкость восприятия: недостаточная освещенность объектов, приглушенность звуков, а также дефекты зрения и слуха. В е И. предполагается роль гипноидных состояний корковых анализаторов.

Эпизодически И. могут возникать и у психически здоровых, однако при психических болезнях они встречаются значительно чаще, более разнообразны и ярки. Наиболее характерны И. для состояний неглубокого помрачения сознания, особенно делирия (см.

Делириозный синдром ). Они могут быть при острых интоксикационных (например, в случае алкогольной белой горячки), инфекционных и других симптоматических ах. Кроме того, И. часто возникают у больных с бредовыми и аффективно-бредовыми

Восприятие есть субъективное психическое отражение предметов и явлений, оно складывается из ощущений, формирования образа, его дополнения воображением. Различают следующие группы патологических изменений восприятия: иллюзии, галлюцинации (истинные и псевдогаллюцинации), психосенсорные расстройства, агнозии. Феномены экстрасенсорной перцепции и психосенсорные расстройства представляют собой особые группы расстройств, включающие нарушения восприятия, воображения и сознания. Психосенсорные расстройства включают деперсонализацию и дереализацию. К патологии воображения относится патологическое фантазирование.

История вопроса, норма и эволюция

Процесс восприятия складывается из элементарных ощущений, которые синтезируются в образ объекта или явления, отличающийся предметностью, то есть конкретностью, целостностью, константностью и категориальностью, которая выражается в способности относить воспринимаемый объект к определенному классу предметов. Основные свойства восприятия наиболее полно описаны основоположником гештальт-психологии М. Wertheimer. Им же описаны значение соотношения восприятия фигуры и фона. Наибольший вклад в исследование восприятия внесла психофизика (законы Weber - Fechner - Stivens), которая изучила связь между порогом ощущения и силой стимула, а также процессы адаптации восприятия. Основоположником исследований физиологии восприятия считается Н. Helmholtz. Выделяется визуальное восприятие, мозговая рецепция которого ассоциирована с сетчаткой; аудиальное, связанное с кортиевым органом; ольфакторное - с ольфакторным эпителием; вкусовое - вкусовые клетки; тактильное - с кожными рецепторами; кинестетическое - с рецепторами мышц, сухожилий, суставных сумок; вестибулярное - с полукружными каналами; а также болевое, которое может быть связано с любыми рецепторами при сверхсильном воздействии на них.

На уровне формировании образа происходит перекодировка - перенос знаков одной сенсорной системы в другую. Эти переносы изучает психология субъективной семантики, основоположником которой в нашей стране являлась Е.Ю. Артемьева. Переносы заметны по тому, что мы, например, можем ассоциировать форму с цветом, запахом, тактильные ощущения - с вкусом или звуком и так далее, подобные переносы называются невербально-невербальными.

При ограничении сенсорных стимулов - депривации - даже у психически здоровых лиц через 24 часа наблюдаются следующие расстройства. Сначала возникают страх, паника, снижение настроения; затем меняется восприятие пространства, которое кажется большим или маленьким, нарушается двигательная координация и меняется ощущение времени (дни тянутся как годы), трансформируется ритм сна - бодрствования; далее обнаруживаются нарушения мышления и схемы тела, а затем - иллюзии и галлюцинации. При дальнейшей депривации возможны образование бреда и соматические нарушения. При искусственной сенсорной депривации, например в особых депривационных ваннах, возникают феномены восприятия, напоминающие парапсихологические. Например, человек может слышать, как в машине, расположенной на соседней улице, открывается дверь. В ходе эволюции человек утратил некоторые рецептивные системы, хотя и возможно, что в скрытом состоянии они функционируют на бессознательном уровне, к ним относится магниторецепция, которая особенно выражена у рыб и птиц. Благодаря магниторецепции происходит ориентация в магнитном поле Земли и возвращение домой после миграции. Основными законами восприятия являются:

  • А) Закон подобия, благодаря которому похожие предметы распознаются среди других предметов.
  • Б) Закон близости, по которому существует критическое расстояние между двумя предметами, которое позволяет рассматривать их как единый предмет.
  • В) Закон прегнантности (упорядоченности), благодаря которому мы устанавливает порядок в любом хаотическом поле предметов.
  • Г) Закон закрытости и дополнительности, благодаря которому мы можем дополнять отсутствующие детали предмета, как бы «дорисовывая» целостный образ.
  • Д) Закон симметрии и имитации, позволяющий выявлять стереотипные ритмы конструкций предметов.
  • Е) Закон продолжения, благодаря которому мы можем проследить движение объекта в поле движений других объектов.

Одной из особенностей восприятия является выделение нами красивого и привлекательного (аттрактивного) и некрасивого (аверсивного). В каждом из сенсорных процессов существуют такие аттрактивные и аверсивные стимулы, которые делятся на: общебиологические - например, всем вкус сладкого кажется приятным, а горького - неприятным; этногенетические - например, некоторые народы имеют этнические особенности восприятия ряда цветов и вкуса, в частности, пигмеи реагируют тошнотой на запах зубной пасты; и индивидуальные. Общебиологическая привлекательность - непривлекательность связана со значением ряда стимулов для выживания вида.

Искаженное восприятие мира (иллюзорное) также обусловлено биологическими законами, например, глядя на предмет, поставленный в воду, мы видим его как будто надломленным на уровне поверхности воды, благодаря этому при захватывании предмета из воды он фиксируется со смещением вперед, что важно для ловли рыбы (иллюзия Поггендорфа). Объект, находящийся в углу, кажется большим, чем находящийся дальше от угла (иллюзия Данцио). Благодаря этой иллюзии «поведение прятанье в углу», возникающее при страхе, способствует отпугиванию хищника, так как визуальное восприятие увеличивает размер предмета. Когда мы видим движущиеся тучи и луну, нам кажется, что движется луна, а фон является устойчивым. Эта адаптация также эволюционно обусловлена, поскольку, будучи приматами, мы адаптированы к тому, что в природе чаще движется фигура на фоне, чем фон по отношению к фигуре. Иллюзии Мюллера - Люэра имеют прямое отношение к восприятию человека человеком: если у наблюдаемого человека руки подняты, он кажется выше, чем тот, у которого опущены плечи, хотя размеры туловища у них одинаковы.

В онтогенезе процессы восприятия носят интегрированный (синкретический) характер. В частности, ребенок легко ассоциирует различные сенсорные процессы и может легко транслировать зрительный образ в слуховой, кроме того, он способен с помощью воображения воссоздать образ даже тогда, когда он исчез из поля восприятия. Это явление, называемое эйдетизмом, сохраняется у художников, писателей и творческих личностей. В процессе эйдетического восприятия легко возникают семантические переносы, например, когда художник Айвазовский воспроизводил увиденный ранее шторм, то в момент его живописного воспроизведения испытывал тошноту. Эйдетизм может активизироваться при некоторых патологических состояниях, например, на первых стадиях развития делирия.

Симптомы Расстройства восприятия и воображения:

В психопатологии выявляются расстройства ощущений, к которым относятся: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия и сенестопатия, а также фантом-симптом.

Гиперестезия - нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха. Характерно для состояний после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговой травмы. Пациенты могут воспринимать шелест листьев под ветром подобным грохочущему железу, а естественный свет как очень яркий.

Гипостезия - снижение чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.

Анестезия - утрата чаще всего тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных (истерических) расстройств.

Парестезии - ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Обычно в зонах, соответствующих зонам Захарьина - Геда. Типично для соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий.

Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.

Сенестопатий - комплексные необычные ощущения в теле с переживаниями перемещения, переливания, перетекания. Нередко вычурные и выраженные необычным метафорическим языком, например, пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода.

Я ощущаю, говорит пациентка С., что... будто вены и сосуды опустели, а по ним перекачивают воздух, который должен обязательно попасть в сердце и оно остановится. Что-то вроде распираний под кожей. А потом толчки пузырьков и закипание крови.

Фантом-синдром отмечается у лиц с утратой конечностей. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или движения в отсутствующей конечности. Часто такие переживания возникают после пробуждения и дополняются сновидениями, в которых пациент видит себя с отсутствующей конечностью.

Основными расстройствами восприятия являются иллюзии и галлюцинации. Об этих явлениях пациенты могут говорить неохотно или их скрывать.

Косвенными признаками расстройств восприятия являются:

  • - разговор человека с самим собой (в одиночестве или присутствии других),
  • - необоснованное и внезапное изменение отношения к окружающим,
  • - возникновение в речи новых слов (неологизмов),
  • - мимические гримасы,
  • - склонность к уединению, изменению настроения,
  • - сокращение жевательных мышц и грудино-ключично сосцевидных мышц,
  • - напряжение орбитальной области при полуоткрытом рте,
  • - внезапный взгляд в сторону при беседе,
  • - диссоциация мимики, позы и жеста,
  • - нецеленаправленные неожиданные жесты при относительно неподвижной мимике.

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих объектов - в звуке падающей воды (реально существующий стимул) слышится голос (иллюзорный образ). Основными характеристиками иллюзий являются:

  • - наличие объекта или явления, который подвергается искажению, например, визуального, аудиального или другого сенсорного образа,
  • - сенсорный характер явления, то есть его связь с конкретной модальностью восприятия,
  • - искаженная оценка объекта,
  • - оценка искаженного ощущения как реального,
  • - исчезновение иллюзии после оценки мышлением или включения другой модальности, например, при визуальной иллюзии попытка прикосновения к объекту позволяет исключить иллюзорное восприятие.

По сложности иллюзии делятся на элементарные, простые, сложные, панорамические и парэйдолические, примером которых являются образы, которые мы может увидеть в череде облаков или рисунке ковра. По органам чувств они делятся на: тактильные, зрительные, визуальные, ольфакторные, слуховые, проприоцептивные и кинестетические. По причинам возникновения иллюзии делятся на: физические, обусловленные объективными свойствами среды, например, обусловленные особенностями преломления света или отражения звука; физиологические, связанные с периферическими анализаторами, например иллюзии светящегося галло - свечение вокруг фонарей у больных глаукомой; психические, в частности, связанные с ожиданием какого-либо человека, которого мы, ошибаясь, внезапно видим в толпе; эйдетические, связанные с воображением. Иллюзии характерны для невротических расстройств, а также для первых стадий развития расстройств сознания, например делирия. Некоторые иллюзии возникают у психически здоровых лиц в особых стрессорных условий среды. Например, при посадке на Луну космонавт Армстронг чувствовал слежку за собой, которая была связана с иллюзорным восприятием колебания антенны космического челнока.

Когда вечером возвращаешься домой, на дорогу, вдоль которой растут тополя, падает свет от фонарей, тени ветвей колеблются, если есть ветер, и тогда кажется, что дорога неровная и напоминает волны. Приходится замедлять шаг, чтобы не споткнуться. Это ощущение исчезает, если смотреть не на дорогу, а в сторону или прислушиваться к ночным звукам.

Галлюцинация - восприятие объекта или сенсорного образа, который возникает без наличия реального объекта, но сопровождается уверенностью в том, что этот объект существует. Термин «галлюцинация» введен впервые J.-E.D. Esquirol в 1838 году. По степени сложности они делятся на элементарные, наиболее типичные для эпилепсии. К ним относятся слышимые извне простые звуки гула, звона, гудка паровоза (акуфены), вспышки света или простые светящиеся фигуры, которые можно смоделировать при закрытых глазах надавливанием на глазные яблоки (фосфены), запахи тления или приятные запахи, обычно сопровождающиеся слюнотечением (паросмии).

Перед самым приступом я иногда вижу, как поток света распадается на маленькие светящиеся точки разного цвета, как на работах импрессионистов или пуантилистов, они смешиваются и будто замещают реальность, потом некоторые маленькие точки сливаются в пятна.

Простые галлюцинации типичны для органических поражений мозга. Например, при локальных поражениях затылочной области левого полушария пациент может наблюдать завершенный и предметный образ рыбы, человеческого лица или висящего топора, который наблюдается в конкретном месте пространства, например лежит на столе (галлюцинации Шарля Бонне). Пациент может ощущать перемещение насекомых под кожей в конкретной зоне тела, что характерно для органического поражения ножек мозга (педункулярный галлюциноз Лермитта).

У меня всегда один и тот же образ, который возникает при значительном утомлении и обычно вечером. В боковом поле зрения я вижу быстро движущийся предмет, напоминающий заводную мышь. Он движется по прямой, но стоит перевести на него глаза - исчезает.

Сложные галлюцинаторные образы напоминают динамические явления. Например, слышимый голос может комментировать события окружающих, а видимый образ может передвигаться, улыбаться или плакать.

В голове творится что-то невообразимое. Мужчина говорит с женщиной о каких-то банальных событиях и очень тихо, но на этом фоне иногда отдают команды и уговаривают их не слушать. Некоторые из них я путаю со своими мыслями. Есть голоса, которые «показывают» картинки, например он говорит, и то, что говорит, показывает на подобии экрана компьютера.

По органам чувств галлюцинации делятся так же, как и иллюзии.

По условиям возникновения выделяются галлюцинации, предшествующие засыпанию (гипнагогические), это обычно последовательные образы, напоминающие кадры фильма, и гипнопомпические галлюцинации, отмечаемые в момент пробуждения.

Как только закрываешь глаза, перед внутренним взором сначала возникают черно-белые кадры отдельных событий дня, они сменяются, но ими нельзя управлять. Потом некоторые из них превращаются в маленькие, иногда цветные фильмы и тогда в них присутствуют сюжеты, которые потом возникают во сне. Перед тем как открыть глаза, я будто досматриваю сон, но слышу то, что вокруг происходит, говорю, но не могу себя контролировать. Например, вижу, что еду в машине за рулем и не могу контролировать свои руки, которые на самом деле сжимают одеяло.

Галлюцинации также делятся по пространству их возникновения на истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. Истинные галлюцинации проецируются в естественном пространстве, например, голоса слышны на улице или в комнате, образ заметен непосредственно перед пациентом. По содержанию истинные слуховые галлюцинации могут быть комментирующими (голоса объясняют поведение пациента), императивными (голоса заставляют что-либо делать), диалоговыми (голоса разговаривают друг с другом). При истинных зрительных галлюцинациях предметность образов столь высока, что пациенты с ними общаются как с живыми людьми, кроме того, пациент убежден, что окружающие также видят эти образы. Истинные галлюцинации имеют тенденцию чаще возникать вечером, особенно это касается зрительных образов.

Мне сказали, что вчера я с кем-то разговаривала, это были ангелы. Их было очень много, они зашли в комнату и полностью ее заполнили, непонятно, как их не видел сын, он спит рядом со мной. Они такие все одинаковые, с длинными русыми волосами и голубыми глазами, в сиреневой одежде и с серебристыми крыльями, они пели и говорили друг с другом, потом начали летать вокруг меня и трогать мое лицо. Это было приятно, но мне они не отвечали. Кажется, я смеялась.

При псевдогаллюцинациях зрительные образы прозрачны и нетелесны, они тесно связаны с мышлением и могут ассоциироваться с конкретной идеей. Такую связь В. Хлебников определял как «мысле-форма». Псевдогаллюцинаторные образы вторгаются в психику насильственно, поэтому объясняются пациентом как результат воздействия чужой воли, энергии или силы. Может возникнуть представление о том, что они говорят собственным голосом пациента, управляя его речевым аппаратом, и тем самым высказываемые мысли самому человеку вовсе не принадлежат (речедвигательные галлюцинации Сегла). Они могут также сочетаться с идеями управления, например, переживаниями, что настроение связано с чуждой силой, она управляет движениями тела, мыслями и намерениями, Это явление называют психическим автоматизмом.

Это страшное состояние, знать, что ты себе не принадлежишь. Вот начинаешь что-то объяснять, а голос чужой и говоришь совсем не то, будто через тебя кто-то говорит. Потом начинаешь думать о хорошем, а мысль не получается, вдруг перебивается и становится громкой такой, что ее все слышат далее на улице, например, слышит соседка, которая потом многозначительно смотрит на меня. Самое трудное - принять решение. Хочешь что-то купить, но руки тебя не слушаются, как механические они вместо того, чтобы достать деньги - бросают сумку. Какая я на самом деле, теперь я не знаю.

Слуховые псевдогаллюцинации проецируются в мыслимое пространство, например, голоса могут слышаться из другой комнаты, которая хорошо изолирована, и даже с других планет или исходят из тела. Чаще они слышны внутри головы как звучащие или противоречивые мысли. Псевдогаллюцинаторные предметные образы внутри тела называются соматическими галлюцинациями. Это может быть переживание конкретного, часто передвигающегося инородного тела внутри живота, ребенка, животного или механизма. Внутренний образ может обладать псевдогаллюцинаторными мыслями, которыми он обменивается с пациентом. Наиболее типично псевдогаллюцинирование для шизофрении.

Я поняла, что беременна, однажды ночью ко мне что-то пришло, и было очень приятно, потом через неделю в животе появился стук ножкой, но это был не один ребенок, а может быть три. Головку одного я чувствовала справа. Они все росли очень быстро, хотя живот будто и не увеличивался. Утром я проснулась и поняла, что одного родила ночью, так что оставалось только два. Я его искала по всей комнате, ведь если он так быстро развивался, он также быстро мог вырасти и уйти.

Психосенсорные расстройства иногда считаются промежуточными между расстройствами сознания и восприятия. К ним относятся переживания деперсонализации и дереализации, а также особые синдромы, описанные в соответствующем разделе.

Деперсонализация выражается в следующих симптомах:

  • - изменения «Я», своеобразные ощущения трансформации, чаще негативной, собственной личности, сопровождающиеся страхом сойти с ума, переживанием собственной ненужности, пустоты смысла жизни и утраты желаний. Это состояние характерно для аффективных расстройств и некоторых неврозов.

Целый день я лежу на диване у выключенного телевизора и смотрю на стену, невозможно двинуться потому, что ничего не хочется. Механически ем, иду в туалет, редко умываюсь. Конечно, я собой недоволен, но что можно сделать? Хочется иметь желания, но их пет. Все от меня чего-то ждут, но мне все равно, потому что ничего не хочется.

  • - расщепление «Я», типичное для шизофрении и диссоциативных расстройств, выражается в чувстве наличия в себе двух и более личностей, каждая из которых имеет собственные намерения, желания.

Трудно выбрать решение, если я буду поступать как раньше, это будет неискренне, потому, что теперь я другой, хотя какой, точно не знаю. Тот - прежний был хорошим и слабым человеком, этот плохой, но сильный. Конечно, теперь меня никто не понимает, потому что я сам не знаю, кто я такой. Поступаешь как раньше - ничего не получается, делаешь как теперяшний - и тобой никто не доволен. Лучше уж вообще ничего не делать.

  • - изменение схемы тела, выражается в аномальном восприятии длины конечностей, укорочении или вытягивании рук и ног, изменениях формы лица, головы. Состояние, наблюдаемое в результате органических расстройств.

Эти синяки у меня на лице потому, что я ровнял свое лицо. Оно почему-то становилось треугольным в области скул и на подбородке, на виске будто была пробоина, хотя она не была заметна в зеркале. Я взял пластырь и заклеил, потом использовал сапожный нож и пошла кровь.

Дереализация выражается в изменении:

  • - цвета, например, при депрессиях мир может казаться серым или с преобладанием синих тонов, что особенно хорошо заметно в творчестве художников, например Э. Мунка, который в периоды депрессий пользовался преимущественно черным, синим и зеленым цветами. Преобладание в окружающем ярких красок отмечают пациенты с маниакальными состояниями и при употреблении атропиноподобных препаратов. Восприятие красных и желтых тонов или пожара типично для сумеречных эпилептических состояний.

Вы, вероятно, заметили, что картины у меня в двух гаммах. Вот эта серия вся посвящена ночи и времени сразу после захода солнца, здесь больше зелени и темно-синего, а эта в пастельных и больше теплых тонах, это в основном портреты. В первом состоянии мне вообще не хочется видеть и рисовать людей, а во втором - наоборот, я постоянно общаюсь.

  • - формы и размеров: окружающее может увеличиваться или уменьшаться (синдром Алисы в Стране чудес), приближаться и удаляться, постоянно трансформироваться. Правую сторону пациент может воспринимать как левую и наоборот (синдром Алисы в Зазеркалье). Состояния такого рода характерны для интоксикаций психоактивными веществами и для органических поражений головного мозга.

Это состояние появилось после первой затяжки гашиша. Сначала стал будто выше метра на три и сверху на все смотрел, потом увеличилась комната и звуки стали слышны откуда-то издалека. Когда ходишь на таких длинных ногах, все время боишься ступить куда-нибудь не туда, и страшно даже смотреть на ноги - так они далеко.

  • - темпа и времени: окружающее может казаться чрезвычайно быстро изменяющимся, подобно кадрам старого кино (синдром кинематографа) или, напротив, кажется затянутым. В одних случаях кажется, что месяцы бегут как мгновения, в других - ночи нет конца. Пациенты могут говорить о том, что замечают один и тот же стереотипно повторяемый сюжет. Все указанные переживания связаны с эмоциональностью, например, при хорошем настроении кажется, что время течет быстрее, а при плохом - медленнее.

Когда пришли гости, я спал. Они говорили о каких-то деньгах, потом смеялись, потом ушли, но затем вдруг все повторилось, опять поздоровались, зашли, стали говорить, смеяться, но были новые подробности, стук посуды, потом опять все повторялось много раз. Подумал: сколько же все это длится и когда это кончится?

К психосенсорным расстройствам относят также некоторые состояния, типичные для эпилепсии - «уже виденного (слышанного)» , «никогда не виденного (слышанного)», которые, в общем, близки к переживанию «уже прочувствованного и испытанного». При симптоме «уже виденного (слышанного)» пациент говорит о новом месте, как знакомом ему, и, соответственно, о новой услышанной информации, как знакомой. Он интерпретирует это иногда увиденным во сне, как будто сон являлся пророческим. При симптоме «никогда не виденного (слышанного)», пациент уверяет, что прежде знакомое место или информация ему совершенно неизвестны и чужды.

Мне много раз приходилось слышать о пророческих снах, но никогда такого не было. И вот однажды прихожу на работу, и ко мне обращается подчиненный с предложением изменить интерьер в нашем офисе, сделать там перегородку. Подумал, откуда я знаю то, что он скажет, вспомнил, что видел сон, в котором все было точно так же, а еще до этого он же мне все это говорил, правда, когда я его спросил, он все отрицал.

Целый ряд феноменов экстрасенсорной перцепции, иногда называемых парапсихологическими или психоэнергетическими, на самом деле являются результатами нарушений восприятия. Их следует отделять от подобных феноменов, связанных с подпороговой чувствительностью к некоторым стимулам. Например, чтение текста с закрытыми глазами кончиками пальцев рук можно объяснить «тепловым» зрением, то есть тактильными ощущениями тепла, связанными с разницей между отражением тепла руки от поверхностей с различной окраской, можно также предчувствовать поведение другого человека на основании бессознательного восприятия его мимики еще до, например, агрессивной акции. К феноменам экстрасенсорной перцепции относятся:

  • - ясновидение (телестезия) - восприятие удаленных физических объектов или событий как наблюдаемых. В этом случае в особом состоянии пациент говорит о том, что знает, как себя ведет тот или иной человек на чрезвычайном большом от него расстоянии.

Что это любовь я понял не сразу. Когда мы расстались, через некоторое время я понял, что мысленно с ней связан, и могу сказать, что она сейчас делает - заходит в кафе, пошла к подружке. Иногда вечером я чувствую холод в груди - это она принимает ванну, затем я вожу ручкой по бумаге и она пишет ее почерком то, что она думает. Не знаю, насколько это соответствует действительности, ведь спросить ее нельзя, поскольку она живет за тысячи километров отсюда.

  • - прекогниция, или ретрокогниция, - предсказание или предчувствие будущих событий или событий, имевших место в прошлом, но недоступных для обычных воспоминаний. То есть пациент знает, что на самом деле происходило в прошлом и предсказывает события будущего.

Пациентка, 24 лет, рассказывает, что до эпилептического приступа она почувствовала гибель подводной лодки Курск и увидела погибших; до этого еще ребенком она увидела большое землетрясение в Индии и слышала крики погибших. Правда, фиксация такой прекогниции до самих событий отсутствовала, и об этом предсказании она рассказывала уже после событий.

  • - аутоскопия - галлюцинаторное переживание иного человека, существа или частей его тела (фантома), которые могут восприниматься как отраженные в зеркале. Этот призрак бесцветен, бестелесен, может подражать поведению пациента или другого человека, например, недавно умершего родственника.

Я не была на похоронах своего дедушки, он умер несколько лет назад, и я его очень любила. Когда у меня случилась эта депрессия, вечером он пришел ко мне как призрак и стал долго на меня смотреть. Никакого страха не было, но заснуть я не могла, все время о нем думала. Потом вспомнила, что до этого смотрела альбом и видела в нем его фотографию.

  • - экстрасенсорная диагностика наложением рук или рассматриванием ауры. При приближении ладоней к другому человеку без прикосновения и пальпации появляются ощущения формы и даже цвета, аналогичные ощущения появляются при рассматривании «свечения» вокруг головы.

К. уверяет, что может, не прикасаясь к человеку, выставив вперед руки, сказать чем он болен. Она это не видит, но чувствует по неким ощущения в ладонях, нечто вроде покалывания, тепла и холода. Она перечисляет сразу множество болезней, и некоторые находят среди них те, симптомы которых похожи на их симптомы. Эта способность быстро перечислять различные «повреждения» привела ее в медицинский центр, в котором она довольно благополучно существовала как «энерготерапевт». Кроме того, она «диагностирует ауру» и «выправляет ее движением рукой». Она индуцирована собственной матерью, которая страдает бредом воздействия и считает, что ее дочь отклоняет от нее «лучи плохих энергий». Первым ее пациентом был отец, который жаловался на тяжесть в пояснице, после наложения рук он ощущал тепло и облегчение, затем он привел к ней сослуживцев. Через некоторое время К. вынуждена была бросить свою практику, поскольку ощутила «атаку энергетических вампиров», которые по ночам «воровали ее энергию».

  • - астропроекция и психосферный контакт - визуализированное представление о том, что находится за пределами тела (часто во Вселенной). При этом психоэнергетические воздействия фиксируются в спиралях, нитях, подвижных объектах, светящихся шарах и т. д.

С. при разговоре снимает с себя невидимые нити и размахивает рукой над головой, он внезапно бросается к собеседнику и будто вытягивает канат из его живота. Эти пугающие действия он совершает уже три дня подряд после того, как «Учитель» сказал, что его «аура испорчена» «эгрегором», который находится в иной Галактике. Через некоторое время он начинает испытывать контакт с этими существами как систему управления мыслями.

  • - телепатия - чтение мыслей на расстоянии, феномен, часто встречающийся при шизофрении в рамках «симптома открытости мыслей» и при синдроме Кандинского - Клерамбо.

Л. уверяет, что способен читать мысли окружающих людей на расстоянии нескольких сотен километров. При этом прочтенные мысли записывает в виде обрывков фраз в ритме стихосложения. Свою способность описывает как «приступы вдохновения». Одновременно в состоянии передавать свои мысли объекту любви, находящемуся в другой стране. Ей передает «мысленные стихи» и управляет ее поведением.

  • - телекинез - передвижение предметов с помощью усилия воли. Феномен, обусловленный либо ловко сфабрикованным фокусом, либо связанный с высокой внушаемостью наблюдателей и их индуктивностью.

Физик К. демонстрирует фильм. На пленке запечатлен сеанс телекинеза. Вокруг стола сидят 6 человек, К. с помощью взгляда передвигает спички, которые ориентируются на столе в его инициалы. Предложение повторить телекинез в другом помещении отклоняет, ссылаясь на «плохую концентрацию мыслей». Отказывается также от присутствия на сеансе физиков-экспертов и психиатра. В дальнейшем выясняется, что под столом К. устанавливает генератор, а спички импрегнирует металлической пылью.

Все психоэнергетические расстройства встречаются при шизофрении, шизотипическом расстройстве, эпилепсии и диссоциативных расстройствах, они также отличаются высокой степенью индуктивности.

Эйдетическое восприятие бывает также патологическим, например, у сенситивных личностей под влиянием некоторых психотехник, в частности, медитации, воображаемый объект может надолго фиксироваться в поле зрения как галлюцинаторный или псевдогаллюцинаторный. У детей при психопатологических расстройствах описаны визуализированные представления, которые включаются в патологическое фантазирование. Ребенок или подросток строит фантазируемый мир иной страны, населенной добрыми или злыми волшебниками, с которыми он общается в одиночестве, при патологическом (бредоподобном) фантазировании этот мир вытесняет реальность или преобразует ее. В этих случаях фантазии перестают быть изменчивыми, но приобретают застывший характер.

Мальчик Д., 10 лет, уже пятый раз без видимых причин уходит из дома, иногда возвращается сам, но чаще разыскивается, и его находят на окраине города у леса. Он постоянно уверяет, что встречался с вертолетом инопланетян, которые убивают и воруют детей. Они живут в лесу и его задача их найти, так как только он может все предотвратить. Он описывает детали убийств с расчленением тел и указывает на многочисленные знаки погибших. В тетрадях он рисует сцены убийств и похищений инопланетянами.

Наиболее часто галлюцинаторные расстройства включены в галлюцинаторные, делириозные, аментивные, онейроидные, галлюцинаторно-параноидные синдромы, в частности синдром Кандинского - Клерамбо. Для галлюцинаторных синдромов (галлюцинозов) не характерны изменения сознания и интерпретация расстройств восприятия, а галлюцинации проявляются в какой-либо одной сфере (визуальные, слуховые, обонятельные, тактильные). Галлюцинаторные синдромы встречаются как при экзогенных, так и эндогенных расстройствах.

Я настолько привык к этим голосам, что совсем их не замечаю. Правда, иногда я отвечаю им, и люди оборачиваются. Но в целом себя контролирую, ведь все это длится уже много пет. Говорят одно и то же, что скоро, очень скоро ты умрешь и наступит твой последний час, потом запевают песню. Это дуэт: мужчина и женщина, и песня одна и та же и даже слышна всегда слева.

Галлюцинаторно-параноидным считается такой синдром, при котором пациент объясняет свои галлюцинаторные образы, например, преследованием или особым к нему отношением, но случается и так, что в этих синдромах первичным является бред, а галлюцинации появляются позже.

Сначала были машины, которые определенным образом вокруг меня ездили и у них были номера, сумма которых составляла 24, столько мне лет. Потом эти намеки в метро, еду по эскалатору, а мне подмигивают мужчины, будто я проститутка. Потом я стала слышать, как во дворе женщины обо мне говорят, «вот видите, как она себя ведет, своим телом зарабатывает».

Синдром Кандинского-Клерамбо включает переживания автоматизма (управления) мыслями, желаниями, действиями и эмоциями с бредовой интерпретацией, чаще в форме бреда воздействия. В западной психиатрии соответствует синдромам первого ранга при шизофрении.

Моя дочь так ведет себя уже с апреля месяца. Сначала она говорила сама с собой, потом смеялась и почему-то терла уши. Она говорит, что я не ее мать, так как какой-то маг ей это сказал. Он заставляет ее отказываться от пищи и смеяться. Она объясняет это тем, что встретила его однажды на молитвенном собрании, и с тех пор он действует на нее разными способами. Например, он может связываться с диктором телевидения и заставлять ее ложиться спать раньше времени.

Диагностика Расстройства восприятия и воображения:

Методы исследования восприятия зависят от изучаемых модальностей. При изучении визуального восприятия исследуются его острота, цветовая слепота, например, так выявляется дальтонизм, восприятие формы, перспективы, движения предмета, полей зрения, а также восприятие знакомых и незнакомых предметов. При аудиографическом исследовании слуха выделяется восприятие высоты, громкости, тембра, а также направления сигнала. При исследовании ольфакторных и вкусовых процессов изучаются реакция на феромоны, вкусовое избегание и вкусовая слепота. Изучение тактильной чувствительности позволяет выявить реакцию на температуру, давление, анестезию, парадоксальную чувствительность, гиперчувствительность.

Особенности невербально-невербальных переносов изучаются методами психосемантики.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство восприятия и воображения:

Психиатр

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства восприятия и воображения, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие заболевания из группы Психические расстройства и расстройства поведения:

Агорафобия
Агорафобия (страх пустых пространств)
Ананкастное (обсессивно-компульсивное) расстройство личности
Анорексия нервная
Астеническое расстройство (астения)
Аффективное расстройство
Аффективные расстройства настроения
Бессонница неорганической природы
Биполярное аффективное расстройство
Биполярное аффективное расстройство
Болезнь Альцгеймера
Бредовое расстройство
Бредовое расстройство
Булимия нервная
Вагинизм неорганической природы
Вуайеризм
Генерализованное тревожное расстройство
Гиперкинетические расстройства
Гиперсомния неорганической природы
Гипомания
Двигательные и волевые расстройства
Делирий
Делирий, не обусловленный алкоголем или другими психоактивными веществами
Деменция при болезни Альцгеймера
Деменция при болезни Гентингтона
Деменция при болезни Крейцфельдта - Якоба
Деменция при болезни Паркинсона
Деменция при болезни Пика
Деменция при заболеваниях, обусловленных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Депрессивное расстройство рекуррентное
Депрессивный эпизод
Депрессивный эпизод
Детский аутизм
Дисоциальное расстройство личности
Диспарейния неорганической природы
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная амнезия
Диссоциативная анестезия
Диссоциативная фуга
Диссоциативная фуга
Диссоциативное расстройство
Диссоциативные (конверсионные) расстройства
Диссоциативные (конверсионные) расстройства
Диссоциативные двигательные расстройства
Диссоциативные расстройства моторики
Диссоциативные судороги
Диссоциативные судороги
Диссоциативный ступор
Диссоциативный ступор
Дистимия (депрессивное настроение)
Дистимия (упадок настроения)
Другие органические расстройства личности
Зависимое расстройство личности
Заикание
Индуцированное бредовое расстройство
Ипохондрическое расстройство
Истерическое расстройство личности
Кататонический синдром
Кататоническое расстройство органической природы
Кошмары
Легкий депрессивный эпизод
Легкое когнитивное расстройство
Маниакальный эпизод
Мания без психотических симптомов
Мания с психотическими симптомами
Нарушение активности и внимания
Нарушение психологического развития
Неврастения
Недифференцированное соматоформное расстройство
Неорганический энкопрез
Неорганический энурез
Обсессивно-компульсивное расстройство
Обсессивно-компульсивное расстройство
Оргазмическая дисфункция
Органические (аффективные) расстройства настроения
Органический амнестический синдром
Органический галлюциноз
Органическое бредовое (шизофреноподобное) расстройство
Органическое диссоциативное расстройство
Органическое расстройство личности
Органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство
Острая реакция на стресс
Острая реакция на стресс
Острое полиморфное психотическое расстройство
Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении
Острое шизофреноподобное психотическое расстройство
Острые и транзиторные психотические расстройства
Отсутствие генитальной реакции
Отсутствие или потеря полового влечения
Паническое расстройство
Паническое расстройство
Параноидное расстройство личности
Патологическая склонность к азартным играм (людомания)
Патологические поджоги (пиромания)
Патологическое воровство (клептомания)
Педофилия
Повышенное половое влечение
Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве
Посткоммоционный синдром
Посттравматическое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство

150. При неврозе страха сенестопатии, иллюзии, галлюцинации

а) отсутствуют

б) являются ведущими расстройствами

в) входят в клиническую картину облигатных расстройств

г) являются факультативными образованиям

151. Обратная динамика невроза страха возможна

а) на любом этапе его течения

б) после прохождения всех этапов динамики

в) только на первом этапе

г) только на первых двух этапах динамик

152. Первый этап динамики невроза страха длится обычно

а) несколько дней

б) 3-4 недели

в) 3-4 месяца

г) полгода

153. Первый этап невроза страха характеризуется

а) астенической симптоматикой

б) моносимптомными приступами страха

в) постоянной тревогой

г) сменой сверхценных и навязчивых страхо

154. Этап затяжного невротического состояния при неврозе страха длится

а) до полугода

б) до 1 года

в) до 2-3 лет

г) до 10 ле

155. Сочетание полиморфных страхов, заострения преморбидных особенностей личности, общеневротических расстройств в межприступном периоде при неврозе страха характерно

а) для первого периода невроза

б) для второго этапа невроза

в) для третьего этапа невроза

г) для любого этапа динамики невроз

156. Невротическое формирование личности при неврозе страха протекает

а) по ипохондрическому типу

б) по обсессивно-фобическому и астеническому типу

в) по истерическому типу

г) по любому из указанных типо

157. В основе страха школы при "школьном неврозе" лежит

а) страх разлуки с матерью

б) боязнь трудностей, связанных с учебой

в) страх перед строгим учителем

г) любая из указанных фабу

158. Сочетание психического инфантилизма, истероидных черт характера, воспитания по типу "кумир семьи" - условия для развития

а) астенического невроза

б) истерического невроза

в) фобического невроза

г) депрессивного невроз

159. Сознательный отказ от речи в трудной ситуации при сохранной способности управлять ею в любой момент характеризует элективный мутизм

а) при истерическом неврозе

б) при логофобии

в) при патохарактерологических реакциях

г) при реактивной депресси

160. Неправильное воспитание с чрезмерной требовательностью и излишними ограничениями, превышающими возможности ребенка, типично

а) для истерического невроза

б) для астенического невроза

в) для невроза навязчивых состояний

г) для невроза страх

161. Невропатия, соматическая ослабленность, резидуально-органическая церебральная недостаточность - факторы, типичные для

а) астенического невроза

б) для истерического невроза

в) для невроза страха

г) для депрессивного невроз

162. В развернутом виде астенический невроз можно наблюдать

а) с раннего возраста

б) с дошкольного возраста

в) со школьного возраста

г) с подросткового возраст

163. Сочетание раздражительной слабости с повышенной утомляемостью и истощаемостью аффекта у детей характерно

а) для астенического синдрома

б) для фобического синдрома

в) для депрессивного синдрома

г) для истерического синдром

164. Для астенического синдрома у детей типично

а) наличие вегетативной лабильности

б) головных болей

в) нарушений сна и аппетита

г) все перечисленно

165. Для астенического синдрома у детей типичны расстройства настроения в виде

а) субдепрессии

б) тревоги

в) гипотимии или дистимии

г) эйфори

166. Клиническими вариантами астенического невроза у детей являются

а) анксиозный и апатический

б) адинамический и гипердинамический

в) тревожно-фобический и тоскливо-апатический

г) все перечисленны

167. Первым этапом астенического невроза у детей является этап

а) "преневротического состояния" или моносимптомных невротических реакций

б) анксиозных реакций

в) депрессивно-фобических реакций

г) преходящих нарушений поведени

168. Для второго этапа астенического невроза у детей характерно

а) наличие системных расстройств (мутизм, тики, энурез, энкопрез)

б) наличие страхов и колебаний настроения

в) наличие расстройств сна и аппетита

г) полиморфная картина, включающая все перечисленные расстройств

169. Длительность первого этапа астенического невроза у детей составляет

а) дни - недели

б) полгода

в) 1-3 года

г) несколько ле

170. Длительность второго этапа астенического невроза у детей составляет

а) несколько месяцев

б) 1-2 года

в) от 2 до 5 лет

г) не имеет временных рамо

171. При неблагоприятном течении астенического невроза у детей формируется "нажитая психопатия"

а) по астеническому или обсессивному типу

б) по астеническому или возбудимому типу

в) по астеническому или истерическому типу

г) по астеническому или паранойяльному тип

172. При остром дебюте истерического невроза у детей переход в невротическое состояние происходит в течение

в) 6-12 месяцев

г) 1 года и боле

173. При подостром и затяжном дебюте истерического невроза у детей переход в невротическое состояние происходит в течение

а) нескольких дней - нескольких недель

б) сразу вслед за психической травмой

в) 6-12 месяцев

г) нескольких ле

174. Роль возрастного фактора в возникновении и течении психогенных заболеваний заключается

а) в наличии периодов повышенной чувствительности к психотравме

б) в неблагоприятном течении психогенных заболеваний

в) в выборе психопатологической симптоматики

г) в тенденции заболеваний к спонтанной ремисси

175. Термином "школьный невроз" обозначается

а) нозологическая форма

б) синдромальный вариант невроза

в) социально-психологическая характеристика заболевания

г) этиологический фактор невроз

176. Для детей с неврозом навязчивых состояний характерны

а) тревожно-мнительные черты характера

б) сверхнормативность и перфекционизм

в) обостренное чувство ответственности

г) все перечисленно

177. Воспитание в условиях повышенной тревожности, чрезмерной ответственности, подавления естественной детской живости и непосредственности способствует развитию

а) невротических страхов

б) невротической астении

в) невротической депрессии

г) невротических навязчивосте

188. Обсессивный невроз с преобладанием навязчивых движений начинается обычно

а) в дошкольном возрасте

б) в школьном возрасте

в) в подростковом возрасте

г) в любом возраст

179. Фобический вариант невроза навязчивости начинается обычно

а) в дошкольном возрасте

б) в школьном возрасте

в) в подростковом возрасте

г) в любом возраст

180. Невроз навязчивости обсессивно-фобического типа с наличием идеаторных навязчивостей начинается обычно

а) в дошкольном возрасте

б) в школьном возрасте

в) в подростковом возрасте

г) в любом возраст

181. Для дошкольного возраста характерны двигательные навязчивости в виде

а) тикоидных гиперкинезов

б) навязчивых движений

в) действий и ритуалов

г) любых из перечисленных навязчивосте

182. Двигательные ритуалы характерны для

а) дошкольного возраста

б) младшего школьного возраста

в) подросткового возраста

г) любого возраст

183. Наибольшая выраженность психастенической акцентуации характера в преморбиде невроза навязчивости у детей отмечается при его

а) двигательном варианте

б) фобическом варианте

в) смешанном варианте

г) при всех перечисленных вариантах одинаков

184. Первый этап невроза навязчивых движений и действий у детей представлен

а) анксиозными реакциями

б) компульсивными и астеническими реакциями

в) преневротическим состоянием

г) патохарактерологическими реакциям

185. Ипохондрическая тематика навязчивых страхов (нозофобия) типична

а) для дошкольного возраста

б) для младшего школьного возраста

в) для подросткового возраста

г) для любого возраст

186. Первый этап фобического невроза у детей протекает в форме

а) компульсивных реакций

б) астенических реакций

в) анксиозных реакций

г) патохарактерологических реакци

187. Сочетание фобических, астенических, вегетативных расстройств у детей характеризует

а) первый этап невроза навязчивых страхов

б) второй этап невроза

в) третий этап невроза

г) все перечисленные этап

188. Возникновение приступа навязчивых страхов при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуацией у детей определяет

б) второй этап динамики фобий

в) третий этап динамики фобий

189. Возникновение приступа навязчивых страхов при ожидании встречи с трудной ситуацией у детей определяет

а) первый этап динамики фобий по Асатиани Н.М.

б) второй этап динамики фобий

в) третий этап динамики фобий

г) все этапы динамики фобического синдром

190. Возникновение приступа навязчивых страхов в объективно нейтральной обстановке у детей определяет

а) первый этап динамики фобий по Асатиани Н.М.

б) второй этап динамики фобий

в) третий этап динамики фобий

г) все этапы динамики фобического синдром

191. Полное выздоровление к юношескому возрасту при фобическом неврозе отмечается

а) у 2/3 больных

б) у половины больных

в) у 1/3 больных

г) у всех больных, заболевших в детском возраст

192. Полное выздоровление к юношескому возрасту при неврозе навязчивых движений и действий отмечается

а) у 2/3 больных

б) у половины больных

в) у 1/3 больных

г) у всех заболевших дете

193. Полное выздоровление к юношескому возрасту при обсессивно-фобическом неврозе отмечается

а) у 2/3 больных

б) у половины больных

в) у 1/3 больных

г) у всех заболевших дете

194. Основные формы контрастных навязчивостей у детей и подростков - это

а) контрастные влечения

б) кощунственные и хульные мысли

в) контрастные представления

г) все перечисленные форм

195. Невротическое развитие личности при неблагоприятной динамике смешанного варианта невроза навязчивости у детей характеризуется психопатизацией

а) по астеническому типу

в) по обсессивному типу

г) по истерическому тип

196. Невротическое формирование личности при неврозе навязчивых движений и действий у детей протекает

а) по обсессивному типу

б) по обсессивно-фобическому типу

в) по аутистическому типу

г) по астеническому тип

197. Невротическое развитие при фобическом неврозе у детей протекает

а) по астеническому типу

б) по обсессивно-фобическому типу

в) по обсессивному типу

г) по истерическому тип

198. Неблагоприятный прогноз невроза навязчивых состояний у детей определяется

а) хроническим характером психической травмы

б) непрерывным типом течения невроза

в) акцентуацией характера тормозимого типа

199. Прогноз невроза навязчивости у детей ухудшается наличием

а) повторных психотравм

б) соматической астенизацией

в) выраженностью вегетативных расстройств

г) сочетанием указанных факторо

200. Конкретный выбор лечебной тактики при лечении неврозов у детей определяется

а) его клиническим вариантом

б) этапом динамики

в) особенностями клинической картины

г) всеми перечисленными факторам

201. Психотерапевтическая тактика при лечении неврозов у детей и подростков зависит

а) от клинической картины

б) от личности больного

в) от возраста

г) от всего перечисленног

202. Депрессивный невроз у детей возникает чаще всего вследствие действия психической травмы

б) хронической психической травмы

в) острого испуга

г) любого из перечисленных характеро

203. Тип невротического формирования личности при депрессивном неврозе у детей

а) астено-депрессивный

б) псевдошизоидный

в) аффективно-возбудимый

г) любой из перечисленны

204. В этиологии системных неврозов у детей основное место занимают психические травмы

а) шокового и субшокового характера

б) хронические психические травмы

в) связанные с неправильным воспитанием

г) любого характер

205. Почвой для системных неврозов у детей обычно является

а) минимальная мозговая дисфункция

б) невропатия

в) конституциональная слабость функциональной системы

г) все перечисленные фактор

236. Произвольная задержка мочеиспускания в период бодрствования формируется

а) к 6-месячному возрасту

б) к годовалому возрасту

в) к двум годам

г) после 3 ле

207. В норме полное управление актом мочеиспускания как днем, так и ночью формируется

а) к 1 году

б) к 1.5 годам

в) после 3 лет

г) после 5 ле

208. При невротическом энурезе у детей основное значение имеет

а) слабость сфинктера

б) дистония детрузора

в) нарушение процесса сна

г) все перечисленно

209. Невротический энурез является

а) первичным нарушением навыка опрятности

б) вторичным расстройством сформированной функции

в) может быть как первичным, так и вторичным расстройство

210. Невротический энурез характеризуется

а) "семейным" характером

б) этапностью динамики

в) непрерывным течением

г) анозогнозическим отношением ребенка к расстройств

211. Критериями профундосомнии у детей является

а) сон без пробуждений и сновидений

б) мочеиспускание в первые 1-3 часа сна

в) выделение небольшого количества мочи

212. Критериями дистонии сфинктеров у детей являются

а) пробуждение сразу после энуретического эпизода

б) соответствие частоты недержания количеству выпитой жидкости

в) мочеиспускание под утро с полным опорожнением пузыря

г) сочетание перечисленных признако

213. Критериями дисфункции детрузора у детей являются

а) многократное выделение мочи небольшими порциями

б) пробуждение после энуретического эпизода

в) неодолимость позыва, продолжение выделения мочи после пробуждения

г) сочетание перечисленных признако

214. При наличии энуреза эффективны все перечисленные методы, кроме

а) диеты по Красногорскому

б) гипноза

в) насильственного прерывания сн

215. Сон больных, страдающих энурезом, обычно

а) поверхностный

б) глубокий

в) с устрашающими сновидениям

216. При отсутствии специального лечения наиболее часто энурез

а) исчезает с возрастом

б) усиливается

в) течет стационарно

г) течение не имеет закономерност

217. Трихотилломания, онихофагия, яктация относятся

а) к навязчивым действиям

б) к импульсивным влечениям

в) к элементарным импульсивным действиям

г) к патологическим привычным действия

218. Навязчивые расстройства у детей встречаются

а) при неврозе навязчивых состояний и психастении

б) при шизофрении, эндогенной депрессии, симптоматических психозах

в) при эпилепсии и органических заболеваниях головного мозга

г) при всех перечисленных расстройства

219. Регрессивная динамика обсессивного синдрома (от навязчивых мыслей и опасений до элементарных навязчивых движений) у детей характерна

а) для невроза навязчивых состояний

б) для малопрогредиентной шизофрении

в) для прогредиентной шизофрении

г) для всех перечисленных заболевани

220. Присоединение к навязчивым расстройствам истерических нарушений, сенестопатий, деперсонализации у детей характерно

а) для обсессивного невроза

б) для шизофрении

в) для психастении

г) для истерического невроз

221. Для невротической астении у детей характерно

а) связь с психо- или соматогенией

б) выраженный физический характер

в) головные боли по типу "каски"

г) все перечисленно

222. Для невротической астении у детей характерно

а) нарастание в процессе деятельности

б) раздражительная слабость

в) истинные нарушения сна

г) все перечисленно

223. Для астеноподобных расстройств при шизофрении у детей характерно

а) отсутствие временной и содержательной связи с психо- или соматогенией

б) интолерантность к психическому напряжению при лучшей переносимости физической нагрузки

в) необычный характер головных болей типа сенестопатий

г) все перечисленно

224. Для астеноподобных расстройств при шизофрении у детей характерно

а) жалобы на усталость еще до начала работы

б) потеря чувственной живости

в) стойкая бессонница, утрата "чувства сна"

г) все перечисленно

255. Для расстройства поведения при обсессивном неврозе у детей характерно

а) аффективная возбудимость

б) преходящий ситуационный характер

в) усиление и извращение влечений

г) грубый истероформный характе

226. Сверхценные переживания нередко встречаются у детей

а) при пограничных состояниях

б) при психотических состояниях

в) в обыденной жизни

г) во всех перечисленных случая

227. Наиболее ранними формами сверхценных образований у детей являются

а) стереотипные игры детей 2-3 лет

б) упорные "пытливые" вопросы познавательного содержания

в) "запойное чтение"

г) дисморфомани

228. Детскому возрасту свойственны все перечисленные реакции, кроме

а) активного протеста

б) пассивного протеста

в) пробуждающегося сексуального влечения

г) имитаци

229. Подростковому возрасту свойственны следующие реакции

а) протеста

б) эмансипации

в) оппозиции

г) верно а) и б)

д) ничего из перечисленног

230. Основным механизмом уходов при патохарактерологическом формировании личности у детей и подростков является

а) реакция протеста

б) импульсивное неодолимое влечение

в) "сенсорная жажда"

г) все перечисленно

231. Компенсация состояния патологического формирования личности у детей и подростков возможна

а) на начальном этапе

б) на этапе структурирования патологических черт характера

в) этапе пубертатного полиморфизма

г) верно а) и б)

д) на всех перечисленных этапа

232. Симптоматика этапа пубертатного полиморфизма патохарактерологического формирования личности требует отграничения от всех перечисленных состояний, кроме

а) декомпенсации психопатии

б) обострения вялотекущей шизофрении

в) острого приступа шизофрени

233. Педагогическую запущенность отграничивает от патохарактерологического формирования личности

а) неблагоприятные условия воспитания

б) наличие патохарактерологического синдрома

в) асоциальное поведение

г) избирательность форм поведени

234. При педагогической запущенности в случае патохарактерологического формирования личности следует рекомендовать

а) психотерапию

б) коррекционно-педагогические мероприятия

в) медикаментозную терапию

г) любой из перечисленных методо

235. При воспитании по типу "кумир семьи" чаще формируется

а) повышенная аффективная возбудимость

б) психастенические черты характера

в) псевдошизоидные черты характера

г) истерические черты характер

236. При гипоопеке чаще формируются

а) псевдошизоидные черты характера

б) повышенная аффективная возбудимость

в) психастенические черты характер

237. Невротическое формирование личности наиболее вероятно в возрасте

б) 11-12 лет

в) 13-15 лет

238. Психопатии в подростковом возрасте чаще диагностируются

а) у мальчиков

б) у девочек

в) одинаково у обоих поло

239. Диагноз психопатии наиболее правомерен в возрасте

2470. Синдром повышенной агрессивной возбудимости чаще встречается

а) у девочек

б) у мальчиков

в) у девочек и мальчиков одинаково част

241. Синдром повышенной аффективной возбудимости чаще проявляется в возрасте

а) 2-4 года

242. Синдром эпилептоидных черт характера чаще встречается

а) у мальчиков

б) у девочек

в) у мальчиков и девочек одинаково част

243. Синдром эпилептоидных черт характера чаще проявляется в возрасте

а) в первые годы жизни

244. Зачатки "психопатических циклов" при эпилептоидной психопатии проявляются в возрасте

а) с 2-3 лет

б) с 6-7 лет

в) с 12-15 ле

245. В структуре эпилептоидной личности компонент гиперсоциальности проявляется в возрасте

б) 10-11 лет

246. Завершение формирования эпилептоидных черт характера возможно в возрасте

б) 12-14 лет

147. Завершение формирования психопатии неустойчивого типа возможно в возрасте

б) 11-12 лет

248. Основной мотив поступков детей и подростков с неустойчивыми чертами характера

а) получение признания

б) получение удовольствия

в) стремление к лидерств

249. Диагноз психопатии истерического типа правомерен в возрасте

а) 3-4 года

в) 11-13 лет

2850. Синдром истероидных черт характера чаще встречается

а) у мальчиков

б) у девочек

в) одинаково часто и у тех, и у други

251. Диагноз психопатии астенического типа правомерен в возрасте

б) 12-14 лет

252. Диагноз психастенических (тревожно-мнительных) черт характера правомерен в возрасте

б) 11-13 лет

253. Для шизоидной психопатии опережающее речевое и интеллектуальное развитие

а) характерно

б) не характерно

в) характерно только при поощрении интеллектуальных заняти

254. При педагогической запущенности патохарактерологический синдром

а) встречается постоянно

б) не встречается

в) встречается только при наличии выраженных аффективных расстройст

255. При педагогической запущенности стационирование в психиатрическую больницу

в) только при выраженных трудностях поведени

256. Ограничение родов войск при социально-педагогической запущенности

а) имеет место

б) отсутствует

в) только при трудностях поведени

257. Диагноз "психически здоров" при педагогической запущенности

а) правомерен

б) не правомерен

в) правомерен при отсутствии выраженных трудностей поведени

Алкоголизм

001. Понятие "первичное патологическое влечение к алкоголю" соответствует утверждению

а) активное стремление больных алкоголизмом к употреблению алкоголя вне интоксикации

б) неспособность больного прекратить употребление спиртных напитков в пределах алкогольного эксцесса, независимо от изначально выпитой дозы и ситуации

в) неодолимое стремление больных продолжить выпивку после определенной дозы

г) стремление к употреблению алкоголя на фоне психических расстройств после абузус

002. Наиболее общие свойства патологического влечения к алкоголю включают все перечисленное, кроме

а) изменения суждений больного

б) направленности интересов, приобретающих мировоззренческий характер

в) доминирующего характера поведения

г) формирования жизненных позиций под влиянием влечения

д) сохранения критики к своему состоянию и окружающем

003. Наиболее характерными сомато-вегетативными признаками, свидетельствующими об актуализации патологического влечения к алкоголю, являются все перечисленные, кроме

а) ощущения общего недомогание, слабости

б) изменения аппетита

в) ощущения жажды

г) потливости

д) уменьшения частоты курени

004. Наиболее часто встречающимися при актуализации патологического влечения к алкоголю признаками изменения психического состояния являются все перечисленные, кроме

а) неустойчивости настроения

б) нарушения сна, появления в сновидениях алкогольной тематики



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS