Главная - Разное
Структура образовательной программы доу. Что такое фгос дошкольного образования? образовательные программы для доу Структура образовательной программы в доу по фгос


Структура и содержание образовательной программы ДОУ

  • Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:


основные факторы:

  • становление рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

  • становление альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;


основные факторы:

  • отход от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера учебных программ, пособий, дидактических материалов;

  • недостаточность нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

  • возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;


основные факторы:

  • заинтересованность родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

  • стремление общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.


  • Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей основной общеобразовательной программы (ООП)


  • Основная общеобразовательная программа (ООП) является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым, согласно п. 5, ст. 14 Закона РФ «Об образовании», «каждым образовательным учреждением самостоятельно»


  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"


  • ООП дошкольного образовательного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность.

  • Она наряду с Уставом служит основой для аккредитации, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей).


Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения -

  • нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении


  • ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности


ООП и Устав

  • Устав - это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. Он определяет особенности функционирования всего образовательного учреждения в целом.

  • ООП определяет содержание воспитательно-образовательного процесса, подробно стандартизируя его компоненты


ООП и образовательные стандарты

  • Временные стандарты дошкольного образования определяют обязательную часть дошкольного образования и требования к уровню усвоения этого содержания.

  • Средством реализации стандарта является комбинация основных и парциальных программ, разрабатываемая каждым образовательным учреждением индивидуально и зафиксированная в ООП


ООП и программа развития

    Программа развития является разновидностью целевых программ. В отличие от ООП она не является обязательным нормативным документом для образовательного учреждения и направлена прежде всего на решение наиболее актуальных проблем всего образовательного учреждения в целом, затрагивая при этом все стороны его жизнедеятельности: хозяйственную, нормативно-правовую, материально-техническую и др.

  • ООП направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения


ООП и концепция образовательного учреждения

  • Концепция - это составная, необходимая часть программы развития. Она представляет собой систему ценностей и норм, которые избирает для себя педагогический коллектив образовательного учреждения и которым он намерен пользоваться в своей профессиональной деятельности.

  • ООП выступает в этом случае как комплексное условие реализации концепции.


ООП и программа экспериментальной работы

    Если ДОУ является экспериментальной площадкой какого-либо уровня, то оно совместно с научным руководителем разрабатывает программу эксперимента, включающую в себя обоснование проблемы, гипотезу исследования, определение объекта и предмета работы, теоретический анализ основных понятий, а также методическую часть. Она направлена на определение эффективности тех или иных нововведений.

  • ООП в данном случае является одним из вариантов организационного оформления экспериментальной работы


ООП и процедуры государственной аккредитации

    Если в результате планового развития образовательное учреждение хочет изменить свой статус, тогда на основе разработанной и реализуемой общеобразовательной программы, в которой должен быть уже указан искомый статус (тип и вид), оно, в соответствии с утвержденным порядком, проходит процедуру государственной аккредитации и в последующем по ее результатам получает тот или иной статус.

  • В этом случае образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является основой и основанием для качественного и успешного прохождения обозначенной процедуры.


  • Таким образом, процесс разработки и реализации ООП можно рассматривать в качестве процесса согласования государственных образовательных стандартов, социального заказа конкретному образовательному учреждению и его педагогических возможностей



П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»

Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рекомендуемая структура ООП дошкольного образовательного учреждения

  • Обязательная часть Программы

  • Вторая часть (вариативная) Программы, формируемая участниками образовательного процесса

  • Приложения к Программе.


Анализ действующих (комплексных) программ

  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (версия 2005 года).

  • Радуга : Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Науч. рук. Т.Н. Доронова.

  • Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович,

  • Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой.


Выводы

1) «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:
  • - познавательно-речевое;

  • - физическое;

  • - социально-личностное;

  • - художественно-эстетическое.


Выводы

2) «наполненность» каждого из вышеперечисленных направлений в анализируемых программах неоднородна в количественном и качественном отношении;

3) в настоящее время отсутствует единая точка зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования;


4) объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
  • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);

  • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);

  • 3 место – физическое развитие (19-20%).

  • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).


Выводы

5) в рамках вышеназванных основных направлений (социально-личностного, физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического) объем образовательной нагрузки по различным видам деятельности детей (игровой, речевой, продуктивной и т.д.) представлен также неравноценно, с нарушением принципов возрастного подхода к образованию детей дошкольного возраста и требований СанПиН.




«Интеграция содержания дошкольного образования»

состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Рекомендации по разработке содержания разделов ООП

«Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.




  • пояснительная записка;

  • организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  • содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;


Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

  • содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.


Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

  • 1)видовое разнообразие учреждений,

  • наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,


«Часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса»

это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к обязательной части, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.



  • Каждое дошкольное образовательное учреждение располагает своими индивидуальными, свойственными только ему средствами реализации своего предназначения.

  • Именно их и необходимо обозначить.


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности,

рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования


В объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования не входит время, отведенное на:
  • совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

  • дневной сон (в группах полного, сокращенного, продленного дня и круглосуточного пребывания).



Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования по основным направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (примерно по 25% от суммарного объема).


Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности,

включает время, отведенное на:
  • непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья


  • дополнительно 5-6% к непосредственно образовательной деятельности детей и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, обязательной части основной общеобразовательной программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

  • дополнительно 11-12%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;



Примерный общий объем части, формируемой участниками образовательного процесса

  • дополнительно 17-18%, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

  • дополнительно 24-25%, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные.



«Совместная деятельность взрослого и детей» -

деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.


«Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).




Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

должна:

  • Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.



  • Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

  • Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.



  • Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

  • Формировать такие качества, знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.


  • Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

  • Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.



Пояснительная записка

Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса

  • Цель:

- создание комплексной системы по физическому воспитанию и оздоровлению детей.
  • Задачи:

Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей; - создать условия для оздоровительных режимов детей; - усилить внимание к формированию правильной осанки; - способствовать формированию здорового образа жизни у детей в постоянном взаимодействии с семьей.


  • 1. Комплексной программой дошкольного образования «Радуга» (библиографическое описание документа по ГОСТу).

  • 2. Парциальными программами:

- «Наш дом - природа» (Н.Рыжова); - «Старт» (Л.Яковлева, Р.Родина) и др.

Парциальные программы должны быть выбраны с целью «усиления» каких-либо наименее разработанных разделов комплексной программы.

  • 3. Коррекционной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) под ред. Л.И. Плаксиной.


  • 4. Научно-методическими материалами, обосновывающими содержание коррекционной работы в детском саду, например:

- А.В. Гришвина, Е.Я. Пузыревская, Е.В. Сочеванова. «Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития»; - Н.Д. Шматко. «Дети с отклонениями в развитии» и т.п.

1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

  • Гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к развитию и воспитанию дошкольников, к организации всех видов детской деятельности


  • Графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей;

  • Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду


  • - Систему закаливающих мероприятий;

  • - Систему физкультурно-оздоровительных мероприятий


2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей


3.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • включает деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции


4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Промежуточная оценка

  • (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей;

  • - это результаты мониторинга


Итоговая оценка

  • проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

  • Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

  • Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов


5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

  • Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.


  • В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества


  • Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре и мае.



Особенности организации воспитательно-образовательного процесса

  • В разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые обеспечивают достижение им запланированных результатов совместной деятельности, например:


    В режиме работы дошкольного образовательного учреждения; - в ведущих формах проведения занятий; - в организации предметно-развивающей среды; - в подборе кадров; - в особенностях организации и проведения различных мероприятий; - в установлении социального партнерства; - во взаимодействии с семьей; - в традициях дошкольного образовательного учреждения и др.


  • Желательно выделить те особенности воспитательно-образовательного процесса детского сада, которые отличают его от других дошкольных образовательных учреждений.

  • Например, организация работы групп раздельно для мальчиков и девочек; кратковременного пребывания и т.п.


  • Рекомендуется также отметить дополнительные образовательные услуги, предоставляемые учреждением как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе, которые усиливают выбранное детским садом приоритетное направление деятельности.



Приложения к ООП

  • - состав рабочей группы по разработке ОП; - план работы рабочей группы; - экспертное заключение на ОП; - протокол педагогического совета об утверждении ОП; - приказ по ДОУ о реализации ОП с указанием ответственных за те или иные направления; - план реализации образовательной программы ДОУ; - диагностические методики («инструмент») к разделу 6;


Приложения к ООП

    Глоссарий основных терминов, используемых членами педагогического коллектива внутри образовательного учреждения; - результаты диагностик реализации образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие содержание разделов образовательной программы; - аналитические материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений и дополнений в разделы образовательной программы.


  • Корнилова Марина Владимировна,

Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Невтеева С.В. старший воспитатель

«Основная образовательная программа дошкольного образования» -

программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе):

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
  • с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

  • это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных
    и медицинских услуг

Программа должна учитывать:

  • конкретные условия, которые создаются
    в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников
  • индивидуальные особенности, интересы и возможности детей
  • педагогические технологии обучения которые применяются в работе с детьми
  • мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

структура Программы

2.11. Программа включает три основных раздела:

  • целевой
  • содержательный
  • организационный

В каждом из них отражается обязательная часть
и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

  • Пояснительная записка (цели и задачи программы

принципы и подходы к формированию программы

значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

  • Планируемые результаты освоения программы

Программа строится на основании следующих принципов

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

(Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» ; Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей )

4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние
(или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения
и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

  • Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
    характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

  • Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте
  • Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Содержательный раздел образовательной программы

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

  • Физическое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)
  • Познавательное развитие(ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)
  • Речевое развитие
  • Художественно - эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • (если они есть)
  • Цель
  • Задачи
  • Принципы и подходы
  • Формы организации по возрастам и направлениям(в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Описание вариативной части в данном направлении(если они есть)

Организационный раздел образовательной программы

  • описание материально-технического обеспечения Программы,
  • обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
  • распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления):

  • возрастные и иные категории детей, в том числе детей с ОВЗ;
  • используемые примерные программы;
  • характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей

Анастасия Арсланова
Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Алгоритм написания основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО .

«Основная образовательная программа дошкольного образования » - программа , разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении :

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

С учетом соответствующей примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Основная общеобразовательная программа

Это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования , особенности организации воспитательно-образовательного процесса , характер оказываемых образовательных

и медицинских услуг

Программа должна учитывать :

Конкретные условия, которые создаются в дошкольном образовательном учреждении любого вида собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников

Индивидуальные особенности, интересы и возможности детей

Педагогические технологии обучения, которые применяются в работе с детьми

Мотивацию образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения

Структура Программы

2.11. Программа включает три основных раздела :

Целевой

Организационный

В каждом из них отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел программы

Пояснительная записка (цели и задачи программы принципы и подходы к формированию программы значимые для разработки программы характеристики , в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

программы

Программа строится на основании следующих принципов

1. Принцип развивающего образования , в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования ).

3. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы» ; Виды «тем» : «организующие моменты» , «тематические недели» , «события» , «реализация проектов» , «сезонные явления в природе» , «праздники» , «традиции» ; Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей)

4. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей . Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей , обеспечивающее целостность образовательного процесса

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (может быть сделана ссылка на программу )

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие (развитие игровой деятельности детей, трудовое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, патриотическое воспитание детей)

Познавательное развитии (ФЭМП, Ознакомление с социальным миром, с природой, с родным краем)

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Алгоритм описания каждого направления

Принципы и подходы

Описание вариативной части в данном направлении (если они есть)

Принципы и подходы

Формы организации по возрастам и направлениям (в совместной, режиме, в самостоятельной деятельности, с семьями)

Организационный раздел образовательной программы

Описание материально-технического обеспечения Программы ,

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания,

Распорядок и /или режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий,

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Краткая презентация программы (ориентирована на родителей и доступна для ознакомления)

Используемые примерные программы ;

Характеристика взаимодействия педколлектива с семьями детей.

Публикации по теме:

«Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС до» Тема недели: «Загадочный мир космос» подготовительная группа Итоговое мероприятие: «Музыкально-спортивный праздник «Если очень захотеть,.

Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.

Материалы тематического контроля «Освоение педагогами основной образовательной программы ДОУ» Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» ПРИКАЗ 21.10.2014г. № 218 г. Мичуринск О проведении.

Опыт работы «Партнёрство с семьёй по реализации основной образовательной программы дошкольного образования» В современных условиях развития системы образования в России, очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования.

Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. кардинально изменили образ жизни наших крох, их приоритеты, возможности и цели. Что же делать взрослым? Как и чему учить малышей? Ведь те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными. Ответ на этот вопрос содержится в таком документе, который имеет название «федеральный государственный стандарт». Что такое ФГОС дошкольного образования, подробно расскажем в этой статье.

Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?

Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Федеральный институт развития образования

Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.

Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.

Актуальность ФГОС

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.

Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.

После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.

ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.

Для чего нужен стандарт образования?

Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Рабочая программа по ФГОС в ДОУ имеет определенные особенности, о которых подробно расскажем в соответствующем разделе.

Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.

Структура стандарта образования

Что такое ФГОС Это четко структурированный документ требований к организации в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:

  1. Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
  2. Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
  3. В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.

Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.

Реализация образовательного стандарта

В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.

Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.

Дошкольное образование ФГОС: основное

Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:

  • требования ФГОС и региональных стандартов;
  • материально-технические возможности ДОУ;
  • доступные средства организации работы;
  • направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
  • условия организации образовательного процесса в ДОУ;
  • социальный заказ конкретной местности;
  • вид образовательного заведения;
  • возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.

Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:

  1. Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
  2. Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
  4. Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
  5. Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
  6. Являться преемственной со школьной программой.

Основная цель программы по ФГОС

Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.

Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.

Основные области знаний по ФГОС

Основных направлений, по которым следует разрабатывать содержание образовательной программы в ДОУ, всего пять:

  1. Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
  2. Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
  3. Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
  4. Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
  5. Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.

ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.

Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы приступить к составлению образовательной программы в дошкольном учреждении по ФГОС, следует четко понимать структуру документа. Так, содержание его должно состоять из 2 частей:

  • согласно ФГОС в ДОУ;
  • составленная участниками образовательного процесса.

Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме. Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.

Программа должна содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
  2. Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
  3. Режим дня в ДОУ.
  4. Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий). Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
  5. Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
  6. Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).

Целевые ориентиры программы по ФГОС

Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:

  • ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
  • дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
  • отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
  • достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
  • речь понятна окружающим, правильно построена;
  • развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
  • крупная и соответствует возрасту;
  • в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
  • отмечается владение волевыми качествами;
  • ребенок любознателен, наблюдателен.

Виды образовательных программ

Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ:

  • общеразвивающие (включающие различные направления);
  • специализированные (узконаправленные).

К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие. Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.

Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.

В этой статье мы разъяснили, дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике. Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе. Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества. Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.

Каждая дошкольная образовательная организация обязана поменять структуру своей основной образовательной Программы в соответствии с ФГОС (ООП ДОУ по ФГОС). В Стандарте обязательно обращаем внимание на то, чего не было в ФГТ. Структура Программы включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

  1. Целевой раздел ООП ДОУ по ФГОС

В ООП ДОУ должна быть пояснительная записка и планируемая результативность с опорой на по ФГОС. В пояснительной записке излагается, какие возрастные группы, контингент детей, по каким программам вы реализуете содержание и т.д. Новое в целевом разделе - это описание или разработка планируемых результатов, где необходимо отразить те результаты, которые вы будете представлять в конце учебного года как общественный о результатах своей организации.

  1. Содержательный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Содержательный раздел не вызовет у педагогов особых трудностей, потому что он есть в каждом детском саду, но здесь должно быть описание по пяти направлениям с учетом примерных Программ и методических пособий: описание образовательной деятельности; возрастных особенностей; методических пособий, которые вы используете; форм способов, методов и средств, которые используются педагогическим процессом; коррекция, которая осуществляется в детском саду (если есть такое направление работы); а также особенности организации образовательной деятельности в разных видах детской деятельности или в культурных практиках, которые существуют во многих детских садах.

Если в ФГТ выделяли десять образовательных областей, то в Стандарте более обобщенно прозвучали эти образовательные области или направления:

  1. социально-коммуникативное развитие
  2. познавательное развитие
  3. речевое развитие (обратите внимание: по настоянию науки было разведено два этих направления - познавательное и речевое развитие)
  4. художественно-эстетическое развитие
  5. физическое развитие.

Т.о., в ФГОС не десять, а пять направлений или образовательных областей.

В ФГОС описаны характеристики или краткое содержание каждого из пяти направлений, которые должны быть обязательны, как минимум войти в примерную Программу детского сада. Эти 5 направлений определяют тот минимум содержания, который обязана выполнить каждая дошкольная организация, реализующая ту или иную примерную Программу.

В ФГТ был опущен очень важный раздел возрастных особенностей детей. В Стандарте описано, что конкретное содержание пяти образовательных областей зависит прежде всего от возраста детей. ООП ДОУ по ФГОС можно реализовывать в различных видах деятельности, но для каждого возраста эти виды выделяются обособленно. Здесь идут подзаголовки. Например, в младенческом возрасте от 2-х месяцев до года: непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, познавательно-исследовательская деятельность, восприятие музыки, детских песен, стихов, двигательная активность и тактильные двигательные игры. Для детей раннего возраста от 1 года до 3-х лет вы тоже найдете в ФГОС содержательную часть.

Для детей от 3-х до 8-ми лет уже обозначаются виды детской деятельности, и они тоже несколько откорректированы. В ФГТ было 8 видов: 1) игровая, 2) коммуникативная, 3) познавательно-исследовательская, 4) чтение, 5) трудовая, 6) продуктивная, 7) музыкально-художественная и 8) двигательная.

В Стандарте их уже девять:

  1. игровая,
  2. коммуникативная,
  3. познавательно-исследовательская,
  4. восприятие художественной литературы и фольклора,
  5. самообслуживание и элементарный бытовой труд,
  6. конструкторская,
  7. изобразительная,
  8. музыкальная,
  9. двигательная.

Изменились:

  • чтение - отсутствует, но, как вид деятельности стало «восприятие художественной литературы и фольклора» (мы, практики, именно так и понимали этот вид деятельности, но теперь формулировка просто изменилась на более правильную по отношению к этому разделу);
  • в отдельные виды деятельности выделены конструкторская и изобразительная деятельность - то, чего не было в ФГТ;
  • разъединены музыкальная и изобразительная деятельности.

Это важная составляющая Стандарта.

Важным моментом в содержательной части ООП ДОУ по ФГОС являются способы поддержки детской инициативы: что у вас для этого в детском саду есть, какие формы используются.

Раздел взаимодействия с семьей - это основная часть, но в этой содержательной части может быть выделена и часть, формируемая участниками педпроцесса - и тогда вы выбираете любую парциальную Программу под направления деятельности своего детского сада и учитываете специфику национальных, социокультурных условий, коррекционное или инклюзивное образование.

Использование примерных программ для ООП ДОУ по ФГОС

1) В системе дошкольного образования существуют уже много примерных программ, на которые ориентируются воспитатели: «Истоки», «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Цветные ладошки» и т.д. Все время появляются новые программы: например, «Счастливый ребенок», «Диалог», «2100», «2000», а также много парциальных программ. Министерство образования, получив от авторов ООП ДОУ, проводит экспертизу на соответствие их не ФГТ, а на соответствие ФГОС.

2) Затем они включаются в реестр (другими словами - список) примерных программ, на которые можно ориентироваться. Этот реестр будет постоянно пополняться для того, чтобы педагоги могли ими воспользоваться. Во многих детских садах работают хорошие профессионалы, знающие свое дело, но они не обеспечены научным потенциалом (а их большинство в России). В таких организациях педагоги не могут сами написать содержательную сторону образовательной программы - они возьмут их из примерных программ.

  1. Организационный раздел ООП ДОУ по ФГОС

Организационный раздел включает в себя:

  • описание материально-технического, кадрового и методического обеспечения педпроцесса, средств обучения;
  • сюда же входит режим работы дошкольного учреждения, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, каникул (есть рекомендации, как на весь год выстроить модель организации педпроцесса по месяцам с включением этих особенностей);
  • особенности развития предметно-пространственных сред, которые в обязательном порядке должны быть описаны в примерных программах, разработанных авторами - может быть просто ссылка на эти программы.

Дополнительный раздел ООП ДОУ по ФГОС - краткая презентация образовательной программы, рассчитанная на родителей. Это новое дополнение в организационном разделе образовательной программы.
В этой презентации должны быть указаны:

  • возраст и иные характеристики детей, которых вы обслуживаете или принимаете в свою организацию.
  • примерные Программы, которые вы используете;
  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с родителями.

В структуре ООП ДОУ по ФГОС две части - обязательная часть и формируемая участниками педпроцесса. Рассматривая «примерные и парциальные программы», нужно помнить, что в Федеральном стандарте несколько изменено соотношение частей. Если в ФГТ это было 80/20%: 80% - обязательная часть выполнения и 20% отводилось на приоритетные направления, которые формулировались участниками педагогического процесса конкретного учреждения, то в ФГОС это соотношение составляет 60/40%. Педагогам очень трудно определить и высчитать точно это соотношение, но в Министерстве образования представлены методические рекомендации по этому вопросу.

Образовательная Программа каждого детского сада или дошкольной организации определяет содержание и, самое главное, описание моделей педагогического процесса.



 


Читайте:



Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Анализ компетенций Исследовательские компетенции и исследовательская компетентность

Разделы: Общепедагогические технологии Важнейшая цель современного профессионального образования – дать будущему специалисту определенный...

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Профессиональный таролог наталья луговская Честный способ узнать будущее

Прямое положение карты Двойка Посохов: Двойка Посохов символизирует человека с идеями, амбициями, вынужденного искать компромисс с другими людьми,...

За что любят святого николая

За что любят святого николая

Святой Николай родился в Малой Азии, в провинции Ликия, в городе Патара. Его родители Феофан и Нонна были очень благочестивыми и добрыми людьми....

Романтический ужин, или меню для двоих

Романтический ужин, или меню для двоих

Совсем запутались в рекомендациях, что приготовить на Новый год Свиньи? Не любите составлять списки блюд? Не осталось времени, чтобы подбирать...

feed-image RSS