Главная - Ванная комната
Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных "новыми русскими".

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении, организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано:

Использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

Возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

Государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

Государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности. В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления - министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности. Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием. Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

Наиболее распространенной организационно - правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского public corporation - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики - в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать деятельность публичных корпораций на систематической основе.

Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и представляют отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Федеральный закон России "О некоммерческих организациях" к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом - в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других - к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих - фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости - подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.

В настоящем параграфе учебника Основы бизнеса рассматривается заключительные организационно-правовые формы предпринимательства, предусмотренные действующим в России законодательством и базирующиеся на участии российского государства в предпринимательской деятельности различных юридических лиц.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств. Во-первых , в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых , в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих , в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей

функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых , в России традиционно силен

государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

В прошлом занимавший господствующее положение в экономике СССР государственный сектор, действительно, обнаружил относительную неэффективность. В отсутствии легальной взаимной конкуренции государственные предприятия были подвержены застою. Самое важное - государственные предприятия советского типа ни при каких обстоятельствах нельзя было назвать полноценными и конкурентоспособными предпринимательскими фирмами.

Однако, неудачный эксперимент по огосударствлению экономики не следует воспринимать как доказательство принципиальной неэффективности государственного сектора экономики или неэффективность государственного предпринимательства как такового.

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны , во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны , в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении -организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии - постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими - принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими - негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано

> использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

> возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

> государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

> государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

В США, например, государственное предпринимательство, по существу, отсутствует в подавляющем большинстве отраслей национальной экономики, хотя на долю государства приходится около 20% основного капитала, а также 40% всей земли, 42% всех электростанций, почтовое обслуживание, 300 с лишним станций телевещания и столько же - радиовещания. Это, однако, не распространяется даже на крупнейшие компании, входящие в военно-промышленный комплекс данного государства. Данные компании являются корпорациями (открытыми акционерными обществами), причем государство не принимает в них никакого участия в качестве акционера.

В странах Западной Европы государственное предпринимательство является объектом жесткого финансового и ценового регулирования. Следует отметить, что государственных предприятий советского типа, т.е. хозяйствующих субъектов, работающих по директивным планам, в странах с рыночно ориентированной экономикой, по существу, нет. Ближе всего к такой форме стоят так называемые бюджетные (ведомственные) предприятия , доля которых в различных странах с рыночно ориентированной экономикой колеблется от нуля до 1,5-2% от общего числа предприятий (исключением являются службы связи, верфи, арсеналы). Однако данные предприятия лишены и возможности делать самостоятельный бизнес, они не имеют ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности.

По своему положению они входят в систему государственного административного управления и непосредственно подчиняются министерству, ведомству, либо органу местного самоуправления. Не исключены и случаи непосредственного их структурного вхождения в тот или иной орган исполнительной власти данного государства. Кроме того, указанные предприятия не платят налоги на получаемую прибыль, все их доходы и расходы в безакцептном порядке (без возражений со стороны предприятий и без специального уведомления их) перечисляются в государственный бюджет. В отсутствие у таких предприятий реальных возможностей самостоятельного распоряжения собственной прибылью и имуществом, а также самостоятельного проявления заботы о собственной конкурентоспособности их нельзя считать и самостоятельными субъектами предпринимательского бизнеса.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского

предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности . В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

В предыдущих главах нашего учебника мы уже обращали внимание на те или иные предпринимательские фирмы, право собственности на которые принадлежало бы одному-единственному лицу. Принципиальным отличием унитарного предприятия от всех вышеперечисленных субъектов предпринимательского бизнеса является то, что в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В свою очередь, Российская Федерация или муниципальные образования России могут быть единоличными собственниками только унитарных предприятий.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно органами государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления – министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, причем унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, могут иметь лишь государственную принадлежность. Это значит, что такие предприятия создаются исключительно на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению Правительства Российской Федерации. Такое унитарное предприятие называется федеральным казенным предприятием . Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может учреждать другое унитарное

предприятие, называемое дочерним предприятием , путем передачи ему своего имущества в хозяйственное ведение.

Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными

государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества для выполнения своих обязательств. При этом унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Все унитарные предприятия действуют в России на основании своих уставов , которые должны содержать, помимо прочих, сведения

О предмете и целях деятельности предприятия;

О размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности . Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником унитарного предприятия, либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен. На унитарном предприятии возможны, конечно, и коллегиальные исполнительные органы, и коллегиальные совещательные органы (коллегии, научные советы, ученые советы, художественные советы, пр.), но важно, что собственник унитарного предприятия строит свои отношения с названным предприятием исключительно через полностью подотчетного ему единоличного руководителя .

Устав унитарного предприятия также утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, за исключением уставов дочерних унитарных предприятий, которые утверждаются их учредителями. Устав федерального казенного предприятия утверждается исключительно Правительством Российской Федерации. Собственник унитарного предприятия обязан также сформировать уставный фонд данного предприятия, с помощью которого предприятие могло бы начать собственную деятельность и полностью оплатить его до государственной регистрации такого предприятия. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия составляет 1000 РММОТ.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием . Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в данных странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

Наиболее распространенной организационно- правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация. Под публичной корпорацией (от английского public corporation - буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики – в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать

деятельность публичных корпораций на систематической основе.

Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывать с ними планы своей деятельности и представлять отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Федеральный закон России О некоммерческих организациях, к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.

Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским

законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные, как мы помним, еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики указанных стран, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром, АО Славнефть, АО Лукойл) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом – в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других – к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих – фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости – подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролёром, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства – государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые национальной экономике. С одной стороны государство выступает как обыкновенный предприниматель, а с другой – как особый «общественный» предприниматель. В качестве последнего государственный капитал обеспечивает воспроизводство всего общественного капитала. Государство ведёт предпринимательство на базе государственного сектора экономики.

Создание государственного сектора непосредственно связано с военным производством. Становление новых отраслей военного производства всегда требует огромных затрат и связано с большим риском. Поэтому частные предприниматели не берут на себя этот риск. Новые отрасли военного производства создаются и поддерживаются государством.

Развитие науки и техники определяет потребность в создании принципиально новых отраслей, которые относятся к капиталоёмким отраслям, а сроки их окупаемости оказываются длительными, что не представляет интереса для частных предпринимателей. Государство вынуждено взять на себя обязанность по первоначальному финансированию этих отраслей. По мере становления такие отрасли становятся прибыльными и государство полностью или частично передаёт их частному бизнесу.

Развитие государственного сектора в капиталоёмких отраслях экономики позволяет обеспечить производство важнейших факторов производства, проводить политику низких цен на их продукцию. А это стимулирует ускоренное развитие потребляющих её отраслей экономики.

Потребность в квалифицированном здоровом работнике, необходимость установления социального партнёрства предопределяет участие государства в строительстве и содержании социальной сферы (школ, вузов, клиник и т.д.).

Реализация общенациональных интересов ограничивает прибыльность государственного сектора. Норма прибыли в государственном секторе ниже частного. Некоторые государственные предприятия являются убыточными. Это объясняется тем, что государственный капитал в первую очередь развивает отрасли, в которых не заинтересован частный капитал, но от которых зависят условия воспроизводства во многих других отраслях экономики.

Особую роль государственный сектор занимает в переходной экономике. На него возлагаются функции решения комплекса социально-экономических проблем. В России по мере становления и развития рыночных отношений роль государственного сектора сокращается. В 1997 году на государственных и муниципальных предприятиях было занято 40% всего занятого населения. Удельный вес государственного сектора экономики по активным показателям инвестиционной и строительной деятельности составляет 27%.

Расширение деятельности государственного предпринимательства находится в зависимости и возможности государственного бюджета. Стимулирование его развития при ограниченности ресурсов может заставить государство использовать внутренние и внешние займы.

Перераспределение доходов – это изъятие доходов у одних лиц с целью передачи их другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством. Широкое перераспределение доходов является характерным для социальной рыночной экономики.

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ затрагивает военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли. Эта форма способствует решению проблем занятости и благосостоянию.

Государственные кредиты и субсидии. Они представляются государством за счёт государства или местных бюджетов, а также специальных фондов. Государственные кредиты и субсидии предоставляются юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

Налоговое перераспределение доходов – это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определённых социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которые сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берёт на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с большим числом детей, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной помощи.

Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физкультуре и спорту.

Макроэкономическая стабилизация. В социальной рыночной экономике государство выполняет необходимую функцию – стабилизацию экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определённом уровне. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики.

К основным формам относятся: изменение государственных расходов, налогов и др. В период кризисных ситуаций достижение стабилизации экономики требует чрезвычайных мер, предусмотренных программой стабилизации или оздоровления экономики.

Проведение фискальной политики. Фискальная политика – сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения определённых макроэкономических целей.

Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счёт роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что ведёт к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

Поддержка малого бизнеса. Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчинённую по отношению к монополиям роль в экономике. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике и созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой и кредитной политики, оказанию услуг (образовательных, консультативных).

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Государство способно регулировать не только внутренний, но и внешний рынок. На усиление роли государства во внешнеэкономической деятельности влияют следующие факторы:

Обострение конкурентной борьбы на мировых рынках;

Дестабилизация валютных курсов;

Возросшее не равновесие платёжных балансов;

Огромная внешняя задолженность.

Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики.

Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит политику либо либерализма, либо протекционизма.

Государственное регулирование среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно-технической инновационной политики. Современная экономика базируется на эффективной научно-технической и инновационной политике, то есть на постоянном создании новой техники и технологий. Развитие изобретательства является существенным фактором инновации. Инновации (нововведение) – внедрение новой технологии, новых форм организации производства, труда и управления. Дальнейшее развитие социальной рыночной экономики предполагает ещё большее увеличение значимости знаний, научных разработок, идей.

Частный бизнес в теоретических исследованиях не заинтересован, так как их порой нельзя быстро внедрить в практическую деятельность и получить прибыль. Поэтому фундаментальная наука, осуществление общей научно-технической инновационной политики возлагается на государство.

В России в условиях ограниченности государственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объёма финансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранение интеллектуального потенциала общества.

Обеспечение экологической безопасности. Вторая половина ХХ века показала, что экстенсивное развитие экономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одним из них является разрушение экосистем и потеря части ВВП. Ежегодно потери только от атмосферного загрязнения составляют более: во Франции 0.7-0.9% от ВВП; в Италии 0.7% от ВВП; в Великобритании 1.7-2.3% от ВВП; в США 2.2-3% от ВВП. Общий ущерб нанесённый окружающей среде в результате хозяйственной деятельности в европейских странах оценивается 3-5% ВВП. Такие потери приводят к негативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можно устранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлением комплексных мер по экологическому оздоровлению производства. Для современной экономики приемлемым является второй путь. Его реализация также предоставляется государству. Государство организует систему контроля, оценки и слежения за изменением состояния окружающей среды. Государство создаёт сеть постоянно действующих станций наблюдения с помощью авиа космических средств контроля за изменением параметров, характеризующих состояние среды. Государство посредством законов, налоговой политики ведёт оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер. Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство отдельных продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства и экологических норм.

Введение

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1. Понятие предпринимательской деятельности

2. Предпринимательские отношения

3. Признаки предпринимательской деятельности

4. Формы и виды предпринимательства

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Заключение

Список литературы


Введение

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

Быть экономически обосновано;

Логично вписываться в систему производственных отношений;

Демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

Обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

Показывать рост производительности труда.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.

К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:

Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;

Экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

Хозяйственный риск и ответственность.

Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.


1. Понятие предпринимательской деятельности.

Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За термином "предпринимательство" и "предприниматель" стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.

Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).

Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.

На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

2. Предпринимательские отношения

IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Эти отношения подразделяются на две группы:

1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);

2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления).

Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.

Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.

В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.

В предпринимательских отношениях основным является понятие "хозяйствующий субъект".

Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

3. Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) самостоятельная деятельность;

2) цель деятельности - получение прибыли;

3) систематический характер получения прибыли;

4) хозяйственный риск;

5) факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

4. Формы и виды предпринимательства

Основными формами предпринимательской деятельности являются:

Индивидуальная;

Коллективная - предпринимательство юридических лиц.

К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.

Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином "предприятие": это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследство от планово-распорядительной экономики - и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.

Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.

Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.

Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.

5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.

Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.

Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.

Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.


Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;

Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;

Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и II. М.: Инфра-М; Норма, 1996.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.

4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.

5. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.

6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20-25 процентов национального достояния.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40 проц. вместо 5-10 проц. в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц. общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государства выступают по отношению частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.

Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

4. Налоги и бюджетное регулирование

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90 проц. всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10 проц. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40 проц. дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17 проц. составляли расходы на оборону и только менее четверти направлялось в социальную сферу.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике в странах СНГ. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.

3. В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

Налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);

Налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);

Налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);

Налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

Налог с продаж и акцизный налог. Они являются "скрытыми" или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).

Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.

К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.

Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при изъятии в бюджет более 30 проц. от суммы всех доходов предпринимателей и населения.

Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот. Для большинства промышленных предприятий, колхозов, совхозов, фермеров ставки процента оказались непосильными, и в производстве продолжается спад. В то же время посреднические фирмы, занятые исключительно перепродажей продукции и на "дорогом" кредите получают многомиллионные прибыли. Подтверждается историческая истина: разбогатеть можно на расцвете цивилизации, но еще быстрее и в больших масштабах - на ее развале.

Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.

Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.

Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики - защиту накоплений предприятий и населения. Однако в странах СНГ эта задача не решается.

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение государству. Как исторически изменялись функции государства?

2. Что вы понимаете под "смешанной" экономикой?

3. Перечислите и охарактеризуйте главные экономические функции правительства.

4. Как вы понимаете прямую предпринимательскую деятельность государства? В чем она состоит?

5. Охарактеризуйте возможные последствия кредитной политики государства.

6. Дайте характеристику общественных благ. С помощью каких средств правительство обеспечивает страну общественными благами?

7. Как вы понимаете прямые и косвенные налоги, прогрессивные и регрессивные налоги?

8. В сдерживании инфляции налоги играют двойственную роль. Объясните это положение.

9. Объясните, каким образом правительство может манипулировать своими расходами и налоговыми поступлениями с целью снизить: а) безработицу и б) уровень инфляции.

10. Каким путем правительство может перераспределять доходы?

11. Раскройте основные взгляды представителей классической экономической теории на рынок и роль государства в обеспечении стабилизации экономики.

12. В чем состоит основное отличие кейнсианской экономической теории от классиков и современного неклассического направления?

13. Какими причинами вызвано вмешательство государства в рыночный механизм?

14. Что вы понимаете под мерами государства по защите конкуренции?

Лекция 8. Теория факторов производства и распределения факторных доходов



 


Читайте:



Романтический ужин, или меню для двоих

Романтический ужин, или меню для двоих

Совсем запутались в рекомендациях, что приготовить на Новый год Свиньи? Не любите составлять списки блюд? Не осталось времени, чтобы подбирать...

Бронетранспортеры История создания и производства

Бронетранспортеры История создания и производства

Является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80...

Магнетизм земли его характеристики

Магнетизм земли его характеристики

В продолжение прошлой темы звёздного магнетизма хочу кое-что сказать и про планетарный. Специальный раздел геофизики, изучающий происхождение и...

Теломеры и теломераза Какие факторы влияют на теломеры хромосом

Теломеры и теломераза Какие факторы влияют на теломеры хромосом

Физиологическое старение – это мультифакториальное явление, которое находится в зависимости от нескольких генетических и внешних факторов. Одним из...

feed-image RSS