Главная - Канализация
Вишневый сад 3 4 действие. Анализ пьесы вишневый сад

Полный вариант 1 час (≈30 страниц А4), краткое содержание 4 минуты.

Герои

Раневская Любовь Андреевна (помещица)

Аня (дочь, 17 лет)

Варя (приемная дочь, 24 года)

Гаев Леонид Андреевич (брат Раневской)

Лопахин Ермолай Алексеевич (купец)

Трофимов Петр Сергеевич (студент)

Симеонов – Пищик Борис Борисович (помещик)

Шарлотта Ивановна (гувернантка)

Епиходов Семен Пантелеевич (конторщик)

Дуняша (горничная)

Фирс (лакей, старик 87 лет)

Яша (молодой лакей)

Действие происходит в имении помещицы Раневской. На дворе весна и цветут вишни. Однако великолепный сад в скором времени должны были продать за долги. На протяжении последних пяти лет помещица вместе с Анной, дочерью семнадцати лет жила за рубежом. В имении находились Гаев, ее брат и Варя, приемная дочь двадцати четырех лет. Дела у помещицы шли плохо, денег практически не было. Раневская постоянно тратила деньги. Ее супруг скончался шесть лет назад из-за пьянства. Помещица влюбилась в другого и стала с ним жить. В скором времени утонул ее сын Григорий. Раневская не смогла вынести такого горя и уехала за рубеж. Любовник поехал за ней следом. Он заболел, и помещица устроила его на собственной даче. Она в течении трех лет ухаживала за ним. А когда она вынужденно продала дачу за долги и переехала в Париж, любовник обворовал ее и исчез.

Брат и дочь встретили Раневскую с Анной на станции. Дома их ожидали горничная Дуняша и купец Лопахин. Пришел конторщик Епиходов. С ним все время что-то случалось.

Подъехали экипажи. Дом наполнился людьми. В воздухе витало возбуждение. Раневская рассматривала комнаты и со слезами радости вспоминала прошлое. Горничная спешила поведать Анне о сделанном ей предложении Епиходовым. Анна дала совет Варе стать женой Лопахина. Варя мечтает отдать Анну в жены состоятельному человеку. Гувернантка хвалилась собственной собакой. Соседский помещик просил взаймы денег. Практически никого не слышал и постоянно бормотал слуга Фирс.

Лопахин сказал помещице, что имение в скором времени будет продано с торгов. Чтобы избежать этого, требовалось разделить землю на части и сдать их в аренду. Раневская не желала вырубать великолепный вишневый сад. Лопахин желал как можно дольше находиться рядом с помещицей. Однако ему необходимо было уйти.

Помещица сначала не узнала Петра Трофимова. Тот подурнел и стал вечным студентом. Раневская заплакала, вспомнив сына Гришу. Учителем мальчика являлся Трофимов.

Брат помещицы остался наедине с Варей и пытался говорить о делах. Имелась состоятельная тетка в Ярославле. Однако она не испытывала родственных чувств к ним: Раневская стала женой не дворянина и вела не добродетельный стиль жизни. Брат любил помещицу, однако звал ее порочной. Это вызвало недовольство у Анны. Гаев продолжал планировать будущее. Помещица должна попросить средства у Лопахина, Анна отправится в Ярославль. В общем, они сделают все, чтобы имение не продали. Брат помещицы даже дал клятву. Фирс увел его спать. Анна уверенна, что дядя все сделает.

Лопахин не переставал уговаривать помещицу и ее брата использовать его план. Они все вместе были на завтраке в городе. При возвращении остановились у часовни. Тут же на скамье Епиходов пытался объясниться с Дуней. Однако та выбрала лакея Яшу.

Раневская с братом как-будто не слышали Лопахина и разговаривали о другом. Не сумев их убедить, Лопахин решил уйти. Помещица попросила его не уходить.

Появились Анна, Варя и Трофимов. Помещица начала беседу о гордом человеке. Трофимов считал, что в гордости нет смысла. Он осуждал интеллигенцию. В беседу вступил Лопахин. Он с каждым разом все больше убеждался, что порядочных людей мало. Раневская перебила его и не дала договорить. Никто не желал слушать остальных. Наступила тишина. Раздался звук лопнувшей струны.

В скором времени все разошлись. Анна и Трофимов остались наедине. Молодой человек убеждал девушку, что главное не любовь, а свобода. Для жизни в настоящем следовало страдать и трудиться, чтобы искупить прошлое. Счастье недалеко.

Наступило двадцать второе августа. В этот день проходили торги. Вечером в усадьбе затеяли бал. Помещица беспокоилась в ожидании возвращения Гаева. Тетка из Ярославля дала пятнадцать тысяч. Однако их не хватало для выкупа имения.

Трофимов успокаивал помещицу. Дело было не в саде, стоило посмотреть правде в глаза. Раневская просила не осуждать и проявить жалость. Без сада в ее жизни не будет смысла. Ежедневно помещица получала телеграммы из Парижа. Сначала она сразу их уничтожала, затем читала и рвала. В настоящее время она не рвет телеграммы. Она любила до сих пор своего любовника, который просил ее приехать. Петр осуждал ее за любовь к негодяю. Раневская рассердилась и ругала его. трофимов собирался покинуть это место, но в результате остался и танцевал с помещицей, которая попросила прощения у него.

Появились Лопахин и Гаев. Брат помещицы сразу ушел к себе. Сад продали. Его приобрел Лопахин. Помещик поднял ключи, которые бросила на пол Варя.

Раневская рыдала. Ее утешала Анна. Сад продали. Однако впереди еще целая жизнь. У них будет другой сад, великолепнее нынешнего.

Дом оказался пуст. Присутствующие, попрощавшись друг с другом, разъехались. Лопахин собирался зимой в Харьков, Трофимов уезжал в Москву. Лопахин и Трофимов обменялись колкостями. Лопахин предложил Петру деньги на дорогу. Трофимов отказался.

Настроение помещицы и ее брата несколько улучшилось после того, как сад продали. Раньше их беспокоили волнение и страдание. А сейчас они успокоились. Помещица собиралась жить в Париже, используя деньги, которые отправила тетка. Анна чувствует воодушевление по поводу собственной новой жизни. Вдруг появился Симеонов-Пищик. Но он не просил в долг, а раздал долги. На его земле англичанами была найдена белая глина.

Каждый устроился по-своему. Брат помещицы стал банковским служащим. Лопахин обещал подыскать место Шарлотте. Варя стала экономкой у Рагулиных. Епиходов остался в имении. Фирса собирались отправить в больницу.

Между Лопахиным и Варей должно было произойти объяснение. Лопахин нравится девушке. Однако она не может сама предложить себя ему. Лопахин согласился сразу покончить с этим. Однако во время устроенной помещицей встречи Лопахин не смог решиться и ушел.

Все покинули дом и заперли двери. В доме остался лишь Фирс, про которого все забыли. Он сетовал, что барин уехал не в шубе, а в пальто. Потом лег и лежал не двигаясь. Послышался звук лопнувшей струны. В саду было слышно, как топор стучал по дереву.

«Вишневый сад» — это социальная пьеса А.П. Чехова о гибели и вырождении российского дворянства. Написана она была Антоном Павловичем в последние годы жизни. Многие критики говорят, что именно эта драма выражает отношение писателя к прошлому, настоящему и будущему России.

Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.

История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.

Смысл названия

Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.

Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.

Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?

Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.

Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.

Основная идея

Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.

Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.

Тема произведения

  1. Автор использовал образ, хорошо знакомый каждому из нас и понятный для каждого. Вишневые сады у многих есть и по сей день, а тогда они были и вовсе незаменимым атрибутом каждого имения. Они расцветают в мае, красиво и благоуханно отстаивают отпущенную им неделю, а потом быстро опадают. Так же прекрасно и скоропостижно опало дворянство, некогда опора Российской Империи, погрязшая в долгах и нескончаемых полемиках. Что до дела, эти люди были неспособны оправдать возложенные на них надежды. Многие из них своим безответственным отношением к жизни лишь подтачивали основы Российской государственности. То, что должно было бы быть вековой дубравой, было лишь вишневым садом: красивым, но быстро улетучившимся. Плоды вишни, увы, не стоили того места, которое они занимали. Так раскрылась тема гибели дворянских гнезд в пьесе «Вишневый сад».
  2. Темы прошлого, настоящего и будущего реализуется в произведении благодаря многоуровневой системе образов. Каждое поколение символизирует время, ему отведенное. В образах Раневской и Гаева отмирает прошлое, в образе Лопахина хозяйничает настоящее, ну а будущее ждет своего дня в образах Ани и Петра. Естественный ход событий приобретает человеческое лицо, смена поколений показывается на конкретных примерах.
  3. Важное место занимает и тема времени. Его сила оказывается разрушительной. Вода камень точит – так и время стирает в порошок человеческие законы, судьбы и убеждения. Еще недавно Раневская и подумать не могла, что ее бывший крепостной поселится в усадьбе и вырубит сад, передававшийся Гаевым из поколения в поколение. Этот незыблемый порядок социального устройства рухнул и канул в лету, на его месте водрузился капитал и его рыночные законы, в которых власть обеспечивали деньги, а не положение и происхождение.

Проблематика

  1. Проблема человеческого счастья в пьесе «Вишневый сад» проявляется во всех судьбах героев. Раневская, например, пережила в этом саду немало бед, но счастлива вновь вернуться сюда. Она наполняет дом своей теплотой, вспоминает родимые края, ностальгирует. Ее совсем не волнуют долги, продажа имения, наследство дочери, в конце концов. Она счастлива забытыми и вновь пережитыми впечатлениями. Но вот дом продан, векселя погашены, а счастье не спешит с приходом новой жизни. Лопахин говорит ей о спокойствии, но только тревога нарастает в душе. Вместо освобождения приходит подавленность. Таким образом, что для одного счастье – несчастье для другого, все люди по-разному понимают его сущность, поэтому им так сложно ужиться вместе и помочь друг другу.
  2. Проблема сохранения памяти тоже волнует Чехова. Люди настоящего безжалостно вырубают то, что составляло гордость губернии. Дворянские гнезда, исторически важные сооружения, гибнут от невнимания, стираются в небытие. Конечно, деятельные коммерсанты всегда найдут аргументы, чтобы разрушить неприбыльное старье, но так бесславно погибнут исторические памятники, памятники культуры и искусства, о которых будут жалеть дети Лопахиных. Они будут лишены связей с прошлым, преемственности поколений, и вырастут Иванами, не помнящими родства.
  3. Проблема экологии в пьесе не остается без внимания. Автор утверждает не только историческую ценность вишневого сада, но и его естественную красоту, его важность для губернии. Все жители окрестных деревень дышали этими деревьями, и их исчезновение – маленькая экологическая катастрофа. Местность осиротеет, зияющие земли оскудеют, зато люди заполонят каждый пятачок неприветливого пространства. Отношение к природе должно быть столь же бережным, как и к человеку, иначе все мы останемся без дома, который так любим.
  4. Проблема отцов и детей воплощается во взаимоотношениях Раневской и Анечки. Видно отчуждение между родными людьми. Девушка жалеет непутевую мать, но ее образа жизни разделить не хочет. Любовь Андреевна балует дитя нежными прозвищами, но не может понять, что перед ней уже не ребенок. Женщина продолжает делать вид, что та ничего еще не понимает, поэтому беззастенчиво строит свою личную жизнь в ущерб ее интересам. Они очень различаются, так что и не делают попыток найти общий язык.
  5. Проблема любви к родине, точнее, ее отсутствия тоже прослеживается в произведении. Гаеву, например, безразличен сад, он заботится лишь о собственном комфорте. Его интересы не поднимаются выше потребительских, поэтому судьба отчего дома его не волнует. Лопахин, его противоположность, тоже не понимает щепетильности Раневской. Однако он не понимает и того, что сделать с садом. Он руководствуется только меркантильными соображениями, ему важны прибыли и расчеты, но не сохранность родного дома. У него ярко выражается лишь любовь к деньгам и процессу их получения. Поколение детей мечтает о новом саде, старый им ни к чему. Здесь же проявляется и проблема равнодушия. Вишневый сад никому не нужен, кроме Раневской, да и той нужны воспоминания и старый уклад, где она могла бы ничего не предпринимать и жить счастливо. Ее безразличие к людям и вещам выражено в сцене, где она спокойно пьет кофе, выслушивая новость о смерти своей няни.
  6. Проблема одиночества терзает каждого героя. Раневскую бросил и обманул любовник, Лопахин не может наладить отношения с Варей, Гаев – эгоист по природе своей, Петр и Анна только начинают сближаться, и уже очевидно, что они затеряны в мире, где некому подать им руку помощи.
  7. Проблема милосердия преследует Раневскую: никто не может ее поддержать, все мужчины не просто не помогают, а не щадят ее. Муж спился, любовник бросил, Лопахин отнял имение, брату на нее наплевать. На этом фоне она сама становится жестокой: забывает Фирса в доме, его заколачивают внутри. В образе всех этих бед кроется неумолимая судьба, которая немилосердна к людям.
  8. Проблема поиска смысла жизни. Лопахина его смысл жизни явно не удовлетворяет, поэтому он так низко себя оценивает. Анну и Петра этот поиск только ожидает впереди, но они уже петляют, не найдя себе места. Раневская и Гаев с потерей материальных благ и своей привилегированности теряются и не могут сориентироваться вновь.
  9. Проблема любви и эгоизма хорошо видна на контрасте брата и сестры: Гаев любит только себя и особо не страдает от потерь, а вот Раневская всю жизнь искала любви, но не нашла, и сама по пути ее растеряла. Только крохи пришлись на долю Анечки и вишневого сада. Даже любящий человек может стать эгоистом после стольких лет разочарования.
  10. Проблема нравственного выбора и ответственности касается, прежде всего, Лопахина. Ему достается Россия, его деятельность способна ее изменить. Однако ему не хватает моральных основ для осознания важности его действий для потомков, осознания ответственности перед ними. Он живет по принципу: «После нас — хоть потоп». Ему не важно то, что будет, он видит то, что есть.

Символика пьесы

Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.

Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.

Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.

Композиция

Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.

Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.

Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.

Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.

Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.

Новаторство Чехова — драматурга

Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.

Система образов

У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:

  • на героев прошлого (Раневская, Гаев, Фирс). Они умеют только сорить деньгами и размышлять, не желая ничего менять в своей жизни.
  • на героев настоящего (Лопахин). Лопахин – простой «мужик», который с помощью труда разбогател, купил имение и не собирается останавливаться.
  • на героев будущего (Трофимов, Аня) – это молодое поколение, мечтающее о высшей правде и о высшем счастье.

Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.

Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Имение помещицы Любови Андреевны Раневской . Весна, цветут вишневые деревья . Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «двадцать два несчастья».

Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход - разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.

Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.

Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль - словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.

Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».

Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.

Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное - свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.

Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.

Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом - сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.

Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!

Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…

Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.

Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь - она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.

Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».

Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.

«Пора ехать! В дорогу!» - с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Произведение «Вишневый сад» было создано Чеховым в 1903 году. Это пьеса о закате дворянской жизни в поместьях, о мнимых и настоящих хозяевах земли русской, о неминуемом обновлении России. Чехов представил отжившее прошлое России пьесой «Вишневый сад». Краткое содержание последует ниже.

Вначале представим основных действующих лиц:

Помещица Любовь Андреевна Раневская. Ее родная дочь Аня 17-ти лет. Приемная дочь Варя 24-х лет. Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич. Студент Трофимов Петр Сергеевич. Гувернантка Шарлотта Ивановна. Купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Помещик Семионов-Пищик Борис Борисович. Горничная Дуняша. Молодой лакей Яша. Старый лакей Фирс. Конторщик Семен Пантелеевич Епиходов.

«Вишневый сад»: краткое содержание первого действия

Рассвет. За окном весна, виднеются цветущие вишневые деревья. Только в саду еще холодно, поэтому все окна закрыты. В комнату входят Лопахин с Дуняшей. Они беседуют о поезде, который опоздал. И Лопахин огорчен тем, что не смог встретить Любовь Андреевну, которая в последнее время жила за границей, на станции.

Затем входит Епиходов, он недавно сделал предложение Дуняше. Все слышат, как подъехали два экипажа. Начинается суматоха. Входит лакей Фирс, одетый в старинную ливрею. А за ним идет Раневская, Гаев, Аня, Симионов-Пищик и Шарлотта Ивановна. Аня и Раневская вспоминают прошлое.

Затем Аня беседует с Варей. Она рассказывает о своей О том, что нашла там свою мать без денег, среди чужих людей. Но Раневская словно не понимала своего положения. Она дает лакеям по рублю на чай, заказывают самые изысканные и дорогие блюда. А на самом деле денег едва хватило доехать домой. И теперь имение должны продавать, торги назначены на август.

«Вишневый сад»: краткое содержание второго действия

Вечер. Закат. Действие происходит у заброшенной часовни. Лопахин интересуется об участках для дач. Он считает, что землю нужно разбить на участки и отдать в аренду. Только для этого придется вырубить вишневый сад. Но Раневская и Гаев против этого, они называют это пошлостью. Гаев мечтает о каком-нибудь наследстве, о ярославской тетушке, которая обещала дать денег, но сколько это будет и когда - неизвестно. Купец Лопахин в очередной раз напоминает о торгах.

«Вишневый сад»: краткое содержание третьего и четвертого действия

Играет еврейский оркестр. Вокруг танцующие пары. Варя переживает, что музыкантов пригласили, а заплатить им нечем. Раневская не может дождаться приезда брата с торгов. Все надеются, что тот выкупил имение за деньги, которые прислала ярославская тетка. Только она прислала всего пятнадцать тысяч, а их даже на проценты не хватит. Возвращаются с торгов Гаев и Лопахин. Гаев плачет. Раневская узнает, что сад продали, его новый хозяин - Лопахин. Она едва не падает в обморок.

В комнатах мало мебели, нет занавесок и картин. Стоит багаж. Лопахин предупреждает, что через несколько минут нужно ехать. Гаев поступил работать в банк. Раневская едет в Париж на тетушкины деньги, присланные из Ярославля. Вместе с ней едет Яша. Гаев с Раневской подавлены, они прощаются с домом. Аня думает, что мать вернется к ней скоро. А она будет учиться в гимназии, пойдет работать и станет помогать матери. Все с шумом выходят и уезжают на станцию. И только забытый Фирс остался в закрытом доме. Тишина. Становится слышен стук топора.

«Вишневый сад»: анализ. Основные моменты

О том, что Гаев и Раневская - это отжившее прошлое, говорит нам краткое содержание. Вишневый сад им дорог как воспоминание о детских днях, о благополучии, о молодости, о легкой и изящной жизни. И Лопахин понимает это. Он старается помочь Раневской, предлагая сдавать участки в аренду. Другого выхода просто нет. Только госпожа как всегда беспечна, она думает, что все как-нибудь само разрешится. Да и когда сад был продан, она недолго горевала. Героиня не способна на серьезные переживания, легко переходит от беспокойства к веселому оживлению. А Лопахин гордится покупкой и мечтает о своей новой жизни. Да, он купил имение, но все равно остался мужиком. А хозяева вишневого сада хоть и разорились, но они, как и прежде, господа.

– молодой лакей
Прохожий
Начальник станции
Почтовый чиновник
Гости, прислуга

Действие первое

Рассвет. Уже май. В саду цветут вишневые деревья. Однако ещё холодно. Окна в комнате, которую до сих пор называют детской, закрыты. В доме все ждут приезда хозяйки из Парижа. Раневская Любовь Андреевна должна приехать с 17-летней дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой и лакеем Яшей. В комнате беседуют горничная Дуняша и купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Дуняша очень волнуется, а Лопахин переживает, что проспал на станции, а поезд приехал с опозданием и он не смог встретить Раневскую.

Лопахин вспоминает, как 5 лет тому назад Любовь Андреевна уехала за границу. Говорит, что она всегда была к нему добра и часто жалела. Его предки были у нее крестьянами, а теперь он вот разбогател. Сам он про себя говорит, что хоть от мужиков и откололся, так благородным и не стал, но богатство сумел нажить. Появляется конторщик Епиходов. Он принес букет цветов для столовой, который тут же роняет. Он жалуется, что с ним все время случаются несчастья, но он уже привык. Ещё жалуется на сапоги, которые скрипят. Дуняша рассказывает, что Епиходов делал ей предложение, но она отказалась, потому что он как «двадцать два несчастья». Однако искреннее жалеет его.

Слышатся звуки экипажа. Поднимается суматоха. С палочкой проходит 87-летний лакей Фирс в старинной ливрее. Затем появляются Раневская с дочерью Аней, братом Гаевым и прислугой. Раневская от радости плачет, вспоминает былые годы. В этой детской прошло и ее детство. Она всех узнает. Здесь и Варя, которую она называет монашкой. Гаев возмущается, что поезда ходят с опозданием. Дуняша очень рада приезду господ. Она пытается рассказать уставшей Ане про Епиходова и про то, как он ей делал предложение. Однако та не слушает, она не спала четыре ночи, все беспокоилась. Дуняша также упоминает Петра Сергеевича. Говорит, что он живет в бане.

Варя просит горничную сварить кофе, а сама в это время беседует с Аней. Аня жалуется на тяжелую поездку с досаждающей гувернанткой Шарлоттой Ивановной. Варя замечает, что все верно, так как семнадцатилетней девушке нельзя путешествовать одной. Аня рассказывает, как нашла мать в Париже среди чужих людей и без гроша. Она продала свое имение в Ментоне, но денег не осталось. Однако Любовь Андреевна сознательно не хочет понимать своего положения. Она все также заказывает дорогие и изысканные блюда, дает чаевые лакеям. Таким образом, денег еле хватило, чтобы приехать в Россию. А на повестке теперь продажа этого имения. Варя очень расстроена, слушает со слезами.

Аня спрашивает Варю, не делал ли ей Лопахин предложения. Варя говорит, что нет и не нужно, так как из этой любви ничего путного не выйдет. Появляется Дуняша с кофе. Она заигрывает с лакеем Яшей, который старается походить на заграничного франта. Варя мечтает о том, чтобы выдать выгодно Аню замуж, а самой уехать к святым местам. Затем она говорит, что уже поздно и Ане надо бы отдохнуть. Аня с грустью вспоминает, как несколько лет назад здесь умер ее отец, а затем и младший брат Гриша, который утонул в реке. Раневская бежала из этого дома без оглядки. А теперь здесь живет бывший учитель брата – Трофимов, и он может напомнить матери про былое горе.

Входит Фирс и ворчит, что Дуняша забыла подать сливки к кофе. Затем появляется Раневская с братом и Пищиком. Она очень рада видеть Фирса в добром здравии и вообще рада быть дома. От счастья она даже целует мебель. Аня прощается и уходит спать. Варя намекает Лопахину и Симеонову-Пищику что уже поздно, пора и честь знать. Лопахин перед уходом признается Раневской, что любит ее больше, чем родную. Он напоминает, что их имение за долги будет выставлено на продажу в конце августа. Однако выход есть. Он предлагает вырубить старый вишневый сад, разбить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Это будет приносить Раневской двадцать-пять тысяч в год. Раневская и Гаев против. Они говорят, что их сад самый лучший в губернии.

Варя приносит матери телеграммы из Парижа. Та рвет их, не читая, и выбрасывает. Она говорит, что не хочет новостей из Европы. Гаев вспоминает, что их шкафу более ста лет. Обращаясь к шкафу, он произносит торжественную речь, затем отправляется спать. Лопахин уходит, обещает вернуться через недели три. Симеонов-Пищик хвалит Лопахина за находчивость, затем просит у Раневской денет, но у нее их нет. Варя с матерью и дядей смотрят в окно. Они любуются садом. Раневская рассказывает, что этот сад ассоциируется у нее с детством.

Появляется Петя Трофимов. Любовь Андреевна в растерянности. Варя напоминает, что это бывший учитель Гриши. Вспомнив о своем погибшем мальчике, она плачет. Как оказывается, Петя заметно подурнел. Про себя он говорит, что вынужден оставаться вечным студентом. Когда Пищик снова просит денег, Раневская говорит Гаеву, чтобы тот дал. Варя сокрушается и говорит, что мать ничуть не изменилась. Все также сорит деньгами. Гаев начинает мечтать о наследстве или о том, чтобы выдать Аню выгодно замуж. Он говорит, что на крайний случай можно попытать счастье у зажиточной тетки в Ярославле. О своей сестре говорит, что она добрая и славная, но порочная. В дверях стоит Аня и все слышит. Она делает замечание дяде и просит не говорить всякую ерунду о своей сестре.

Гаев признает свою ошибку. Затем он начинает строить планы о том, как сохранить имение. Он предполагает, что Лопахин даст денег взаймы на оплату процентов по векселям. Аню он предлагает отправить в Ярославль к бабушке. Он обещает, что приложит все усилия, чтобы имение не было продано. Аню это успокаивает. Фирс ругает Гаева за то, что тот до сих пор не спит. Варя рассказывает Ане, что слуги считают ее скупой. Затем она замечает, что Аня сидя уснула и вовсе ее не слушает. Варя ведет сестру спать и сталкивается с Трофимовым. Тот называет Аню солнышком и восхищается ею.

Действие второе

Действие происходит в поле рядом со старой часовенкой. Вдали виднеется усадьба Гаева и вишневый сад. На скамье сидят Дуняша, Яша и Шарлотта. Епиходов рядом играет на гитаре. Шарлотта рассказывает о своем детстве. Ее родители были циркачами и брали ее на гастроли. Когда они умерли, девочку воспитала какая-то немецкая госпожа. У Шарлотты нет паспорта, и она даже не знает, сколько ей лет. Госпожу, воспитавшую ее и отдавшую в гувернантки, она тоже не помнит. Епиходов восхищается гитарой и называет ее мандолиной. А также он говорит, что носит с собой пистолет, порой хочет застрелиться. Шарлотта замечает, что его должно быть любят женщины.

Дуняша отсылает Епиходова за своей накидкой. В то же время она беспокоится, что он застрелится. Говорит, что в господском доме она вся стала чересчур чувствительная. Кто-то идет, она отсылает и Яшу, чтобы никто такого не подумал про них. Появляются Раневская, Гаев и Лопахин. Лопахин опять интересуется, что делать с садом и согласны ли хозяева разбить его на дачные участки. Раневская говорит, что кто-то курил отвратительные сигареты. Затем она заглядывает в свой кошелек и огорчается. Она понимает, что бездумно тратит деньги, в то время как Варе приходится на всем экономить. Портмоне падает и рассыпается золото. Яша собирает его. Она опять вспоминает, как бездумно тратила деньги в ресторанах на дрянную еду.

Лопахин возвращает ее к разговору об имении. Говорит, что его не прочь купит Дериганов. Гаев отвечает, что их тетушка из Ярославля обещала выслать денег, но не сказала, сколько и когда. Лопахин возмущается тем как неделовито хозяева подходят к вопросу. Говорит, что всячески старается им помочь, а они все ждут чуда. Раневская с Гаевым замечают, что дачники – это пошло. Лопахин обижается и собирается уйти, но они его останавливают. Раневская просит остаться. Она рассказывает, что ей, на самом деле, безумно стыдно. Она верит, что это наказание за ее грехи.

Мало того, что она всегда сорила деньгами, так она ещё и вышла замуж за человека пьющего и живущего в долг. Затем она полюбила другого, но погиб ее сын. Когда она в ужасе бежала в Париж, тот человек последовал за ней. Там она купила дачу, а он заболел. Она ухаживала за ним три года, не ведая покоя, а он измучил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская даже пыталась отравиться. Теперь ей захотелось вернуться на родину и искупить свои грехи. А из Парижа пришла телеграмма от ее бывшего возлюбленного, в которой он умоляет ее вернуться.

Лопахин рассказывает, что смотрел смешную пьесу, а Раневская говорит, что ему бы на себя почаще в зеркало смотреть. Ведь он серо живет и говорит много ненужного. Он говорит, что отец его был человеком темным, так ничему его и не научил. Раневская говорит, что жениться ему надо и добавляет, что на Варе, так как она хорошая девушка. Он не возражает. Появляется Фирс и приносит Гаеву пальто. Раневская говорит, что постарел Фирс, а он отвечает, что итак долго живет. Гаев опять мечтает о векселе на оплату долгов. Лопахи его приземляет и говорит, что ничего не выйдет.

Приходят Варя, Аня и Петя Трофимов. Лопахин посмеивается над Трофимовым и говорит, что ему скоро уж пятьдесят, а он все в студентах ходит. Петя же про Лопахина говорит, что тот хищник, нужный в природе. Раневская возобновляет с Петей разговор о «гордом человеке». Тот говорит, что нечем гордиться, надо идти работать. По сути человек груб и неумен. Довольно ему восхищаться собой, надо заниматься работой. А в России пока немногие работают. Большая часть интеллигенции прозябает и к труду не стремиться. Лопахин отмечает, что сам работает с раннего утра и до ночи, а вокруг мало порядочных людей. Гаев говорит о природе, как она совершенна и прекрасна. Все замолкают и прислушиваются к звукам. Где-то лопается струна.

Подвыпивший прохожий спрашивает, в какой стороне станция, а потом просит копеек тридцать на дорогу. Раневская подает ему золотой, так как мелочи у нее нет. Варя возмущается, что дома есть нечего, а мать сорит деньгами. Раневская говорит, что отдаст ей все, что имеет, так как сама не умеет распоряжаться деньгами. Затем она просит у Лопахина взаймы и говорит Варе, что просватала ее. Та обижается, со слезами на глазах говорит, что с этим не шутят. Лопахин снова напоминает, что 22 августа уже торги.

Аня с Петей остаются одни. Петя говорит, что Варя боится их оставлять одних, но ей их не понять. У них ведь другая цель, они выше любви. Аня жалуется, что стала другой, даже вишневый сад уже не любит. Трофимов замечает, что вся страна словно сад. А сад вишневый – это словно ее родословная, с каждого листочка смотрят ее крепостные предки. Он также философствует о русских людях и их образе жизни. Говорит, что нужно искупить грехи предков, работая без устали. Аня говорит, что покинет дом. Он уговаривает ее бросить все и стать свободной как ветер. Варя зовет Аню, но она убегает. ­

Действие третье

В доме Раневской проходит бал. Гостиная от залы отделена аркой. Играет еврейский оркестр. В комнате танцуют пары: Пищик с Шарлоттой, Петя с Раневской, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя незаметно плачет. Пищик сетует на свою бедность. Петя отмечает, что есть что-то лошадиное в его фигуре. Пищик не обижается, ведь лошадь – доброе животное. Трофимов дразня, называет Варю «мадам Лопахиной», а она его в ответ – «облезлым барином». Варя говорит, что зря наняли музыкантов, ведь платить нечем. Раневская все ждет брата с торгов, надеется, что тот сможет выкупить их имение на деньги ярославской тетушки.

Шарлотта показывает фокусы. Все в восторге. Петя опять дразнит Варю, а она злится. Когда Раневская спрашивает ее, почему она не рада быть Лопахиной, Варя отвечает, что он возможно и хороший человек, но ведь негоже ей самой делать ему предложение. Все вокруг уже судачат, называют их жених с невестой, а он все молчит. Варя говорит, что если бы у нее было, хотя бы сто рублей, бросила бы все да ушла в монастырь. Раневская просит Трофимова больше не дразнить девушку и оставить ее в покое. А он говорит, что зол на нее оттого, что она не оставляла их с Аней одних все лето. При этом добавляет, что они с Аней выше всякой любви.

Раневская просит Петю утешить ее и сказать, что с имением все будет в порядке. Он говорит, что не надо обманывать себя, дело ведь вовсе не в имении. Она просит пощадить ее, говорит, что любит Петю как родного, даже Аню отдала бы за него, но ему нужно доучиться. Петя указывает на телеграмму, упавшую рядом с Раневской. Она объясняет, что это ее бывший возлюбленный из Парижа пишет, просит вернуться к нему. Она также говорит, что, несмотря на то, что он ее обобрал и предал, она не может жить без него. Петя удивляется и осуждает ее, на что Раневская говорит, что ему пора самому повзрослеть и влюбиться, уж столько лет, а он все гимназист второго класса. Он обижается и убегает.

Она кричит вслед, что пошутила. Слышен грохот. Петя падает с лестницы. Раневская бежит туда и просит у него прощения. Прибегает Аня и говорит, что сад продан. Раневская переживает за слуг, за Фирса, говорит, что не знает, куда их девать. Яша просится с ней в Париж. Варя ругает Епиходова, что тот ничего не делает, а только ходит как гость. Затем она палкой Фирса случайно ударяет входящего в зал Лопахина. Тот радостно заявляет, что торги закончились и теперь он – новый хозяин этого имения. Гаев опоздал на поезд и приехал поздно. Он расстроен, что не смог купить имение и плачет. А Лопахин рассказывает, как торговался с Деригановым и в итоге дал девяносто тысяч за вишневый сад. Он рад владеть имением, в котором его предки были рабами.

Лопахин просит музыкантов играть, вслух мечтает, как вырубит сад и построит дачи, а также как его дети и внуки будут расти в имении. Раневская расстроена. Он говорит ей, что надо было раньше думать и прислушаться его. А теперь поздно. Лопахин называет себя новым помещиком, владельцем вишневого сада. Аня подходит к матери и утешает ее. Говорит, что с садом уже ничего не поделать и обещает, что они посадят новый сад.

Действие четвертое

В комнате стоит багаж. Отъезжающие собирают вещи и прощаются. Лопахин зовет всех выпить, но никто не хочет. Он напоминает, что до поезда сорок шесть минут. Про себя говорит, что зимой поедет в Харьков, а то скучно тут без работы. Петя говорит Лопахину, чтобы сильно не размачивал руками. На прощание Лопахин предлагает ему денег, но тот отказывается. Лопахин говорит, что Гаев устроился работать в банк на шесть тысяч в год, но, наверное, долго там не удержится, очень уж ленив.

Появляется Аня и просит не вырубать сад до их отъезда. Аня интересуется у Яши про Фирса, отправили ли его в больницу, но тот не уверен. Яше говорят, что пришла его мать попрощаться, но он не выходит. Говорит, что хочет скорее уехать подальше от всего этого невежества. Появляются Раневская с Гаевым. Они расстроены, прощаются с имением. Любовь Андреевна прощается с дочерью. Аня решила начать новую жизнь. Пойдет работать в гимназию и будет помогать матери. Раневская говорит, что в Париж едет на деньги тетушки из Ярославля, а Аня надеется, что та скоро вернется.

Раневская напоминает Лопахину о Варе. Просит не тянуть и сделать девушке предложение. Он говорит, что так и сделает. Но как появляется Варя, начинает говорить о пустяках. Варя сообщает, что будет экономкой у Рагулиных. Все прощаются и шумно уезжают. Епиходов остается ответственным за дом. Лопахин дает ему последние указания, затем запирает дом и уходит. В запертом доме остается один Фирс. Он сам болен, но все переживает за Гаева, чтобы тот не забыл одеть пальто. С неба слышится отдаленный звук лопнувшей струны. А вокруг тишина. И только слышно, как в саду топором вырубают деревья.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS