Главная - Бойлеры
Вера православная - исцеление слепорожденного. «Ты еси Свет пресветлый

Ин. IX, 1-41: 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. 8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. 12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. 13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. 14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. 15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. 16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. 18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего 19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? 20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. 22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. 23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. 24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. 25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. 26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? 27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? 28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. 29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. 30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. 31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. 32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. 33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. 34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. 35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? 36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. 39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. 40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Исцеление слепорожденного

(Ин. IX , 1-38)

Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).

Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.

Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»

Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.

Потом Спаситель сказал слепому: «пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).

Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.

Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.

Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»

Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».

Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»

Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».

Его спросили: «где этот Человек?»

Исцеленный ответил: «не знаю».

Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.

Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.

Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».

Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».

Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»

И была между ними распря.

Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»

Исцеленный же сказал им: «Это Пророк» .

Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»

Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».

Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.

Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».

Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»

Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»

Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».

Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».

Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»

И выгнали его вон.

Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»

Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»

Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».

Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

23. Исцеление слепорожденного

(Ин. IX, 1-41)

Об этом великом чуде, совершенном, повидимому, тут же в храме, сразу после беседы Господа с иудеями о Своем Божественном происхождении и достоинстве, повествует, и притом весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он – слепой от рождения, ученики спросили Господа: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Евреи верили, что все важнейшие несчастия случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще во утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые и злые. Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Ни сей согреши, ни родители его», хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, «но да явятся дела Божия на нем», т.е., чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть Свет мира, что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. «Мне должно делать дела Пославшаго Меня, доколе есть день», т.е. пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, «ибо приходит ночь», т.е. время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь. «Егда в мире есмь, свет есмь миру» – хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу. Много чудес совершал Господь одним словом Своим, но иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди и умыйся в купели Силоамской». Можно полагать, что все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом: дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо. Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской, как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован, или послан Богом Своему народу, как особенное благодеяние, почему и считался священным источником, имеющим символическое значение. Евангелист и поясняет, что «Силоам» значит «посланный». Не хотел ли этим Господь Иисус Христос выразить, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для евреев Силоамский источник? Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он и рассказал, как совершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям то, что знал сам о своем исцелении.

По поводу этого рассказа между фарисеями произошла распря. Одни, и надо полагать, что это было огромное большинство, говорили: «Несть Сей от Бога человек, яко субботу не хранит». Другие же справедливо рассуждали: «Како может человек грешен сицева знамения творити?» Неверующие в Господа фарисеи обращаются тогда к исцеленному с вопросом, что он сам может сказать о своем Исцелителе. Очевидно они надеялись найти в его словах что-либо такое, к чему можно было бы привязаться, чтобы заподозрить действительность чуда или перетолковать его. Но исцеленный сказал решительно: «Это – пророк». Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы и их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит, – отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего ответить сам за себя. Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что они произвели тщательное расследование о том Человеке и пришли к несомненному убеждению в том, что «Человек тот грешник». «Даждь славу Богу» это значит: признай Его с своей стороны грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое – это обычная у тогдашних иудеев формула заклинания – говорить под клятвой истину. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: «Аще грешен есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу». Не достигшие во всех этих расследованиях желанной цели, фарисеи снова просят его рассказать о своем исцелении, может быть, в надежде найти какую-нибудь новую черту, которая дала бы им возможность осудить Иисуса.

Но исцеленный от этого уже приходит в раздражение: «Я уже сказал вам, и вы не слушали: что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?» Эта смелая насмешка над ними вызвала с их стороны укоризну столь смелому исповеднику истины: «Ты ученик еси Того: мы же Моисеевы есмы ученицы. Мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: Сего же не вемы, откуду есть». Руководители еврейского народа должны были разузнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгут, говоря, что не знают его. Эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему смелости в защите истины. «Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он», говорит он фарисеям, а должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший такое неслыханное чудо: грешники творить таких чудес не могут – ясно поэтому, что это святой Человек, Посланный Богом. Пораженные такой неумолимой логикой бесхитростного простого человека, фарисеи были не в силах продолжать дальше спор и, укорив его в том, что он «во грехах весь родился», выгнали его вон. Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Все происшедшее дало повод Господу высказать мысль о том, что Его приход в мир, как необходимое следствие, вызвал резкое разделение между людьми на верующих и неверующих: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящий видят, и видящий слепи будут». «Невидящий» – это смиренные, нищие духом, которые уверовали во Христа; «видящий» это – те, которые сами себя считали видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в вере во Христа, мнимые мудрецы, каковыми были фарисеи, отвергшие Христа: Господь называет их «слепыми» потому, что они как бы духовно ослепли, не видя Божественной истины, которую принес Он на землю. На это фарисеи сказали: «Еда и мы слепи есмы?» Но Господь дал им ответ, которого они не ожидали: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите; то грех остается на вас». Смысл этих слов таков: если бы вы были теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, ибо ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости; но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Божественного Откровения, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, то ваш грех есть ничто иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святаго (Матф. 12:31-32).

Господь Иисус знал, конечно, о происках и замыслах Своих врагов. Он шел добровольно на мучения и смерть ради нашего спасения. По мере того как приближалось время Его отшествия от мира, Он все чаще говорил Своим ученикам о том, что Ему надлежит много пострадать от иудейских начальников и первосвященников, быть убитому и в третий день воскреснуть.

Ученики огорчались, слыша Его слова. Для того чтобы они не соблазнились при виде Его страданий и смерти, надо было быть им твердо и несомненно уверенными в том, что Он есть воистину Сын Божий и что Его страдания добровольны. С этой целью Господь благословил показать славу Свою трем Своим любимым ученикам: Петру, Иакову и Иоанну.

Однажды Он взял их с Собой на высокую гору помолиться.

Предание гласит, что это была гора Фаворская. Там после молитвы Он преобразился перед ними. Его лицо просияло, как солнце, Его одежды сделались белы, как снег. К Спасителю явились двое ветхозаветных святых, Моисей и Илия, и стали беседовать с Ним о Его искупительных страданиях в Иерусалиме. В то время Петр и два других ученика были отягчены сном. Пробудясь, они увидели славу Господа и двух мужей, стоящих с Ним. Когда же Петр заметил, что оба мужа, бывшие с Иисусом, готовились оставить Его, то сказал Ему: «Наставник! Хорошо нам здесь. Если Ты прикажешь, мы сделаем три палатки, одну для Тебя, одну для Моисея и одну для Илии». Пока Петр говорил это, нашло светлое облако, осенило их всех, и раздался голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором все Мое благоволение, Его слушайте». Ученики в страхе пали на землю, когда же поднялись, то уже никого больше не видели, кроме одного Иисуса Христа в Его обыкновенном виде.

Сходя с горы, Иисус запретил Своим ученикам говорить о том, что они видели на горе, пока Он не воскреснет из мертвых.

Преображение Господне – один из великих праздников.

Исцеление слепорожденного

Однажды, когда Иисус находился в Иерусалиме, творил чудеса и проповедовал Свое учение, Его враги пришли в такую ярость, что хотели побить Его камнями. Но Он ушел от них и, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили: «Учитель, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешили ни он, ни его родители, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Господь сжалился над несчастным слепым. Плюнув на землю, Он сделал брение, помазал этим брением слепому глаза и сказал ему: «Поди, умойся в купальне Силоам». Это был источник при подошве горы Сион. Слепой пошел, умылся и прозрел. Это чудо привело всех в изумление. Одни говорили: «Неужели это тот слепой, который сидел и просил милостыню?»

Иные говорили: «Это он». Другие: «Похож на него». Он же говорил: «Это я».

Стали расспрашивать у слепорожденного, как он прозрел. Он отвечал: «Человек, которого зовут Иисусом, сделал брение, помазал мне глаза и велел умыться в купальне силоамской. Я умылся, и вот я вижу». Повели его к фарисеям, а надо сказать, что это чудо было совершено в субботний день. На расспросы фарисеев прозревший юноша опять рассказал о своем чудесном исцелении. Тогда между фарисеями произошел спор об Иисусе. Некоторые говорили: «Этот человек не от Бога, потому что не хранит субботу»; другие же возражали: «Может ли грешный человек творить такие чудеса?» Спросили исцеленного: «А ты что думаешь о Нем?» «Я думаю, что Он – пророк», – отвечал тот.

Но фарисеи все-таки не убедились столь явным свидетельством силы Божией. Они усомнились, действительно ли тот человек был слеп, и, призвав его родителей, спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он стал видеть?»

Родители слепорожденного знали, что фарисеи возненавидели Иисуса и что они уже решили между собой отлучать от синагоги всякого, кто признает его за Христа. В малодушии своем они побоялись навлечь на себя гнев фарисеев, если воздадут должную честь тому, кто исцелил их сына, и поэтому только отвечали: «Знаем, что это действительно сын наш и что он родился слепым. Как же он прозрел и кто исцелил его, этого мы не знаем. Он взрослый, пусть сам расскажет».

Тогда фарисеи сказали слепорожденному: «Благодари Бога, мы знаем, что тот, кто исцелил тебя, человек грешный».

«Грешник ли он, не знаю, – ответил прозревший, – я знаю только одно, что я был слепым, а теперь вижу». Опять фарисеи стали расспрашивать, как он прозрел. «Я уже рассказывал вам, – отвечал юноша. – Зачем опять спрашиваете? Разве и вы хотите сделаться Его учениками?»

Фарисеи рассердились: «Ты ученик Его, – сказали они, – а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, а об этом человеке мы не знаем, откуда Он». «Странно, что вы не знаете, откуда Он, – отвечал юноша, – а Он открыл мне глаза. Слыхано ли, чтобы кто-нибудь открыл глаза слепорожденному? Мы все знаем, что грешников Бог не слушает, но слушает тех, кто чтит Бога и творит волей Его. Если бы этот человек не был от Бога, то не мог бы сделать такого чуда». Фарисеи еще более рассердились и выгнали вон прозревшего слепца.

Господь Иисус Христос узнал об этом и, встретив его, спросил: «Веруешь ли ты в Сына Божиего?» «Кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» – спросил прозревший.

«Ты видел Его, и Он говорит с тобой», – сказал Господь. «Верую, Господи!» – воскликнул тогда юноша и поклонился Иисусу до земли.

Можно себе вообразить, как обрадовался исцеленный, когда узнал, что исцеливший его есть Сам Сын Божий Иисус, сошедший на землю для спасения людей. Как уверовал он в Него! Как горячо полюбил он Его! Вероятно, он и не скорбел о том, что фарисеи изгнали его из синагоги и презирали его. Они его отвергли, но ведь он нашел и возлюбил Спасителя, а это счастье выше всех земных благ. Мы видим часто, что люди добрые и благочестивые терпят в миру оскорбления и притеснения, но если они твердо веруют в Господа, если возлюбили Его всей душой, если хранят Его заповеди и исповедуют Его святое имя, то они терпеливо переносят бедствия, ибо знают, что имеют высшее благо и что ничто в мире не может отлучить их от любви Христовой. Родители слепорожденного, боясь фарисеев, не решились воздать Господу славу и честь за исцеление сына. Они боялись, что их отлучат от синагоги. Да сохранит нас Господь от подобного малодушия! Лучше потерять все, лучше потерпеть всевозможные оскорбления и неприятности, чем в чем-либо уклониться от Господа. Он высшее, вечное благо! Ни из страха, ни из угождения кому бы то ни было не должны мы решиться сделать или сказать что-либо неугодное Богу.

Господь Иисус, видя неверие фарисеев, сказал: «На суд пришел Я в этот мир для того, чтобы невидящие видели и видящие стали слепы». «Неужели и мы слепы?» – возразили некоторые из фарисеев. «Если бы вы были слепы, – сказал Спаситель, – то не имели бы на себе греха, но так как вы говорите, что видите, то грех на вас остается».

Святая Церковь, вспоминая в шестую неделю после Светлого Воскресения чудесное исцеление слепорожденного, взывает так от лица всех к Целителю душ и телес:

Душевными очами слепотствуя,

прихожу к Тебе, Христе, как слепой от рождения,

и с покаянием зову Тебя:

«Ты еси Свет пресветлый

всех находящихся в греховной тьме».

познакомиться с историей исцеления слепорожденного

Задачи:

  • узнать обстоятельства исцеления слепорожденного
  • понять причину допроса исцеленного у фарисеев
  • сделать нравственные выводы

Использованная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Исцеление слепорожденного».
  2. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 32 «Христос в Иерусалиме до праздника Обновления».
  3. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 12 «Чудеса Христовы, совершённые по вере человека».

Дополнительная литература:

  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 23 «Исцеление слепорожденного».
  2. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VI «Третий год общественного служения Спасителя».
  3. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. В 2-х книгах. // Учебное пособие для детей среднего школьного возраста. ­– М.: Мироздание, 2013. Урок 12 «Чудеса Христовы, совершённые по вере человека».

Ключевые понятия:

  • Исцеление
  • Слепорожденный
  • Духовная слепота

Словарь урока:

  • Закон о субботе
  • Фарисеи

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью письменного задания .

Ход урока. Вариант 2:

Коллективное чтение детьми вслух соответствующей главы из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Обсуждение прочитанного.

Нравственные выводы.

Закрепление темы с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

Толкование Евангелия «Исцеление слепорожденного»:

(Ин.9:1-41)

1) Слепой прозревает

Приближался праздник Обновления храма (установленный после восстания Маккавеев, когда Иерусалимский Храм был очищен от идолов, поставленных там сирийским царем Антиохом Епифаном IV). Христос с учениками в это время находился в Иерусалиме. Однажды в субботу, выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Многие знали его и постоянно видели сидящим и просящим милостыню. Обращаясь к Христу, ученики спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым ?» (Ин.9:2). Евреи верили, что все важнейшие несчастия случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5). Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии » (Ин.9:3). Через исцеление слепого должно было открыться, что Христос есть Свет мира, что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. Затем Христос подошел к нищему, плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения и помазал брением его слепые глаза. После этого Спаситель велел слепорожденному пойти и умыться в купальне Силоам. Господь мог исцелить слепого одним словом, но Он дал возможность появиться надежде на исцеление в душе этого человека. Слепорожденный послушно пошел к источнику, промыл глаза и прозрел.

2) Допрос у фарисеев

Это чудо потрясло всех, кто стал его свидетелем, и многие вместе со слепорожденным радовались и благодарили Бога. Но некоторые иудеи увидели в этом исцелении нарушение заповеди о субботе. Они считали, что по субботам следовало соблюдать полный покой и даже не врачевать болящих. Исцеленного привели на допрос к фарисеям. Представ перед законниками, бывший слепорожденный подробно рассказал им о том, как был исцелен Человеком по имени Иисус – о Христе он больше ничего не знал. Между фарисеями разгорелся спор. Одни из них утверждали, что Чудотворец – грешник, так как не хранит субботы; другие возражали, сомневаясь, чтобы грешник мог совершать такие чудеса, хотя бы и в субботу. В конце концов, фарисеи заподозрили обман в самом факте чуда и вызвали на допрос родителей слепорожденного: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит ?» (Ин.9:19). Родители слепого, боясь, что их отлучат от синагоги, если они признают Христа источником чуда, ответили кратко: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет » (Ин.9:20-21).

3) Изгнание исцеленного

Тогда законники вторично призвали исцеленного и сказали, чтобы он за свое исцеление благодарил Бога, а не Иисуса Галилеянина, так как Он грешник. «Грешник ли Он, не знаю , – ответил им слепорожденный, – одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу ». Фарисеи настырно продолжали допытываться у слепорожденного, как произошло чудо и что делал Христос, надеясь найти в его показаниях что-нибудь, порочащее имя Христа. На что бывший слепой спросил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или вы хотите сделаться Его ученика ми?» На это раздосадованные блюстители закона закричали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он ». Услышав это от религиозных руководителей Израиля, слепой удивился: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает... Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего ». Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, окончательно разгневали фарисеев. Они выгнали его вон со словами: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь

4) Исповедание исцеленным веры в Сына Божия

Узнав о случившемся, Христос нашел бывшего слепого и спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия ?» (Ин. 9:35). Слепорожденный впервые увидел Христа, поэтому спросил: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него ?» (Ин. 9:36). Тогда Христос сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою ». «Верую, Господи !» (Ин. 9:37-38) – воскликнул слепорожденный, и духовно и физически прозревший, и поклонился Спасителю.

5) Смысл произошедшего

Эта история показывает, что фарисеи и книжники, имеющие физическое зрение и думающие, что они лучше всех других иудеев исполняют Закон и понимают, что полезно Израилю, оказались духовно слепыми и не увидели в Иисусе Мессию даже после такого великого чуда.

Проверочные вопросы:

  1. Что ответил Иисус Христос на вопрос учеников о причине болезни слепорожденного?
  2. Что сделал Господь, и что сделал сам слепорожденный для исцеления?
  3. Как понимали иудеи закон о субботе?
  4. Для чего так упорно допрашивали фарисеи исцеленного?
  5. Почему родители исцеленного не захотели сами отвечать фарисеям?
  6. Почему фарисеи после допроса выгнали исцеленного?
  7. Зачем Иисус Христос вновь нашел исцеленного Им человека и стал расспрашивать его?
  8. Как вы думаете, случайно ли эта история произошла именно со слепым человеком, а не с каким-нибудь другим больным?

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО

(Иоанн, 9:1-7);

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПЦА

(Исцеление двух слепцов)

(Матфей, 9:27-31, 22:29-34; Марк, 8:22-26,

10:46-52; Лука, 18:35-43)

(1) И, приходя, увидел человека, слепого от рождения. (2) Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (3) Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий. (4) Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. (5) Доколе Я в мире, Я свет миру. (6) Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, (7) и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

(Ин. 9:1-7)

Всего в четырех Евангелиях имеется шесть рассказов о конкретных исцеле­ниях слепых (не считая ряда других кратких упоминаний о совершении подоб­ного чуда). Их сравнение показывает, что в них имеется как ряд сходств, так и ряд отличий. Наиболее простой способ установить, какой из рассказов является литературной программой данной конкретной картины на тему исце­ления слепоты, - свести в таблицу сходства и различия этих рассказов.

Таблица сходства и различия рассказов евангелистов об исцелении слепцов

Итак, эта таблица отчетливо выявляет различия, а именно это нам нужно в первую очередь для определения литературного источника данного живописно­го произведения. Они касаются количества слепцов (у Матфея их два, тогда как в остальных рассказах речь идет об одном слепце), места действия (в одном случае это закрытое помещение; установить точно, предместье ли Иерихона, или Вифсаиды изобразил художник, невозможно; один раз действие происхо­дит в городе), поведения Иисуса и, наконец, поведения прозревшего (или прозревших). Последнее обстоятельство наиболее важно. Указание на умывание слепого в купальне Силоам и его прозрение после этого ставит картины, созданные на основе рассказа Иоанна, особняком. Что касается богословов, то они полагают, что шесть рассказов, имеющихся в Евангелиях, описывают четыре разных исцеления: 1) Мф. 9:27-31, 2) Мк. 8:22-26, 3) Ин. 9:1- 7 и 4) Мф. 20:29-34,Мк. 10:46-52, Лк.18:35-43.

Иоанн в Первом соборном послании говорит: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум» (1 Ин. 5:20). Вот почему сюжет с излечением незрячего - его просвещение (духовное) - был излюбленным начиная с первых веков христианства вплоть до начала XIV века. Известны изображения как одного, так и двух слепцов, относящиеся к III веку. На них Христос почти всегда касается глаз слепого рукой (пальцем) и очень редко - жезлом. Эти изображения основываются на рассказах синоптиков. Изображения, берущие за основу рассказ Иоанна, появляются несколько позже - с VI века.

С XIV века ситуация изменилась. Последним изображением этого сюжета, прежде чем он отошел в тень, стала картина Дуччо, планировавшаяся для знаменитого сиенского алтаря «Маэста» как один из эпизодов истории Христа (в настоящее время этот фрагмент алтаря хранится в лондонской Национальной галерее).

Дуччо. Исцеление слепого в Иерусалиме у купальни Силоам (1308-1311; фрагмент алтаря «Маэста»). Лондон. Национальная галерея.


У Джотто этого сюжета уже нет. С этого времени он встречается крайне редко. Из более поздних мастеров к нему обращались Лукас ван Лейден,

Лукас ван Лейден. Исцеление иерихонского слепца (1531). Санкт-Петербург. Эрмитаж .


дважды Эль Греко - парижская (1570) и дрезденская (до 1577) его картины, Пуссен (1650). Рембрандт писал на тему излечения слепоты, но это ветхозаветный сюжет - Излечение Товита.

Дуччо наиболее полно, насколько средствами живописи можно передать последовательность нескольких эпизодов в этой сцене, интерпретирует данный сюжет (Дуччо ). Мы видим Христа в тот момент, когда Он прикладывает брение к глазу слепца. Христа сопровождают его ученики - здесь их двенадцать. Иногда может изображаться толпа любопытных. Слепец, порой в лохмотьях, держит палку. Его излечение традиционно символизируется вторым его изображени­ем - на сей раз уже зрячего, отбрасывающего теперь ненужную ему палку.

Изображение слепорожденного одновременно в двух ипостасях - еще сле­пым и уже прозревшим, как мы видим это у Дуччо, - может быть причиной ошибочного толкования этого сюжета как основанного на рассказе Матфея, у которого речь идет о двух слепцах, которых Иисус излечил около Иерихона: «(29) И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. (30) И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (31) Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (32) Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? (33) Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. (34) Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20:29-34). Однако если мы применим нашу таблицу, то сразу убедимся в том, что наличие, во-первых, городского пейзажа и, во-вторых, купальни, изображаемой всегда в виде небольшого бассейна, как у Дуччо, или фонтана, однозначно определяет литературный источник - это рассказ Иоанна. Выбор Дуччо именно этого рассказа обосновывается, по-видимому, следующими соображениями. В контексте всего цикла росписи алтаря «Маэста», сюжеты главной панели которого - Страсти Христа - разворачиваются в Иерусалиме, художнику важно было, чтобы и это чудо произошло в этом городе. Из всех рассказов, как мы видели, только Иоанн помещает этот эпизод в Иерусалим. И несмотря на то что по времени это чудо произошло в более ранний приход Христа в Иерусалим - на празднике Кущей, - художник предпочел перенести его в контекст событий последнего посещения Христом этого города, вместо того чтобы выбрать рассказ, не имеющий к Иерусалиму вообще никакого отношения. История живописи знает подобные примеры переноса евангельского сюжета из одного контекста в другой; ср., в частности, перенос изображения Закхея, главного сборщика податей в Иерихоне, забравшегося там на смоковницу, дабы увидеть проходя­щего мимо Христа, в Иерусалим в сюжет Вход в Иерусалим. Этот перенос стал столь традиционным, что д-р Эрик Нюстрем, автор Библейского словаря, без всяких оговорок утверждает - вопреки Евангелию, - что Закхей влез на смоковницу в Иерусалиме (Нюстрем Э ., с. 150). Художники пользовались таким переносом с целью усилить эффектность этого торжественного Входа; см. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ . Кстати, за исцелением слепца в Иерихоне у Луки непосред­ственно идет рассказ о Закхее (Лк. 19:1-10). Известны случаи, когда два этих события оказываются соединенными на одной картине.

В изображениях рассказа Иоанна тоже встречаются примеры подобного переноса: иногда над Силоамской купелью парит Ангел и длинным жезлом возмущает воду. Его присутствие в этом эпизоде никак не оправдывается рассказом Иоанна: Ангел перенесен сюда из другого рассказа - об исцелении расслабленного в купальне у Овечьих ворот.

Аналогичная процедура - то есть приложение данной таблицы к сцене исцеления - прояснит обстоятельства исцеления слепого, изображенного Лукасом ван Лейденом (Лукас ван Лейден ): слепец один, действие происходит вне города, присутствуют ученики и другой народ - все это соответствует лишь второму рассказу Марка (10:46-52) и рассказу Луки.

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Неизвестные мастера. Исцеление двух слепцов. Мозаика (VI век). Равенна. Церковь Сант Аполлинаре Нуово.


Неизвестный раннехристианский мастер. Исцеление слепорожденного. Рим. Ватикан. Музей священныхпредметов.

Дуччо. Исцеление слепого в Иерусалиме у купальни Силоам (1308-1311; фрагмент алтаря «Маэста»). Лондон. Национальная галерея.

Лукас ван Лейден. Исцеление иерихонского слепца (1531). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

© Александр МАЙКАПАР

Исцеление слепорожденного

Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).

Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.

Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: "Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?"

Иисус Христос ответил: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ".

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.

Потом Спаситель сказал слепому: "пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит "посланный").

Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.

Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.

Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: "не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?"

Одни говорили: "это он". Другие говорили: "только похож на него". Сам же он говорил: "это я, тот самый, который был слеп".

Тогда все стали спрашивать его: "как же открылись у тебя глаза?"

Исцеленный ответил: "Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел".

Его спросили: "где этот Человек?"

Исцеленный ответил: "не знаю".

Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.

Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.

Исцеленный сказал им: "брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу".

Некоторые же из фарисеев стали говорить: "не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы".

Другие же говорили: "как может человек грешный творить такие чудеса?"

И была между ними распря.

Затем опять спросили исцеленного: "ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?"

Исцеленный же сказал им: "Это Пророк ".

Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: "это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?"

Родители исцеленного отвечали им: "мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет".

Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.

Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: "Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)".

Исцеленный же сказал им: "грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу".

Фарисеи стали снова спрашивать его: "что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?"

Исцеленный ответил: "Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?"

Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: "ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он".

Тогда исцеленный сказал им в ответ: "это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего".

Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: "во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?"

И выгнали его вон.

Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: "ты веруешь ли в Сына Божия?"

Исцеленный спросил: "а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?"

Иисус Христос сказал ему: "и видел ты Его, и Он говорит с тобою".

Тогда исцеленный с великою радостью сказал: "верую, Господи!" и поклонился Ему.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1-38.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО. Однажды Иисус, остановившись с учениками возле храмовых ворот, увидел среди нищих и калек, собиравших подаяние, красивого юношу, почти отрока, с высоко закинутым, как у всех слепцов, лицом.Острая жалость пронзила его сердце, и он подошел к

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Исцеление слепорожденного. Ин. 9: 1-41 Приближался праздник Обновления. Христос с учениками в это время находился в Иерусалиме. Однажды, выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Обращаясь к Христу, они спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или

Из книги Из глубин греха в отчий дом: Проповеди, интервью, доклады автора Малин Игорь

ИСЦЕЛЕНИЕ СЛЕПОРОЖДЕННОГО (Евангелие от Иоанна 9:1–38) Вслед за учениками Христовыми, наверное, и мы можем задать справедливый вопрос Господу: «Кто виноват Господи, что он слеп? Кто согрешил он, или его родители?». А в ответ в очередной раз услышать недоуменные слова

автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исцеление слепорожденного Однажды, когда Иисус находился в Иерусалиме, творил чудеса и проповедовал Свое учение, Его враги пришли в такую ярость, что хотели побить Его камнями. Но Он ушел от них и, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили:

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Исцеление слепорожденного Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком,

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Исцеление слепорожденного Ин. 9, 1–41 После этой беседы, возбудившей яростный гнев врагов господа Иисуса Христа, он желал вразумить их поразительным чудом исцеления слепорожденного, проявив в себе творческую власть над человеческим естеством. Проходя, Oн увидел человека,

Из книги О слышании и делании автора Сурожский Митрополит Антоний

Исцеление слепорожденного (Неделя 6-я по Пятидесятнице) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. До встречи с Христом слепорожденный никогда ничего не видел. Все было темно, обо всем он должен был догадываться ощупью, воображением; реального, ясного видения у него не было. И

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Исцеление слепорожденного (Иоан. 9:1-41). Об этом великом чуде, совершенном, по-видимому, тут же в храме, сразу после беседы Господа с иудеями о Своем Божественном происхождении и достоинстве, повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев

Из книги Евангелие от Иоанна автора Милн Брюс

15. Шестое чудо - исцеление слепорожденного: постскриптум (9:1–41) Данная глава считается наиболее целостной в Евангелии от Иоанна. События, описанные в ней, полностью сосредоточены вокруг «знамения» исцеления - дарования зрения человеку, слепому от рождения. Праздник

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

15. Шестое чудо - исцеление слепорожденного (9:1-41) 1. «Данная глава считается наиболее целостной в этом Евангелии». Почему?2. В чем заключается заблуждение людей по поводу страдания и греха? Какой взгляд считается правильным?3. «Существование человеческих страданий и

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1. И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Христос, проходя по дороге из храма, увидал человека, слепого от рождения, который, вероятно, сидел в воротах храма вместе с другими нищими слепыми (ср. Деян. 3:2). Что встреча с

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Исцеление слепорожденного Однажды Иисус, идя по городу, увидел человека, слепого от рождения. 2 «Равви, - спросили ученики Его, - почему родился этот человек слепым? Кто согрешил: сам он или родители его?»3 «Ни сам не виноват он, ни родители его, - отвечал Иисус. - Как бы

Из книги Четвероевангелие автора Серебрякова Юлия Владимировна

Исцеление слепорожденного Приближался праздник Обновления храма. Христос с учениками в это время находился в Иерусалиме. Однажды в субботу, выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Обращаясь к Христу, они спросили Его: «Равви! Кто

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

3.6. Исцеление слепорожденного В одну из суббот выйдя из храма, ученики увидели нищего, который от рождения был слепым. Обращаясь к Христу, они спросили Его: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9: 2). Иисус Христос ответил: «Не согрешил ни он, ни

Из книги автора

Исцеление слепорождённого В Иерусалиме возле храма стоял мальчик, слепой от рождения, и просил милостыню. Он стоял здесь с тех пор, как начал ходить. Все уже привыкли видеть его здесь и всегда подавали ему.Здесь и увидел его Иисус Христос, подошёл и сказал:– Ты будешь



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS