Главная - Ванная комната
Какая сура была ниспослана первой. Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду (ﷺ)
27 Ekim 2016 - 12:27 - Просмотрено 8332 раз.

Чтение Корана укрепляет наш иман, очищает сердце и помогает нам достичь приближения к нашему Творцу посредством Его слов. Ниже представлены 100 интересных фактов о Коране, которых вы могли не знать.

1. Что значит слово «Коран»?

2. Где впервые был ниспослан Коран?

В пещере Хира (Мекка).

3. В какую ночь было ниспослано первое откровение Корана?

В Лайлятуль­Кадр (Ночь Предопределения. в месяц Рамадан.

4. Кто ниспослал Коран?

5. Через кого было ниспослано откровение Корана?

Посредством Ангела Джабраиля.

6. Кому был ниспослан Коран?

Последнему посланнику Аллаха (мир ему).

7. Кто взял ответственность за сохранность Корана?

8. При соблюдении каких условий можно прикасаться к Корану?

Человек, касающийся Корана, должен быть в состоянии ритуального омовения.

9. Какая книга читается больше всего?

10. Какова главная тема Корана?

11. Каковы другие имена Корана согласно самому Корану?

Аль-­Фуркан, Аль-­Китаб, Аль-­Зикр, Аль-­Нур, Аль-­Худа.

12. Сколько сур Корана было ниспосланы в Мекке?

13. Сколько сур Корана было ниспосланы в Медине?

14. Сколько манзилей в Коране?

15. Сколько джузов в Коране?

16. Сколько сур в Коране?

17. Сколько руку (составных частей. в Коране?

18. Сколько аятов в Коране?

19. Сколько раз слово «Аллах» повторяется в Коране?

20. Какое писание является единственным религиозным текстом, где язык его ниспослания, включая диалекты, используется и в наши дни?

21. Кто является первым хафизом Корана?

Пророк Мухаммад (мир ему).

22. Сколько хуффаз (хафизов. было к моменту смерти Пророка (мир ему)?

23. Сколько аятов, после чтения которых нужно совершать саджда?

24. В какой суре и аяте впервые сказано о саджда?

Сура 7 аят 206.

25. Сколько раз в Коране сказано о намазе?

26. Сколько раз в Коране сказано о милостыне и саадака?

27. Сколько раз в Коране Всевышний обращается к Пророку Мухаммаду (мир ему) как Йа­Айю­Хан­Наби?

28. В каком аяте Корана Пророк Мухаммад (мир ему) назван как Ахмад?

Сура 61 аят 6.

29. Сколько раз имя Расулюллах упомянуто в Коране?

Мухаммад (мир ему) – 4 раза. Ахмад (мир ему) – 1 раз.

30. Имя какого пророка (мир ему. упомянуто в Коране больше всех?

Имя пророка Мусы (мир ему) – 136 раз.

31. Кто был Катиби­вахи (записывал божественное откровение) Корана?

Абу Бакр, Усман, Али, Заид бин Харис, Абдулла бин Масуд.

32. Кто первым посчитал аяты Корана?

33. По чьему совету Абу Бакр решил собрать Коран в единое целое?

Умар Фарук.

34. По чьему приказу Коран был составлен в письменной форме?

Абу Бакр.

35. Кто придерживался чтения Корана в стиле курайшитов?

36. Сколько копий, составленнах Усманом, сохранились в настоящем?

Только 2 копии, одна из которых хранится в Ташкенте, другая – в Истанбуле.

37. Какую суру Корана Пророк Мухаммад (мир ему) произнес во время намаза, услышав которую Хазрат Джабир бин Мусим принял ислам?

52 Сура Корана Ат-­Тур.

38. После произнесения какой суры Пророком Мухаммадом (мир ему), один из его врагов Утба пал ниц?

Первые пять аятов 41 суры Фуссылят.

39. Какая согласно Корану самая первая и древняя мечеть?

40. На какие две группы разделяет человечество Коран.

Верующие и неверующие.

41. О ком в Коране Всевышний Аллах сказал, что его тело останется остерегающим примером для будущих поколений?

О Фараоне (10: 91­92).

42. Кроме тела фараона, что останется для будущих поколений в качестве предостерегающего примера?

Ковчег Нуха.

43. Куда пристал ковчег Нуха после крушения?

К горе аль­-Джуди (11:44).

44. Имя какого сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему) упомянуто в Коране?

Заид бин Хариса (33:37).

45. Имя какого родственника Пророка Мухаммада (мир ему) упомянуто в Коране?

Его дядя Абу Лахаб (111:1).

46. Имя какого посланника Аллаха (мир ему. упоминается по имени матери?

Пророка Исы: Иса бин Марьям.

47. Какое перемирие было названо Фатх­хум­Мубин и произошло без сражения?

Соглашение Худайбийа.

48. Какие имена используются в Коране для обозначения шайтана?

Иблис и Аш-­шайтан.

49. К каким существам Коран относит Иблиса?

К джиннам.

50. Какие виды поклонения были предписаны Аллах народу Бани Исраиль, которые были продолжены мусульманской умой?

Намаз и закят (2:43).

51. В Коране неоднократно сказано об определенном Дне. Что это за день?

Судный день.

52. Кто были те люди, которыми был доволен Всевышний Аллах, а они довольны им, как сказано в Коране?

Сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему) (9:100).

53. Какую суру называют «Сердце Корана»?

Суру Ясин (36)

54. В каком году в Коране появились гласные?

43 по хиджре.

55. Кто были первые люди, изучавшие Коран?

Асхабу Суффа.

56. Как называется университет, где впервые был открыт факультет Корана?

Мечеть Пророка (мир ему).

57. Как в Коране упомянуты те, кто были избраны Всевышним для того, чтобы нести Его послание человечеству?

Наби (Пророк) и Расуль (Посланник).

58. Каким должен быть человек с точки зрения Корана?

Му’мин («Уверовавший»). Если «иман» и «ислам» имеют одно и то же значение, а именно, если «ислам» понимать как принятие сердцем всех предписаний ислама, то тогда каждый мумин (верующий) – это муслим (покорившийся, предавшийся Аллаху), а каждый муслим – есть мумин.

59. В чем измеряется достоинство человека в соответствии с Кораном?

Таква (Богобоязненность).

60. Какой самый большой грех с точки зрения Корана?

61. Где в Коране вода названа местом, где зародилась жизнь?

Сура Аль­-Анбия, аят 30 (21:30)

62. Какая сура Корана является самой длинной?

Сура аль­-Бакара (2).

63. Какая сура Корана является самой короткой?

Аль­-Каусар (108).

64. Сколько лет было Пророку Мухаммаду (мир ему), когда ему было ниспослано первое откровение?

65. На протяжении какого времени Пророк (мир ему) получал откровения в Мекке?

66. Сколько лет ниспосылались суры Корана Пророку (мир ему) в Медине?

67. Где была ниспослана первая сура Корана?

68. Где была ниспослана последняя сура Корана?

В Медине.

69. Сколько лет длилось ниспослание Корана?

70. Какая сура читается в каждом ракаате намаза?

Аль-­Фатиха.

71. Какая сура определена Всевышним как дуа?

Аль­-Фатиха.

72. Почему сура Аль­-Фатиха находится в начале Корана?

Это ключ Священного Корана.

73. Какая сура Священного Корана была ниспослана полностью и стала первой в Коране?

Сура Аль­-Фатиха.

74. Имя какой женщины упоминается в Коране?

Марьям (р.а.).

75. В какой суре Корана содержится максимальное количество инструкций?

Сура аль­-Бакара (2).

76. Где и когда Пророк Мухаммад (мир ему) и Джабраиль (а.с.) встретились во второй раз?

В пятницу, 18 Рамадана в пещере на горе Хира.

77. Какой период был между первым и вторым откровением?

2 года и 6 месяцев.

78. Какая сура не начинается с «Бисмиллях»?

Сура ат­-Тауба (9)

79. В какой суре Корана «Бисмиллях» повторяется дважды?

Сура ан­-Намль (1 и 30 аяты).

80. Сколько сур Корана названо по именам пророков?

Сура Юнус (10);
Сура Худ (11);
Сура Юсуф (12);
Сура Ибрахим (14);
Сура Нух (71);
Сура Мухаммад (47).

81. В какой части Корана находится аят аль­Курси?

Сура аль­-Бакара (2:255).

82. Сколько имен Всевышнего упомянуто в Коране?

83. Имена каких людей, не бывших пророками, упомянуты в Коране?

Лукман, Азиз и Зулькарнайн.

84. Сколько сподвижников участвовали в создании единого мусхафа Корана в правление Абу Бакра (р.а.)?

75 сподвижников.

85. Какую книгу заучивают наизусть миллионы людей по всему миру?

Священный Коран.

86. Что джинны, которые услышали аяты Корана, сказали друг другу?

Мы услышали неповторимую речь, который показывает истинный путь, и мы уверовали в него.

87. Какой перевод Корана на русском является самым популярным?

Перевод Османова, Саблукова, Крачковского.

88. На сколько языков переведен Коран?

Более чем на 100 языков.

89. Сколько пророков поименно упомянуто в Коране?

90. Каково будет согласно Корану наше положение в Судный День?

Каждый из нас будет в состоянии тревоги и беспокойства.

91. Какой пророк, упомянутый в Коране, являлся пророком в четвертом поколении?

Пророк Ибрахим (мир ему).

92. Какая книга отменила все старые правила и установления?

93. Что Коран говорит о богатстве и состоянии?

Они являются испытанием веры (2:155).

94. Кто согласно Корану, является «хаатамун набийин» (последним пророком)?

Пророк Мухаммад (мир ему).

95. В какой книге сказано о сотворении мира и конце света?

96. Как в Коране по­другому назван город Мекка?

Бакка и Баладул Амин.

97. Как еще в Коране называется город Медина?

98. Согласно Корану, чей народ назван как «Бани Исраил»?

Народ Пророка Йакуба (мир ему), также известного как Исраиль.

99. Какие мечети упомянуты в Коране.

В Коране упомянуты 5 мечетей:

a. Масджид аль-­Харам
б. Масджид ­уль-­Зирар
в. Масджид ­уль-­Набави
г. Масджид ­уль­-Акса
д. Масджид Куба

100. Имена каких ангелов упомянуты в Коране:

В Коране упомянуты имена 5 ангелов:

a. Джабраиль (2:98)
б. Микаил (2:98)
в. Харут (2:102)
г. Maрут (2:102)
д. Maлик (43:77)

Cайда Хайат

Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл):

«То, (с чем ты был послан от Аллаха,) — Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!) » (Сура «Аль-Бурудж», аяты 21-22 (85:21-22)).

Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.

Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).

Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.

Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод — и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием — и это происходило постепенно (Сура «Аль-Иткан», аят 41 (1:41)).

Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это — последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.

Имам Заркани в «Манахиль аль-Ирфан» дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза («Манахиль-Ирфан», 1:39).

Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).

Ниспослание первых аятов

Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры «А’ляк». Согласно «Сахиху» Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.

Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: «Читай ! » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Я не могу читать» . Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

«Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: «ЧИТАЙ». Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: «ЧИТАЙ», — и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого » (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-5 (96:1-5)).

Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры «Аль-Муддассир». С тех пор процесс откровений снова был продолжен.

Мекканские и мединские

Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят — это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты — это те которые были посланы в Мекке, а мединские — это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.

Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.

Таким образом, аят:

“О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам ” (Сура «Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), —

относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).

Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура «Аль-Муддассир» — полностью мекканская, а сура Ааль Имран — полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры — целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура «Аль-А’раф» – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура «Аль-Хаджж» — мединская, но 4 аята из нее – мекканские.

Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).

Признаки мекканских и мединских аятов

После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.

Универсальные:

1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) — мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.

2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре «Аль-Хаджж» нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.

3. Любая сура, за исключением суры «Аль-Бакара», в которой упоминается история Адама и Иблиса, — мекканская.

4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, — мединская.

5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре «Аль-Анкабут» – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.

Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:

1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) «О люди», в то время как в мединских сурах (смысл) «О те, кто уверовал!»

2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские — длинные и детализированные.

3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.

4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.

5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.

Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.

С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).

Постепенное ниспосылание Корана

Мы уже говорили о том, что Священный Коран не был передан Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха) вдруг и целиком за один раз. Напротив, он передавался порциями в период около 23 лет. Иногда Джибриль, алейхи ссалям, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята. В другие разы за один раз сообщалось несколько аятов. Самая маленькая часть Корана, переданная за один раз, — это غير أولى الضرر(Сура «Ан-Ниса’», аят 94 (4:94)), которая составляет часть более длинного аята. С другой стороны, целая сура «Аль-Ан’ам» была ниспослана за один раз (Тафсир Ибн Касир, 2:122) .

Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос:

«32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша».
33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием
» (Сура «Аль-Фуркан», аяты 32-33 (25:32-33)).

Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже — краткое содержание его слов:

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.

2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.

4. Большая часть Корана отводится ответам на вопросы, которые задавали люди, а другие части связаны с конкретными событиями. Таким образом, ниспослание этих аятов было своевременным в те моменты, когда задавались эти вопросы или когда происходили эти события. Это увеличивало проницательность мусульман, и, когда Коран открывал то, что было тайным, Истина торжествовала сильней (Тафсир аль-Кабир, 6:336) .

Причины ниспослания

Коранические аяты делятся на два типа.

  1. Первый тип — это аяты, которые Всевышний Аллах ниспослал сами по себе, и они не появились по причине какого-то события и не были ответом на какой-то вопрос.
  2. Второй тип включает те аяты, которые ниспосылались в связи с каким-то случаем. Эти события или вопросы часто называют «обстоятельствами» или «причинами» ниспослания этих аятов. В терминологии муфассиров эти обстоятельства или причины называются асбабу-н-нузуль (буквально — «причины ниспослания»).

К примеру, следующий аят суры «Аль-Бакара»:

«Верующий не должен жениться на многобожнице, пока она не уверует (в Единого Бога). Верующая женщина, будучи рабыней, лучше, чем свободная идолопоклонница, владеющая богатством и наделённая красотой, хотя бы она и нравилась вам » (Сура «Аль-Бакара», аят 221 (2:221)) .

Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.

Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав:

Ислам встал между мной и тобой.

Однако он хотел жениться на ней, если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрит это. По возвращении в Медину Марсад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения жениться на этой женщине. Тогда и был ниспослан этот аят, и брак с идолопоклонницами был запрещен (Асбаб ан-Нузуль – Вахиди 38) .

Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин

[да помилует его Аллах]

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Усулю фи-т-Тафсир» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, да помилует его Аллах.

Перевод на русский язык одной из самых полезных книг о священном Коране для начинающего мусульманина. В начале книги говорится о том, как ниспосылалась Книга Аллаха, о том, что было ниспослано первым, о причинах ниспосылания некоторых аятов, о мекканских и мединских сурах, о записывании Корана и его заучивании, о собрании Корана во времена абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).
Во второй части говорится о том, как ученые разъясняли Коран, на что они опирались, когда писали свои тафсиры, говорится о некоторых разногласиях в понимании аятов.
Далее шейх рассказывает о переводе Корана на различные языки, каково постановление относительно этого.
Затем приводятся биографии известных толкователей Корана из числа сподвижников и тех, кто за ними последовал.
Затем говорится о ясных аятах (мухкам), а также о тех аятах, которые могут быть непонятными для некоторых людей. В чем мудрость этого?
В конце книги говорится о клятвах, которые упоминаются в Коране и о причтах (къассас), которые привел Всевышний Аллах.

5 Зуль Ка’ада, 1433 года по хиджре.

Священный Коран

Шариатское значение слова « القرآن » /Коран/ - это слова Всевышнего Аллаха, которые были ниспосланы Его посланнику, последнему из пророков - Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Этот Коран начинается с суры <<аль-Фатиха>> и заканчивается сурой <<ан-Нас>> Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Мы ниспослали тебе Коран частями». (Сура аль-Инсан, аят 23) А также: «Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его». (Сура Йусуф, аят 2)
Всевышний Аллах защитил этот Великий Коран от изменений, добавлений и убавлений. Сам Всевышний Аллах взял на Себя сохранность этой Книги, сказав:
«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (Сура аль-Хиджр, аят 9)
Прошло множество веков, и кто бы из врагов Аллаха не попытался изменить что-либо в этой Книге, что-либо добавить или убавить, Аллах непременно опозорил их и выявил их дело.
Всевышний Аллах описал эту Книгу множеством качеств, которые указывают на её величие, благодать (барака), на следы, которые она оставляет, и на то, что она вобрала в себя всё. Эта Книга является судьей над всеми Писаниями, которые были ниспосланы до неё.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы даровали тебе семь часто повторяемых (сур или аятов) и великий Коран». (Сура аль-Хиджр, аят 87)

А также:«Клянусь славным Кораном!» (Сура Къаф, аят 1)
Всевышний Аллах также сказал:
«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (Сура Сад, аят 29)

А также:«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, - и тогда вы будете помилованы». (Сура аль-Ан‘ам, аят 155)

А также: «Воистину, это - благородный Коран». (Сура аль-Уакъи‘а, аят 77)

А также:«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь». (Сура аль-Исра, 9)
Всевышний Аллах также сказал:
«Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили». (Сура аль-Хашр, аят 21)

А также:«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими». (Сура ат-Тауба, аяты 124-125)

А также:«(Скажи:) «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет»». (Сура аль-Ан‘ам, аят 19)

А также:«Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великий джихад (то есть джихад посредством довода и доказательства)». (Сура аль-Фуркан, аят 52)
Всевышний Аллах также сказал:«Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль, аят 89)
Всевышний Аллах также сказал:«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах». (Сура аль-Маида, аят 48)
Этот благородный Коран является основой исламского шари‘ата. С ним был послан Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям.

Всевышний Аллах сказал:
«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров». (Сура аль-Фуркъан, аят 1)

А также:«Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету - на путь Могущественного, Достохвального Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе от тяжких страданий неверующим». (Сура Ибрахим, аяты 1-2)
Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) также является основой шари‘ата, ибо это подтвердил сам Коран. Всевышний Аллах сказал:
«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем». (Сура ан-Ниса, аят 80)

А также:«А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение». (Сура аль-Ахзаб, аят 36)

А также: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам». (Сура аль-Хашр, аят 7)

А также:«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»». (Сура али Имран, аят 31)

Ниспослание Корана

Первый раз Коран был ниспослан в Ночь Предопределения в месяце Рамадан. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения». (Сура аль-Къадр, аят 1)

А также:«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела». (Сура ад-Духан, аяты 2-3)

А также:«В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». (Сура аль-Бакара, аят 175)
Когда впервые снизошел Коран, пророку (мир ему и благословение Аллаха) было сорок лет по более известному мнению у обладателей знания. Это мнение передается от ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), ‘Ата (ибн Аби Рабаха), Са‘ида ибн аль-Мусеййиба и других. Это такой возраст, когда человек достигает благоразумия (зрелости), совершенного разума и понимания.
Джибриль снизошел от Всевышнего Аллаха к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с Кораном. Джибриль - это один из приближенных, обладающих почетом, ангелов. Всевышний Аллах сказал о Коране:
«Воистину, это - Ниспослание от Господа миров. Верный Дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке». (Сура аш-Шу‘ара, аяты 192-195)
Джибриль (мир ему) описан восхваляемыми и великими качествами. Из них: великодушие, мощь, близость ко Всевышнему Аллаху, верность, прекрасный облик и чистота от всякого недостатка. Он обладает высоким местом и почётом среди других ангелов. Посредством всех этих качеств Джибриль заслужил то, чтобы быть посланцем к посланникам Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:
«Это - слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного». (Сура ат-Такуир, аяты 19-21)

А также:«Научил его (Мухаммада) обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он вознесся на наивысшем горизонте». (Сура ан-Наджм, аяты 5-7)

А также:«Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (Сура ан-Нахль, аят 102)
В этих аятах Всевышний Аллах поведал нам о качествах Джибриля. Джибриль снизошел с Кораном от Всевышнего Аллаха. Это указывает на величие Корана, так как того, кто является великим, посылают только с чем-то великим.

Первое, что было ниспослано из Корана

Самыми первыми были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Всевышний Аллах сказал в них:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь - Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости - научил человека тому, чего тот не знал». (Сура аль-‘Алякъ, аяты 1-5)
После этого откровение прекратилось на некоторое время, а затем были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-Муддасир». В них Аллах говорит:
«О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!» (Сура аль-Муддасир, аяты 1-5)
Сообщается, что мать правоверных ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала в длинном хадисе о том, как было ниспослано первое откровение:
«…это продолжалось до тех пор, пока ему не открылась истина, когда он находился в пещере на горе Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” - на что он ответил: “Я не умею читать!”». аль-Бухари, 3; Муслим, 160.

Тогда были ниспосланы первые пять аятов из суры «аль-‘Алякъ». Также сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах рассказал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Как-то раз я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел явившегося ко мне в пещеру на горе Хира ангела, который сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось:
“О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…”» аль-Бухари, 4; Муслим, 161.
Сообщается также, что Абу Саляма ибн ‘Абду-р-Рахман спросил Джабира:
«Что из Корана было ниспослано первым?» Джабир ответил:«Это аяты: «О завернувшийся!…»» Тогда Абу Саляма сказал: «Но мне говорили, что первыми были ниспосланы аяты«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее…» Джабир ответил: «Я сообщил тебе только то, что сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «Я пребывал некоторое время в пещере на горе Хира, а затем начал спускаться оттуда…»». И в конце хадиса сказано, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я сказал Хадидже: «Укройте меня и облейте холодной водой». И тогда мне были ниспосланы аяты: «О завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись!»». аль-Бухари, 4924; Муслим, 161.
Джабир сказал о том, что первыми были ниспосланы аяты из суры «аль-Муддасир», имея в виду, что они были ниспосланы первыми после перерыва, который наступил в откровении, или же он имел в виду то, что эти аяты были ниспосланы первыми после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже стал посланником. Ведь, после ниспослания первых пяти аятов из суры «аль-‘Алякъ» Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) стал пророком, а после ниспослания аятов из суры «аль-Муддасир», он стал посланником. Поэтому ученые говорят: «Аллах сделал его пророком, ниспослав аят «Читай!», и сделал его посланником, ниспослав аят «О завернувшийся!»».

Всевышний ниспослал Священный Коран в качестве назидания и путеводной звезды всем людям в этом мире. Праведный путь, который знаменуется успехом как в этой жизни, так и в Судный день, основан на вере в Единого Господа.

В Коране верующие могут найти основополагающие правила и принципы, которым должна соответствовать их жизнь для постижения довольства Создателя. При этом, ниспосылая людям новые аяты Священного Писания, Аллах руководствовался исключительно собственной волей и не был ограничен какими-либо рамками.

Нам недоступны подлинные причины ниспослания большого количества аятов. Однако есть и те, у которых известны обстоятельства, предшествовавшие ниспосланию, причём в ряде случаев они указаны в самой Книге.

В коранических науках есть специальный термин, который характеризует причины ниспослания - «сабаб (во множественном числе «асбаб») ун-нузул». Буквально это выражение так и переводится - «причина ниспослания». Но под словом «нузул» часто понимается также само Откровение Всевышнего - Священный Коран. В целом же причиной ниспослания служит какой-то вопрос, историческое событие, которое обусловило появление аята или целой суры.

Причины ниспослания имеются только у тех аятов, которые были непосредственно связаны с теми или иными событиями в период жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.). Именно поэтому мы не знаем подлинных причин появления аятов, в которых рассказывается о жизни предыдущих пророков и посланников Аллаха. Это же касается, например, суры «Слон», в которой повествуется о том, какое наказание Всевышний наслал на войско эфиопского правителя. Приход его армии на слонах к Мекке не являлся причиной ниспослания 105-й суры Священного Корана, а служил лишь в качестве назидания:

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев» (105:1-5)

Часть информации можно найти в хадисах Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), а также разнообразных исторических источниках, в которых приводятся рассказы сподвижников Пророка (с.г.в.). Знание таких причин позволяет мусульманам лучше понять подлинный смысл коранического текста, что, в конечном счёте, служит укреплению веры и усилению богобоязненности человека. Кроме того, это важно для приведения аргументов против возможных нападок на религию, которые периодически происходят со стороны самых разных сил.

В контексте изучения причин ниспослания большую роль играет принцип достоверности передатчиков сведений о том или ином событии. Он покоится на двух базовых правилах:

1) цепочка передатчиков (иснад) должна вести к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) или к одному из сахабов;

2) имеется, как минимум, два правдивых свидетельства о том, почему был ниспослан аят либо сура.

Приведём некоторые примеры причин ниспослания.

1. Историческое событие

Посланник Всевышнего (с.г.в.) созвал своих соплеменников из Мекки после того, как был ниспослан аят из суры «Поэты», в котором говорится:

«Предостереги своих ближайших родственников!» (26:214)

Он обратился к ним и спросил: «Если бы я сейчас сказал вам, что на другом склоне этого холма находятся враги, готовящиеся напасть на вас, вы бы поверили мне?» Люди ответили, что, безусловно, поверили бы, так как Мухаммад (с.г.в.) до начала своей пророческой миссии пользовался уважением едва ли не у всех мекканцев за свою честность. После этого Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) заявил, что все люди находятся перед угрозой серьёзного наказания, если они не перестанут творить бесчинства и не уверуют в единство Творца. После этого Абу Ляхаб начал произносить проклятия на Пророка (с.г.в.), не веря его словам. Вслед за этим была ниспослана сура :

«Да отсохнут руки Абу Лахаба, и сам он уже сгинул. Не помогло ему богатство, и он ничего не приобрёл. Он попадет в пламенный Огонь. Жена его будет носить дрова, а на шее у неё будет плетёная верёвка из пальмовых волокон» (111:1-5)

2. Вопрос

Как-то раз к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) обратилась женщина, которая пожаловалась на своего мужа, не хотевшего вступать с ней в близость из-за её возраста. В качестве оправдания он заявил, что женщина годится ему в матери. После этого Создателем были ниспосланы первые два аята суры :

«Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах - Слышащий, Видящий. Те из вас, которые объявляют своих жён запретными для себя, говорят слова предосудительные и лживые. Их жёны - не матери им, ведь их матерями являются только женщины, которые их родили. Воистину, Аллах - Снисходительный, Прощающий» (58:1-2).

До того, как стать пророком, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) никогда и ничего не говорил о том, что ему будет дано пророчество или будут ниспосланы откровения. И он ни в коем случае не ожидал того, что столкнется с чем-то подобным. Первое откровение пришло ему совершенно неожиданно. Об этом совершенно ясно говорится в Коране:

«Ты не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, но это было милостью от твоего Господа» (аль-Касас 28/86).

Откровение Корана началось в ночь Предопределения в Рамадан, когда пророку Мухаммаду было сорок лет (около 610 год) во время его уединения в пещере Хира рядом с Меккой.

Передается от Айши (радыйаллаху анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, началось с благого видения во сне, и какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, - что выражалось в поклонении Аллаху - в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» - на что он ответил: «Я не умею читать!».

Посланник Аллаха сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!». Я сказал: «Я не умею читать!». Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» - и я снова сказал: «Я не умею читать!». Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - Щедрейший. Он научил посредством письменной трости. Научил человека тому, чего тот не знал».

Ангел Джибриль явился к нему в первый раз в образе человека. Такой вывод можно сделать из хадисов, в которых посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Он обнял меня и крепко сжал».

Затем, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) возвращался с горы Хира к себе домой, то он снова увидел Джибриля (алейхи салям), но на этот раз Джибриль закрывал собой весь горизонт.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, Да Благословит его Аллах и Приветствует:

«О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS