Главная - Отопление
Моление христа в гефсиманском саду. Моление иисуса христа в саду гефсиманском

Войдя в сад Гефсиманский, Господь сказал ученикам Своим: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь там. Молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение».

И взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, пошел в глубь сада, и начал скорбеть, ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, преклонив колена, пал на землю и молился: «Отче Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (то есть предстоящие страдания); впрочем, пусть да будет не как Я хочу, но как Ты».

Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Говорит им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».

Снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими, ибо глаза их отяжелели. Он отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему Ангел с Неба и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».

В это время в сад пришел Иуда – предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами. Это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда договорился с ними: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «Кого ищете?» Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». Спаситель говорит им: «Это Я». От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.

Спаситель снова сказал: «Кого ищете?» Они сказали: «Иисуса Назорея». «Я сказал вам это Я, – ответил Спаситель, – итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут».

Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Святые апостолы хотели защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малх и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: «Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (то есть кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество Ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его и добровольно предал Себя в руки врагов.

В толпе были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним. Позднее апостол Петр проявит малодушие и трижды отречется от Спасителя во дворе первосвященника.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 26, 36-56; Мк. 14, 32-52; Лк. 22, 40-53; Ин. 18, 1-12.

На половине пути к Врубелю, справа от портала отделяющего зал Василия Перова от пейзажистов, находится картина так сильно потемневшая, что ее можно и не заметить. Только линии золотого асиста все еще резко выделяются на темном полотне картины.
Задержимся у этой картины и дадим себе труд рассмотреть ее внимательней. В первую очередь мы увидим выхваченные из мрака лунным лучом руки и голову человека, распростертого ниц. Поза его расслабленна, в нем не чувствуется никакого напряжения. Именно так, "пав на лице свое", жители древней Палестины выражали одновременно и крайнюю степень мольбы, и крайнюю степень покорности. Ранняя весна, и ночи в горах близ Иерусалима еще холодны. Голые еще деревья рассеивают свои тени в свете ночного светила (близится полнолуние) не в силах укрыть одинокую человеческую фигуру, и только одинокий цветок склонился над головой молящегося сына человеческого. А там, справа, за стеной колючих кактусов, которые словно вытягивают свои тоненькие шеи и ждут чего-то, там вдалеке раскинулся древний город. Несмотря на позднюю ночь в окнах домов горит свет. Люди Бога празднуют великий праздник Пасхи. Они не знают еще, что несколько часов назад в неприметной Сионской Горнице Бог дал людям всего мира Новый Завет.
Отойдем ненадолго, чтобы оглянуться и посмотреть на другие картины Перова-Передвижника. Вот за нами: "Сельский Крестный ход на Пасхе" 1861 года и хрестоматийное "Чаепитие в Мытищах" - 1862. Левая стена: "Тройка" (1866) и прекрасные портреты: А.Н. Островский (1871) и Ф.М. Достоевский (1872), далее, охотничьи сюжеты. И вот мы возвращаемся к вершине творчества живописца: картине "Христос в Гефсиманском саду" (1878), "Моление о чаше". Как случилось, что Василий Перов, возмущавший властей своими обличительными сюжетами, обрушивавшийся то на церковную иерархию, то на социальное неравенство, освоивший тонкости психологического портрета, на финальном этапе своего творчества оставил все это, чтобы написать сверхнатуралистического Христа.

Давайте еще раз вглядимся в эту удивительную картину. Таинственный и возвышенное "Гефсиманское моление" стало сюжетом для прекрасных картин многих великих художников. Василий Перов отказывается от традиционных трактовок, принятых в европейской живописи и не изображает Иисуса Христа стоящим на коленях. Его предшественники создавали шедевры, решая пластическую позу и психологию портрета Спасителя в час Его возвышенной молитвы. В картине Перова поза Христа статична. Зритель не видит лица Иисуса, а психологическое состояние передается через изображенный пейзаж. Ходожник ищет реально существующего Иисуса Назаретянина, с другой же стороны он не позволяет себе использовать свой талант портретиста, и тем самым внести фальшь в эту историческую картину.

Вместо натуралистического напряжения Василий Перов вносит в свою картину новый пласт духовной реальности. Крестообразный цветок, склонившийся над Христом и золотой терновый венец над Его головой - эти приемы одинаково чужды и современной Перову академической живописи, ищущей земного образа Сына Человеческого и отказывающейся от изображения Божественного, и иконописи, изображающей Горний Мир и не нуждающейся в аллегории. На картине Перова цветок и венец - это вневременные знаки, символы будущей крестной смерти и воскресения, страдания и увенчания славой. Через сто с лишним лет они не поблекли на этой картине.

____________________

Использованы материалы сайта
Перов Василий Григорьевич // Государственная Третьяковская галерея. - [

Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85.


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192



А. И. Куинджи. 1901 г.

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы - «Христос в саду Гефсиманском».


Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии


Моление о чаше.
Витберг Александр Лаврентьевич. Первая половина XIX века. Холст, масло, 24,5 x 19,2
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Моление о чаше.
Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5
Государственный Русский музей
Поступила в 1897 из Императорского Эрмитажа (приобретена при Николае I).

Картина была написана в Риме между 1834 и 1836 для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова в селе Бобрик Сумского уезда Курской губернии. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. В Эрмитаже находится первоначальный эскиз, который позволяет увидеть, как художник задумывал и совершенствовал свое произведение, работал над композицией, освещением. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). Повторял знаменитую композицию и сам Бруни.


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1836 г. Холст, масло.
Авторское повторение для алтаря церкви св. Екатерины при Императорской Академии художеств.
Картина отреставрирована в 2016 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.


"Моление о чаше", литография В. Тимма с картины Ф. Бруни.
"Русский художественный листок". 1889 г. Техника: литография, бумага. Формат: 49х36,5 см.
Художник: Бруни Федор Антонович. Издатель: Тимм Василий Федорович


Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела)
А. А. Иванов. 1850 г. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки



А. А. Иванов. 1840-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2
Государственная Третьяковская галерея


Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду.
Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5
Ульяновск


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5.
Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге


Моление о чаше.
Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5.
Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

Воскресный день


Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день


Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх - Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке


Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент
В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909-1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США


Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5.
Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше.
Е. Сорокин. 1904 г.


Моление о чаше.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94x72.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея


Моление о чаше.
Неизвестный автор. До XX века


Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками - братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х - первая половина 1890-х гг. Холст, масло.


Моление о чаше.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» - все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Моление о чаше.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах


Моление Господа в Гефсиманском саду.
Клавдий Васильевич Лебедев

Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.
Евангелие от Луки Глава 22, стих 42

После совершения Тайной Вечери - Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, - Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.

Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них - Петра, Иакова и Иоанна - Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.

Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: "душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Евангелие от Марка глава 14, стих 34) .
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты".
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна".

Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.

Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, "явился Ему Ангел с небес и укреплял Его" .

Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
"Вы всё ещё спите и почиваете, - обращается Он к ним, - вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня" .

В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: "Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите".

Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: "Радуйся, Равви", - и поцеловал Спасителя.

В ответ он услышал: "Иуда, целованием ли предаёшь Сына Человеческого?"

Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.

Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". "Это Я", - последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: "оставьте, довольно". И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: "возврати меч твой в ножны, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня; каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь - ваше время и власть тьмы".

Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.

Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: "все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада".

Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.

Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла Глава 2, стих 7


В Гефсиманском саду на коленях стоял
И молился Спаситель Отцу:
«Дорогой мой Отец» - Иисус умолял,
«Пронеси мимо чашу сию».

Волновалась душа и к престолу неслась
Ввысь молитва Иисуса Христа.
Капли пота, как кровь, по ланитам струясь,
Торопливо сбегали с чела.

Черным бархатом землю окутала ночь
И раскинула россыпи звезд.
«Вы бодритесь, друзья, Я прошу вас помочь», -
Он в поддержке нуждался всерьез.

Но сморило мужчин, задремали они,
Только бодрствовал Вышнего Сын.
«Если можно, Отец, Ты решенье смени,
Помоги Своим Словом живым».

В предрассветной тиши глас Иисуса молил,
И смертельно скорбела душа.
«Будет воля Твоя», - Он Отцу говорил,
И поднялся с колен не спеша.

В Гефсиманском саду Божий Сын получил
Подкрепленье и силу Отца.
На Голгофе Спаситель всю волю свершил
Всемогущего Бога Творца.
(Марина Н.)

4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)

После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его » (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими » (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).

Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».

В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня » – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело ».

Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.

Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».

Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».

В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною » – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе» .

Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там ») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».

Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»

И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:

10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».

Из книги Псалтирь автора Давид царь

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1 Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с апостолами перешел Кедронов поток, и все они вошли в большой масличный сад, залитый светом луны. Гефсиманский сад был по склонам Елеонской горы и спускался к

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН Густав Доре. Молитва Иисуса в Гефсиманском садуВ словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин., 12:27- 29) РВ, ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2 По окончании молитвы, в которой Господь наш Иисус Христос предал учеников своих и всех верующих всеблагому промышлению отца небесного, он перешел в сопровождении святых апостолов на восточную

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

2. Гефсиманская молитва. Учение высокопреосвященнейшего митрополита Антония об Искуплении различается от общепринятого церковного учения двумя особенностями:центр тяжести в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится с Голгофы на Гефсиманию;искупительный

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Свет во тьме светит. Размышление о Евангелии от Иоанна автора Георгий Чистяков Священник

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН В словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин. 12:27- 29), ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё.

автора Сахаров Софроний

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Моление о чаше (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1). Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Поток Кедрский, или Кедрон, что значит

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 4 Яко исчезоша яко

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Гефсиманская молитва Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Моление о чаше Из учеников взял он с собой только Петра и обоих сыновей Зеведеевых. И как остались они одни, начал ужасаться и тосковать. И сказал затем им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отошел чуть в сторону, пал лицом на

Из книги Видеть Бога как Он есть автора Сахаров Софроний

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе



 


Читайте:



Морской окунь, запеченный в фольге

Морской окунь, запеченный в фольге

Новый год – большой, весeлый, долгожданный праздник. В нашей семье к нему заранее готовятся, так как уже сложилась такая традиция, что все самые...

Что можно делать с лисичками грибами

Что можно делать с лисичками грибами

Очень вкусные грибы – лисички. Но наверняка, не каждая хозяйка знает, как их правильно готовить. Поэтому самое время узнать об этом. Как готовить...

Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

feed-image RSS