Главная - Ванная комната
Деяния 16. Большая христианская библиотека

Притчи Иисуса Христа

Абельтин Э.А.

В синоптических евангелиях Иисус Христос предстает в окружении простых людей, населявших Галилею, Иудею. Он должен был говорить с ними на понятном для них языке, используя известные им явления и предметы. Отсюда Христос удивительно плодотворно объясняет сложные христианские истины в Своих знаменитых притчах. Этот жанр был хорошо знаком слушателям по Ветхому завету, где аллегории, сравнения занимают большое место.

Объективной причиной рассказа Христа о милосердном самарянине является необходимость конкретизации принципа "возлюби ближнего своего" в Его учении. И здесь неизбежно возникает сопоставление с ветхозаветным "законом". Оппонентом Христа как раз и является "законник", который присутствовал при разговоре Христа с 7-ю апостолами.

Под "книжниками" или "законниками" подразумеваются лица, занимавшиеся изучением Св. Писания (Ветхого Завета). Им давалось еще почетное название раввинов. Эти "толкователи отеческих законов" ведали вообще книжным делом, включая и частную переписку. В народе книжники пользовались очень большим влиянием.

Текст притчи содержится в евангелии от Луки (гл. 10, стихи с 25 по 37). Не пересказывая здесь содержание притчи, обратимся к комментариям отдельных выражений.

29. "Желая оправдать себя". Законник очутился в довольно стесненном положении: он, оказалось, знает, что нужно делать, и все-таки спрашивает! Поэтому он хочет показать, что вопрос его имел смысл, что и в том решении его, какое он дает этому вопросу, согласно с Христом, есть еще что-то недоговоренное. Именно, неясно еще, кто же ближний, которого нужно любить... В законе Моисея, конечно, под "ближним" подразумевался единоплеменник, но также и в отношении к "чужому" необходимо было "любить его как самого себя". Законник ожидал, что Христос, преимущественно, оттенит в Своем ответе любовь к чужим, чем к своим иудеям, а это могло уронить Его в глазах соплеменников: большинство иудеев понимало заповедь о любви в смысле узком, ограниченном их народностью.

30. В ответе на вопрос законника Господь рассказывает ему об одном человеке, который, идя из Иерусалима в Иерихон, попался в руки разбойников, которые ограбили и при этом изранили его, бросив на дороге. Из контекста речи можно заключить, что Господь под ограбленным имел в виду иудея. Иерихон был отделен от Иерусалима пустыней, которая была очень опасна для путешественников, так как там ютились разбойники.

31. Проходивший тут случайно священник прошел мимо: вероятно он сам боялся подвергнуться участи ограбленного. Господь ставит на первое место в рассказе священника, потому что священники должны были служить примером исполнения закона вообще и закона милосердия в частности.

32. Левиты также принадлежали к числу учителей народа (потому они и были расселены Моисеем по разным городам Палестины), и однако, левит, посмотревший на раненого, также ушел своею дорогой, не сделав ничего для несчастного.

33-35. Только самарянин (житель соседней Самарии, где запрещено было проповедовать иудеям, как и в среде язычников, хотя самаряне признавали закон Моисея, но иудеи относились к ним с презрением) обратил внимание на раненого. Тем более, что самарянин - человек, которому, казалось, совсем не следовало заботиться об иудее. Он сжалился над несчастным, перевязал ему раны, возлил на них, как советовала тогдашняя медицина, вино и елей и, посадив на своего осла, отвез в гостиницу (караван-сарай, где был и хозяин, принимавший гостей). На другой день, уезжая, он поручил раненого заботам хозяина, давши ему при этом немного денег - два динария, в надежде скоро опять вернуться и тогда совсем рассчитаться с хозяином.

36-37. Теперь Христос, по-видимому, должен был сказать законнику: "видишь из примера самарянина, кто твой ближний? Это всякий человек, к какой бы нации он ни принадлежал". Но Господь не так ставит дело. Вопрос о том, кто ближний каждому из нас, господь оставляет в стороне, как вполне ясно решенный приведенным выше рассказом. Он дает законнику другой вопрос - не теоретический, а практический: кто из трех, прошедших мимо раненого, оказался ему ближним, т.е. кто исполнил в отношении к нему требование любви, какое внушает закон всем и каждому? На этот вопрос законник отвечает: "оказавший ему милость". Прямо сказать - "самарянин" ему не хотелось. Господь тогда отпускает его, советуя поступать подобно самарянину. Таким образом, Господь уходит с почвы теоретических рассуждений и споров, которым, конечно, и конца не было бы, и сводит весь вопрос к тому, как естественное чувство человека решает вопрос, поставленный законником. В рассказе о милосердном самарянине Господь имел целью показать законнику на великую бездну, разделяющую знания и действия, на то, как мало отвечала сама жизнь его нравственному понятию о любви к ближнему. Тот, кто спрашивал: "кто мой ближний?" кто желал для себя предварительно полного изложения обязанностей к ближнему, тот обнаруживал тем самым, как мало он понимает любовь, сущность которой состоит в том, что она не знает никаких пределов, кроме своей невозможности идти далее.

Обыкновенно принято этот рассказ о милосердном самарянине называть притчею. Но, собственно говоря, этот рассказ не подходит под категорию притч. Притчу еще нужно изъяснять, применять содержащийся в ней случай к тому вопросу, о каком идет речь. Таковы, например, притчи о сеятеле, о горчичном зерне и т.д. Здесь же никакого объяснения не требуется. Господь просто берет случай, весьма возможный, поучительность которого ясна всем и каждому, и делает этот случай уроком истинного милосердия. Это, так сказать, примерный рассказ о том, в чем состоит настоящая любовь к ближнему.

Вопросы, направленные на уяснение моральных позиций христианства:

Почему законник выступает оппонентом Христа?

В чем формальность любви к ближнему у законника?

В чем совпадение истинно человеческого и Христова понимания любви?

К каким выводам хочет подвести Христос законника и людей вообще?

Есть ли разница в понимании этого чувства в Ветхом Завете и христианами?

Притча о блудном сыне. В прекрасной притче о блудном сыне Христос дает ответ на возражения фарисеев по поводу благосклонного отношения Христа к грешникам и вообще недостойным людям. Как отец, обнимающий возвратившегося к нему непокорного сына, Бог принимает кающегося грешника с великой радостью. Обыкновенным людям непонятна эта радость, - и это прекрасно изображено под видом ропота сына, оставшегося в доме отца, когда тот узнал, как ласково принял его отец вернувшегося брата.

Таким образом, цель притчи предельно ясна: Христос хочет показать, что Он, как и Бог, любит грешников и хочет спасти их, а фарисеи этому противятся и поступают в этом случае совершенно безжалостно в отношении к этим грешникам, которые им - братья.

Напрасно поэтому искать какого-либо другого смысла в этой притче, и все аллегорические истолкования ее могут иметь только духовно-нравственное применение, но не находят для себя прямого обоснования в самой притче. А таких опытов изъяснения очень много. Так, одни толкователи подразумевают под старшим сыном - иудеев, а под младшим, блудным - язычников в их отношении к христианству. Другие - под обоими братьями разумеют праведников и грешников и т.д.

Притчу с учениками можно рассматривать поэпизодно:

Уход младшего сына из отцовского дома.

Бедствия в далекой стране.

Покаяние.

Возвращение к отцу.

Недостойное поведение старшего сына.

Теперь обратимся к комментариям отдельных мест из притчи. Изложение притчи лучше взять из евангелия от Луки (гл. 15). Нумерация комментариев совпадает с нумерацией стихов из указанной 15-й главы.

12. По еврейскому наследственному праву младший сын по смерти отца получал половину того, что шло в пользу старшего. Отец мог и не дать сыну заранее его часть, но все-таки, по своему разумению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына и заранее разделил имение между обоими сыновьями, причем остался владетелем доли, предназначенной старшему, который по-прежнему оставался в доме отца.

13. По прошествии немногих дней. Здесь можно увидеть признак деликатности в отношении к отцу со стороны младшего сына: он стеснялся сразу же оставить отцовский дом. Но можно в этих словах видеть указание и на то, что по получении имения, в младшем сыне очень скоро возбудилась жажда пожить в свое удовольствие вдали от отца. - Собрав все. Именно то, что он получил как свою часть наследства - вещи и деньги. - Живя распутно. У классиков это выражение означает расточителей отцовского наследства. Поэтому младшего сына называют иногда "расточительным сыном". Правильнее это выражение принимать за обозначение беспечной, распущенной жизни в самом широком смысле этого слова.

14-16. Младший сын скоро прожил свое состояние, а в это время по всей стране, где он очутился, начался голод. Нечем было ему питаться, и он должен был наняться к одному из жителей той страны в пастухи (свинопасы). Это занятие - самое низкое с точки зрения иудея, который свинью по закону считал нечистым животным. Но хозяин, очевидно, давал своему пастуху мало пищи, и тот вынужден был рвать стручки с так называемого "хлебного дерева Иоанна Крестителя". Стручки эти имели форму рожков, почему и названы здесь рожками. Их ели и свиньи.

17-19. Пришедши же в себя. Нужда заставила блудного сына одуматься и прежде всего вспомнить об отцовском доме, о котором он совсем забыл и который представился ему теперь во всем контрасте с его настоящим положением. Там даже наемники имеют много хлеба, а он, сын хозяина этого дома, умирает с голоду! Поэтому он решается пойти к отцу своему и покаяться перед ним в том, что оставил его. - Против неба. Небо представляется здесь как местопребывание Божества и чистых Духов - оно, можно сказать, олицетворяется. Высший небесный мир представляется оскорбленным грехами блудного сына. - И перед тобою. Так как грешим мы в собственном смысле только против Бога, то если сын называет здесь себя согрешившим перед лицом отца, то понимает в этом случае отца как представителя Бога.

20-24. Блудный сын тотчас же исполнил свое намерение и пошел к отцу. Тот издали еще увидел его и бросился к нему навстречу, начал обнимать и целовать его. При виде такой любви сын не мог высказать свою просьбу, чтобы отец принял его в наемники. Он только выразил раскаяние перед отцом. На это раскаяние отец ответил приказанием слугам, чтобы те принесли первую, т.е. самую дорогую, какая была в доме, одежду. - Перстень и обувь. Знаки свободного человека (рабы ходили босыми). Это означало, что сын снова становится членом семьи. - Был мертв и ожил. Смерть - это пребывание в грехе, оживление - раскаяние.

25-28. Старший сын, обидевшись на отца за такое принятие недостойного, по его мнению, брата, рассердился. Это просто хороший сын, благонравный, но не без некоторой гордости своею добродетелью и не без некоторого чувства зависти к предпочтению, оказанному отцом его брату. - Пение и ликование. Пение и пляска производились наемными певцами и танцорами. - Принял его здоровым. На радости, что сын вернулся в полном здоровье.

29-30. Не дал мне и козленка. Правильнее перевести: "а мне, такому хорошему и послушному, ты не дал козленка", который, конечно, гораздо дешевле, чем откормленный теленок. Здесь выражается болезненное чувство самолюбия. - А когда этот сын твой. Правильнее: а когда сын твой (он не хочет сказать: брат мой). - Вот этот. Выражение презрения.

31-32. Отец смягчает или хочет смягчить оскорбившегося сына. - Сын мой. Правильнее - чадо. Выражение ласки и нежной любви. - Ты всегда со мною. т.е. что тебе сердиться, когда ты находился всегда со мною, тогда как брат твой скитался где-то в дали, не пользуясь отцовской лаской, и когда в моем доме, собственно, уже все твое: ты получишь все один после моей смерти.

Некоторые толкователи видят в притче некоторую недосказанность, потому что Господь не объявляет, до конца ли старший сын упорствовал в своих обидах.

Точно так же отдельным исследователям представляется нужным, чтобы в притче была указана дальнейшая судьба раскаявшегося сына...

Но, собственно говоря, этого досказывать не представляло нужды. Ведь главная мысль притчи состоит в том, что Бог любит грешников и с радостью принимает их к Себе, а эта мысль вполне закончена приведением слов отца к старшему сыну. Все прочее - и поведение дальнейшее старшего брата, и судьба младшего - для существа дела не имеет никакого значения.

Комментаторы стараются найти в ней и более глубокие мысли, например, утверждение, что для спасения человека достаточно одной христовой любви; в притче, говорят они, нет ни малейшего намека на крест Христов и на необходимость искупления: пусть грешник раскается - Бог сейчас же простит без всякой искупительной жертвы... Эта мысль усматривалась еще раньше германскими рационалистами в 19 веке. Но справедливо отвечают другие толкователи: от притчи нельзя требовать изложения всего христианского учения о спасении. А что Христос не мог иметь подобной мысли о ненужности искупления через Его собственную смерть, так это ясно видно из Его слов, сказанных незадолго перед произнесением этой притчи: "крещением должен Я креститься" (т.е. должен умереть во искупление человеческих грехов на кресте). Последняя встреча Иисуса с учениками (Тайная вечеря). Первосвященники и другие руководители религиозной мысли иудеев возненавидели Христа.

Они не признавали Его в качестве Мессии, обвиняли Его в нарушении законов пророка Моисея, боялись Его власти над народом. На заседании Синедриона Он был приговорен к смерти. Но приближалась не гибель, а торжество Христа.

Один из апостолов - Иуда Искариот - пообещал первосвященникам указать Иисуса. Все это, по свидетельству евангелистов, было заранее известно Христу. За два дня до пасхи Он сообщил ученикам, что будет распят врагами. Он приготовился к смерти, позволив одной женщине (Иоанн считает, что это была Мария, сестра воскресшего Лазаря) вылить Ему на голову драгоценное миро, словно помазав Его тело к погребению.

Евангелисты показывают поведение Иисуса перед смертью как Героя, без страха подготовившегося к тому, что Его ожидает.

Ежегодно иудеи отмечали праздник пасхи, продолжавшийся семь дней. Так праздновался счастливый исход евреев из Египта. На праздничном пире съедали мясо пасхального агнца, накануне принесенного в жертву в храме, ели опресноки, горький салат и пили вино.

Иисус пожелал отпраздновать пасху среди учеников. Евангелист Лука подтверждает, что вечерняя трапеза была подготовлена Петром и Иоанном. Во время вечери Иисус омыл ноги Своим ученикам, являя пример смирения. Мытье ног во времена Иоанна (он единственный рассказывает об этом событии) входило в обязанности рабов. Евангелист подчеркивает, что этим поступком Иисус низвел себя до положения раба, поэтому распятие на кресте, бывшее наказанием для рабов, не могло возмутить верующих.

Во время вечери Иисус сообщил Своим ученикам, что один из них предаст Его. Иоанн, любимец Иисуса, по наущению Петра, спросил: "Господи! кто это?" Иисус отвечал: "Тот, кому Я, обмакнув, кусок хлеба подам". Он обмакнул кусок хлеба и подал его Иуде Искариоту, сказав: "Что делаешь, делай скорее". Никто не понял Его, но Иуда под покровом ночи скрылся из дома, чтобы совершить свое предательство.

После ухода Иуды Иисус взял хлеб, благословил его, преломил и раздал ученикам, говоря: "Примите, ядите: сие есть тело мое". Потом Он взял чашу, также благословил ее и подал ученикам: "Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Так был введен обряд святого причастия (евхаристия).

По свидетельству Иоанна, Иисус на вечере произнес пространную речь, в которой ободрял и утешал учеников, призывая их любить друг друга.

Затем Иисус обратился с молитвой к Богу-Отцу.

После вечери Иисус с учениками отправился на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, чтобы приготовиться к смерти и предстоящим страданиям.

Иисус в Гефсимании. В Гефсимании Иисус сказал своим ученикам: "Посидите здесь, а Я пойду и помолюсь". Он взял с собой Петра, Иоанна и Иакова. Его охватило ужасное волнение и тоска. Тогда Он сказал им: "Душа Моя полна смертельной печали. Побудьте здесь и пободрствуйте со Мной". Отойдя немного, Он упал лицом на землю и молился: "Отец Мой, если это возможно, то пусть эта чаша пройдет мимо Меня, впрочем, не как Я хочу, а как Ты хочешь". С небес к Нему пришел ангел и ободрял Его. В муках Иисус молился еще горячее, и Его пот был как капли крови, капающие на землю.

Затем Он возвратился к ученикам и увидел, что они заснули. "Что ж, вы даже часу не могли пободрствовать со Мной?" - спросил Он Петра. "Бодрствуйте и молитесь, чтобы вам не поддаться искушению. Дух бодр, тело же немощно". Он пошел и молился во второй раз: "Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня, чтобы Мне не пить из нее, то пусть будет Твоя воля". Когда Иисус вернулся, Он оставил их, пошел, и молился в третий раз той же молитвой. Затем Он вернулся к ученикам и сказал им: "Вы все спите и отдыхаете? Смотрите, время настало и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте! Вот идет Мой предатель".

Комментарии. Приглашение Иисуса ученикам, побыть поблизости от Него в эти тяжкие минуты и бодрствовать, служит выражением тягчайшей скорби, во время которой человек особенно ищет близости к себе людей и заботится об их особенном сочувствии. Спаситель молится о том, чтобы, если возможно, Ему не подвергаться страданиям, которые Он называет "чашей страданий". Но Он в этом деле отклоняет, так сказать, действие Своей собственной человеческой воли, и желает, чтобы все было так, как угодно Отцу.

Предательство и арест Иисуса.

Первое отречение Петра.

Иисус перед первосвященником.

Второе и третье отречения Петра.

Допрос на совете (Синедрионе).

Смерть Иуды.

Иисус перед Пилатом. Иудеи привели Иисуса от первосвященника Каиафы во дворец римского наместника Понтия Пилата. Они не имели права без его санкции приговорить кого-либо к смерти.

Это было ранним утром, и иудеи, опасаясь оскверниться, не вошли во дворец, иначе они не смогли бы потом есть пасхальный ужин (римляне были язычниками). Понтий Пилат поэтому вышел к ним. "В чем вы обвиняете этого человека?" - спросил он. "Не будь он преступником, мы бы не привели его к тебе", - ответили они. Пилат сказал: "Берите его сами и судите по вашему закону". "Но у нас нет права казнить человека", - возразили иудеи. Так должны были исполниться слова Иисуса о том, какой смертью Он умрет. Тогда Пилат вошел внутрь, вызвал Иисуса и спросил Его: "Ты иудейский царь?" "Вы это от себя говорите или Вам обо Мне сказали другие?" - спросил Иисус. "Я что, иудей?" - ответил Пилат, - "Это твой народ и твои начальники отдали тебя мне. Что ты сделал?"

Иисус сказал: "Царство Мое не от этого мира. Если бы оно было от этого мира, то Мои подданные защитили бы Меня. Мое царство не от этого мира. " "Так ты, значит, все-таки царь!" - сказал Пилат. "Вы сами говорите, что Я царь, - ответил Иисус, - Я родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Тот, кто на стороне истины, тот слушает Меня. " Пилат спросил: "Что есть истина?"

Потом он вышел к иудеям и сказал: "Я не нахожу в этом человеке никакой вины".

Они начали обвинять Его, говоря: "Этот человек подрывает мораль нашего народа. Он говорит, что не надо платить налог императору, и заявляет, что Он царь, Мессия".

Пилат опять спросил Иисуса: "Ты почему не отвечаешь? Видишь, как много обвинений они против тебя выдвигают?" Но Иисус по-прежнему не отвечал, и это удивляло Пилата.

Они же настаивали: "Он своим учением возмущает народ по всей Иудее. Он начал в Галилее, но вот пришел и сюда".

Услышав это, Пилат спросил, не был ли он галилеянином. Когда он узнал, что Иисус был из района, подчиненного Ироду, он послал Его Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал о Нем и надеялся увидеть какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус даже не отвечал ему. Священники и учителя закона стояли там и выдвигали против Него сильные обвинения. Ирод же и его солдаты, унизив Иисуса и посмеявшись над Ним, отослали Его обратно к Пилату.

Иисус вновь перед Пилатом. На праздники Пилат освобождал обычно одного из заключенных, по выбору народа. В заключении в это время находился Варавва, обвиняемый в убийстве во время мятежа.

Пилат созвал священников и начальников народа и сказал им: "Вы привели ко мне этого человека как подстрекающего народ к восстанию. Я допросил Его в вашем присутствии и не нашел подтверждения вашим обвинениям. Ирод тоже не нашел в нем никакой вины и отослал его обратно к нам. Как вы видите, он не сделал ничего, достойного смерти".

Поэтому, когда собрался народ, Пилат спросил: "Кого вы хотите, чтобы я вам отпустил - Варавву или Иисуса, которого называют Христом?" Он знал, что люди отдали ему Иисуса из зависти. Когда же Пилат сидел на судейском стуле, жена его передала: "Не делай ничего с этим невинным человеком, я сильно пострадала сегодня во сне за него". Но священники и старейшины подговорили толпу просить освобождения Вараввы и казни Иисуса. "Так кого же из этих двоих, вы хотите, чтобы я вам отпустил?" - спросил правитель. "Варавву", - ответили они.

Осуждение на смерть. Пилат тогда приказал бить Иисуса. Солдаты сплели из веток терновника венок и надели Ему на голову. Они одели Его в пурпурную мантию и стали подходить к Нему с возгласами: "Да здравствует царь иудейский!" - и били Его по лицу.

Пилат вышел еще раз и сказал иудеям: "Смотрите! Вот я вывожу его еще раз к вам, чтобы вы убедились, что я не нахожу в нем никакой вины. Вот человек", - сказал Пилат, когда Иисус вышел в терновом венке и пурпурной мантии. Как только священники и начальники его увидели, они закричали: "Распни, распни его!"

Комментарии. Из сообщений евангелистов не видно, чтобы раньше речь шла о кресте (распятии). Народные начальники желали только смерти Иисуса, о чем просили Пилата. Скорее всего Варавва, из-за его преступлений, был осужден на крестную казнь, и толпа в своем озверении решила заменить на кресте разбойника на Иисуса.

Заметим, что Варавва был первой личностью, которая, вследствие своей случайной связи с Христом, была освобождена от этой страшной казни. Если бы Христос, совершив Свое дело искупления, не освободил людей от крестной казни, то оно было бы неполно. Поэтому Его крестная смерть есть одна из важнейших сторон Его искупительного дела. Впоследствии крестная казнь в христианских государствах была уничтожена.

Спаситель был осужден на крестную казнь. Бичевание совершалось перед распятием. У римлян был обычай бичевать осужденного узника, и Иисус Христос был отдан воинам для этой цели - это было чудовищной несправедливостью и жестокостью, потому что Он до этого два раза был признан невиновным. Сыграл свою роль страх (трусость) Пилата перед Кесарем.

Страшное наказание перед распятием производилось с таким варварством, что было известно под названием "близкой смерти". И действительно, жертва часто лишалась чувств во время наказания и часто умирала до распятия. Удары наносились бичами, а не палками, потому что Понтий Пилат не имел у себя ликторов, имевших на своем вооружении палки.

Бичеванию у римлян подвергались рабы (свободные наказывались розгами), обыкновенно осужденные на смерть, нагие, привязанные к столбу, перед тем, как отводились на крест. Бич состоял из кожаных ремней, снабженных иногда свинцовыми наконечниками или острыми гвоздями и косточками животных, которые покрывали жертву массой ран и синяков. Бичевание совершено было, как думают, перед Преторией (резиденция прокуратора Пилата) на виду у всех.

Иисуса бичевали римские воины, а не иудеи. Попытки представить дело несколько иначе и доказать, что иудеи пользовались правом на крестную казнь, что Пилат только согласился на эту казнь, а распяли Христа иудеи независимо от Пилата и его воинов, не выдерживает критики, ввиду ясных показаний всех евангелий, что не сами иудеи принимали участие в казни, а воины Пилата.

Распятие Иисуса Христа. Иисуса повели на распятие. По дороге солдаты схватили Симона из Киринеи, который возвращался домой с поля, взвалили на него крест и заставили нести вслед за Иисусом. За Иисусом шло большое количество людей, среди них были женщины, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус повернулся к ним и сказал: "Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне. Плачьте о себе и о ваших детях. Наступит время, когда вы скажете: Счастливы те, у кого не было детей!" Тогда "они скажут горам: "Упадите на нас!" и холмам: "Покройте нас!"

"Ведь если люди делают это с зеленым деревом, то что случится, когда дерево засохнет?"

Они пришли на место называемое Голгофа (что значит Лобное Место или Место Черепа). Там Иисусу предложили выпить вина, смешанного с желчью. Но Он отказался.

Его распяли вместе с разбойниками, одного по правую сторону от Него, а другого по левую. Иисус сказал: "Отец, прости им, ведь они не знают, что делают".

Одежду Иисуса стражники поделили между собой.

Пилат приказал приготовить табличку и прикрепить ее на кресте: "Иисус из Назарета - иудейский царь" - было написано на ней.

Проходившие мимо выкрикивали насмешки. Один из висевших там разбойников издевался над Ним: "Разве Ты не Христос? Спаси себя и нас!" Другой же унимал его и говорил: "Побойся Бога!

Разве на тебе не то же наказание? Мы наказаны справедливо, мы получили то, что заслужили, а этот человек не сделал ничего плохого". Затем он сказал: "Иисус, вспомни меня, когда Ты придешь в Твое царство". Иисус ответил ему: "Говорю тебе, ты будешь сегодня со Мною в раю".

Недалеко от креста стояли его мать, сестра его матери, Мария - жена Клеопы и Мария из Магдапы. Иисус увидел Свою мать, стоящую там, и Своего ученика, которого Он любил (Иоанна), стоявшего рядом с ней. "Вот твой сын", - сказал Он своей матери. Иоанну же сказал: "Вот твоя мать". С этого времени ученик взял ее к себе в дом.

В шестом часу по всей земле наступила тьма, и темно было до девятого часа. Около девяти часов Иисус громко крикнул: "Или, Или! лама савахвани?" - это значит: "Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил?" Некоторые из стоявших там не расслышали, что кричал Иисус. Они решили, что Он зовет пророка Илию, чтобы тот Его освободил.

Смерть Иисуса. Иисус знал, что все уже было совершено, и, чтобы Писание исполнилось сполна, Он сказал: "Жажду". Там стоял кувшин с винным уксусом и кто-то, обмакнув в него губку, подал ее на палке Иисусу. Иисус попробовал и сказал: "Совершилось", и громко крикнул: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Он сказал и умер.

В этот момент занавес в храме разорвался на две части сверху донизу. Затряслась земля и раскололись скалы. Раскрылись могилы, и тела многих умерших праведников ожили. Они вышли из могил и после воскресения Иисуса вошли в святой город, где их видело много людей. Когда римский офицер и те, кто вместе с ним охраняли Иисуса, увидели землетрясение и все, что произошло, они сказали: "Воистину Он был Сын Божий!"

Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла.

Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.

***

Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле.

Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея :

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)

Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:

1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)

Мф. 13:24-30, 36-43

«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: "Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? " Хозяин ответил, что это сделал его враг.

Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: "Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома"».

Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи : сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.

Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!

Толкование священника Константина Пархоменко:

«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами .

Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.

Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское « дабар » – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».

2. Притча о богаче и нищем Лазаре

Лк. 16:13-31

Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:

«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».

И рассказал притчу :

«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь . Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.

И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама . Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: "Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны".

Но Авраам ответил ему: "Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти". Тогда богач попросил: "Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я".

"У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают". "Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! " – воскликнул богач.

«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят"».

Толкование:

В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.

Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.


3. Притча о десяти девах

Мф. 25:1-13

Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:

«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: "Жених появился! Идите, встречайте его! "

Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: "Дайте нам масла – а то наши светильники погасли". Умные же им ответили: "Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите".

Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: "Господин, господин! Открой нам дверь! " Он же сказал им в ответ: "Нет, я вас не знаю"».

«Так что будьте все время начеку, - закончил Иисус, - потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».

Толкование:

Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.

Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы - это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные - «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».

Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».

Есть такое выражение у русских людей – «говорить загадками», то есть объясняться в иносказательной форме, говорить не прямо, а в переносном значении. Когда-то на Востоке выражать аллегориями мудрые мысли было обычным делом. Такие истории называли притчами.

Смысл притчи

Основным предназначением притчи считалось раскрытие религиозного или житейского смысла в коротком рассказе. Герои притч носили определенный социальный статус (богач, царь, путешественник, виноградарь, отец и сын) и не имели глубоких описаний внешности или характера.

Библейские притчи объясняли, как вести себя, чтобы жить хорошо перед людьми и Богом. Они воздействовали на сознание сильнее, чем просто обличительные или назидательные слова, потому что показывали правила поведения на примере конкретных людей. Когда человек видел образец действий в притчах, он задумывался, что ведет неправильную жизнь, или помнил урок, заложенный в небольшой истории, и пытался избежать озлобленности в своей жизни.

Притчи царя Соломона

Соломон был сыном царя Давида, после смерти которого занял трон Израиля. Он правил страной 40 лет, не воевал с соседями, вкладывая все силы и средства в развитие страны. Люди приходили к царю за советом, если сами не могли решить спор, а однажды к царю из далеких земель пришла царица Савская. Она была наслышана о мудрости правителя и лично убедилась в правоте людских толков.

Соломон написал книгу притч, которая вошла в состав Библии. Авторству Соломона приписывают и книгу Екклесиаста, где показаны размышления о глупости ежедневной суеты, истинный смысл жизни и говорится о человеческой смерти.

Большая часть притч учит тому, что:

  • сыновья должны быть послушны родителям и Богу;
  • рассматриваются преимущества мудрых людей над глупыми;
  • если дал слово, надо держать обещание;
  • показывается пример настоящей и верной жены;
  • хождение к блудницам (проституткам) развратит и погубит человека;
  • дается алгоритм поведения мудрого человека.

Книга притч состоит из 31 главы. В ее главах коротко рассматриваются очень многие жизненные ситуации, а затем Соломон говорит, как вести себя, чтобы поступать хорошо и иметь успех.

Притчи Иисуса Христа

Иисус Христос не только ходил из города в город, исцелял больных и творил чудеса, он учил людей праведной и правильной жизни, в том числе и с помощью притч.


Он рассказывал притчи таким образом, чтобы их понимали только его ученики или те, кто хотят идти за ним, а не фарисеи и книжники, которые искали случая убить Спасителя.

Библейские притчи Иисуса Христа наполнены яркими образами. Не следует искать в притчах Спасителя спрятанные и зашифрованные послания. Уроки библейских притч заключаются в том, чтобы на примере из социальной жизни кратко показать мудрость, которой мы должны следовать.

Притча о блудном сыне

У отца было два сына. Младший ребенок попросил отца разделить наследство со старшим братом и, получив деньги, отправился жить в другой город. Там он потратил все состояние, а когда наступил голод, решил, что лучше ему вернуться домой. Отец принял его с распростертыми объятиями и в честь возвращения сына устроил пир. Старший сын не захотел прийти на пир, он высказал отцу недовольство, что он, не разгибая спины, работает, а отец никогда даже маленького козленка ему не дал, чтобы и он повеселился. В конце глава семьи сглаживает конфликт и примиряет сыновей.


Вот краткий сюжет, наверное, самой знаменитой библейской притчи о блудном сыне. Что же эта притча означает? Отец – это Бог, а его сыновья – это мы. Мы уходим, убегаем от Бога и думаем, что на чужбине будем жить счастливее, чем дома. Но все равно возвращаемся в родной дом: избитые, измученные, усталые. Отец всегда нас встретит с радостью, даст еды и крышу над головой.

Образ старшего брата – это показная вера законников – людей, которые считают, что Бог их обязан спасти за их заслуги перед ним. Они не хотят делить наследство с другими, потому что думают только о себе.

Притча о добром самарянине

Одной из самых больших и сюжетных притч Иисуса Христа является притча о добром самарянине. Посмотрим на краткий сюжет библейской притчи. Один человек возвращался домой, но на дороге на него напали разбойники, избили и забрали у него все, что он имел при себе. Прошли мимо и священник, и левит, но так и не помогли раненному путнику. Только проезжавший мимо самарянин обвязал раны пострадавшему, отвез его в гостиницу и дал указания, чтобы хозяин гостиницы позаботился об этом человеке.


Когда у Христа спросили, кто для нас будет ближний, тогда он привел в качестве примера данную притчу. В итоге ближним человеку оказались не его земляки, а враждебный к иудеям самарянин. Тот, кто и нам оказывает милость, доброту и щедрость – ближний для нас.

Самаряне не любили евреев, но в этой притче человек, который должен был быть врагом иудею, позаботился о нем.

Другое толкование притчи может говорить, что самарянин – это сам Господь, который обвязывает наши духовные раны и до времени оставляет в гостинице. Но придет время, когда он придет за нами.

Притча о сеятеле и ее толкование

На берегу озера Иисус Христос рассказал поучительную притчу, имеющую больше духовный подтекст. Это была притча о сеятеле. Сеятель бросает семена в разных местах: у дороги, на каменистое место, рядом с тернием и на хорошую почву. У дороги семена склевали птицы, на каменистом поле растение сожгло лучами солнце, семя, выросшее с тернием, было уничтожено сорняком. И только в хорошей земле семена дали плод.


Рассмотрим эту библейскую притчу с толкованием более подробно. Сеятель олицетворяет собой Господа или учителя, который говорит слово Божие (образ семени). Птицы уносят семя: когда человек слышит слово Божье, но дьявол уводит его от веры, соблазняя различными мыслями и предлагая греховные альтернативы. Семена, которые упали в каменистую почву, означают непостоянных людей: сейчас они верят в Бога, а когда преследуют за веру или возникает беда, уже не верят в него. Семена в сорняке (тернии) – люди слышат Божье слово, но забывают его, потому что любят этот мир и проводят время в суете. Зерна, которые выросли в хорошей земле, – это образ людей, услышавших слово, которые помнят его, делают добрые дела и имеют мир в душе.

Притча рассказывает о четырех типах людей, которые слышат Евангелие, но по-разному принимают Слово Божие. Успех будет иметь тот человек, который, как добрая земля, принимает в себя семена, которые Бог хочет в нас произрасти и вырастить дерево, приносящее плод.

Короткие библейские притчи

В Евангелии рассказывается много притч. Есть среди них длинные, а есть и совсем короткие, но не менее поучительные. К коротким библейским притчам можно отнести следующие истории:

  • бесплодная смоковница;
  • притча о виноградарях;
  • девы мудрые и неразумные;
  • царь и должник;
  • неверный управитель;
  • зарытый талант;
  • богач и Лазарь.

Эти короткие притчи учат нас тому, что нам надо быть честными, правильно исполнять порученное нам дело, не зарывать свои способности в землю, а служить ими Богу и людям.

Рассмотрим некоторые из самых коротких притч Иисуса Христа.

Богач и Лазар

Богач умирает и попадает в ад, а нищего Лазаря забирают в рай. Богач умоляет забрать его на небо, но ему отказывают, и дело не в его богатстве. Богач неправильно распорядился деньгами, используя их на развлечения, он и не думал помочь Лазарю, который всю жизнь голодал.


Притча о виноградарях

Это история о том, как хозяин виноградника отдал его виноградарям, а те сначала убили слуг хозяина, а потом и его сына, в надежде, что станут властителями виноградаря. Но хозяин поступил с ними по справедливости. В сыне хозяина отчетливо видны черты Иисуса Христа, которого Отец отправил в этот мир, а фарисеи и книжники (виноградари) убили его.

Библейские притчи для детей

В Библии нет специально предназначенных для детей притч. Все зависит от возраста ребенка и от того, как конкретную притчу ему преподнести.


К детским, подростковым притчам можно отнести историю о заблудшей овце. В этой маленькой притче говорится о том, что овца убежала от стада, а когда пастух ее нашел, то обнял и с любовью принял обратно. Пастырь в притче представлен добрым и любящим, для которого важна каждая овца. Так и Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха, и для него важен каждый человек, даже тот, кто убегает, а затем, как блудный сын, возвращается домой.

Любую притчу можно рассказать ребенку простым и ясным языком, чтобы он понял и осознал истину, которую могут нести библейские притчи.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Притчи Бога нашего Иисуса Христа

Подготовка издания: В. П. Бутромеев, В. В. Бутромеев


Текст подготовлен на основе книги «Приточник или общедоступное объяснение притчей Господних. Истолковательное и назидательное чтение для народа» и книги священника Василия Преображенского «Притчи Господа Бога нашего Иисуса Христа. Внебогослужебные беседы». Обе книги были одобрены к печати Московским Духовно-цензурным комитетом в 1902 и 1896 годах, цензор протоиерей Г. Дьяченко.


© Бутромеев В. В., Бутромеев В. П., принципиальный оригинал-макет, внешнее и внутреннее оформление, составление, подготовка текста, 2010

© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2011

* * *


Сеятель. Витраж церкви Девы Марии. Линкольн. Англия

Притча о сеятеле и семени

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное пало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод сторичный. Сказав это, возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Вот что значит притча эта: семя есть слово Божье. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают. А падшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. А упадшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении».

Такою притчею Господь наш Иисус Христос преподал нам учение о Своем божественном слове и о различных действиях его в сердцах человеческих. Может быть, мы затруднились бы правильно уразуметь смысл этой притчи. Но в предупреждение всякого недоразумения Господь Сам истолковал эту притчу, когда Святые ученики Его, или не поняв смысла притчи, или опасаясь не понять ее как должно, спросили у Него: Что бы значила притча эта? – Послушаем же это божественное изъяснение божественного учения, чтобы научиться и слушать и хранить слово Божье как должно.

Итак, что есть слово Божье? Семя есть слово Божье, говорит Господь, – то духовное, божественное семя, от которого зачинается и возрастает новый духовный человек, «порожденный не от семене тленного, но неистленного. Словом живого Бога и пребывающего вовеки, – созданный во Христе на дела благая, да в них ходит». Как в мире вещественном все от иссопа до кедра ливанского рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новая тварь во Христе, или новый благодатный человек, «созданный по богу в правде и преподобии истины», возрождается в новую жизнь благовествованием слова Господня, слова веры и упования, слова спасения и вечной жизни. Нага и безобразна, мертва и безжизненна сама по себе земля.

Но бросьте в нее семена и пусть оросится она дождевыми каплями, согреется лучом солнечным, – она покроется изумрудными злаками, испестрится и украсится многообразными цветами, покроется золотыми колосьями, полными питательных плодов, оденется и украсится злак, как не облекался и Соломон во всей славе своей. Мертва и безобразна сама по себе греховная природа падшего человека, – только терние греховных помыслов и чувств, волчцы беззаконий и неправд, посеянные в ней лестью дьявола, возвращает она во все продолжение жизни человека от юности до старости. Но когда посеется на ней живое семя слова Божьего и благовествования Христова, когда оросится она благодатью Господнею, когда согреется дыханием пресвятого Духа Божьего, тогда возникает в ней новая жизнь. Она облекается, как приятною зеленью, одеждою Святых помыслов, благоговейных чувствований, человеколюбивых намерений и желаний, она благоухает цветами благих дел и богоподобных добродетелей, на ней зреют плоды Духа Святого – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Тогда блаженный человек Божий красуется, как древо, насажденное при исходах вод, еще плод свой дает во время свое, и лист его не отпадает. В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога.


Пейзаж с сеятелем. Фрагмент. Художник П. Брейгель Старший


Господь сказал: «Да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, его же семя его в нем», – и с тех пор земля наша не перестает осеменяться и произращать неисчислимое множество разнообразных растений во всех частях света. И сколько бы ни возрождалось семя, оно не теряет присущей ему жизненности, не престает быть способным к новому возрождению.

Так и духовное семя – слово Божье принес в мир Сам Единородный Сын Божий и, посеяв его в сердцах богоизбранных учеников Своих, заповедал им: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари, научите вся языки… учаще их блюсти вся елика заповедах вам».

С тех пор это божественное семя вечной жизни не престает и не престанет никогда сеяться в сердцах человеческих во всех странах мира, не престает и не престанет никогда возрождаться, возрастать и приносить плод в душах человеческих, «ибо слово Божье всегда живо и действенно, всегда полезно к учению, ко обличению, к исправлению, к наказанию, и в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован». Как ни удалены мы от времени явления во плоти Сына Божьего, но то же самое слово Божье, проповеданное Его пречистыми устами, проповедуется и нам то в богодохновенных глаголах Святых евангелистов и Апостолов, то в богомудрых вещаниях Святых и богоносных отцов, то в словесах пастырей и учителей церковных.

И как ни обильны плоды, возвращенные словом Божьим в жизнь вечную, но оно не престает и ныне не престанет никогда возращать новые отрасли в вертограде Господнем, производить новые плоды на ниве Божьей до того великого дня, когда наступит всеобщая жатва, до дня славного пришествия Господня.

Почему же, скажете, слово Божье ныне не так действенно в сердцах человеческих, как было действенно в сердцах тех людей, которых оно делало земными ангелами и небесными человеками? Потому же самому, почему и обыкновенное семя часто не вырастает и не приносит плода: это происходит от свойства земли, на которую падает семя. Вот как изъясняет это Сам Господь: «Когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А упадшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись».

Итак, первое препятствие плодотворности слова Божьего есть невнимательность, легкомыслие и беспечность, которые более или менее свойственны все нам. Но есть люди, которых и мы называем иногда рассеянными и легкомысленными, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и суесловия, для всех соблазнов и увлечений, которые и сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых впечатлений и слухов, непрестанно ищут новых и разнообразных ощущений, с усилием домогаются новых забав и развлечений.



Удивительно ли, что сердце таких людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но извне становится таким, что всякое доброе впечатление только скользить по его поверхности, не проникая внутрь, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попирается и уносится непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений.

Приходят такие люди и в храм Божий, но приходят только по обычаю для развлечения, а не по живому влечению сердца, и отсюда спешат потом в места забот и увеселений. Присутствуют и при богослужении, но без внимания и усердия, без желания получить духовную пользу, а потом являются на каком-либо соблазнительном зрелище.

Участвуют вместе с другими в молитве, но участвуют только телом и устами, а не душою и сердцем, и предаются потом удовольствиям чувственным. Слушают или читают слово Божье, а потом еще с большим удовольствием читают пустые, растлевающие воображение книги, с большим увлечением преклоняют слух свой к беседам празднословия и злословия.

Дивно ли, что в сердце такого человека не может укорениться семя слова Божьего, что оно попирается мимоходящими впечатлениями и мечтами, как семя, упавшее на дороге.

Правда, живое и действенное слово Божье могло бы еще найти место и пустить корень и в сердце рассеянного человека. Но тут другое, большее зло. В его душу, не огражденную страхом Божьим, «приходит диавол», как говорит Господь, а в ней оставляет свою нечистоту и скверну.

Живое и сильное впечатление, заронившееся в сердце от слышания слова Божьего, он старается подавить лживыми извинениями и оправданиями, а потом заменить его другими, увлекательными для чувственности нашей представлениями, – и легкомысленные люди слушают советы лукавого, увлекаются внушаемыми им мыслями и забывают слово Божье.

Слышит, например, человек слово Господне: «ищите прежде царствия Божия и правды его», а дух лести внушает ему: «нужнее всего есть и пить, необходимее всего иметь достаточное состояние, обеспечить себя и потомство, важнее всего стать наряду с другими во всем, а потом уже искать и царствия Божия». И человек верит лукавому, предается всем сердцем земным заботам и попечениям и забывает о царствии Божьем.

Слышит человек слово Писания, и сам сознает, во глубине сердца своего, что высшее счастье быть праведным во всем перед Богом и людьми, но дьявол внушает ему: «правдою не проживешь на свете: правда всего неприятнее людям, с нею наживешь себе только врагов и недоброжелателей; нужнее всего уменье жить с людьми, искусство приобрести их расположение, не потерять ничего в их мнении».

И вот, слушая совет лукавого, человек кривит душою и сердцем, прилаживается к страстям и прихотям человеческим, продает свою совесть в угождение своему корыстолюбию. Господь говорит нам в слове Своем: «да оставит нечестивый пути своя, и да обратится ко Господу Богу, и помилован будет; аще ли не покаетеся, вси погибнете», и сердце слышащего невольно сокрушается и умиляется этим голосом бесконечного милосердия и неумолимого суда Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Христа. Кентербери. Англия


Сеятель. Художник В. Ван Гог


А дьявол внушает: «Бог, по милосердию Своему, не накажет строго за слабости человеческие, еще будет время покаяться и обратиться к Господу». И легкомысленные люди отлагают покаяние со дня на день и остаются беспечными и нераскаянными до смерти. Так приходит в душу их дьявол.

Есть и другое препятствие плодоношению слова Божьего. А другое, говорит Господь, упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги.

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают.

Это те люди, у которых сердце не согрето и не смягчено истинною любовью к Богу и самоотвержением, не оживлено горячим желанием спасения и жизни вечной, сковано внутри, как вечным холодом, самолюбием и корыстолюбием или другой какою-либо страстью, иссохло и окаменело от живущей в нем похоти и плоти, похоти очей и гордости житейской, хотя может казаться иногда мягким и чувствительным.

Такие люди любят иногда говорить о добродетели, ибо не могут не сознавать ее небесного благородия и ее божественного превосходства, бывают даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, когда они могут явиться добрыми, не являясь таковыми на деле. С радостью приемлют они и слово Божье, пока оно не требует от них жертв.

Но у них нет корня всего доброго – полного самоотвержения, истинной любви к Богу, искреннего желания своего спасения. Оттого сердце их чувствительно только снаружи, но холодно и жестоко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли.

Оттого слово Божье не может углубиться и укорениться в их сердце, возрасти и принести плод. Всякое доброе чувство, возбужденное слышанием слова Божьего, угасает тотчас, как скоро потребуется принести обладающую сердцем страсть в жертву истине и правде, вере и добродетели.

И Ирод почитал Иоанна Крестителя, любил слушать его слово, во многом даже повиновался ему и поступал по его советам. Но когда Иоанн коснулся обладающей сердцем его страсти и потребовал отречения от нее, когда сказал ему: «Не достоин ты имети жену Филиппа брата твоего», то Ирод посадил его в темницу и потом дал повеление отсечь ему голову в угождение Иродиаде.

И правитель области Фес с удовольствием слушал проповедь Апостола Павла. Но когда Павел простер слово о воскресении и жизни будущей, о суде Божьем и воздаянии по смерти, когда нужно было отречься от земных почестей, чтобы сделаться христианином, он сказал проповеднику Евангелия: «Теперь иди, в другое время послушаю тебя». Так, обладающие сердцем страсти делают его неспособным возвращать Святое семя слова Божьего и приносить духовные плоды живой веры и истинного благочестия христианского!

Более общее, наконец, препятствие к плодоношению слова Божьего есть терние суеты и сластей житейских. А иное, говорит Господь, упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. Не удовлетворение обыкновенным нуждам житейским называет печальными и осуждает здесь Господь наш, и не богатство, как дар Божий, поставляет причиною бесплодности слова Божьего.


Сеятель. Витраж церкви Святого Иоанна. Кесуик. Англия


То и другое, как показывают примеры многих Святых людей, не препятствуют ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня. Но то и другое делает пагубным для нас суетная привязанность к земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляет в нем действие слова Божьего и которая столько же может обладать сердцем бедного, как и богатого человека.

У бедного она обнаруживается беспрепятственною заботою о приобретении, безотрадною скорбью при всякой неудаче, снедающею сердце завистью к другим, тяжкою хулою и ропотом на самый Промысл Божий, мертвящею безнадежностью и отчаянием.

У богатого – не меньшею заботою о сбережении и умножении богатства, непрестанною боязнью лишиться своих сокровищ, скупостью, жадностью, лихоимством и прочими постыдными видами корыстолюбия. В том и другом случае это – густое терние, которое подавляет сердце, заглушает в нем всякое доброе чувство, не дает возникнуть семени слова Божьего и возрасти в дела благочестия, милосердия и человеколюбия.

Еще опаснейшее терние для духа – страстные влечения плоти, удовлетворение которых Спаситель называет сластьми житейскими. Корень их находится в самой глубине падшего сердца человеческого. Это тот закон, который противоположен закону ума нашего и пленяющий нас законом греховным, о котором говорил некогда Святой Апостол Павел. Отрасли этого злого корня суть те дела плотские, которые исчисляет тот же Апостол: блуд, нечистота, вражды, рвения, ярости, распри, соблазны, зависти, убийства, пьянства. Эти-то злые отрасли, подобно тернию и волчцам, непрестанно растут и возрождаются даже и тогда, когда заботятся об их искоренении, они заглушают сердце, когда вовсе не думают об исторжении их. Как же слову Божью прорасти и приносить плод в сердце, заросшем таким тернием!

Само собою очевидно, что для беспрепятственного плодоношения в нас слова Божьего потребно не только благоговейное слышание его, но и удобрение и очищение собственного сердца, чтобы оно способно было растить плоды Святости и правды. А иное, говорит Господь, упало на добрую землю и, взошедши, принесло плод.

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Это те души, которые искренним сердцем и с живым усердием желают и ищут своего спасения. Они, слушая или читая слово Божье, всем сердцем веруют, что через него беседует с ними Сам Отец Небесный, Который для спасения их не пощадил Единородного Своего Сына.

Поэтому все, что возвещает слово Божье, для них есть непреложная истина. Все, что повелевает, есть всесвятая воля Отца Небесного, которую со страхом и трепетом исполняют все небесные силы. Все, что запрещает, есть страшное зло, конец которого – погибель вечная. Все, что обещает чадам послушным и покорным, сбудется непременно. Все, чем угрожает злым и развращенным, постигнет их неминуемо. Аминь глаголю вам, уверяет нас Сам Господь неба и земли: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут, иота едина, или едина черта не прейдет от закона.


Пейзаж с сеятелем. Художник Ж.-Ф. Милле


Ведая все это, души благочестивые и приступают к чтению или слушанию слова Божьего с благоговением и молитвою, да просветит Господь сердечные очи их к уразумению Своих глаголов, и читают или слушают с благоговейным размышлением и молитвою, прося у Господа благодати не только уразуметь, но исполнить на деле Святое слово Его.

И оканчивают чтение усердным благодарением Господу, Который сподобил нас такого высочайшего дара, что благоволит беседовать с нами грешными и бренными тварями. Но что важнее всего, они поставляют непреложным для себя законом исполнять на деле все слышанное в слове Божьем, руководствоваться во всей жизни и деятельности своей законом божественным, не преступать ни единой заповеди Господа и Владыки живота своего.

Не думайте, чтобы и у этих людей дьявол не старался похитить посеянное в сердце их Святое семя слова Божьего, но слово держать, как говорит Господь, крепко сохраняют в душе своей слышанное слово Евангелия Христова, стараются углубить его в сердце своем благоговейным размышлением, ограждают душу свою страхом Божьим, вниманием к себе и молитвою, отвращают и слух и очи свои от соблазнов мира, от всякого пустословия и так называемых развлечений, и таким образом не позволяют дьяволу входить в душу их и похищать оттуда сокровище слова Божьего.

Нельзя также думать, чтобы дьявол не старался оковать сердце их самолюбием и своекорыстием, или связать его какою-либо другою страстью, или заглушить в нем семя слова Божьего тернием суеты и плотских похотей, но они сокрушают окаменение сердечное страхом смерти суда Божьего, страхом геенны и огня неугасимого, увлажают и умягчают сердце свое слезами умиления и сокрушения духа, они сжигают в себе терние суеты и плоских пожеланий огнем любви божественной, пламенным желанием спасения и вечной жизни с Христом Господом, горячим усердием и любовью к Богу крепкому, живому, они исторгают из сердца своего всякое нечистое пожелание и всякую греховную склонность искренним покаянием, сердечными воздыханиями и слезами, они с любовью переносят за слово Божье всякое озлобление и напасть, всякое уничижение человеческое, вообще творят плод свой в терпении, как говорит Господь.

Для таких слушателей слово Божье есть небесная манна, которая и питает, и услаждает их душу, есть животворное питие, которое оживляет и веселит сердце их радостью, есть живая вода, которая, преисполняя сердце их, становится в нем источником воды, текущей в живот вечный, есть целебное и спасительное врачевание, которое исцеляет все их душевные немощи, есть благодатный свет, который просвещает и умудряет их во спасение, есть неоцененное сокровище, драгоценнейшее злато, которое исполняет и обогащает сердце их богатством Царствия Божьего, есть живоносная сила Духа Утешителя, которая утешает их во всякой тесноте и скорби надеждою вечной радости в обителях Отца Небесного.

Таково божественное учение о слове Божьем. Оно есть духовное семя, без которого не может ни зачаться, ни возрастать Святая благоговейная и богоугодная жизнь христианская. Это божественное семя сеется для всех щедрою рукою Небесного Сеятеля посредством земных строителей Его Таин, так что не слушающие или не желающие слышать его безответны. При всей животвоности своей, оно может остаться бесплодным в сердцах наших или теряемое легкомыслием и беспечностью, или иссушаемое самолюбием и страстями, или подавляемое суетными заботами и плотскими удовольствиями. Чтобы оно сделалось благоплодным в нас, надобно не только с усердием принимать и сохранять его в душе своей, но и умягчать сердце свое страхом Божьим и слезами умиления, очищать его покаянием и сокрушением духа, ограждать свою душу вниманием к себе и усердною молитвою. Нет нужды напоминать, как важно для нас это учение о слове Божьем, когда Сам Господь, окончив его, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Сеятель. Витраж приходской церкви. Уолд Ньютон. Англия



 


Читайте:



Морской окунь, запеченный в фольге

Морской окунь, запеченный в фольге

Новый год – большой, весeлый, долгожданный праздник. В нашей семье к нему заранее готовятся, так как уже сложилась такая традиция, что все самые...

Что можно делать с лисичками грибами

Что можно делать с лисичками грибами

Очень вкусные грибы – лисички. Но наверняка, не каждая хозяйка знает, как их правильно готовить. Поэтому самое время узнать об этом. Как готовить...

Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

feed-image RSS