Главная - Радиаторы
Житие святителя василия великого. Именины василия, значение имени День создания трубопроводных войск России

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия , была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий , впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом , а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины - центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому". Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы". В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая - к наставникам наук внешних".

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию истины", святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова . Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник - Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337-361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий Богослов , - что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364-378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба". Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии ; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии , на псалмы, второе собрание монашеских правил. Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского , святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен", святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, - ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат".

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей. Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии - гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — .
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Святой учитель Василий Великий , в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на святителя Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — ВИДЕОФИЛЬМ ПРО СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ

Когда по церковному календарю именины Василия : 14 января – Василий Великий, Кессарийский, архиепископ, Вселенский учитель; 12 мая – Василий Острожский, митрополит; 25 апреля – Василий Парийский, епископ, исповедник; 24 августа Василий Печерский, иеромонах, священномученик в Ближних (Антониевых) пещерах.

Характеристика именинника Василия:

Из древнегреческого языка – царский. Ср. со словами «базилика» – царская усыпальница, «василиск» – «царек», мифический дракон. Царь в Древней Греции именовался «базилеус». Возможно, слово изначально происходит от имени Васитта – самый высокий (из шумерского языка) или Васишхта (самый богатый) и Басу (добрый) – имен богов в ведийской мифологии (Индия)

Василии нашего времени – очень компанейские люди. Без друзей-товарищей, ежедневных встреч с ними не представляют своей жизни. Однако встречается и другой тип Василия, который все свободное от работы время отдает семье, детям и спортивным упражнениям (для здоровья). Однолюб.

Он хороший специалист. Его ценит руководство, считается с его мнением. Кстати, это относится и к первому типу Василиев – тех, кто любит проводить свободное время в веселых компаниях единомышленников. В быту Василии уравновешенны, упрямы, трудолюбивы, исполнительны Лицом (внешностью) похожи на мать, характером – на отца.

Добры, но в меру, – цену себе знают! Тщеславны «Зимние» Василии более сложны Они любят рассуждать, философствовать на темы жизни и смерти, о том, что «все пройдет, спасенья нет, губ твоих померкнет цвет, ляжешь в землю ты сырую, и тогда я, мертвый сам, не признаюсь мертвецам, что любил тебя живую»…

Так люби, пока жива,

Дай любви свои права и т.д.

Конечно, такая философия очень удобна для того, чтобы погулять на стороне, уйти как тот Одиссей, «от жены, от детей».

А женщины, считает Василий, должны при этом ждать его постоянно – и днем и ночью. Ведь он, Василий, считает себя необыкновенным, особенным, буквально половым гигантом. Его постоянно гложет мысль, как достичь высокого положения в обществе. Жажда доминировать постоянно сопровождает его на всем пути его творческой карьеры

В старости Василии большие зануды, которые постоянно брюзжат.. Многие из них спиваются.

И в делах, и в отдыхе, и в жизненном строительстве, и в уходе к себе Василий не руководится внешне и формально поставленными нормами. Он может быть жесток, далее нарушая нормы во имя поставленной цели, но может быть и безмерно великодушен, когда это великодушие можно оказать единым актом воли, единым мановением, и при этом он еще менее будет считаться с какими бы то ни было нормами и требованиями права, а то и морали.

Этим сказано много, потому что как организатор, администратор, строитель жизни, Василий не может просто, легкомысленно относиться к нормам, сам их насаждая и проводя, Но когда действительно нужно, он способен самодержавно отменять на этот раз норму и осуществить то, что сейчас именно требуется, хотя бы оно стояло и в полном противоречии с формально и буквально понимаемым правилом каждодневной жизни. Он умеет делать это со властью, не пятная своей совести и не будучи внутренне вынужденным вследствие такого отступления к дальнейшим нарушениям того же правила.

Поздравление с именинами Василия:

Не забывайте отмечать именины Василия и поздравлять Василия с днем ангела.

Вася, Вася, Василек,

Есть такой даже цветок!

Вроде прост совсем на вид,

Но ведь классный ты – мужик!

Ты – умен, хорош собой,

Силой ты не обделен!

Чувство юмора вполне,

Успеваешь ты везде!

Потому поздравить рад,

И желаю всех наград!

Чтобы удача в дом твой шла,

И любовь рекой текла!

Василий, царская душа!

Сегодня Вас мы поздравляем

И счастья - радости желаем,

Почтительно и не дыша.

Пусть в жизни будет только радость

И пусть пребудет с Вами Бог,

А огорчения и гадость

Пускай обходят Ваш порог.

В народе издавна почитается праздник, название которого звучит немного нелепо: «Старый Новый год». Но все мы давно привыкли к этому каламбуру, потому как понимаем: связано сие с существованием старого и нового календарных стилей. Старый Новый год отмечают ежегодно 14 января, что соответствует 1 января уже упомянутого нового стиля. Эта дата считается одной из удачнейших для святочных гаданий и носит имя «Васильего дня». Почему Васильева? Потому что согласно православной традиции день 14 января посвящен памяти святителя Василия Великого.


Значение имени Василий

Прежде чем познакомиться с жизнеописанием известного праведника святителя Василия Великого, небезынтересно немного углубиться в историю его имени. Имя Василий греческого происхождения. Смысл его весьма положителен: в переводе слово «базилиус» означает «царь», «царственный», «царский». Впрочем, на этот счет имеются и другие мнения. Некоторые исследователи связывают происхождение имени «Василий» с ведической мифологией, в которой существовало собирательное имя богов Васу – «добрый».

Находятся и такие, что утверждают: родоначальником популярного некогда в нашей стране имени является шумерское прозвище Васитта – «самый высокий». Кто прав, неизвестно, но в любом случае имя «Василий» несет в себе сплошной позитив, коим способно наделить своего владельца.

Василиями детей мужского пола часто называли в Византии, когда эта держава еще процветала и являлась одной из сильнейших в мире. Там же, в колыбели христианства, было множество подвижников, носивших данное имя, впоследствии канонизированных. 96 раз в году христианская церковь чествует память святых с именем Василий.

На Руси, как уже упоминалось выше, это имя тоже находилось продолжительное время, а именно в течение нескольких веков, на пике популярности, уступая пальму первенства лишь имени «Иван». Это, можно сказать, княжеское имя, ведь его носили многочисленные представители рода Рюриковичей.


Начиная с XIV столетия имя Василий позиционируется как великокняжеское. Иными словами, Василиями стали нарекать князей великого Княжества Московского. Пример тому – Василий I. Однако на этом распространение красивого «царского» имени не прекратилось. Много Василиев постепенно появлялось и среди обычных людей, крестьян. Лишь в начале прошлого столетия имя стало сдавать свои позиции. В 60-е гг. и после оно приобрело статус деревенского, простонародного, что длилось буквально до 2000-х.

В последнее десятилетие у граждан нашей страны резко возрос интерес к старинным именам, к имени Василий в том числе. Таким образом, сегодня младенцев не так уж и редко называют Василиями.

В отличие от россиян греки всегда уважали «царское» имя, наверное, потому что более проникнуты духом христианства. Большую роль в установлении такого положения вещей сыграло почитание именно святителя Василия Великого. Он стал прообразом греческого Деда Мороза.

Детство и юность

Святитель Василий Великий украсил земной мир своим появлением на свет в 330 г. или примерно в этот период. Родиной подвижника считается Малая Азия, а точнее район Каппадокия, город Кесария.

Семья, в которой появился Василий Великий, была многодетной: в ней воспитывалось вместе с праведником 10 ребятишек. Впоследствии пятеро из них оказались причислены к лику святых. Помимо самого святителя, это праведная Феозва, преподобная Макрина, два брата – Петр и Григорий, оба епископы.

Родители Василия Великого Василий и Емилия слыли благочестивыми христианами. Кроме того, отец святителя был еще и умнейшим, образованным человеком: работал адвокатом и одновременно преподавал риторику. Семья Василия Великого ко всему прочему являлась состоятельной, в виду чего подвижник вместе со своими братьями получил блестящее образование.

Первоначально грамоте детей обучали сами родители. Когда Василию было всего 14 лет, он потерял отца и мать, и воспитанием ребенка занялась образованная бабушка Микрина, тоже христианка. Ценность ее знаний, частности, обуславливалась свидетельством гонений на христиан в годы правления жесткого императора Диоклектиана и наставлений святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского. С бабушкой будущий подвижник прожил в пригороде Кесарии вплоть до ее кончины.


Когда же она умерла, будущий святитель, 17-тилетний Василий принял решение заняться углублением собственных имеющихся знаний. С этой целью он отправился в Кесарию, после в византийскую столицу Константинополь. Завершающим пунктом данного пути стали Афины, являвшиеся в те времена центром просвещения. Учеба Василия проходила в одной из Афинских школ. Будущий святой не чувствовал здесь себя одиноким, ведь рядом с ним был его лучший друг Григорий Богослов. Обучение доставляло юному Василию Великому ни с чем ни сравнимое удовольствие - науки давались юноше легко.

В 20-летнием возрасте будущий святитель Василий Великий покинул Афины, завершив образование и, вернувшись в Кесарию, получил профессию адвоката. В дополнении к этому, он принял крещение и стал церковным чтецом.

Духовная жизнь и смерть святителя

Существование, требовавшее совмещения адвокатской практики и служения Богу, будущий подвижник благочестия не мог вести долго. В результате святой Василий отошел полностью от светских дел, посвятив себя развитию духовному. Вместе с несколькими приятелями-единомышленниками он поселился в Понте, образовал монашескую общину. После Василий отправился странствовать для того, чтобы набраться соответствующего опыта. Он посетил монашеские обители Сирии, Египта, Палестины, приобретая бесценные знания, которые впоследствии благополучно применил в формировании собственного монашеского устава.

Святитель Василий Великий видел и общался со многими подвижниками благочестия: архимандритом Порфирием, преподобными Павлом, Пахомией, Макарием Старшим и прочими. В завершении своего духовного поиска он поклонился святыням Иерусалима. Возвращаясь обратно, в Кесарию, подвижник был посвящен в сан диакона. Случилось сие в 362 г., в Антиохии. Но этим духовный рост Василия Великого не ограничился: спустя 2 года он стал пресвитером. В сан подвижника посвятил епископ Кесарийский Евсевий. Впоследствии последний воспылал завистью черной к праведнику, и тот, во избежание смуты, вынужден был поселиться на какое-то время в Понтийской пустыни. Он вел здесь аскетический образ жизни вместе с Григорием Богословом.


В связи с распространением в Кесарии арианского лжеучения святитель Василий Великий вернулся в мир и занял пост епископа по благословению самого умирающего Евсевия. В данной должности подвижник пробыл целых 10 лет до самой своей смерти. Все это время он защищал православную веру, наставлял людей на путь истинный. Свои деньги святитель раздал бедным, пожертвовал на строительство больниц. По молитвам подвижника совершалось много чудес.

Умер святитель Василий Великий в 379 году. На погребении его присутствовали как христиане, так и язычники. Святитель оставил после себя множество богословских трудов, продолжающих и сегодня служить источником бескрайней мудрости.

Сам Василий родился около 330 года, в христианской семье, где отец был адвокатом и преподавателем риторики. В семье кроме Василия Великого было еще десять детей, и пять из них вместе с его матерью причислены к лику святых. Свое первое образование Василий получил от родителей и бабки Макрины, которая имела высокое христианское образование. После их смерти Василий отправился на дальнейшее обучение в Константинополь, а затем в Афины, где и получил образование по философии, астрономии, физике и медицине. После окончания обучения Василий вернулся на родину и стал преподавать риторику. В 362 году его посвятили в сан дьякона.

Святой Василий очень терпеливо и ревностно преподавал и проповедовал, чем и заслужил почет и уважение среди Епископов. Такое поведение не могло не вызвать зависти, и благодаря этому Василий Великий бежал в Понтийскую пустыню, где остановился недалеко от монастыря. Монастырь был основан его матерью и сестрой, здесь же и создались уставы иноческой жизни, в дальнейшем принятые монастырем.

Вскоре его назначили на пост Епископа, где он пробыл до самой смерти. Все это время Василий Великий проповедовал христианскую веру. И по его молитвам совершались чудесные исцеления. Все свои деньги он раздавал нуждающимся и беднякам, не оставляя практически себе ни чего. Его считали мужественным твердым и принципиальным человеком, который делал все для блага церкви. В 379 году Василий Великий умер и на его похоронах собрались как верующие, так и язычники. Его труды, которым он посвятил всю жизнь, до сих пор служат источником бескрайней мудрости.

История имени

В те времена детей называли именами со значением. Имя Василий происходит от греческого царь, царственный, царский. Некоторые утверждают, что в древней Руси имя Вася было от самый высокий, но это все мифология и каждое значение это только предположение. Именно в Византии чаще всего детям давали это имя. В России множество поколений носило это имя, и оно считалось популярнее знаменитого Ивана. Впоследствии имя стало не модным и сегодня практически изживает себя.

Как церковь празднует этот день

В день памяти 14 января, в православной церкви проходит литургия. Она служится либо в день самого праздника, либо накануне его. Такая литургия по времени длится длиннее обычной и протяжней. Это происходит от того, что священник читает тайно евхаристическую молитву. Любой праздник проходит в церкви торжественно, тем более в день Василия Великого.

Величие Василия Великого

В Москве на красной площади есть храм Покрова Божьей Матери на Рву. Но, наверное, мало кто знает, что второе его название храм Василия Блаженного. Ведь именно в этом месте покоятся останки Василия. Он вел образ жизни юродивого, не носил одежды, спал под открытым небом и всячески выводил лицемеров на чистую воду. После его кончины сам царь с боярами несли гроб Василия Блаженного. Храм, построенный в Москве, считался до конца шестнадцатого века самой высокой постройкой. После каждое столетие вводились коррективы. Делались реставрации, что-то красилось, что-то убиралось. Никогда этот храм не подвергался уничтожению. Сколько бы ни делался ремонт и реставрация в храме, многие могут заметить, что он становится только лучше. Его величественные купола видны с разных частей города, таким переливом и красотой радуют они горожан, напоминая о православии.

Православные отмечают Старый Новый год в эту дату, но практически не многие знают о существовании этого праздника. Народ гуляет по шумным улицам, собираются на празднование в домах именно языческого праздника. Но есть, то не малое количество людей верующих, которые знают историю православия и идут в церковь, чтобы почтить память Василия Блаженного. Всю жизнь этот Святой занимался проповедованием, принося людям надежду и веру. Многие его исцеления после молитвы до сих пор передаются в интересных историях. Его талант, ум и добродушие можно было сравнить только с Николаем Чудотворцем. Григорий Богослов в своих писаниях так отзывался о Василии Великом: « легче было выйти из лабиринта, чем переспорить его». Много трудов оставил после себя этот святой, они до сих пор вызывают споры и рассуждения среди людей. Неся с собой веру в православие, он много раз получал отвержение в понимании, но продолжал нести свой крест до конца своих дней.

В наши дни мало кто задумывается об истории праздников. Мы в суете порой забываем о многих вещах. Если стать ближе к церкви, то можно узнать о жизни замечательных людей, которые несли до наших дней веру в Бога и церковь. Как известно церковные истории нельзя сравнивать с легендами, они практически все правды. Небольшой рассказ о Василии Блаженном напоминает нам о святом человеке, который не напрасно прожил свою долгую и удивительную жизнь. Помог при жизни многим людям и великой благодарностью теперь приходят к его мощам. Взглянув на его поступки, страдания и труды, можно сделать вывод, что человек стремился к совершенству. Обладая знаниями в таких сложнейших науках как физика, медицина и философия, Господь наградил его прекрасным умом. Многие из нас не признают православие и такие праздники, как чествования святых. Не стоит относиться к этому числу, нужно верить в чудо, надеяться только на лучшее и жить безгрешно. Василий Блаженный показывает на своем примере, как нужно жить, во что нужно верить и каким образом стать ближе к церкви.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS