Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Выращивание клематиса генерал сикорский. Биография |
ПРОЛОГ
ПАССАЖИРЫ
ЗОФЬЯ ЛЕСНЁВСКА, его дочь
Генерал-майор ТАДЕУШ КЛИМЕЦКИЙ
Полковник АНДЖЕЙ МАРЕЦКИЙ
Лейтенант Юзеф ПОНИКЕВСКИЙ
АДАМ КУЛАКОВСКИЙ
Полковник ВИКТОР КАЗАЛЕТ
Бригадир Дж. П. УАЙТЛИ
«Мистер У. Х. ЛОК»
«Мистер ПИНДЕР»
Полковник-бомбардир ЯН ГРАЛЕВСКИЙ
ЭКИПАЖ
Майор авиации УИЛЬЯМ С. ХЕРРИНГ
Уоррент-офицер Л. ЗАЛЬСБЕРГ
Сержант Ф. КЕЛЛИ
Летный сержант ДЖ.Б. ГЕРРИ
Летный сержант Д.ХАНДЕР
Примечание: Воинские звания обоих пилотов приведены в примерном соответствии с общеармейскими. Реальные звания следующие. Прхал — Flight Lieutenant, Херринг — Squadron Leader «Либерейтор» АL523 взлетел ровно в 23.07. Погода стояла отличная, почти безветренная. Было известно, что взлетная полоса аэродрома королевских ВВС чрезвычайно коротка. Самолет достиг высоты 50 метров и скорости около 200 км в час. Как вдруг произошло крушение. Через несколько минут после взлета «Либерейтор» рухнул в море. Первый пилот остался в живых, но никто из пассажиров не спасся. Взлет самолета наблюдал дежуривший в ту ночь связист Дуглас Мартин. Из его показаний можно установить следующую картину. «Либерейтор» с ревом мчался к точке отрыва. И все двигатели работали исправно. Полоса была короткой, но взлет состоялся задолго до ее конца. Самолет поднялся на 50 метров (выше Гибралтарского взгорья) и должен был выпрямить полет. Однако, для такой высоты с сильными встречными ветрами скорость была явно недостаточной. Пилот опустился чуть ниже, чтобы набрать 248 км в час. Так часто делалось в случае перегрузки на «Либерейторах». Но, как позже показал Прхал, штурвал внезапно заклинило. Пилот только успел крикнуть: «Экстренная посадка!», как самолет стремительно, под углом 15 — 20 градусов, начал падать. Упав в воду, он переломился пополам. Сразу же к нему устремились спасатели. Какое-то время, примерно 7 минут, «Либерейтор» оставался на поверхности. Но внезапно перевернулся и стал медленно тонуть. Спасателям удалось вытащить из кабины пилота Прхала — единственного выжившего в этой катастрофе. Затем из воды подняли еще 4 погибших. Один, с ранением в голову, одетый в рубашку и брюки хаки — генерал Владислав Сикорский, погибший сразу при падении самолета. Тело его дочери Зоси так и не было обнаружено. Также не нашли тел второго пилота Уильяма Херринга, второго радиста Хандера и некоего «мистера Лока». Впоследствии, это сыграло определенную роль в версиях крушения. Немедленно после катастрофы было проведено два официальных расследования — британское и польское. Однако, ни та, ни другая Следственные комиссии так и не смогли определить вероятную причину трагедии. Найдя только, что «самолет стал неуправляем по причинам, установить которые не представляется возможным». Опираясь на показания первого пилота и техническую экспертизу, комиссии пришли к выводу, что неуправляемость самолета была вызвана неисправностью руля высоты. Однако, расследование так и не ответило на вопрос — почему руль оказался неисправен. Зато полностью исключило версию саботажа. Следствие также установило, что самолет был чрезмерно перегружен. Дело в том, что в Англии в то время остро ощущалась нехватка продуктов. В особенности, овощей и фруктов. Вот, почему все возвращающиеся в Лондон пассажиры, как поляки, так и англичане, везли огромные чемоданы, набитые колониальными товарами. Весь этот багаж был впихан в грузовой отсек самолета еще в Египте. Но и в пассажирском отсеке также находился груз — коробки с апельсинами. ЧАСТЬ 2
В 1940 году Сикорского пытались убить в Париже. В 1941 — на лондонской улице. 21 марта 1942 года генерал вылетел с докладом к Рузвельту, чтобы рассказать ему о положении поляков и их нестабильных отношениях с СССР. Но на полпути пассажиров охватила паника — на борту была обнаружена бомба, которая должна была взорваться сразу же после посадки. Бомбу быстро обезвредили. Сначала предположили, что это случайность, но затем последовало еще несколько подобных тревожных инцидентов. Через 7 месяцев, 30 ноября 1942 года Сикорский вновь вылетел в США. На этот раз он летел на двухмоторном самолете «Локхид-Хадсон». Целью визита к Рузвельту было обсуждение все тех же сложных польско-советских отношений. Стартовав на монреальском аэродроме Дорвал, самолет взлетел благополучно, но на высоте 30 метров внезапно отказали оба двигателя. Пилот, однако, сумел посадить машину в Монреале. Ее протащило 200 метров, но пассажиры не пострадали. Теперь уже никто не считал это случайностью. Та же история произошла 12 января 1943 года на аэродроме Гэндер в Ньюфаундленде на пути обратно в Великобританию. За шесть недель до крушения, когда генерал сделал остановку в Гибралтаре на пути из Лондона в Египет (напомню, что он разбился на обратном пути), министр Народной обороны генерал Мариан Кукель и его заместитель генерал Изидор Модельский получили по телефону сообщение неизвестного лица. Которое утверждало, что самолет с Сикорским разбился в Гибралтаре. При этом все пассажиры и экипаж погибли. Взволнованные генералы потребовали подтверждения. И узнали, что на самом деле «Либерейтор» благополучно прибыл в Каир. До сих пор так и не известно, что, собственно, означало данное сообщение о гибели Сикорского. Чья-то глупая шутка? Или кто-то просто поторопился? Замечу, что Кукель и Модельский находились в состоянии затяжного и серьезного конфликта, в который были вовлечены и другие сотрудники министерства. Не исключено, что это была попытка вывести конфронтацию генералов на новый виток… Возникает, однако, вполне естественный вопрос. Ну, допустим, Владислав Сикорский погиб в результате покушения. Но кому выгодна была его смерть? Уже с самой минуты после трагедии назывались три фамилии. И первая из них — Черчилль. Недовольство британского премьера политикой Сикорского достигло своего апогея именно к лету 1943 года. И прежде всего, по причине резкого осложнения польско-советских отношений. Надо сказать, что, в принципе, Владислав Сикорский симпатизировал СССР. За что, кстати, неоднократно подвергался критике со стороны своих политических противников. Сначала маршала Юзефа Пилсудского. Затем — генерала Владислава Андерса. Тем не менее, замечу, что Сталин лично ненавидел Сикорского еще с 1920 года. Впрочем, как политика, личность Сикорского в качестве премьера его, в общем-то, устраивала. Однако, со временем, их отношения значительно ухудшились, о чем генерал постоянно информировал союзников. Причин было несколько. Это и непонятно куда исчезнувшие тысячи польских военнопленных. И многочисленные препоны в формировании воинских подразделений из поляков, находившихся в СССР. И прочее, и прочее. К ноябрю 1942 года отношения польского правительства и СССР подошли к точке максимального накала. Такими сложными (но, все-таки, терпимыми) они продолжались три месяца. И вдруг, в феврале 1943 года все рухнуло — немцы раскопали (в прямом смысле) Катынь. Сикорский был вне себя. Он потребовал самого тщательного расследования и анализа пулевых отверстий. Катынь поставила на грань разрыва всю союзническую коалицию. Особенно тяжелой она оказалась для Черчилля, который признался, что не может занять позицию в конфликте между Польшей и СССР. Это поставило на грань развала весь союзнический альянс. Генерал объявил о разрыве отношений со Сталиным. В ответ на это последний создал другое польское правительство. А в противовес Армии Крайовой — прокоммунистическую Гвардию Людову. Со своей стороны британский премьер отчаянно пытался исправить ситуацию и отвлечь разгневанных поляков. Черчилль попросил Сикорского навестить все польские подразделения и успокоить своих людей. В мае 1943 года ему предоставили бомбардировщик «Либерейтор» для поездки на Ближний Восток. Генерал летел по маршруту Лондон — Гибралтар — Каир. В Каире генерал посетил части, которые доблестно сражались при Тобруке и должны были высадиться вместе с союзниками в Италии. Здесь же он встретился с командиром польского II Корпуса и своим давним соперником генералом Владиславом Андерсом. После выполнения своей миссии Сикорский вместе с дочерью собирался вернуться в Лондон с остановкой в Гибралтаре. Он летел обратно тем же самолетом, с тем же пилотом. К полету присоединились также и новые пассажиры. Вечером 4-го июля генерал Сикорский попрощался со своим личным другом, губернатором Гибралтара генерал-лейтенантом сэром Мэйсоном Макфарлейном, гостем которого он был, и поднялся на борт. Вылетели с задержкой, так как первый пилот Эдуард Прхал был озабочен перегрузкой и потребовал выгрузить часть багажа. В 23.07 диспетчер дал разрешение на взлет. Что же заставило британское руководство засекретить до 2050 года все материалы расследования по крушению «Либерейтора»? Известно также, что после катастрофы подводники тщательно обследовали затонувший самолет. Они нашли личный портфель Сикорского и передали его губернатору. С тех пор этот портфель больше никто не видел. В 1968 году вышла пьеса немецкого драматурга Рольфа Хоххута, в которой он прямо обвиняет Уинстона Черчилля в организации покушения на генерала Сикорского. А в начале 1969 года британский премьер Гарольд Вильсон, который был знаком со всеми материалами дела, скрытыми от широкой публики, заявил в Палате Общин: «Во всем этом нет никакой ясности, в связи с чем имеются серьезные основания для повторного расследования». Почти одновременно с пьесой Хоххута, скандально знаменитый историк и журналист Дэвид Ирвинг, известный своими симпатиями к нацистским лидерам (и их биограф), выпустил книгу «Смерть генерала Сикорского», где также обвинил Уинстона Черчилля. А непосредственным исполнителем он назвал пилота Эдуарда Прхала. Надо сказать, что чех, единственный выживший после крушения, сразу же вызвал серьезные подозрения. Спасение Прхала объяснялось наличием у него спасательного жилета «Мэй Уэст». ЧАСТЬ 3
В то самое время, когда Сикорский прибыл в Гибралтар, произошла серьезная дипломатическая неувязка — сюда же прибыл посол СССР в Великобритании Иван Майский. Оба хорошо знали друг друга и неоднократно встречались в Лондоне. Там же вместе подписали Пакт о формировании в СССР польских воинских подразделений. Однако, сейчас, после разрыва отношений между РП и СССР, было совершенно очевидно, что они не могли вместе гостить у губернатора. С огромным трудом последнему удалось решить эту сложную проблему. Обе делегации поселились у губернатора. Но их соседство было слишком плотным. А самолеты делили общую взлетную полосу. «Либерейтор» Сикорского охранялся как снаружи, так и внутри, где постоянно дежурил солдат охраны. Тем не менее, самолет оставался уязвимым. Иван Майский направлялся в Москву с заходом в Каир. Как правило, летящие из Гибралтара в Каир самолеты совершали по дороге одну посадку. И была она на аэродроме Кастель-Бенито, возле Триполи. Майский, однако, приземлился в пустыне на военном аэродроме. Это произошло примерно в 18.00 4 июля 1943 года. Согласно Майскому, его самолет вновь вылетел где-то после полуночи и достиг Каира к 7.00 5 июля. Это представляется весьма сомнительным. Маршрут от военного аэродрома в Ливийской пустыне до Каира занял бы 31 час (при том, что он вообще технически ненадежен). Вот, почему многие эксперты полагают, что Майский вылетел из Гибралтара не в воскресенье 4 июля, а в понедельник, 5-го. То-есть, уже после катастрофы. В своем интервью, сделанном в 1966 году, бывший посол отрицает, что проживал вместе с Сикорским в губернаторском дворце. Более того, он заявил, что вообще не знал о присутствии генерала. По его словам, губернатор Макфарлейн не любил его и, чтобы предотвратить любой дипломатический инцидент, не сообщил ему о Сикорском. Как уже было сказано выше, оба самолета, посла Майского и генерала Сикорского на аэродроме Гибралтара стояли рядом. Это привело к тому, что вокруг крутилась, по меньшей мере, дюжина чиновников и военных, личность которых до сих пор не установлена. Это делало диверсию вполне реальной. А заклинивший штурвал — явный ее признак. Но самое интересное другое. Шефом британской контрразведки на Пиренейском полуострове в 1941 — 1944 годах был никто иной, как Ким Филби. Дезертировавший в 1963 году и заявивший о том, что уже с 1940 года он работал на СССР. То-есть, являлся двойным агентом. А до 1941 года Филби служил инструктором в отделе «Специальных операций», занимавшимся диверсиями и саботажем во вражеском тылу. Так вот, уже после войны неожиданно выяснилось, что как раз тогда, 4 июля 1943 года он находился в Гибралтаре. Этому факту не придали особого значения. Однако, после его побега взглянули уже в ином свете. Тут, правда, возникает одно «но». Если Филби организовал данную катастрофу (что для него, понятно, не представляло особого труда), то на кого он работал тогда? Чей приказ исполнял — Сталина или Черчилля? Есть и еще одна версия, прочно укладывающаяся в «советский след». Еще тогда, сразу же после катастрофы, высказывались предположения, что генерал Сикорский, возможно, погиб и не на борту самолета. А был убит вместе с дочерью и офицерами в своей резиденции еще до полета. Сторонники этой версии утверждают, что на теле генерала не имелось никаких ранений, а только признаки удушения. Описание же раны на голове уже вписано в протокол осмотра позднее. Иными словами, протокол фальсифицирован. И не только он. Есть также предположение, что британские подводники, если и нашли что-либо, подтверждающее «русскую» версию, то, в любом случае, скрыли находку, чтобы не разрушить хрупкий союзнический альянс. Но, возможно и другое. Одним из подводников был Лайонел Крэбб. Через 13 лет он загадочно исчез прямо под советским военным кораблем в британских водах. Но «исчезнуть» он мог только перейдя на судно. Это дало основание полагать, что Крэбб уже давно работал на СССР. Как известно, четыре тела так и не были обнаружены. А из найденных не все удалось идентифицировать. Это дало основание подозревать, что, возможно, они и выжили, но были похищены советскими агентами. Среди предположительных жертв и дочь Сикорского. В начале войны Зофья стала одним из инициаторов создания польских элитных коммандос — «Тихотемных». Известный польский политик Ян Козловский (из отцов-основателей «Солидарности») в своей статье пишет о том, что в 1945 или 1946 году один из «тихотемных» Тадеуш Кобылинский набрал группу добровольцев из своих однополчан — с целью попытаться вызволить Зофью из Гулага. Однако, на границе они были захвачены пограничниками, и больше о них никто не слышал. ЧАСТЬ 4
Холл сообщает также, что Андерс знал о том, что в первых числах марта Сикорский встречался со своими приближенными. На встрече обсуждался вопрос о смещении генерала Андерса и аресте некоторых польских военнослужащих. Далее следует самое главное. Холл отмечает, что недовольство правительством Сикорского в частях Андерса настолько велико, что последний сделает все возможное для его замены. А если легальный путь не даст результатов, то найдутся и другие средства воздействия. По существу, это прямая угроза со стороны Андерса. До сих пор не совсем понятна история с двумя офицерами британской разведки Пиндером и Локком, севшими в самолет Сикорского в Каире. Не исключается, что они работали на Андерса. После смерти Владислава Сикорского его вдова Хелена официально обвинила генерала Андерса в смерти мужа. Однако, спустя какое-то время (вероятно, под давлением) она отозвала свое обвинение. Нельзя сказать, что и официальная версия — «трагическая случайность» — не находит подтверждения. Много лет спустя появился еще один свидетель — Патрик Бронте-Херн, служивший тогда связистом в Гибралтаре. Он находился в море в момент взлета «Либерейтора» и отчетливо видел все происходящее. Патрик считает, что виной всему — короткая взлетная полоса. И что двигатели самолета просто не успели набрать полную мощность. К тому же, помимо людей, самолет Сикорского вез также и мешки с почтой. Некоторые из них, полупустые, были потом найдены на взлетной полосе. Почти сразу же после посадки носовые люки задраили. А боковые не запирались, так как их часто открывали для вентиляции на стоянке. А также входа и выхода солдат охраны. При предвзлетной проверке вполне могли забыть запереть один из них. Поскольку взлетная полоса находилась в плохом состоянии, самолет, несомненно, трясло при разгоне. Вероятно, из-за этого открылся незапертый боковой люк. В открытый люк ворвался ветер, который неизбежно должен был столкнуться с полупустыми мешками для почты и протолкнуть их вдоль салона. Возможно, часть из них и выпала через открытый боковой люк. Скорее всего, один из них при падении застрял между рулем высоты и стабилизатором, находящимся в хвосте самолета. Этого могло быть вполне достаточно, чтобы нарушить работу штурвала. Прхал пытался разогнаться с помощью легкого снижения. Но застрявший штурвал не позволил ему сесть. Секунды спустя самолет упал в море. Замечу, что и в технической стороне далеко не все согласились с выводами комиссий. Например, вес самолета перед стартом по всем расчетам должен был составлять примерно 55200 — 55400 фунтов. Что не превышало допустимой нормы. Впрочем, перегрузку самолета следует рассматривать в комплексе — с несущей силой крыла, стартовой скоростью, направлением ветра и так далее. Польские исследователи разбились на две группы. Тех, кто считает, что это — покушение. И сторонников версии «несчастный случай». В 1992 году по инициативе известного историка и журналиста Дариуша Балишевского в варшавском Политехе на кафедре авиатехнике под руководством профессора Ежи Мариняка была проведена компьютерная симуляция полета «Либерейтора» AL523. Эта экспертиза не подтверждает британские результаты исследования. И полностью опровергает утверждение пилота Прхала, что самолет после старта набрал высоту 150 футов (или 300 футов, согласно его более поздним показаниям), после чего заклинило штурвал. Симуляция на компьютере показала, что самолет поднялся только на 30 футов (или 9 метров). Вновь на поверхность всплыла версия о причастности Эдуарда Прхала к крушению самолета. Некоторые авторы, кроме того, не исключают и участия в покушении второго пилота Уильяма Херринга, тело которого так и не было найдено. На результаты компьютерного симулирования ссылается и Тадеуш Киселевский, автор известной книги «Покушение — по следам убийц генерала Сикорского». Однако же и сами выводы компьютерной экспертизы тоже подверглись резкой критике. Чтобы такой крупный самолет, тяжелый бомбардировщик, после старта не смог подняться на высоту выше 9 метров? Что ж это за старт такой? Более того, версии о причастности пилотов, прямо скажем, весьма сомнительны. Ведь в подобном покушении они неминуемо подвергают и свою жизнь смертельной опасности. Правда, сторонники данной гипотезы утверждают, что падение самолета в воду при скорости 260 км в час не может причинить ему особого вреда. Скорость, мол, не достаточно велика. И в доказательство указывают на Прхала — все погибли, а он целехонек. При этом они забывают, что первого пилота буквально выбросило из кабины через плексигласовое окно. Он сломал ногу выше колена и получил серьезные ранения. Не утонул пилот только потому, что имел при себе спасательный жилет (с которым, правда, не все понятно). Что до Херринга, то все разговоры о том, что он спасся и, будучи организатором катастрофы, просто поспешил исчезнуть, пока не подтверждаются фактами. ЧАСТЬ 5
Согласно найденному дневнику Новаковского, пишет Тадеуш Киселевский, он прибыл в Гибралтар 23 июня. Однако, подпоручик Людвик Любенский, глава тамошней польской морской миссии, показал, что Гралевский появился у него только в ночь с 3 на 4 июля. Следовательно, либо информация в дневнике ложная, либо курьер АК все это время скрывался где-то в Гибралтаре. В любом случае, утром 4 июля Любенский препроводил курьера к Сикорскому. В беседе с генералом Гралевский заявил, что при нем находятся важные документы, зашифрованные кодом АК. Поскольку расшифровать их в Гибралтаре возможности не было, Сикорский решил привезти курьера в Лондон. В самолете курьер занял место Любенского, который (на свое счастье) остался в Гибралтаре. Правда, не совсем понятно, зачем везти курьера, если можно было просто взять документы. Впрочем, мы не знаем, для чего Сикорскому нужен был сам Гралевский. Может, он хотел его использовать в качестве своего личного курьера. Может, хотел побеседовать об обстановке в Польше, а в Гибралтаре для этого не хватало времени. Ясно одно. Инициатива исходила от самого генерала. Гралевский по одному только своему желанию ни в коем случае не Дальше — больше. 24 июня в Гибралтар прибыла группа 95 польских солдат, интернированных ранее в испанском лагере Миранда-дель-Эбро. С ними находился мужчина, называвший себя Ежи Новаковским (интернированный с 27 мая). Т.е. так же, как и курьер АК. Около полудня, навестив освобожденных из лагеря солдат, Сикорский узнал Новаковского и заявил, что берет его с собой в Лондон. Несколько странное решение генерала. Ведь, чтобы освободить место для Гралевского, он оставил в Гибралтаре Любенского. Получалось, что он берет в Лондон сразу обоих. И Гралевского, и выдающего себя за него «мирандца». Для которого уже не оставалось места. Можно предположить, что дошло до конфронтации. В ходе которой настоящий Гралевский был застрелен. Или наоборот. Иными словами: 1) Настоящий полковник Гралевский погиб в самолете (тело выловлено 8 июля, но опознать его не удалось) 2) Настоящий полковник Гралевский найден с пулей в голове на взлетной полосе. Вечером 9 июля он был похоронен в Гибралтаре, между Скалой и аэродромом. 3) Оба тела принадлежат фальшивым Гралевским. Судьба настоящего остается неизвестной. Можно согласиться с Тадеушем Киселевским, когда он считает, что ключ к разгадке гибели генерала Сикорского кроется в установлении истины вокруг личности Яна Гралевского. Писатель предлагает эксгумировать тело, похороненное в Гибралтаре, чтобы идентифицировать его, применив самые современные методы. Но вряд ли на это пойдут англичане, заперевшие всю информацию на сто с лишним лет. До сих пор так до конца и не ясно, сколько же людей находилось на борту «Либерейтора». По официальным данным — 17 человек. Однако, имеются свидетели, видевшие, как на борт поднялись 20 — 24 человека. Время вылета также колеблется от 23.00 до 23.24. Страница паспорта Яна Гралевского. Экспертиза установила, что ни паспорт, ни его владелец не могли находиться на борту самолета ЧАСТЬ 6
17 сентября 1993 года в присутствии последнего Президента РП на Западе Рышарда Качоровского и первого Президента посткоммунистической РП останки генерала Владислава Сикорского были захоронены в склепе Св. Леонарда в кафедральном соборе Св. Станислава и Вацлава на Вавеле. Постановлением катовицкого прокурора из Особой комиссии по расследованию преступлений против польского народа 3 сентября 2008 года начато следствие по делу о преступлении сталинского режима , заключавшегося в организации авиакатастрофы 4 июля 1943 в Гибралтаре с целью лишения жизни премьера и главнокомандующего вооруженными силами РП генерала Владислава Сикорского, результатом которой стала катастрофа самолета «Либерейтор» AL 523, принадлежавшего 511 дивизиону британских королевских ВВС, в результате чего погибли генерал Владислав Сикорский и сопровождающие его граждане РП . Еще ранее Президент РП Лех Качиньский высказался за эксгумацию останков генерала Сикорского. Его поддержал и премьер РП Дональд Туск. Согласилась на эксгумацию и ближайшая родственница Сикорского (внучка его сестры) Эва Войтасик. Ее решение повлекло и согласие краковского кардинала Станислава Дзивиша. Помимо Эвы имеются также и другие родственники — правнучка и праправнуки брата Сикорского. Однако, именно Эва Войтасик является представителем семьи, и только она присутствовала при захоронении тела генерала на Вавеле. При выборе декоративных растений для своего дачного участка нужно учитывать климат того региона. Поэтому клематисы для Подмосковья (сорта, их описание и фото дальше) должны отличаться устойчивостью к резким переменам погодных условий. Основная особенность этих тропических «обитателей» в том, что тепло- и светолюбивые. В умеренных широтах комфортно себя чувствуют лишь культивирование гибридные разновидности. Более того, они выбрасывают пышные и обильные цветения, не требуя при этом кропотливого ухода со стороны садовода. Многие из них прекрасно адаптируются в разных условиях. Как и все культуры, эти растения нуждаются в правильной посадке и уходе. Полив, обрезка и подкормка способствуют активному развитию . Подмосковье, встречай следующие сортаСверху такой нежный, а на самом деле – сильный и стойкий. Такое описание вполне подходит для этих декоративных лиан. В дикой природе их можно встретить где угодно. Это может быть:
Перед туристом они предстают либо в виде вьющихся вертикальных «ковров», либо могучих кустарников. Такие дикорастущие виды имеют миниатюрные цветения. В то время как сорта клематисов для Подмосковья (фото с описаниями чуть ниже) отличают крупные цветы. Они могут быть всевозможных оттенков от белоснежного до черно-бордового тона. Есть разновидности, у которых цветки собраны в роскошные соцветия по 3-7 штук в пучке. Поражает форма каждого из них. Цветок может быть представлен:
Любоваться этими прелестными бутонами можно уже в мае, а попрощаться с ними придется в сентябре. Основные стебли достигают около 5 метров в длину. Они изысканно украшены темно-зеленой листвой. Благодаря тому, что листья расположены попарно либо поочередно, растение имеет шикарный вид. На одном месте эти гибриды могут «прожить» более 30 лет. Однако нужно знать, что разновидности со стрежневой корневой системой пересаживать не рекомендуют.
«Виль де Лион» – месье из ФранцииОн прекрасно переносит холодные зимы средних широт, поэтому его ветви не нужно укрывать. Садовод может не беспокоиться, что листву и стебель поразят грибковые либо какие-либо другие болезни. Он обладает прекрасным «иммунитетом». Как и следовало ожидать, такой выносливостью может похвастаться только настоящий француз. На протяжении всего летнего периода хозяева будут восхищаться его карминно-красными цветами, которые расширяются до 12-15 см в диаметре. Эти пестрые зонтики гармонично смотрятся на молодых коричневатых побегах (вырастают до 4 м). Насыщенно-красные лепестки клематиса «Виль де Лион» разрисованы легкой рябью. В то же время лохматая серединка добавляет некой экзотики в этот «ковер любви».
«Джипси Квин» – голубых кровейЭтот сорта также называют «Королевой цыган». В самом деле, габаритные цветки пурпурно-фиолетового оттенка с прореженными лепестками (4-6 шт.) напоминают юбку романской девушки. В диаметре эти бархатистые зонтики могут быть как 11, так и 18 см. Украшением для них служат пурпурные пыльники, которые притрушены алой пыльцой. Клематис «Джипси Квин» многие дачники ценят за:
Период цветения начинается в 15 числах июля и продолжается до первого октябрьского заморозка. На молодых побегах (пяти верхних) распускаются роскошные бутоны. Всего на стебле может быть до 20 таких обворожительных «красавиц».
«Руж Кардинал» – особа духовного санаВ переводе с французского языка это название звучит, как красный кардинал. Растению оно вполне подходит. Крупные бархатные цветки имеет бордовый оттенок. Когда кустарник распускается весной, то внушает какое-то благоговение. Его зрелищный вид переносит наблюдателей в эпоху мушкетеров. Такое описание клематиса Руж Кардинал полностью оправдывает его название. Молодые побеги вьющихся лиан необходимо подвязывать, чтобы кустарник разрастался в правильном направлении, приобретая желанную форму. В результате за летние месяцы он пустить от 3 до 5 побегов.
«Генерал Сикорский» – военачальник и политик в одном лицеЭта разновидность клематиса пришла в Россию из Польши. Именно здесь в 1965 году селекционеры вывели гибрид, устойчивый к резким перепадам температуры, а также к грибковым болезням. Яркие фиолетовые лепестки с синеватым оттенком превосходно плетутся по живым опорам из:
Клематис «Генерал Сикорский» можно спокойно выращивать даже в контейнере. Его листва и цветения будут максимально пышными, густыми, если он посажен в полутени. Несмотря на такое громкое звание, этот сорт не переносит жару. Засушливое лето приводит к тому, что он быстро отцветает. При этом бутоны приобретают бледноватый оттенок.
«Лютер Бербанк» – больше чем селекционерВ честь этого великого ученого был назван уникальный гибрид тропической лианы. В деле селекционирования этот человек был первопроходцем. Фиолетовый навесной ковер из крупных цветов не оставит равнодушным ни одного прохожего. Такой роскошью можно наслаждаться целых полгода. Среди важных особенностей Лютер Бербанк можно выделить следующие:
На одном побеге можно найти до 12 цветков. Эллиптическая форма гофрированных лепестков создает эффектный вид.
«Николай Рубцов» – лирическое отступлениеВидимо необычайная расцветка этих цветов стала порталом вдохновения для многих поэтов. В связи с этим его и назвали в честь одного из них. Его описание достойно литературного произведения. На лиловых зонтиках клематиса Николай Рубцов кто-то будто кисточкой сделал оригинальные белые полосы. В середине над лепестками возвышается амфора из пыльников, которая напоминает какую-то драгоценную вазу эпохи Ренессанса. Ветки гибрида настолько плотно сплетаются между собой, что формируют пышный венок/тиару из ярких оттенков. На побегах бутоны держатся около месяца, а затем опадают. «Ниобе» – вызвала неодобрение боговСелекционеры решили дать этому прекрасному клематису имя Ниобе, поскольку его багряные цветы напоминают им историю горюющей матери. В один миг она лишилась 14 детей, казненных по воле безжалостной Дианы и Аполлона. Именно темно-красный оттенок волнистых лепестков свидетельствует о ее горе. Все же это только миф. Кустарник разрастись до 1 метра вширь, а в высоту – до 2,5 метров. Весной на побегах можно наблюдать бутоны черного цвета с легким отливом красноватого оттенка. Со временем они светлеют.
«Нелли Мозер» – ах, какая женщинаВпервые увидев эти бело-розовые зонтики, многие готовы воскликнуть эту фразу. В центре каждого из 9-11 белоснежных лепестков нарисована широкая розовая полоса. В отличие от всех остальных сортов клематис Нелли Мозер имеет уникальное строение чашелистика. Лепесточки расположены в два ряда, в шахматном порядке. Благодаря такой структуре они выглядят необычайно эффектно. При выращивании растения стоит учесть такие моменты:
При засушливой погоде растение следует поливать чаще, чем 1 раз в неделю. После этой процедуры важно взрыхлить землю, убрав все сорняки с грядки. «Балерина» – изящество в каждом контуреВнешний вид этой «красавицы» многим напоминает невесту. Однако багряная слегка мохнатая серединка сразу разрушает эту иллюзию. Именно выдающаяся актриса балета Майя Плисецкая стала музой, вдохновившей ботаников на создание этого чуда. Стебель клематиса «балерина» плетется медленно. Он вытягивается всего до 3-х метров. На зеленом полотне листьев ярко выделяются великолепные белые цветения (диаметр каждого – 15 см). Куст имеет настолько эффектный вид, что на его фоне блекнут даже . Бутоны распускаются как на прошлогодних (в июне), так и на молодых (в июле) стеблях.
«Надежда» никогда не умираетБесспорно, это имя сразу говорит всем о советской женщине. В 1969 году сорт был выведен простой любительницей цветов, которая решила увековечить память своей сестры, назвав его клематис «Надежда». Два раза в сезон (летом и осенью) этот уникальный экземпляр выбрасывает крупные нежно-розовые цветения. На лепестках изящно смотрится яркая лиловая полоска. В то время как желтоватые пыльники восхитительно сочетаются с раскидистыми лепестками.
Из детального описания и ярких фото десяти сортов клематиса, предназначенных для Подмосковья, каждый садовод может выбрать сразу несколько. Они без проблем растут по соседству друг с другом, создавая изумительные живые портьеры на даче. Удивительные клематисы Подмосковья - видео
Если кто и знает о популярности, так это клематис Genera? Sikorski (Генерал Сикорски) . Один из наиболее известных сортов лиан среди садоводов, столь почетен не только из-за своего прославленного имени, но и из-за множества факторов. Пожалуй, важнейший- это диаметр цветка в 20 см . Колоссальный размер для такой изящной лианы. Цветки клематиса Генерал Сикорским простой формы, чашелистиков насчитывается 6 шт, середина бутона в густых бело-лимонных тычинках. Обильное летнее цветение, скроет под сине-фиолетовой шапкой любое ограждение. Даже листва с трудом сможет пробиваться из этой цветочной гущи. Ну и что ещё немало важно, так то, что цветение практически непрерывное с июня по сентябрь. Чтобы клематис Genera? Sikorski Вас дольше радовал, отведите ему полутенистый уголок или же место, где после полудня, солнце максимально скрывается, освещая, но не испепеляя, и не портя насыщенность цветков. Это поможет продлить им жизнь и ценностный вид. Стебли лианы мощные около 3х метров длиной. Но это не помешает Вам с лёгкостью формировать куст, направляя молодые побеги в нужную Вам сторону. Предпринимая не хитрые действия, Вы сможете создать практически картину. Добавьте в спутники освежающие петистые белые розы или жимолость и Ваш дворик наполнится чудесным ароматом. Обрезка слабая, 2го типа. Показатели зимостойкости высокие. Перед посадкой необходимо подробно ознакомится с сортом клематиса: предпочитает тенистые или солнечные места. Нельзя забывать, что врагом всех клематисов является ветер, поэтому места надо выбирать мало продуваемые. Нужно обязательно подумать об опорах, по которым будет карабкаться Ваша лиана, они должны быть не менее 1,5 м. Посадка производится в заранее подготовленную яму 50х50, если почвы лёгкие, и 70х70 для более плотных, предварительно удобрив суперфосфатом и перегноем. Расстояние между саженцами также необходимо соблюдать, не менее 70 см между ямками. Доставка саженцев клематиса Genera? Sikorski (Генерал Сикорски) осуществляется с помощью услуг почты России и транспортных компаний, возможна доставка авиа- почтой и курьером. Для того, чтобы заказать и купить саженцы клематиса Genera? Sikorski (Генерал Сикорски) в нашем интернет-магазине саженцев и цветов воспользуйтесь кнопкой "В корзину", после наполнения которой, нажмите "Оформить заказ". Вид упаковки: стандартный корень в пакете с торфом, этикетка с указанием сорта. Условия заказа: корни клематисов доступны к заказу по-штучно, минимальный заказ 1 шт одного сорта. Отправка заказов с клематисами производится только в весенний период (ограничения по отправке в соответствии с климатической зоной заказчика). Родился 20 мая 1881 года в селе Тушов-Народовы Подкарпатского воеводства в Галиции на территории Австро-Венгрии. Учился в Жешуве, закончил гимназию во Львове. В 1902 году поступил на факультет дорог и мостов Львовского политехнического института. В 1908 году Сикорский стал одним из создателей львовского Союза Активной Борьбы, затем в 1910 году - председателем местного военизированного союза польских граждан «Стрелец». С 1914 года член галицийского Главного Народного комитета, с 1916 года начальник его военного отдела. В этот период начался серьёзный конфликт между ним и Юзефом Пилсудским: в отличие от Пилсудского, Сикорский выступал за воссоздание польского государства под эгидой Австро-Венгрии. В 1916-1918 Сикорский занимался вербовкой поляков в австрийскую армию. С ноября 1918 года Владислав Сикорский в составе Войска Польского: начальник штаба войсковых групп «Восток» в Галиции, командующий группой «Бартатув» и «группой полковника Сикорского». Во время Советско-польской войны 1919-1921 годов Владислав Сикорский командовал 9-ой дивизией пехоты и Полесской группой войск в Киевской операции, 5-ой армией в варшавской операции, а также 3-ей армией в боях за Замостье. Во время битвы за Варшаву частям под командованием Сикорского удалось остановить большевистские войска к северу от польской столицы, что дало время Пилсудскому для проведения победоносной контрнаступательной операции. За участие в битве за Варшаву Сикорский был награждён самым почётным польским военным орденом «Virtuti Militari». В апреле 1921 года Сикорский сменил Юзефа Пилсудского на посту главнокомандующего польской армии и возглавил Генеральный Штаб. Премьер-Министр16 декабря 1922 года после убийства Президента Габриэля Нарутовича маршал (председатель) Сейма Мацей Ратай предложил кандидатуру главнокомандующего польской армии Владислава Сикорского на пост Председателя Совета Министров, одновременно исполняющего обязанности министра внутренних дел. Сикорский занимал эту должность до 26 мая 1923 года. Правительство Сикорского сумело восстановить внутреннюю стабильность и добиться от стран Запада признания польских восточных границ. В составе Войска ПольскогоВ 1923-1924 годах Сикорский являлся генеральным инспектором пехоты. В 1924-1925 годах Сикорский - военный министр во втором правительстве Владислава Грабского. В 1925 году он возглавил 6-ой округ Войска Польского во Львове. Очередной конфликт с Юзефом Пилсудским вынудил его оставить этот пост в 1928 году. Майский переворотВо время Майского переворота 1926 года Сикорский не покинул командование военного округа во Львове, но и не оказал никакой помощи правительству, чем значительно облегчил задачу мятежникам во главе с Юзефом Пилсудским. Лучшие дняВ 1928 году эмигрировал во Францию, где находился в оппозиции к польскому правительству. До 1939 года числился в распоряжении военного министра, не занимая никаких официальных постов. Учился во Франции в Высшей военной школе. Вторая мировая войнаВторая мировая война началась 1 сентября 1939 года нападением Германии и Словакии на Польшу. С началом войны генерал Сикорский пытался добиться от маршала Эдварда Рыдз-Смиглы назначения на фронт, но ответа не получил. Снова выехал во Францию, где 28 сентября приступил к формированию польской армии в эмиграции. 30 сентября 1939 года Сикорский стал премьер-министром польского эмиграционного правительства (и оставался им до гибели в 1943 году). 7 ноября указом Президента Республики Польской Сикорский был назаначен Генеральным инспектором (главнокомандующим) вооруженных сил. Созданная им во Франции армия насчитывала 84 тысячи человек. После вторжения немцев во Францию поляки вместе с французами и англичанами активно участвовали в боях. После разгрома Франции уцелевшие польские подразделения переправились в Англию в Дюнкерке и 5 сентября 1940 года влились в состав вооруженных сил Великобритании Армия АндерсаПосле германского вторжения в СССР 30 июля 1941 года Сикорский подписал с И. М. Майским, советским послом в Англии, договор с СССР о возобновлении дипломатических отношений и пакт о создании польской армии на Востоке. В 1941-1942 годах он участвовал в создании Польской армии Андерса, формировавшейся в районе Бузулука и впоследствии переброшенной на Ближний Восток. Однако вскоре обнаружение и обнародование немцами Катынского захоронения привело к разрыву Сикорского с Москвой. В апреле 1943 года эти отношения были формально разорваны правительством Сталина после того как Сикорский потребовал расследования Катынского расстрела польских военных. Катастрофа в АтлантикеВ связи с обнаружившимися в апреле 1943 года фактами Катынского расстрела Сикорский выступил с резкими обвинениями в адрес СССР, в частности требуя от Черчилля разрыва отношения с СССР. Спустя несколько недель Генерал Владислав Сикорский и его дочь Софья погибли в авиакатастрофе 4 июля 1943 года близ Гибралтара. Некоторые современные историки утверждают что это скорее всего не было случайностью. Английский пилот, который никогда не надевал спасательный жилет, именно в этом полете надел его и остался живым. До конца не выясненное происшествие породило множество слухов, догадок и версий. В ноябре 2008 года его тело было эксгумировано и проверено польскими экспертами с целью подтверждения версии о причастности к его гибели советских спецлужб, но никаких фактов обнаружено не было. Про то, кто действительно виновен в гибели генерала Сикорского, можно прочитать в книге Г.Дуглас «Шеф гестапо Генрих Мюллер. Вербовочные беседы.» Генерал был с почестями, в присутствии премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, похоронен на кладбище польских летчиков в Ньюарке около Ноттингема (графство Ноттингемшир). 17 сентября 1993 года его прах был перевезен в Польшу и захоронен на Вавеле в Кракове. НаградыОрден Белого орла, Командорский крест со звездой ордена «Virtuti Militari» Серебряный крест ордена «Virtuti Militari» Орден «Крест Грюнвальда» 1 степени (2.VII.1946) Кавалер Большого креста ордена «Возрождения Польши» Командор ордена «Возрождения Польши» Крест Храбрых Золотой Крест Заслуги Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами