Главная - Унитазы
Вымирающие языки: айнский. Айны: история, происхождение и язык Военный канон: язык и реальность, язык реальности

язык айнов (См. Айны), распространённый главным образом на острове Хоккайдо (Япония). В 18-19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских островах, Камчатке и острове Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я. Точное число говорящих на А. я. неизвестно, т. к. айны сильно ассимилируются японцами и пользуются японским языком. Число айнов около 20 тыс. человек (1967). В А. я. наблюдается отсутствие противопоставления звонких и глухих согласных (b, d, g выступают лишь как позиционные варианты р, t, k между гласными); система согласных вообще бедна. По структуре А. я. агглютинативный, с преобладанием суффиксации. В грамматике следует отметить факультативность обозначения единственного или множественного числа, что сближает А. я. с некоторыми языками изолирующего строя. В А. я. оригинальная система счёта (по «двадцаткам»: 90 обозначается на А. я. как «пятью двадцать без десяти»). Генеалогические связи А. я. не установлены. Значительное число географических названий на Японских островах восходит к А. я.

Лит.: Добротверский М. М., Айнско-русский словарь, Казань, 1875; Pilsudski В., Materials for the study of the Ainu language and folklore, Krakow-,1912; Batchelor J., An Ainu - English - Japanese dictionary, 4 ed., Tokyo, 1938; его ж, A grammar of the Ainu language, там же.

А. А. Леонтьев.

  • - А. Русский язык - термин, употребляемый в двух значениях. Он обозначает: I) совокупность наречий великорусских, белорусских и малорусских...
  • - туземное название сиамского языка и самой страны как политической единицы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - АЙНСКИЙ язык - язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Суконный язык; язык с подбоем...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Язык, от которого в ситуации посткреольского континуума произошел данный креольский язык. Обычно это язык бывшей колониальной державы...
  • - Язык, обработанный в соответствии с языковыми нормами Кодифицированные формы языка: 1) литературный язык; 2) терминология. Некодифицированные формы существования языка: 1) диалекты; 2) просторечие; 3) жаргоны...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, используемый в сфере религиозного общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Количественная характеристика этнической группы и соответствующего ей языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - 1. Функциональный тип языковых образований, к которому принадлежат: 1) языки национальных меньшинств в многонациональном государстве...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, в котором для передачи лексических и грамматических значений используются числовые символы...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Язык, на котором было впервые изложено, записано, а затем и канонизировано то или иное религиозное учение: ведийский, древнееврейский, пали, латинский, классический арабский, старославянский и другие языки...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - КОСНЕ́ТЬ, -е́ю, -е́ешь; несов., в чём. Пребывать, находиться в каком-н. тяжёлом, предосудительном состоянии. К. в невежестве. К. в пороках. К. в разврате...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Жарг. студ. Шутл. Иностранный язык. ...
  • - Яросл. Под аккомпанемент собственного голоса. ЯОС 8, 21...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 курильский...

    Словарь синонимов

  • - Язык, отличающийся широким спектром социальных и коммуникативных функций языка в культурной, политической, социально-экономической и частной жизни народов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Айнский язык" в книгах

1. Язык житейский и язык ботаников

Из книги Занимательная ботаника автора Цингер Александр Васильевич

1. Язык житейский и язык ботаников Кто не знает кедровых орешков? «Наше сибирское красноречие» - шутливо называют их сибиряки, намекая на то, что когда не о чем говорить, сибиряк грызет эти орешки. Занятие не очень умное, доктора говорят, даже вредное; но меня мало

Глава 5 «ЯЗЫК ДЛЯ СВОИХ» и «ЯЗЫК ДЛЯ ЧУЖИХ»

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

Латинский язык - язык образов и целей

автора

Латинский язык - язык образов и целей Я утверждаю, что в Средние века, когда действующий ум всё больше начал обосабливаться от разума и обретать силу, русскими или потомками русских в Европе был создан язык, который полностью отвечал потребностям нового времени. Этот

Санскрит - язык познания ума, язык состояний

Из книги Превращение в Любовь. Том 2. Пути небесные автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Санскрит - язык познания ума, язык состояний Латинский - это прикладной мирской язык, который показывает, что и как делать с помощью ума; он же язык магии. А санскрит - это метаязык по отношению к латинскому. Латинский язык - это язык образов и целей. А санскрит - это язык

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык)

автора Ясперс Карл Теодор

1. Непосредственный язык трансценденции (первый язык) - О бытии нам предстоит узнавать в шифрах существования. Только действительность открывает нам трансценденцию. О ней мы не можем знать в общем виде; мы можем только исторично слышать ее в действительности. Опыт - это

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык)

Из книги Философия. Книга третья. Метафизика автора Ясперс Карл Теодор

2. Язык, универсализующийся в сообщении (второй язык) - В отзвуке языка трансценденции, который можно расслышать только в непосредственности мгновенного присутствия, создаются языки, как образы и мысли, предназначенные для сообщения нами услышанного. Рядом с языком

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека

Из книги Феномен языка в философии и лингвистике. Учебное пособие автора Фефилов Александр Иванович

2.4. Михаил Андреевич Тулов (1814–1882). Опосредованность мысли языком и влияние логического мышления на язык. Язык – орган умственного развития человека Вклад М. А. Тулова в языкознание определяется фрагментарно, всего несколькими штрихами в связи с проблемой

Айнский язык

Из книги Кто такие Айны? автора Wowanych Wowan

Айнский язык Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный. Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский

Айнский язык

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЙ) автора БСЭ

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте:

Из книги Новые работы 2003-2006 автора Чудакова Мариэтта

ХI. Язык в эпоху «Перестройки» «Перестройка» застала советский язык в полном комплекте: «Книги о съездах партии, о В. И. Ленине, революции ‹…› помогают формировать морально-политический облик поколений, в основе которого коммунистическая идейность, преданность

Военный канон: язык и реальность, язык реальности

Из книги Военный канон Китая автора Малявин Владимир Вячеславович

Военный канон: язык и реальность, язык реальности Итак, в традиционной китайской стратегии изначально присутствовали очень разные и даже как будто взаимоисключающие идейные посылки, принадлежавшие разным философским школам классической древности. Мы находим в ней и

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим

Из книги Квантовая психология [Как работа Вашего мозга программирует Вас и Ваш мир] автора Уилсон Роберт Антон

Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим В 1933 году в «Науке и психическом здоровье» Альфред Коржибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является». (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y».

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык Несомненно, что не все наше мышление вербально. Бесспорно тем не менее следующее. Чтобы интеллект ребенка мог нормально развиваться, ребенок должен вовремя и нормально

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Большой Энциклопедический словарь

    Айнский язык - (айну) один из языков Восточной Азии, родственные связи которого не выяснены. Был распространён на большей части Японских островов (остров Хоккайдо и восточная часть острова Хонсю), в южной части острова Сахалин, на Курильских островах, на… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В XX в. вышел из живого употребления. * * * АЙНСКИЙ ЯЗЫК АЙНСКИЙ ЯЗЫК, язык айнов. Генеалогические связи не установлены. В 20 в. вышел из живого употребления … Энциклопедический словарь

    Язык айнов (См. Айны), распространённый главным образом на острове Хоккайдо (Япония). В 18 19 вв. диалекты А. я. были также на Курильских островах, Камчатке и острове Сахалин, ныне на Сахалине сохранились лишь единичные носители А. я.… … Большая советская энциклопедия

    Изолированный язык (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают… … Википедия

    - (язык изолят) язык, который не входит ни в одну известную языковую семью. Таким образом фактически каждый изолированный язык образует отдельную семью, состоящую только из этого языка. Наиболее известные примеры включают бурушаски, шумерский,… … Википедия

    Самоназвание: (яп. 上古日本語 дзё:ко нихонго?) … Википедия

Айнский язык (или айну итак), язык айнов, коренных жителей Японии, находится на грани вымирания. Лишь 15—20 представителей старшего поколения айнов владеют родным языком и используют его в повседневной жизни. Причиной упадка культуры и языка этого коренного народа является проводимая Японией жесткая политика ассимиляции.

Айнский язык

Страна: Япония (а также приблизительно до 1945 года Россия, СССР)
Народ: айны (утари)
Язык: айнский (айну итак)
Население: 25000
Число носителей 15-20
Языковая семья: изолированный
Письменный язык: нет
Степень опасности: критическое положение

Следы айнов (как и японцев) уходят в доисторические времена — в эпоху дзёмон (10 000—300 годы до н. э.). Их родиной были острова в Охотском и Японском морях, на северо-западных окраинах Тихого океана. Начиная приблизительно с XII века большинство айнов жили на Хоккайдо, крупном острове на севере современной Японии. Значительные поселения были также в южной части российских островов — Сахалина и Курильских. Образ жизни и культура айнов были особенно тесно связаны с охотой на медведя и ловлей лосося. Благодаря торговле пушниной в XV веке завязались первые контакты с Японией, Китаем и Сибирью.

В 1869 году Япония объявила Хоккайдо своей колонией, а коренных жителей без лишних церемоний — японцами. Они были вынуждены заняться сельским хозяйством, а также выполнять черную работу в растущей японской экономике. Так стали разрушаться основы культуры айнов, а их язык был запрещен. Жесткая ассимиляция крепко переплеталась с японским национализмом, обусловившим смешение айнов с японцами, и японский для всех айнов стал основным языком.

В конце Второй мировой войны айны были депортированы с советских территорий Сахалина и Курил. Большинство из них поселилось на Хоккайдо. Немногочисленные оставшиеся айны жили в большой бедности. Сейчас на российских островах этих коренных жителей больше нет.

Айнский язык считается изолированным. Попытки лингвистов установить связь с алтайскими языками Евразии, языками индейцев или австралийско-азиатских коренных жителей не увенчались успехом.

Вследствие географической изолированности групп айнов образовалось около 20 диалектов их языка, причем некоторые имели значительные отличия от остальных; наиболее распространенные бытовали на главных островах — Хоккайдо, Сахалин и Курилы. Многие названия местностей на Хоккайдо происходят из айнского, например Саппоро, столица острова. Особенностью айнского языка является богатство терминологии, связанной с жизненным циклом лососей, а также тюленей, китов и других промысловых животных.

Лишь в 80-х годах ХХ века политики и общество Японии начали осознавать, что вымирающая культура айнов нуждается в поддержке, что ее необходимо спасать. Была создана письменность айнского языка, который исторически не имел ее, таким образом, появилась возможность сохранить многочисленные айнские эпосы о богах и героях. Для этого использовался латинский алфавит, а также японский (катакана) — система из 45 слогов, с помощью которой в японском обычно транскрибируются неяпонские слова. В настоящее время существует несколько айнско-японско-английских словарей, издается газета на айнском языке.

Сейчас на Хоккайдо проживают 25 000 человек, которые считают себя айнами или имеют айнские корни. Они влились в японское общество, говорят по-японски, а на языке своих предков могут сказать в лучшем случае несколько слов. Дискриминация коренных жителей Японии все еще очень сильна. Внешне сильно отличающиеся от японцев, айны за несколько поколений смешались с ними, чтобы обеспечить своим потомкам лучшие условия жизни. Однако айнам труднее получить высшее образование и квалифицированную работу, поэтому многие их потомки живут скромно, если не сказать бедно. Многие из них скрывают свое происхождение от властей, не посвящают в это даже своих детей, чтобы избавить их от этого груза. В действительности количество айнов или полукровок составляет приблизительно 200 000.

Многие современные молодые айны пытаются отыскать свои корни, познакомиться со своей культурой и возродить ее. Существует множество курсов айнского, радиопередача на айнском. Благодаря Интернету, а также музыке (Ainu Rebels, Oki Ainu Dub Band) айнская молодежь имеет возможность открыть для себя свой язык, осознать культурную идентичность и формировать самосознание коренного народа Японии.

Текст на айнском языке :

(отрывок из эпоса о богах Kamui Yukar)

Sinean to ta petetok un sinotas kusu payeas awa, petetokta sine ponrupnekur nesko urai kar kusu uraikik neap kosanikkeukan punas=punas.

Тот же текст, записанный на катакане :

Перевод:

One day, as I was setting out traveling toward the source of the (river"s) water, the walnut wood post was struck as at the water"s source a little man all by himself was erecting a walnut wood plank. He was standing there now bent over at the waist and now standing up straight over and over again.

Однажды, когда я собрался в путешествие к истоку реки, послышались удары по стволу орехового дерева, это у истока маленький человек в одиночку строил плот из орехового дерева. Он то наклонялся, то выпрямлялся — снова и снова.

Айны – загадочное племя, живущее на севере Японии. Внешность айнов достаточно необычна: они имеют черты европеоидов – необыкновенно густой волосяной покров, широкие глаза, светлую кожу. Их существование как бы отрицает привычные представления о схемах культурного развития наций.

Ныне есть основания полагать, что не только в Японии, но и на территории России имеется часть этого древнего коренного народа. По предварительным данным последней переписи населения, состоявшейся в октябре 2010 г., айнов в России насчитывается более 100 человек. Факт сам по себе необычный, ведь до недавнего времени считалось, что айны живут только в Японии.

Приветливость, ласковость и общительность маукинских айнов вызывали во мне сильное желание познакомиться ближе с этим интересным племенем…

Исследователь народов Тихоокеанского региона Б.О. Пилсудский в отчете о командировке 1903 -1905 гг.

Происхождение Aйнов

Ученые до сих пор спорят о происхождении айнов. Часть исследователей считает, что эти люди родственны индоевропейцам. Другие придерживаются мнения, что они пришли с юга, то есть имеют австронезийские корни. Сами же японцы уверены, что айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова из Сибири. Кроме того, в последнее время появились предположения о том, что они – родственники Мяо-яо, живущих в Южном Китае.

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до. н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон. Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок.

Это народ кроткий, скромный, добродушный, доверчивый, сообщительный, вежливый, уважающий собственность; на охоте смелый и даже интеллигентный.

А.П. Чехов

Язык и Культура

Айнский язык по официальной версии был бесписьменным языком (грамотные айны использовали японский язык). При этом Пилсуцкий записал вот такие айнские символы:

Язык айнов — тоже загадка (он имеет латинские, славянские, англо-германские и даже санскритские корни). Этнографы также бьются над вопросом, откуда в этих суровых землях появились люди, носящие распашной (южный) тип одежды. Их национальная повседневная одежда — платья-халаты, украшенные традиционным орнаментом, праздничная – белого цвета, материал сделан из волокон крапивы. Русских путешественников также поразило, что летом айны носили набедренную повязку.

Охотники и рыболовы, айны создали необычную и богатую культуру (дземон), которая характерна лишь для народностей с очень высоким уровнем развития. Например, у них есть деревянные изделия с необыкновенными спиральными орнаментами и резьбой, удивительной по красоте и выдумке. Древние айны создавали необыкновенную керамику без гончарного круга, украшая ее причудливым веревочным орнаментом. Также этот народ поражает талантливым фольклорным наследием: песнями, танцами и сказаниями.

Жилища

Легенды народа айнов свидетельствуют о несметных сокровищах, замках с крепостями. Однако, путешественники из Европы обнаружили представителей этого племени живущими в землянках и хижинах, где пол находился ниже уровня земли на 30-50 см.

Все они или почти все имеют форму круга или прямоугольника. Расположение столбов, подпиравших крышу, указывает на то, что она была конической, если основой постройки являлся круг, или пирамидальной – когда в основе располагался четырехугольник. Во время раскопок не найдены материалы, которыми могла бы покрываться крыша, поэтому можно лишь предполагать, что для этой цели использовались ветки или тростник. Очаг, как правило, располагался в самом доме (только в раннем периоде он находился снаружи) – вблизи стены или посредине. Дым выходил через дымовые отверстия, которые делались на двух противоположных сторонах крыши.

Верования

В общем и целом айнов можно назвать анимистами. Они одухотворяли практически все явления натурального порядка, природу в целом, персонифицировали их, наделяя каждое из вымышленных сверхъестественных существ чертами такими же, какими обладали сами. Мир, созданный религиозным воображением айнов, был сложен, огромен и поэтичен. Это мир небожителей, обитателей гор, культурных героев, многочисленных хозяев ландшафта. Айны и теперь очень религиозны. Традиции анимизма у них по-прежнему главенствуют, и айнский пантеон состоит в основном из: «камуи» – духов различных животных, среди которых особое место занимают медведь и касатка. Айойна, культурный герой, создатель и учитель айнов.

Айны вскармливали жертвенного медвежонка грудью женщины-кормилицы!

В отличие от японской мифологии, в мифологии айнов имеется одно высшее божество. Верховный бог носит имя Пасе камуй («создатель и владетель неба») или Котан кара камуй, Мосири кара камуй, Кандо кара камуй («божественный создатель миров и земель и владетель неба»). Он считается создателем мира и богов; через посредство добрых богов, своих помощников, он заботится о людях и помогает им.

Рядовые божества (яйян камуй – «ближние и дальние божества») воплощают отдельные стихии и элементы мироздания, они равны и независимы друг от друга, хотя и составляют определённую функциональную иерархию добрых и злых божеств (см. Пантеон айнов). Добрые божества преимущественно небесного происхождения.

Злые божества, как правило, земного происхождения. Функции последних чётко определены: они олицетворяют опасности, подстерегающие человека в горах (это основное место обитания злых божеств), и управляют атмосферными явлениями. Злые божества, в отличие от добрых, принимают определённый зримый облик. Иногда они нападают на добрых богов. Например, существует миф о том, как некое злое божество захотело проглотить Солнце, но Пасе камуй спас солнце тем, что послал ворону, которая залетела в рот злому богу. Считалось, что злые божества возникли от мотыг, при помощи которых Пасе камуй создал мир, а затем бросил. Возглавляет злые божества богиня болот и трясин Нитатунарабе. Большинство других злых божеств - её потомки, они носят общее название - Тоиекунра. Злые божества многочисленнее добрых, и мифы о них распространены больше.

Добрые и злые божества далеко не исчерпывают пантеон айнов. Божествами, причём наиболее древними, при помощи которых были созданы огонь и первый человек, считались деревья. Некоторые из них (например, ольха, вяз), в отличие от ивы, представлялись вредоносными. Особыми божествами представлялись и цорпок-куру («существа, обитающие внизу»). В мифах они имеют образ карликов и живут в землянках. Считалось, что цорпок-куру жили на земле ещё до появления первых айнов, именно у них айнские женщины заимствовали обычай нанесения татуировки на лицо.

Неотъемлемым атрибутом ритуальных действий служили так называемые «инау». Под этим названием понимаются самые разные предметы. Иногда это небольшая палочка,чаще ивовая, иногда длинный шест, увенчанный султаном кудрявых стружек. Иногда – просто плетение из стружек. Ученые рассматривают «инау» как посредников, которые помогают человеку общаться с богами. Инау ставили в раковины моллюсков духу дороги перед любым путешествием. Со временем по дорогам и в особо «одухотворённых» местах стали появляться места для инау.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS