Главная - Расходные материалы и инструменты
Устройство тротуаров из бетонных плит. Строительство тротуаров и пешеходных дорожек

Собственный дом представляет собой законченную композицию в том случае, если это не просто дом и придомовая территория при нем, а совокупность оригинальных идей дизайнера и современных технологий. Такой союз поможет превратить садовый участок с домом в ухоженный и уютный природный уголок. Садовые дорожки являются основным дизайнерским элементом, который, кроме эстетической составляющей, несет еще и функциональную нагрузку.

От правильности изначальной планировки дорожек будет зависеть комфорт хозяев участка.

Садовые дорожки должны быть достаточно прочными и должны быть украшением участка. Для опытного дизайнера не является секретом, что короткие дорожки делят весь участок на маленькие фрагменты, тем самым визуально уменьшая размеры сада. В то же время длинные дорожки создают ощущение просторного участка.

На начальном этапе планирования домовладельцу нужно определиться с функциональным назначением дорожек и их размерами. К примеру, дорожка, ведущая к фасаду дома, должна быть не менее 2 метров в ширину, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Для дорожек технологического назначения вполне достаточно будет 90 см. Дорожки, по которым будет перемещаться автомобиль, должны быть никак не меньше ширины самого авто, изготовлены из прочных материалов и иметь шероховатую поверхность , чтобы предотвратить скольжение в зимнее время.

Современный рынок стройматериалов готов предложить покупателям для мощения дорожек на участке довольно большой перечень материалов. Это может быть плитка, натуральный или декоративный камень , щебень и т. д. Одним из таких материалов, имеющих оптимальное соотношение цены материала и качества выполненных дорожек на территории садового участка, является бетон .

Преимущества и недостатки дорожек из бетона

Песчано-бетонная смесь является одним из наиболее востребованных материалов для создания дорожек. К преимуществам этого материала и садовых дорожек из него можно отнести следующее:

  • хорошие прочностные качества материала, его долговечность;
  • простота создания бетонных конструкций, в том числе и садовых дорожек;
  • низкая стоимость материала;
  • устойчивость к воздействию неблагоприятных погодных факторов (влаго- и морозостойкость);
  • устойчивость к влиянию механических нагрузок;
  • возможность изготовить дорожку любой конфигурации (главное, сделать подходящую опалубку);
  • возможность выполнить монтаж самостоятельно , без привлечения специалистов;
  • широкие возможности для декорирования дорожек (во время приготовления раствора можно добавить пигменты любого цвета, либо использовать плиточную мозаику, природный или искусственный камень и т. п.; здесь главное - посадить элементы дизайна и украшения в раствор через несколько часов после заливки).

К недостаткам садовых дорожек из бетона можно отнести следующие факторы:

  • при движении грунта в периоды межсезонья бетонная дорожка может пойти трещинами;
  • дорожка из бетона - капитальное сооружение, впоследствии изменить ее направление будет едва ли возможно. Поэтому при планировании расположения дорожек надо одновременно планировать и территорию вокруг них;
  • потребуются серьезные затраты сил и времени на подготовительные работы и монтаж.

Технология создания бетонных дорожек

Собственно, весь техпроцесс самостоятельного монтажа садовых дорожек из бетона достаточно прост и состоит из следующих этапов:

  • разметка поверхности почвы под садовые дорожки;
  • предварительная подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

Для того, чтобы бетонная садовая дорожка радовала своих хозяев долгие годы, надо внимательно рассмотреть каждый этап по отдельности.

  1. Разметка поверхности почвы под садовые дорожки - это быстрый и самый простой этап. Хозяевам надо определиться с месторасположением дорожек на своем участке и с их размерами (как ранее говорилось, они будут зависеть от предполагаемых функциональных нагрузок). Разметку производят с помощью обычных колышков, которые вбивают в грунт через равные промежутки друг от друга, и натягивают между ними веревку. На этом первый этап можно считать завершенным и переходить к следующему.
  2. Предварительная подготовка грунта. Суть этого этапа в том, чтобы выбрать верхний слой дерна на глубину ≈ 5 - 7 см. Это нужно для того, чтобы удалить корни всех растений по пути мощения дорожки. Если этого не сделать, то растения под дорожкой будут постепенно перегнивать, а в образовавшиеся пустоты будет попадать вода и в зимние периоды замерзать там. Замерзающая вода будет увеличиваться в объеме и давить на лежащую дорожку. В конечном итоге этот процесс может привести к растрескиванию бетонного покрытия.

Кроме того, будет удобно и для людей, и для использования в летнее время газонокосилки , если садовая дорожка будет находиться на одном уровне с грунтом.

Монтаж опалубки

Опалубка монтируется из досок и нужна она для заливки бетона. Для того, чтобы создать какие-либо плавные изгибы дорожки, для изготовления опалубки вполне возможно воспользоваться фанерой или любыми другими гнущимися материалами. Можно сделать опалубку сразу по всей длине дорожки, но поскольку заливать раствор надо частями (именно надо, потому что необходимо предусмотреть швы для компенсации расширений-сжатий бетона под воздействием температуры), то и опалубку также можно делать частями, что снизит расход материала на ее изготовление.

Формирование подушки

Подушка под бетонной дорожкой преследует две цели.

  1. Равномерное распределение весовой нагрузки бетонной дорожки.
  2. Дренаж.

Изготавливают подушку или основание под дорожку из слоя утрамбованного щебня и слоя песка. Песок не удерживает воду, и в зимнее время почва под дорожкой не будет промерзать и расширяться. Однако песок - это мелкофракционный материал, для которого свойственно со временем уходить в щебень или грунт. Если песок будет уложен непосредственно на щебень, то спустя несколько лет он уйдет в грунт вместе с водой. Чтобы предотвратить этот процесс, непосредственно на землю укладываются любые материалы для гидроизоляции . Это может быть рубероид, геотекстиль или агроволокно. Последние два материала наиболее предпочтительны, так как они не подвержены гниению и прекрасно пропускают воду. После того как щебень уложен и песок засыпан, его нужно хорошо утрамбовать . Если песок сухой, надо его намочить, тогда он плотнее утрамбуется и в нем не будет пустот. Кроме того, песчаную подушку надо разровнять, чтобы впоследствии толщина слоя бетона была равномерной.

Для изготовления подушки вместо песка можно сделать тонкую бетонную стяжку или воспользоваться плоскими камнями, но нужно углубить траншею под дорожку на толщину камня или стяжки.

Армирование и заливка

Следующим этапом является укладка армирующих элементов и заливка бетона. Перед тем как укладывать армирующую сетку или арматуру, на подушку из песка надо положить полиэтиленовую или любую другую пленку. Это необходимо сделать по следующей причине: бетон должен не высохнуть, а затвердеть. Затвердевание - это химическая реакция при непосредственном участии так называемого цементного молочка, придающего бетону прекрасные прочностные характеристики. Чтобы этот компонент не ушел в песок и нужна пленка. Далее можно укладывать армирующие элементы: стандартную арматуру, армирующую сетку, сетку для стяжки или любые другие материалы.

Теперь можно приступать к замешиванию раствора . Его можно изготовить из песка и цемента (1:3), можно купить уже готовые сухие смеси, которые разводятся водой. Если по дорожке будут только ходить, то толщина подушки и слоя бетона не должна быть меньше 5 см. Если покрытие будет испытывать более тяжелые нагрузки, то дополнительный и бетонный слои не должны быть меньше 7,5 см.

По мере заливки раствора его надо разравнивать . После того, как вся готовая порция раствора будет залита, его надо дополнительно разровнять правилом и как можно сильнее уплотнить до появления цементного молочка. Когда раствор слегка схватится, можно подровнять его шпателем. В это же время можно сажать в раствор декорирующие элементы (если это ранее предполагалось делать). Для того, чтобы бетон затвердевал, а не высыхал, дорожку можно либо накрыть пленкой, либо периодически смачивать поверхность дорожки водой. Спустя пару-тройку дней можно убирать опалубку , а по прошествии еще нескольких суток дорожкой могут пользоваться «пешеходы».

Приняв решение об изготовлении дорожек на садовом участке из бетона, можно самостоятельно и с минимальными финансовыми затратами придать своему землевладению законченный образ и элегантный внешний облик.

Дорожки из тротуарной плитки – это не только практичное ландшафное решение, но и весьма привлекательный элемент, способный преобразить как участок частного домовладения, так и парка или сквера. Но чтобы продлить срок эксплуатации тротуаров, при их устройстве необходимо выполнять определенные правила, начиная с разметки и заканчивая финишной обработкой швов. И конечно, немалую роль здесь играет сама плитка и материалы, из которых она произведена.

Дорожка из тротуарной плитки в саду частного дома

Материалы

Устройство дорожек, вымощенных плиткой, предполагает применение различных материалов:

  1. Тротуарная плитка;
  2. Песок (для устройства подушки под укладку, а также затирки швов);
  3. Щебень или гравий (для обеспечения дренажа);
  4. Тротуарный бордюр, бордюрный камень (для обрамления дорожек);
  5. Цемент (для установки бордюров).

Среди выпускаемых видов плитки можно даже растеряться при выборе лучшего варианта

Выбор плитки

Тротуарная плитка выпускается двумя способами, которые влияют на основные ее показатели, в частности – на прочность. Вибролитая плитка обладает низкой прочностью, вибропрессованная – повышенной.

Поэтому для малопроходимых мест, в основном в частном секторе, обоснован выбор вибролитой тротуарной плитки. Соответственно, вибропрессованная может использоваться в общественных местах при устройстве дорожек и даже парковок.

Чтобы проверить прочность, нужно стукнуть плитки друг о друга. Признаком прочности будет звонкий звук. Глухой говорит о хрупкости.

О цветной тротуарной плитке важно знать, что в ее состав входят дорогие красящие вещества. Поэтому приобретая ее, нужно обращать внимание на стоимость. Она не может быть очень низкой – это верный признак и низкого качества.

Приобретать нужно в среднем на 10% больше требуемого по расчетам количества. Такой запас закладывают, предусматривая отход из-за наличия брака в упаковках, а также запас на подрезку изделий, необходимую во время монтажа. Это особенно важно, когда укладка проводится по сложной схеме, или контур тротуара запланирован сложной формы, с изгибами.

Инструменты

Строительство вымощенных дорожек – довольно сложный технологичес кий процесс. Выполнение его предполагает наличие специальных инструментов и приспособлений. Итак, для монтажа тротуаров необходимо подготовить:

  1. Деревянные колышки, веревку (шнур);
  2. Уровень;
  3. Киянку;
  4. Виброплиту с резиновой поверхностью, или другое утрамбовывающее устройство;
  5. Швабру;
  6. Грабли;
  7. Метлу;
  8. Штыковую и совковую лопаты;
  9. Шланг, насадку-рассекатель;
  10. Болгарку и алмазный круг (для резки плитки и бордюров);
  11. Правило.

Что пригодится из инструментов

Последовательность работ

Монтаж тротуаров состоит из нескольких последовательных операций:

  • разбивка контура;
  • подготовка основания (несущего и монтажного слоев), установка бордюров;
  • непосредственно укладка плитки;
  • уплотнение плит и заделка швов.

Разбивка контура

Перед началом работ по устройству мощеного тротуара важно проверить уклон поверхности. Она должна быть ровной (в противном случае ее предстоит выровнять) и иметь уклон примерно в 2-5 градусов (для обеспечения стока осадков). Вдоль или поперек тротуара он будет располагаться – не имеет решающего значения. Далее с помощью веревки и колышков размечают контур будущего тротуара.

Подготовка основания

Лопатой снимают слой земли толщиной 15-20 см. (В том случае, если на тротуарную плитку предполагается повышенная нагрузка, толщина слоя может составить до 50 см.) Полученное основание тщательно выравнивают шваброй или граблями. В том случае, если грунт в основании рыхлый, поверхность его нужно намочить и уплотнить.

Подготовка места под будущую дорожку

Несущий слой

Установка бордюров

Следующим этапом устройства тротуаров является монтаж бордюров. Устанавливают их на раствор цемента. Сначала, используя шнур и колышки, размечают контур, по которому будет установлен бордюр, а также задают нужный уровень его с учетом уклона. Вырывают канавки для последующей заливки бетона.

Для дорожек со сложной конфигурацией бордюр по мере необходимости можно обрезать при помощи болгарки и устанавливать отрезками разной длины, следуя заданному контуру. При этом в местах изгибов колышки при разметке устанавливают на меньшем расстоянии, чем на прямых участках.

Этот этап работ можно проделать и после того, как тротуарная плитка уже уложена, но в первом варианте проводить укладку гораздо легче, потому что основание сразу получает надежный каркас, в котором плитке некуда будет разъезжаться, а песку – осыпаться. Бордюр может быть как выше плитки, так и выставляться вровень с ней (например, если тротуар окружает плотный высокий газон). Борта при установке бордюра заливают раствором и засыпают песком.

Бордюр защитит плитку от сдвигов, а песок от осыпания

Монтажный слой

Подготовленное основание тротуара засыпают мелким просеянным песком, (слой должен быть толщиной около 5 см). Далее песок разравнивают с помощью грабель и правила. После этого поверхность нужно основательно пролить водой (не менее 10 литров на квадратный метр). Дать песку отстояться – несколько часов, если погода стоит солнечная, и около суток – если пасмурная. После этого песок утрамбовывают и тщательно разравнивают. Теперь поверхность подготовлена непосредственно для укладки тротуарной плитки.

Допустимо обойтись только песком, без слоя щебня, однако такая конструкция подходит для мест с малым количеством осадков и в противном случае не сможет обеспечить достаточного дренажа.

Для тротуаров, которым предстоит выдерживать высокие нагрузки (большая проходимость людей или парковка автомобилей), а также для тротуаров, устройство которых проводится на проблемных грунтах, основание должно быть дополнительно укреплено бетоном (необходим слой до 15 см). При этом плитку целесообразно укладывать не на песок, а на стяжку.

При таком способе необходимо дополнительное устройство опалубки из досок не тоньше 4 см. После того, как бетон застынет, опалубку можно не демонтировать.

Распределение песка по дорожке

Укладка плитки

От качественного выполнения предшествующих работ будет зависеть отсутствие просевших или выступающих участков, хорошее водоотведение. Однако, этап укладки – не менее ответственный. Важно соблюсти задуманный рисунок укладки, не нарушить уровень, выдержать размеры швов. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • на подготовленное основание наступать нельзя, чтобы не нарушить ровный слой песка. Поэтому укладку целесообразно производить в направлении от себя;
  • укладку начинают с более низкого участка (либо от наиболее важных элементов: крыльцо, калитка, парадный вход);
  • тротуарную плитку укладывают по разработанной схеме («елочка», «кирпичная кладка», «брусчатка» и другие). Если схема сложная – предварительно лучше прорисовать расположение элементов, что облегчит их подбор;
  • плитка должна быть уложена выше планируемого уровня примерно на 8-12 мм. Этот запас необходим для последующей усадки поверхности при финишной трамбовке.

Процесс укладки основного материала

Для того чтобы точно выдержать расстояние швов, перед началом укладки первого ряда протягивают шнур по всей ширине и длине объекта. Укладку начинают, придерживаясь данных шнуров как направляющих. Точность расположения швов проверяют в каждом третьем ряду.

Каждую плитку укладывают, используя деревянный молоток или специальную киянку. Дважды на каждые 10 квадратных метров при помощи правила контролируют горизонталь уложенной плитки. Обнаруженные дефекты сразу устраняют.

Для обрезки плит пользуются болгаркой.

Уплотнение поверхности и заделка швов

Черновая укладка готова. Теперь поверхность присыпают мелким речным песком, очищенным от органических соединений (чтобы сквозь него в будущем не прорастали сорняки) и заполняют швы между плитками. Здесь используются метла или щетка с жесткой щетиной. Вымощенную поверхность просто подметают в разных направлениях.

Если вся используемая плитка одинакового серого цвета, – песок можно смешать с цементом – для большей прочности укладки. Однако для цветной плитки цемент не подойдет – с нее такую смесь смыть будет довольно сложно, поэтому целесообразнее применить просто песок.

Вибропресс для утрамбовки плитки для тротуара

Теперь, используя виброплиту или другое устройство, выполняют утрамбовывание всей поверхности. Лишний песок аккуратно смывают из шланга через рассекатель. Если требуется, две эти операции повторяют.

В помощь начинающим мастерам видео с описанием всего процесса:

Эксплуатация

Основным уходом за уложенной тротуарной плиткой является своевременное удаление грязи и пыли – периодическим смыванием. А вот дорожку, выложенную цветной плиткой, мыть придется уже с помощью специальных моющих средств. Потому как на ней сильнее видны не только грязь, но и черные следы от шин.

Зимой тротуары чистят метлой или деревянной лопатой. Для очистки поверхности ото льда недопустимо применение металлической лопаты и тем более лома.

Снегоуборочная техника должна быть оснащена защитной насадкой.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С ПОКРЫТИЕМ ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007 .

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании.

2.2. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка;

- подготовка корыта под тротуар;

- устройство песчаного подстилающего слоя;

- устройство щебеночного основания;

- устройство покрытия из бетонных плит.

2.4. Для устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600 , отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный по ГОСТ 8736-93 ; бетонная плитка ТП-5-3 (400х200х50 мм, вес Р=9,6 кг, объем V=0,004 м) по ГОСТ 17608-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); виброплита TSS-VP90N (вес Р=90 кг, глубина уплотнения h=150 мм до К=0,95); специальное оборудование UNIMOBIL UM-SM для укладки плит.

Рис.1. Виброплита TSS-VP90T

Рис.2. Устройство для укладки UNIMOBIL UM-SM

Рис.3. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.4. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.6. Работы по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" ;

- СП 126.13330.2012. "Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84" ;

- Пособие к СНиП 3.01.03-84. "Производство геодезических работ в строительстве" ;

- СП 78.13330.2012. "Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" ;

- СП 82.13330.2015. "Благоустройство территорий . Актуализированная редакция СНиП III-10-75 ";

- СНиП 2-07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. "Организация строительного производства. Общие положения" ;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. "Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ" ;

- ГОСТ 8736-2014. "Песок для строительных работ. Технические условия" ;

- ГОСТ 8267-93. "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" ;

- ГОСТ 17608-91. "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" ;

- СНиП 12-03-2001. "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" ;

- СНиП 12-04-2002. "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство" ;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. "Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" ;

- РОСАВТОДОР-2002. "Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" ;

- РД 11-02-2006. "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" ;

- РД 11-05-2007. "Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" ;

- МДС 12-29.2006. "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты" .

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров с покрытием из бетонных плит на щебеночном основании необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его с Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;

- решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;

- установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.

3.3. Общие положения

3.3.1. Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине h больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

3.3.2. Плиты из бетонов классов В22,5 и В25 предназначены для устройства покрытий садово-парковых и пешеходных дорожек, тротуаров во внутриквартальных проездах, а плиты из бетона классов В30 и В35 - для покрытий тротуаров на магистралях.

3.3.3. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 46 см; если допускается движение легковых автомобилей - 68 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - 810 см.

3.3.4. Укладку плит следует осуществлять поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

3.3.5. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

3.3.6. Ширина шва между смежными плитами должна быть 58 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3:1.

3.3.7. Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

3.3.8. К устройству покрытия из бетонных плит следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.

Рис.5. Конструкция тротуара с покрытием из бетонных плит

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству покрытия из бетонных плит должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:

- принята от заказчика строительная площадка;

- проведен контрольный осмотр рабочей площадки, на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;

- выполнена геодезическая разбивка тротуара;

- на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.

3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б , СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011 .

3.4.3. Геодезическую разбивку устройства тротуара можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки покрытия в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.

3.4.4. Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана устройства тротуара на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка тротуара, процесс которой заключается в следующем:

- по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

- полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.

3.4.5. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Проектная отметка по оси (дна корыта) низа дорожной одежды (подстилающего слоя) определяется по формуле:

Где - отметка верха покрытия дорожки;

Глубина корыта;

- ширина корыта;

- уклон корыта.

3.4.6. Поперечные уклоны дна корыта должны быть равны уклонам поверхности покрытия и направляются к лоткам проезжих частей или к дренажам. Толщину слоёв конструкции тротуара в плотном теле, наносят на забитые в дно корыта деревянные колышки.

Разбивку делают на сменный объем работ.

Рис.6. Схема разбивки для укладки плит тротуара

3.4.7. Закрепительные знаки (колышки) сохраняются до сдачи тротуара представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87 .

3.4.8. Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2 , РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.

3.4.9. Фракционный щебень и песок грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 , а бетонные плитки на поддонах грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.

Доставленные на объект фракционный щебень, песок и бетонные плитки следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Поддоны с плитами раскладывают вдоль корыта в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.

3.4.10. Не позже чем за смену до устройства тротуара рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.

Рис.7. Схема организации работ по устройству тротуара

1-я захватка - отрывка корыта под тротуар; 2-я захватка - устройство подстилающего слоя песка; 3-я захватка - устройство основания из щебня; 4-я захватка - укладка тротуарных плит; 5-я захватка - заделка швов тротуарных плит

3.5.2. Работы по устройству тротуара выполняются на 5-ти захватках длиной по 50 м.

3.5.3. Бригада при выполнении работ камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.

3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку плит. Монтажник 2 разряда подвозит плиты. Монтажники 4 и 3 разрядов укладывают плиты и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
автоматически обновлена

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

ГУП «НИИМосстрой»

по устройству тротуаров
из бетонных плит

ТР 158-04

Москва - 2005

Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В. Городецкий, к.т.н. Р.И. Бега, В.Ф. Демин (ГУП «НИИМосстрой»), С.М. Аракельянц, к.т.н. И.И. Давитнидзе (ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис»), В.Н. Аракельянц (ЗАО «СДМ Гидропривод»).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины l к толщине h больше 4, при меньших значениях l/h £ 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.3. Для решения эстетических, архитектурных и функциональных задач в современном городском строительстве бетонные плиты и мелкоразмерные элементы мощения могут иметь различные формы и размеры, которые не всегда являются кратными ширине полосы пешеходного движения (0,75 см), принятыми в ГОСТ 17608-91*.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.5. Плиты и элементы мощения для устройства сборных покрытий (в том числе с декоративной и цветной поверхностью) могут быть изготовлены по различным технологиям, обеспечивающим получение физико-механических свойств, соответствующих требованиям ГОСТ 17608-91*.

1.6. Толщина тротуарных плит и мелкоразмерных элементов выбирается в соответствии с проектом. Ориентировочная толщина сборных изделий для различных конструкций может быть принята следующей: на участках, где ожидается только пешеходное движение - 4 - 6 см; если допускается движение легковых автомобилей - ³ 6 - 8 см; в случае если возможен заезд грузовых автомобилей - ³ 8 - 10 см.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис. 1.

Рис. 1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси, бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой; 5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита; 8 - базальтовая сетка.

Описание:

Статус: действующий

Обозначение: ТР 158-04

Дата введения: 2005-03-09

Разработан в: ГУП "НИИМосстрой" 119192, Москва, Винницкая ул, 8

Утверждён в: Управление научно-технической политики в строительной отрасли (27.12.2004)

Область и условия применения: Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г. Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.
Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Заменяет собой: ВСН 15-95 «Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит»

Оглавление: Общие положения
2. Подготовка земляного полотна и устройство дренажей мелкого заложения
3. Устройство песчаного подстилающего слоя
4. Установка бортового камня
5. Устройство основания
6. Устройство покрытий из плит и мелкоразмерных элементов
7. Контроль качества работ
8. Требования безопасности
9. Охрана окружающей среды
10. Эксплуатация тротуаров
Приложение 1. Характеристика мелкоразмерных элементов
Приложение 2. Характеристика решетчатых плит из мелкоразмерного бетона
Приложение 3. Номенклатура криволинейных бортовых камней для тротуаров, пешеходных улиц, дорожек
Приложение 4. Схемы раскладки прямоугольных плит
Приложение 5. Вид фрагментов покрытия из квадратных плит с декоративной поверхностью
Приложение 6. Вид фрагментов покрытия из мелкоразмерных элементов
Приложение 7. Вид фрагментов покрытия и швов с заполнением отверстий газонной травосмесью
Приложение 8. Схема расположения швов расширения в покрытии тротуара из мелкоразмерных фигурных элементов
Приложение 9. Общий вид плитоукладочной машины фирмы «Optima»
Приложение 10. Виброплиты для уплотнения и посадки сборных покрытий, оснащенные рамой на роликах (а) и без нее (б)

Текст документа ТР 158-04














 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS