Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Собор богородицы. Собор пресвятой богородицы Церковь собора богородицы |
Понятно, почему эта легендарная повитуха почиталась в России покровительницей всех повивальных бабушек. К ней обращались за помощью роженицы и принимающие роды: «Бабушка Соломонида, Христа повивала - помоги рабе Божией (имярек)», «Бабушка Соломонида, Христова приемница, Христа парила, ножки-ручки правила, нашему младенцу парку оставила». Взывают и к Богородице, прося ее снизойти до обыкновенной женщины и «прислать» повитуху, принимавшую ее Сына: «Пресвятая Богородица, отпусти матушку Соломониду, не погнушайся еже грешной, помоги мне при родах». Народный календарь, в котором праздник повитух и рожениц следует сразу за Рождеством Христовым, с особой силой подчеркивал ту же связь, то же всегдашнее покровительство Богородицы простым земным женщинам, и более того, по-своему указывал на равенство в муках родовых, в счастье и боли материнства всех женщин, включая Пресвятую Богородицу; он как бы поднимал, обожествлял каждую роженицу и придавал самому факту появления на свет любого младенца высокий, если не божественный, то богоугодный смысл. Повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит - всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки». Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах. А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. "Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!" И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!" И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время. По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи. В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь – в этот день вспоминают Иосифа - старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии. Иосиф был первым, кто увидел ребенка - Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение. Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет. Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение. Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году. Икона «Богоматерь Владимирская» (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков) Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью, пишет Rosregistr. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками. В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки – рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином. Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим. По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется «Милостивая». Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название «Киккотиса» (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины. Казанская икона Божией Матери В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах. Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь. Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери «Милостивой», поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление. Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть. На иконе изображение Богоматери являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток. Копии чудотворного образа «Милостивая» на Руси появились в XVII веке - в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней. Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке. Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери «Милостивая» вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной. О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. |
О празднике Собора Пресвятой Богородицы В тот же день верующие вспоминают святого Иосифа Обручника и царя Давида , из колена которого были (происходили по плоти) Сама Матерь Божия и Иосиф Обручник. Это также день памяти и святого Иакова, брата Господня от первого брака святого Иосифа, - он, Иаков, впоследствии один из первых Господних апостолов в числе семидесяти, находился при семье во время бегства Святого семейства с Младенцем Христом в Египет от преследования царя Ирода. Матерь Божия стала тем сосудом, из которого родился Спаситель человечества. Она, родившая Сына своего, Агнца Божия, Который начал свой земной путь в вертепе - пещере, служившей стойлом домашнему скоту, отдала Его на крестные муки за всех нас, уверовавших в Него. Он же своим драгоценным Распятием превратил крест мук и скорби, символ позорнейшей казни среди иудеев - в Животворящее Древо, а физическую смерть, поправ ад, - в возможность Воскресения во плоти, которое доступно каждому, кто доверится Ему и последует за Ним. Праздник был установлен в первые века христианства - Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, говоря о празднике Рождества Христова, в первых проповедях-поучениях объединяли хвалу Господу, Боговоплощению Его в человека с похвалами Пречистой Пресвятой Деве. Окончательно празднование дня Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе, созванном в 691 году, в его 79-м правиле. Некоторые приметы и обычаи, связанные с праздником Но, как и повсеместно, национальные культурные корни не могли исчезнуть бесследно с приходом христианства. Они сохранялись в виде обрядов, фольклорных праздников, сливаясь с православной церковной культурной традицией, которая обогащала и духовно облагораживала традицию народную, придавая ей более глубокое звучание: Медовый и Яблочный Спас, рождественские колядки, Масленица, где каждый день - начало приготовления к Великому посту, Пасха, Троица… Во всех праздниках присутствует особый, наш, русский национальный дух. Собор Пресвятой Богородицы тоже в старину был не только духовным праздником, но и подходящим радостным случаем для сохранения некоторых обычаев и обрядов. В старину в этот день сельские женщины пекли пироги и брали их с собою, отправляясь в церковь, чтобы «угостить» Пречистую, и отмечали особый женский праздник - «бабьи каши». Женщины варили вкусную кашу, брали пироги, домашнее сало, мясо для щей и муку и шли в гости к бабкам-повитухам, чтобы был у тех в доме достаток, чтобы та, что принимает новорожденного в мир, никогда ни в чем не нуждалась. Нетрудно в этом увидеть символическую параллель, завуалированный намек на то, что Пресвятая Дева сама принимала у себя новорожденного Христа-младенца. Кроме этого, повитухам дарили холсты или полотенца, чтобы принимаемые ею роды проходили успешно и легко. Дело было женское, потому ни незамужние девушки, ни мужчины к участию в празднике не допускались. Немного об иконографии иконы, посвященной празднику, и других богородичных икон Мы приходим к иконам Её и молимся перед ними Пречистой. Но и Она с икон говорит с нами. Икона «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) - Её указание нам на необходимость мира и согласия между собою, ибо всякий раздор - родовой, семейный, любой - как острая стрела, вонзается в Её любящее сердце, ведь теперь, после Боговоплощения, мы - и Её дети, вечно ссорящиеся между собой к великой горести нашей общей Матушки Небесной. Многому молятся перед Казанской иконой Божией Матери - одной из главных икон России, в каких только бедах не обращают к Богородице свой взор молящиеся, но особенно перед этой иконой просят об избавлении от проблем со зрением. Перед ней же, поскольку она относится по типу к Одигитрии-Путеводительнице, как и перед любой другой иконой этого типа, например, Смоленской иконой Божией Матери , молятся о помощи в предстоящем пути. Перед иконой «Неупиваемая чаша» просят об избавлении от недуга наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем, в целом просят о достатке в доме. А перед образом Богородицы «Скоропослушница» - о благополучном разрешении от бремени и рождении здоровых детей. А также молят о духовном прозрении, особенно в такие моменты, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить. К Богородице перед Ее иконой «Скоропослушница» обращаются во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Очень мощное исцеляющее начало имеет икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Во всем мире она известна как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - «Всегоспожа», «Bсeповелительница» - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от смертельных заболеваний, чаще всего от раковых, об избавлении от колдовства и заговоров, а также к Богородице перед Ее иконой «Всецарица» обращаются за помощью родители, чьи дети пристрастились к наркотикам и алкоголю. По преданию, первую икону Елеуса - Умиление написал еще при земной жизни Богоматери евангелист Лука, вхожий в дом Пресвятой Богородицы. Он изобразил Пречистую на столешнице стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. Один из самых известных и почитаемых в русских традициях вариант Елеусы - . В скорбях и искушениях читают молитвы и акафисты перед ней, молят Богородицу о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, а также об исцелении телесных и душевных болезней. Перед любой иконой Богоматери мы можем просить обо всем, но каждый обретенный Её иконописный образ в истории своего создания или обретения несет Её заповедь к нам, о чем мы можем особенно просить именно перед этим образом. Потому великое множество известных икон Богоматери - свидетельство многой всеобъемлющей любви и внимания Её к нам и готовность к помощи и заступничеству. Но, памятуя Её материнский подвиг, не забудем и поблагодарить Её и вознести Ей хвалу за то, что Она подарила миру Предвечного Бога Иисуса Христа, открыв тем самым для нас время Нового Завета, и, как говорится, в одной из молитв, через Боговоплощение Ею взят в усыновление весь род людской . Тропарь Собора Пресвятой Богородицы, глас 4-й Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6-й Молитва
- Песнь Пресвятой Богородице |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами