Главная - Ванная и кухонная сантехника
Собор богородицы. Собор пресвятой богородицы Церковь собора богородицы

Январь по праву называют одним из самых богатых на праздники месяцев. Помимо любимых всеми Нового Года и Рождества, 8 числа этого месяца отмечают важный церковный праздник - Собор Пресвятой Богородицы.

Почему этот день так важен с религиозной точки зрения?

Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы не случайно на следующий день после Рождества Христова.

Служители господа обращаются с хвалебными молитвами к Матери Иисуса, которая была избрана Господом для рождения Сына Божьего. В Библии написано о непорочном зачатии и безболезненных родах Марии. По той причине, что она - Та самая, избранная дева, в церковных обычаях принято чествовать мать Иисуса сразу после Дня Его Рождения.

Почему праздник называется Собором?

Богородица удостоена чествования круглый год. Имеется множество посвященных ее рождению, получению ею Благой вести от ангела и так далее. назван так потому, что он направлен на общее служение Марии. Речь идет о соборной службе, где провозглашаются молитвы для Богоматери, а также лиц, приближенных к ней и Иисусу Христу: царю Давиду, святым Иосифу и Иакову.

Иосиф Обручник и святой Иаков

Для рода Давидова рождение Мессии стало величайшим событием, несмотря на то, что действие протекало в неприглядной пещере Вифлеема. Родственников у Марии не было, и в момент рождения Иисуса рядом был лишь Иосиф Обручник, который был уже в почтенном возрасте и был призван блюсти девственность Богородицы. Предание гласит, что иудейский первосвященник благословил его на обручение с Марией. Иосиф опекал Богородицу и ее Младенца долгие годы и именно ему во сне явился ангел с предупреждением, что надобно бежать в Египет. Не колеблясь ни минуты, он встал и повел Марию с ребенком за собой. Даже не помешал Иосифу взять на себя ответственность за две столь важные жизни, и, дабы обеспечивать своих подопечных, он начал работать плотником в Египте, зарабатывая на пропитание.

По плоти Давид был предком Господним, так как по преданию надлежало, чтобы Спаситель был рожденным из рода Давидова. Не менее важная приближенная к Господу персона - Иаков. Он был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому его считают братом Господним. Будучи благочестивым и преданным Богу, после воскрешения Христа из мертвых его нарекли настоятелем Иерусалимской Церкви.

Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

Дева Мария почитаема людьми с раннего становления Христианской церкви. Праздник Собор Пресвятой

Богородицы как таковой начал отмечаться еще в IV веке нашей эры, когда Епифаний Кипрский, Августин Блаженный и Амвросий Медиоланский произвели обряд Богослужения в честь Рождения Христова и соединили его с оным для Матери Его. Официальный статус это церковное событие приобрело лишь в 681 году, когда впервые был проведен собор в честь Девы Марии, Иакова и отца его Иосифа Обручника.

Дата 8 января выбрана не случайно. Среди всех святых Богоматерь удостоена наивысшей чести. Поэтому в качестве дани уважения к Пресвятой Деве церковные служители чествуют ее на следующий день после самого важного религиозного праздника - рождения Спасителя.

Собор Пресвятой Богородицы: особенности праздника

С течением времени некоторые церковные события имеют обыкновение становиться народными. Так, 8 января принято праздновать религиозный праздник - Собор Пресвятой Богородицы, однако на Руси зародились свои обычаи. В народе в этот день прозвали «Бабьи каши». Полагается почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января согласно старым обычаям принято было печь пироги и угощать ими рожениц. В крестьянских семьях, где были дети, в этот день обязанностью родителей было приготовить вкусности, взять водку и отправиться с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды.

По старорусским обычаям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины чувствовали свое особое единство с Богоматерью, поэтому оставляли ей в дар хлеб. Как правило, женщины пекли и приносили их в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть освящали и несли домой.

Считается, что эти обычаи пришли из язычества, которое долгое время процветало на Руси. Известно, что до посвящения русских земель в христианство, люди почитали множество Богов. Среди них была покровительница всех женщин - Макошь, культ которой претерпел метаморфозы и смешался с празднованием Собора Богородицы. Искоренить следы язычества долгое время было невозможно, особенно это касалось поклонению богиням, помогающим женщинам.

Известны случаи, когда параллельно с появившимися христианскими церквями многие крестьянки в деревнях продолжали каждую осень преподносить дары богиням рожениц. Эти закостенелые традиции вызывали гнев отцов церквей, но, тем не менее, даже страх перед наказанием не мешал женщинам осуществлять их ритуалы. Бытует мнение, что во многом празднование Собора Пресвятой Богородицы было маскировкой языческих обрядов, которые проходили во время богослужения и после него. Люди закатывали пиры в этот день, водили хороводы и продолжали навещать рожениц и повитух.

Даже в XVIII веке продолжались гонения на язычников, которые тщательно скрывали свои ритуалы от церквей. Священники называли большинство традиций этого дня дьявольской работой, повергая в смятение всех крестьян. Даже такой нетривиальный обычай, как варить в этот день кашу, они относили к проискам Интересен тот факт, что освящение хлеба на Собор Пресвятой Богородицы священнослужители также отрицали. В 1590 году Киевский митрополит осуждал людей, называя подобные их действия еретическими.

Кого еще воспевали на Руси 8 января?

По старинному обычаю день Собора Пресвятой Богородицы приходился на 26 декабря. Помимо молитвенного воспевания Девы Марии, славяне отдавали должное памяти пророка Давида, который смог победить своими руками гиганта Голиафа. Крестьяне почитали этого святого и обращались к нему с молитвами за помощью. Считалось, что те, кто верует и молится Давиду, будут избавлены от ярости и гнева. Это поверье сложилось в результате исторических данных о том, что пророк был оруженосцем Саула и часто должен был укрощать строптивого мужа песней и шуткой. Отсюда на Руси зародилось поверье, что, отправляясь в путь, странник должен испросить защиты у Давида. Это должно было обеспечить ему легкую дорогу и избавиться от всяческих напастей, в том числе разбойников и диких зверей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Представители христианской

религии не понаслышке знают, что календарь исчерчен красным цветом в дни наиболее значимых церковных событий. Дева Мария - одно из самых важных действующих лиц в истории появления на свет Спасителя. Поэтому в ее честь отведено множество хвалебных церемоний, в том числе и проводимый 8 января Собор Пресвятой Богородицы. История праздника уходит в самое сердце истории Нового Завета. Однако на этом список важных событий не подходит к концу, и существует множество других, важных с религиозной точки зрения событий.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - праздник, пришедший из древнего Придания. Он относится к двенадцати наиболее важным религиозным событиям года и отмечается на четвертый день декабря.

В этот день по Приданию люди должны вспоминать родителей Богородицы: Анну и Иоакима, которые прожили долгую жизнь до самой старости, но Бог так и не наградил их детьми. До последнего веруя в Божью справедливость, они уповали на Господа в своих молитвах, пообещав, что, если он подарит им долгожданное дитя, то они посвятят его ему. Их просьбы были услышаны Всевышним, и он послал им младенца - прекрасную Марию.

Когда девочке исполнилось три года, Анна с мужем отправились в Иерусалим, чтобы отвести дочь в храм, как и обещали Господу. В виду особой важности обета родители Марии зажгли свечи и устроили сопроводительную процессию девочке. Впереди нее следовали юные девы, а вокруг Марии и родителей - родственники.

Когда процессия подошла к воротам храма, их встретили священники во главе с Захарией, отцом Иоана Крестителя. При входе в Божью обитель стояло 15 ступеней. Родители оставили девочку на первой из них, после чего с удивлением наблюдали, как их дочь самостоятельно поднялась до самого возвышения.

Захария получил послание свыше о том, что должен ввести Марию в самое святое место храма, куда было положено входить только единожды в году. С этого момента можно считать, что начался нелегкий и решающий период в Истории - мать Спасителя начала свой путь. Введение во храм Пресвятой Богородицы - событие праздника, когда юная дева начала служить Господу согласно обещанию родителей.

Пребывание Марии в храме

Летописцем, который записал историю событий о жизни Богородицы в Божьем доме, был Он поведал, что девочка жила в помещении с другими девственницами и была на попечительстве благочестивых дев. Основными занятиями, которым предавалась девочка, были мольба, рукоделие и чтение молитв. Мария была прилежной ученицей и с детства проявляла себя с лучшей стороны.

По правилам

Тогдашнего мира, девочка по достижении пятнадцатилетнего возраста должна была покинуть стены храма и обзавестись мужем. Однако в этом вопросе Мария впервые проявила непокорство: она приняла обет оставаться девой до конца дней и посвятить себя служению Богу. Захария, будучи мудрым, предложил выход из ситуации. Он посоветовал престарелому родственнику девочки Иосифу жениться на ней, дабы обеспечить ей достойную жизнь. При этом подразумевалось, что Мария и далее будет оставаться непорочной и сможет исполнить свой обет.

История празднования вхождения во храм Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом события появились в начале нашей эры, а точнее, эры христианства. В период с 250 по 300 годы н.э. по настоянию императрицы Елены был сооружен первый храм, посвященный памяти вхождения Пресвятой Богородицы во храм. Окончательно празднование этого мероприятия было учреждено в церковных кругах к IV веку.

Празднование проходило пресно и поверхностно, и лишь к началу Х века Георгий Никодимский совместно с Иосифом Песнописцем написали каноны для проведения молитвенных обрядов.

Особенности празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы

Нужно сказать,

что любое церковное мероприятие представляет собой обряд. Конечно, в отличие от языческих жертвоприношений, христиане придерживаются гуманных методов, в основном прибегая к помощи молитвенных песнопений, проповедей, помазанию и имитации некоторых исторических событий, носящих символический характер.

Независимо от того, ведется ли служба в храме или проходит любой праздник, например, Собор Пресвятой Богородицы, молитва Богородицы является неотъемлемым атрибутом события. Немаловажными факторами в проведении богослужения выступают одежды священников. Так, в день празднования Введения во храм Богородицы служители Господа облачаются в одеяния синего или голубого цвета. В этот день проводится вечерняя служба, всенощное бдение, литургия.

Особенности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы подразумевают прочтение лишь предусмотренных текстов: молитва Богородице, одноименный тропарь и кондак, а также ряд специфических богослужебных песнопений.

Распятие в честь праздника

По религиозным понятиям существует 12 наиболее значимых событий в году. Некоторые из них воспеваются не только во время массовых молитвенных песнопений, но и имеют свою собственную атрибутику, как, например, распятие «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Крестики с изображением данной тематики весьма популярны. Они исполняются из различных материалов. На одной стороне крестика можно увидеть Создателя, восседающего на уготованном ему престоле, а с обратной - наблюдать праздничную процессию во время восхождения на ступени храма Марии.


Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына - Спаситель наш Иисус Христос.

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы


(Русский север, конец XVII века)

Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, Середина XV века)

Чудотворная икона "О тебе радуется..." написана в середине XVI века, многие столетия находилась в Соловецком монастыре. Ныне является экспонатом в собрании Государственной Третьяковской Галереи. Икона приурочена к празднику под названием Собор Пресвятой Богородицы, который празднуется 8 января, на следующий день после Рождества Христова.

"О Тебе радуется"
Название иконе дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…» Пресвятая Богородица изображена в райском саду на фоне многоглавого храма – символа Небесного Иерусалима. У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображён автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин, песнописец (память 17 декабря по новому стилю), в руках которого свиток с текстом гимна. Внизу – сонм православных святых, славящих Богородицу.


Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

«Владимирская икона Божией Матери» - наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться. Приехать в Москву, помолиться перед иконой и поклониться ей.
Песнь Пресвятой Богородице
"Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших."
Церковно-Славянское написанье

Икона с изображением различных типов икон Богородицы

Молитва Божией Матери
О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.



Понятно, почему эта легендарная повитуха почиталась в России покровительницей всех повивальных бабушек. К ней обращались за помощью роженицы и принимающие роды: «Бабушка Соломонида, Христа повивала - помоги рабе Божией (имярек)», «Бабушка Соломонида, Христова приемница, Христа парила, ножки-ручки правила, нашему младенцу парку оставила». Взывают и к Богоро­дице, прося ее снизойти до обыкновенной женщины и «прислать» повитуху, принимавшую ее Сына: «Пресвятая Богородица, отпусти матушку Соломониду, не погнушайся еже грешной, помоги мне при родах».

Народный календарь, в котором праздник повитух и рожениц следует сразу за Рождеством Христовым, с особой силой подчеркивал ту же связь, то же всегдашнее покровительство Богородицы простым земным женщинам, и более того, по-своему указывал на равенство в муках родовых, в счастье и боли материнства всех женщин, включая Пресвятую Богородицу; он как бы поднимал, обожествлял каждую роженицу и придавал самому факту появления на свет любого младенца высокий, если не божественный, то богоугодный смысл.

Повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит - всему делу пособит». Отмечали и их мастерство: «У всякой бабки свои ухватки».

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.

А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей.

"Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!"

И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!"

И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

По поводу праздника существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит - полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь – в этот день вспоминают Иосифа - старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка - Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

Икона «Богоматерь Владимирская» (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью, пишет Rosregistr. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки – рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется «Милостивая».

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название «Киккотиса» (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

Казанская икона Божией Матери

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери «Милостивой», поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая».

Чудотворная «Киккская» икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток.

Копии чудотворного образа «Милостивая» на Руси появились в XVII веке - в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери «Милостивая» вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О празднике Собора Пресвятой Богородицы

В тот же день верующие вспоминают святого Иосифа Обручника и царя Давида , из колена которого были (происходили по плоти) Сама Матерь Божия и Иосиф Обручник. Это также день памяти и святого Иакова, брата Господня от первого брака святого Иосифа, - он, Иаков, впоследствии один из первых Господних апостолов в числе семидесяти, находился при семье во время бегства Святого семейства с Младенцем Христом в Египет от преследования царя Ирода.

Матерь Божия стала тем сосудом, из которого родился Спаситель человечества. Она, родившая Сына своего, Агнца Божия, Который начал свой земной путь в вертепе - пещере, служившей стойлом домашнему скоту, отдала Его на крестные муки за всех нас, уверовавших в Него. Он же своим драгоценным Распятием превратил крест мук и скорби, символ позорнейшей казни среди иудеев - в Животворящее Древо, а физическую смерть, поправ ад, - в возможность Воскресения во плоти, которое доступно каждому, кто доверится Ему и последует за Ним.

Праздник был установлен в первые века христианства - Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, говоря о празднике Рождества Христова, в первых проповедях-поучениях объединяли хвалу Господу, Боговоплощению Его в человека с похвалами Пречистой Пресвятой Деве. Окончательно празднование дня Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе, созванном в 691 году, в его 79-м правиле.

Сегодня Церковь славит Пречистую за материнский подвиг Ее, за данный нам в Ее лице образец беспримерного смирения перед Богом, за ее несказанное материнское страдание и радость вечного присутствия после Успения Ее у престола Господа нашего Иисуса Христа. С Нее началась новая эра духовной истории человечества. Вся Ее земная жизнь и страдание стали залогом Пасхи Христовой, через Нее вместе с Богомладенцем пришло исполнение пророчеств о Мессии и будущей Благой Вести о жизни вечной, которая возможна для всех, кто уверует в Сына Божия - Сына человеческого.

Некоторые приметы и обычаи, связанные с праздником

Но, как и повсеместно, национальные культурные корни не могли исчезнуть бесследно с приходом христианства. Они сохранялись в виде обрядов, фольклорных праздников, сливаясь с православной церковной культурной традицией, которая обогащала и духовно облагораживала традицию народную, придавая ей более глубокое звучание: Медовый и Яблочный Спас, рождественские колядки, Масленица, где каждый день - начало приготовления к Великому посту, Пасха, Троица… Во всех праздниках присутствует особый, наш, русский национальный дух. Собор Пресвятой Богородицы тоже в старину был не только духовным праздником, но и подходящим радостным случаем для сохранения некоторых обычаев и обрядов.

В старину в этот день сельские женщины пекли пироги и брали их с собою, отправляясь в церковь, чтобы «угостить» Пречистую, и отмечали особый женский праздник - «бабьи каши». Женщины варили вкусную кашу, брали пироги, домашнее сало, мясо для щей и муку и шли в гости к бабкам-повитухам, чтобы был у тех в доме достаток, чтобы та, что принимает новорожденного в мир, никогда ни в чем не нуждалась. Нетрудно в этом увидеть символическую параллель, завуалированный намек на то, что Пресвятая Дева сама принимала у себя новорожденного Христа-младенца. Кроме этого, повитухам дарили холсты или полотенца, чтобы принимаемые ею роды проходили успешно и легко. Дело было женское, потому ни незамужние девушки, ни мужчины к участию в празднике не допускались.

Немного об иконографии иконы, посвященной празднику, и других богородичных икон

Самая известная икона Собора Пресвятой Богородицы происходит из Сербии, в русской иконографии она известна с XIV века. Искусствоведы считают этот образ символическим вариантом иконы «Рождество Христово», так как её композиция и библейские персонажи, присутствующие на ней, близки к иконе «Рождество» . Также считается, что икона Собора Пресвятой Богородицы - иллюстрация к рождественской стихире, написанной святым Иоанном Дамаскиным «Что ти принесем», так как она точно передает содержание стихиры, в которой поется о всех дарах, принесенных к Его колыбели: пение, славословящее Богородицу и Богомладенца - от ангелов, Вифлеемская звезда - от небес, дары - от волхвов и изумление - от пастухов. Здесь же внизу изображены те, кто воспевал и событие Рождества, и Богородицу, и Отцы Церкви.

Православная иконография богородичных икон очень велика и разнообразна. В иконографии богородичных икон более 860 наименований, а поминаемых в календаре Русской Православной Церкви - около 260 чудотворных и чтимых Её образов. Обычно Богородицу изображают в пурпурном мафории - одеянии замужней женщины, пурпурный цвет - цвет царственной принадлежности Богоматери, на мафории - три звезды, расположенные на голове и плечах, а под мафорием Пресвятая одета в синюю тунику.

Мы приходим к иконам Её и молимся перед ними Пречистой. Но и Она с икон говорит с нами. Икона «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) - Её указание нам на необходимость мира и согласия между собою, ибо всякий раздор - родовой, семейный, любой - как острая стрела, вонзается в Её любящее сердце, ведь теперь, после Боговоплощения, мы - и Её дети, вечно ссорящиеся между собой к великой горести нашей общей Матушки Небесной.

Многому молятся перед Казанской иконой Божией Матери - одной из главных икон России, в каких только бедах не обращают к Богородице свой взор молящиеся, но особенно перед этой иконой просят об избавлении от проблем со зрением. Перед ней же, поскольку она относится по типу к Одигитрии-Путеводительнице, как и перед любой другой иконой этого типа, например, Смоленской иконой Божией Матери , молятся о помощи в предстоящем пути.

Перед иконой «Неупиваемая чаша» просят об избавлении от недуга наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем, в целом просят о достатке в доме. А перед образом Богородицы «Скоропослушница» - о благополучном разрешении от бремени и рождении здоровых детей. А также молят о духовном прозрении, особенно в такие моменты, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить. К Богородице перед Ее иконой «Скоропослушница» обращаются во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических.

Очень мощное исцеляющее начало имеет икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Во всем мире она известна как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - «Всегоспожа», «Bсeповелительница» - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от смертельных заболеваний, чаще всего от раковых, об избавлении от колдовства и заговоров, а также к Богородице перед Ее иконой «Всецарица» обращаются за помощью родители, чьи дети пристрастились к наркотикам и алкоголю.

По преданию, первую икону Елеуса - Умиление написал еще при земной жизни Богоматери евангелист Лука, вхожий в дом Пресвятой Богородицы. Он изобразил Пречистую на столешнице стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. Один из самых известных и почитаемых в русских традициях вариант Елеусы - . В скорбях и искушениях читают молитвы и акафисты перед ней, молят Богородицу о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, а также об исцелении телесных и душевных болезней.

Перед любой иконой Богоматери мы можем просить обо всем, но каждый обретенный Её иконописный образ в истории своего создания или обретения несет Её заповедь к нам, о чем мы можем особенно просить именно перед этим образом. Потому великое множество известных икон Богоматери - свидетельство многой всеобъемлющей любви и внимания Её к нам и готовность к помощи и заступничеству.

Но, памятуя Её материнский подвиг, не забудем и поблагодарить Её и вознести Ей хвалу за то, что Она подарила миру Предвечного Бога Иисуса Христа, открыв тем самым для нас время Нового Завета, и, как говорится, в одной из молитв, через Боговоплощение Ею взят в усыновление весь род людской .

Тропарь Собора Пресвятой Богородицы, глас 4-й
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6-й
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Темже звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Молитва - Песнь Пресвятой Богородице
Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS