Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Россия накануне петровских реформ. Ярмарки |
Тестовые задания 1.Фернан Магеллан был
2.Пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим, Фернан Магеллан назвал
3. Экспедиция Фернана Магеллана обогнула земной шар, двигаясь всё время
4. Первое кругосветное плавание продолжалось
5. Капитана, который первым провёл свой корабль вокруг света, звали
6. Перечислите географические объекты в порядке их достижения экспедиций Фернана Магеллана. Поставьте соответствующие им буквы в таблицу. Тематический практикум Перед вами пять отрывков из записей спутника Магеллана Антонио Пигафетты, которые он сделал в виде письма своему покровителю синбору Филиппу де Вилье Лиль Адану. Расставьте их в нужном порядке и ответьте на вопросы. 1.Сколько раз экспедиция Магеллана пересекла экватор?
2. Что в приведённых отрывках даёт основание считать оценку, которую дал Пигафетта Фернану Магеллану, справедливой? 3. Каково современное название пролива, из которого экспедиция вышла 28 ноября 1520 года?
4. Сколько дней продолжалось плавание через Тихий океан?
Картографический практикум Проследите по карте путь экспедиции Фернана Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил. 1 – Палос. Учитель географии МКОУ Черчетской СОШ Огородникова Г.И. Тема: Великие географические открытия Цель урока : Создание условий для формирования представления о великих географических открытиях 15-17 веков. Тип урока: усвоение новых знаний с элементами практической деятельности (комбинированный) Планируемые результаты : Личностные: Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные: - знать великих путешественников и называть географические объекты, п оказывать маршруты их путешествий их маршруты по карте. Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Метапредметные: Личностные УУД Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность Познавательные УУД: - уметь выявлять различия двух частей географии. Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Регулятивные УУД: - формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; Умения управлять своей познавательной деятельностью; Умение организовывать свою деятельность; Определять её цели и задачи; Выбирать средства и применять их на практике; Оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные УУД: - выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Великие географические открытия», презентация, географические атласы 5-6 классы с комплектом контурных карт. нутбуки, медиопроектор. Реализуемые аспекты Образовательный аспект: Проверить степень усвоения материала, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации; Развивающий аспект : Способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся: Воспитательный аспект : способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма. Организация пространства: работа фронтальная, работа с картой, работа с контурной картой, работа с видеоматериалом, индивидуальная, в группах. Виды контроля : фронтальный опрос, решение ситуационных задач, практический контроль. Ход урока: Этап урока,формы организации работы. Деятельность учителя Деятельность учащихся 1.Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Приветствуют друг друга 2.Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. В древности знания о Земле были ограничены.Но уже античные учёные предполагали шарообразность планеты и высчитали её размеры. Великие географические открытия европейских путешественников конца XV - середины XVII вв. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока, нехватки драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения. А сегодня мы продолжим разговор о путешественниках Отвечают на вопрос: О путешественниках. Записывают в тетрадь. Предполагают: кто и какие путешествия совершил, пути следования. 3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Мы совершим путешествие. Для этого у вас есть путевой журнал. Работа с путевым журналом. Ребята просматриваю слайды, работают с учебником и делают записи в тетради кто и какие путешествия совершил, пути их следования 4. Первичное усвоение новых знаний. Беседа и работа с картой. Организация работы в группах. Первичная проверка понимания. Беседа и работа с картой. Какое значение имели экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана. Проследите по карте маршруты важнейших путешествий(идет демонстрация слайдов) Задание: 1.Когда началось первое кругосветное путешествие? 2.Кем было организовано? 3.Какой океан был назван? Почему – предположите? 4.Когда закончилось? 5.Организатору путешествия удалось ли завершить его? Проследите путь следования по карте стр. 5 атласа. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Приседания.) (Ходьба на месте.) (Дети садятся за столики.) 3.Открытие Австралии. Группа №1. Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд, ответьте на вопросы: 1.Что предполагали об Австралии до её открытия? 2.Кем и когда был открыт о. Новая Гвинея. 3.Был ли открыт материк Австралия вместе с о. Новая Гвинея. 4.Кто и когда открыл материк Австралия и дал ему название? 4.Открытие Антарктиды. Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд ответьте на вопросы: Группа №2. 1.Кто и когда открыл Антарктиду? 2.Как назывались корабли? 3.Скакими сложностями столкнулись? 4.Кто первым ступил на землю Антарктиды? Вспомните имена путешественников, ученых. Что вы знаете о них? Заполните электронную таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники, слайды.(№8 с. 15) Показывают путь следования и отвечают на вопросы. Делают краткие записи. Работа с контурными картами: обозначить пути путешественников разным цветом, ориентируясь по градусной сетке по контурам материков. Работают в группах и выполняют задания. Отчитываются о проделанной работе. 5.Вторичное закрепление. Удалось ли нам достичь поставленных целей. Высказывают своё мнение. 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подготовить сообщение или презентацию об одном из путешественников. Задание по краеведению: Что вам известно из истории освоения вашей местности. Какие исторические и географические памятники вам особенно интересны. Изучить § 2 Делают записи в дневнике. 7.Рефлексия (подведение итогов занятия) Выставление оценок. Анализируют свою работу на уроке и оценивают себя. Физминутки на уроках в стихах Физминутки для глаз *** Раз –налево, два – направо, *** «Дождик» Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию
*** «Овощи» Ослик ходит, выбирает, *** «Варвара» Любопытная Варвара А Варвара смотрит вверх! А теперь посмотрим вниз – *** Глазкам нужно отдохнуть.
(Ребята закрывают глаза)
*** Долго тянется урок Упражнение второе Занимаемся все сразу, ( Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно) Повторите пять раз, Повторите 5-6 раз, *** «Радуга» Ах, как долго мы писали, *** «Бабочка» Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
*** «Волшебный сон» Реснички опускаются… ***
Всю неделю по порядку, Во
вторник
часики-глаза, В
среду
в жмурки мы играем, По
четвергам
мы смотрим вдаль, В
пятницу
мы не зевали Хоть в
субботу
выходной, В
воскресенье
будем спать, *** «Мостик»
*** «Стрекоза»
*** «Заяц»
*** «Кошка»
*** «Качели»
*** «
В лесу»
*** «Утренние часы»
*** Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.) *** Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.) И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. *** « Художники» Мы глазами поколдуем. Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг, опустить глаза вниз, поднять глаза вверх крепко зажмурить глаза (3-5 сек.) поморгать глазами 3-5 сек. смотреть прямо перед собой поморгать глазами 3-5 сек. Физминутки для пальчиков. Пальцевая моторика *** «Мои друзья» В нашем классе все друзья. (Ритмично стучат кулачками друг о друга) Самый младший – это я. (Разжимают пальчики, начиная с мизинчика) Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. *** «У Матрешиной сестрицы...» У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони.) По деревне небылицы: Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони. Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане, Заинька - в кафтане, А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками. Корова в рогоже. ** «Капуста» Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук) *** «В сад за сливами» (Загибаем поочерёдно пальцы) Толстый палец и большой в сад за сливами пошел, Указательный с порога указал ему дорогу. Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки. Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик В землю косточки бросает. *** «Дождик» Дождик, дождик (Стучат пальчиками поочерёдно) *** «Грибы» (Поочерёдно разжимают пальцы кулака) Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел, Оттого и потолстел. *** "Моя семья" (Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.) Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз.) ** Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. *** *** Чтоб красиво написать *** «Дружба» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. *** Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями. «Домик» Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять. Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе. *** Мы ладошкой потрясём, Чтоб красиво написать Физминутки для формирования правильной осанки У меня спина прямая У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.) Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.) Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.) Раз, два. три. четыре. Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.) Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.) Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.) Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.) Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.) Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.) Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.) И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.) Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.) *** Раз. два. три. четыре (Повороты туловища.) Три. четыре, раз. два. Наклоняемся с хлопком. Наклоняемся с хлопком. И с хлопком потом встаем. Вниз и вверх, вниз и вверх. Ну-ка. хлопни громче всех! (Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.) На одной ноге мы скачем. Как упругий звонкий мячик. На другой поскачем тоже. Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке.) Головой вращаем плавно. Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево.) И пройдемся мы немного. {Ходьба на месте.) И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты.) *** Мы старались, мы учились. Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех"? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) *** Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть.) Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись.
От разминки раскраснелись И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) Физминутки для всех мышц тела Русский язык, литературное чтение *** Мы покажем букву А, ** улыбнуться друг другу “
ноги на ширине плеч” прыжком Я привстану на носочки, встать на носочки, потянуться выполнить 2 наклона вперёд . *** Ударяем молоточком дети сжимают руки в кулаки, *** Ходит Суффикс по дорожке ходьба на месте 3-4 сек. Математика БЫСТРО все ребята встали встать, руки на поясе поморгать глазами 3-4 сек. *** Столько раз, друзья, присели, присесть 7 раз прыжки на двух ногах 3 раза наклоны вправо-влево 4 раза топать ногами столько раз, сколько в классе мальчиков Руки замкнуты в замок: руки сложили в замок – это “живот” Раз - присели, два – поднялись, выполнить приседания Мистер Ноль пошёл в поход: ходьба на месте (3-5 сек) Окружающий мир « Полёт на Луну» Полетели на Луну – встать возле парты *** Утром на лесной опушке ходьба на месте на протяжении чтения первых четырёх строк Скачут белочки и зайки – прыжки: 3 раза на одной ноге, Дружно делают наклоны наклоны вперёд и назад 4-6 раз *** Приподняли плечики – поднять вверх плечи 10 прыжков на двух ногах 10 прыжков на правой ноге 10 прыжков на левой ноге Мы сейчас покажем точку: сделать глубокий вдох, задержать Спинку все согнули так, наклоны вперёд 4-5 раз Физминутки на любом этапе урока На разминку – становись! Вправо – влево покрутись, Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты или столики.) *** На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие вновь начнем. (Дети садятся за столики.) *** Поднимаем ручки выше, Опускаем ручки вниз. Ты достань сначала крышу, Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) Выполняем три наклона, Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.) А потом прогнемся сразу Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.) Выполним рывки руками – Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.) А теперь мы приседаем, Чтоб сильней и крепче стать. *** Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты вновь уселись. *** Приступаем. Для начала Только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.) Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу: Вверх летит одна рука, А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) А теперь прыжки у нас. За прыжком – еще прыжок, П рыг да скок,прыг да скок. (Прыжки.) Поработаем руками, И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.) Остановимся и снова Мы к занятиям готовы , Зайчик беленький сидит *** *** В огороде рос подсолнух *** - А теперь все тихо встали… *** По дорожке шли, шли, *** Мы ногами топ-топ, *** Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) *** Руки кверху поднимаем, *** Мы топаем ногами, *** Вот помощники мои, *** Раз - подняться, потянуться, . *** Вышли уточки на луг *** Раз, два - встать пора, *** Раз, два, три, четыре, пять *** «Буратино» Буратино - потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. *** «Деревцо» Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе) Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками) Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание) Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках) *** "Мы к лесной лужайке вышли" Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте) *** «Зимой» Мы погреемся немножко, (Натираем плечи) Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши) Ножками потопаем (Топаем на месте) И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям) Использованная литература:
Управление образования Администрации Зерноградского района Ростовской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей города Зернограда Н.А.Езерская СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ (5-6 класс) Методическая разработка для учителей географии 2-е издание, исправленное Ресурсный центр 2016 Езерская Н.А. Сборник практических работ по географии, (5-6 класс): методическая разработка для учителей географии. – 2-е издание, исправленное. - Зерноград: ресурсный центр муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей, 2016.- 26 с. Рецензент: Овчаренко Елена Николаевна, кандидат педагогических наук Методическая разработка рассмотрена на заседании районного методического объединения учителей географии, протокол от 14.10.2016г №2 Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, - и является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Программой и тематическим планированием предусмотрены практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. Ресурсный центр Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей г.Зернограда Ростовской области 2016 Введение…………………………………………………………………………4 Раздел 1 Практические работы по курсу «География. Введение в географию» 5 класс……………………………………………………... 7 Раздел 2 Практические работы по курсу «География. Начальный курс» 6 класс…………………………………………………….16 Заключение…………………………………………………………………...…25 Список литературы……………………………………………………………..26 Введение Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. В данный момент остро стоит вопрос о методических пособиях, помогающих организовать учебный процесс в этом направлении. Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом. Поэтому учителю географии целесообразно продумывать приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы проведения занятий. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала. Отсюда возникает необходимость научить обучающихся применять теоретические знания на практике. С этой целью целесообразно проводить занятия с элементами занимательности. Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных наработок. Практические работы по курсу « Физическая география» 6 класс и «Географии материков и океанов» 7 класс при условии их систематического выполнения готовят обучающихся к самостоятельной работе в 8-9 классах. Многие знания и практические умения будут конкретизированы при изучении своей страны, при изучении природы, населения и хозяйства своей области. В процессе изучения курса обучающиеся осваивают новые карты: строение земной коры, почвенную, климатическую, комплексную. При выполнении некоторых работ у обучающихся формируются умения накладывать одну карту на другую, используя сразу несколько карт. Много практических работ данного курса формируют умения обучающихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков в целом. Трудно переоценить значение подобных работ для развития мышления обучающихся. Впервые у школьников формируется умение показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территорий, бытом населения, хозяйственной деятельностью. При изучении курса «География России. Природа», «Население и хозяйство России» обучающиеся должны показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, влияние взаимосвязей тектонического строения и рельефа, а также полезных ископаемых и отраслей промышленности. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны важно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства. Выполнение практической работы по выявлению зависимости между компонентами природы в природной зоне также невозможно без внимания к экологическим проблемам. Практические работы как бы связывают между собой природу и человека, вскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей области, является обязательным для выпускника школы, изучившего географию своей страны. Практические работы в старшем звене предусматривают самостоятельное использование обучающимися экономических карт атласа, самостоятельную работу со статистическими материалами из приложения учебника, работу с текстом. Часто при выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации. Например, при характеристике транспортной магистрали необходимы физические и экономические карты, текстовая характеристика, статистика, периодические издания. Усложнять практические работы по курсу «Население и хозяйство России» нецелесообразно. Предлагаемое пособие включает практические работы за весь курс изучения географии, причем практические работы для 5-6 класса составлены с учетом новых требований ФГОС. Цель методической разработки - раскрытие опыта проведения практических работ по географии за курс 5-11 класс, оказание помощи учителям-предметникам в проведении оценочных практических работ. Практические работы составлены таким образом, что обучающиеся смогут овладеть умениями и навыками данного курса, например: Чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов; Умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты нового содержания; Умение составлять географические описания, характеристики, давать оценку географическим явлениям и процессам. В работе использованы данные из тематических литературных источников, нормативных документов, электронных источников информации; а также учтен опыт работы педагога. Практические работы на географическом материале развивают и общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах. Самое главное при выполнении практической работы - обучающиеся учатся применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные способы получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в будущем. РАЗДЕЛ 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ «География. Введение в географию» 5 класс Наука география Тема работы: «Составление схемы наук о природе» Цель работы: Научиться составлению простейших схем. Источники информации: учебники география и биология за 5 класс; тетрадь для практических работ; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию). Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ) 1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии. 2. Выясните, какие науки изучают природу. 3. Составьте схему. 4. Сделайте вывод. Внимательно прочитайте задание практической работы. Составьте план работы по выполнению практической работы. Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы. Проанализируйте источники информации. Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы. Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания. Сдайте работу на проверку учителю . Примерный вариант выполнения работы: Вывод: природу изучают разные науки и взаимодействуют между собой. Земля и ее изображение Практическая работа № 2 Тема работы: «Организация наблюдений за погодой». Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха. Итоги наблюдений:Самый теплый день ___________ Самый холодный день _________ Дней с осадками ______________ Виды осадков ________________ Изменения в живой природе ___________________________________ Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м. В конце месяца подвести итоги наблюдений. Земля и ее изображение Практическая работа № 3 Тема работы: «Сравнительная характеристика изображений земной поверхности». Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу. Вывод:Практическая работа № 4 Тема работы: «Определение с помощью компаса сторон горизонта». Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами. С-З С-В З В Ю-З Ю Ю-В Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу. Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу. Задание 4. ( выполняется на улице, во время факультатива ) Проведите не небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму. Алгоритм работы: Выберите точку своего наблюдения. Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31). С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта. Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта. Полученные результаты оформите в таблице. Практическая работа № 5 Тема работы: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов». Задание 1. (§ 7). (рабочая тетрадь, стр. 21). Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24). Задание 3 . (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27). Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30). Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32). Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35). Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37). Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41). Задание 9 . (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44). Задание 10 . (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46). История географических открытий Практическая работа № 6 Тема работы: «Имена русских путешественников на карте мира». Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей. Витус БерингСемен Дежнев И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51). Путешествие по планете Земля Практическая работа № 7 Тема работы: «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли». Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ. Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли. Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Путешествие по планете Земля Практическая работа № 8 Тема работы: «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия». Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте Алгоритм выполнения задания: найдите на политической карте мира данное государство; проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета); нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств); подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом); подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом). Название части света: __________________________________ Природа Земли Практическая работа № 9 Тема работы: «Организация фенологических наблюдений в природе». Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу. Ответь на вопросы . Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу. Почему им не нашлось места в таблице? Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы. Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.РАЗДЕЛ 2
ПО КУРСУ «География. Начальный курс» 6 класс Практические оценочные работы название работы1 Изображение здания школы в масштабе . 2 Определение направлений и азимутов по плану местности. 3 Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам 4 Описание форм рельефа 5 Составление описания внутренних вод. 6 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 7 Построение розы ветров. 8 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным 9 Составление характеристики природного комплекса . 10 Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом. Практическая работа №1 Тема работы: «Изображение здания школы в масштабе». Цель: научить обучающихся составлять план школы (лицея). Оборудование: планшет, рулетка, карандаш, линейка, альбомные листы. Задание: Изобразить здание лицея в масштабе. Ход работы: Выбрать масштаб, в котором будут изображение здания лицея (рекомендуемый масштаб – 1:1000 или 1:2500). С помощью рулетки определить длину своего шага в сантиметрах, затем сантиметры перевести в метры. Измерять шагами длину каждой стены лицея в метрах. Перевести метры в сантиметры и изобразить здание лицея на планшете. Подписать численный и именованный масштаб. Виды изображений поверхности Земли, Практическая работа №2 Тема работы: « Определение направлений и азимутов по плану местности» Цель: научиться определять направления и азимут по плану местности. Планируемые результаты: ученик научится использовать компас для определения азимута и сторон горизонта на местности; измерять расстояние на местности шагами или дальномером; составлять простейший план местности ; Оборудование : компас, планшет, карандаш, визирная линейка, дальномер; Работа выполняется по вариантам по карточкам. Определить, какой край плана местности является северным. Карандашом отметить в центре листа свое местонахождение. В рабочую тетрадь выписать все объекты, которые расположены к западу, востоку, северу и югу. Выбрать любые объекты на плане и определить их взаиморасположение. Выписать в тетрадь свои примеры. Из точки в центре плана определить азимут на любые два объекта (с помощью транспортира). Оформить работу и сдать учителю. Вариант 2: План выполнения 1.По компасу определить направление на север, установить компас так, чтобы стрелка СЕВЕР совпадала с 0°, сориентировать план (стрелка компаса должна совпадать с направлением СЕВЕР на плане). 2. Отметить точку наблюдения в центре плана (листа бумаги, прикреплённого к планшету). 3. Определить расположение объектов по отношению к месту наблюдения (стороны горизонта на указанные объекты), данные занести в таблицу. 4. Определить азимуты объектов при помощи компаса и визирной линейки, данные занести в таблицу. На плане линиями обозначить направления на объекты. 5. Измерить шагами (2 шага= 1метр) или дальномером расстояния до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане. 6. Объекты изобразить с помощью условных знаков. Возможно выполнение работы, когда на местности заполняется таблица, а план оформляется в классе, для определения азимутов в данном случае можно использовать транспортир. Оценивается правильность определения сторон горизонта, азимутов, расстояний на местности (таблица); правильность перенесения направлений и расстояний на план; аккуратность выполнения работы. Виды изображений поверхности Земли Практическая работа №3 Тема работы: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам». Цель: научиться определять географические координаты и объекты по их географическим координатам. Задание №1. Определить по координатам названия географических объектов, определить координаты названых объектов: Задание 2. Определите координаты высочайших точек всех материков Земли. Ответ запишите в таблицу. Задание 3. Определить в каком направлении находится объект, используя Задание 4. Можно ли совершить кругосветное путешествие не меняя направление, если двигаться только на А) запад, Б) северо-восток, В) юг. Почему? Виды изображений поверхности Земли Практическая работа №4 Тема работы: «Описание форм рельефа». Цель: Умение пользоваться картой, отрабатывать навыки и умения описывать объекты, определять их высоту. Оборудование: Учебник, атласы, тетради, ручки, карандаши. Задание: Используя план описания формы рельефа научиться описывать равнины и горы России. План описания равнин План описания гор Где находится. В какой части материка. Размеры. В каком направлении тянутся. Холмистая или плоская. Размеры, возраст. Различия по высоте. Наибольшая высота. Какие реки протекают. Соседние объекты. 1 вариант – Русская равнина. 2 вариант – Западносибирская равнина. 1 вариант – Кавказ. 2 вариант – Урал. Работа выполняется по вариантам с предварительной подготовкой. Практическая работа №5 Тема работы: «Составление описания внутренних вод». Цель: закрепить навыки работы с картой. Оборудование: тетрадь, контурные карты Ростовской области, ручки, карандаши, атласы. Задание 1: определить географическое положение реки Дон по плану: В какой части материка протекает. Где берет начало, куда впадает. В каком направлении течет. Характер течения. Источники питания. Режим реки. Использование реки человеком. Задание 2: План характеристики озера А) на каком материке и в какой его части располагается озеро; Б) между какими параллелями и меридианами. 2. Как образовалось (тип котловины). 3. Наибольшая глубина. 4. Сточное или бессточное. 5. Тип берегов. 6. Использование человеком. Работа по контурной карте: обозначить реку Дон, подписать соседние объекты, определить куда впадает. Подведение итогов работы. Сдать работу учителю. Строение Земли. Земные оболочки Практическая работа №6 Тема работы: « Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры ». Цель: научить строить график хода температуры и вычислять среднюю температуру воздуха. Оборудование : карандаш, линейка, ручка, тетрадь. Ход работы: По данным своего дневника наблюдений за погодой построить график месячного хода температуры воздуха. Задание: освоение методики слежения за погодой, описание основных характеристик. Результатом работы должен стать дневник наблюдения за погодой во втором полугодии. На основании данных за каждый день (январь-март) делают выводы с записью в тетради. Обучающиеся отмечают моменты наступления весны, яркие признаки улучшения погоды, пытаются предсказывать ее с опорой на местные признаки. Строение Земли. Земные оболочки Практическая работа №7 Тема работы: «Построение розы ветров». Цель: научить строить и читать розу ветров. Задание: построить розу ветров Для этого: Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы: Показатели облачности:Ясно Облачно Переменная облачность Всего дней Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на с. 117 (Роза ветров для города Владивостока). Вывод учащихся. Строение Земли. Земные оболочки Практическая работа №8 Тема работы: « Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным ». Цель: научить строить диаграмму количества осадков по многолетним данным. Оборудование: линейка, планшет, карандаш, тетрадь, ручка. Ход работы: Пользуясь источниками информации, приготовить данные о среднемесячном количестве осадков в своей местности. Построить диаграмму количества осадков для своей местности. Определить в какой сезон года осадков выпадает больше всего, в какой сезон года меньше всего. Сделать вывод, сдать работу учителю. Строение Земли. Земные оболочки Практическая работа №9 Тема работы: «Составление характеристики природного комплекса». Цель: закрепить и повторить знания и умения работы на местности. Оборудование: линейка, планшет, карандаш, компасы, тетрадь, ручка. Задание: учащиеся работают в группах: 1 группа: Изучение реки: 1. Определите, в какой стороне от школы расположен водоем. 2. Какой он по происхождению: естественный или искусственный? 3. Определить температуру воды, прозрачность. 4. Проверьте воду на запах. 5. Загрязнение воды, ее охрана. 2 группа : Описание погоды на данный момент: 1. Измерьте температуру воздуха. 2. Определите с помощью барометра атмосферное давление. 3. определите с помощью гигрометра относительную влажность воздуха. 4. Определите с помощью флюгера направление и силу ветра. 5. Сделайте вывод о типе погоды. 3 группа: Описание природного комплекса луга: 1. Название природного комплекса и положение по отношению к школе. 2. Особенности компонентов луга. 3. Форма рельефа. 4. Горные породы. 5. Необходимые меры по охране природы луга. 4 группа: Описание склона оврага. 1. Где он расположен, в каком направлении от школы? 2. Какова его высота? 3. Из каких пород он состоит? 4. Определите крутизну склона и зарисуйте залегание горных пород. 5. Как можно использовать его в хозяйственных целях. Сделайте выводы по своей работе. Строение Земли. Земные оболочки Практическая работа №10 Тема работы: « Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу ». Наблюдения погоды и других явлений природы Для наблюдений необходимо взять тетрадь в клетку и подписать «Дневник погоды за 20__ год» На первой странице нарисовать «Условные обозначения погоды». На развороте второй и третьей страниц начертить форму для ежедневных записей. Часы Температура, ˚С Атмосферное давление, мм.рт. ст. Ветер Облачность Виды облаков Вид осадков Вывод о погоде за день Другие явления в природе Примечания наблюю- даемая средняя Направление Сила в баллах Обязательные для всех наблюдения проводятся в течение месяца теплого и холодного времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера». Наблюдения за погодой ведутся 3 раза в день, всегда в одни и те же часы: перед занятиями в школе (8 часов утра), после занятий (в 13 часов), вечером (19 часов). Можно пользоваться сообщениями о погоде из средств массовой информации. Состояние облачности наблюдается на открытой местности: осматривая весь небосвод, определить вид облаков и примерную часть неба, занятую облаками. Отмечают вид осадков, выпавших в течение дня. Графа 11 заполняется условным знаком, взятым с первой страницы тетради. Вывод о погоде за день может быть таким: погода для теплого времени года прохладная, облачность незначительная, без осадков, без ветра. В графе 12 записываются такие явления погоды, как первый заморозок, первый снег, установление устойчивого снежного покрова, начало листопада, замерзание реки. Заключение . В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…». Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом. Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов еще усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве. Очевидно, что привитие практических навыков просматривается во всех курсах географии и от того, как будут учителем они организованы, зависит успешность усвоения как теоретических знаний по предмету, так и практических умений. Практика показывает, что обучающиеся всегда нуждаются в помощи учителя. Список литературы Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2014. Долгорукова С.В.. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. М.: Глобус, 2015. Кондаков A . M . и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2012. Котляков В.М. География в меняющемся мире. – М., 2016. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. - М.: Вако, 2015 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 20 15 Ресурсы Интернет: Http://www.rusngo.ru - w . national-geographic.ru Http://www.eidos.ru Http://geo.metodist.ru Http://my-geography.ru Http://nsportal.ru Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15) Исследование Азии русскими землепроходцами. В этот период наибольший вклад в исследование северных областей Азии, куда не проникали европейцы, внесли русские землепроходцы. К концу 16 в., после похода Ермака, стала в общих чертах известна Западная Сибирь. В 1639 И. Ю. Москвитин с отрядом казаков достиг побережья Охотского моря. В 1632-38 отряд под руководством Е. П. Хабарова изучил бассейн реки Лена. В 1649-53 он пересек Становой хребет, путешествовал в Приамурье, первым составил его карту. В 1643-46 по рекам Лене, Алдану, Зее и Амуру прошел отряд В. Д. Пояркова, который также представил чертежи пройденных маршрутов и собрал ценные сведения о Дальнем Востоке. В 1648 экспедиция С. И. Дежнева обогнула Чукотский полуостров и открыла пролив, отделяющий Азию от Америки, и мыс, являющийся крайней северо-восточной точкой Азии. Сибирский казак В. В. Атласов в 1697-99 путешествовал по Камчатке, достиг Северных Курильских островов и составил описание («скаски») обнаруженных земель. В 17 в. русские землепроходцы, несмотря на крайне трудные климатические условия, преодолевая огромные пространства, открыли практически всю Сибирь. Завершился этот этап составлением первых карт Сибири, выполненных тобольским воеводой П. Годуновым и его земляком-географом и картографом С. Ремизовым. Третий этап (18 - середина 19 вв.). В этот период продолжаются исследования севера и северо-востока Азиатского континента русскими путешественниками и мореплавателями. По указу Петра I снаряжаются Камчатские экспедиции, которыми руководил В. Беринг, помощником был А. Чириков. Первая экспедиция (1725-30) прошла по суше через Сибирь до Охотска, а затем, после постройки судов, Беринг вышел в море, обогнул берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Св. Лаврентия и прошел проливом, который ныне носит его имя. Вторая Камчатская экспедиция (1733-41), благодаря размаху работ известная также как Великая Северная, занимает выдающееся место в истории изучения Арктики и северных районов Азии. Были закартированы азиатские берега Северного Ледовитого океана, открыты Командорские, Алеутские и другие острова, обследованы берега Аляски. Отдельные отряды возглавляли братья Лаптевы, В. В. Прончищев, С. И. Челюскин (чьи имена увековечены на географической карте). Большой вклад в изучение Центральной Азии внесли миссионеры, давшие в начале 18 в. описание Китая, Монголии и Тибета. В конце 18 в. русский путешественник и естествоиспытатель П. С. Паллас исследовал Восточную Сибирь и Алтай. В 1800-05 Я. Санников открыл и описал Столбовой и Фаддеевский острова Новосибирского архипелага, предположил существование к северу от него Санникова земли. В 1811 В. М. Головнин предпринял путешествие на Курильские острова, составил их опись и карту. Во время экспедиции он был захвачен в плен японцами. Его воспоминания о пребывании в 1811-13 в плену, содержащие сведения о стране и обычаях японцев, стали первым на русском языке описанием Японии. В 1821-23 П. Ф. Анжу исследовал побережье Северного Ледовитого океана (между устьями рек Оленек и Индигирка), выполнивший ряд астрономических и геомагнитных наблюдений. Ф. П. Врангель в 1820-24 возглавлял экспедицию по изучению северных берегов Восточной Сибири. По сведениям, полученным от чукчей, он в Чукотском море определил положение острова, названного позднее его именем. В 1829 по приглашению русского правительства А. Гумбольдт предпринял путешествие на Урал, Алтай, в юго-западную часть Сибири, на берега Каспийского моря, в киргизские степи, результаты которого были освещены в трудах «Центральная Азия» (т.1-3, 1843, русский перевод т.1., 1915) и «Фрагменты по геологии и климатологии Азии» (т. 1-2, 1831). Ф. П. Литке во время кругосветного путешествия в 1826-29 обследовал восточный берег Азии и Камчатку.
БиографияКарты маршрутов экспедицийПоходы по Восточной Сибири
«За рыбьим зубом»
Промысловая экспедиция Федота Попова
Исследования бассейна р.Анадырь
Вклад исследователя в географию
«Большим каменным носом» Дежнёва надо подразумевать мыс Чукотский, как единственный, местоположение которого подходит к описанию Дежнёва. Это обстоятельство, вместе с указанием Дежнёва (в челобитной 1662 года), что коч его был выброшен «за Анадырь реку», утверждает за Дежнёвым честь первого исследователя пролива, названного Куком проливом Беринга только по неведению о подвиге Дежнёва. Имя исследователя на современной карте
Об авторе
Глоссарий
Крестьяне - население, занятое в сельскохозяйственном производстве, а Поморы - субэтнос русского народа, потомки древних русских поселенцев, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря (Субэтнос - этнологический таксон, в пассионарной теории этногенеза этническая система, являющаяся элементом структуры этноса). |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами