Главная - Радиаторы
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции. Крещение детей на руси

В старину жизнь человека была самым тесным образом связана с ритмами церковной жизни. Всей семьей люди постились, всей семьей отмечали великие праздники. Такие события как крещение ребенка и венчание молодых в семье были самыми важными событиями жизни человека в целом.

Детей на Руси было принято крестить рано — в течении первых двух месяцев, а порой и на восьмой день после рождения, если ребеночек рождался слабым. Желание окрестить младенца как можно раньше объяснялось высокой детской смертностью. В случае, если малыш появлялся на свет ослабленный или заболевал в первые дни, его крестили, в надежде, что душа, принятая в лоно Церкви, после смерти, сразу попадет в Царство Небесное.

Крещение ребенка в семье было праздником всех родных и близких. Обилие и разнообразие угощения на столе считалось залогом благополучной и сытой жизни в будущем. В русской деревне, где вся жизнь человека проходила на виду у односельчан, как узнают, что у кого-то крестины, так родственники и соседи, пекут пироги, кулебяки, крендели, и идут поздравлять родителей. В семье крестника готовят пышный стол и ждут, когда приедут из церкви с ребеночком.

Угощение на крестины отличалось большим разнообразием фигурных изделий из сдобного теста. Помимо традиционных пирогов, в большом количестве пеклись плюшки, крендели, коврижки, пряники, самой причудливой формы. В виде цветочков, птичек, заячьих ушек, сердечек, подковок и пр. С крестинами связано еще одно традиционное блюдо — крестильная каша.

Кашу варили из цельных зерен пшеницы, из гречи или пшена, в зависимости от того, что было в закромах. Заправляли молоком, маслом и яйцом, упаривая в печи. Зерна злаков символизировали плодородие, что обещало всем сидящим за столом, многочадие и долголетие. Другое праздничное блюдо — запеченная в каше курица, если крестили девочку, или петух, если крестили мальчика.

Что касается гостей, то на крестины обязательно приглашали бабушку-повитуху — женщину, которая принимала роды и находилась рядом с мамой непосредственно в предродовой период и после. Почетное место за столом отводилось крестным родителям. Нередко на праздник приглашали батюшку, который крестил младенца. А вообще за столом собиралась вся многочисленная родня, близкие друзья и соседи.

Родные за столом пели крестнику специальные попевки и частушки.
Пели: «Судил Боже Ваню (имя) видеть под крестом, Суди Боже, его видеть под венцом». Просили, таким образом, и ребенку, и себе, счастливой и долгой жизни. Батюшка провозглашал за столом многолетие виновнику торжества: «Подаждь, Господи, рабу Твоему, новокрещенному (имя) многая лета!». И все гости дружно подхватывали: «мно-о-гая ле-е-та!»

Важным отличием застолья по случаю крестин являлось почти полное отсутствие алкоголя. Позволялось небольшое количество красного вина. Духовная природа праздника не позволяла в этот день шумного веселья. Все должно было быть чинно, благопристойно и прилично. Гостей на прощание старались щедро одарить пряниками, ватрушками и разными сладостями. Гости, в свою очередь, желали младенцу Божьего благословения, счастливой свадьбы-женитьбы (замужества) и долголетия.

Традиции крещения у русских православных имели огромное значение и сильно отличались от аналогичных у католиков и протестантов. Древняя Русь очень глубоко и искренне приняла новую веру, искусственно внедренную в X веке на славянскую языческую почву. Это было мудрое политическое решение князя Владимира, которое не всегда легко давалось простому народу.

Однако как искренне и преданно древние русичи верили в своих языческих богов, так же всей душой они и прониклись православием.

Традиции крещения младенцев

Такая особенность национального характера очень сильно сказалась на многих сторонах быта жителей Древней Руси. Верующие русские, как и другие славяне, рождались, жили и покидали эту землю «глубоко христианами». Поскольку некрещеный человек априори не может претендовать на место в царствии небесном, любой русский был просто обязан пройти обряд крещения.

Это касалось и новорожденных малышей, которые заведомо не могут иметь никаких грехов и не заслуживают геенны огненной. Ввиду печального состояния тогдашней медицины и высокой детской смертности родители стремились окрестить ребенка как можно раньше. Это в корне отличается от католических взглядов, допускающих крещение человека во взрослом сознательном возрасте. Многие католики считают, что человек должен осознанно прийти к вере и только после этого креститься.

Жители Древней Руси не могли позволить себе такого либерализма. Первоочередной задачей каждых отца и матери являлось обеспечение своему малышу в случае его смерти райской жизни на том свете. Гибель некрещеного младенца могла навлечь беду не только на него самого, но и на родителей. Русичи по языческой памяти верили, что все некрещеные дети после смерти превращаются в русалок и приходят к своим родственникам по ночам домой.

Время крещения

В православной практике утверждены три наиболее желательных срока крещения ребенка: на третий, восьмой или сороковой день после родов. Все родители старались сделать это, как можно раньше, то есть спустя три дня после рождения. Если новорожденный был очень слабеньким (говорили, «не жилец»), то за священником могли послать чуть ли не сразу же после появления крохи на свет.

Если ребенок выглядел крепким и жизнеспособным, обряд могли перенести на третий или восьмой день. Такая отсрочка была необходима для того, чтобы родители успели подготовиться к таинству и обязательно найти крестных для своего чада. Только в крайнем случае ребенка крестили на сороковой день, который в православной традиции был избран по аналогии с сороковым днем после смерти, когда душа покойного отправляется в «выси небесные» и предстает перед Судом Божьим.

Когда давали имя

Первое - родовое - имя ребенку давали сразу же после рождения. Это было привилегией родителей. Иногда случалось и так, что наречь слабенького младенца могла повивальная бабка, принимавшая роды. Такой обычай был особенно распространен в маленьких деревнях, где служил один-единственный поп, да и тот мог быть занят. Повитуха называла младенца и тут же окунала его в святую воду, что символизировало крещение.

Второе - церковное - имя ребенок получал уже в момент обряда крещения в церкви. Его выбирали крестные и священник, согласуясь в этом вопросе с церковным календарем. Родители мало влияли на выбор имени. Обычно они принимали то, которое предлагал батюшка. Все эти традиции сохранились в русском православии до сих пор.

Обряд крещения Руси кратко

Обряд крещения Руси. Чаще всего под этим термином подразумевают обряд крещения киевлян, который официальная история датирует 988 годом.

Предыстория

Отбыв в Херсонес (Корсун) для заключения брака с сестрой Византийских императоров Анной, Владимир Святославович и его дружина приняли христианство прямо там. Согласно летописи произошло это в купели одного из городских соборов, расположенном в самом сердце города, где собирался торговый люд.
При крещении киевский князь был наречен Василием, а его крестным отцом согласно существующему в те времена обычаю, стал один из императоров Византии.
После возвращение в Киев, как повествует летописец Нестор, князь, первым делом, начал уничтожать языческих идолов. Так, он велел сбросить с пьедестала статую Перуна, которого сам же некоторое время назад провозгласил верховным божеством славянского пантеона, бить его палками, а затем привязать к лошадиному хвосту, спустить к берегу Днепра и бросить в воду.
Все это было сделано не просто так. Князь преследовал цель дискредитировать языческих богов (показать, что они не могут постоять за себя и отомстить за оскорбление и унижение) в глазах соотечественников и психологически подготовить народ к переходу в другую веру.

В водах Почайны

После расправы над идолами языческих богов, Владимир отправил своих приближенных созывать весь народ киевский для совершения обряда крещения.
Самый знаковый и массовый обряд в рамках крещения Руси состоялся в водах у слияния Днепра и одного из его правых притоков – Почайны.

В назначенный день с раннего утра на берегу собрались практически все жители Киева – от мала до велика. Священники же, приехавшие вместе с царевной Анной из Царьграда и Корсуни, а также сам Владимир и его дружинники и приближенные, уже принявшие христианство, подготовились к этому ответственному событию заранее.
Утром они отслужили торжественную литургию, а затем крестным ходом, держа в руках хоругви и образа отправились к месту собрания киевлян.

Язычники, собравшиеся у подножия небольшой горы, которую впоследствии назовут Владимирской горкой, входили в воду, как свидетельствует летопись, по грудь, другие по шею. Многие держали на руках детей.
Священники начали читать молитвы. Над рекой разнесся запах ладана. Мало кто из собравшихся здесь понимал значение обряда, и практически никто не знал, как и что надо делать.
Сам Владимир наблюдал за всем происходящим с возвышенности.
Наконец, попы разрешили всем выходить из воды – обряд завершен. Все мокрые и все еще не до конца понимающие что произошло, расходятся по домам. Теперь все они – христиане и им предстоит учиться жить по новым законам и канонам, забыв всех своих прежних богов.

Крещение ребёнка - важнейший обряд в жизни каждого русского человека, так было испокон века. В Древней Руси обряд крещения младенца имел огромное значение, как для ребёнка, так и для его будущих родителей. Окрестить стремились как можно быстрее, потому как смерть некрещённого младенца была величайшая трагедия для семьи и для всего рода. По традиции крестили младенца на третий, восьмой или на сороковой день. Если ребёнок был слаб и немощен при рождении, и была угроза смерти, крестили прямо после рождения. Ежели ребёнок рождался здоровым, то ко дню его Крещения родители и все родственники готовились очень долго и тщательно. Самое главное - правильно выбрать крёстных. Ведь на Руси крёстные играли огромную роль в жизни ребёнка, они практически наравне с родителями участвовали в его жизни и судьбе. Мало того, крёстные - это духовные наставники, опора и поддержка своих крестников. Существовала традиция, согласно которой крестными выбирали молодых несемейных людей. Некоторые выбирали в крёстные тех людей, которые уже крестили детей и их крестники живут счастливо. Это считалось показателем того, что и у ныне окрещенных младенцев жизнь сложится замечательно. Крестный отец дарил подарки на Крещение крестнику: крестик, крестильный хлеб, и оплачивал сам обряд. Крестная мать дарила крестильную рубашку, которую она шила сама, а также отрезы ситца или хлопка. Крестильные наборы старались богато и изысканно украсить, ведь они потом становилась семейной реликвией и передавалась по наследству из поколения в поколение. Украшением служили кружева, вышивки на православную тематику, а также атласные ленты.

Во время самого обряда крещения в церкви могли присутствовать только крестные родители малыша, а также другие родственники и близкие, которых приглашали на это торжество. Мать с отцом оставались дома и готовили торжественный стол к приезду гостей из церкви. Это было связано с тем, что мать ребёнка после родов считалась «нечистой», а вместе с нею и отец.

После приезда из церкви ребёночка крёстные родители передавали матери, называя имя ребёнка, которое было дано ему при крещении. После младенца клали на овчинный тулуп или другой мех под иконы. Рядом с ним оставляли монеты разного достоинства: чем дороже - тем лучше. Мех и монеты символизировали богатство и благополучие, которое ожидало малыша в будущем.

После гости рассаживались за столом, во главе которого, как самые важные и почётные гости, сидели крёстные ребёнка (кум и кума) и повитуха, принимавшая роды.

Если был пост на дворе, обед также готовили постный. Самое главное блюдо - гречневая рассыпчатая каша - являлась украшением стола.

Первый кусок за столом доставался по обычаю повитухе, затем она же угощала всех остальных, передавая блюда за столом. По окончанию торжественного обеда родители делали подарки для крёстных, заворачивали им по куску праздничного пирога. А также в некоторых областях невестка одаривала свёкра со свекровью, а те в свою очередь одаривали её и малыша, желая им всяческих благ.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», - говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение - это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески - «катехумены») - это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой - институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле - перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви - и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед - теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы - живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (); Лидии - «крестилась она и домашние ее» (); темничного стража «и всех бывших в доме его» (); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий - в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, - в 28, блаженный Павлин Ноланский - в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Журнал «Нескучный сад»



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS