Главная - Радиаторы
Праведный Иов: образ надежды через страдание. История Иова Многострадального

Имя человека, дарованное при крещении и особенно при вступлении на путь служения Богу, сопрягает жизнь его с жизнью тех, кто тоже носит это имя и чтится Церковью, и определяя подчас ее направление, и служа маяком. И в день памяти святителя Иова Московского - 5/18 апреля - мы решили вспомнить историю ветхозаветного Иова Многострадального. Его подвиг научает не только стойкому терпению скорбей и мук. Эта книга Ветхого Завета отцами Церкви толкуется прообразовательно, и нам, христианам, необходимо помнить и знать это. Иов - один из образов, сплавляющих в единое целое историю человечества.

Так зачем Господь испытует Иова, к чему хочет его привести? Каковы прообразовательные смысли этой ветхозаветной истории? Как объясняются ее противоречия? Об этом мы беседуем с богословом Петром Малковым .

Святые отцы писали о жизни многострадального Иова как о назидательном примере всем нам. Но только ли терпеливому перенесению скорбей учит ветхозаветная Книга Иова? Или в этой истории есть еще и иной смысл? Святитель Амвросий Медиоланский, например, писал: «Никто не любил Бога больше, чем Иов»…

Конечно, является училищем благочестия и для тех, кто находится в . Но не только в этом ее значимость для нас, христиан. И та цитата, которую вы вспомнили, звучит немного иначе. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Никто не любил Христа больше, чем Иов». Вот под этим углом нам надо воспринимать эту историю.

Иов своими страданиями прообразует Христа, Его крестную жертву. И напомню, что он жил еще в доветхозаветную эпоху - до Моисея: Иов был одним из потомков Исава и жил через несколько поколений после Авраама. И история дозаконных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит древнего человека к грядущей встрече со Христом и к пониманию того смысла страданий Христовых, которые откроются в Боговоплощении.

История Иова - это один из ветхозаветных сюжетов, который учил ветхозаветного человека тому, Кого ему следует ожидать, тому, на Кого ему следует надеяться, - на Бога, Который станет Человеком и как Человек пострадает за мир и спасет мир через Свои страдания.

Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, - это книга в первую очередь о Христе

Вообще говоря, Ветхий Завет, по убеждению всех древних святых отцов, - это книга в первую очередь о Христе. Это история спасения человеческого рода и пути человечества к встрече с Богом, ставшим Человеком. И Ветхий Завет рассматривается как наполненный прообразами (по-гречески - типами) грядущего пришествия Христа и осуществленного Им спасения. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Ветхий Завет - это эскиз, набросок углем, который затем будет раскрашен красками уже новозаветной реальности пришествия Христа в мир. Некоторые древние толкователи уподобляют Новый Завет тени, которая отбрасывается в ветхозаветное прошлое. Тень эта исходит от Церкви Христовой. Вот представьте себе здание церкви, христианского храма в яркий солнечный день. Но мы повернуты к нему спиной и видим только тень от этого здания, само его не видим. Однако по его тени можно догадаться, что это храм. Мы можем даже различить очертание креста на его куполе. Но мы еще не видим ни цвета его стен, ни местоположения дверей и оконных проемов, не знаем точных пропорций: только серая тень на земле возле нас...

И вот неким подобным образом и воспринимается история Ветхого Завета - как наполненного прообразами Завета Нового. На Ветхий Завет, в прошлое, как бы ложится тень Церкви Христовой, в которой в грядущем и осуществится чаемое ветхозаветными людьми спасение. Солнце же, благодаря которому возникает эта тень - символ Самого Христа, Который есть «Солнце правды», как о Нем пророчествует пророк Малахия (Малах. 4, 2). Подобные тени различных новозаветных реалий, отбрасываемые назад, в историю, и видели древние святые, пророки, праотцы. Одним из таких свидетельств, которым особенно ярко явлен Крест Христов, - тень этого Креста, отбрасываемая в древность, - является история Иова. Повторюсь: Иов своими страданиями прообразует Христовы Крестные муки.

Пройдя через страдание, Иов видит Господа - Господь открывает ему Себя как воплощенного Бога

Кроме того, мысль святителя Амвросия о том, что более Иова никто не любил Христа, актуализируют финал этой истории: в конце пути страданий Иова Господь открывает ему Себя именно как грядущего Спасителя. И слова Иова: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя», - по убеждению и святителя Амвросия Медиоланского, и блаженного Иеронима Стридонского, и диакона Олимпиодора Александрийского, объясняются именно тем, что Господь являет Иову Себя как воплощенного Бога. Конечно, Он еще не приходит к Иову как Бог уже воплотившийся. Сам факт Боговоплощения осуществится еще спустя много столетий. Но пророчески Иов видит и предугадывает именно грядущего Христа. Видит лицо Бога, ставшего Человеком.

Вот почему древние толкователи говорят о христологическом смысле этой книги. И они пишут о том, что Иову в результате его страданий было дано новое, совершенное знание о Боге - знание о Нем как о Премудрости Божией, о Сыне Божием, воплощающемся и становящемся Человеком.

В словах, сказанных Иовом о Боге, есть и благодарность за посланные скорби, но есть и некое «богоборчество», упреки и ропот на Бога - ведь Иов проклинает день своего рождения и даже день своего зачатия. Как понять такое противоречие?

Этот вопрос ставится многими толкователями. Вообще Книга Иова одна из самых сложных для понимания. И многие современные толкователи предлагают свое видение смысла этой книги, отличающееся от святоотеческого. Так, в современной католической экзегезе иногда даже говорится об Иове как о гордеце (например, об этом пишет Пьер Дюмулен). Иов якобы греховно гордится своей праведностью, а упрекает Бога, потому что Бог несправедливо ему, такому замечательному человеку, посылает скорби. И с точки зрения некоторых католических толкователей, покаяние, которое приносит Иов в конце данной истории, - это покаяние в гордыне.

Православные толкователи, конечно, совсем не так понимают смысл переживаний и обращенных к Богу упреков Иова. Не будем забывать о том, о чем мы уже говорили: никто не любил Господа больше, чем Иов. Его упреки - это упреки того, кто искренне любит Господа, но почему-то не встречает, не видит ответной любви. Иов горит любовью к Богу - можно сравнить его чувство с чувством влюбленного человека, но ему кажется, что Бог никак не отзывается на его любовь. Так что это слова не ненависти, не злобы, а неразделенной любви. Как верно писал об этом русский экзегет XIX столетия Александр Матвеевич Бухарев, «в речах Иова всегда говорила любовь, но любовь не прославляющая, а недоумевающая и жалующаяся на Возлюбленного Ему же Самому».

Что касается проклятия дня рождения и зачатия… Обычно древние церковные толкователи говорят, что Иов проклинает не свой личный и конкретный день зачатия и день рождения, а день рождения и зачатия всякого человека, живущего в падшем греховном мире. Иов жаждет полноты Богообщения, Богоприсутствия, полноты единения с Богом и видит и понимает, что в падшем мире это оказывается невозможным. Потому что мир лежит во грехе и люди совершают грехи. И того состояния райского блаженства как совершенного Богообщения, в котором пребывали Адам и Ева, после грехопадения уже нет. Речь о том, что мы называем первородным грехом, который властвует над всем человеческим родом. А первородный грех, по учению Церкви, как раз и передается через страстное физиологическое рождение, через зачатие человека. Соединяемое с зачатием и рождением наследование падшести, которое отделяет человека от Бога, которое воздвигает преграды между Богом и человеком, - вот что проклинает Иов. Хотя, конечно, Иов прежде всего скорбит о том, что Бог лишает общения с Собой лично его.

Но есть у Иова и некое ошибочное воззрение, о котором говорят святые отцы. И за него Иов, действительно, приносит затем покаяние Господу. Дело в том, что Иов ошибочно считает, будто причина его страданий, источник его страданий - Бог. Ему кажется, что именно от Бога исходят все несчастья, все мучения, которые происходят с ним. Вспомните, что отвечает Иов жене своей, когда она предлагает ему похулить Бога. Иов говорит: «Неужели мы от Бога злого не будем принимать?» Это большая ошибка, потому что от Бога ничего злого, дурного, плохого не исходит. Бог зло лишь попускает, а зло, искушения исходят от сатаны.

Это важнейшая тема, напрямую связанная с подлинными причинами страданий Иова, и с тем орудием этих страданий, каковым - как это ни парадоксально звучит - невольно становится в руках Божиих сатана. Если мы внимательно вчитаемся в текст 1-й главы Книги Иова, то заметим очень странную вещь: когда сатана приходит к Богу, то Бог первым говорит сатане об Иове, о том, что он свят, непорочен: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова?» Бог как бы подталкивает сатану к тому, что произойдет дальше. То, что происходит, можно назвать, уж простите меня за такое выражение, «божественной провокацией». Потому что Бог Сам подталкивает сатану к мысли о том, что Иова надо искусить, надо попытаться его погубить. Но сами эти искушения, конечно же, будут совершаться уже отнюдь не Богом, а диаволом.

- А для чего его надо искусить?

Ответ на вопрос: для чего Иова надо искусить? - связан напрямую с ответом на вопрос: для чего Иов страдает? Пострадать Иову нужно для того, чтобы достичь духовного совершенства. Для того, чтобы лично сподобиться встречи с Богом. Прежде Иов только лишь слышал о Боге, как сам он скажет, а, претерпев страдания, он Бога уже видит. Видит Бога, грядущего в мир воплотиться. Богу нужно, чтобы Иов не просто оставался благочестивым, добрым человеком, верующим в истинного Творца. Богу от Иова нужно гораздо большее... Мы знаем, что до начала своих страданий Иов верил в истинного Бога, он приносил жертвы за сыновей своих, будучи священником вне священнического рода, наподобие Мелхиседека из Книги Бытия. Он не принадлежит к роду Аарона, он даже не принадлежит к еврейскому народу, и, тем не менее, живя в языческой среде, Иов совершает истинное священническое служение Богу. Он является священником Бога Всевышнего, Бога Небесного. Но он способен и на большее. А Господь видит потенциальные возможности всякого человека, ту меру, в которую человек может достичь святости. У Иова такая мера огромна. И Господь попускает ему страдания и искушения, чтобы он через эти страдания и искушения достиг предельного совершенства - максимально предельного совершенства, которое открыло бы ему возможность для личной встречи с Богом, для достижения вершины святости, пророчества, для понимания богооткровенной истины. Ведь через страдания человек совершенствуется...

Страдания Иова - это своего рода закаливающее средство. И потому Бог подталкивает сатану к искушению

Страдания Иова - это своего рода закаливающее средство. И потому Бог подталкивает сатану к искушению. Сатана невольно оказывается орудием в руках Божиих для того, чтобы Иов достиг еще большего совершенства.

Все это, кстати говоря, напрямую связано с вопросом о причинах и обстоятельствах действия в мире зла. Бог очень часто зло обращает в добро. И даже максимальное нравственное зло, предельное зло Он заставляет послужить орудием для торжества совершенной правды, совершенной святости. Вот, например, смерть на кресте Господа Иисуса Христа. Казалось бы, предельное торжество зла: мир по наущению сатаны убивает своего Бога. Но через это мир оказывается спасен, и зло оборачивается торжеством спасения всего мироздания, всего человеческого рода во Христе, воскресшем и искупившем весь человеческий род Своею кровью. Так же и в Книге Иова. Несправедливым страданием, несправедливым мучением, которое, казалось бы, не имеет под собой никаких оснований, потому что Иов свят, праведен, он достигает предельного совершенства, насколько это возможно в дохристианскую пору для человека, еще не искупленного. И, оказавшись, сделавшись через возвышающие страдания к этому готов, удостаивается непосредственной встречи со своим Творцом. Он лицом к лицу общается с Богом. Так что страдания Иова - это страдания обо жевающие.

Многие воспринимают страдание как наказание, и с этой точки зрения задаются вопросом: почему же страдают люди праведные, а неблагочестивые живут в довольстве и радости?

Есть, конечно, доля правды в словах друзей Иова, говорящих, что Бог посылает человеку страдания для исправления каких-то его прегрешений. Известна поговорка: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Она как раз об этом. Человек, не желающий вразумиться, не желающий победить свой грех, не желающий начать жить нравственной жизнью, иногда Богом вразумляется через страдания, через несчастия, которые происходят в его жизни. Только страдая, такой человек может прийти в храм, потому что чувствует, что ему своими силами с бедами не справиться. И тогда он может изменить свою жизнь - стать христианином. И в этом смысле страдания есть своего рода Божественное наказание. Но это не такое наказание, которое обрекает человека на муку по Божественной ненависти, а наказание любви, по образу библейскому: кого Бог любит, того и наказует - ради исправления и покаяния грешника. При этом Господь никому не посылает креста свыше его сил. Это тоже важная тема. И если говорить об Иове, то и у него, как и у всякого другого человека, вероятно, тоже была некая предельная черта стойкости и терпения, и если бы она была перейдена, он не выдержал бы страданий. И Господь ограничивает враждебную деятельность сатаны против Иова некоторыми условиями. И крайним здесь остается условие: «Только душу его сбереги» - то есть не лишай его жизни. А кроме того - не отнимай у него разума. Потому что если Иов лишится разума, то он в безумии может начать роптать на Бога с ненавистью и враждой. Такое условие здесь тоже ставится Богом сатане.

Как видим, Бог попускает сатане действовать против человека, но Он эту его деятельность ограничивает, чтобы крест, который мы несем в наших страданиях, не превзошел наши фактические силы.

Но вернемся к теме страдания как наказания. Такое наказание для вразумления может посылаться каким-то людям. И об этом надо честно говорить и это честно понимать. Для многих скорби - это ответ на их грехи, на их вражду против Бога.

Однако для праведников, как я уже говорил, страдание - это возможность взойти на более высокий духовный уровень. Как металл на наковальне закаляется ударами молота и становится крепче, качественнее, так и праведник, испытывающий страдания и несущий крест со смирением и любовью к Богу, восходит все к новым и новым степеням совершенства. Страдания Иова привели к личной встрече с Богом, к тому диалогу, который был между Богом и ним.

Эта беседа Иова с Богом вызывает недоумение: Бог не отвечает Иову на его вопросы, а Сам задает их. Почему? И почему Он не открывает Иову истинной причины его страданий?

Нет, на самом деле Бог прямо и ясно открывает истинную причину страданий Иова. И тут надо иметь в виду вот что. Мы сегодня чаще всего читаем Книгу Иова по тексту русского Синодального перевода XIX столетия. Но наши предки знали еще и церковнославянский текст, переведенный с греческого подлинника Септуагинты. Это древний ветхозаветный перевод, очень авторитетный для Церкви, который был известен еще в III веке до Р.Х.; именно им пользовались греческие святые отцы - толкователи Книги Иова. Русский же перевод сделан с еврейского масоретского текста, в своем окончательно сложившемся виде существенно более позднего, относящегося уже к I тысячелетию по Рождестве Христовом. Эти два текста друг от друга отличаются по многим деталям. Когда древние византийские святые отцы толковали Книгу Иова, они читали греческий текст, которому соответствует по смыслу наш церковнославянский. И вот если перевести с греческого на русский то, что говорит Бог в конце беседы Иову (эта мысль есть и в нашей славянской Библии), то этот будет звучать так: «Не искажай определения Моего. Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобою с какой-либо иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?» Здесь прямо объясняется смысл страдания Иова: все происшедшее с ним попущено Богом Иову для того, чтобы он был «явлен праведным» (в русском синодальном переводе этот стих звучит по смыслу совсем иначе).

А что значит быть «явленным праведным»? Прежде всего, в назидание для людей. Во-первых, потому что история страдания Иова научает нас, как переносить скорби. Но учит она нас не только этому. Иов - прообраз Христа. Праведность Иова есть прообраз праведности Христовой. И страдания Иова святого, праведного и безвинного есть прообраз страданий Христа. На примере Иова мы учимся смыслу Креста Христова. Ну и наконец, это пример того, что только тот, кто будет жить святой смиренной жизнью и переносить страдания и скорби свято и благочестиво, сподобится встречи с Богом, закаляясь этими страданиями. Так что Бог здесь прямо объясняет Иову, что с ним произошло.

Что же касается вопросов, которые Бог задает Иову… Так Бог наставляет Иова. Своими вопрошаниями Бог показывает, что Он устроил мир таинственно, премудро, прекрасно, и что человеку недоступно проникнуть во все эти величайшие тайны Божественного замысла о мироздании. Все это прямо подводит Иова (а вместе с ним - и нас) к теме Премудрости Божией, Которой и в согласии с Которой все было создано; а Ипостасная Премудрость Божия - это Христос до Своего боговоплощения, как Он Сам открывался людям в Ветхом Завете. «Я, премудрость... У меня совет и правда; я разум, у меня сила» (Прем. 8, 12, 14). И тут - в этой речи Господа, обращенной к Иову - как раз, по мысли древних толкователей, и обнаруживается намек на грядущего Христа, как на Премудрость воплощенную, Которая все устроила, все приготовила для блага человека в мире и Которая Сама спасет человека через крест и воскресение. И здесь - тоже указание на Премудрый и предвечный замысел, который от века существует - замысел о спасении человека. Потому что Бог, еще даже не создав мир, по Своему абсолютному предведению и всеведению знает, что Адам согрешит, и творит мир таким, чтобы в этом мире человек мог оказаться спасенным. Творит мир таким и самого человека таким, чтобы соединиться с нами в Боговоплощении - ради победы над грехом.

И это гимн красоте мира, который воспевает Бог на страницах Книги Иова, это гимн премудрому устроению мироздания - есть прикровенное обещание праведнику Господа Самому прийти в этот мир и его спасти.

Кроме того, Бог говорит Иову о двух страшных животных - Левиафане и бегемоте. Оба этих животных - образы сатаны. И Господь показывает Иову, что человек не способен сам справиться с ними. Здесь говорится о бессилии человека перед грехом, который властвует над человеческим родом после грехопадения. О том, что человек не может сам спастись, не может сам достичь совершенства, но в Боге сможет это сделать.

Только в Боге человек обретает совершенство, спасение, победу над грехом. И Бог говорит: Я готов помочь, и Я приготовил все совершенно и премудро для того, чтобы ты во Мне справился с грехом.

Господь таким образом отвечает на вопрос Иова - Сам задавая ему вопросы. И так учит его тайне Христовой и тайне спасения через Крест и победы над сатаной, над адом.

- Как святоотеческая традиция объясняет причины страданий Иова?

Древние святые отцы расценивают страдания Иова как ниспосланный ему от Бога мучительный, но в то же время прекрасный дар, возводящий его к еще большему духовному совершенству, к обо жению. По мысли святителя Григория Великого, всем случившимся со страдальцем Господь как бы говорит ему: «Ты был осужден, чтобы быть увенчанным, ты был осужден, чтобы сделаться предметом удивления для всей поднебесной. До страданий ты был известен только в одном уголке [земли], а после страданий о тебе будет знать весь свет. На-воз, в котором ты сидел, сделается славнее всякого цар-ского венца. Венценосцы будут желать увидеть тебя, твои труды и подвиги. Твою навозную кучу Я сделал раем, Я воз-делал ее для благочестия, насадил на ней небесные деревья… Для этого именно Я и подверг тебя испытанию, не с тем, чтобы погубить тебя, но чтобы увенчать, не с тем, чтобы посрамить, но чтобы прославить... Хотя в тебе и нет того греховного, что надлежало бы исправить, но в тебе все еще есть то, что следует возрастить» - то есть возвести к еще большему духовному величию. А вот что пишет о страданиях Иова святитель Иоанн Златоуст: «не столь блистателен царь, сидящий на престоле, сколь славен и блистателен был Иов, сидящий на гноище: после царского престола - смерть, а после этого гноища - Царство Небесное».

- Для чего жена Иова пыталась заставить его произнести хулу на Бога? И кто такая эта женщина, какова она?

Многие древние отцы указывают на то, что искушение Иова идет по нарастающей. Сначала он теряет имущество, потом - детей, одно несчастье сменяется другим, менее страшное более страшным. И последнее искушение - от самого близкого и дорогого человека, от человека, которого Иов в первую очередь послушает, - от любимой жены. И это самое тонкое искушение Иова. Через жену, конечно, действует сатана. Святитель Иоанн Златоуст даже допускает мысль, что это сатана мог явиться Иову в образе жены. Как некий призрак. Но даже если и не принимать это предположение, то никуда не денешься от явного: у жены Иова, в отличие от него самого, нет крепкой веры в Бога, она считает Бога виновником страданий мужа, убеждена, что Бог зол и ненавидит Иова. А по ветхозаветным представлениям, врагам отвечают враждой, на ненависть - ненавистью. Жена рассуждает по-дохристиански.

Жена искушает Иова как некогда Ева искушала Адама. Иов выдерживает испытание - и это первый шаг к раю

Видна здесь и параллель с тем, как Адам искушался Евой. Ева не призывала Адама похулить Бога, но искусила его нарушить Божий наказ - то есть выйти из послушания Богу. Иов выдерживает то искушение, которое некогда не выдержал Адам в раю. И это очень важный шаг для Иова на пути к его встрече с Богом.

Адам и Ева в раю, не покаявшись и не оставшись верными, лишились Бога и оказались изгнаны из рая. Искушение Иова, тоже через жену, которому он не поддается, - это первый шаг к раю.

- Почему справедливые на первый взгляд слова друзей Иова оказались неприятны Богу?

Здесь несколько причин и важных смысловых моментов. Друзья Иова - люди, конечно, по-своему благочестивые: он не стал бы дружить с людьми греховными. И многое из сказанного ими рассматривается Церковью как правильное, как авторитетное. Часто речи друзей даже цитируются в святоотеческих творениях и учебниках догматики в подтверждение тех или иных вероучительных истин. И отчасти верны их слова о том, что Господь наказует грешника за грех. Но примененными к Иову, эти слова оказываются клеветой на праведника. Друзья как будто слепы, считая Иова грешником. Они уверены, что ему страдания посылаются за грехи, как и другим грешникам. Но Иов же был праведен и свят! И Сам Бог об этом свидетельствует пред сатаной: «нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла». Друзья Иова не понимают или не хотят понять, что через страдания человек может достигнуть нового духовного совершенства. Что страдание посылается не только грешникам, но и праведникам. Кроме того, они учение о Боге и понимание Бога предельно рационализируют. Им кажется, что они все знают о Боге, потому что они такие мудрые, опытные, серьезные люди.

И вот эти два момента - то, что друзья Иова говорят в общем-то истину, но при этом лишь часть ее, и то, что они предельно рационально подходят к Богопознанию, сближает их, по мысли святителя Григория Двоеслова, с новозаветными еретиками, которых друзья Иова здесь как бы прообразуют. Потому что еретики говорят тоже не всю истину. Берут одну часть правды, а другую отбрасывают. Классический пример - ереси несторианства и монофизитства. Несториане утверждают, что Христос - истинный Человек, и в этом они правы, но только нужно добавить к сказанному, что Христос еще и истинный Бог. Монофизиты говорят, что Христос - истинный Бог, и в этом правда, но только нужно добавить, что Он еще и истинный Человек, что он обладает полнотой человеческой природы. Но еретики не проговаривают истину в ее полноте, берут себе на вооружение лишь ее часть, а другую часть отбрасывают, поэтому и оказываются еретиками. А полнота правды в том, что Христос - истинный Бог и истинный Человек.

А другая особенность ересей - их рационализм. Так, например, древние крайние ариане - Аэций и Евномий - пытались рационально проникнуть в тайны Пресвятой Троицы при помощи неких графиков и схем. Ничем хорошим для них это не кончилось...

И потому что друзья Иова судят о Боге рационалистично и не так верно, как Иов, Бог и не приемлет их слова. Но не будем забывать, что Иов принесет жертву Господу за них и что Бог простит их ради любви Иова, ради его заступничества за них перед Ним.

- Давайте подведем итог нашей беседе. Чему учит нас пример жизни Многострадального Иова?

Мы никогда не должны забывать о том, что Господь всегда рядом с нами

Стойкому перенесению скорбей, любви ко Христу, верности Богу и надежде и вере в то, что даже в самых страшных обстоятельствах жизни - при ощущаемой порой человеком кажущейся богооставленности, в тюремном заключении, в болезнях, при смерти наших близких - Господь нас любит, Господь рядом с нами, всегда готов нам помочь, нас утешить и даровать нам бесконечные и нескончаемые блага. Для кого-то - и в этой жизни, но главное - для всех в будущей жизни вечной. Иов - это образ страдания и образ надежды, которая рождается через страдание.

В земле Уц (на юге от Мертвого моря) жил непорочный и богобоязненный человек по имени Иов, у которого была многочисленная семья и значительное богатство. Он был всем доволен и жил счастливо. Однажды сатана предстал перед богом и испросил у него разрешения наслать испытание на Иова, чтобы доказать, что Иов соблюдает заповедь Яхве только потому, что тот одаряет его всякими благами. Бог дал разрешение на испытание, и на Иова посыпались различные беды: сначала украли его волов и ослиц, затем огонь уничтожил стадо овец, верблюдов угнали, слуг пронзили мечами. Когда же Иов узнал, что большой ветер снес его дом, под обломками которого погибли его сыновья и дочери, он в трауре разорвал свои одежды, остриг волосы, упал на колени и начал молиться: "Яхве дал, Яхве и взял; да будет имя Яхве благословенно!" (Иов 1:21).

Затем тело Иова стало покрываться проказой, он сел в пепел, взял черепицу и начал скоблить ею раны. Жена стала уговаривать Иова отказаться от непорочности и похулить бога. Но Иов отвечал ей: "Неужели доброе мы будем принимать от бога, а злого не будем принимать?" (Иов 2:10). Услышав о несчастьях Иова, к нему пришли три друга - Елифаз, Софар и Вилдад, чтобы утешить его. Болезнь так изменила Иова, что друзья не сразу узнали его. Затем, узнав, разрыдались.

Иов в страшных мучениях проклял день своего рождения: "Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою" (Иов 3:3-4). Услышав это, друзья высказали свои взгляды на страдания Иова.

Елифаз считал, что поскольку Яхве безгранично добр, то он никого не заставит страдать безвинно. Поэтому Иов, должно быть, грешник: "Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?" (Иов 4:7). Он предлагает Иову вернуться на праведный путь - и Яхве спасет его.

Вилдад, ссылаясь на справедливость Яхве, также пришел к выводу, что Иову надо покаяться и обратиться к богу. Яхве, считал он, не без причины насылает на него испытание, ведь он не может вывернуть наизнанку свою справедливость. Причиной страданий Иова является грех, поэтому Иову надо покаяться, и его покаяние сделает бога счастливым. Софар поддержал это мнение: "Итак знай, что бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению" (Иов 11:6).

Иов не принял советов своих друзей и упорно твердил, что невиновен и не знает, почему ему приходится страдать, ибо не совершил никакого зла. К тому же он не понимает, почему грешники и злодеи живут в довольстве.

Но друзья не отступали и, несмотря на возражения Иова, вновь и вновь утверждали, что страдают лишь грешники, ибо страдание может быть исключительно наказанием за провинность.

И тогда в спор вступил Елиуй. Осуждая Иова за самооправдание, он в то же время подверг осуждению мнение друзей о том, что там, где страдания, должен быть и грех. Правда, страдания становятся наказанием за грех, но страдание же может заставить злодея отказаться от нечестивого поступка или остановить праведного, "чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом" (Иов 33:17-18). Елиуй утверждал, что мудрость Яхве непостижима, и его справедливость неоспорима: "Бог высок могуществом своим, и кто такой, как он, наставник? Кто укажет ему путь его; кто может сказать: "Ты поступаешь несправедливо?" (Иов 36:22-23).

После слов Елиуя раздался глас бога. Он указывал на совершенство и тайну сотворения мира. Человек не способен постичь явления мира. "Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это" (Иов 38:16-18). Если же нет, то стоит ли удивляться тому, что Иов не понимал смысл своих страданий.

Надо всем миром царит божья мудрость. Это бог помогает рождаться диким козам, дает добычу львице, свободу дикому ослу, быстроту ног страусу, силу коню. Иов должен признать, что в мире царит чудесная закономерность, непостижимая для человека. Поэтому долг человека - признать мудрость Яхве, подчиниться таинственному плану мира и верить в то, что его страдания имеют смысл и цель. Человек может восстать против бога, подвергнуть сомнению его справедливость лишь в том случае, если станет таким же могущественным, как бог, который способен победить левиафанов.

Иов не нашелся что ответить: "Что буду я отвечать тебе? Руку мою полагаю на уста мои" (Иов 39:34). Он принял божье учение и смиренно каялся. Яхве смилостивился над Иовом, удвоил его богатства, дал новых детей и подарил долгую жизнь.

Книга Иова относится к числу наиболее примечательных в Библии, она оказала значительное влияние на мировую литературу. Поднятая в ней проблема зла является вечной, неразрешимой с помощью методов религиозной философии и теологии. Каким образом можно согласовать наблюдающиеся в мире зло и грех с милосердием и всемогуществом бога? Ведь если бог может воспрепятствовать злу, но не делает этого, то он не безгранично милосерден, а если он хочет воспрепятствовать, но не может, то где же его всемогущество? Автор Книги Иова отказывается от ранних представлений иудаизма о том, что бог за добро вознаграждает добром, а зло наказывает страданием. Ссылка на таинственный божий промысел не убеждает: ведь страдания даются за добродетель, тем самым заставляя думать о спасении. Герой Книги Иова восстает против такого решения. Вероятно, лишь более поздние редакторы "смягчили его сомнения", превратив их в тихое и смиренное поклонение всевышнему.

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: "Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?" Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: "Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне ".

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: "3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?" Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью - проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: "Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его" (Иов. 19, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в "Книге Иова".

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Благословление Иова. Иова 42:10–13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

История Иова Около того времени, когда евреи переселились в Египет, жил в Аравии муж по имени Иов. Во всей стране он славился своим богатством, но еще более он славился своей справедливостью, своим милосердием к бедным и своим благочестием. У него было семь сыновей и три

Из книги Жития Святых - месяц май автора Ростовский Димитрий

За что на многострадального Иова обрушились его страшные несчастья? В ветхозаветной Книге Иова рассказывается, что до начала своих тяжких испытаний Иов жил праведно и счастливо, заслуженно наслаждаясь всеми доступными человеку благами. Судьба не обошла его богатством,

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Тяжёлые испытания Иова. Иова 1:13-22 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот,. приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и

Из книги Патерик Печерский, или Отечник автора

Благословление Иова. Иова 42:10-13,16,17 И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Житие святого праведного и многострадального Иова Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, - местом пребывания его была земля Хус , которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына-первенца Нахора, брата Авраамова

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22), - сказал Апостол Павел.Согласно с ним и возлюбленный ученик Иисусов, Иоанн девственник, сказал:- «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби»

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального 31 (18) июля Он ради девства много пострадал и живым закопался в землю до груди. Со словами «учителя языков» - «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) - согласно слову возлюбленного

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Ответ Иова Жалоба Иова на собственные страдания 1 Тогда Иов ответил:2 - О если взвесить мои страдания,мою беду положить на весы!3 Они перевесили бы песок морей –мои слова оттого и бессвязны.4 Стрелы Всемогущего во мне,напоен мой дух их ядом;ужасы Божьи ополчились против

Из книги автора

Ответ Иова Обвинение Иова 1 Тогда Иов ответил:2 - Долго еще вам мучить меняи своими словами меня терзать?3 Вот уже десять раз вы меня стыдили.Вам не стыдно меня оскорблять?4 Если я и впрямь согрешил,при мне мой грех и останется.5 А если хотите передо мною кичиться,позором моим

Из книги автора

История Иова Весьма ясно раскрыта эта мысль в книге Иова. Иов терпеливо переносит свои несчастия и не отпадает от Бога не потому, что он думает о награде, а просто потому, что верует в Бога. Поэтому на искусительный совет жены Иов даже и не упоминает о будущем воздаянии, а

Из книги автора

История праведного Иова Истинная религия и благочестие не ограничивались тесным кругом избранного рода. Отдельные праведники жили и в других местах древнего мира.Таким праведником был Иов, жизнь которого описывается в книге, известной под его именем (книга Иова). Он жил

Из книги автора

История Иова Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.2 И родились у него семь сыновей и три дочери.3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, и

Заметил, что современные люди, привыкшие все читать в перессказах, очень часто неправильно понимают смысл библейской книги Иова.

Обывательское представление о ней примерно такое: Бог поспорил с сатаной и решил помучить Иова, посылая ему совершенно назслуженные страдания, чтобы убедиться в его рабской покорности, когда Иов взроптал, Бог показал из-за облака козу, Иов притих и сделал ку, а Бог убедившись в рабской покорности Иова обрадовался.

Обычно дискуссии о книге Иова сводятся к двум мотивам - первое это вопрос теодицеи, обсуждение темы заслуженности или же бессмысленности человеческих страданий, второе - это тема иррациональности Бога, который требует слепого подчинения.

На самом деле все эти построения исходят из нежелания сколько-нибудь внимательно читать текст и видеть смысл сказанного, хотя бы буквальный.

Иов, как и многие другие библейские образы, книги и изречения стал жертвой цитатности. Характерный пример цитатности применительно к Библии, это когда текст со смыслом "не обязательно становиться иудеем, чтобы быть христианином" приводится как доказательство необходимости расового, национального и прочего всесмешения и так вплоть до содомии.

То же самое искажение произошло и с Иовом.

Итак, в двух словах, о чем книга Иова на самом деле (сопровождаемое великолепными в своей резкости иллюстрациями Уильяма Блейка).

Живет человек - Иов, который праведен, богат и благополучен.

Сатана бросает вызов Богу, говоря, что Иов праведен только потому, что Иов богат и благополучен. А если бы он был лишен всего и страдал, он бы проклял Бога. Сатана озвучивает известный тезис "протестантской этики" от противного (прошу это заметить тех, кто восторгается "веберовскими" конструкциями - Будь праведен и будешь богат - это точка зрения сатаны).

Бог предлагает сатане испытать Иова и отобрать у него все, что имеет. Сатана, будучи отцом и источником зла, хочет причинить зло Иову, но того защищает милость Божия. Однако Бог говорит, вот, Я готов временно убрать это особое благоволение и ты можешь сделать с Иовом то же, что хочешь делать всегда и со всеми. И посмотрим что будет.

Сатана уничтожает все, то Иову дорого. Но тот непреклонен в верности Богу и благочестии. Оказывается в благочестии Иова нет никакой коррумпированности. "Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" - восклицает Иов.

Тогда сатана высказывает подозрение, что Иов праведен только потому, что ему самому не больно от потерь. Когда болезнь распространится на его собственное тело, когда он будет страдать каждой клеткой. Господь дает ему попущение задеть болезнью и тело Иова, запрещая касаться лишь души, то есть запрещая сводить Иова с ума.

И вот Иов становится прокаженным. И тогда жена Иова (то есть символ плоти, телесной части человека) требует от Иова: похули Бога и умри. То есть она по сути требует от Иова прекратить страдание с помощью богохульства, оскорбить Бога и тем самым заставить Его убить Иова в гневе.

В конечном счете Иов поддается искушению и произносит речь, в которой, впрочем, он не хулит Бога. Он хулит лишь день своего рождения и факт своего рождения. Другими словами, он излагает обычную версию древневосточного и древнегреческого пессимизма, что "лучше всего человеку не родиться, а лучшее после этого - скорее умереть".

Ропот Иова - это гимн смерти, которая уравнивает праведных и неправедных, младенцев и царей, и которая единственный покой среди скорби и несчастий.

Именно на этот ропот Иова, который не является, строго говоря, богохульством, и следуют талмудически-казуистические ответы друзей Иова, что на самом деле Бог наказывает его за грехи, что не может быть,чтобы Иов был ни в чем не виноват, и что если Иов покается в своих мнимых винах, то Бог немедленно его наградит вновь. Иов отвечает своим рассказом о страданиях и подчеркивает, что нет за ним вины.

Один из смыслов книги Иова состоит в том, чтобы убрать из отношений человека и Бога принцип "кэша", то, что римляне называли do ut des. Отношения Бога и человека строятся не только не на том, что праведникам полагаются няшки за послушание, но и не на том, что Вседержитель выискивает вины, за которые мог бы отвесить человеку плюхи.

Этот смысл посрамление друзей Иова в споре с ним проявляет вполне.

Но смысл книги Иова сводится и не к тому, чтобы просто продемонстрировать неподсудность Бога и его превосходство над человеком. Эта позиция заявляется в речах юноши Елиуя. Но это именно незрелая позиция. Я бы увидел в "волюнтаристе" Елиуе пророчество об исламе, так же, как друзья Иова явно символизируют талмудический иудаизм.

Елиуй превозносит Бога над человеком Иовом, однако мораль его сводится к требованию покорности Богу, ничем, кроме того, что Бог круче всех, не обоснованной. Речи Елиуя ошибочно принимать за смысл книги Иова.

Этот смысл передается в явлении Самого Бога. И вот здесь надо было читать внимательно, поскольку невнимательное чтение становится богохульством и ведет к богохульству.

Господь говорит Иову не "Я круче тебя".

Он говорит "Я - твой творец. Я творец всего этого мира. Ты не сильнее моих творений!" (для примера приводятся знаменитые Левиафан и Бегемот).

Почему Господь отвечает Иову "Я - твой творец". Потому что он отвечает Иову на первоначальный вопль "лучше бы мне не родиться". На главный вопль всего древнего пессимизма. Господь говорит о том, что рождение человека не ошибка, не вступление в обитель скорби и безысходности, а дар, вступление в мир, полный глубокого смысла и трепета жизни. Картина сотворенного мира - неживого и живого - самое впечатляющее описание природы, которое когда-ибо приходилось читать человеку.

Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей?
Можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их?
Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши;
Дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним.
Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру,
Которому степь Я назначил домом и солончаки -- жилищем?
Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика,
По горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью.
Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих?

А вторая часть ответа Господа еще интересней. Он говорит Иову - ты слаб и ничтожен даже по сравнению со многими моими творениями. И приводит примеры бесконечно более сильных, нежели Иов, существ. Для чего это говорится?

Заметим, что и Иов, и его друзья делают все одну и ту же ошибку - они приписывают Богу, то, что на самом деле является следствием действий изменившего своей цели творения Божия, - сатаны.

И Иов и его друзья все видят в Боге виновника зла. И только читатель, знакомый с рамкой рассказа, знает, что виновником обрушившегося на Иова зла является сатана и его зависть. Мы знаем, что именно Господь даровал Иову защиту от зла и зависти и отнял Свою благодать только ради испытания Иова.

И Господь специально сравнивает человека со Своими творениями, чтобы показать, что человек беспомощен в противостоянии сатане - гораздо более сильному существу, чем человек. Лишь Бог может быть спасителем человека от его врагов. Лишь упование на Бога спасительно для того, кто подвергся нападению врага.

Образ Левиафана, которому человек не в силах противостоять, - это образ сатаны.

Не случайно восклицание из книги Иова потом берется в качестве ключевой характеристики апокалиптического Зверя: "Нет на земле подобного ему" (Иов. 41, 25) «Кто подобен зверю сему?» (Откр. 13, 4).

И вот ключевой момент в словах Господа, так сказать "мораль" книги Иова:

Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?
Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?
Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие;
излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его;
взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их;
зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.
Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя.

Смысл книги Иова в том, что человек не может сам себя спасти от зла. Что искушения и несчастья в лежащем во зле мире поражают и праведного и грешного поскольку их источником является зависть сатаны. И что единственный, кто может вырвать человека из под власти зла, кто может сокрушить всех его врагов и врага рода человеческого - это Сам Господь Вседержитель, Творец Неба и Земли. Тот, для кого даже Левиафан лишь слабое творение.

Именно такой Господь является к человеку Иову и спасает его из под власти сатаны и из юдоли скорби.

Другими словами - книга Иова - это пророчество о явлении Господа и Спасителя и о том, что только Господь - и никто же из людей, - не может быть истинным Спасителем.

Именно поэтому богоявление и пророчество о Спасении и примиряет Иова с Богом.

И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.
Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? -- Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.
Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.

Иов постигает тайну Богоявления, постигает замысел о спасении и то, что этот замысел непреложен, что это намерение, которое не может быть остановлено. Наконец-то человеческое существо не только слышит Бога, но и видит его.

Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, -- и Господь принял лице Иова.

Эти слова - не только осуждение книжнеческого учения о праведности как "делах закона". Это и пророчество о Жертве Христовой. Здесь не случайно упоминается жертва. Иов выступает как посредник между согрешившими "праведниками" и Богом, тем самым он прообразует Христа. И это прообразование - одно из самых важных в Ветхом Завете, поскольку посредником выступает именно Иов страдающий, Иов на гноище. Это указание на то, что Спаситель придет "в зрак раба", а не в понтах "машиаха".

Именно богоявление через сокрушенного страдающего Иова и приводит к примирению с Богом самоуверенных законников.

И лишь после этого происходит восстановление человеческой природы символизируемое восстановлением благосостояния Иова.

Итак, резюме, о чем на самом деле повествует нам книга Иова.

1. Источник зла в мире не Бог, но зависть сатаны.

2. Сила Божия удерживает сатану, но, позволяет ему испытывать творения Божии, дабы отличить чистое золото праведников от метафизических коррупционеров.

3. Законническое учение о том, что Бог - мстительный бухгалтер, который подсчитывает грехи и оплачивает их неприятностями - неверное учение, вызывающее гнев Божий.

4. Господь слышит Иова и все вопли пессимизма, что земля юдоль страданий и что лучше бы человеку не родиться, и отвечает на них тем, что человеческая жизнь - часть общего великого замысла о творении, часть величественной и прекрасной жизни, созданной Богом. Уход в небытие как средство избавления от страдания невозможен.

5. Единственный путь избавления от страдания - не небытие, а победа силы Вседержителя над злокозненностью его творения - сатаны, Левиафана. Лишь сила Божия сокрушает врага.

6. Сила Божия в немощи свершается. Лишь Вседержитель в образе Иова, соединяющий всемогущество и всескорбь - есть истинный Спаситель.

7. Тем самым книга Иова - это пророчество о Христе.

8. Лишь Христос есть путь к восстановлению здравия, достоинства и достояния человека, утраченного по зависти сатаны.

9. Завершается книга Иова пророчеством о воскресении, выброшенным масоретами из иудейского варианта: "Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь".

P.S. В качестве необязательного довеска - интересная телепрограмма о Уильяме Блейке как иллюстраторе книги Иова.

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS