Главная - Разное
Последовательность нанесения разметочных линий. Последовательность проведения разметки

Разметка, её виды и назначение

Разметкой называется операция нанесения линий и точек на заготовку, предназначенную для обработки. Линии и точки обозначают границы обработки.

Существуют два вида разметки: плоская и пространственная. Разметка называется плоской, когда линии и точки наносятся на плоскость, пространственной – когда разметочные линии и точки наносятся на геометрическое тело любой конфигурации.

Пространственная разметка может быть выполнена на разметочной плите с помощью разметочного ящика, призм и угольников. При пространственной разметке для поворота размечаемой заготовки используются призмы.

Инструменты и приспособления для нанесения разметки, виды и их назначение

Для плоской и пространственной разметки требуются чертеж детали и заготовки для нее, разметочная плита, разметочный инструмент и универсальные разметочные приспособления, измерительный инструмент и вспомогательные материалы.

К разметочному инструменту относятся: чертилка (с одним острием, с кольцом, двухсторонняя с изогнутым концом), маркер (несколько видов), разметочный циркуль, кернеры (обычные, автоматические для трафарета, для круга), кронциркуль с конусной оправкой, молоток, циркуль центровой, прямоугольник, маркер с призмой.

К приспособлениям для разметки относятся: разметочная плита, разметочный ящик, разметочные угольники и бруски, подставка, рейсмус с чертилкой, рейсмус с подвижной шкалой, прибор для центрирования, делительная головка и универсальный разметочный захват, поворотная магнитная плита, струбцины сдвоенные, регулируемые клинья, призмы, винтовые подпорки. Измерительными инструментами для разметки являются: линейка с делениями, штангенрейсмус, рейсмус с подвижной шкалой, штангенциркуль, угольник, угломер, кронциркуль, уровень, контрольная линейка для поверхностей, щуп и эталонные плитки.

К вспомогательным материалам для разметки относятся: мел, белая краска (смесь разведенного в воде мела с льняным маслом и добавлением состава, препятствующего высыханию масла), красная краска (смесь шеллака со спиртом с добавлением красителя), смазка, моющие и травящие материалы, деревянные бруски и рейки, небольшая жестяная посуда для красок и кисть.

Простыми разметочными и измерительными инструментами, используемыми при слесарных работах, являются: молоток, чертилка, маркер, кернер обыкновенный, угольник, циркуль, разметочная плита, линейка с делениями, штангенциркуль и кронциркуль.

Процесс плоскостной разметки, определение порядка разметки, способа выполнения, проверка разметки и кернение деталей.

Плоскую или пространственную разметку детали проводят на основании чертежа.


До разметки заготовка должна пройти обязательную подготовку, которая включает в себя следующие операции: очистка детали от грязи и коррозии (не производить на разметочной плите); обезжиривание детали (не производить на разметочной плите); осмотр детали с целью обнаружения дефектов (трещин, раковин, искривлений); проверка габаритных размеров, а также припусков на обработку; определение разметочной базы; покрытие белой краской поверхностей, подлежащих разметке и нанесению на них линий и точек; определение оси симметрии.

Если за разметочную базу принято отверстие, то в него следует вставить деревянную пробку. Разметочная база – это конкретная точка, ось симметрии или плоскость, от которой отмеряются, как правило, все размеры на детали. Накерниванием называется операция нанесения мелких точек-углублений на поверхности детали. Они определяют осевые линии и центры отверстий, необходимые для обработки, определенные прямые или кривые линии на изделии. Накернивание делают с целью обозначения на детали стойких и заметных знаков, определяющих базу, границы обработки или место сверления. Операция накернивания выполняется с использованием чертилки, кернера и молотка.

Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2.Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока .

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы

5 класс

Урок технологии (мальчики)

Тема: Разметка заготовок из древесины (2 часа)

Тип урока: изучение нового материала .

Цель: Познакомить учащихся с правилами выполнения разметки, разметочным инструментом.

Задачи:

Образовательные:

    дать начальное представление о разметке заготовок из древесины;

    познакомить с правилами выполнения разметки и разметочным инструментом.

Воспитательные:

    воспитывать у обучающихся интерес познавательной потребности, аккуратность и точность в работе.

Развивающие:

    развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;

мыслительные операции – сравнение.

Пути решения.

Проводится урок с изучением нового материала и закреплением изученного (практическая часть – второй урок)

На уроке используются элементы коллективного способа обучения (далее КСО), индивидуального (при выполнении проверочной работы), элементы дифференцированного подхода (как в процессе выполнения проверочной работы, так и при оценивании работ учащимися).

Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в обычной мастерской с использованием мультимедийной установки. В рабочих тетрадях учащиеся конспектируют новый материал.

Методы обучения: рассказ, устный опрос, демонстрация мультимедиа презентации, наглядных пособий и приёмов работы.

Планируемый результат:

    Учащиеся должны знать и понимать, что такое разметка заготовок.

    Иметь представление о разметочном инструменте.

    Знать правила выполнения разметки.

Инструменты и оборудование: мультимедийная установка, столярный верстак, столярный инструмент и приспособления, деревянные заготовки, чертежи и разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Словарь: разметка, припуск, кромка, базовая кромка, риска, столярный угольник, рейсмус, рулетка, …

Ход урока

    Организационный момент (2 мин.)

    Сообщение темы урока, постановка цели и задач (3мин.)

3. Изучение нового материала (15 мин.)

Показ мультимедийной презентации по данной теме, с обсуждением и записью в рабочую тетрадь основных моментов.

    Физкультминутка (2 мин.)

    Проверка усвоения новых знаний (8 мин.)

    Анализ и подведение итога урока (5 мин.)

    Домашнее задание (3мин.)

    Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.- можно на переменке )

Конспект урока

    Организационный момент.

Проверка подготовки учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша и линейки), контроль посещаемости и вводный инструктаж по охране труда.

    Сообщение темы урока, постановка цели и задач.

В тетрадях учащиеся записывают тему урока. На доске записаны цель и задачи данного урока.

    Изложение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Проводится в форме беседы.

Задаются вопросы, на которые учащиеся дают свои ответы.

    Что необходимо сделать, чтобы изготовить какое-либо изделие?

(ответы учащихся - выполнить разметку заготовок)

    Каким инструментом можно разметить окружности и дуги на заготовках (ответы учащихся - столярный уровень, угольник, рулетка, циркуль и др.)

    Знакомство с новым материалом.

Проходит в форме рассказа учителя, сопровождаемого презентацией

По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради:

    Припуск – это …;

    Кромка – это …;

    Базовая кромка - …;

    Риска – это …;

Конспект рассказа нового материала

Разметка как технологический процесс .

Любые работы с древесиной следует начинать с разметки.Для удобства при дальнейшей работе наносят разметку на заготовку таким образом, чтобы она была хорошо видна и легко читалась. Дело в том, что при пилении древесины образуется много опилок, которые быстро закрывают нанесённую разметку и могут негативно сказаться на качестве всей работы. Разметка является ответственной и трудоёмкой работой. Она состоит из нанесения на заготовку размеров деталей по чертежу, с учётом припусков на последующую обработку, сушку и коробление.

Припуск – это превышение размеров заготовки против размера деталей в чистоте. По длине припуск даётся 20-40 мм, а по ширине и толщине – по 5 мм (ученики записывают в тетрадь).

Разметка должна быть точной и аккуратной; она зависит от квалификации рабочего, от качества и точности разметочного и измерительного инструмента.

Как правило, древесину размечают для того, чтобы из пиломатериалов, расходуемых на заготовки для деталей, получилось как можно меньше отходов.

Иначе говоря, разметка необходима для получения заготовки с минимальным припуском на обработку ручным или электрифицированным инструментом. Измерительный инструмент следует прикладывать к самой кромке лесо- или пиломатериала (сказать чем они отличаются). Лучше всего сделать замеры дважды, каждый раз с разных концов (показать как). Если детали имеют одинаковую длину, то в этом случае не нужно производить отдельно измерения каждой детали, потому, что на это уйдёт много времени и сил. В этом случае достаточно измерить одну деталь. Которая будет выступать в роли шаблона (запись в ученической тетради, что такое шаблон – слайд 14) для разметки остальных деталей. Перед отрезанием намеченного куска древесины или пиломатериала необходимо с помощью угольника нарисовать намеченную риску.

Линию разметки называют риской. Её наносят при помощи линейки, угольника, ерунка, малки, черты, циркуля, рейсмуса, скобы, отволоки или шнура.

Кроме этих инструментов, для разметки заготовок можно использовать различные приспособления (представлены на слайде).

Если материал, который вы собираетесь обрабатывать, не имеет базовой кромки , то в этом случае нужно обозначить основное направление (проговорить что это значит) , в котором будет вестись резка. Для этого нужно приложить к материалу планку или отбить его шнуром (бечёвкой), посыпанным мелом или углём. Технология выполнения данной операции заключается в следующем: на одном торце доски на нужном расстоянии от кромки делают зарубку, в которую вставляют конец бечёвки, после чего её натирают мелом или углём. Другой конец держат левой рукой на том же расстоянии от кромки, прижимая к доске, правой рукой бечёвку слегка оттягивают кверху и затем отпускают. При этом на доске отпечатывается линия.

Итак, разметить заготовку – это значит указать точками и линиями границу обработки заготовки.

Правила выполнения разметки.

    Линии разметки наносят карандашом, а на чистую выструганную поверхность – шилом.

    Для выполнении разметки на плоскости детали под прямым углом из комплекта ученического пенала можно использовать линейку как направляющий элемент и треугольник.

    Для разметки окружностей можно пользоваться чертёжным циркулем.

Кроме этого существуют и другие приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами (какие это способы можно дать в качестве домашнего задания на следующий урок).

После рассказа учителя и просмотра презентации делаем акцент на терминологии ещё раз показываю правила разметки заготовок лично.

    Физкультминутка.

Может проводиться как учащимися, так и педагогом.

    Проверка усвоения новых знаний.

Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления учащимся предлагается выполнить небольшую проверочную работу для закрепления изученного материала

    Анализ и подведение итога урока.

Проверка выполненных работ и их оценивание проходит в следующей форме:

Ребята меняются работами, затем зачитываются правильные ответы для всего класса, учащиеся отмечают свои ошибки (если они имеются) и в соответствии с ними проставляют себе оценки (учитель может сам проверить каждую работу, если сочтёт это необходимым).

Анализ урока : вместе с учащимися ещё раз возвращаемся к цели и задачам; обсуждаем всё ли получилось в соответствии с ними; что усвоили лучше, а что может быть хуже (на что нужно сделать акцент на следующем уроке).

Домашнее задание.

Какие ещё известны приёмы выполнения разметки на плоскости нетрадиционными способами, кроме этого необходимо подготовиться к практической работе

Уборка рабочих мест и кабинета.

Уборка рабочих мест, подготовка кабинета для следующего класса

Приложение 1

Индивидуальные задания

    Какие вы знаете контрольно - измерительные инструменты?
    Перечислите их по рисунку.

    Что называют разметкой заготовки?

    Каким инструментом выполнена разметка детали на рисунке?

    Что такое шаблон?

Качканарский городской округ. МОУ СОШ №2. Пасынков Сергей Викторович, учитель технологии


К атегория:

Разметка

Последовательность выполнения разметки

Прежде чем приступить к разметке, тщательно проверяют, нет ли у заготовки пороков: трещин, раковин, газовых пузырей, перекосов и других дефектов, а также сверяют с чертежом размеры и припуски на обработку. Заготовки из либтового, полосового и круглого материала обязательно должны быть отрихтованы на специальной плите ударами молотка или под прессом.

До установки заготовки или детали на разметочную плиту те их поверхности, на которых должны быть нанесены разметочные риски, покрывают мелом, разведенным в воде до густоты молока; в этот раствор добавляют столярный клей (для связи) и сиккатив (для быстрого высыхания). Поверхности чисто обработанных заготовок окрашивают раствором медного купороса (25-30 г купороса на 200 г воды). После высыхания раствора на поверхности детали остается тонкий и очень прочный слой меди, на котором хорошо видны разметочные риски.

Алюминиевые отливки можно покрывать быстросохнущими светлыми красками и лаками или шеллаком, растворенным в спирте с добавкой красителя.

Для окраски листов на рабочем месте разметчика можно рекомендовать поливинил ацетатные или бута-диенстирольные водоразбавляемые краски (латасные), не обладающие токсичными свойствами.

Разметочные детали приходится окрашивать, потому что чертилка, рейсмус или циркуль оставляют на неокрашенных поверхностях очень тусклый след. Если размечаемые места покрыть одним из вышеуказанных растворов, то риски на фоне краски отчетливо видны и сохраняются продолжительное время. Большие детали нет смысла окрашивать целиком. Для экономии краски и времени достаточно окрасить лишь те места, где будут нанесены разметочные риски. Вполне достаточна ширина окрашенной полосы в пределах от 20 до 50 мм. Окраску следует вести на специальных стеллажах или на полу у разметочной плиты. Краска наносится на размечаемые поверхности малярными кистями. При разметке крупных деталей, когда приходится закрашивать большие поверхности, применяется окраска пульверизатором. До разметки необходимо определить базу детали, от которой будут наноситься риски.

Базой называется поверхность или специально подготовленные риски, от которых производят измерения и отсчеты размеров в процессе разметки. Базой может служить также часть поверхности размечаемой заготовки или детали, которой она устанавливается (опирается) на разметочной плите. При плоскостной разметке базой могут являться наружные кромки плоских заготовок, а также различные р-иски (обычно центровые), которые в этом случае наносятся в первую очередагг Если базой служит Наружная кромка заготовки, то ее нужно предварительно выровнять. Если базой являются две взаимно перпендикулярные кромки заготовки, то до разметки их нужно обработать под прямым углом. При точной разметке базовые поверхности должны быть особенно тщательно обработаны и пригнаны по линейке и угольнику.

Риски обычно наносятся в следующем порядке: сначала все горизонтальные риски, затем вертикальные, после этого наклонные и в последнюю очередь - окружности, дуги и закругления. Если базой являются центровые риски, то с-них начинают разметку, а затем, пользуясь ими, наносят все остальные риски. Разметку можно считать законченной, если изображение на плоскости, заготовки полностью соответствует чертежу.

Убедившись в правильности выполнения разметки, все линии накернивают для того, чтобы они не стерлись при обработке детали. Керны должны быть неглубокими и разделяться разметочной риской пополам.


\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Материалы прислал Глебов А.А. учитель технологии и трудового обучения МОУ "Веселолопанской средней обшеобразовательной школы"

Урок № 17-18.

Разметка заготовок из древесины.

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала .

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

2. Последовательность действий разметки.

1 .Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2 .Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса. (См. Приложения, рис. 18, 19.)

3. С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4. Радиус откладывается на линейке.

5 .По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону .

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1. Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2. Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока.

Оценка практической работы учащихся. Учитель отмечает лучшие работы.

Урок № 17-18.

РАЗМЕТКА ЗАГОТОВОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS