Главная - Бойлеры
Павел Петрович и Княгиня Р. о их любви

Разделы: Литература

  1. Углубление и систематизация знаний о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, его идейном содержании.
  2. Развитие умений анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в постижении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.

В процессе анализа VII главы романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”:

  1. Обобщить знания о композиции романа через анализ композиции сюжета.
  2. Актуализировать представления о своеобразии конфликта между “отцами” и “детьми” , подвести к убеждению о том, что П. П.Кирсанов и Е.Базаров являются “героями своего времени”, относятся к лагерю “детей” и между ними гораздо более сходства, чем различий.
  3. Заставить задуматься о личной ответственности за судьбу тех, кто тебе близок.Развитие основ гармоничных отношений с окружающим миром.
  4. Обогащение словарного запаса, развитие аналитических навыков и умений: выделять главное, сравнивать, доказывать и опровергать, обобщать и систематизировать.

План занятия:

1. Постановка цели, определение путей ее достижения.
2. Анализ VII главы романа с использованием плана анализа эпизода:
– Как данный эпизод связан с предыдущим содержанием романа;
– Содержание:
– Тематика
– Проблематика
– Идея и идейно-эмоциональная оценка (пафос).
– Форма:
1. Характер конфликта
2. Сюжет и композиция:
– композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка);
– время и пространство;
– система образов: главные герои (их место в образной системе всего романа), второстепенные персонажи;
– средство создания образа (поступки, портрет, речь, внутренняя речь, взаимные характеристики, самохарактеристики персонажа, авторская оценка и т. д.);
– пейзаж, интерьер;
– роль детали;
– отступления от сюжета.
– Речевая система.
– Значение эпизода для понимания общего смысла произведения.
3. Подведение итогов.

Конспективный сценарий урока.

1. Вступительное слово учителя.

Каковы причины нашего обращения к одному из эпизодов романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” и особого внимания к нему? История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя и, что самое главное, многое объясняет в его настоящей жизни. У большого художника даже маленькая деталь наполняется большим смыслом. Вставной эпизод может быть соотнесен с остальными персонажами. Через него можно услышать и почувствовать “задушевные” мысли всего романа. Попробуем в этом убедиться.

2. Анализ VII главы романа.

Вопрос учителя: Как данный эпизод связан с предыдущими событиями? Чем вызвана его необходимость?

– В доме Кирсановых “предгрозовая” атмосфера. П. П. Кирсанов, испытывая явную неприязнь к Базарову, готовится к “схватке”. Базаров, отрицая все, не признает Кирсанова как отжившее явление, поэтому его суждения резки, категоричны. Аркадий, желая разрядить обстановку, рассказывает Базарову историю своего дяди.

Вопрос учителя: Почему с историей П. П. Кирсанова читатель знакомится через автора-повествователя, хотя рассказывает ее Аркадий?

– Смена рассказчика, вероятно, связана позицией автора: это придает истории более объективное значении, к тому же ей отводится самостоятельное место (VII главы). Этим, скорей всего, подчеркивается особая значимость эпизода.

Учитель обращает внимание на своеобразие жанра эпизод.

Это вставная новелла. Здесь налицо все признаки этого жанра; в том числе динамично развивающиеся события, ограниченное число персонажей, она может быть рассчитана на слушание не только одного героя, но и более многочисленной публики.

– Какова композиция сюжета?

Учащиеся отмечают совпадение сюжета с фабулой и классическое построение сюжета. Определяется экспозиция, знакомящая читателя с жизнью Павла Петровича до встречи с княгиней. Значительному отрезку времени – 28 лет – отводится сравнительно небольшой объем, несмотря на то, что и пространство (дом, корпус, Петербург) достаточно широко, художественное время, не совпадающее с реальным, усиливает впечатление динамизма жизни героя. Характерологический портрет П. П. Кирсанова, нарисованный по контрасту с портретом его брата, подчеркивает его исключительность, энергию.

Завязка совпадает с “ключевым” словом “вдруг”, означающим начало нового этапа в жизни героя. Это происходит на балу, где Кирсанов встречается с княгиней Р. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.

Развитие действия сюжета связано с описаниями, как Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.

Особое значение в описании взаимоотношений П. П. Кирсанова и княгини Р. в эпизоде отводится художественной детали. Это кольцо с изображением сфинкса. Что означает крестообразная черта по сфинксу? Выходя за пределы данного эпизода, представляется возможным сравнить сначала героинь любовных коллизий, а затем сопоставить влюбленных в них героев. Сравнивая княгиню Р. и Одинцову, обнаруживаем сближающую их таинственность: “Что гнездилось в душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой сил”, – княгиня Р. “Довольно странное существо” – Одинцова. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним. Есть сходство и в семейном положении: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: княгиня Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне. Сопоставление П.П.Кирсанова и Базарова, непримиримых идеологических противников, прошедших через “испытание любовью”, позволяет также обнаружить между ними гораздо больше сходств, чем различий: возникает некая незримая связь, когда человек попадает во власть природы. Отвергнутые, они оба страдают. Несмотря на словесные дуэли, между ними нет той резкости и непримиримости (горе сближает!), что было в начале романа. Базаров влюбляется и тем самым приобщается к духовному миру, который только что отрицал. Рушится миф о свободе человека от всего, что связывает его с другими людьми.

Неразделенная любовь разрушает и Павла Петровича, и Базарова. Любовь не бывает счастливой, если она настоящая, сильная страсть. Такой любви почти всегда уготован печальный конец – утрата, разлад, расставание.

Интересно также сравнение княгини Р. и Фенечки.

При отсутствии внешнего сходства между героинями все же есть связь, начиная с символики имен: княгиня Нелли (Елена) – “свет, блеск”; Фенечка (Федосья) – “богом данная”; т.е. высший свет, высший блеск. Это, конечно, поверхностное, внешнее сравнение. И все же! Стоит особо сказать о том, что именно к Фенечке “тянется” душа Павла Петровича. Знаменателен эпизод посещения им дома Фенечки (гл. IX). Глазами Павла Петровича мы видим Дом, Мать с ребенком – вот они – тайны и их разгадка, вот он – смысл жизни. Не случайно Павел Петрович, придя к себе в комнату, “бросается на диван” – дважды повторяется эта фраза. Что это? Наверное, позднее прозрение; жизнь прошла в разгадке тайны – жизнь прошла мимо: Павел Петрович, увы, княгиню Р. с ее указывающим крестом на сфинксе понять не сумел!

Этот смысл понятен Николаю Петровичу (не случайно в VII главе рисуются через противопоставление) – он не искал тайны в женщине, был счастлив со своей первой женой, счастлив с Фенечкой.

“Тянется” к Фенечке и Базаров. Это не только “сюжетная подтяжка”, когда противоположные герои объединяются общим объектом любви. Во внимании к Фенечке в Базарове обнаруживается то самое живое человеческое чувство, которое он так тщательно прятал под нигилистическими “одеждами”.

3. Подведение итогов урока.

Анализируемый эпизод, представляя собой новеллу, связан с предыдущим и особенно последующим содержанием романа:

– Он помогает глубже понять Павла Петровича Кирсанова. История княгини Р. позволяет глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.

– Что означает крестообразная черта по сфинксу? В чем разгадка креста?

Учащиеся вспоминают миф об Эдипе, отмечают, что в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса и остался жив. Павел Петрович не смог разгадать загадку – саму княгиню Р. – и поплатился за это своими чувствами, так и не сумел завоевать любовь таинственной княгини.

Крест – начало новой жизни. Возвращая кольцо с крестообразной чертой по сфинксу, княгиня словно дает ему напутствие на начало новой жизни. Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжал мучить себя мыслями о княгине Р. всю жизнь.

Обращается внимание на то, что кольцо и камень обозначают замкнутое пространство. Княгиня перечеркнула его, указывая на желание вырваться из этого замкнутого пространства в жизнь, которая шире, богаче, не менее интересна и загадочна, чем придуманное, искусственно созданное воображением.

Перечеркивая сфинкса, княгиня, может быть, хотела сказать, что, видя в женщине загадку, не надо пытаться ее разгадать, ибо это невозможно, во-первых, и это превращает ее в сфинкс, идола, кумира, во-вторых. А она – живая душа. Павел Петрович же всю жизнь провел, думая о тайне.

– Развязка истории.

Учащиеся обращают внимание на окончательную остановку времени для Павла Петровича, движение реального времени (полтора года прошло, три зимы) лишь изредка, однажды в 48-году, приобретает размытые, обтекаемые формы, а замкнутое Марьиным пространство изолирует героя от настоящей жизни. Не случайно автор в конце XXIV главы (после дуэли П. П. и Базарова) подведет черту такой фразой: “Да он и был мертвец”.

– Какова связь эпизода с содержанием всего романа.

Несмотря на появление княгини Р. лишь в одном эпизоде, нетрудно увидеть, что героиня продолжает жить в романе.

Учащиеся находят сходство между княгиней Р. и Одинцовой. Обе героини, несомненно, явление значительное по живости изображения, по авторскому отношению к ним.

Семейное положение: тихий и спокойный брак с любимым человеком у княгини Р. и тихая, спокойная жизнь с мужем, а затем во вдовстве у Одинцовой. При этом обе несчастные: Р. “плачет и молится”, Одинцова – уставшая от жизни женщина, уединившаяся в деревне.

– В VII главе обнаруживается параллель между Базаровым и П. П. Кирсановым.

Домашнее задание: написать сочинение на тему “История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.” (Анализ эпизода VII глава романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”).

Литература:

  1. Геймбух Е. Ю. Сочинение. Просто? Сложно? Попробуй написать! УНЦ ДО, Москва 2003.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения “Флинта”, “Наука”, Москва 1998.
  3. Бусланова Т. П. Русская литература XIX века. Москва “Высшая школа”, 2003.
  4. Криницын А.Б. Тургенев. Ст. в книге “Русская литература” XIX-XX веков, т. 1 Издательство МГУ 2003.
  5. Базанова А. Е., Рыжова Н. В. Русская литература XIX-XX веков, Москва, 1997.
ИСТОРИЯ КНЯГИНИ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Роман "Отцы и дети" чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: "А зачем нужна эта история княгини Р.?" Но все детали, пусть даже малейшие, несут на себе определенную нагрузку. И их роль так же велика, как и всего произведения в целом. Здесь я бы даже провела параллель с поэмой Гоголя "Мертвые души". В. Г. Белинский говорил, что лирические отступления - это важный недостаток "Мертвых душ". Но мы-то знаем, как велика была роль этих "недостатков" в произведении. Точно так же велика роль истории княгини Р. в "Отцах и детях". Во-первых, можно сказать, что, помещая эту историю в роман, автор сравнивает себя со своим героем. Ведь и у И. С. Тургенева была такая же несчастная любовь к Полине Виардо...

Из истории любви Павла Петровича к княгине Р. мы можем многое понять: например, почему Павел Петрович так замкнут, мы понимаем его манеру поведения. Влияние на него княгини Р. прослеживается через весь роман. Вспомним значение имени "Елена" - это свет, блеск. А Фенечка, Федосья - это Божья благодать. Это свет Божий, то есть в Фенечке Павел Петрович видит как бы отражение своей Нелли, но уже в высшей, духовной степени, вследствие чего он потом влюбляется в Фенечку.

Так же, с помощью истории княгини Р., Тургенев сближает своих героев. Ведь несчастная любовь Базарова к Одинцовой, по сути дела, есть повторение любви Павла Кирсанова к княгине Р.

И наконец, в этом рассказе Тургенев показывает то, перед чем бессильны герой и героиня, - перед Богом, перед высшими силами. Княгиня Р. - сфинкс для Кирсанова, она для него загадка. В конце она присылает ему кольцо, перечеркнутое крестом, со словами: "Крест - вот разгадка..." Крест - символ Бога, начала жизни. Но мы знаем, что у креста двоякая символика, он символизирует и конец жизни. Княгиня Р., прислав Павлу Петровичу кольцо с крестом, хотела, чтобы он начал новую жизнь без нее (хотя, как выясняется впоследствии, он не смог этого сделать), но в то же время это символизирует и конец жизни для самой княгини Р. Таким образом, княгиня и Павел Петрович бессильны перед Богом, перед этим магическим крестом.

Княгиня Р. и Одинцова очень похожи. Обе они странные женщины; обе окружены ореолом таинственности. Почему это так? Показывая конфликт дворян и разночинцев в образах П. П. Кирсанова и Базарова, Тургенев в то же время показывает то, что сближает всех людей, перед чем они все бессильны. А бессильны все люди перед Богом, природой, перед этими таинственными силами. Олицетворением этих сил в "Отцах и детях" являются княгиня Р. для П. П. и Одинцова для Базарова. То есть Кирсанова и Базарова сближает несчастная любовь к их "сфинксам". Вот почему так таинственны княгиня Р. и Одинцова.

(1 вариант)

Роль истории княгини Р. в романе можно понять двояко. С одной стороны, история княгини Р. - это вставная новелла. Так делали античные авторы, которые включали в свои произведения совершенно не относящиеся к главному сюжету короткие рассказы или повести. Но с другой стороны, в основе рассказа о княгине Р. лежит история жизни самого автора. В какой-то мере судьбы Павла Петровича и Тургенева похожи с точки зрения той трагической роли, которую сыграли в их жизни женщины. Княгиня Р. была чем-то похожа на Полину Виардо

В своем отношении к Павлу Петровичу. Она то приближала его к себе, то отдаляла. Если она любила, то «…отдавалась безвозвратно…», но если же она охладевала к человеку, то безжалостно отталкивала его.

Кроме того, история княгини Р. позволяет увидеть параллель между Базаровым и Павлом Петровичем. Ведь княгиня Р. и Одинцова очень похожи между собой. Обе они таинственны и холодны. Но они играют разную роль в историях Павла Петровича и Базарова. С княгиней Р. вводится в роман мотив тайны, символика сфинкса и креста. Сфинкс символизирует саму княгиню Р. Вообще сфинкс - это полуженщина, полулев. Насланная Герой,

Она расположилась на горе близ Фив и задавала каждому загадку. Не сумевшего дать правильный ответ сфинкс убивала. И таким образом погубила она много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Загадку отгадал Эдип, сфинкс в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась.

Можно предположить, что Павел Петрович разгадал загадку княгини Р., поэтому она и умерла. Одинцова - это тот же сфинкс, но Базаров не сумел разгадать ее тайны, и в конце романа он погиб.

Перед своей смертью княгиня вернула Павлу Петровичу кольцо со сфинксом, но она провела по нему «…крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка». Что мог обозначать тот крест? В принципе, камни на кольцах обычно имеют круглую или квадратную форму, которая обозначает замкнутое пространство, а в середине него вырезан сфинкс. Княгиня рисует на нем крест и просит разгадать это. Наверное, княгиня знает, что в жизни она играла роль сфинкса, поэтому она хочет вырваться из этого замкнутого пространства.

Но это можно понять и несколько иначе. Может быть, перечеркнув сфинкса, княгиня хотела сказать Павлу Петровичу, что в женщине не нужно искать загадку. Ведь Павел Петрович провел всю жизнь, думая о тайне княгини, ему постоянно казалось, что «…все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть». И что же он получил в конце своей жизни? У него нет семьи, дома, он не живет, а просто существует, он «мертвец». Напротив, Николай Петрович, который не искал тайны в женщинах, был счастлив со своей первой женой, счастлив и с Фенечкой, у него два сына.

Может быть, княгиня Р. и признается в отсутствии тайны? История княгини Р. позволяет нам глубже понять идейное содержание романа и закономерности развития сюжета.

(2 вариант)

Читая любое произведение, можно заметить, что многие слова, описания, которые на первый взгляд мы воспринимаем как ненужные, различные истории и рассказы, вставленные автором в произведение и кажущиеся нам лишними, на самом деле несут в себе немалое значение. И как говорится, если при описании комнаты упоминается ружье, висящее на стене, то в конце произведения оно обязательно выстрелит. То же самое мы можем увидеть у Тургенева в романе «Отцы и дети», но не ружье, а историю загадочной княгини Р., роль которой в произведении немаловажна. Далее именно над этой темой мы и порассуждаем.

Говоря о роли истории княгини Р. в произведении, нужно заметить, что оно немаловажно и что этот образ пронизывает все произведение. Сразу хочется вспомнить Гоголя. В начале произведения «Мертвые души» описывается разговор мужиков о колесе кареты Чичикова: «доедет или не доедет?» Казалось бы, что особенного, ан нет, в конце произведения, когда Чичиков убегает из города, колесо возьми да и сломайся - вот это и есть долгожданный выстрел из ружья. Но вернемся к произведению И. С. Тургенева. Павел Петрович так и не смог забыть княгиню Р., и даже когда он был ранен после дуэли с Базаровым, единственное, о чем просил он брата, так это жениться на Фенечке, он хотел, чтобы хотя бы Николаю Петровичу повезло в личной жизни, и в ту же очередь Павел Петрович желает счастья Фенечке, поскольку в конце произведения он влюбляется в нее, видя в ней княгиню Р. И можно предположить, что Фенечка как бы последовательница княгини Р., так как мы знаем, что княгиню звали Нелли (Елена), что означает «свет, блеск», в ту же очередь имя «Федосья» означает «богом данная», а это высший свет, высший блеск. Кроме того, образ княгини Р. помогает нам понять, почему так «сблизились» Павел Петрович и Базаров в конце произведения. Оказывается, причиной к этому послужила несчастная любовь героев: княгиня Р. оставила бедного Павла Петровича, Одинцова не ответила взаимностью Базарову. И, как говорится, «Горе или радость сближают людей». И вот именно горе сблизило столь различных людей (Павел Петрович и Базаров очень сильно спорили между собой), что тоже важно. Ведь тем самым Тургенев показал нам, как резко меняется герой после жизненных испытаний.

Помимо этого образ княгини Р. можем связать с мифом об Эдипе и сфинксе. Сфинкс - это загадочная княгиня Р., а Эдип - Павел Петрович. Только если в мифе Эдип разгадал загадку сфинкса, за что и остался жив, то Павел Петрович не смог разгадать загадку, саму княгиню Р., и поплатился за это своими чувствами, то бишь так и не смог завоевать любовь таинственной княгини. Но потом мы узнаём, что княгиня Р. сказала разгадку, нарисовав крест сфинксу, тем самым говоря Павлу Петровичу, чтобы он начал новую жизнь (крест символизирует начало жизни.) Но Павел Петрович не смог раскусить и этот орешек, продолжая мучить себя мыслями о княгине Р.

Сначала мы рассматривали роль истории княгини Р., не выходя за рамки произведения, но ведь этот образ имеет отношение и к самому автору тоже. Все мы знаем о любви Тургенева к Полине Виардо, которая сначала любила Ивана Сергеевича, потом они расстались, а перед смертью Полина Виардо вновь осталась возле Тургенева. Отсюда можно предположить, что прототипом княгини Р. послужила Полина Виардо, а, следовательно, Павел Петрович - это есть частично сам автор.

Таким образом, рассмотрев перипетии истории княгини Р., мы заметили, что этот образ, этот вставной персонаж играет довольно большую роль в романе Тургенева «Отцы и дети», привнося в него элемент загадочности. Эта княгиня очень таинственная, а за таинственностью обычно скрывается все то, что не сказано открыто в тексте, что всегда влечет к себе читателя, будоража его воображение.

ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”

Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.

Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми.

По ночам она долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая и тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись в ее лице.

Прототипом истории о Павле Петровиче и княгине Р. является трагическая любовь Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (П. В. была известной актрисой). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.

Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с любовью не смог выбросить мыслей об этой женщине.

Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене княгиня Р. и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч сосвоим бывшим любимым. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он нес в себе на протяжении всей жизни.

В этой истории есть загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс - это она. После смерти княгини Р. он получает конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.

Первая версия решения этой загадки - то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях, этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекнула Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.

Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. Этот миф о полуженщине-полульвице, которая загадывала всем влюбленным в нее загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скал. Можно предположить, что княгиня Р. - это сфинкс, а Павел Петрович - Эдип, но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.

Также история трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в самом произведении. Она душевно сближает главных героев, Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

Оба этих героя очень близки И. С. Тургеневу, и через их переживания он пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо.

контрольная работа

3.1 Любовная история Павла Кирсанова

В начале романа "Отцы и дети" Тургенев представляет нам своего героя как нигилиста, человека, "который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру", для которого романтизм - это чушь и блажь: "Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств". Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом,". отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство" Базарова.

В романе мы видим четыре пары, четыре истории любви: это любовь Николая Кирсанова и Фенечки, Павла Кирсанова и княгини Г., Аркадия и Кати, Базарова и Одинцовой. Любовь Николая Кирсанова и его сына Тургенева не могла заинтересовать, так как эта любовь обычная сухая, домашняя. Она лишена той страсти, которая была присуща самому Тургеневу. Поэтому мы рассмотрим и сопоставим две истории любви: это любовь Павла Кирсанова и любовь Базарова Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. - М.: 2003. - 212 с. .

Павел Петрович Кирсанов воспитывался сперва дома, потом в корпусе. Он с детства отличался, был самоуверен и как-то забавно желчен - он не мог ни понравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его франтом и втайне завидовали ему. Павел Петрович встретил ее на одном балу, потанцевал с ней мазурку и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и здесь быстро добился желаемого, но легкость торжества не охладила его. Он напротив, влюбился еще сильнее. Впоследствии княгиня Г. Разлюбила Павла Кирсанова и уехала за границу. Он вышел в отставку и последовал за ней, он чуть рассудка не лишился. Он долго ездил за ней за границей. Снова возникла любовь, но еще быстрее, чем в первый раз, испарилась. Павел вернулся в Россию, но не мог зажить крепкой жизнью, промаялся 10 лет, у Николая умерла жена, княгиня Г. Скончалась в состоянии, близком к помешательству. Тогда же она возвращает ему кольцо, где сфинкс зачеркнут, и написала, что это разгадка. Через полтора года он переехал жить в Марьино.

Героиня романа Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, - молодостью, чистотой, непосредственностью.

“Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах” Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Издательство: АСТ, 2005. - 363 с. .

Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын.

Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко. Ну да. она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме. там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках? ” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни.

Николай Петрович любит простодушно мать своего ребёнка и будущую жену. Эта любовь проста, наивна, чиста, как и сама Фенечка, которая просто благоговеет перед ним. Павел Петрович скрывает свои чувства ради брата. Он и сам не понимает, что привлекло его в Федосье Николаевне. В бреду, старший Кирсанов восклицает: "Ах, как я люблю это пустое существо!"

"Вечные образы" в творчестве Анны Ахматовой

Начиная уже с "Белой стаи", но особенно в "Подорожнике", "Anno Domini" и в позднейших циклах любовное чувство приобретает у нее более широкий и более духовный характер. От этого оно не сделалось менее сильным. Наоборот, стихи 20-х и 30-х годов...

Анализ работы П. Хлебникова "Крестный отец Кремля"

Родился в США. Семья Хлебниковых по политическим причинам покинула в 1918 году Россию, иммигрировав в США. Прапрадед Хлебникова, адмирал Аркадий Небольсин убит восставшими матросами на своём корабле во время революции...

Взрослый подтекст в сказке Г.Х. Андерсена "Дикие лебеди"

Когда Элиза заканчивает плести первую рубашку и принимается за вторую, вдруг раздается лай собак. Девочка прячется в пещере, но вскоре к ней подбегают собаки, за ними охотники во главе с королем. Он самый красивый среди всех. Король интересуется...

Кларнетизм ранньої поезії П. Тичини

Творча спадщина поета -- унікальне явище в історії національної культури. Сучасний літературознавець С. Гальченко переконано стверджує: «Творча особистість Павла Григоровича Тичини була багатогранною і складною...

Кларнетизм ранньої поезії П. Тичини

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Лирика, по определению, это «литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание». Лирический образ - это эстетически значимое переживание...

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

Для поэтов "чистого искусства" характерны высокая культура, преклонение перед совершенными образцами классической скульптуры, живописи, музыки, повышенный интерес к искусству Древней Греции и Рима, романтическая тяга к идеалу красоты...

Особенности раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Стихотворения о любви, о дружбе, о природе, входившие, в «набор» тем, обязательных для поэта начала 30-х гг., у Лермонтова отмечены особенностями, характерными для его лиризма. Любовные признания, как правило...

Поэтический мир Ахматовой

Уже расставшись с Ахматовой, Н. Гумилев в ноябре 1918 года писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество»...

Рання поезія Павла Тичини

Перша друкована збірка Павла Тичини - «Сонячні кларнети» - вийшла на початку1919 року, коли поет був уже відомим, і збірки від нього чекали. Тичина вже давно писав...



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS