Главная - Разное
Определить вид спряжение. "как определить спряжение глагола"

Что такое спряжение глагола, знает каждый грамотный человек. Но у многих до сих пор эта тема вызывает массу вопросов, ведь глагол является одной из самых загадочных частей речи, имеющей наибольшее количество морфологических признаков. О том, как в них не запутаться, расскажем подробнее.

Первое спряжение

Для того чтобы не ошибиться в правописании окончаний, необходимо знать, что такое спряжение глагола. Что понимают под этим понятием? Спряжением лингвисты называют изменение абсолютно всех глаголов по таким категориям, как лицо и число.

В зависимости от окончаний обычно выделяют два их типа, которые принято называть "первое" и "второе". Для того чтобы верно определить спряжение, ставят глагол в форму, именуемую инфинитивом, отвечающую на вопрос что делать (сделать)?

После этого сморим, на что оканчивается слово. Последние буквы «-оть», «-еть», «-ать», «-ять», «-ыть» говорят нам о том, что перед нами первое спряжение глаголов: слова полоть, болеть, думать, стрелять, намыть.

Как стоит поступить, если последним в слове будет такой постфикс, как «-ся»?

В словах бороться, ругаться, прогуляться нетрудно определить спряжение. Просто нужно отбросить суффикс «-ся», снова посмотреть, как оканчивается слово, и по тому же алгоритму определять спряжение. Слово бороться без постфикса оканчивается на «-оть», а значит, относится к первому спряжению.

Как в любом правиле, в этом тоже есть исключения. Слова брить и стелить принято относить к первому спряжению. Это связано с историческим изменением этих слов.

Второе спряжение

Для того чтобы отличить его от первого, нужно знать, как оканчиваются слова этой группы в неопределенной форме. Зная, что такое спряжение глагола, сделать это будет нетрудно. Инфинитивы, оканчивающиеся на «-ить» (кроме названных уже брить и стелить ) будут относиться ко второму спряжению: говорить, смешить, ловить, любить .

Не обращайте внимание на возвратный постфикс «-ся». Он абсолютно не меняет спряжения: молиться, хвалиться, строиться .

Однако здесь нужно быть осторожнее, эта группа глаголов имеет целых одиннадцать исключений: гнать, дышать, слышать, держать, терпеть, вертеть, зависеть, смотреть, ненавидеть, видеть, обидеть. Все они, несмотря на то что не оканчиваются на сочетание «-ить», также относятся ко второму спряжению. Эти глаголы необходимо выучить, в противном случае ошибки неминуемы.

Применение правила на практике

Теперь мы знаем, к какому спряжению относится глагол, если он стоит в неопределенной форме. Но зачастую в устной и письменной речи мы употребляем эту часть речи, поставленную в нужное лицо и число.

Например, перед нами глагол «думает». Он стоит в форме 3 л. единственного числа. Необходимо определить его начальную форму: что делать? Думать - оканчивается на «-ать», к списку перечисленных исключений не относится, а потому принадлежит первому спряжению.

Еще один пример - глагол «жить». Вроде бы все понятно: окончание «-ить», а потому спряжение второе. Но здесь стоит быть осторожнее: если поставить слово в форму множественного числа 3 лица, получится «живут».

Вспомним таблицу личных окончаний глаголов: если оно ударное, то к 1 спряжению отнесем слова с окончаниями -ет в единственном числе и -ут (ют) во множественном.
Ко второму определим с -ит (единственное число) и -ат (ят) во множественном.

Таким образом, мы видим, что слово «живут» имеет личное ударное окончание «ут», а потому отнесем его к первому спряжению.

Делаем вывод, что по инфинитиву будем определять в том случае, когда окончание в личном глаголе безударное. Стоит внимательно отнестись к этому, чтобы не допускать ошибок в правописании. В слове с ударным личным окончанием проблем с орфографией не возникнет: пекУт (1 спр.), молчАт (2 спр.).

Два спряжения в одном слове

Русский язык известен своей витиеватостью в области орфографии и морфологии. Казалось бы, мы назвали обе группы спряжений, выяснили, какие исключения есть в каждой из них, узнали окончание личных форм.

Но вот перед нами слово «хочет». Окончание «-ет» подсказывает нам, что это первое спряжение. Но стоит поставить его во множественное число, и получаем «хотят». Как известно, «-ят» относим ко второму. В чем особенность спряжения глаголов? В том, что некоторые из них имеют окончания и той, и другой группы. Такие слова называют разноспрягаемыми. Кроме глагола «хотеть» к ним относится слово «бежать», а также "чтить".

Теперь, зная, что такое спряжение глагола, вы без труда определите его. Уметь правильно это делать - значит, не допускать ошибок в правописании окончаний.

В далеком прошлом в русском языке часто употреблялось слово "глаголить" (говорить). "Глагол" же означало "то, что говорится", то есть "речь, слово и т.п.", сейчас он называет любое действие и отвечает на вопросы: Что

  • делать/сделать?
  • делаем/сделаем?
  • делали/сделали?
  • сделаем/будем делать?

Как правильно отвечать на вопросы о спряжении глаголов, интересуются не только младшие школьники, но и выпускники, а также их родители. Поэтому стоит разобраться в этом непростом грамматическом явлении с самого начала. Уже из вопросов ясно, что глагол изменяется в зависимости от того, кто производит действие. Такое изменение называется спряжением. Что значит проспрягать глаголы — знают даже младшие школьники.

Что такое спряжение?

Что значит спряжение? Спряжение — это основной признак глагола, его способность изменяться по лицам и числам. Знание правила поможет безошибочно определить, какую букву следует писать в безударном окончании.

Изменение глагола по числам

"Число" - это просто: "один" — единственное, "несколько или много" — множественное. Глаголы или обозначают действия, производимые одним лицом или предметом (единств. число), или же действия двух или более лиц или предметов (множеств. число).

Единств. число

Множеств. число

Что делаю/сделаю? Что буду делать?

перевожу, переведу, буду переводить

Что делаем/сделаем? Что буду делать?

переводим, переведем, будем переводить

Что делаешь/сделаешь? Что будешь делать?

переводишь, переведешь, будешь переводить

Что делаете/сделаете? Что будете делать?

переводите, переведете, будете переводить

Что делает/сделает? Что будет делать?

переводит, переведет, будет переводить

Что делают/сделают? Что будут делать?

переводят, переведут, будут переводить

Что делалсделал? Что делала/сделала? Что делало/сделало?

переводил, перевел, переводила, перевела, переводило, перевело

Что делали/сделали?

переводили, перевели

Изменение глаголов по родам

Если внимательно изучить следующие примеры, можно сделать интересный вывод.

жен. род, ед. число

жен. род, мн. число

муж. род, ед. число

муж. род, мн. число

средн. род, ед. число

средн. род, мн. число

Настоящее вр.

Лампа разбивается

Лампы разбиваются

Бокал разбивается.

Бокалы разбиваются

Сердце разбивается

Сердца разбиваются

Прошедшее вр.

Лампа разбилась

Лампы разбились

Бокал разбился.

Бокалы разбились

Сердце разбилось

Сердца разбились

Будущее время

Лампа разобьется

Лампы разобьются

Бокал разобьется.

Бокалы разобьются

Сердце разобьется

Сердца разобьются

Как видим, только в единственном числе и только в прошедшем времени зависит от рода. В настоящем и будущем временах с существительными разного рода используется один и тот же глагол.

Примеры спряжения

Что значит проспрягать глаголы ? Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. С числом все более или менее понятно, что же такое лицо как грамматическая категория? В русском языке 3 лица:

  • я, мы — 1 лицо;
  • ты, вы — 2 лицо;
  • он, она, оно, они — 3 лицо.

Лицо показывает отношение между участником действия и собственно действием:

  • Я чувствую. Мы хотим. Я смотрел. Мы сбегали. Я напишу. Мы будем открывать.
  • Ты вяжешь. Вы основываете. Ты брал. Вы утвердили. Ты встретишь. Вы будете жить.
  • Он исполняет. Она привозит. Оно подходит. Они огорчились. Он хлопнул. Она запечатала. Оно выгорело. Они уехали. Он поднимет. Оно спустится. Они намокнут.

Выделяют два спряжения глагола:

  1. 1 спряжения заканчиваются на -ать, -ыть, -еть, -ять -уть, личные формы имеют в окончаниях -е, -у, -ю.
  2. Глаголы 2 спряжения в начальной форме заканчиваются на -ить и имеют в окончаниях -и, -а, -я.

Глагол: примеры спряжения

Исключения

Как из любого другого, из правила спряжения глаголов есть исключения:

  • К первому относятся 2 глагола на -ить: стелить, брить.
  • Ко второму — ряд глаголов, оканчивающичся не на -ить, а на -ать и -еть: дышать, вертеть, видеть, слышать, обидеть, держать, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть, гнать.

Вот и найден ответ на вопрос "Что значит проспрягать глаголы?"

Спряжение I спряжен. II спряжен.
Лицо/число еддинств. ч множеств. ч. единств. ч. множеств. ч.
1

Мы бреем.

Мы стелем.

Я ненавиж-у.

Я смотр-ю.

Я терпл-ю.

Я завиш-у.

Мы слыш-им.

Мы вид-им.

Мы обид-им.

Мы держ-им.

Мы гон-им.

Мы ненавид-им.

Мы смотр-им.

Мы дыш-им.

Мы верт-им.

Мы терп-им.

Мы завис-им.

2

Ты бреешь.

Ты стелешь.

Вы бреете.

Вы стелете.

Ты завис-ишь.

Ты вид-ишь.

Ты обид-ишь.

Ты терп-ишь.

Ты гон-ишь.

Ты ненавид-ишь.

Ты смотр-ишь.

Ты дыш-ишь.

Ты верт-ишь.

Ты держ-ишь.

Ты слыш-ишь.

Вы завис-ите.

Вы вид-ите.

Вы обид-ите.

Вы терп-ите.

Вы гон-ите.

Вы ненавид-ите.

Вы смотр-ите.

Вы дыш-ите.

Вы верт-ите.

Вы держ-ите.

Вы слыш-ите.

3

Он/она стелет.

Он/она бреет.

Они стелет.

Они бреют.

Он/она дыш-ит.

Он/она завит-ит.

Он/она обид-ит.

Он/она смотр-ит.

Он/она гон-ит.

Он/она ненавид-ит.

Он/она держ-ит.

Он/она вид-ит.

Он/она верт-ит.

Он/она терп-ит.

Он/она слыш-ит.

Они дыш-ат.

Они завис-ят.

Они обид-ят.

Они смотр-ят.

Они гон-ят.

Они ненавид-ят.

Они держ-ат.

Они вид-ят.

Они верт-ят.

Они терп-ят.

Они слыш-ат.

Спряжение глаголов: проверочное упражнение

Чтобы закрепить и проверить знания по теме "спряжение глаголов", можно выполнить несложные задания:

  1. Закончите правило "Что значит проспрягать глаголы? Спряжение глаголов - это закономерность в изменении их окончаний, в зависимости от: 1) чисел и родов, 2) чисел и лиц, 3) времен и чисел, 4) времен и лиц".
  2. Исключи глагол 1 спряжения: 1) читаешь, 2) бесит, 3) ходите, 4) любим.
  3. Определи глагол 2 спряжения: 1) выдувает, 2) надевают, 3) захочешь, 4) дробишь.
  4. Найди слово с ошибкой: 1) перекладываишь, 2) застрянешь, 3) выплывешь, 4) хочешь.
  5. Какой из следующих глаголов является исключением? 1) ненавидеть, 2) чувствовать, 3) перевозить, 4) высиживать?
  6. Отыщи глагол с буквой «И» в окончании: 1) напо…т, 2) посм…т, 3) завед…т, 4) пожина…т.
  7. Найди глагол, в котором пропущена буква «Е»: 1) слыш…т, 2) повстреча…шь, 3) улож…т, 4) увид…м.
  8. В каком случае во всех глаголах пропущена буква «Е»? 1) раду…шь, постро…те, слома...те, 2) слыш…м, нарису..шь, укро...шь, 3) посе…м, работа…те, пересыпа...те, 4) корм…шь, увол…т, выпь...шь?
  9. В каких примерах во всех словах пропущена «И»? 1) дела…шь, суд…шь, храп...т, 2) задерж…те, топ…т, плат...т, 3) перетащ…м, лета…м, дыш...м, 4) зна..м, рыда…шь, снима...шь?
  10. Где сказуемое выражено глаголом 2 спряжения? 1) Северяне с удовольсьвием улетают на юг. 2) Ты хорошо его знаешь? 3) Ученики поедут в Лондон на большом красном автобусе? 4) В огороде мы посадим чеснок.
  11. В каком из предложений сказуемое выражено глаголом 1 спряжения? 1) Они хорошо поют гимн. 2) Мама часто жарит вкусные котлеты. 3) Жених нежно любит невесту? 4) Как солдаты не услышали утром кукушку?
  12. Какие буквы являются признаками 1 спряжения? 1) е, ё, у, ю, 2) и, а, я, 3) е, ё, а, я, 4) и, у, ю?
  13. Какие гласные в окончаниях являются показателем 2 спряжения? 1) е, ё), а, я, 2) и, а, я, 3) е, ё, у, ю, 4) и, у, ю.


Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма. Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова.

У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов. Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает.

Спряжение глаголов по личным окончаниям.

Глаголы первого спряжения:

Лицо Примеры
1 -у или -ю -ем рисую, шью, растем
2 -ешь -ете рисуешь, шьешь, растете
3 -ет -ут или -ют рисует, шьет, растут

Второе спряжение:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры
1 -у или -ю -им куплю, держу, приготовим
2 -ишь -ите купишь, держишь, приготовите
3 -ит -ат или -ят купит, держат, приготовят

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

  • встретишь — встретить (завершённый вид);
  • встречаешь — встречать (незавершённый вид).

Спряжение глаголов по безударным окончаниям

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого. При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго. Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай. Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть. Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

В первую очередь, нужно проверить, не падает ли ударение на окончание глагола. По ударному окончанию очень просто можно определить спряжение — нужно только запомнить, что первое спряжение во множественном числе третьего лица заканчивается на -ут или -ют, а второе — на -ат и -ят.

В случае, если окончание безударное, ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме «стелить» и «брить», которые нужно просто запомнить. Чтобы легче было выучить 11 глаголов-исключений во втором спряжении, можно запомнить составленные специально для этого стишки, например:

Гнать, держать,

смотреть и видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть.

И зависеть, и вертеть,

и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

их “на –е-” спрягать нельзя.

Остальные глаголы с безударными окончаниями, по методу исключения, в основном, относятся к первому спряжению.

Примеры и упражнения

Задание 1. Выбрать из перечня глаголы второго спряжения: едешь, гонит, чистишь, тянем, приготовить, ставим, запускать, спряжёшь.

Объяснение:

  • едешь — еду, едем, едут (1 спр.);
  • гонит — гоню, гоним, гонят (2 спр.);
  • чистишь — чищу, чистим, чистят (2 спр.);
  • тянем — тяну, тянем, тянут (1 спр.);
  • приготовить — приготовим, приготовят, приготовлю (2 спр.);
  • ставим — ставлю, ставим, ставят (2 спр.);
  • запускать — запускаю, запускаем, запускают (1 спр.);
  • спряжёшь — спрягаю, спрягаем, спрягают (1 спр.).

Правильный ответ: гонит, чистишь, приготовить, ставим.

Задание 2. Вставить пропущенные в окончаниях гласные буквы: купаться – купа_шься, хлопать – хлопа_шь, клеить – кле_шь, помнить – помн_шь, поджарить – поджар_шь, стелить — стел_шь, пугаться – пуга_шься.

Ответы: купаешься, хлопаешь, клеишь, помнишь, поджаришь, стелешь, пугаешься.

Задание 3. Выбрать из перечня глаголы только первого спряжения: плыть, лаять, колоть, носить, шагать, строить, полоть, лететь, дышать, ходить.

Объяснение:

  • плыть — плыву, плывём, плывут (1 спр.);
  • лаять — лаю, лаем, лают (1 спр.);
  • колоть — колю, колешь, колют (1 спр.);
  • носить — ношу, носим, носят (2 спр.);
  • шагать — шагаю, шагаем, шагают (1 спр.);
  • строить — строю, строим, строят (2 спр.);
  • полоть — полю, полешь, полете, полют (1 спр.);
  • лететь — лечу, летим, летят (2 спр.);
  • дышать — дышу, дышим, дышат (2 спр.);
  • ходить — хожу, ходим, ходят (2 спр.).

Ответы: плыть, лаять, колоть, шагать, полоть.

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение. Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучить эту тему? Попробуем разобраться далее.

Глагол как часть речи

Прежде чем приступить изучению окончания необходимо разобраться в некоторых тонкостях.

Что заставляет нашу речь «двигаться», оживлять неодушевленные предметы, быть динамичной? Конечно же,

Без него наш язык просто невозможно представить. Трудно бы нам пришлось, если бы вдруг исчезла эта часть речи. Даже описывая статичный предмет, мы все равно ее используем. В художественной литературе глаголы используют как действенное средство художественной образности и выразительности.

Например, олицетворение, оживляющее предметы, никогда не обходится без глагола. Сравним: Стрелка часов перемещается по кругу. Часы идут. В каком случае начинает играть наше воображение? Несомненно, во втором. Язык становится более «живым», ярким. Конечно, у часов нет ног, но, тем не менее, именно на сходстве движения и построено олицетворение. Сюда же можно отнести примеры: река несется, ветер воет, гроза бушует .

Именно благодаря глаголам создается такое образное, выразительное ощущение.

Спряжение- это…

Приступая к изучению окончания глаголов 1 и 2 спряжения, нам необходимо выяснить, что означает этот термин.

Почти каждая часть речи по-своему умеет изменяться. Существительные, к примеру, - по падежам и числам. Прилагательные же, помимо этого, еще меняются и по родам. Как же обстоит дело с глаголом? Его можно менять по лицам, а также числам. Именно это и называется спряжением. Каждое из них имеет свой набор Зачастую их путают между собой. А мы выясним, как качественно запомнить эти нюансы и больше не совершать письменных и устных ошибок.

Стоит напомнить еще одно важное правило, к которому относится спряжение глаголов. 1, 2, 3 - бывает только склонение! А спряжений у глагола всего два. О них и поговорим подробнее.

1 спряжение

Самое большое количество вопросов в курсе изучения частей речи вызывают окончания спряжений глаголов. Определять их следует по инфинитиву. К первому принято относить такие, которые в начальной форме оканчиваются на -оть (пороть), -ать (ломать), -еть (болеть), -ять(гулять) и другие.

Но, как в любом правиле, существуют глаголы-исключения 1 2 спряжения.

Так, к первому также относят еще два слова, оканчивающиеся на -ить: брить и стелить . Это объясняется историческими изменениями этих форм.

Как мы будем определять спряжение? Очень просто: ставим слово в начальную форму. Она отвечает на вопрос «что делать?».

Например: Учащиеся делают уроки. Глагол делают приводим к начальной форме - делать. Смотрим, на что он заканчивается. В данном случае, это -ать . Соответственно, такое слово мы отнесем к первому спряжению.

2 спряжение

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения очень сходны между собой. Но если знать, как правильно их отличать, трудностей не возникнет.

Ко второму спряжению принято относить такие, которые оканчиваются на -ить: говорить, строить, приходить. Как уже было сказано выше, к этому списку не относятся слова брить, а также стелить .

В данном случае исключений гораздо больше, чем в первом спряжении. Ко второму мы отнесем еще целых одиннадцать слов-исключений.

Это семь глаголов на -еть: обидеть (котенка), вертеть (мяч), зависеть (от обстоятельств), видеть (красоту), ненавидеть (наглость), смотреть (фильм), терпеть (издевательства). Также сюда отнесем четыре слова на -ать: гнать (в шею), держать (в руках), дышать (быстро), слышать (песню) .

Определяя окончания глаголов 1 и 2 спряжения, необходимо заранее знать список исключений.

Выяснить, к какому из них относится слово, несложно.

Пример: Младенец очень зависит от матери.

Глагол зависит ставим в начальную форму - зависеть . Казалось бы, все просто, он оканчивается на -еть , а потому должен быть 1 спр. Но, вспомнив исключения, мы изменим свою точку зрения: он, как раз-таки, состоит в этом списке и относится ко 2 спр.

Еще один пример: Рабочие строят новый дом.

В начальной форме глагол строить оканчивается на -ить . Он не является исключением, и поэтому мы смело отнесем его ко второму спряжению. Поэтому будьте внимательны, приступая к заданию.

Лучше поможет запомнить 1, 2 спряжение глаголов таблица.

С ее помощью информация становится более структурированной и лучше запоминается.

Изменение по лицам

Теперь мы знаем, Личные окончания глаголов - следующий этап, который необходимо изучить.

Как мы уже отмечали, эта часть речи имеет способность изменяться по лицам.

Напомним: что для того, чтобы определить, к 1-му, 2-му или 3-му лицу относится глагол, необходимо подставлять к нему соответствующие местоимения.

К первому лицу слово я (ед.ч.) или мы (мн.ч.): спрашиваю, пишем.

Ко второму нужно подставить ты (ед.ч.) или вы (мн.ч.): говоришь, посмотрите.

К третьему же - он(оно или она) либо они (мн.ч.).: светит, думают.

Те окончания, которые получились в результате такого и называют личными.

Спряжение глаголов по ударному окончанию

Далеко не во всех случаях мы будем сомневаться, как правильно писать заданное нам слово. Если в глаголе ударение падает на окончание, мы, не раздумывая, употребим его верно.

Например: говорЯт, летЯт, придЕшь.

В данной ситуации окончания находятся в сильной позиции, что не вызывает никаких трудностей.

Будьте осторожны, если слово стоит в инфинитиве. Иногда ударение может только ввести в заблуждение. Например, глагол «жить». Он оканчивается на -ить , которое является ударным. Но при этом в личной форме во мн.числе слово имеет окончание -ут (живут). А это означает, что его нужно отнести к первому спряжению. Поэтому следите за тем, чтобы ударение падало на окончание только тогда, когда слово находится только в личной форме.

Сложные случаи

А что делать, когда окончание является безударным? На такой случай существует специальный набор личных окончаний, по которым мы и узнаем о спряжении.

У первого спряжения в един.числе всегда присутствует буква «е»: стараЕшься, исчезаЕшь, болтаЕшь. Во множественном всегда окончания либо -ут , либо -ют : борЮТся, покажУТся.

Их трудно определить в безударной позиции, но в таком случае придет на помощь инфинитив.

2 спряжения отличаются: в единственном мы напишем букву «и»: зависИт, гонИт . Во множественном необходимо употреблять окончания -ат или -ят : строЯТ, держАТ.

Помните, что в безударной позиции окончание более уязвимо и вызывает трудности на письме. По этой причине необходимо ставить слово в начальную форму и по ней определять, к 1 или 2 спр. оно относится.

Вывод

Нам удалось справиться с трудной задачей и указать на тонкости определения окончаний у глаголов. Не торопитесь, когда какое-либо слово вызывает у вас трудности. Вспомните, что в инфинитиве 1 спр.имеет концовку -оть, -еть, -ять и др., а во втором только -ить . К этому правилу еще прибавьте немаленький список исключений. Для того, чтобы запомнить все эти слова, существует множество стихотворений, состоящих только из них.

Личные окончания просто выучите, это совсем несложно. Тогда вы не будете испытывать проблем в их правописании. В случае затруднений вы всегда сможете обратиться к нашей статье, чтобы освежить свои знания по этому вопросу.

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске - стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски - задания самостоятельной работы), лист с темой урока - для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т -

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее - о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл - ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого - второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла - ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III . Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV . Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок) :

Топит - топИ ть поможет - помО чь

светит - светИ ть греет - грЕ ть

любит - любИ ть забудет - забЫ ть

подарит - подарИ ть напишет - написА ть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение - ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение - ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание - в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

V . Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

лень валИт (валить - 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто расскажЕт (рассказать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов - поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором - глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов - «5», 10-13 баллов - «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII . Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина - на «5», Андрей - на «4», Миша - на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII . Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX . Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное - сразу вставляем окончание, если безударное - н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт .

Кто что делает расскажет ,

Чертит , пишет иль поёт .

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол.

Моет , чистит , жарит , варит -

Все расскажет нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. - Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. - М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. - СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. - М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. - М.: ВЛАДОС, 1995.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS