Главная - Канализация
О нормативах температур воздуха и горячей воды в квартирах. Нормативы температуры воздуха в нежилых помещениях: какой она должна быть и что делать при отклонении? Постановление 354 температура в квартире

Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант». Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная. Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

Предыстория :

В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем ).

Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят .

Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко. Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления .

Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы .

Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход .

А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

Как указано в п.15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении - не более 4 °C , а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается .

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Давайте разберем ситуацию :

Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C

Зафиксированная температура = 30 °C

Фактическое отклонение температуры от нормативной = …

Здесь давайте остановимся поподробнее :

Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:

«в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014) ».

То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз» , когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп». Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1) . Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"

Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354 = 4 °C

Размер платы = 1320 руб.

«Расчетное» отклонение = 30°C - 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).

31 день * 24 часа = 744 часа - это суммарное количество часов в расчетном периоде)

1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

Обратите внимание , при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24 руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле??? ) должен был составить 1626,24 рублей .

Клево же, правда?

А теперь к реалиям…

Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству , так как согласно п.98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги ».

Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление » стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения .

Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI ».

В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин , при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч. При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин ».

Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения» .

Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

1) установка шарового термометра в точке измерения;

2) ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения ;

3) осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями ;

4) составление акта измерения температуры воздуха;

5) подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м ».

Вывод : если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ . За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А. Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011) .

Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

Примечание :

Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов . При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения . Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

Как-то так…

Итоговые выводы:

1) Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства , по которые проверяете УК и ТСЖ.

2) Сотрудники УК и ТСЖ: с пешка хороша при ловле блох . Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

3) Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод .

С уважением, Кочетков Юрий.

P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем или же воспользуйтесь формой ниже.

В самом начале важно отметить, что использование нежилых помещений в качестве офисных и производственных локаций автоматически переводит вопрос температурных норм в плоскость действия трудового законодательства.

Тема безопасности трудовых условий изложена в Статьях -211 ТК РФ .

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Госкомсанэпиднадзор РФ утвердил один из основных документов в регулировании температурных нормативов в нежилых помещениях – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» .

Важно! Помимо данных законодательных актов, ключевые параметры эффективности системы теплоснабжения в постройках жилого и нежилого типа изложены в .

Какие должны быть значения?

Известно, что для жилых и нежилых локаций базовый допустимый температурный порог будет отличаться. Наиболее актуальным «температурный» вопрос является в тепловом обеспечении нежилых помещений, имеющих категорию производственных.

Привлечение труда наемных работников и длительное нахождение их здесь в течение рабочего дня обусловливает разработку базовых гигиенических требований к физико-техническим условиям, и, в частности, к температурному режиму.

Согласно Санитарным правилам СанПиН 2.2.4.548-96, на нормативный температурный показатель влияют такие факторы, как интенсивность затрат энергии работника, затраченного времени, сезонности, а также особенности трудового распорядка. Исходя из указанных параметров, разрабатываются температурные нормы для нежилых помещений :

  • 18–20°С – в коридоре (предельно допустимая температура – 16°С);
  • 16–18°С – в кладовой (допускается температура в диапазоне от 12°С до 22°С).

Для нежилых помещений производственного характера Санитарные нормы предусматривают базовые температурные показатели в минимальной отметке – 17°С. При этом, значение 26°С уже будет считаться предельно завышенным для производственного помещения.
Фиксация нормативных показателей температуры в производственных нежилых помещениях должна отображаться в протоколе измерений. В нем также фигурирует вывод о том, соответствуют ли зафиксированные при измерении значения оптимальным показателям.

Как быть при отклонении от нормы?

Исходя из Правил предоставления коммунальных услуг владельцам помещений, которые были введены в действие Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года , отклонение от оптимального температурного показателя в меньшую сторону дает право владельцу помещение претендовать на пониженную оплату на 0,15% за каждый час плохого отопления.

Важно! Если температура воздуха в нежилом помещении не соответствует оптимальным нормативам в связи со слабым качеством обогрева, его владелец имеет право обратиться с претензией в обслуживающую организацию и сообщить о нарушениях.

К примеру, средняя ежемесячная сумма платежа за отопление составляет 2000 руб. Если пересчитать эту сумму по коэффициенту удержания (0,15%/час), и количеству часов: 200 *2*0,0015*2000=1200 руб. Данная сумма в приведенном примере может быть удержана из общей «отопительной» платежки.

По Правилам предоставления услуг ЖКХ, разница в 2 градуса дает законные основания владельцу помещения для того, чтобы не платить по счетам, начисленным по температурным стандартам, не соответствующим действительности. Чтобы реализовать это право, нарушение температурных норм следует зафиксировать в акте обследования специальной комиссии.

Важно! В нежилом помещении владелец вправе самостоятельно выбирать поставщика услуг ЖКХ, и заключать договора с данными организациями.

Это несколько упрощает возможность отстаивания своих потребительских интересов, поскольку коммуникация ведется непосредственно с ресурсоснабжающими компаниями.

Заключение

По итогу добавим: влиять на работу поставок тепла и выдерживания четких нормативных показателей температуры в жилом и нежилом помещении крайне непросто. Серьезные требования к измерениям, фиксации и освидетельствовании показателей нередко вынуждают бросать работу по отстаиванию своих прав на полпути.

Вместе с тем, акцентируем на том, что проводить регистрацию всех нарушений в предоставлении услуг ЖКХ, и теплообеспечения, в частности – важно и нужно. В случае возникновения сложностей стоит обратиться к юристу: квалифицированные специалисты помогут подготовить всю необходимую документацию для обращений в государственные инстанции, и отстоять законные права владельца.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.П. Кирбижековой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (ИНН 1903013620, ОГРН 1021900698940)

к государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (ОГРН 1041901000338, ИНН 1901061466)

о признании незаконным и отмене постановления от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (ИНН 1903018184, ОГРН 1081903000520).

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – Круглов Г.К. по доверенности от 12 января 2015 года № 03-2015 (т. 1 л.д. 9), Рогожин С.А. по доверенности от 13 января 2015 года № 17-2015 (т. 2 л.д. 7);

ответчика – Самрин И.П. по доверенности от 2 февраля 2015 года (т. 1 л.д. 62), Ольшевский В.С. по доверенности от 23 марта 2015 года (т. 2 л.д. 5), Комаров Д.В. по доверенности от 27 марта 2015 года (т. 2 л.д. 6).

Общество с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия (далее – жилищная инспекция) от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к ответственности на основании статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Определением арбитражного суда от 30 января 2015 года заявление общества принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 26 марта 2015 года арбитражный суд определил рассмотреть дело по правилам административного судопроизводства.

Определением от 23 апреля 2015 года арбитражный суд удовлетворил ходатайство общества, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управляющую в настоящее время и обслуживающую дом в спорный период организацию – общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-1» (далее – ООО «ЖЭУ-1»).

Третье лицо - ООО «ЖЭУ-1» в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом (извещение от 11 июня 2015 года, т. 2). В соответствии с частью 5 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

В судебном заседании представители общества требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении, в пояснениях к отзыву (т. 1 л.д. 167-169) и на доказательства, представленные в материалы дела. Доводы заявителя следующие:

В акте проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24 не указаны: место составления акта, методики измерения температуры в жилых помещениях с использованием термометра Л-300, свидетельство о поверке № 4080/203, методики измерения параметров тепло- и водоснабжения на вводе в дом с использованием тепловизора инфракрасного TESTO 875-2, свидетельство о поверке № 016008950;

В материалах административного дела отсутствует информация о свидетельстве о поверке манометра ТМ5;

Согласно приложению № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) давление в системе водоснабжения должно измеряться в точке водозабора в часы утреннего максимума (с 07.00 до 09.00) или вечернего максимума (с 19.00 до 22.00); такие измерения осуществлялись манометром ТМ5 в 15 часов 20 минут;

Согласно приложению № 1 к Правилам № 354 при измерении температуры допускаются приборы, которые должны соответствовать требованиям стандартов, в частности таблице № 8 ГОСТ 30494-2011, допустимая погрешность прибора должна быть не более 0,1 градус; температура теплоносителя на вводе в дом измерялась с использованием тепловизора TESTO 875-2, погрешность которого составляет порядка 2 градусов;

Административный орган не доказал наличие в действиях (бездействии) заявителя состава спорного административного правонарушения;

Ссылка в оспариваемом постановлении на пункт 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России 24 марта 2003 года № 115, несостоятельна, так как данные правила не содержат требований, предъявляемых к качеству коммунальной услуги по отоплению. Такие требования содержатся в приложении № 1 Правилам № 354, среди которых такого требования как температура воды в подающем трубопроводе на вводе в дом нет;

В силу пункта 15 раздела 6 (сноска 5) приложения № 1 к Правилам № 354 требования к температурному режиму в квартирах применяются при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений (ГОСТ Р 51617-2000);

Общество не занимается обслуживанием и эксплуатацией внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов, обслуживанием внутридомовых коммуникаций занимается управляющая компания – ООО «ЖЭУ-1».

Представители жилищной инспекции с требованиями общества не согласились, сослались на доводы, изложенные в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 55-61), и на доказательства, представленные в материалы дела, указали:

В акте проверки указано место проведения проверки: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77; в нем содержится фраза «Измерение температуры воздуха в жилых помещениях проводилась инструментальным способом в соответствии с ГОСТ 30494-2011 с использованием прибора..», далее следует информация об используемом приборе - термометр лабораторный электронный ЛТ-300, свидетельство о поверке № 4080/203 действительно до 2 августа 2015 года, зав. № 1468403;

Тепловизором инфракрасным TESTO 875-2 производились только замеры температуры носителя в точке разграничения балансовой принадлежности; данные замеры производились в соответствии с руководством по эксплуатации; отметка о способе измерения температуры теплоносителя не занесена в акт проверки по причине отсутствия в акте свободного места для отметки, но в акте указан сам прибор и его заводской номер;

В акте проверки имеется отметка о модели манометра – ТМ5 и сведения о его государственной поверке;

В рамках спорной проверки осуществлялся замер температуры воздуха в жилом помещении, а также параметры отопления на границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого дома, но не параметры водоснабжения;

ГОСТом 30494-2011 установлены требования к измерению температуры воздуха в жилом помещении, но не к измерению температуры теплоносителя;

Предельное отклонение прибора измерения температуры воздуха – термометр лабораторный электронный ЛТ-300 соответствует требованиям, установленным таблицей 8 ГОСТа 30494-2011;

Погрешность прибора измерения температуры теплоносителя на границе балансовой принадлежности не регламентируется Правилами № 354;

На обществе лежит обязанность обеспечить качественное предоставление коммунальной услуги – отопления и всех характеризующих её параметров до точки балансового разграничения, а именно до общедомового узла учета тепловой энергии теплоносителя, в месте которого и осуществлялись измерения;

Прибор TESTO 875-2, о котором идёт речь в решении Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года, использовался по прямому назначению, а именно для бесконтактного измерения пространственного распределения температуры поверхностей твердых (сыпучих) тел, газовых струй и воды по их собственному тепловому излучению и отображения этого распределения на экране ЖК-дисплея;

Паспорт готовности, а также отсутствие в нём замечаний к тепловому контуру (утеплению), подтверждают выполнение мероприятий по утеплению помещения перед отопительным сезоном 2014-2015 годов;

Недостаточный перепад давления служит следствием ухудшения качества теплоснабжения спорного жилого дома, что в свою очередь вызывает уменьшение температуры воздуха в жилых помещениях;

Третье лицо ООО «ЖЭУ-1» (управляющая в настоящее время и обслуживающая дом в спорный период организация) отзыв на заявление не представило, в судебном заседании 11 июня 2015 года представитель третьего лица Арзамасцева И.Н. поддержала позицию жилищной инспекции. Полагала, что нарушение температурного режима в квартирах произошло по вине ресурсоснабжающей организации.

При рассмотрении дела арбитражным судом установлено следующее.

22 октября 2014 года в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение жильцов квартир №№ 14, 17, 22, 10, 12, 19, 29, 26, 23, 25, 18, проживающих в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, д. 77 (далее – МКД), о принятии мер в связи с нарушением температурного режима – отсутствие отопления (т. 1 л.д. 85). Данное обращение 31 октября 2014 года направлено прокурором г. Черногорска для рассмотрения в жилищную инспекцию (т. 1 л.д. 84, 85).

Заместителем руководителя жилищной инспекции Гусаченко А.А. вынесено распоряжение от 1 декабря 2014 года № 1006-Т о проведении в отношении общества внеплановой (выездной) проверки соблюдения обязательных требований жилищного законодательства и иных нормативных правовых актов, качества предоставления жилищных, коммунальных услуг потребителям, проживающим в МКД (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 88).

Уведомлением от 1 декабря 2014 года общество извещено о необходимости явки 5 декабря 2014 года для совместного проведения со специалистом жилищной инспекции мероприятий по государственному контролю соблюдения требований жилищного законодательства с целью фиксации параметров качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, составления и получения акта проверки (вручено обществу 1 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 89).

По результатам проведения проверки, проведённой в отсутствие представителя общества, составлен акт проверки от 5 декабря 2014 года № 453/24, в котором отражено следующее:

Зафиксирована температура в жилых комнатах, в том числе в угловых, в квартирах №№ 14, 19, 10, 27 (от +17,1?С до +21,5?С), не соответствующая нормативной температуре (+20 ?С и +22 ?С);

Согласно температурному графику отпуска теплоэнергии котельной общества на 2014 год «Центральная» температура воды в систему отопления должна составлять +59,7?С, фактически +68,1?С на подающем трубопроводе и +37,5?С на обратном трубопроводе;

Давление в тепловой сети на подающем и обратном трубопроводе на вводе в дом составляет Р1 6,1 КГС/см?, Р2 6,0 КГС/см?;

Перепад давления на вводе в дом составил 0,1 КГС/см?, которого не хватает для нормальной циркуляции теплоносителя в системе отопления, о чём свидетельствует большой перегрев температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в дом.

Копия акта проверки получена обществом 8 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 90).

Уведомлением от 8 декабря 2014 года обществу предложено явиться 10 декабря 2014 года в жилищную инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (получено обществом 8 декабря 2014 года, входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 91).

10 декабря 2014 года должностным лицом жилищной инспекции в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 12/24, где отражено, что обществом нарушены пункты 5.2.1, 5.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), пункты 31, 149 приложения № 1 к Правилам № 354, пункт 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115. Указано, что ответственность за названные нарушения предусмотрена статьей РФ. Копия протокола получена обществом 11 декабря 2014 года (входящий штамп на документе, т. 1 л.д. 92-94).

Определением от 25 декабря 2014 года на 30 декабря 2014 года назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества (получено представителем общества Салатовым К.Г. 25 декабря 2014 года по доверенности от 9 января 2014 года № 04-2014, подпись на документе, т. 1 л.д. 96, 97).

В пояснениях по административному делу от 29 декабря 2014 года общество просило производство по административному делу прекратить (т. 1, л.д. 98-99).

По ходатайству общества (т. 1 л.д. 143) определением от 30 декабря 2014 года рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 20 января 2015 года (т. 1 л.д. 145).

Жилищной инспекцией по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя общества Круглова Г.К. (доверенность от 9 января 2014 года № 03-2014, т. 1 л.д. 144) принято постановление от 20 января 2015 года, которым общество привлечено к административной ответственности по статье РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (т. 1 л.д. 10-15).

Не согласившись с принятым жилищной инспекцией постановлением, общество в установленный законом срок оспорило его в арбитражном суде.

Дело рассмотрено в соответствии с правилами параграфа 2 главы 25 АПК РФ.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В силу части 3 статьи Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Арбитражный суд не является органом, осуществляющим административное преследование. Исходя из принципа презумпции невиновности в совокупности с принципом состязательности и равноправия сторон, суд вправе устанавливать виновность лица лишь при условии, если её доказал орган, осуществляющий административное преследование.

По смыслу приведенных норм обязанность доказывания вины лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, возложена на орган (должностное лицо), вынесший соответствующее постановление по делу об административном правонарушении.

В силу пунктов 1, 3 статьи РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 210. Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов" target="_blank">210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При привлечении общества к административной ответственности административный орган не отразил наличие в действиях (бездействии) заявителя субъективной стороны вменяемого правонарушения. В частности, не указал, имелась ли у заявителя возможность по соблюдению соответствующих правил, какие конкретно меры должны были быть приняты обществом для соблюдения требований действующего законодательства.

Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей , и , арбитражный суд пришёл к выводу о том, что объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей РФ, а также вина общества в совершении вменяемого правонарушения, административным органом не доказаны.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Арбитражный суд также принимает во внимание сложившуюся судебную практику по аналогичным делам, обстоятельствам и доводам с участием тех же сторон:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 июня 2015 года по делу № А74-2740/2015 (не вступило в законную силу (т. 2));

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 г. Черногорска Республики Хакасия от 5 мая 2015 года по делу об административном правонарушении № 5-5-305/2015, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение предписания жилищной инспекции), в отношении общества прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (вступило в законную силу);

Аналогичное решение Черногорского городского суда от 20 июня 2014 года (вступило в законную силу (т. 1 л.д. 35-36)).

Принимая во внимание указанное, суд считает, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, охватываемого статьей РФ, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 25. Рассмотрение дел об административных правонарушениях > § 2. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности > Статья 211. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности" target="_blank">211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс».

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Республики Хакасия от 20 января 2015 года по делу об административном правонарушении.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Е.В. Каспирович

Суд:

АС Республики Хакасия

Истцы:

ООО "Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс"

Ответчики:

Государственная жилищная инспекция Республики Хакасия

Иные лица:

ГУП РХ "Институт "Абакангражданпроект"
ОАО "Институт "Абакангражданпроект"

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS