Главная - Расходные материалы и инструменты
Народы албании, албанцы, шкиптары, геги, фото. Албанцы

Албания наиболее однородная в этническом отношении страна Балканского полуострова. Большинство населения этой страны составляют этнические албанцы (более 90% населения). Албанцы (самоназвание – шкиптары) произошли от иллирийцев, народа заселявшего значительные территории полуострова в античное время.

Албанский этнос неоднороден и подразделяется на две субэтнические группы: геги (север страны) и тоски (к югу от р. Шкумбини). На основе тоского диалекта выработался албанский литературный язык.

Кроме албанцев, в Албании проживают около 120 000 цыган (2,8%), 66 тыс. греков (1,7%), 30 тыс. македонцев (0,9%), 20 тыс. аромунов (0,6%) и 20 тыс. черногорцев (0,6%), а также небольшие группы египтян и болгар.

По официальным данным, в Албании насчитывается около 66 тыс. этнических греков. Однако греческое правительство называет цифру 280 тыс. человек. В основном греческое население компактно расселено в городах и деревнях округов Гирокастра, Влёра, Дельвина и Саранда на юге страны.

Многие аромуны, или влахи (в прошлом романоязычный кочевой народ) восприняли греческую культуру и частично ассимилировались.

Большинство аромунов сконцентрированы на юго-западном побережье страны: Фиери, Люшня, Берат и Влёра, и на юго-востоке, то есть в тех же районах, что и греческое меньшинство (Гирокастра, Саранда, Пермети, Поградец). Небольшие группы, среди них преобладают торговцы, возчики и пастухи, рассредоточены по всему югу Албании. Значительные общины аромунов живут в Корче, а также в Дурресе, Тиране и Эльбасане. Точные данные об общей численности аромунов отсутствуют, так как они обычно включаются в состав греческого православного меньшинства.

Наконец, цыганское меньшинство рассеяно по всей территории страны, хотя наиболее крупные общины расположены вблизи г.Корча.

Не менее 352 тыс. жителей Албании работают за границей. Крупные албанские общины имеются в центральной Греции (включая Афины), на п-ове Пелопоннес и островах Эгейского моря (около 150 тыс. человек). Большая албанская диаспора (свыше 120 тыс. человек) находится в Италии – на юге Апеннинского п-ова и в западной Сицилии (эмиграция на Апеннины началась ещё в средние века, где в настоящее время насчитывается 48 албанских коммун), а небольшие общины – в США, Турции, Египте и на Украине. В настоящее время эти этнические группы сильно ассимилированы местным населением. Несколько тысяч албанцев (т.н. чамов) в северо-западной Греции сохранили свой язык и культуру. На юго-западе Югославии компактно проживает большая группа албанцев-косоваров (1,9 млн. человек) – преимущественно в бывшей автономной области Косово (еще ранее – автономный край Косово и Метохия, сокращенно Космет), а также в Македонии (500 тыс.) и Черногории (40 тыс.).

О названии страны «Албания» и предках албанцев в нашем обзоре по албанским и некоторым др. источникам.

Лорик Цана (Lorik Cana), футболист албанского происхождения, родившийся в Косово (тогда Югославия) и ныне играющий за сборную Албании и итальянский клуб «Лацио», демонстрирует на стадионе тату с изображением албанского герба - двуглавым орлом и надписью Иллирия.

Иллирия - это древнее название западной части Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы - предки албанцев. От иллирийского слова olba - «селение» и названия одного из иллирийских племен по имени Албаной, как считается, произошло используемое за границей название страны Албания, - страны, которую сами албанцы называют Shqipëri - Shqipëria. Подробнее в этом обзоре.

Албания относится к тем странам, которые для внутреннего потребления и для внешнего мира известны под разными названиями .

Самоназвание Албании — это Shqipëri — Shqipëria . Как указывало албанское издание на русском языке «Познакомитесь с НС Республикой Албанией», вышедшее в 1978 году в албанском государственном издательстве «8 Нентори» (и это издание одно из немногих книг на русском языке по истории и географии Албании, изданных на русском в этой стране):

«Албанцы относятся к числу тех немногих европейских народов, которые имеют два национальных названия: одно, имеющее хождение только внутри страны, то есть то, которым они сами себя называют; другое — то, под которым известны они за рубежом. Албанец называет себя shqiptar, свою страну — Shqipëri, но народ наш с древнейших времен известен в мире под именем Albani, Albanese и т.д., а страна под названием Albanie, Albania ...

Интересен, прежде всего, в этом отношении факт, что хотя внутри страны повсеместно албанцы называют себя shqiptar, а свою страну — Shqipëri, названия эти не известны в албанских поселениях, находящихся в Италии и Греции. Албанцы Южной Италии и Сицилии — потомки албанцев, переселившихся туда из своих родных краев, главным образом, в период первых войн с турками... в XV и XVI вв., называют себя и вообще народ своих предков arbëresh (арбреш), а их родину — Arbëri (Арберия). Этими названиями пользуются и поныне потомки албанцев, еще в более ранние периоды, а именно в XV и XVI вв., переселившихся из Албании в Грецию, которые также не употребляют названия, утвердившегося ныне в самой Албании. Они, как правило, говорят arbëresh вместо shqiptar («албанец»), arbërishte — вместо «gjuhë shqipe» («албанский язык»), arbërisht — вместо «shqip, në gjuhën shqipe» («по-албански, на албанском языке»).

Это свидетельствует о том, что современные названия Shqiptar, Shqipëri во времена (албанского правителя, сначала служившего туркам, а затем боровшегося с Османской империей Прим. сайт) еще не существовали, или же не получили широкого употребления и, следовательно, являются более поздними чем первые. Это говорит о том, что древнее национальное название страны и народа было arbër — arbëresh .

И поскольку названия эти являются идентичными Albania, albanese выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы », — отмечало это албанское издание, хотя и вышедшее в социалистический период, но в части древней истории страны сохранявшее объективность.

Название «Албания»

Итак. к ак было указано выше, нынешнее международное название страны — Албания (Albanie, Albania) — это самое древнее ее название. Так называли свою страну изначально и сами албанцы, как указывает цитируемое выше албанское издание .

Н азвание страны Албания именно как Албания ввел в международный оборот Птолемей, древнеримский историк, который жил в 90-168 гг. н.э. в египетской провинции Египет, а точнее в городе Александрия . Птолемей ок. 150 г. н.э. на своей карте обозначил город Albanopolis, неподалеку от нынешнего албанского города Дурреса (см ниже), пишет англоязычная Wiki.

Российский справочник «Страны мира» (2002 г., «Олма-пресс») отмечает, как и ряд других справочников по этой теме, что название Albanie, Albania происходит от иллирийского olba — «селение». Цитируемое же нами албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» заявляет, что название Албания происходит от названия иллирийского племени Албаной .

Это албанское издание пишет о первом упоминании названия Албания следующим образом:

«В первые века римского господства через Иллирию (т.е. западную часть Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы Прим. сайт) стали проходить главные пути сообщения, связывавшие Рим с восточными провинциями империи. Захватчики стремились романизировать иллирийские области, но местное население, и особенно горные племена, ставшие ревностными хранителями местных традиций и духовных ценностей народа, стойко сопротивлялось этому.

Историками приводится перечень этих племен. Историк Птолемей из Александрии упоминает об одном племени по имени Албаной, которое жило между нынешними Дурресом (Durrës, Дуррес — ныне второй по величине (ок. 116 тыс. человек) город Албании, был основан греческими колонистами ок. 627 до н. э. под названием Эпидамн (Επίδαμνος). Примерно 400 лет и до завоевания Греции римлянами Эпидамн был греческим полисом, за контроль над которым боролось несколько греческих городов, и периодически нападали иллирийцы. В итоге иллирийцы были изгнаны римлянами, которые переименовали Эпидамн в Диррахий (Dyrrachium, греч. двуххребетный), так как считали прежнее название зловещим предсказанием, damnum с лат. — поражение, потеря. Дуррес — производное от Dyrrachium Прим. сайт) и Диброй (Деборус (Deborus), ныне город в соседней с Албанией Республике Македония Прим. сайт). О т имени этого племени и происходит название Албания. (но напомним, албанцы называют сейчас свою страну Shqipëri) », — пишет албанское издание.

Самоназвание Албании: Shqipëri — Shqipëria

Упомянутое албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.) отмечает, говоря о самоназвании Албании Shqipëri:

Албания (Albania, Albanese) выходит, что албанцы называли себя в средние века так, как называют их и поныне другие народы. Старое название страны сохранилось не только в албанских колониях, о которых речь шла выше, но и в самой Албании. Одна из равнинных местностей западной части Средней Албании — равнина, лежащая между реками Мат и Эрзен, и сейчас называется Arben. Так называется и целый ряд других местностей в Албании . Это название в разных формах arbën-arbër, arbënesh-arbëresh, arbënuer-arbëror используется народом в этническом смысле, для отличия албанца от представителей других балканских народов. С течением времени древние названия были вытеснены новыми shqiptar, Shqipëri.

Названия народа и страны shqiptar, Shqipëri установились в период турецкого господства, после переселения части албанцев в тот период в Грецию и Италию. Однако конкретные причины этого (переименования) проследить невозможно. С наибольшей вероятностью можно сказать лишь одно, а именно, что слово shqip и прежде служило названием языка.

По-видимому, оно как таковое употреблялось еще раньше, быть может, наряду с этническими названиями arbën — arbër , а затем сфера его применения расширилась, и оно стало служить также названием народа и страны. Приблизительно к 1700 году этническое употребление этого названия уже довольно прочно укоренилось, ибо в постановлениях Провинциального Собора от 1706 г. (тогда Албания продолжала оставаться в составе Османской империи. Прим. сайт) наряду с Arbëni (Албания) и arbëreshi (албанец) имеет место и название языка как языка е shqiptarëve. Что же касается происхождения названий shqip, shqiptar, Shqipëri — Shqipni, от которых произошел и глагол shqipëroj (разъяснять, объяснять), то оно все еще продолжает оставаться невыясненным », пишет албанское издание.

Современное издание энциклопедии Britannica более определенно высказывается на тему происхождения албанского самоназвания страны:

«Происхождение слов Shqip или Shqipëri, (означающих самоназвание Албании и албанцев), может быть выведено из (похоже звучащего) албанского слова, что значит «говорить четко, внятно», но эта версия до сих пор оспаривается» .

Среди других версий, происхождение самоназвания страны Shqipëri — Shqipni от слова «орел». Но, как мы видим выше, албанский первоисточник эту версию даже не рассматривает. Для албанского издания, как и для современной энциклопедии Britannica, основной версией происхождения самоназвания страны Албания — Shqipëri является глагол shqipëroj. Однако приведем и информацию об альтернативной версии. Так, например, российский справочник «Страны мира» (2002 г.) пишет, что самонаназвание Албания якобы «произошло от алб. shqipe — «орел», а международно принятое название Албании, как уже упоминалось от иллирийского слова olba — «селение». Иллирийцы, напомним, как считается, яляются преками албанцев.

Предки албанцев — иллирийцы

«Албанцы являются прямыми наследниками иллирийцев», — отмечает сайт премьер-министра Албании keshilliministrave.al ( 2011 г .) .

Иллирийцы — это индоевропейская народность, попавшая впоследствии под сильное древнеримское влияние, окончательно исчезнувшая после переселения славян на Балканы .

Как указывает албанское издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией» (1978 г.): «в древности территория нынешней Албании была заселена вначале «средиземноморской» народностью, а позднее — протоиндоевропейской народностью.

Предшественниками албанцев являются иллиры. Как предполагают, в период бронзовой эпохи и начале железной (эпохи они жили в Центральной Европе, а позднее переселились в Западную часть Балканского полуострова , вплоть до Амбрацийского залива (Северная Греция).

У иллиров был свой, иллирийский язык, но до сегодняшнего дня не обнаружено ни одного текста на этом языке. Из иллирийского языка известно только несколько слов, которые донесли до нас древние писатели, а также много человеческих имен, названий населенных пунктов . (Выпущенное в 2008 г. кембриджское издание «Древние языки Европы» (The Ancient Languages of Europe), также отмечает, что, «несмотря на то, иллирийцы — это хорошо документированная народность древности, не сохранилось ни одной надписи на иллирийском языке» Прим. сайт).

Первые исторические источники об иллирах берут начало в VII — VI вв. до н.э. Наиболее значительными объединениями (племен иллиров) были объединения энкелеев, таулантов, дарданов, либурнов, ардианов и т.д.

В истории упоминаются в особенности государство энкелеев (в юго-восточной Албании), таулантов (в прибрежной зоне) и государство молосов (на юге, раскинувшееся до Амб- рацийского залива). Эти иллирийские государства процветали в V-III веках до н.э...

В III веке до н.э. выделяется другое иллирийское государство — государство ардианов (также известные как ардиеи), начинавшееся от далматийского побережья и расстилавшееся до самого юга, подчинив себе и государство таулантов . Столицей королевства ардианов стала Шкодра (ныне Шкодер, ок. 77 тыс. жителей — четвертый по величине город в современной Албании, Прим. сайт)...

Государство ардианов, которому удалось захватить и греческие города и колонии, расположенные на побережье и на нескольких островах Адриатического моря, превратилось в довольно сильную морскую державу. Это сильно обеспокоило Рим, который поднимался тогда на вершину своего могущества и стремился распространить его и на восточные берега Адриатического и Ионического морей и захватить Балканы. Так в сентябре 229 года до н.э. началась война.

Военные столкновения между иллирами и римлянами продолжались до 167 года до н.э., когда Риму удалось целиком захватить королевство ардианов, Эпир (Эпир - ныне округ на северо-западе Греции, с административным центром в городе Янина. Прим. сайт) и Македонию. Для Иллирии начался тяжелый период пятивекового римского рабства ...

Захватчики-римляне стремились романизировать иллирийские области, но местное население, и особенно горные племена, ставшие ревностными хранителями местных традиций и духовных ценностей народа, стойко сопротивлялось этому . Историками приводится перечень этих племен. Историк Птолемей из Александрии упоминает об одном племени по имени Албаной, которое жило между нынешними Дурресом и Диброй. От имени этого племени и происходит название Албания . (Албанцы называют сейчас свою страну Shqipëri)...

Иллиры принимали активное участие в политической и общественной жизни Рима. В иллирийских военных контингентах Рим видел очень надежных защитников границ от вторжений варваров. Многие иллирийские полководцы поднялись до поста императора. Истории известны семь императоров иллирийского происхождения. Знаменитейшим из них был император Диоклециан (римский император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника и бывшего раба, служил в воинском формировании при предыдущем императоре, солдаты провозгласили его правителем. Прим. сайт).

В течение своего многовекового господства над иллирийскими провинциями Рим поставил себе на службу и использовал физические и умственные способности населения захваченных им краев. Иллирия являлась для Рима крупной житницей...

В 395 году, когда Римская империя была разделена на две части, Иллирия вошла в Восточную империю ... Иллирийские порты превратились в крупные торговые центры, связывавшие Восток с Западом. Дурракиум (нынешний Дуррес) достиг в это время максимального расцвета, тоже самое Финич.

Позднее иллирийским Провинциям в западной части Византийской империи первым пришлось отражать яростные набеги так называемых варваров, вторгавшихся в их пределы с Аппенинского полуострова и берегов Далмации. В 395 году огромные полчища визиготов во главе с Алариком устремились на территорию Балкан, разрушив и опустошив Иллирию, Македонию и Грецию. В 441 году иллирийская область Дардания (нынешнее Косово) подверглась разрушительным набегам гуннов под руководством Аттилы, а в 461 году — вторжению остроготов.

В конце V века новые полчища варваров, состоявшие из тураникско-болгарских племен напали на Византийскую империю с востока и вышли на побережье Адриатики. Такие нашествия продолжались и в VI веке.

В VII веке в разные области Албании вторглись славяне. Поселившись там, они создали свои села и начали заниматься земледелием. Основная же часть населения, состоящего из коренных жителей, сосредоточилась главным образом в суровых горных областях и занималась преимущественно скотоводством. Славянская колонизация создала особую опасность, опасность славянизации. Но местное население отразило и эту опасность. Таким образом, оно вступило в эпоху Средневековья под новым именем «Albani», «albanesi» . Конец цитаты.

Так образом предки албанцев иллирийцы не уцелели как народ. Но отметим, что современный албанский считается языком родственным древнему и вымершему иллирийскому , но с большим заимствованием из греческого, латинского, романских, турецкого и славянских языков.

Этот обзор подготовлен сайт по ряду источников, включая издание «Познакомитесь с НС Республикой Албанией», выпущенное в 1978 г. на русском языке в Тиране албанским государственным издательством «8 Нентори»; энциклопедию Britannica и ряд. др. источников, указанных в тексте.

Албанцы, шкиптар, шчиптар (самоназвание в единственном числе, от "шчип" - "говорить понятно"), в Италии - арбреши, в Греции - арванитес, народ, основное население Албании. Численность в Албании 3250 тыс. человек. Живут также в Югославии, главным образом в Косово (1985 тыс. человек), в Македонии (500 тыс. человек), в соседних с Албанией районах Греции (80 тыс. человек), в Италии (южные области и остров Сицилия, 130 тысяч), в Турции (15 тысяч), Болгарии, Румынии, Украине, США (115 тыс. человек). Общая численность свыше 5 млн. человек. Говорят на албанском языке (отдельная группа индоевропейской семьи). Выделяются гегийские (северные) говоры и тоскский диалект. Письменность на основе латинского алфавита.

Албанцы - потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые учёные (в том числе албанские) считают основным этническим ядром албанцев племена иллирийцев, другие - фракийцев. На культуру и язык албанцев наложили отпечаток римское господство (II век до нашей эры - IV век нашей эры), славянская колонизация VI-VII веков, влияние Византии, включение части этнической территории в государства болгар и сербов, борьба за влияние между католической и православной церквами. С XI века происходило постепенное слияние отдельных территориальных групп и образование более крупных общностей. Этноним "албанцы" ("арберы") стал распространяться на всех обитателей Албании. В XV веке начала складываться социально-экономическая и политическая общность.

Господство Османской империи (конец XV века - 1912) вызвало интенсивную эмиграцию албанцев (в различные области Османской империи, в Италию, Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими областями, консервировались примитивные традиции в быту и хозяйстве, углублялись диалектные различия. В XVII-XVIII веках вследствие жестокой дискриминации христианского населения большинство албанцев перешло в ислам. В горных районах, сохранявших относительную самостоятельность и элементы родоплеменных отношений, население продолжало придерживаться православия (на юге) и католицизма (на севере). Этноним "арберы" был постепенно заменён новым - "шкиптар" (или "шчиптар", "штиптар"), по которому отличались говорящие понятно ("шчип") от завоевателей, говорящих на турецком языке. Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового этнонима "арбреши". Во второй половине XVIII - начале XIX вв. сформировались две главные группы албанцев: тоски (область Тоскэрия на юге) и геги (область Гегэрия на севере).

С середине XIX века усиливались процессы этнической консолидации, росло национальное самосознание албанцев. В конце XIX века сложился современный литературный язык (на основе тоскского диалекта). С конца XIX века происходила эмиграция албанцев в Египет, Америку (главным образом в США и Аргентину), Австралию. Национально-освободительная борьба албанцев против турецкого ига (независимость Албании провозглашена в 1912), затем против итальянских и германских оккупантов (1939-44) усиливала процесс национальной консолидации.

Традиционное хозяйство в низменных районах - земледелие (пшеница, рис, табак, оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных - отгонное скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось скотоводческо-земледельческое (с преобладанием кукурузы) хозяйство. В 1950-90-х годах сложилась аграрно-индустриальная экономика; промышленность лёгкая, горнорудная, нефтедобывающая, деревообрабатывающая. Возникли рабочие посёлки, городской (преобладающей) и сельский типы бытовой культуры. Около 1/3 албанцев живёт в городах.

Основа традиционной пищи - кукурузный и пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные, у скотоводов - молочные блюда. Планировка сёл в горах - кучевая и разбросанная; в долинах и городах - кучевая. По мусульманской традиции городские дома были расположены в глубине закрытых дворов. С начала XX века в больших городах, а с середины XX века повсеместно преобладает квартальная планировка.

Традиционное жилище албанцев в горах - средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома (внизу - хлев, наверху - жилые помещения), под крутыми крышами (из-за обильных снегопадов) из драни; в долинах - небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые или дощатые; преобладали двухэтажные дома, каменные или рамной конструкции. Для Северной Албании в прошлом характерны укреплённые каменные дома-башни (кулы). В современном селе доминируют двухэтажные дома (оба этажа жилые) с лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или шиферными крышами. С 1980-х годов в городской архитектуре - многоэтажные дома (бетон и другие современные материалы). Для интерьера сельских и городских жилищ характерно обилие ковров, драпировок.

Традиционная одежда (ныне сохранилась в фольклорных вариантах) у скотоводов - из шерстяных тканей, земледельцев - из шерстяных, льняных, шёлковых, хлопчатобумажных. Преобладающие цвета - белый, чёрный, красный. Украшения - вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные элементы мужского и женского традиционного костюма - белая рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя плечевая распашная одежда без застёжки. Мужская "фустанелла" (подол рубахи превратился в белую юбочку, наплечная одежда - в жилет) была почти повсеместно распространена в XVIII веке, до XX века сохранялась на юге. Тип "тирчи" (узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка) распространился в XIX веке (кроме юга), частично сохраняется в горной зоне. Мужской головной убор - белая валяная (реже вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом.

В женском костюме обязательны фартук (шерстяной, ярких расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений; головной убор полотенчатый. Обувь - из цельных кусков сыромятной кожи. Под влиянием турецкой культуры одежда албанцев дополнилась шальварами, золотошвейными украшениями.

Традиционные виды прикладного искусства: обработка серебра (литьё, филигрань), резьба по камню и дереву, ковроткачество (полихромный геометрический орнамент). С XVII-XVIII веков известна полихромная роспись интерьеров жилых и культовых зданий (преобладают растительные мотивы).

Сохраняются эпические сказания, песенный и танцевальный (хороводные танцы) фольклор, народные музыкальные инструменты - духовые (фюэл - род свирели, волынка), струнные (чифтели, ляхута), ударные (барабан). Древние верования (почитание явлений природы, особенно характерен культ солнца, растительности, воды, гор, перевалов и т. п.) отразились в современных календарных и семейных обрядах.

Ю. В. Иванова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с.34-36.

Исторически у албанцев головной убор был полотенчатый. А обувь делалась из цельных кусков сыромятной кожи. В этой обуви они танцевали - в основном водили хороводы под звуки традиционных, преимущественно духовых, инструментов. Наверное, не очень удобно танцевать в таких ботинках из одного куска. Нужна специальная обувь для танцев . Думаю, что сегодня у них такая есть.

Происхождению албанского этноса посвящена большая научная литература, но споры на эту тему не утихают до сих пор. Значительное внимание этому вопросу уделяют албанские ученые. Они подходят к проблеме албанского этногенеза с позиции комплексного рассмотрения всех данных смежных наук — языкознания, археологии, истории культуры, в первую очередь привязав эти данные к территории, ныне населяемой албанцами. Эта территория включалась в свое время в область расселения южных иллирийских племен.

Для выяснения этногенеза албанцев очень важны находки в местности Коман (в долине реки Дрин): металлические украшения одежды очень похожи на те, которыми украшены современные традиционные костюмы албанцев. Они не идентичны ни римским, ни византийским формам. Отсюда напрашивается естественный вывод о преемственности, о переходе элементов иллирийской культуры непосредственно в культуру албанского этноса. Находки команской культуры показывают, что жизнь населения этих мест в средние века была в значительной степени урбанизированной. Города, сохранившиеся с древних времен, и те, которые возводили в VII-X вв., в одинаковой мере были наследниками античной и эллинистической городской традиции и продолжали эту традицию в эпоху средневековья. Таковыми являлись, например, Дришт (античный Дривастум), Бальш (бывший Бюлис), Сарда, Круя и др.

Погребения в этот период совершались по местному обычаю, а имена погребенных имели иллирийское происхождение. Божества же носили римские имена, но иконография их оставалась верна местным традициям. Оружие, орудия труда, как и упоминавшиеся выше украшения, были местного производства. Археологические памятники, по мнению албанских археологов не показывают существенного присутствия иноэтничного населения ни в римский период, ни в эпоху Великого переселения народов. Более того, материальная культура римских поселенцев на иллирийских землях в начале средних веков приобрела местные черты. К доводам археологов об иллирийском происхождении предков албанцев присоединяются этнографы Р. Зойзи, А. Гёрги, М. Тирта и другие специалисты. Изучается традиционный костюм, религиозные культы, погребальные обычаи, орнаментальные мотивы и многое другое. Однородность элементов культуры служит для албанских ученых доказательством культурной общности древнего, средневекового и современного населения албанских земель.

Это касается, например, туникообразной рубахи с прямыми рукавами (алб. «линья»), известной по памятникам в окрестностях Берата, Корчи, Влёры. Во II-IV вв. данный тип одежды под названием «далматика» распространился среди римлян как в народных массах, так и среди аристократов. Интересен костюм «фуста» — нижний край белой хлопчатобумажной рубахи со сборками или складками ниспадает до колен. По мнению албанских ученых, этот очень удобный для верховой езды костюм широко распространился в кельтском мире именно из иллирийских земель, где найдены его изображения начиная с V-IV вв. до н. э. В античное время указанный костюм носили мужчины и женщины, позже он стал специфическим элементом мужской одежды. Скромные варианты рубахи с широким складчатым подолом были приняты в повседневном быту румын и греков еще в первые десятилетия XX в. В течение XIX в. под влиянием моды костюм фуста получил весьма изысканный вид пышной юбочки (сшивали до 100 клиньев). В итоге он стал обязательным для мужчин, живших на территориях от Боснии до Пелопоннеса (ныне существует лишь в фольклорном реквизите).

«Бруцэ» («гожуп», «лэкурче», «струка») — несшитый плащ из четырехугольного куска плотной шерстяной материи — применялся наездниками, воинами, пастухами. На памятниках иллирийской эпохи (бюст женщины из Димали, датируемый III — II вв. до н. э., рельеф из Коплика, рельеф позднего римского времени, найденный в Дурресе) изображен капюшон, которым женщины покрывали голову. Сейчас им пользуются женщины Ляберии (юго-запад Албании), окрестностей Корчи на юговостоке страны, до начала XX в. его носили и в Мирдите (Северная Албания), в Югославии и Румынии.

Другой вид женского головного убора — несшитое четырехугольное покрывало, свободно спускавшееся с головы на плечи и спину, скрепленное перевязью по лбу, — известен по изображениям, обнаруженным в Боснии и Албании (в Аполлонии). Ныне головные платы употребляются женщинами в прибрежной зоне Албании, а перевязи — в Пострибе, Мальсии-э-Маде и других местах. На предметах из иллирийских памятников (пряжки, застежки), раскрытых на современных албанских землях, весьма распространен сюжет, характерный для всей Европы древнего времени: солнечные символы (круг, круг с розеткой внутри него, в том числе с завихряющейся розеткой, круги концентрические, прямой крест и крест с изогнутыми лучами и т. п.). Тот же солнечный символ (круг) широко применялся и в погребальном инвентаре в средневековой Албании. Следы солярного культа можйо проследить в обрядах и обнаружить в фольклорных текстах даже на протяжении XX в.

Все это указывает, с одной стороны, на включенность албанской этнической традиции в широкий культурный круг, а с другой подчеркивает преемственность культуры на территории современного албанского ареала. Еще один сюжет, соединяющий в единый комплекс памятники искусства и фольклора, а также древнейшие религиозные представления земледельческого круга, — это образ змеи. Змея — мифологический образ подземного мира, связанный с культом предков, плодородием почвы и деторождением. Не потому ли в современных верованиях албанцев (как и других балканских народов) змея является хранительницей домашнего очага, семейного благополучия. Хотя образ змеи чрезвычайно широко распространен среди большого круга средиземноморских народов, но особая его концентрация именно на землях расселения иллирийцев позволяет ученым говорить о преемственности между иллирийской и албанской культурами. Наиболее основательно прорабатывается вопрос об албанском этногенезе на материалах языкознания. Язык албанцев (он принадлежит к индоевропейской семье) исследователи возводят либо к иллирийскому. Однако определить соотношение элементов иллирийского и фракийского языков чрезвычайно трудно, главным образом из-за скудости документированных источников.

Современные албанские ученые считают непродуктивным острый спор между приверженцами иллирийской или фракийской теорий. Они не отрицают определенного участия фракийцев в этногенезе албанцев: общие черты с фракийцами в языке и культуре албанцев прослеживаются, но не являются, по их мнению, решающими. Основываясь на выводах археологии и преемственности культуры, они полагают, что язык должен был формироваться в географических границах, в общих чертах совпадающих с современной этнической территорией, которая, как мы знаем, включалась в ареал расселения иллирийцев. Европейские ученые второй половины XIX в. и первой половины XX в. выявили в албанском языке очень большое количество латинских элементов, проникших из народной латыни — непосредственно или через славянские и греческий языки — либо позже из итальянского. Исследователи обращали внимание на качество латинских элементов в албанской лексике: множество слов самого широкого употребления, включая такие, которые, как правило, не поддаются влиянию иных языков (например, предметы быта, явления природы и др.). Г. Мейер выявил влияние латинского на албанские грамматические формы, а Н. Йокль указал на сложный процесс формирования языка: скрещивание и соединение отдельных форм языковых влияний.

При существенной разнице методов и принципов научного анализа, при несхожести выводов о путях проникновения латинизмов в албанский язык и его соотношении с восточнороманскими языками выводы этих ученых однозначны: албанский язык — это наследник языка древних иллирийцев, подвергшегося сильной, но отнюдь не полной романизации. Современный албанский ученый Э. Чабей, пользующийся заслуженным международным авторитетом, утверждает, что ареал формирования албанского языка совпадает с современной албанской этнической территорией, что контакты между населением южного Адриатического побережья с римлянами начались до образования провинции Иллирик, древнейшие латинизмы в албанском подвергались общим со всем языковым фондом грамматическим и фонетическим изменениям.

Советская исследовательница А. В. Десницкая считает твердо доказанным иллирийское происхождение албанского языка. По ее мнению, в течение длительного римского периода язык римлян, так же как и их культура, оказывал сильное воздействие на жителей Южной Иллирии, но все же такой глубокой романизации, как в других землях Европы, а также Балкан, не произошло. Славянский слой в албанской лексике А. В. Десницкая объясняет длительным состоянием двуязычия, которое сложилось на землях древних албанцев в период расселения славян, оживленными экономическими связями и обменом культурными навыками. Иную позицию по отношению к истории формирования албанского языка занимают советские исследователи Л. А. Гиндин и О. С. Широков. Л. А. Гиндин и некоторые другие советские ученые вслед за Г. Вейгандом, В. Георгиевым признают генетическую близость раннеалбанского языка с фракийским; они отмечают, что контакты раннеалбанского и славянских языков имели место в начальный период славянизации Балкан. При этом подчеркивается, что контакты эти являлись весьма неоднозначными. Следует принять во внимание, что носители раннеалбанского языка были расселены гораздо шире, чем современные албанцы.

В начале VI в. славяне застали албанцев восточнее нынешней территории, в районе современного города Ниша. Античное его наименование Наиссус уже тогда получило албанское звучание Ниш, которое и усвоили славяне. С волнами славянского движения предки албанцев передвинулись ближе к побережью и там застали славян, которые расселились незадолго до этого и через посредство славян восприняли романскую топонимию. Например, Диррахий славяне называли Драч, а от этого названия произошло албанское наименование Дуррес. Но при всех сложностях межэтнических контактов и непрямолинейности передвижений предки албанцев, по мнению Л. А. Гиндина, обитали на Балканах уже в первые века нашей эры в рамках Римской империи, именно поэтому в их язык проник уже отмечавшийся выше обширный запас романских слов, обозначающих понятия государственности, церкви, пава и т. п., который не мог быть усвоен славянами периода их расселения на Балканах. О. С. Широков на основании этимологического анализа албанской лексики, специфических черт его исторической фонетики и грамматики приходит к выводу о северных глоттогенетических связях албанского языка. Он присоединяется к тем ученым, которые полагают, что предки албанцев продвигались с Карпат (где занимались отгонным скотоводством) к Дунаю (возможно, восточнее Тиссы), позже через Дунай на юг, в Македонию, оттуда на запад.

Эти продвижения проходили одновременно с переселением славян, причем предки албанцев то опережали славян в своем движении, то следовали за ними. Замена латинского свистящего звука «с» на албанский «ш» в топонимах Македонии, Западной Болгарии и Юго-Восточной Сербии показывает, что местные названия попали к славянам через посредство албанцев. По пути продвижения на запад к югу от Дуная протоалбанцы, по мнению этого ученого, должны были встретить местное романизованное население. В язык его вошли албанские слова, сохраняющиеся и в современном румынском, а в албанский — лексика из народной латыни. Продвигаясь на запад, предки албанцев встретились с более западными народнолатинскими диалектами — предками далматинского языка, что также не могло не отразиться на их языке.

А в самой Албании, особенно в ее южных и приморских районах, большинство древних топонимов попали в албанский через посредство славян. Следовательно, заключает этот исследователь, предки албанцев на территорию современной Албании прибыли или позже славян, или одновременно с ними. Приверженцы данной теории обращают внимание на этимологию албанской, как и румынской, лексики, где названия, связанные с отгонным скотоводческим хозяйством, а также с луговой растительностью и высотным ландшафтом, оказываются очень древними, а понятия весьма детализированными. В то же время лексика земледельческих работ, названия равнинных растений, слова, отражающие практику речного и морского рыболовства и мореходства, заимствованы из славянских языков и ранних диалектов романских языков. Когда в XI в. появились первые письменные свидетельства средневековых авторов об албанцах, они, как и влахи, упоминались как скотоводы-пастухи, пасшие стада на высокогорных пастбищах.

Отсюда делается вывод: горные районы, где предки албанцев и румын (влахов) содержали свои стада, непосредственно соприкасались с плодородными низинами, на которых оседали землепашцы-славяне. Подобная точка зрения уже высказывалась в середине XX в. Г. Штадтмюллером: предки албанцев — кочующие пастухи — концентрировались в горах в области Мат (современная Средняя Албания) и лишь периодически вступали в сношения с романизованным населением окружающих долин. Против этого тезиса категорически возражают албанские ученые А. Буда и др. Они замечают, что в документах времен Римской империи, а позже Византийской обычно упоминаются те народы, которые представляли опасность для политической власти.

Население бывшей Иллирии привлекло к себе внимание в XI в. в связи с его восстаниями и поэтому именно с той поры стало постоянно упоминаться в письменных документах. Но это не означает, что предки албанцев до того не жили на данной территории. Возникает вопрос: как могли кочевники-скотоводы ассимилировать население, достигшее достаточно высокого уровня городской культуры? Уже доказано, отвечают их оппоненты, что смены культуры на интересующей нас территории не происходило. Речь идет не о биологическом вытеснении одних людских контингентов другими, а о смене языка, который местное древнее население усвоило от пришельцев. Примеры такой смены — и нередкие — известны в мировой истории. Такова вкратце суть споров вокруг происхождения албанского этноса и албанского языка. Наука полагает, что об этносе как сформировавшейся общности можно говорить по отношению к тому времени, когда установилось его самоназвание (эндоэтноним) или название, данное ему другими народами (экзоэтноним или же этникон).

Этникон «албаны» «Apavoi» впервые употребил древнегреческий географ Птолемей во II в. н. э. Он привязал его к местности у реки Дрин современная Центральная Албания). Однокорневые с этим именем названия известны на пространстве от современной Центральной Албании (Arbona в окрестностях Тираны) далее на север до Arbonadbona в Истрии. Здесь уместно сообщить о современном самоназвании албанцев. В конце XVIII в. появилось, а в течение первой половины XIX в. закрепилось самоназвание албанцев «шчиптар» (или «шкиптар») — shqiptar и наименование страны Шчиперия (или Шкиперия) — Shqipëria. «Shqip», «shqiptoj» означает «произносить», «выговаривать», т. е. «говорить ясно, понятно». Понятие это встречается в исторических документах начиная с XIV в. В то время как средневековый вариант «арбен», «арбереш» имел распространение на большом протяжении побережья, новый проник больше вглубь полуострова. Образование от одного корня наименования языка (в данном случае shqipe) и названия народа, говорящего на этом языке, — всеобщая этногенетическая закономерность.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Албанцы (современное самоназвание shqiptaret ) составляют основное население Народной Республики Албании. Всего в этой стране живет 1 млн. 660 тыс. человек (по данным 1961 г.), из них албанцев - 1 млн. 580 тыс. человек, или около 96 % населения.

Севернее и северо-восточнее государственной границы албанцы живут в Югославии в Косово и Метохии и в некоторых пограничных районах Македонии и Черногории (860 тыс. человек в 1959 г.).

Южнее государственной границы албанцы компактно расселены в Греции на побережье Ионического моря по направлению к городу Превезе. Сейчас в этой области насчитывается менее 10 тыс. албанцев.

В Италии имеется 48 албанских коммун в Калабрии, Сицилии и других областях. Выходцы из этих колоний живут в Неаполе, Козенце, Палермо. Общая численность албанцев в Италии, по разным источникам, колеблется от 80 тыс. человек до 150 тыс. человек. В быту они сохраняют родной язык, но в школах его не изучают (за исключением двух православных семинарий).

В период турецкого господства албанцы расселились по разным областям Турецкой империи. Их потомки живут в Турции, более всего в Стамбуле и в восьми селах близ Адрианополя (общая численность албанцев в Турции - около 15 тыс. человек). Небольшими группами албанцы живут в Болгарии (в окрестностях города Сливена), в Румынии и в Египте.

В начале XIX в. группа албанцев, живших в Болгарии на побережье Черного моря близ Варны, переселилась в Бессарабию, а оттуда значительная часть их переехала в 1861-1862 гг. к Азовскому морю. В настоящее время в пределах СССР албанцы живут в Одесской области (село Жовтнево, бывший Каракурт) и в Запорожской области (села Девненское, Георгиевка, Гаммовка). Общая численность албанцев в СССР (по данным 1959 г.) - 5 тыс. человек.

Эмиграция албанцев во второй половине XIX и начале XX в. была вызвана чрезвычайно низким уровнем экономического развития Албании и ее относительной перенаселенностью. Лишенные" земли, не находя себе работы на родине, албанские трудящиеся, главным образом молодые мужчины, оставляли свою страну в надежде найти заработок на чужбине и, накопив немного денег, вернуться к покинутым семьям. В XX в. значительная эмиграция на ограниченный срок в целях заработка имела место в США (куда ехали албанцы не только из-Албании, но и из Италии), в Бразилию, Канаду, Австралию, в меньшей степени - во Францию, Италию и другие страны.

Всего на земном шаре насчитывается около 2,5 млн. албанцев (по оценке 1959 г.).

Итак, албанцы составляют подавляющее большинство населения Албании. Кроме них, в этой стране живут греки, влахи, цыгане, славяне.

Греки живут компактно на юге Албании в области Вургу (южнее города Саранды), в горном районе на юго-восток от города Дельвины, в долине Дропулы и в местности Погон (вблизи города Гьирокастры). В 1955 г. их насчитывалось свыше 35 тыс. человек (2,5% всего населения страны).

Влахи (влехи, валахи) - вторая по численности инонациональная группа. В отдаленном прошлом все влахи были кочевниками-скотоводами, но уже несколько веков как известны их оседлые поселения. Оседлые влахи занимают отдельные кварталы в городах Корче, Эльбасане, Тиране, Дур- ресе, населяют несколько сел в районе Корчи, южнее Эльбасана и вдоль морского побережья в области Мюзечее. Те, которые продолжают кочевую жизнь, сосредоточены на юге Албании: их летние пастбища расположены в юго-восточной части страны, зимние - вдоль Ионического побережья. Все влахи двуязычны - они говорят на родном языке (близком к румынскому) и по-албански. По религии они православные. Оседлые влахи постепенно ассимилируются албанцами; несмотря на то что они сохраняют иногда в семейном быту свой родной язык, некоторые из них при переписи регистрируют себя как албанцы, а не как влахи, (перепись 1955 г. зарегистрировала только 5 тыс. человек влахов).

В Албании живут две небольшие группы цыган (по нескольку сот человек) - албаноязычные евги и габели, частично сохранившие родной язык. Возможно, что эти группы проникли в Албанию разными путями и в разное время. Они в большинстве мусульмане, в Корче и в Лесковике есть небольшое число православных цыган-евгов. Сейчас цыгане постепенно оставляют бродячий образ жизни, начинают заниматься земледелием, а еще чаще - идут работать в промышленность и на автотранспорт.

В Албании живет несколько групп славянского населения, в разной степени сохранивших национальные черты. На берегу озера Пресна, в местностях Голоборда и Горо Люмес имеется несколько македонских сел. Жители их двуязычны. Вблизи Шкодры в селе Врака живут черногорцы. В быту жители этого села говорят по-сербски. Между Тираной и Дурресом в одном селе живут босняки-мусульмане, переселившиеся сюда после аннексии Боснии в 1878 г? Австро-Венгрией. Они албаноязычны и в быту ничем не отличаются от албанцев.

Площадь Албании - 28,7 тыс. кв. км.

Албания расположена на западе Балканского полуострова, ее омывают Адриатическое и Ионическое моря. На севере и северо-востоке эта страна граничит с Югославией, на юге и юго-востоке - с Грецией.

Вдоль западной части Балканского полуострова тянется высокий Динарский хребет; только на албанском побережье он отступает на несколько десятков километров, оставляя низменное береговое- пространство.

Горный рельеф создает большое разнообразие климатических условий в стране. Крайний север страны занят высокими Североалбанскими Альпами (высота 2000-2460 м) с зубчатыми гребнями, крутыми, обрывистыми склонами и многочисленными ущельями. Внутренняя часть страны к югу от реки Дрина занята менее высокими горными массивами и кряжами; ее пересекают многие котловины, ущелья, долины рек. Зима во внутреннем горном районе снежная и холодная, летом дневная жара сменяется резким падением. температуры по ночам. В предгорьях и на южных склонах гор растут лиственные леса - дуб, каштан, бук и кустарники, в высокогорной полосе - сосновые леса, а на вершинах гор раскинулись альпийские луга. В долинах рек - лесисто-луговая растительность: ивы, платаны, тополи. По побережью от города Шкодры до города Влёры (Влоры) тянется низменность. Климат здесь средиземноморский - влажный и мягкий, дожди обильны. Албания - одна из наиболее дождливых стран Европы. В период сильных дождей вода застаивается на глинистой почве, так как сток в море очень слабый; это вызывает сильную заболоченность. Значительная часть низменности покрыта травами и используется под пастбища. Занимаются в этом районе и земледелием.

Крайний юг албанского побережья занят горами Химара, которые почти вплотную подходят к морю, оставляя узкую равнинную полосу, за мягкий климат называемую" Албанской Ривьерой.

В горах Албании берут начало многочисленные реки, очень бурные в верховьях, более спокойные в нижнем течении. Ни одна из них не судоход- на. Многочисленные мелкие горные озера имеют главным образом ледниковое происхождение.

Албания богата полезными ископаемыми: в ее недрах залегают нефть, бурый и каменный уголь, хромовая, медная и железная руда, асбест, битум и др.

Краткий исторический очерк

Наиболее ранние следы человека, открытые археологами на территории современной Албании, относятся ко времени неолита. Древнейшие известные историкам обитатели восточной части Средиземноморья - пеласги - долгое время считались доиндоевропейским населением; некоторые исследователи (например, В. Георгиев и др.) склонны относить их к индоевропейцам. Для ранних этапов албанского этногенеза наиболее важен последний период бронзового века (начало 1тыс. до н. э.), когда Балканский полуостров занимали индоевропейские племена, частично вытеснившие, частично ассимилировавшие пеласгов: на западе полуострова - иллирийцы, на востоке - фракийцы, на юге - эллины (ахейские, ионийские, дорийские племена).

Этническая принадлежность предков албанцев определяется на основании данных языка.

Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. По грамматическому строю он обнаруживает некоторые аналогии с болгарским и румынским языками: аналитический тип склонения, двойные дополнения (дублирование личным местоимением дополнения, выраженного именем существительным), постпозитивные членные формы, развитые конъюнктивные формы. Албанский язык остался ныне единственным живым представителем исчезнувшей группы индоевропейских языков, к которой принадлежали языки иллирийцев и фракийцев. Предками албанцев одна часть лингвистов считает иллирийцев (Ф. Миклошич, Г. Мейер, П. Кречмер), другая - фракийцев (Г. Хирт, Р. Вейганд, Д. Дечев, Г. Барич). В. Георгиев считает албанский язык наследником дако-мезий- ского, современный румынский лингвист И. Руссу называет албанский язык потомком дако-фракийского и определяет слова, общие для румынского и албанского языков, как фракийский субстрат. Этот спор еще не разрешен. Впрочем, иллирийские и фракийские племена были настолько близки между собой, что античные авторы, говоря о них (особенно о пограничных племенах), называют одно и то же племя то иллирийским, то фракийским. Не случайно известный исследователь албанского языка Н. Йокль считал возможным говорить об иллиро-фракийской языковой группе.

Современные албанские археологи на основании находок последних лет склонны считать предками албанцев иллирийские племена.

В период греческой колонизации VIII-VII вв. дон. э. на Адриатическом и Ионическом побережье будущей Албании возникло несколько греческих колоний - Эпидамн, или Диррахий (современный Дуррес), Апполония, Бутрот (современный Бутринто) и др. Эти приморские центры оказали влияние на культурную жизнь местного населения. С другой стороны, иллирийский этнический элемент был довольно силен в греческих приморских колониях, особенно в последние века до нашей эры.

С IV в. до н. э. извёстны первые государственные образования иллирийцев - энкелеев, таулантов (или тавлантиев) и ардианов.

В III в. до н. э. на западном побережье Балканского полуострова появились римские завоеватели, которые в течение двух веков постепенно подчинили всех иллирийцев. Иллирийские города и небольшие центры, расположенные вдоль дорог, были заселены римскими колонистами. Население северной части Иллирии было в большинстве романизовано, но южная часть Иллирии, в которую входила и территория современной Албании, экономически и культурно более развитая вследствие давних связей с греческим миром, сумела противостоять римской колонизации и сохранить свой язык.

На протяжении I и начала II тыс. н. э. область современной Албании испытала довольно сильное культурное влияние Византийской империи.

Начиная со второй половины VI в. н. э. начали переселяться в центральные районы Балканского полуострова славянские племена, расселенные к северу от Дуная. Эта переселенческая волна оттеснила к югу некоторые иллиро-фракийские племена, а вместе с ними и небольшие романоязычные группы влахов, потомки которых до сих пор живут на юге Балканского полуострова и известны в Албании под именем влехов.

Славяне-земледельцы распространились по долинам рек, население которых, по всей вероятности, подверглось большей славянизации, чем жители горных районов. Некоторые области будущей Албании входили в состав Болгарского царства (IX-XI и XIII вв.) и Сербского государства (с перерывами на протяжении XI-XIV вв.), что способствовало усилению славянского элемента. На длительное и массовое расселение славян в Албании указывает славянская топонимика: сербо-хорватская, известная только на севере страны, и болгаро-македонская, распространенная по всей стране вплоть до ее южных границ.

Византийская империя, Болгарское царство, Сербское королевство и Эпирский деспотат беспрерывно боролись за обладание частями этой территории. Кроме того, в некоторых ее областях захватили власть норманны (XI-XII вв.), Анжуйская династия (XIII-XIV вв.), Венецианская республика (XIV-XV вв.). Несмотря на бесчисленные вторжения завоевателей - римлян, византийцев и славян, продолжала существовать местная культура. В средней части Северной Албании археологами открыта команская культура (названа по селу Коман, вблизи которого впервые были обнаружены ее памятники), датируемая IX-XIII вв. Найдены оружие и орудия труда из меди и бронзы, украшения из бронзы, серебра и стекла, керамика. Многие из этих находок обнаруживают прямую преемственную связь с иллирийской культурой. И в то же время некоторые из них аналогичны предметам обихода, украшениям (например, серьги, кольца и др.)» употребляемым и сейчас населением этой местности.

Начиная с XI в. постепенное слияние племен и образование территориальных межплеменных объединений привело к известному этническому сплочению, основанному на общности языка, на сознании родства. Современные албанские историки к этому времени относят начало формирования албанской народности.

С этого времени за средневековым населением современной Албаниицроч- но устанавливается общее наименование arberet или arberesKet , а за страной - название Arberi (Arbanon ). С тех пор названия для страны и народа с корнем arb или alb фигурируют во всех иностранных языках. Их варианты:. у византийцев «алваной», «арваной», «арванитес» (отсюда впоследствии у турок «арнаут»), страна - «Алванон», «Арбанон»; в латинских документах страна - «Arbanum », «Albanum »; у славян - «арбанаси», страна -«Ра- бан». Предполагается, что основа этого этнонима происходит от индоевропейского « alb » в значении «гора». В Албании это имя носило одно племя, которому принадлежал город Альбанополис. Топоним и этноним « alb », впервые упоминаемые Птоломеем 1 во II в. н. э. f"A^Pavoi), связаны в первую очередь с областью, которая простирается от реки Дрина до Черменики if вплоть до побережья средней части Албании. Здесь албанская топонимика преобладает над славянской и именно здесь обнаружена команская культура. Таким образом, ясно прослеживается непрерывность иллиро-арберийского этнического элемента и ареал его наибольшей концентрации.

В конце XII в. возникло первое известное по документам смостоятельное албанское государство - государство арберов. И позже здесь возникали, правда довольно непрочные, феодальные государства. С XIV в. большая часть земель, населенных албанцами, была поделена между крупными местными феодалами, носившими славянское наименование bujarija (боярство), разйававшими, как это было и в предыдущие века, земельные угодья и крепостных крестьян своим вассалам. Усилился процесс закрепощения крестьян-общинников и мелких собственников, начавшийся с XII в. Феодалы захватывали пастбища, и крестьяне вынуждены были арендовать их.

Феодальная эксплуатация, частые междоусобные войны, а также относительное перенаселение, возникавшее в горах, заставляли группы крестьян (особенно горцев) сниматься со своих мест и искать новых земель. Особенно усиливалось это передвижение, когда возникала благоприятная политическая ситуация на Балканах. Тогда начинался обратный процесс албаниза- ции уже успевшего славянизироваться албанского населения и усиливалась ассимиляция остатков славянских племен в Албании. Еще Стефан Дунган - «король сербов, греков и албанцев» - раздавал местным феодалам титулы и земли - не только в пределах Албании, но и в Фессалии и во Фракии. В этом же направлении шла колонизация и в последующие века. Албанцы расселялись на юг через Эпир в Аттику, Беотию, вплоть до Морей и островов Эгейского моря. Так появились в Греции первые поселения албанцев (арбрешей). Освоение албанцами северных областей (нынешней Косово и Метохии и некоторых районов в пределах Македонии и Черногории) происходило примерно в то же время или позже, но значительно менее интенсивно.

В XIV в. важную роль в экономике, политической и общественной жизни страны приобрели города, втянутые в оживленную в то время экономическую жизнь Восточного Средиземноморья. Помимо старых городов-Шкодры, Лежа (античный Лиссус), Дурреса (античный Эпидамн или Диррахий), Влёры (Аслон), в это время известны города, возникшие в крепостях или рядом с ними - около дорог, в устьях рек, возле монастырей.

На культуре средневековой Албании отразилась вся сложность ее политического положения. В период византийского господства на Балканах официальным языком считался греческий и преобладало влияние восточной церкви. С XII-XIII вв. начала входить в употребление славянская письменность; в то же время благодаря связям с Римом и Венецией усилилось влияние латино-католической церкви. До XV в. духовенство и феодалы вели переписку на трех языках: греческом, славянском и латинском. Албанский язык оставался бесписьменным (древнейший из известных памятников албанской письменности относится ко второй половине XV в.).

В XIV в. на Балканский полуостров обрушились армии турок-османов. Упорное сопротивление албанского народа завоевателям с конца XIV в. до"70-х годов XV в. - одна из блестящих страниц истории этой маленькой страны. В последние 25 лет стойким сопротивлением народа руководил национальный герой Албании Георгий Кастриоти-Скандербег. В долгой борьбе против турок объединялось население различных областей страны, укреплялось то сознание принадлежности к единой народности, которое начало уже ранее складываться на базе общности происхождения и культуры. К концу XV в., после смерти Скандербега, туркам удалось покорить всю Албанию, однако они подчинили не конгломерат различных племен, а народ, ассимилировать который они не смогли на протяжении четырех с половиной веков своего господства в Албании.

Завоевание вызвало усиленную эмиграцию. Многие бежали от турецких захватчиков в Италию (позже албанские иммигранты сконцентрировались на юге Италии и в Сицилии); туда же переселялись албанцы из Греции, тоже покоренной турками. На протяжении всего многовекового турецкого гнета в Албании бурлили народные восстания. Разрозненные, они были обречены на неудачу. После каждого такого восстания за пределы страны уходили новые волны эмигрантов.

Албанцы, живущие в Италии и Греции, продолжали называть себя арбе- рами (арбрешами), а свою родину - «Арбени», «Арбери». В самой же Албании после турецкого завоевания Адриатического побережья эти наименования стали исчезать.

Султанское правительство разделило страну на небольшие административные единицы. Экономические связи между ними были очень, слабы. Спасаясь от военных набегов и тяжелых налогов, албанское население уходило в горы. Города и долины вокруг них в первое время турецкого завоевания стали почти безлюдными. Производительные силы страны пришли в упадок. Турки не заселяли своими колонистами албанские земли в такой степени, как, например, болгарские и македонские, но в некоторых районах все же осело турецкое население; кроме того, небольшое число турецких чиновников, военных и духовенства жило в городах.

Влияние восточной культуры и мусульманского быта стало проникать в жизнь албанцев начиная с XVI в., главным образом через ислам.

Феодалы, оказывавшие сопротивление туркам, были истреблены или покинули страну. Остальные принимали ислам, чтобы сохранить земельные " владения и привилегии. Крестьяне переходили в мусульманскую веру, чтобы избавиться от податных тягот. Особенно массовые размеры ислами- зация приняла в XVII в.

Восточное влияние сказалось в центральной части Албании силЕйее, чем на севере и на крайнем юге. Что касается городов, то все они постепенно приобрели восточный облик.

В завоеванных Османской империей странах была установлена» военно- ленная система землевладения: вся земля объявлялась собственностью султана. Он раздавал ее в лен на условиях несения военной или гражданской (административной, судебной) службы. Эти земельные держания назывались зааметы, тимары и хасы; часть земель отошла церкви (вакуфные земли).

В горных районах население воспротивилось установлению системы ти- маров (в Дукагьини и Химаре) или лишь формально признавало его (в Маль- сии-э-Малэ). Горцы-скотоводы вынуждены были объединяться для постоянной борьбы с турецкими карательными отрядами и для охраны своих стад, которые они перегоняли на зиму в долины. Эта необходимость объединения, усиленная сверх того обособленностью горных районов, замкнутостью жизни в них, препятствовала распаду патриархально-родовых отношений. Прежние родовые связи вновь оживились; в XVII в. были, например, родоплеменные группировки, которые заново формировались из разросшейся группы родственных семей, отколовшихся от своего рода (Шаля, Шоши, Ни- кай в центре северной части Албании и др.).

В XVII-XVIII вв. османская военно-ленная система стала переживать кризис. Рядом с тимарами и зааметами возникала новая форма феодальной собственности - наследственные поместья (чифлики). В Албании это выразилось в росте частной феодальной собственности и усилении власти местных феодальных фамилий, что завершилось возникновением полунезависимых государственных образований - пашалыка Бушати на севере (центр - город Шкодра, 1757-1831 гг.) и пашалыка Али Паши Тепелена на юге (центр - город Янина, 1787-1822 гг.). В пределах этих владений утихла феодальная анархия, улучшились условия для ремесла и торговли, 1г упорядочилась хозяйственная жизнь.

В связи с общим экономическим подъемом наблюдалась тенденция к этническому сплочению; из родо-племенных единиц (фисов) и небольших территориальных объединений (крахин) формировались более крупные родоплеменные группировки, которые на севере сохранялись до XX в., а в южных областях уже в XIX в. почти исчезли. Группировки эти следующие: Мальсйя (или Мальсйя-э-Малэ) на крайнем северо-западе страны; Лекнйя (или Дукагьйни) - к востоку от Мальсии; Гегнйя (в узком значении этого названия) занимает срединную часть Северной Албании; родо-племенные группировки Приморской равнины и Восточной равнины занимают крайний западный и северо-восточный районы Северной Албании. На юге страны в прошлом были известны четыре этнографические области с различными говорами (наречиями): Мюзечёя (западная прибрежная область), Ляберйя (к югу от Мюзечеи), Чамерйя (на крайнем юге страны) и Тоскрйя (на юго-востоке). В образовании этих небольших групп играли роль как родо-племенные, так и территориальные связи. Кроме того, область расселения некоторых из них совпадает с границами средневековых княжеств. Постепенно название «Тоскрйя» (или Тоскнйя) распространилось на всю Южную Албанию, и тосками называют теперь всех албанцев, живущих к югу от реки Шкумбини. Население Гегнии (Гегрии) - к северу от Шкумбини- носит наименование гегов.

Сплочение разобщенных прежде районов страны в две большие области- Гегнию (в течение XVIII-начале XIX в.) на севере и Тоскрию (в течение XVII-начале XIX в.) на юге было скорее политическим, оно было вызвано главным образом централизаторской деятельностью Бушати и Али Паши. В то же время в формировании Гегнии и Тоскрии была и этногенетическая сторона: в средние века в Албании существовало множество областных говоров, которые объединялись в две основные группы - северную и южную. Диалектальные различия между этими группами в XVI-XVII вв. не были столь ярко выражены, как теперь (это прослеживается по литературным памятникам той эпохи). Причина отдаления и самостоятельного развития этих двух языковых групп кроется отчасти в политической, но главным образом в экономической изоляции отдельных областей Албании во времена турецкого владычества. В течение XIX в., когда на юге происходил процесс сближения областей, образовался тоскский литературный диалект. На севере более сложные условия не способствовали образованию общего гег- ского диалекта. Здесь одновременно существовали северный говор (окрестности Шкодры), восточный (округ Дибры) и средний (вокруг Тираны и Эль- басана). Различия между диалектами гегов и тосков относятся главным образом к области фонетики, а отчасти - грамматики и лексики.

Начиная с 60-70-х годов XIX в. наблюдается процесс сближения двух диалектальных групп - северной и южной. Этому во многом способствовал благородный труд патриотов того периода, называемого албанским Возрождением. Языковое сближение знаменовало начало процесса образования албанской нации 1 .

Албанцы, живущие вне границ своей страны, не принимали участия в этом языковом сближении. Они сохраняют старые формы языка, отражающие язык и диалекты тех эпох, когда они оторвались от основного ядра своего народа.

Ко второй половине XIX в., в период распада феодальных отношений на почве подъема экономической жизни, при широком размахе культурного движения начался переход от стихийных крестьянских выступлений к осознанному освободительному движению - зародилось национальное сплочение албанцев. Тогда-то и закрепилось современное самоназвание албанцев- шчиптар, шкиптар и наименование страны - Шчиперия, Шкиперия, впервые появившееся в конце XVIII в. О происхождении этого нового слова имеется несколько гипотез. Некоторые связывают его с названием орла (shqi - роща), изображенного на родовом знамени Кастриоти, другие (и это более вероятно) - с глаголом shqiptoj , те shqiptue , что в обиходном языке означает «говорить ясно, понятно».

«Шчиперия» и «шчиптар», заменившие древние названия «Иллирия» и «иллириец», средневековые «Арберия» и «арбер», распространились на весь албанский народ, который жил в албанских провинциях Турции. Но его не приняли албанские эмигранты, выехавшие в начале турецкого завоевания. Они по-прежнему называют себя арберийцами или арбрешами.

Несмотря на некоторый экономический подъем, начавшийся в Албании в XVIII в., прогресс в области хозяйства, особенно промышленности, шел медленнее, чем в других странах Европы. Процесс капиталистического развития, в какой-то степени наметившийся во второй половине XIX в., был вялым, половинчатым. Переход от натурального хозяйства к товарному затянулся в некоторых районах вплоть до конца XIX в., а в отдельных местах - до XX в., Причиной этому была турецкая военно-феодальная система, военное наемничество, отрывавшее от хозяйственной деятельности значительную часть мужского населения. Проникновение иностранных товаров, особенно с XIX в., способствовало оживлению торговли, но препятствовало развитию промышленности; создавался лишь торговый и ростовщический капитал. Даже в начале XX в. в Албании имелась только торговая буржуазия, не было промышленной буржуазии, не было промышленного пролетариата. Это отразилось на характере албанского национально-освободительного движения, развернувшегося с особенной силой во второй половине XIX в. (в литературе этот период известен под несколько условным названием «албанское национальное возрождение»). Толчком в этом направлении послужил восточный кризис 1876-1878 гг. и деятельность в 1878-1881 гг, Призренской лиги (иначе-Албанская лига).

Стремление албанского народа освободиться от гнета Порты, крепнувшее сознание национального единства находило выражение в деятельности патриотически настроенной интеллигенции середины XIX - начала XX в.: писателей и поэтов, деятелей культуры и просвещения. Все они видели путь к освобождению родного народа в его объединении. Признавая язык могучим средством сплочения патриотических сил страны, они всю свою литературную и публицистическую деятельность направляли на создание единого литературного языка и письменности.

Особенно энергичной борьба за независимость стала в последней фазе - в начале XX в. Непрекращающиеся восстания в 1910-1912 гг. знаменуют один из важнейших этапов формирования нации.

Независимость Албании, провозглашенная 28 ноября 1912 г., и образование в 1913 г. княжества Албании были результатом длительной и упорной борьбы всего народа, смыкавшейся с борьбой за свободу других балканских народов, завоеванных Турцией. Известную роль в развитии событий, благоприятных для албанского национально-освободительного движения, сыграла победа армий балканских государств над Турцией в Балканской войне 1912 г. Однако полная свобода не была достигнута, так как над страной был установлен протекторат империалистических держав.

Во время первой мировой войны в Албанию вступили войска нескольких воюющих стран. Интриги соседних государств и великих держав вызывали внутриполитический хаос,

В 1920 г. Национальный конгресс, собравшийся в Люшне, провозгласил независимость Албании. К 1922 г. в результате национально-освободительного движения страна была очищена от оккупантов; буржуазно-демократическая революция 1924 г. привела к власти правительство во главе с Фан- Ноли, которое, однако, было вскоре свергнуто. К власти пришел диктатор Ахмет Зогу, ставший в 1928 г. королем Албании.

Экономически и политически Албания зависела от Италии. В 20-30-х годах все основные позиции в албанской экономике находились в руках итальянских империалистов. Уровень хозяйственного развития в Албании был чрезвычайно низок. Это сказывалось и на классовой структуре общества. Перед второй мировой войной во всех районах Албании, хотя и в различной степени, наряду с мелкими землевладельцами и арендаторами-издол"ыциками имелся сельский пролетариат (батраки, поденщики, сезонные сельскохозяйственные рабочие), численность которого увеличивалась. Часть разорившихся крестьян шла работать в город, в промышленность, но рабочий класс был еще очень малочисленным. В 30-х годах в Албании возникли первые коммунистические группы.

В 1939 г. Албания была аннексирована Италией.

Албанский народ оказал сопротивление итальянским оккупантам (1939- 1943 гг.) и сменившим их в ходе второй мировой войны немецким захватчикам (1943-1944 гг.). Движущей силой народной революции стали широкие массы трудящихся - рабочие и крестьяне, прогрессивная интеллигенция и мелкая буржуазия, объединенные в Национально-освободительный фронт. Руководила этой борьбой созданная в ноябре 1941 г. Коммунистическая партия Албании (с 1948 г. Албанская партия труда). С вступлением СССР в июне 1941 г. в войну против фашистского блойа и образованием Коммунистической партии Албании движение сопротивления итальянским оккупантам принимает характер организованной освободительной борьбы, целью которой было изгнание фашистских оккупантов, завоевание свободы и независимости албанского народа, строительство народно-демократической Албании. Разгром Советской Армией гитлеровской Германии облегчил решение задач, стоявших перед албанским народом.

В 1944 г. победивший народ взял власть в свои руки. В 1946 г. Албания была провозглашена Народной Республикой.

Опираясь на постоянную дружескую поддержку социалистических стран, Народная Республика Албания приступила к строительству основ социализма. Планы развития народного хозяйства предусматривали индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства и подъем материального и культурного уровня жизни народа. Поставка промышленного оборудования и сельскохозяйственных машин из Советского Союза и других социалистических стран, денежные кредиты, консультации специалистов в разных областях народного хозяйства и т. п. способствовали осуществлению этих планов.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS