Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Конспект урока "Уравнение cosx=a". Конспект урока "Уравнение cosx = a" Изучение нового материала |
Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс Тема урока: «Уравнение cos х = а». Тип занятия : формирование новых знаний, умений и навыков Цели урока: -образовательная рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a. -воспитательная воспитывать навыки культуры труда; -развивающие развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля; развивать логическое мышление; вырабатывать умение классифицировать и обобщать; развивать умение задавать вопросы. Оборудование: интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами, презентация. Задачи урока: 1). Учащиеся повторяют основные понятия темы. 2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а. Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии). Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления. Ход урока : Вызов I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?» В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер): cos х = а. П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»): 1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней; 2). cos х – абсцисса точки единичной окружности; 3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень; 4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а (|а |≤1); 5). arccos (-а) = π - arccos а; 6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней? В вопросы специально включены неверные формулировки. Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «‑» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте. Осмысление III. «Продвинутая лекция». Задание: учащиеся, сидящие на I варианте, следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции. a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р 0 (1;0) на угол х вокруг начала координат. Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1 , уравнение cos x = а не имеет корней. Решим уравнение cos х = 3/2. (Ответ: корней нет). б). Решим уравнение cos x = 1/2. π /3 + 2 π k , k є Z. -π /3 + 2 π k , k є Z. Ответ: ± π/3 + 2 π k , k є Z . Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2 . Записывают: arccos 1/2 = π /3. в) аналогично решим уравнения: cos x = a , где |а|≤1: arccos a - arccos a Ответ: x = ± arccos a + 2 π k, k є Z. Напомним, что arccos (-a) = π - arccos a. arccos (- а ) arccos (- а ) г). частные случаи:
IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2). На работу дается 2 минуты, еще 5 минут ‑ на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы. Рефлексия V . Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а , учащиеся комментируют и решают на доске уравнения: 2). 3cos х/3 = 2 Самостоятельная работа учащихся: 1). 2cos 3x = -1, 2). 2cos (x + π / 3) = -1, 3). (2cos x + 1) (cos 3x -3) = 0, 4). сos 2x(2cos x + 2) = 0. Результат выполнения самостоятельной работы проверяется. Что я узнал нового; Как изменились мои знания; Что я буду с этим делать? VI. Контрольный срез урока. I в .: cos 2x=√2/2 II в .: cos (x/2)= √3/2. VII. Домашнее задание
ЛИТЕРАТУРА 1). Алгебра и начала анализа 10 - 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Фёдорова, М.И. Шабунин. – М.: Просвещение, 2013. 2). Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса. М.И.Шабунин, М.В. Ткачёва, 2012. 3). Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 класса. А.П. Ершова, В.В. Голобородько – М.:ИЛЕКСА, 2011. 4). Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. С.М.Саакян, А.М.Гольдман, Д.В. Денисов.– М.: Просвещение, 2011. Интернет – ресурсоы: Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com , Сайт Александра Ларина (подготовка к ЕГЭ): http://alexlarin.narod.ru/ege.html Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/ Разработчик материала: Матвеева Мария Викторовна учитель математики ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв» Программированный урок для 10 класса по теме: Понятие арккосинуса. Уравнение вида с os х = а . Как и при решении обычных уравнений, решение тригонометрических уравнений сводится к умению решать простейшие уравнения. Определение: Уравнение называется тригонометрическим, если неизвестное стоит под знаком тригонометрических функций. Простейшими тригонометрическими уравнениями являются: с os х = а, sinх = а, tgх = а. Каждое из них имеет свою формулу для решения. Единственное, что нужно четко запомнить - это, то, что при их решении получается бесконечно много корней . Но можно и узнать конкретные решения. Для того чтобы научится решать первое простейшее тригонометрическое уравнение, нужно познакомиться с таким понятием, как арккосинус числа. Следует отметить, что число , для которого рассматривается арккосинус, принадлежит промежутку [-1; 1]. Определение: Арккосинусом числа а [-1; 1] (обозначается arccos a ) называется такое число α , косинус которого равен а. То есть cos ( arccos a ) = а. Например, arccos (-1) = π; так как cos π= -1 arccos = , так как cos = Таким образом, арккосинус есть обратная функция к косинусу . Выпиши в теоретическую тетрадь: определение и примеры. На самом деле, найти значение arccos можно легко воспользовавшись до боли нам знакомой таблицей значений тригонометрических функций. При нахождении arccos необходимо задавать себе такой вопрос, при каком значении cos равен ? И смотреть в таблицу. Ответ: «при 45° или в радианной мере ». Следует запомнить, что значение арккосинуса принято записывать только в радианной мере . Поэтому следует запомнить соответствие градусной и радианной меры углов. Если число, от которого необходимо найти арккосинус отрицательное, то чтобы его найти необходимо, воспользоваться формулой: arccos (-а) = π - arccos а. Например, arccos ( = π = . arccos ( = π = . Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и примеры. Реши задания по учебнику с. 168 № 568 – 570. Решение тригонометрического уравнения вида cos х = а сводится к использованию формулы: х = ± Эту формулу можно проиллюстрировать на рисунке 68 стр. 165 по учебнику. Откройте учебник. На чертеже видно, что на оси косинусов отмечена точка . Прямая проведенная вертикально через эту точку, показывает, что косинус для значений I и VI четвертей совпадает. Но как мы можем получить эти углы, когда будем поворачивать точку? Да именно в I четверти на «+» угол, а в VI четверти на «-». Отсюда и получается знак « ±». То есть со s и cos совпадают. Выпиши в теоретическую тетрадь: формулу и рисунок из учебника с пояснениями. Разберем решение тригонометрического уравнения на примере: со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: решение уравнения с пояснениями.Так как корней получается бесконечное количество, то в заданиях иногда просят найти конкретные значения корней, например принадлежащие промежутку , то есть I четверти или промежутку . Эти задания очень часто встречаются в ЕГЭ. Их можно найти путем подстановки вместо n конкретных чисел (для помощи тебе выделено цветом ). Например, рассмотрим решение нашего уравнения х = ± 1. Пусть n =0 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = . Из этого видно, что получается 45° и - 45°. Из этих двух чисел, только одно принадлежит промежутку , то есть I четверти. Только число + . 2. Пусть n =1 . Тогда х = ± ± , то есть х 1 = + и х 2 = , х 1 = = и х 2 = =Из этого видно, что получается х 1 = 405° и х 2 = 315°. Значит, ни одно из чисел не принадлежит I четверти, то есть промежутку . Поэтому в ответ их записать нельзя. Выпиши в теоретическую тетрадь: способ нахождения конкретных корней (принадлежащих конкретному промежутку) тригонометрического уравнения. Например 1 , решите уравнение со s х = и найдите корни, принадлежащие промежутку [ ]. Первое, что необходимо сделать это просто решить уравнение по формуле и на время забыть про промежуток. со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице) х = ± Второе , нужно определиться с четвертью, которой должны принадлежать корни. это промежуток от 90° до 180°. Значит, это II вторая четверть. Третье, нужно подставить конкретные значения n (для помощи тебе выделено цветом ).
Например 2 , решите уравнение со s х = . со s х = х = ± (посмотреть значение по таблице, но в таблице нет таких значений, поэтому вычислить значение не предоставляется возможным). Ответ: х = ± Выпиши в теоретическую тетрадь: пример 2 с пояснениями. В случае если косинус равен отрицательному числу, необходимо использовать другую формулу при решении уравнения: х = ± ± Реши задания по учебнику: с. 169 №571, 572. Не всегда уравнения бывают такими простыми, есть уравнения разной степени сложности. Например, 3 . Решите уравнение 2со s 3х = . со s 3х = ( необходимо разделить обе части уравнения на число, которое стоит перед косинусом) 3х = ± знак деления можно записать в виде дробной черты s х = ,5 со s х = ,5 Решить такое уравнение не представляется возможным, так как значение косинуса находится в промежутке [-1; 1]. Ответ: нет решений. Выпиши в теоретическую тетрадь: примеры с пояснениями. Реши задания по учебнику: с. 169 №573. Уроки 34-35. Тригонометрические уравнения 09.07.2015 4523 0Цель: рассмотреть решение тригонометрических уравнений. I. Сообщение темы и цели уроков II. Повторение и закрепление пройденного материала 1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач). 2. Контроль усвоения материала (письменный опрос). Вариант 1 arctg х. 2. Постройте график функции: 3. Вычислите Вариант 2 1. Дайте определение и перечислите основные свойства функции у = arcctg х. 2. Постройте график функции: 3. Вычислите III. Изучение нового материала Рассмотрим решение некоторых типов тригонометрических уравнений. Для этого необходимо с помощью преобразований данное уравнение свести к одному из простейших уравнений – sin x = a , cos х = a , tg х = a , ctg х = a , решение которых можно записать. 1. Простейшие тригонометрические уравнения Еще раз напомним решения простейших тригонометрических уравнений. 1. Решения уравнений sin x = а (где | a | ≤ 1) имеют вид: 2. Решения уравнений cos x = а (где |а| ≤ 1) имеют вид: 3. Решения уравнений tg x = а имеют вид: 4. Решения уравнений ctg x = а имеют вид: При решении уравнений sin x = 0; ±1 и cos x = 0; ±1 (частные случаи) удобнее пользоваться не общими формулами, а использовать числовую окружность, тогда получим: Пример 1 Для уравнения sin x = 1 покажем предпочтительность использования числовой окружности. Сначала запишем решения уравнения sin x = 1, применяя общую формулу Для нескольких значений n такие решения приведены в таблице. Из данных таблицы видно, что при использовании формулы каждое решение повторяется по два раза. Кроме того, выражение более громоздко по сравнению с формулой которая получается при рассмотрении числовой окружности. Пример 2 Найдем решения уравнения принадлежащие отрезку . Решим данное уравнение, используя числовую окружность. Получим: Отберем те решения, которые принадлежат отрезку . По условию получим неравенство Решим это неравенство: В этот промежуток попадают три целых значения n : n = 0, 1, 2. Для этих значении n найдем соответствующие решения: Пример 3 Решим уравнение Используя общую формулу, получим: Тогда 2. Два основных метода решения тригонометрических уравнений Для решения более сложных уравнений используют метод введения новой переменной и метод разложения на множители. Рассмотрим сначала метод введения новой переменной. Пример 4 Решим уравнение: а) Введем новую переменную z = cos x корни которого z 1 = 1 и z 2 = 2/3. Вернемся к старой неизвестной и получим простейшие уравнения cos x = 1 и cos x = 2/3. Решения первого уравнения x = 2π n , решения второго уравнения б) Используя формулу в уравнении перейдем к функции sin x . Получим: или Далее поступаем аналогично пункту а. Введем новую переменную z = sin x и получим квадратное уравнение корни которого z 1 = 2 и z 2 = 1/3. Вернемся к старой неизвестной и получим простейшие уравнения sin х = 2 (решений не имеет) и sin х = 1/3 (его решения ). Теперь обсудим второй метод - метод разложения на множители. При его применении уравнение f (x ) = 0 записывают в виде , тогда или f 1 (x ) = 0, или f 2 (х) = 0. Таким образом, задача сводится к решению совокупности уравнений Пример 5 Решим уравнение: а) Левая часть уравнения уже разложена на множители. Задача сводится к решению совокупности уравнений tg х - 1 = 0 (или tg x = 1) и cos x + 1/2 = 0 (или cos x = -1/2). Решения первого уравнения решения второго уравнения б) Вынесем cos 3 x за скобки и получим: Теперь необходимо решить совокупность уравнений cos 3 x = 0 и (или ). Решая первое уравнение, найдем: и Решая второе уравнение, получим: Уточним рассматриваемый метод. Из уравнения следует, что или f 1 (x ) = 0 (при этом выражение f 2 (х) имеет смысл), или f 2 (х) = 0 (при этом выражение f 1 (х) имеет смысл). Пример 6 Решим уравнение ctg x (cos + 1) = 0. Из уравнения ctg x = 0 находим: из уравнения cos х + 1 = 0 (или cos х = -1) получим: x = π + 2π n . Но при таких значениях х выражение ctg x не имеет смысла. Поэтому решения данного уравнения х = π/2 + п n . 3. Однородные тригонометрические уравнения Теперь обсудим часто встречающийся вид уравнений - однородные уравнения. Определение. Уравнение вида (где а ≠ 0, b ≠ 0) называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Уравнение вида (где а ≠ 0) называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени. Рассмотрим сначала решение однородных тригонометрических уравнений первой степени Убедимся, что cos х ≠ 0. Предположим, что cos х = 0, и подставим эту величину в данное уравнение. Получим: a sin х = 0. Так как а ≠ 0, то sin x = 0. Очевидно, что равенства cos x = 0 и sin x = 0 одновременно выполняться не могут, так как равенство sin 2 x + cos 2 x = 1 не выполняется. Так как cos x ≠ 0, то cos x . Получим: или откуда и Пример 7 Решим уравнение Разделим все члены уравнения на и получим: Найдем и Пример 8 Решим уравнение Учтем четность функции косинуса и формулы приведения. Получим: или Разделим обе части уравнения на cos 3 x . Имеем: 2 tg 3 x = -1, откуда tg 3 x = -1/2, Рассмотрим теперь решение однородного тригонометрического уравнения второй степени Убедимся, что cos х ≠ 0. Подставим значение cos х = 0 в данное уравнение и получим: a sin 2 х = 0. Так как а ≠ 0, то имеем: sin х = 0. Но равенства cos х = 0 и sin х = 0 одновременно выполняться не могут. Так как cos x ≠ 0, то разделим все члены уравнения на cos 2 x и получим: или Введем новую переменную z = tg x и придем к квадратному уравнению az 2 + bz + c = 0. Решаем это уравнение. Потом возвращаемся к старой переменной, получаем простейшие тригонометрические уравнения и находим их решения. Пример 9 Решим уравнение Разделим все члены уравнения на cos 2 x и получим: tg 2 x – tg x - 2 = 0. Введем новую переменную z = tg x и получим квадратное уравнение z 2 - z - 2 = 0, корни которого z 1 = -1 и z 2 = 2. Вернемся к старой переменной. Имеем простейшие тригонометрические уравнения tg х = -1 (его решения ) и tg х = 2 (его решения ). Пример 10 Решим уравнение Данное уравнение не является однородным, так как в правой части стоит число 1, а не число 0. Если учесть равенство sin 2 х + cos 2 х = 1, то уравнение легко свести к однородному. Получим: или Разделим все члены уравнения на cos 2 x . Имеем: tg 2 x + 5 tg x + 4 = 0. Введем новую переменную z = tg x и получим квадратное уравнение z 2 + 5 z + 4 = 0, корни которого z 1 = -1 и z 2 = -4. Вернемся к старой переменной. Получим простейшие тригонометрические уравнения tg x = -1 (его решения ) и tg х = -4 (его решения ). Пусть в однородном тригонометрическом уравнении коэффициент a = 0. Тогда уравнение имеет вид: В этом случае делить на cos 2 x нельзя, так как cos х может равняться нулю. Поэтому надо использовать метод разложения на множители. Получим Имеем простейшее тригонометрическое уравнение cos x = 0 и однородное тригонометрическое уравнение первой степени Такие уравнения мы решать уже умеем. Пример 11 Решим уравнение Разложим левую часть уравнения на множители: Произведение двух множителей равно нулю. Поэтому один из множителей равен нулю. Получаем простейшее тригонометрическое уравнение cos х = 0 (его решения ) и однородное тригонометрическое уравнение первого порядка или (его решения ). Метод разложения на множители также используется и в случае, когда коэффициент с = 0. Тогда уравнение имеет вид: или Вновь получаем простейшее тригонометрическое уравнение sin х = 0 и однородное тригонометрическое уравнение первого порядка которые решаются аналогично примеру 11. Рассмотрение примеров 9-11 позволяет сформулировать алгоритм решения уравнения 1. Если коэффициент а не равен нулю, то все члены уравнения делят на cos 2 x . Вводят новую переменную z = tg х и получают квадратное уравнение. Находят корни этого уравнения и возвращаются к старой неизвестной. Получают простейшие тригонометрические уравнения и решают их. 2. Если коэффициенты а и с равны нулю, то используют метод разложения на множители. При a = 0 выносят за скобки cos х, при с = 0 выносят sin x . Получают простейшее тригонометрическое уравнение и однородное тригонометрическое уравнение первого порядка и решают их. IV. Контрольные вопросы 1. Решения простейших тригонометрических уравнений. 2. Два основных метода решения тригонометрических уравнений. 3. Определение однородного тригонометрического уравнения первой и второй степеней. 4. Решение однородного тригонометрического уравнения первой степени. 5. Алгоритм решения однородного тригонометрического уравнения второй степени. V. Задание на уроках § 18, № 3 (а, в); 5 (а, б); 6 (б); 8 (г); 10 (а, б); 11 (в); 12 (а); 13 (в); 16; 18; 20 (а); 21 (а, б); 23 (а); 27 (а, б); 30 (а); 31; 33 (а); 34 (б); 35 (а). VI. Задание на дом § 18, № 3 (б, г); 5 (в, г); 6 (г); 8 (б); 10 (в, г); 11 (а); 12 (б); 13 (г); 17; 19; 20 (б); 21 (в, г); 23 (б); 27 (в, г); 30 (б); 32; 33 (б); 34 (а); 35 (б). VII. Подведение итогов уроков Тип урока: постановка учебной задачи. Цели урока:
Ход урока1. Ситуация успеха. Решить уравнение: cosx=1; cosx=0; cosx= -1.
Решить уравнение: cosx=½; cosx=a. Обсуждение. 3. Постановка учебной задачи. Как решить уравнение данного вида? 1) Чему равна абсцисса точки единичной окружности полученная поворотом точки (1;0) вокруг начала координат на угол равный: ? 2). Чему равен: ?
3).Чему равно: . Ответ:
Слова учителя: математики назвали слова, обратно cos “ словом арккосинус (arccos). Арккосинусом числа называется такое число , косинус которого равен a: 4). Записать равенство (1) с использованием символа arccos . 5). Решить уравнения: cosx=½, cosx=α.
6). Назвать углы поворота точки (1;0) единичной окружности имеющие абсциссу равную ½.
7). Чему равны абсциссы точек полученных поворотом точки (1;0) на углы: π/3+2π; π/3+6π; -π/3+4π; -π/3+8π; π/3+2πn; -π/3+2πn.
8). Вывод: уравнение cosx=a
9). Итог урока:
Урок к разделу: «Тригонометрические уравнения», 10 класс Тема урока: «Уравнение cos х = а». Тип занятия : формирование новых знаний, умений и навыков Цели урока: образовательная рассмотреть решения простейших тригонометрических уравнений типа cosx=a. воспитательная воспитывать навыки культуры труда; развивающие развивать чувство ответственности и навыки самостоятельного труда и самоконтроля; развивать логическое мышление; вырабатывать умение классифицировать и обобщать ; развивать умение задавать вопросы . Оборудование : интерактивная доска c мультимедийным проектором и компьютером, таблицы с формулами, презентация . Задачи урока: 1). Учащиеся повторяют основные понятия темы. 2). Учащиеся решают уравнения типа cos х = а. Методические приемы: прием кластера («гроздья»), прием «верите ли вы?» (на стадии вызова), «продвинутая лекция» (стадия осмысления), комментированное решение уравнений, самостоятельная работа учащихся (стадия рефлексии). Урок был дан с использованием элементов технологии критического мышления. Урок в технологии критического мышления имеет трехфазную структуру : Вызов ; Осмыслениие (реализация) ; Рефлексия . Ход урока : Стадия вызова I. Урок начинается с вопроса к классу: «На доске записана тема нашего урока. На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?» В ходе обсуждения на доске появляется схема (кластер): cos х = а. названиеуравнения способы решения применения общая формула частные случаи П. Работа с таблицей «Верите ли Вы, что...?», («Верно ли, что …?»): 1). Уравнение cos х = а имеет бесконечно много корней; 2). cos х – абсцисса точки единичной окружности; 3). На отрезке [о;π] уравнение cos х = ½ имеет 1 корень; 4). arccos a - угол из промежутка [-π /2; π/2], косинус которого равен а (| а |≤1); 5). arccos (-а) = π - arccos а; 6). Уравнения cos х = 1; cos х = -1; cos х = 0 имеет одну серию корней? В вопросы специально включены неверные формулировки. Учащиеся работают в парах, заполняя графу (1) таблицы («+» - да; «» - нет). Затем без обсуждения на доске заполняется та же графа (1) таблицы «Верите ли Вы, что...?». Карточки с таблицей лежат на каждой парте.Осмысление III. «Продвинутая лекция». Задание: учащиеся, сидящие на I варианте , следят за кластером (схемой), учащиеся, сидящие на II варианте, пишут краткий конспект лекции. a) cos х - абсцисса точки единичной окружности, полученной поворотом точки Р 0 (1;0) на угол х вокруг начала координат. Т. е., при а меньшем, чем -1 и большем, чем 1 , уравнение cos x = а не имеет корней . Решим уравнение cos х = 3/2. ( Ответ: корней нет). б). Решим уравнение cos x = 1/2. π /3 + 2 π k , k є Z . -π /3 + 2 π k , k є Z . Ответ : ± π/3 + 2 π k , k є Z . Уравнение cos х =1/2 имеет бесконечно много корней, но на отрезке это уравнение имеет 1 корень π /3, который называют arccos 1/2 . Записывают: arccos 1/2 = π /3. в) аналогично решим уравнения: cos x = a , где | а |≤1: arccos a - arccos a Ответ : x = ± arccos a + 2 π k, k є Z. Напомним , что arccos (-a) = π - arccos a. arccos (- а ) arccos (- а ) г). частные случаи: 1). cos x = 1Ответ: x = 2π k , k є Z . 2). cos x = - 1 Ответ: x = π + 2π k , k є Z . 3). cos x = 0
Ответ: x = π/2 + π k , k є Z . IV. Работа в парах с кластером и таблицей «Верно ли, что...?». Четыре пары работают с кластером, остальные с таблицей (заполняется графа 2). На работу дается 2 минуты, еще 5 минут на проверку, обсуждение и оформление на доске. При проверке таблицы (она вычерчена на доске) сопоставляются полученные знания с исходными и выделяются ярким цветом правильные ответы. Рефлексия V . Теперь, когда получены формулы корней тригонометрического уравнения cos х = а , учащиеся комментируют и решают на доске уравнения: 1). с os 5x = 1 2). 3cos х /3 = 2 3). cos 7x = 5 Самостоятельная работа учащихся: 1). 2 cos 3 x = -1, 2). 2cos (x + π / 3) = -1, 3). (2cos x + 1) (cos 3x -3) = 0, 4). с os 2 x (2 cos x + 2) = 0. |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами