Главная - Расходные материалы и инструменты
Катамаран из бутылок. Бутылка под парусом

Петербургские экоактивисты решили наглядно продемонстрировать, что бытовые отходы можно использовать для изобретения полезных конструкций, в частности, серьезного плавсредства из пластиковых бутылок.

Материала для подобных лодок более чем достаточно. По данным Счетной палаты в России, свалки располагаются на четырех миллионах гектарах. Территория Израиля, к примеру, в два раза меньше. Так что при желании можно построить самый большой пластиковый флот в мире.

Об экологическом проекте расскажет корреспондент НТВ Катерина Правдина .

Мятые, еще с фирменными наклейками, но чистые и целые бутылки складируют сначала на балконе. Потому что в мастерской, оборудованной в небольшой квартире, места катастрофически не хватает. После непродолжительного проветривания строительному материалу придают нужные форму, вид и повышают прочность каждой отдельно взятой бутылки, которые надолго заменили привычный ассортимент продуктов в холодильнике.

Татьяна Баскакова , конструктор экокатамарана: «В холодильнике воздух в бутылке остывает, потом мы их резко вытаскиваем оттуда. И когда бутылка нагревается, воздух сжимается, и бутылка получается с большим давлением».

Основные поставщики материала — сознательные горожане, по- прежнему выкидывающие мусор раздельно, несмотря на прекращение эксперимента властями. За два месяца с начала проекта конструкторам удалось наладить бесперебойные поставки пластика и прочих необходимых для строительства отходов и приступить к моделированию.

По расчетам разработчиков катамарана, для создания судна габаритами 5 на 3 метра потребуется 2 400 бутылок. И весить оно должно не больше 200 килограммов. Оснастить его планируют мотором менее пяти лошадиных сил. Еще мечтают о солнечной батарее, но пока не могут себе ее позволить. В любом случае сейчас все силы брошены на сборку баллонов.

Стараясь по максимуму соответствовать статусу эколодки, ее создатели минимизируют сторонние немусорные материалы. Но совсем отказаться от них, конечно, не получится. Шверт будет из клееной фанеры. Зато паруса, для производства которых пришлось выделить отдельную комнату, сошьют из старых тентов со свалки.

Первые испытания сборщики проводят в мастерской, не дожидаясь, когда сотни соединенных бутылок примут какую-то узнаваемую форму. На прочность проверяют простым и наиболее доступным в квартире способом.

Испытание на плавучесть конструкторы намерены проводить на Колонитском пруду. Весной, конечно. На ходовые поедут уже на Ладогу, откуда и планируют отправиться в путешествие длиной 2400 километров. От Шлиссельбурга и далее по Волго-Балтийскому пути. Старт намечен на июнь, финиш — по обстоятельствам.

Меня зовут Артём. Как я сделал катамаран из бутылок?

Начну с того, что мы всей семьёй в течение многих лет ездим на Чёрное море и живем там в палатках. Последние несколько выездов я каждое лето мастерил из подручных средств парусные лодки размером с человека, но, что интересно, не для человека.

И только в предпоследний год я решил создать нечто большое, веселья ради. У меня не было конкретной цели построить большой парусный катамаран, способный выдержать взрослого человека. И уж тем более покорять морские просторы на нем я не планировал.

Сначала я нашёл самые длинные доски в округе, сколотил их, потом собрал пластиковые бутылки и прикрепил небольшое их количество на самые концы досок. Мои младшие братики были в восторге от происходящего, и я взял с собой одного из них на первые испытания. В общем, на его вес бутылок-то хватало, но грузоподъёмность всё равно была сравнительно небольшой. К сравнению, сейчас грузоподъёмность парусника составляет уже 120 кг.

По мере нахождения бутылок я добавлял их под корпус, и мы катались на катамаране по морю втроём с братьями, но без мачты и паруса, также использовали самодельные вёсла. Шли дни, и я задумывался о мачте и парусе, но тогда еще не представлял, где взять материалы для них. Но в один прекрасный день после нескольких суток шторма на соседнем пляже я нашёл огромную черно-белую, довольно плотную плёнку. Я сразу понял, как ее можно использовать.

Но оставалась проблема — отсутствие мачты и гика. Тогда мне в голову пришла идея сходить в ближайший бамбуковый лес, чтобы добыть необходимый материал. Все замеры я произвел, из плёнки вырезал грот (пришлось её резать на две части и потом сшивать).

Первые испытания прошли успешно, но мой катамаран обладал очень скромными парусно-судоходными характеристиками, я мог ходить только по ветру, правда рулить парусом все-таки получалось (не было рулевого плавника). В общем, зайти на свой пляж выходило отлично.

Вот в таком состоянии и остался мой катамаран на зимовку. Я сложил мачту и отнёс разобранное судно к знакомым местным жителям. Его было очень тяжело тащить — знакомые жили на высокой горе — но мне не хотелось бросать свое изобрение: ни один кораблик не доживал до лета.

Приехав на следующее лето, мы поднялись посмотреть, на месте ли катамаран, и увидели рядом с ним огромное дерево вырванное с корнем посредством сильного урагана. Ствол дерева упал на матчу мачту, отломал почти метр от нее. Но мне не составило особого труда перевязать растяжки.

Этим летом мы прекрасно катались на катамаране, как и в прошлом году, но до тех пор, пока наш сосед по палаткам не стал мне советовать улучшить лодку, чтобы она могла ходить и против ветра.

Я, будучи человеком консервативным, не представлял, всё это провернуть. В конце концов, его материалы и решительность, положенные на мои знания, дали результат — у меня на катамаране появились два шверта и руль!

Тогда я ощутил нечто совершенно необычное! Это было чувство счастья, я мог ходить по морю где угодно! Так как скорости по-прежнему нехватало, было принято решение соорудить стаксель. Для этого я использовал огромную плёнку, которой мы закрывали нашу 6-метровую палатку. После установки стакселя появилась сумашедшая в масштабах лодки из бутылок скорость, и я был безумно рад!

Первый рекорд не заставил себя долго ждать — за 2 часа 44 минуты мне удалось пройти 5 км 360 метров!!!))) рекорд!!!)))

Для меня это был совершенно безумный, какой-то нереальный рекорд, к которому изначально я даже не примерялся. Да и не мечтал.

Некоторые читатели полагают, что мы зря печатаем "всякую ерунду", вроде статей о лодках из бутылок, каноэ из кровельного железа или плотах из сплетенных веток с брезентовой оболочкой. Редакция несколько уменьшила число подобных публикаций, но прекращать их не намерена. По нашему мнению, использование подручных средств, неизвестных классикам судостроения, является таким же закономерным и достойным поддержки проявлением технического творчества, как и самостоятельное проектирование катера или яхты любителем при обилии специализированных фирм. Важно, чтобы то, что получилось, было безопасным и удобным при эксплуатации в конкретных условиях, хорошо известных создателю диковинного плавсредства!


Стоит добавить, что автор - выпускник Ленинградского института водного транспорта и бывший член ВМК "Балтиец", отнюдь не начинающий судостроитель: он принимал участие в постройке около десятка лодок - от фанерных "мыльниц" до серьезных конструкций с обшивкой из нержавеющей стали.

В отличие от ранее известных лодок из пластиковых бутылок, мы накачивали бутылки сжатым воздухом, что обеспечивает им необходимую жесткость. Предварительные двухнедельные испытания, проведенные под постоянной нагрузкой 150 кгс, показали, что разгерметизации не происходит, пробки бутылок спокойно держат давление воздуха. Эксплуатация готового катамарана показала отсутствие опасности самопроизвольной разгерметизации бутылок в широком диапазоне температур.

Простейший способ накачать бутылки - использовать разницу температур морозильной камеры холодильника (-18°С) и эксплуатационной температуры (2...25°С), но гораздо эффективнее работать от заводской магистрали сжатого воздуха. При помощи несложной головки, завернутой в воздушный вентиль, подается сжатый воздух в бутылку при одновременном заворачивании пробки. Бутылки предварительно соединяются парами: выступы донышка одной вставляются во впадины донышка другой; для соединения используется муфта, вырезанная из цилиндрической части бутылки. На концы собранных бутылок насаживаются крышки, вырезанные из цилиндрических частей с донышками.

Пары собираются в "бревно" нужной длины. Места соединений проматываются сначала водостойким скотчем шириной 50 мм, затем простым канцелярским в два оборота. Носовой подъем "бревна" обеспечивается стыковкой концевых пар под небольшим углом.

Для получения нужного водоизмещения при минимальном объеме работы нужны бутылки возможно большего объема, лучшей оказалась бутылка из-под пива "Очаков" емкостью 2.25 л, диаметром 104 мм, длиной 355 мм; вес такой бутылки 60 г.

После сравнения различных вариантов был собран катамаран длиной 3.5 м и шириной 1.5 м. Каждое "бревно" состоит из пяти состыкованных пар бутылок, объем его около 30 л, вес - 1.2 кг. "Бревна" каждого из двух поплавков привязываются к "стрингеру" - 3.5-метровой верхней накладке из трехслойной фанеры и связываются друг с другом капроновой лентой шириной 25 мм.

Простейший вариант связки поплавка - треугольником. Каждый поплавок состоит из восьми "бревен" и весит 15 кг. К стрингеру приклеены две подушки из многослойной фанеры для крепления поперечных балок. Поперечные и продольные балки нарезаны из дюралюминиевых трубок 35x2.5 мм. Вдоль поплавков натянуты ленты из водостойкой ткани с пришитыми к ним дощечками - опорами для ног. На заднюю поперечную балку на хомутах крепится склеенный из фанеры транец для установки подвесного мотора. Вес моста в сборе - 16 кг.

За лето прошлого года удалось находить на катамаране, предназначенном в основном для ловли рыбы на проводку, около ста часов. Мы убедились, что это надежное и безопасное плавсредство: 160 бутылок общим объемом около 360 л обеспечивают необходимый запас плавучести. Ни разрушений бревен, ни порезов бутылок не было. Несмотря на небольшую толщину стенок (0.27 мм) бутылки за навигацию практически не износились.

Катамаранная схема и достаточная длина лодки обеспечивают отличную поперечную и продольную остойчивость, чувствуешь себя в ней уверенно. Катамаран легко идет под "Салютом" и на веслах. На сборку его уходит 15 минут.

Перевозка катамарана на "Жигулях" проблем не представляет.

Набравшись терпения, подобную лодку может построить любой желающий. Применение накаченной сжатым воздухом пластиковой бутылки как конструктивного элемента жесткости открывает широкий простор для творчества.

Остается добавить, что в постройке и испытаниях катамарана кроме автора принимали участие Н.В. и В.Б.Тарлецкие, Б.Т.Коробицин и О.В.Журбенко.

местить все в кастрюлю. Добавить кислую капусту, предварительно хорошо отжатую и высушенную, количеством вдвое меньше мяса. Добавить еще соли, перца и лука, моркови, свеклы, картофеля, и все уварить в собственном соку три часа. Когда будет готово, охладить, хорошенько изрубить и начинить цилиндры из пергаментной бумаги (подойдет и полиэтилен). Из такой колбасы получаются неповторимого вкуса щи.

Сосиски «Лешачихины пальчики». Изрубить мелко 600 г жирной говядины, столько же свинины и 200 г говяжьего сала. Добавить 1 ч. л. толченого перца, столько же соли и 0,5 ч. л. перца горошком. Все хорошенько перемесить со стаканом мелко рубленного лука и начинить фаршем тонкие кишки, перевязывая их. Сосиски перед употреблением жарят или отваривают. Едят с гарниром.

Катамаран

из пластиковых бутылок

Дело в том, что я несколько сезонов проработал дворником в пионерском лагере, где этих бутылок - море. Материал очень хороший, прочный, не боится морозов.

стороны, выслушать замечания, а может, и совет, как лучше и надежней довести эту идею до ума. Мне уже не под силу осуществить этот проект, а вот если кому-то из молодых это пригодится, я буду очень рад

Итак, что такое катамаран? Это два поплавка, а сверху платформа. Вот поплавки я предлагаю сделать из пластмассовых бутылок, заключив их в деревянный каркас. Для соединения поплавков в одно целое нужно сварить жесткий металлический остов (рис. 1).

В данном каркасе используется 336 бутылок, по 168 бутылок в одном поплавке, которые распределяются по 14 бутылок в 12 секциях.

336 бутылок х 1,5 = 504 кг (такова возможная нагрузка на катамаран), где 1,5 - вес груза, который может удержать одна бутылка.

Конечно, эти параметры могут быть изменены в зависимости от того, какую конструкцию вы выберете для себя.

На рис. 1 указаны: 1 - стойки из труб d = 1/2", длиной по 60 см в количестве 6 шт. Они служат для крепления поплавков, а также для крепления на них палубы; 2 - уголок 30x30 мм для крепления палубы; 3 - уголок 25x25 мм для крепления стоек, а также для того, чтобы при движении катамарана по грунту не портить рейки низа поплавка, которыми обшиты бутылки. Правда, здесь можно столкнуться с другой проблемой: этот уголок при передвижении катамарана по воде может цеплять на себя водоросли.

Подсчитываем вес этой конструкции, умножая на вес 1 пог. м данного материала:

1. Стойки 3,6 м (6x0,6) х 1,02 кг = 3,7 кг

2. Уголок 30x30 мм; 6 м х 1,13 кг = 6,8 кг

3. Уголок 25x25 мм; 6,8 м х Q, 69 кг = 4,7 кг

Что такое катамаран? Это два поплавка, а сверху платформа. Для соединения поплавков в одно целое нужно сварить жесткий металлический остов (рис. 1). В данном каркасе используется 336 бутылок, по 168 бутылок в одном поплавке, которые распределяются по 14 бутылок в 12 секциях.

336 бутылок х 1,5 = 504 кг (такова возможная нагрузка на катамаран), где 1,5 - вес груза, который может удержать одна бутылка. Конечно, эти параметры могут быть изменены в зависимости от того, какую конструкцию вы выберете для себя.

На рис. 1 указаны: 1 - стойки из труб d = 1/2″, длиной по 60 см в количестве 6 шт. Они служат для крепления поплавков, а также для крепления на них палубы; 2 - уголок 30×30 мм для крепления палубы; 3 - уголок 25 x 25 мм для крепления стоек, а также для того, чтобы при движении катамарана по грунту не портить рейки низа поплавка, которыми обшиты бутылки. Правда, здесь можно столкнуться с другой проблемой: этот уголок при передвижении катамарана по воде может цеплять на себя водоросли.

Теперь нужно определить конфигурацию поплавка. Для этого нужно вырезать 14 шт. кружков из картона d = d бутылки и на столе их по-разному расположить в секции. Самая разумная конструкция поплавка на рис. 2. Здесь тоже все зависит от вашего вкуса и желания. Бутылки можно сложить плоско, формируя своеобразные лыжи, а можно расположить треугольником и т. д. Теперь, зная расположение бутылок в поплавке, вырезаем шаблон из картона и по нему выпиливаем 10 досок размером 43 х 27 см. 6 шт. будут крепиться на стояки каркаса, 4 шт. - снаружи. Для крепления досок на каждую стойку нужно приварить полоску железа длиной 20 см.

На рис. 3: 1 - стойка; 2 - уголок 30 х 30 мм, для крепления палубы; 3 - уголок 25 x 25 мм - нижний пояс; 4 - пластина для крепления доски 43 х 27 см, которая служит основанием поплавка и к которой будут прибиваться рейки обшивки.

Таким образом, поплавок располагается посреди стойки каркаса. Весь материал, особенно дерево, нужно хорошо обработать водоотталкивающими средствами.

На рис. 4 показано, как будут крепиться доски размером 43 x 27 см к стойкам каркаса: 1 - уголок 30 х 30 мм - для крепления палубы; 2 - стойки d = 1/2″ для поддержания палубы и для крепления досок 27 х 43 см, по которым затем рейками будут обшиваться бутылки поплавка; 3 - доска 43 х 27 см; 4 - пластина, привариваемая к стойке, на которую прибивается доска 43 х 27 см; 5 - уголок 25 х 25 мм для крепления стоек.

Теперь, когда все узлы мы разобрали, попытаемся изобразить, как все это будет выглядеть. На рис. 5 схема каркаса, на котором закреплены доски 27 х 43 см, а к ним фиксируются бутылки емкостью 1,5 л в обшивке из реек.

1 - уголок 30 х 30 см для крепления палубы; 2- стойки d = 1/2″, на которых крепятся доски 27 х 43 см; 3 - уголок 25 х 25 мм - нижний пояс, к которому крепятся стойки и который защищает обшивку от повреждения снизу; 4 - доски 43 х 47 см, по которым делается обшивка поплавка рейками; 5 - доски 27 х 43 см, которые крепятся в торце поплавка, так как справа и слева по одной секции с бутылками (14 шт.) находится за пределами каркаса.

Теперь прикинем, как это будет выглядеть после обшивки. На рис. 6: 1 - уголок 30 х 30 мм для крепления палубы; 2 - стойка 1/2″, на которой крепится доска 43×27 см для обшивки рейками поплавка; 3 - обшитый поплавок.

И последнее: если судить по каркасу, то площадь палубы будет равна 3,4 x 2 = 6,8 м². Но если катамаран покажет хорошие ходовые качества, то палубу можно сделать шире, добавив по 20 см с каждой стороны за счет съемной доски. В качестве привода подойдут лопасти с велосипедными педалями. На палубе можно установить легкий тент от солнца и сделать ограждение из алюминиевых трубок, которые вставлять в заранее заготовленные гнезда, по которым пропустить бельевую веревку.

Такой катамаран будет отличным «домом отдыха» на семью из 2-3 человек и субботние и воскресные дни.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS