Главная - Кухня
Как бог наказывает за клевету. Интересное

«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в журналистской жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Более хладнокровные - или просто менее щепетильные в этом смысле - коллеги советовали «не обращать внимания» и «быть выше». Но набрать необходимую высоту у меня почему-то не получалось никак, я с неизбежностью падала в боль и отчаяние. Меня преследовали мысли: «Скольким же людям еще он это сказал - с такой же вот непоколебимой уверенностью! Сколько не знающих меня, однако, имеющих представление о сегодняшней жизни людей сходу приняло это как чистую правду!»

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами - ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я - не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее - в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда - в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает - святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента - главный клеветник упорен и изобретателен.

В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки - из Мурома в Старую Рязань... Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» - кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом» .

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться - никак не могу...

Но ведь это вообще не цель духовной жизни - перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние - это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел - но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись - это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн - использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно - это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься - это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем - было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы - нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я - честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» - это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие - очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, - она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом - это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому - когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще - с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня - одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности - и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают - проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального - это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

В последнее время различные антицерковные слухи, обвинения и оскорбления в адрес Православной Церкви, ее священнослужителей и мирян распространяются с небывалой активностью. Как показала ситуация с нашумевшим скандалом вокруг детского приюта в Свято-Боголюбском женском монастыре Владимирской епархии, для дискредитации Церкви, ее инициатив и ценностей организуются целые информационные кампании. И в нашей повседневной жизни - как у православных верующих, так и у далеких от Церкви людей - клевета не является чем-то необычным. Нам бывает неприятно узнавать, что мы оклеветаны, опорочены в глазах ближних, что наши слова и поступки перетолкованы и их смысл понят превратно. В то же время и мы сами зачастую смело, без колебаний высказываем вслух свои домыслы, распространяем сплетни о том или ином человеке или событии, не задумываясь о последствиях…

Как бороться с грехом клеветы, как научиться правильно, по-христиански относиться к наговорам и напраслинам? Кто и зачем распространяет негативную информацию о Церкви? С этими и другими вопросами мы обратились к уже известному нашим читателям иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

- Отец Августин, что такое клевета? В чем особенности этого греха? Что говорят о нем Святые Отцы?



Клевета - это заведомо ложные обвинения в несовершенных преступлениях или безнравственных поступках. Она есть грех против правды Божией, т. е. ложь, а также грех против любви к ближнему. Клеветник лишает себя радости любить другого человека. Святитель Тихон Задонский говорит: «Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, терзает. <...> Вредит себе, ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают его, ибо дает им повод к клевете и осуждению, и так их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И так же, как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так от одного клеветника, источника клеветы, многие христианские души заражаются и погибают» («Сокровище духовное, от мира собираемое»). Клеветник есть собственное имя диавола. Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Ложь диавола и клевета его на людей и служит, как сказано, причиною его имени» («Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»). Тот, кто согрешает клеветой, становится подражателем и учеником диавола.

- Что заставляет одних людей клеветать на других? Как связан этот грех с другими душевными недугами - гордостью, осуждением, злопамятностью, зложелательством, завистью?..

Иногда клевета происходит от пустословия. «Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разноситель ложных вестей и мнений, сеятель разногласий и раздоров», - читаем мы у преподобного Никодима Святогорца («Невидимая брань»).

Другая причина клеветы - злоба. У преподобного Нила Мироточивого говорится так:«<Злоба же> влечет человека в следующие девять: 1 - осуждение, 2 - злоречие, 3 - клевета, 4 - презорство (и вместе с тем возношение, гордость и пр.), 5 - алчность, 6 - хищение, 7 - ложь и несправедливый донос (т. е. клевета), 8 - притворство добродетелей или лицемерие, 9 - коварное советование. - Сим подвергаются осуждающие ближнего своего» («Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского»).

Также клевета происходит от зависти. В трудах преподобного Ефрема Сирина написано:«Страшная отрава - зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства» («Слово о добродетелях и пороках»). А преподобный Варсонофий Великий наставляет: «Возбуждает ли тебя враг на зависть, не клевещи - и ты победил лукавого, ибо плод зависти есть оклеветание» («Руководство к духовной жизни»). Пусторечие, по учению Святых Отцов, происходит от тщеславия. Зависть же и злоба - от гордости.

- Как бороться с привычкой распространять различные слухи и высказывать свои домыслы и суждения о ближних?

Премудрый Иисус, сын Сирахов, дает такой добрый совет: Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего (Сир. 19, 13-18).

Святитель Иоанн Златоуст советует не сразу вверяться различным слухам, а лишь после основательной проверки: «Ни Отец не имел неведения в Ветхом Завете, ни Сын - в Новом Завете. Что же значит: „Сошед узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются, аще же ни, да разумею“? Слух, говорит Он, дошел до Меня, но Я желаю еще точнее на самом деле удостовериться в том, не потому, что Я не знаю, но потому, что желаю научить людей - не внимать одним словам и, когда кто скажет что-нибудь против другого, не верить легкомысленно, а сначала самим тщательно исследовать и на самом деле удостовериться, и потом уже верить. Поэтому и в другом месте Писания сказано: „Не всякому словеси емли веры“ (Там же, 16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях“ (Пс. 100, 5)» («Против анмеев», слово 9).

А святитель Тихон Задонский предлагает следующее правило: «Когда слышишь злословие на кого-либо, то подумай, а не грешишь ли и ты таким грехом? Если грешишь, кайся в этом, если нет, благодари Бога и молись, чтобы не впасть в это искушение» .

Противоположная клевете добродетель - молчание. «К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие - и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом, - говорит преподобный Никодим Святогорец. - Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков» («Невидимая брань»).

- Как быть, если по неведению или по страсти оклеветал ближнего, но раскаиваешься в содеянном?

Если оклеветал публично, например, через СМИ, тогда нужно публично опровергнуть свою клевету и публично извиниться перед оклеветанным. Если же возвел напраслину частным порядком, необходимо попросить прощения у оговоренного и рассказать о своей неправде тем людям, перед которыми клеветал. Надо укорять себя, покаяться в этом на исповеди и стараться больше так не поступать, молиться, чтобы Господь и Матерь Божия укрепили, дали силы воздерживаться в дальнейшем от этого греха. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до Судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии). Доколе мы здесь, дотоле имеем добрые надежды; а когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи» («О Лазаре», слово 2).

- Как должен вести себя христианин, услышав негативный отзыв о ближнем?

Святые Отцы советуют уклоняться от таких бесед под различными благовидными предлогами. Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Так будем хранить уста свои чистыми от клятвы и от всего этого ограждать и язык, и уста, и ум наш, чтобы не рождалось в нас какого-либо злого помысла и не выражалось языком. Будем крепко затыкать и уши, чтобы не принимать пустого слуха, как заповедал блаженный Моисей: „Да не приимеши слуха суетна“ (Исх. 23, 1), и как еще сказал блаженный Давид: „Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях“ (Пс. 100, 5). Видишь, возлюбленный, сколько нам нужно бдительности, сколько труда для добродетели, и как самая малая небрежность губит нас всецело? Поэтому-то блаженный Давид и восклицал в другом месте, обличая делающего это: „Седя, на брата твоего клеветал еси, и на сына матери твоея полагал еси соблазн“ (Пс. 49, 20)».

А блаженной памяти старец Паисий Святогорец предлагает такой спасительный совет: когда при тебе начинают кого-нибудь злословить, отвечай: «Прости меня, я грешу тем же грехом и еще хуже того брата». Иногда можно сказать так, в другой раз - сослаться на занятость или недомогание и уйти.

- Как быть, если тебя оклеветали? Нужно ли оправдываться и добиваться восстановления правды или лучше молча претерпеть напраслины, возлагая все на Господа?

Молча терпеть напраслины, конечно же, лучше всего. Этим путем - терпения, смирения и любви - шел и Господь наш Иисус Христос, и все святые Угодники Божии. И когда к тому есть душевные силы, безусловно, следует им подражать. А если погрешаем - осуждаем оклеветавшего нас, поносим в ответ, то в этом надо каяться, укоряя себя в малодушии и снисходя во глубину смирения.

Однако так стоит поступать в том случае, когда клевета затрагивает только тебя лично. Если же она может повредить другим людям, тогда необходимо, ради ближних, противостоять ей, выяснить и публично рассказать об истинном положении вещей.

- Как христианин должен относиться к негативной информации, почерпнутой из сети интернет и других СМИ, но не проверенной им самим? Например, как правильно себя вести, если где-то узнал, что тот или иной священник - младостарец с раскольническими взглядами, но лично не общался с ним и не имеешь о нем достоверных свидетельств?

Тут надо смотреть, какой направленности издание распространяет данную информацию. Если, допустим, экуменическая газета хулит какого-нибудь священника или монаха, тогда эту хулу, скорее всего, следует воспринимать в противоположном смысле - как доброе свидетельство о человеке. Господь наш Иисус Христос сказал: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 11-12). А о сынах мира сего Он говорил: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6, 26). Если экуменисты, глобалисты или иные враги Церкви кого-то оклеветали, то христианин, разобравшись сам, должен объяснить эту ситуацию своим недоумевающим ближним.

- Как быть, если встречаешься с категоричным негативным суждением о той или иной православной книге, газете или о каком-либо сайте, но сам не читал порицаемого издания? Конечно, прежде чем составлять свое мнение, лучше всего ознакомиться с изданием, но ведь бывает так, что человек побаивается его читать, не имея уверенности в том, что сможет самостоятельно правильно оценить опубликованные там материалы...

Прежде всего, следует взять себе за правило, образно выражаясь, пить воду из чистого источника. Сначала необходимо оценить источник информации. Это можно сделать, ответив на несколько вопросов: православное ли это издание или нет? Не замечены ли его редакторы и авторы в проповеди еретических, раскольнических или сектантских идей? Каково их отношение к важнейшим проблемам современности - экуменизму и глобализации? Патриотическое это издание или космополитическое? Если авторы - православные патриоты, апологеты учения Православной Церкви и святоотеческого предания, если они негативно относятся к ересям, сектам, расколам, процессу построения нового мирового порядка, то им доверия больше, нежели всем остальным. Если они и ошибаются, то их ошибки, как правило, не злонамеренные, а допущены по человеческой немощи. В таких источниках обычно публикуется правдивая информация, которой можно доверять. А в том случае, когда есть желание разобраться основательнее в каком-либо конкретном вопросе, нужно обсудить его с духовным руководителем, помолившись о вразумлении Господу Богу, Его Пречистой Матери и святым Угодникам.

- Как Вы считаете, имеет ли сегодня место спланированная кампания по дискредитации Православной Церкви через СМИ и в чем ее причины?

Сейчас действительно развязана кампания по дискредитации Православия вообще, а Русской Церкви - в частности. Впрочем, это не новшество. В начале 90-х годов З. Бжезинский, русофоб и ненавистник Православия, открыто заявлял, что после падения Советского Союза врагом № 1 для США стала Русская Православная Церковь. И Запад стабильно и планомерно осуществляет давление на нашу Церковь с целью ее уничтожения. Это выражается, во-первых, в попытках смешать истину с ложью, правую веру с различными ересями в рамках так называемого экуменического диалога. Во-вторых, налицо публичные преследования ревнителей Православия, выступающих против экуменизма. Травля старца Петра (Кучера), насельников Оптиной Пустыни через скандал с «изгнанием» негра, кампания против молдавского Общества блаженной Матроны - это информационные войны прошлого. Сейчас идет новый виток - серия кощунственных акций в православных храмах и их тенденциозно-скандальное освещение в СМИ.

Недавно я разговаривал с одним уважаемым мною священником на данную тему, и он высказал следующую точку зрения. Причина нынешней клеветы на Патриарха, по его мнению, заключается в том, что во время первой волны нападок на Церковь, когда желтые антицерковные издания муссировали небылицы про кружку соли, якобы съеденную девочкой-сиротой в Боголюбове, и чуть ли не избитого в Оптиной Пустыни паломника-негра, явно лгали, чтобы опорочить наши православные святыни, церковное руководство повело себя не мудро. Оно позволило распространять эту клевету не только внешним врагам Церкви, но и никак не останавливало клеветников внутри нее - протодиакона Андрея Кураева, игумена Сергия (Рыбко), поносивших своих собратьев-священников, сектоведа-мирянина Дворкина, вообще заслужившего за уничижение пастырей отлучение от Церкви... Сегодня, когда все эти обвинения уже опровергнуты, никто, тем не менее, не принес извинений, никто не наказан и даже не получил выговора со стороны священноначалия. И конечно, теперь те же самые СМИ, опробовавшие свои силы в прошлых акциях, пошли дальше - объектом их нападок стал уже Патриарх.

Представим такую ситуацию, говорил мне отец Николай, что какой-нибудь казак согрешил - выпил лишнего, зашел в дом к цыгану, подрался с ним, стал приставать к цыганке, еле-еле удалось его выгнать. На следующее утро цыган побежал к атаману с жалобой на распоясавшегося казака (а может быть, и с клеветой на него, если этого случая в действительности не было), но что ответил ему атаман? - «Пошел вон! Это мой казак, и я сам буду с ним разбираться. Если провинился - накажу по всей строгости, но ты сюда свой нос не суй, это не твое дело!» Вот поступок настоящего атамана! - говорил мой собеседник. И я не могу с ним не согласиться. Поэтому остается надеяться, что наши «атаманы» - священноначалие - увидят свою ошибку и сделают правильные выводы из всех этих антицерковных выпадов.

- Как православные верующие могут и должны противостоять клевете и богохульству, распространяемым через СМИ?

Если клеветник - верующий человек, тогда следует руководствоваться заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 15-17).

Кроме того, в феврале 2011 года Архиерейским собором был принят документ «Об отношении Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», содержащий практические рекомендации, которые могут быть использованы каждым христианином. Для противодействия публичному богохульству предлагаются следующие меры:

Попытаться вступить с соответствующим СМИ, журналистом, политическим, общественным или религиозным деятелем в переговоры с целью примирения и проведения честной и открытой дискуссии; если не удается достигнуть понимания и примирения, необходимо прекратить сотрудничество с ними и рекомендовать членам Церкви не пользоваться данными СМИ;

- публикация материалов, разъясняющих противоправность и социальную опасность унизившего человеческое достоинство и оскорбившего религиозные чувства верующих богохульного или иного кощунственного высказывания;

- содействие мирянам в активном реагировании на богохульные акции с использованием информационных инструментов и иных допускаемых законом действий, таких как аргументированная критика, бойкот, пикетирование;
- благословение мирян и их организаций на мирное гражданское противодействие богохульству как разновидности унижения человеческого достоинства верующих и оскорбления их религиозных чувств;

- обращение с жалобой на автора богохульного или иного кощунственного материала, унизившего человеческое достоинство верующих и оскорбившего религиозные чувства, в саморегулируемые журналистские организации, в третейские организации;

- обращение в установленном законом порядке к органам государственной власти для разрешения конфликта, а также для пресечения и наказания действий, направленных на осквернение религиозных символов и на оскорбление чувств верующих, если таковые носят противозаконный характер;

- предание каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.

В документе также сказано: «Противостояние случаям богохульства и клеветы в публичной сфере может осуществляться клириками и мирянами Русской Православной Церкви как по благословению священноначалия, так и по собственной инициативе, при этом они должны руководствоваться священными канонами и официально принятыми церковными документами».

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Наказание за клевету

Царь Константин Копроним, иконоборец, потеряв надежду поколебать веру преподобного Стефана ласками и дарами, решил перед лицом Святой Церкви посрамить его имя, возложив на невинного старца грех, которым гнушаются даже молодые, но благовоспитанные люди. В том городе подвизалась молодая инокиня Анна. Слуги царя подкупили ее служанку, чтобы она лжесвидетельствовала на невинных.

Бессовестная женщина сделала все, что хотели гонители. Анну вывели из храма и представили суду. При допросах был сам Копроним и требовал только одного: чтобы она призналась в преступлении, после чего обещал ей царские милости. Но когда ни ласки, ни ложь ее рабыни, ни мучения не смогли поколебать ее твердость, мучитель был вынужден оставить преподобного Стефана в покое.

Между тем Копроним счел необходимым наградить клеветницу, чтобы и другие в подобных случаях охотнее исполняли его волю. Ее выдали замуж за богатого чиновника, и через некоторое время она родила близнецов. Но Господь покарал ее за лжесвидетельство! Однажды ночью, когда она спала со своими детьми, они вдруг с большой силой впились в ее грудь и стали пить молоко не как младенцы, а как молодые львы. Мать не могла освободиться от них. Таким образом, терзая ее, они убили ее и погибли вместе с ней…

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Освящение или наказание Апостол Павел в своем послании увещевает церковь:«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Следовательно, удовлетворяя греховные желания,

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

3. Вечное наказание Когда в Новом Завете речь идет о наказании нечестивых, встречается прилагательное «вечный». Так переводится древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по отношению к Богу, так и к человеку. Чтобы избежать недоразумений,

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Наказание Однажды к некоему судебному чиновнику с жалобой пришла собака. Чиновник крайне удивился и спросил:- Как это собака может явиться с жалобой?Собака же сказала:- Господин чиновник! Я долго скиталась и очень проголодалась. Поэтому я пришла в один дом и попросила

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

Преступление и наказание Ветхозаветное убеждение в особой ценности человеческой жизни не только создает иерархию серьезных проступков и отличает наказание смертной казнью от прочих наказаний, оно также распространяется на самого нарушителя, а также на характер и

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

НАКАЗАНИЕ Когда маггид узнал, что стал широко известен, он обратился с молитвой к Богу и просил объяснить, за какой грех он несет такое

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

12. Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. 13. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Преступление и наказание В Полинезии вожди пользовались своей богоданной властью в деятельности, типичной для вождей: устраивали пиршества, собирали войска, прокладывали дороги и строили оросительные системы, а также накапливали необходимые ресурсы. Само собой,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Наказание за богохульство 10–11 В израильском стане был один человек, мать которого была израильтянка, а отец - египтянин; имя его матери Шеломит, дочь Диври из колена Дана. Ходил он однажды среди сынов Израилевых и с одним из них поссорился и подрался. При этом сын

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Наказание за мятеж 26 Господь сказал Моисею и Аарону:27 - Сколько еще этот грешный народ будет роптать на Меня? Я слышу все, что говорят израильтяне, когда ропщут на Меня. 28 Скажи им: «Верно, как и то, что Я живу, - возвещает Господь, - что вы говорили, то Я и сделаю. 29 Ваши

Из книги Миссия Христа. Загадки библейского сюжета автора Яковин Диомид

Наказание мадианитян 1 Господь сказал Моисею:2 - Отомсти мадианитянам a за израильтян. Потом ты умрешь и отойдешь к народу твоему.3 Моисей сказал израильтянам:- Вооружите из числа ваших мужчин воинов, чтобы сразиться с мадианитянами и исполнить месть Господа над

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Глава 46: О том, что грех клеветы велик и что он служит для прославления оклеветанных, если они терпят клевету с благодарностью; и что Бог часто карает за клевету 1. Из ПалладияКак - то в Кесарии Палестинской девица, дочь пресвитера, пала и забеременела, а соблазнитель

Из книги автора

Преступление и наказание Грехопадение Адама и Евы – один из краеугольных камней христианского мировоззрения. Все наши представления о мире, в котором мы живем, о прошлой и будущей судьбе человечества, о миссии Христа на Земле – основаны на вере в это событие. Мы

Из книги автора

549. Внушение бороться с страстями и благодушно сносить клевету Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейшая матушка! Просите слова. Иду вслед за вашими словами и прилагаю что считаю нужным. "Живете неисправно". Исправьте все неисправленное. Без этого никогда не будете

Останавливаться на детальном разборе состава клеветы не будем, поскольку на нашем сайте имеются статьи, посвященные данному вопросу.

Если вы пострадали от клеветы и желаете привлечь обидчика к уголовной ответственности, то первое что следует сделать - обратиться с соответствующим заявлением в отдел внутренних дел по месту своего проживания.

Обратите внимание! На данном этапе вам уже следует представить доказательства распространения заведомо ложных сведений, порочащих ваши честь и достоинство или подрывающих репутацию.

В качестве таковых могут выступать листовки, сообщения в или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу, сведения, содержащиеся в печати (газеты, журналы), трансляции по радио и ТВ, распространяемые в сети Интернет (в том числе во всеми любимых социальных сетях), излагаемые в служебных характеристиках, обращениях, адресованных должностным лицам. И конечно же следует указать свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы, в особенности тех, через которых распространялись клеветнические сведения о вас.

Помимо прочего необходимо иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 128.1 УК РФ , считаются уголовными делами частного обвинения и преследуется в частном порядке. Что это значит? Это значит, что потерпевший вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за клевету сразу к мировому судье, минуя органы внутренних дел. Но в любом случае именно на потерпевшем лежит обязанность по сбору доказательств виновности клеветника и по их представлению в суд, тогда как уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ , являются уголовными делами публичного обвинения, преследование по которым осуществляется путем проведения предварительного расследования органом дознания и прокуратурой - в суде.

Написание и подача заявления о клевете

Немного остановимся на порядке подачи заявления о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, поскольку дела частного обвинения всегда вызывают у граждан вопросы.

Так, после обращения в правоохранительные органы по заявлению будет проведена первоначальная проверка с допросом потерпевшего, клеветника и свидетелей, данные о которых будут представлены сторонами обвинения и защиты.

После проведения указанных действий материал проверки будет передан мировому судье по подследственности по месту совершения преступления.

Затем мировым судьей будет вынесено постановление о приведении заявления в соответствии с требования уголовно-процессуального закона с указанием определенной даты, которое будет направлено потерпевшему (такое же постановление будет вынесено, если потерпевший неправильно составит заявление, обращаясь непосредственно к мировому судье).

Обратите внимание! До указанной в постановлении даты потерпевшему надлежит представить мировому судье заявление о привлечении к уголовной ответственности клеветника.

То есть это будет второе заявление о привлечении к уголовной ответственности, но уже мировому судье. И ссылка на то, что я уже писал заявление в отдел внутренних дел (при обращении изначально туда), будет незаконна. На данном этапе следует учитывать, что заявление о привлечении к уголовной ответственности будет заменять собой обвинительный акт, то есть должно наиболее полно содержать сведения о предъявляемом обвинении:

  • о субъективной и объективной сторонах преступления,
  • о преступнике, с указанием его фамилии имени и отчества, адресе проживания,
  • те же данные о свидетелях.

Для правильного составления указанного заявления имеет смысл ознакомиться с материалом проверки, проведенной отделом внутренних дел, в которой должны содержаться указанные сведения. Также потерпевший вправе указать в заявлении ранее не заявленных свидетелей. После принятия заявления к производству мирового судьи будет назначено судебное разбирательств, в ходе которого именно потерпевший должен будет доказать виновность клеветника.

Обратите внимание! На этапе обращения к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в силу специфики уголовного преследования настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, помощь которого вам также понадобится на стадии рассмотрения уголовного дела судьей.

Необходимо также отметить, что срок приведения заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, указанный мировым судьей, не является пресекательным, и потерпевший вправе обратиться с указанным заявлением в течение 2 лет с даты совершения преступления, но в данном случае клеветник будет освобожден от уголовного наказания в силу истечения срока давности уголовного преследования.

В рамках расследуемого или рассматриваемого в суде уголовного дела о клевете потерпевший вправе обратиться с гражданским иском (а по делам частного обвинения - в рамках судебного разбирательства) о компенсации морального вреда и убытков, а также с требованием об опровержении порочащих сведений. Также потерпевший вправе обратиться с подобным иском в гражданском порядке после вынесения приговора.

Обратите внимание! Отказ в возбуждении уголовного дела о клевете либо его прекращение не лишает потерпевшего права обратиться за защитой своих прав в гражданском порядке с иском о защите чести и достоинства.

Как оправдать себя, если тебя оклеветали?

При построении линии защиты от обвинения в клевете, необходимо учитывать следующие важные моменты. По смыслу Уголовного закона РФ если лицо, распространяющее клеветнические сведения, считало их истинными (не сомневалось в этом), то исключается такой важный признак субъективной стороны клеветы как заведомость, в силу чего такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

То есть распространяемые сведения должны быть выдуманными, кроме того порочащими честь и достоинство личности, иными словами воспринимающимися обществом в качестве позорящих, заслуживающих порицания.

Обратите внимание! При этом, если подобные сведения сообщаются только лицу, которого они касаются, при соблюдении тайности, данное действие не является их распространением.

Лицу, обвиняемому в клевете, следует заручиться поддержкой свидетелей, документальными доказательствами своей позиции, в том числе, к примеру, заключением лингвистической экспертизы на предмет не отнесения сведений к числу порочащих, и иными доказательствами в зависимости от обстоятельств преступления.

В заключение следует сказать о том, что уголовные дела о клевете (в особенности клевета, преследуемая в частном порядке) являются делами сложными, затяжными и неприятными. Самостоятельно без помощи квалифицированных юристов доказать клевету достаточно тяжело, как собственно и защитится от обвинения в клевете.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Если Вас оклеветали

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!

То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

(1 Пет. 2, 19).

Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые.

(1 Пет. 3, 16-17).

Небыль, как вода, а быль, как смола.

Правда суда не боится.

Всё минется, одна правда останется.

Русские пословицы.

Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо.

Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949).

Когда услышишь, что о тебе говорят худо, тогда подумай: я дурно сделала, так о мне и говорят худо, и помолись Богу: Господи! помоги мне исправиться!

Злословие и бесчестие бывает тебе к искушению сердца твоего, которым показывается, что в сердце твоем кроется: кротость или гнев, ≈ таков бывает человек, принявший досаду, каков в сердце имеется.

Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное потому, что заслужили мы сами себе это; неправедное, потому что, хотя и не виноваты в том, в чем поносят, но в другом согрешили...
Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому какою мерою мерили, такою и нам мерят.
Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается.

Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякие поношения и нам оставил пример, чтобы мы последовали следам Его (1 Пет. 2, 21). Этому образу следовали все святые. На Христа и подражателей Его святых взирай и подкрепление терпению принимай.

1) Без Бога ничего нам не бывает, потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи же, что Бог посылает.
2) Тем утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть великое утешение. Лучше одной совестью утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели совестью обличаться, хотя и весь свет хвалит.
3) Ты имеешь много в этом бедствии товарищей: святые Божии много клеветы претерпели, и ныне много таких можно найти, которые то же терпят.
4) Рассуди и рассмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Если это было, то клевета клеветою и казнится, и потому терпи благодарно, что грех здесь наказывается, чтобы там тебе, согрешившему, помилованным быть.
5) Видишь, как Бог милостью Своею обращает нам в добро то, что сатана и люди злые замышляют нам во зло. Будь же ныне спокоен, и утешайся, и забудь всю суету. 6) Учись из этого не верить клевете других, которые на иных клевещут.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Что тебе и до этого, когда Сам Бог будет рассматривать твое дело, а не те, которые слышали клевету?.. Сам Бог был оклеветан и от сатаны, и от людей, и при том перед людьми, которых Он наипаче любил...

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо.

Святитель Иоанн Златоуст. (IV-V век).

Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом.

Когда обесчестят тебя, радуйся, ибо если несправедливо,. То велика тебе награда, в если справедливо, то, как скоро уцеломудришься, избавишься от наказания.

Когда друг твой, унижаемый похвалами трудам твоим, предается зависти и даже при посторонних будет труды твои поражать словами тщеславия, чтобы распространяющуюся о тебе славу омрачить насмешками над тобою, тогда не обращай внимания на его зависть и не терзайся этим, чтобы горький яд не вливался в душу твою. Ибо дело сатаны как его воспламенять завистью, так тебя убивать горестью. Лучше же будем смиряться пред таковыми, честию болша творяще (Рим. 12, 10) и ублажая за трапезою, чтобы укротить рассвирепевший от ревности дух.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истины, и просит прощения, а не старается уверять людей, что он оклеветан.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет епитимией за то, в чем сами себя считаете виновным. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно.

Путь тесный и прискорбный есть прямая дорога в рай... Всякая напраслина, благодушно переносимая, - венец Божий есть, на главу уже надетый.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Такой-то похулил тебя: возненавидь не его, но хулу и подучившего к тому его демона. Если же ненавидишь похулившего тебя, то ты возненавидел человека и преступил заповедь, и что он сделал словом, то ты совершаешь делом. А если хранишь заповедь, то покажи к нему дело любви, и если в чем можешь, помоги ему, да отвратишь его от зла.

Сколько будешь молиться за оклеветавшего, столько Бог вразумлять будет соблазнившихся о тебе.

Св. Максим Исповедник (VII век).

Если услышишь о ком-либо, что он укорял тебя, и он придет к тебе, ты не обличи его, но возвеселись с ним; яви лицо твое ему приятным, да обрящешь дерзновение в молитве твоей.

Неизвестный старец, из "Отечника".

Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.

Если будем благословлять злословящих нас, то есть говорить о них доброе, этим возложим уже узду на уста наши.

Преподобный Антоний Великий (IV век).

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток, тот может спастись.

Неизвестный старец из "Отечника".

Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю. Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу, это тяжело. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою и не слушай шума ветра?

Худые слова лучше всего опровергать хорошими делами.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, - пусть будет правда: они делают неправду; а между тем, неправда их соделывает в нас Божию правду. Понимаешь ли это? И Давид не велел убивать Семея, хулившего его, а сказал: "Оставьте Семея кляти Давида; Бог велел ему кляти Давида". И ты так поступай, говоря себе: "Бог велел им оскорблять меня, чтобы грехи мои простить".

Ты оклеветана в том, в чем знаю, что ты невинна: то-то и хорошо, что невинна; люди клевещут, а Бог оправдает, а между тем надобно веровать, что это попущено Божиим смотрением, чтобы терпением сего порицания ты очистилась от грехов другого рода, в неимении коих никто не похвалится...

Случаи сии научают нас терпению и смирению, чрез познание наших немощей, а ты старайся более быть приветливою с теми, кои тебе благодетельствуют, и быть благодушною и молиться за них.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Когда мы резко говорим о других, то это ничего, извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы...

Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

И Христос в сей жизни претерпел за нас грешных бесчисленные скорби. Его обзывали ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в Себе веельзевула, князя бесовского, всячески насмехались, клеветали, и чего-чего не делали...
Каков же конец? Сказано: Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, и проч. (Флп. 2, 9).

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.

Я даже доволен бываю, когда мнения обо мне расходятся, потому что, хотя это и неприятно для самолюбия, но полезно для спасения души.

Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Если ты по внешности смиренна, тиха, терпелива, это все еще недостаточно, это телесное, а надобно душевное, совершенное. Надобно думать: я хуже всех, я сама во всем виновата; а не так, чтобы других винить, что тебя оклеветали; оправдания никакого иметь не должно.

Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS