Главная - Унитазы
Гаджи гамзатович гамзатов. Гамзатов, гаджи гамзатович Гаджи гамзатов

13.10.2011 19:43:10

О Гаджи Гамзатовиче Гамзатове, академике РАН, выдающемся ученом, мудром человеке, представителе плеяды Гамзатовых написано и сказано много. Нелегко найти что-то особо новое, что не подмечено его биографами. Его деятельность всегда открыта, она на виду у всего Дагестана. Понимая всю ответственность, я осмелюсь выделить несколько серьезных, судьбоносных после распада СССР аспектов проблем в его деятельности, которым, на мой взгляд, не уделено до сих пор особого внимания.
Известно, что после распада страны во всех научных центрах Кавказа, как и всей России, начались радикальные, взрывоопасные дискуссии, конференции, симпозиумы, определявшие политическое и социально-языковое состояние республик по статусу родного и русского языков, сохранению языков малочисленных народов, их письменности, особо выделяя основы графической системы и т.д. В этих сложнейших политических и социолингвистических условиях, особенно для многоязычного Дагестана, все взвешенные шаги Гаджи Гамзатовича в последующем себя оправдали. Он видел необратимость проблемы и понимал, что раздвоение научной элиты общества приведет к неминуемой катастрофе. Ученый Гамзатов всегда призван вести диалог с оппонентом, он человек особой нравственности и ответственности за судьбу Дагестана. Его примиренческие индивидуальные шаги были существенными, хотя и кажущимися для некоторых, может быть, на данном этапе неприемлемыми. Но его глубокие знания создают ауру почитания и уважения.
Перед почтенным академиком Дагестан предстает как живой и реальный ареал широко распространенного трехъязычия, обусловленного наличием и функционированием большого числа языков бесписьменных, письменных и русского как языка-макропосредника. Учитывая сложившуюся объективную неизбежность, он исходит из максимально разумного и справедливого понимания языковых потребностей каждого этноса, без попытки выстраивания их по ранжиру и табели о рангах. Не предпочтение одного перед другим, а свободное владение обеими языками и равноправное пользование ими в обществе – такова его общая теоретико-методологическая и практическая установка на феномен двуязычия. Для Гаджи Гамзатовича билингвизм не может строиться на альтернативе «или – или» и тем более – реализовываться за счет судеб национальных языков, сужения сфер их функционирования, тем самым ущемляя лингвокультурные интересы Дагестана. Его понимание созвучно с концепциями национальной политики европейских языков по отношению к малым языкам.
Не менее важна была в то время и проблема, связанная с графической системой алфавитов. Здесь мнения среди интеллигенции Северного Кавказа резко расходились. Одни выступали за переход с русской графики на латинскую, другие – на арабскую.
Гаджи Гамзатович, понимая общегосударственное и практическое значение русской графической основы, которая служит почти столетие, выступал за ее сохранение, вновь доказывая преимущество этой графики. Построение письменности на основе русской графики уничтожало алфавитный разнобой, что облегчало учащимся как усвоение родного, так и изучение русского языка. К тому же пользование русской графикой дало возможность лучше овладеть русским языком – языком межнационального общения. В свою очередь, это способствовало подготовке национальных кадров во всех областях науки, техники и культуры. Одновременно стоит вспомнить изданные в Москве великолепные словари разных отраслей науки.
Известно, что латинский алфавит затрудняет составление алфавитов для языков с большим количеством фонем, в частности, для языков Северо-Западного Кавказа. К основным буквам латинского алфавита приходится добавлять до 20 и более новых диакритических знаков, т.е. надстрочных и подстрочных знаков. Он не допускает двухбуквенных обозначений фонем. Лингвисты-кавказоведы хорошо владеют научной латинской транскрипцией кавказских языков, составленной Н.С. Трубецким, и знают, какие трудности составляют они для нас.
Всем хорошо известно, что значит для семьи Гамзатовых арабистика и в общем востоковедение лично для Гаджи Гамзатовича, но социально-политические интересы всей республики, входящей в состав Российской Федерации, стали выше личных научных интересов. И он сразу занял позицию государственника, что вызывает двойное уважение к нему как ученому и человеку.
Независимо от любой конъюнктуры и политических дрязг того времени, взвешенные, дипломатические шаги академика Гамзатова продолжают работать и на будущую перспективу. Гаджи Гамзатович принадлежит к тем редким ученым, которым удается оказать формирующее воздействие на окружающих. Он покоряет нас своим благородством, простотой, большой внутренней убежденностью и цельностью. Опыт, знание, преемственность, масштабное понимание функционирования малых этносов помогли сориентироваться в этом сложном, быстро меняющемся мире.
Безусловно, в будущем очевиднее становится необходимость представить комплексное значение этнической личности ученого Г.Г. Гамзатова в становлении научной интеллигенции Дагестана и всего Северного Кавказа в контексте его науки, организаторской деятельности и происходящих политических и социокультурных процессов.
Современная глобализация покрывает мир огромной информацией, и человек тонет в этой бездне. В таких условиях этническое в человеке может помочь ему разобраться в сложном динамическом мире, почувствовать принадлежность к определенной социокультурной общности для сохранения целостности своего этноса. Поэтому для нашего молодого поколения знание этих явлений и опыт старшего поколения необходимы как сама жизнь.
Гаджи Гамзатович стоял у истоков подготовки и становления научных кадров всего Северного Кавказа. Им впервые на Северном Кавказе был организован диссертационный совет, где первым защищал диссертацию абхаз Валерий Кварчиа по отраслевой животноводческой лексике, ныне доктор наук, известный политик. И до сих пор исследователи из разных научных центров страны продолжают защищать свои работы в Махачкале, иногда имея даже у себя подобные советы. Именно совместные научные мероприятия ученых создали прочную базу для глубоких исследований по гуманитарным наукам на Кавказе.
Следует отметить особую значимость для Гамзатова культуролого-исторических исследований в области расшифровки художественных текстов Востока, сыгравших огромную роль для арабо-мусульманского культурного мира и формирования национальных литератур Дагестана.
Имея опыт Запада и Востока и зная, что культура включает в себя ценности, подходы, нормы поведения, основанные на взаимопонимании, терпимости и солидарности, Гаджи Гамзатович смог найти внутренние, глубинные основы национального менталитета, которые выявляют конкретные слагаемые культуры межнационального общения в многонациональной научной среде и их соотношение с культурой мира. Это позволило ему более четко определить роль и место родной культуры в процессе мирового развития, расширить возможности социальной значимости личности каждого ученого – сотрудника Дагестанского института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы.
Гаджи Гамзатов считает, что сопоставление элементов культуры разных этносов дает возможность понять, как происходит взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей. Кодификация и учет культурных традиций способствуют их сохранению, а следовательно, и обогащению культурного мира того или иного народа. Он исходит всегда из исторической памяти нации, культуры и мудрости народа, которые требуют работы, поиска истоков нашего разума, оставленного в наследство предыдущими поколениями.
В Г.Г. Гамзатове – интеллектуальный сплав культур Запада и Востока, который направлен на осмысление и возрождение духовной культуры наших народов. Восток и Запад Гаджи Гамзатович рассматривает как два ствола одного мощного дерева. Он прекрасно знает историю Востока и Запада. Культурная инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. С Востока, от финикийцев, пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы. На Востоке родилось христианство, распространившееся затем по всей Европе. Восемь веков спустя античное наследие сыграло важную роль в становлении классической арабо-мусульманской культуры, которая, в свою очередь, стала важным звеном в прогрессе мировой цивилизации…
Как видно, в его художественной культуре всегда присутствует синтез культурно-цивилизационных комплексов Востока и Запада как органическое единство человеческого рода и индивида, находящегося в духовном пространстве мудрости.
Еще хотелось бы рассказать об одном уникальном качестве Гаджи Гамзатовича… Я его видела на многих зарубежных международных конференциях – в Париже, Лейдене, Мюнхене. Он всегда окружает всю свою делегацию теплотой и уважением. Рядом с ним чувствуешь одновременно комфортность, уверенность и ответственность. Его присутствие гарантирует защищенность даже тогда, когда он не принимает участия в ожесточенных дискуссиях. По всей видимости, наш Гаджи Гамзатович обладает таинственной, «мистической» властью, что вызывает восхищение и благородное удивление.
Триада творческого наследия Гамзатовых – Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Гаджи Гамзатова – останется как бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры о Кавказе.
Хочу завершить свою статью словами лауреата Нобелевской премии И. Пригожина: «Сегодня задача в том, чтобы найти узкий путь между глобализацией и сохранением культурного плюрализма, между насилием и политическими методами решения проблем, между культурой войны и культурой разума. Это ложится на нас как тяжелое бремя ответственности». Данное высказывание в полной мере отвечает стремлениям, мыслям, ответственности, убеждениям, т.е. феномену этнической личности академика Гаджи Гамзатовича Гамзатова.

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2012, том 71, № 5, с. 78-79

6 октября 2011 году ушел из жизни академик Гаджи Гамзатович Гамзатов. Он умер в возрасте 85 лет, но смерть его стала неожиданной. До последнего дня он был полон творческой энергии, строил планы на будущее.

Природа наделила его такой великой жаждой жизни, которой хватило бы на нескольких человек. Он беззаветно любил науку и отдал ей десятилетия напряженного творческого труда. Именно академику Гамзатову принадлежит приоритет в открытии на литературной карте нашего Отечества целого материка "Дагестанские литературы" и описании его как единого историко-культурного феномена.

Опираясь на анализ арабо, ирано, тюркоязыч-ного наследия народов Дагестана, Г.Г. Гамзатов выявил динамику трансформации арабо-мусуль-манского опыта в становлении дагестанских литератур. При этом особое внимание им было уделено рассмотрению генезиса литературного процесса, описанию перехода от традиционалистского типа художественного мышления, во многом ориентированного на фольклорные сюжеты, к качественно иной литературной практике, связанной с приоритетом гуманитарных ценностей, усилением психологизма, снижением роли нормативных установок.

Среди этого круга работ Г.Г. Гамзатова следует выделить монографии "Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции и своеобразие художественной системы", "Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии", "Дагестанский феномен Возрождения", которые стали подлинной энциклопедией духовной жизни народов Северного Кавказа, получили заслуженное признание в России и за рубежом.

Интерес к фундаментальным вопросам истории и теории дагестанской литературы сочетался у Гаджи Гамзатовича с любовью к локальным конкретным филологическим темам. Он мечтал, например, написать работу об образах животных в баснях своего отца - дагестанского поэта Гам-зата Цадасы.

Последние годы жизни Г.Г. Гамзатов был увлечен подготовкой коллективной монографии "Дагестан на перекрестке культур и цивилизаций. Гуманитарный контекст", где он выступил как автор общей концепции тома, ответственный редактор, автор многих статей. Эта новаторская работа, решенная в жанре свободного научного историко-литературного исследования, освещает многие важные вопросы духовного развития Дагестана -одного из уникальных гео- и этнополитических регионов нашей страны в его взаимосвязях с Россией, странами Европы, Ближнего Востока.

Одновременно с этим трудом Г.Г. Гамзатов вел работу над подготовкой уникального двадцатитомного издания "Свод памятников фольклора народов Дагестана", первые две книги которого под его редакцией уже вышли из печати.

Творческое наследие академика Гамзатова велико и многообразно, оно включает десятки книг, сотни статей, без учета которых сегодня невозможно представить себе сколько-нибудь результативную работу в области изучения не только национальных литератур, но и российского литературного процесса в целом.

Со стороны казалось, что постоянное творческое напряжение дается Г.Г. Гамзатову легко. Это, конечно, не так. Трудно представить себе, как велики были сомнения, "муки творчества", которые сопровождали у него написание каждой работы. Другое дело, что сам характер Гаджи Гамзатовича воспринимался как исключительно светлый, так органично, так естественно реализовывали себя его связи с жизнью (вспоминается мандельшта-мовское: "Не разнять меня с жизнью...").

Он любил свой дом, свою большую и дружную семью, свой родной институт. Любил друзей и умел дружить, любил шумное многочасовое кавказское застолье и сам был отличным тамадой, удивительно красиво говорил о каждом из участников торжества. Гаджи Гамзатов - тамада, это целый мир высоких чувств, дружбы, товарищества. Он любил людей, просто людей, а не знаковые фигуры, отмеченные орденами, и люди платили ему тем же. Ему было о чем поговорить с ними, не только о своей научной работе.

АКАДЕМИК ГАДЖИ ГАМЗАТОВИЧ ГАМЗАТОВ

В 1972 году Г.Г. Гамзатов принял решение уйти с поста Министра культуры Дагестана и возглавить Институт истории языка и литературы, им. Г. Ца-дасы Дагестанского филиала АН СССР, а с 1992 года - Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, превратив его в один из ведущих региональных гуманитарных научных центров нашей страны. С тех пор его жизнь была полностью связана с Академией наук.

Большая академическая карьера не сделала его снобом, снобизм был органически чужд ему. Однако он не был излишне мягок или предупредителен, он был значителен, значителен и учтив. Сын и брат знаменитых поэтов он и сам был знаменит и мог бы сказать по примеру одного из современников Пушкина: "Я сам себе предок".

В молодости он был красив, с годами лицо его приобрело черты той особой одухотворенности, которой так богаты лица восточных стариков, достойно проживших жизнь.

Я помню юбилейные дни мая 2011 года. Ему исполнилось 85 лет. Огромный зал Русского драматического театра в Махачкале полон народу. Помню молодые лица, помню его слова. Он говорил о своем отце, брате, говорил о себе. Он говорил о человеке, который, несмотря ни на что, прожил жизнь в ладу со своим временем, своим народом, своей страной. И в его

словах звучала неподдельная гордость большого человека, который не собирается меняться и изменять себе в угоду интересам сегодняшнего дня.

Последний раз он прошел по коридору своего родного института 6 октября 2011 года, обернулся, сделал прощальный жест секретарю, которая вышла проводить его... через несколько часов его не стало.

Похоронили Гаджи Гамзатовича на следующий день высоко в горах, в селенье Цада. Там, на родной земле, где они со старшим братом Расулом бегали ещё мальчишками, недалеко от дома их отца есть старое сельское кладбище. Отвесная потрескавшаяся скала охраняет покой тех, кто здесь лежит. На могильном камне выбито по-аварски: "Гамзата сын Гаджи". От Махачкалы до Цада путь нелёгкий - 180 километров через горные перевалы. Сюда приходят те, кому Гаджи Гамзатович был душевно нужен. Случайные люди здесь не бывают.

Гаджи Гамзатов, младший брат поэта Расула Гамзатова, родился в ауле Цада Хунзанского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы - народного поэта Дагестана.

Должности

  • Председатель Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Дагестанской АССР (1963-1970);
  • Министр культуры Дагестанской АССР (1970-1972);
  • Директор Института истории, языка и литературы им. Гамзата Цадасы (1972-1992) - Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы (1992-2004);
  • Председатель президиума Дагестанского филиала АН СССР - Дагестанского научного центра РАН (1990-1998).
  • Почетный член Национальной академии наук Грузии (2010)
  • Действительный член Российской академии естественных наук

Награды

  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1993)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1986)
  • Орден Дружбы народов (1981)
  • Орден «Знак Почёта» (1971)
  • Заслуженный деятель науки Республики Адыгея (2011)

Основные научные труды

  • Гамзат Цадаса: Жизнь и творчество до революции. 1877-1917. (1973)
  • Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы (1978)
  • Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта (1982)
  • Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур (1982)
  • Преодоление. Становление. Обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы (1986)
  • Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии (1990)
  • Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти (1996)
  • Дагестанский феномен Возрождения. XVII-XIX вв. (2000)
  • Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты (2004)
  • Лингвистическая планета Дагестан. Этноязыковой аспект освоения (2005)
  • Избранное: научные статьи, публицистика, очерки, переводы (2006. На авар. яз.)

Сборники, коллективные труды, вышедшие под редакцией Г. Г. Гамзатова:

  • Перепутанные ноги: Дагестанская сказка для взрослых (на немец. яз.) (1983; 1986)
  • Традиционный фольклор народов Дагестана (1991);
  • Девятый международный коллоквиум Европейского общества кавказоведов (1998);
  • Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане (1999);
  • А. С. Пушкин: Восток. Кавказ. Дагестан (1999);
  • Языки Дагестана (2000);
  • Исторические, духовные и нравственные уроки Шамиля (2000);
  • ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур (2003);
  • Героические песни и баллады аварцев (2003);
  • Русско-аварский словарь (2003);
  • Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы: вчера, сегодня, завтра. К 80-летию основания (1924-2004) (2004);
  • Словесная культура Дагестана: логика формирования, опыт тысячелетия. Школа и проекты академика Г. Г. Гамзатова (2006)
  • Наследие как система ценностей (2007)
  • Горизонты современного гуманитарного знания (2008);
  • Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии (2008).
скачать

Реферат на тему:

Гамзатов, Гаджи Гамзатович



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Должности
  • 3 Основные научные труды

Введение

Гаджи Гамзатович Гамзатов (род. 5 мая 1926, Цада, Хунзахский район Дагестанской АССР) - российский ученый, литературовед, фольклорист, социолингвист и востоковед, действительный член Российской академии наук (c 26 мая 2000 года).


1. Биография

Гаджи Гамзатов, младший брат поэта Расула Гамзатова, родился в ауле Цада Хунзанского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы - народного поэта Дагестана.

2. Должности

  • Председатель Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров Дагестанской АССР (1963-1970);
  • Министр культуры Дагестанской АССР (1970-1972);
  • Директор Института истории, языка и литературы им. Гамзата Цадасы (1972-1992) - Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы (1992-2004);
  • Председатель президиума Дагестанского филиала АН СССР - Дагестанского научного центра РАН (1990-1998).
  • Почетный член Национальной академии наук Грузии (2010)

3. Основные научные труды

  • Гамзат Цадаса: Жизнь и творчество до революции. 1877–1917. (1973)
  • Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы (1978)
  • Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. Типология и своеобразие художественного опыта (1982)
  • Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур (1982)
  • Преодоление. Становление. Обновление. На путях формирования дагестанской советской литературы (1986)
  • Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии» (1990)
  • Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти (1996)
  • Дагестанский феномен Возрождения. XVII–XIX вв. (2000)
  • Дагестан: духовное и художественное наследие. Концептуальный, мировоззренческий и нравственный аспекты (2004)
  • Лингвистическая планета Дагестан. Этноязыковой аспект освоения (2005);
  • Избранное: научные статьи, публицистика, очерки, переводы (2006. На авар. яз.).

Сборники, коллективные труды, вышедшие под редакцией Г. Г. Гамзатова:

  • Перепутанные ноги: Дагестанская сказка для взрослых (на немец. яз.) (1983; 1986)
  • Традиционный фольклор народов Дагестана (1991);
  • Девятый международный коллоквиум Европейского общества кавказоведов (1998);
  • Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане (1999);
  • А. С. Пушкин: Восток. Кавказ. Дагестан (1999);
  • Языки Дагестана (2000);
  • Исторические, духовные и нравственные уроки Шамиля (2000);
  • ХХ столетие и исторические судьбы национальных художественных культур (2003);
  • Героические песни и баллады аварцев (2003);
  • Русско-аварский словарь (2003);
  • Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы: вчера, сегодня, завтра. К 80-летию основания (1924–2004) (2004);
  • Словесная культура Дагестана: логика формирования, опыт тысячелетия. Школа и проекты академика Г.Г. Гамзатова (2006)
  • Наследие как система ценностей (2007)
  • Горизонты современного гуманитарного знания (2008);
  • Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии (2008).
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 07:10:19
Похожие рефераты: Гамзатов Расул Гамзатович , Р Гамзатов , Гамзатов , Гамзатов Р , Гамзатов Расул , Расул Гамзатов , Гаджи ,

 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS