Главная - Расходные материалы и инструменты
Если один день поста нарушил. О воздержании и трех степенях сытости

Аудио версия настоящей статьи:

Если человек намеревался соблюдать пост и в течение дня преднамеренно нарушил его, не имея на то весомых причин, как быть? Он обязан восполнить этот нарушенный день одним днем поста после месяца Рамадан или же ему следует поститься два лунных месяца плюс один день?

Я пропустила один день поста по неуважительной причине. На одном из сайтов прочитала, что пропущенный день по неуважительной причине следует восполнить двумя месяцами непрерывного поста. Правда ли это? Я всегда думала, что пропущенные дни восполняются один к одному. Д.

Прочитанное вами является выражением одного из богословских мнений, не подтвержденного ни Кораном, ни Сунной . Большинство авторитетных богословов говорят о том, что искупление в виде двухмесячного поста может быть только в случае нарушения его супружеской близостью (половым актом) . В достоверном хадисе говорится лишь об этом случае. Приведу хадис. Однажды к пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует) подошел человек и воскликнул: «Я погиб! [Горе мне!]» Посланник Божий спросил: «Что погубило тебя? [Что случилось?!]» - «Я [преднамеренно] вступил в половую связь с женой во время поста в Рамадан». - «Есть ли у тебя раб, которого ты мог бы освободить в искупление греха?» - спросил Пророк. «Нет». - «А сможешь ли ты поститься два месяца подряд?» - «Нет, не в состоянии». - «А есть ли у тебя возможность накормить шестьдесят бедняков?» - «Нет». Он [пришедший со своей бедой] присел [неподалеку]. Пророку принесли корзину с финиками . Он (да благословит его Всевышний и приветствует) обратился к тому человеку: «[Возьми это и] раздай в качестве милостыни [в искупление своего греха]». - «А разве есть кто-то беднее меня, более нуждающийся в этом?!» Пророк широко улыбнулся (засмеялся) и сказал: «[Тогда] иди и накорми этим свою семью » .

Подробнее об этом читайте в материале «Супружеская близость во время поста».

Разве искупление в 60 дней поста необходимо только для супругов, вступивших в интимные отношения до времени разговения? А как же те, кто, например, намеренно пропускает пост, имея возможность поститься? Почему они не должны быть оштрафованы 60 днями? Руслан.

Нет такого положения в Коране и Сунне.

На вопрос одного из посетителей сайта сайт касательно поста вы дали ответ, который я не понял. «Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail». - «Неправда. Каждый пропущенный день восполните одним днем поста». Здесь говорится о неуважительной причине(!), следовательно, ему надо непрерывно поститься 60 дней?! Данияр

С чего вы взяли? Откуда такая уверенность?

Уважаемый Шамиль, меня интересует вопрос о преднамеренном нарушении поста, например съел что-нибудь, осознавая нарушение поста; не держал пост в определенный день из-за работы. Вы писали о преднамеренном нарушении в случае половой близости, искуплением чего является непрерывный двухмесячный пост. Какое искупление предусмотрено в иных случаях осознанного нарушения? Газиз.

Один человек соблюдал пост в месяц Рамадан только первые 6 дней. Вечером 6-го дня он вознамерился не поститься, начиная с 7-го дня, причем без какой-либо уважительной причины (возможно, ввиду слабости веры). Следует ли ему только возместить пропущенные дни или же он должен соблюдать 60 дней в качестве каффарата (искупления) за каждый пропущенный день? Считается ли, что он не нарушал пост, так как не имел намерения поститься в определенный день? Как известно, во время Рамадана намерение нужно произносить на каждый новый день. Муслим.

Искупление в форме соблюдения поста на протяжении двух лунных месяцев за один преднамеренно нарушенный день поста предусмотрено канонами лишь в случае нарушения его преднамеренным вступлением в половой акт с женой (мужем) . По этому поводу имеется достоверный хадис .

Некоторые ученые говорили о подобном искуплении и в случае нарушения поста преднамеренным приемом пищи и питьем воды. Однако данное богословское суждение не имеет прямого подтверждения в аятах и достоверных хадисах, а потому остается суждением, с которым можно и не согласиться .

Будет ли правильным держать уразу в месяц Рамадан 9 дней: 3 дня в начале, 3 - в середине и 3 в конце?

Это не будет правильным. Несоблюдение поста, при наличии возможности соблюдать его, - тяжкий грех пред Господом миров. Такая необязательность может обернуться неприятностями земными и вечными. Не советую разрушать свое будущее, игнорируя Божье предписание .

Считаю уместным напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 139.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 229; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 139.

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229.

Обращаю внимание читателя на то, что мусульманская культура еще со времен Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) активно способствовала искоренению рабства, которое в те времена было широко распространено в мире. Одним из крупных благодеяний пред Богом, а также одной из форм искупления греха было предоставление свободы тому, кто являлся рабом или стал таковым в результате превратностей судьбы. Отмечу, что с точки зрения Ислама превращение свободного человека в раба - один из самых тяжких грехов.

В одном из достоверных риваятов говорится, что в корзине было пятнадцать са‘ фиников. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2393. Подробнее об этом см.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 230.

Са‘ - это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и - 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему посудины, посредством которых происходила продажа сыпучих масс. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.

В одном из риваятов хадис завершается словами: «Сам поешь и накорми семью. [В искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан] и проси у Всевышнего прощения». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 272, хадис № 2393, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1671, «сахих». В св. х. Ибн Маджа присутствуют только слова «[в искупление греха] постись один день [после месяца Рамадан]».

Подробнее см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 203; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 231.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 575, хадис № 1936; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 204, хадис № 1936; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 41, хадис № 1936; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 271, хадисы № 2390 и 2392, оба «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1671, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 139, хадис № 724, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 228, хадис № 1656.

Главное - намерение сердцем, мысленное намерение.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 229; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 71.

Приведен выше.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1709, 1722, 1727; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203.

«О верующие! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (см. Св. Коран, 2:183).

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.

Подробнее о степени достоверности см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 575; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 202, 203; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 31–34.

Очень многие из нас виноваты в пренебрежении постами . Святая Церковь велит строго соблюдать посты. Это - верное средство смирить и уничтожить в нас чревоугодие, сие гнусное гибельное идолопоклонство. А кроме того, постами Церковь чтит и славит страдания Господа нашего Иисуса Христа, Пречистую Матерь Спасову, Воздвижение честного Креста, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Верующий человек не может не отмечать эти спасительные дни и времена постом. А многие из вас совсем не постятся, да еще ссылаются на Священное Писание: «Не то, что входит в уста сквернит человека, но что из уст» (Мф. 15, 11). Вот и доказывают противники постов: «Ты лучше не ругайся, не злись, не насмехайся над человеком, вот тебе будет и пост». - Так это же совсем вещи разные. Насмехаться так и так нельзя, злобиться, гневаться, воздавать злом за зло. И плохо тот, конечно, держит пост, кто мяса во время поста не ест, а человеков угрызает. Но как же можно отметать пост, когда Спаситель Сам сказал: «Сей род (то-есть бесы) ничимже изгонится, токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Видите, есть только два средства против нечистой силы: молитва и пост . Как же их не употреблять? Как же можно не поститься? Как можно не слушаться Святой Матери нашей Церкви? Ведь «кому Церковь не мать, тому Бог не отец» , сказал святой священномученик Киприан; как же можно не слушаться Матери?

То правда, что скоромная пища сама по себе не сквернит человека. Младенца и в Страстную неделю не сквернит молоко, равным образом и того, кому врачи приказали по болезни ежедневно питаться молоком. Ведь то же самое молоко, например, творог или сыр, которые тебе сегодня есть нельзя, через сколько-то дней, после окончания поста - можно, оно не скверно, и не было скверно никогда. Но что поистине оскверняет человека? Помыслы, из сердца исходящие, вот они-то и оскверняют человека, как объяснил Сам Христос. Не молоко осквернит тебя, когда ты вкушаешь его без всякой уважительной причины среди поста, а вот именно твои кощунственные помыслы, твое пренебрежение к уставам Церкви, твои рассуждения осквернят: «подумаешь, пост, а кто ныне постит-то? Ты хорошим будь, никого не обижай, вот и пост!» Такие кощунственные помыслы, исходящие из грехолюбивого непокорного сердца человека, и оскверняют его! А больные, которым по нужде разрешается нарушение поста, должны нарушать его только по необходимости, с великой скорбью, и с ежедневным покаянным молитвословием: «Господи, прости меня окаянного, что по крайней нужде, по болезни, вынужден я нарушать пост святой. Ведь и болезнь моя от грехов моих произошла, как и вообще все болезни наши от грехопадения возникли. Прости меня, Боже, и укрепи здоровье мое, чтобы в будущем великая мне радость была - не нарушать вожделенного мне поста».

Согрешали объядением, раноядением, тайноядением, лакомством, кто чем. Кайтесь Богу и старайтесь каждый победить свою гибельную страсть к лакомству-ли, к перееданию-ли, все равно. Тем более, что лакомством ослабляется и изнеживается организм, а постоянным перееданием и вовсе разоряется. Главное же то, что обильно питаемое чрево, утучненная плоть вырабатывает множество веществ, забивающих и ум, и сердце, не дающих им нормально духовно действовать. Плоть одебелевает, делается хозяйкой в человеке, а она - падшая, имеющая в себе закон, противодействующий закону нашего ума, враждебный нашему духу и всему духовному. «Смотрите , предостерегает Господь, чтобы сердца ваши не отягощались объядением и пиянством, чтобы день тот не настиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).

Пьянство же, которому так подвержены многие и многие из окружающих нас - смертный грех. «Не обманывайтесь, возлюбленные, - говорит Апостол, - ни воры, ни прелюбодеи, ни хищники, ни грабители, ни осквернители, ни пьяницы Царства Божия не наследят!» (1 Кор. 6, 9). Кто виноват в тяжком грехе пьянства, выбирайся из этого диавольского омута, пока не поздно, иначе вечная тебе погибель, вечные тебе мучения. И так страдают от вас, пьяниц, ваши жены и дети, когда вы без ума, напившись, их избиваете, когда вы проматываете деньги что на хлеб насущный. «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд!» (Ефес. 5, 18). Сколько всяких скверностей допущено людьми в пьяном виде, сколько убийств даже. Сколько пропито, сколько погублено сил, здоровья и самого пьяницы, и его родных. Сколько зачато детей в пьяном виде. Они - либо больные, либо хилые, либо уроды и дурачки с колыбели - ходят как живой позор и укор произведшим их на свет несчастным пьяницам. А эти последние гибнут, у них происходит, по выражению врачей, деградация личности , они сами на себя не похожи, потеряв свое человеческое достоинство. Как может такой спившийся человек управлять домом своим, чад иметь в послушании и наставлении, а ведь этого требует Господь с каждого мужа, отца, хозяина дома. Можно ведь в меру выпивать. Христос первое чудо в Кане Галилейской для веселия на законном браке сотворил, превратив шесть больших кувшинов воды в прекрасное вино, чтобы мы перестали пьянствовать, а все употребляли в меру.

Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, отвечает на вопросы читателей и советует, как правильно провести оставшиеся недели поста.

Роберт Ляйнвебер. Отречение Петра

– Не стоит из-за этого сильно расстраиваться. Как сказано в слове святителя Иоанна Златоуста, которое будет читаться на Пасху: «…Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто успел прийти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за своё промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь, и расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые, и вторые получите награду».

Это не значит, что Златоуст поощряет безразличное отношение к посту. Надо помнить, что главная цель поста не в том, чтобы сделать нас святыми и праведными (для этого не хватит и целой жизни), а в том, чтобы каждый увидел свои грехи. Нет разницы, когда это прозрение произойдет: в начале поста или в самом его конце, но главное, чтобы оно произошло. Преимущество того, кто соблюдает весь пост, лишь в том, что если он сразу увидит свои грехи, то у него больше времени на борьбу с ними и больше шансов одержать победу; соответственно, он может более глубоко и осознанно воспринять Пасхальную радость. Если человек увидит свои грехи уже на самом закате поста, то и ему не нужно отчаиваться. Главное, чтобы он был готов принять в дом своей души Воскресшего Спасителя. Не видящему свои грехи, не чувствующему, что он погибает, даже если он сохраняет весь пост, как замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), Спаситель не нужен.

– Очень хочется правильно поститься, но не получается. Как это исправить? И, самое главное, где обрести силы и мотивацию? Как не забросить пост?

– Поститься не получается у того, повторюсь, кто не чувствует своей духовной болезни, не осознает, что он злой, завистливый, распутный, скупой, хитрый и коварный человек и от этого каждый день сам погибает и других тянет за собой в погибель. Кто хотя бы немного видит свои недостатки, у того, естественно, возникает желание при помощи поста и молитвы от них избавиться. Для такого человека пост не в тягость, а в радость; он не только не тяготится, а наоборот, скорбит, что время сугубого воздержания скоро заканчивается. Забрасывают пост или всячески его послабляют лишь те, кто допускает в душу помыслы самодовольства, после чего лишаются помощи благодати Божией и им становится очень тяжело соблюдать пост. Ведь зачем пост тому, кто и без него считает себя хорошим человеком? А устоять против этих самодовольных помыслов человеку, достигшему определенных успехов в своей жизни, не так просто. Если он не будет регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, то эти помыслы берут над ним верх.

Особенно это заметно в протестантских и сектантских деноминациях. Не потому ли эти люди отпали от Единой Святой Соборной Церкви, что не старались увидеть свои грехи и не боролись с ними? Сейчас они предпочитают в своей жизни руководствоваться внешней добропорядочностью. Порядок – это хорошо. Но Господь хочет от нас большего: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24). Без подражания и сораспятия Христу христианин остается таковым лишь по имени. Не потому ли христианство в Европе ныне переживает кризис, многие храмы из-за низкой посещаемости приходится сдавать в аренду под офисы и гостиницы или закрывать? В результате постепенно все более набирают силу и вытесняют расслабленное протестантское и католическое христианство нехристианские восточные религии, живущие по ветхозаветному закону «Око за око, зуб за зуб» или по языческому принципу «Прав тот, на чьей стороне власть, деньги и физическая сила».

Записала Наталья Горошкова

– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.

Какова мудрость возложения поста Всевышним?

– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.

Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих , читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.

Каково достоинство поста?

– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.

Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду"а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.

Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?

– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: "Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью".

Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?

– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.

Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?

– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.

Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?

– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.

Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.

Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?

– Муд – это мера измерения сыпучих тел . Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения ("Аль-фикху исламийю ва адиллатуху", т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь ("Хашиятуль-Жамал", т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы ("Аль-фикхул исламийя", т. 3, стр. 1743, "Тафсируль Куртуби", т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. ("Аль фикхул исламийя", т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества (1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.

Какое ду‘а читается после разговения?

Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.

После разговения читается это ду"а: "Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами".

Перевод: "О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением".

Расскажите об обязательных составляющих поста?

– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: "Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха". Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.

2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.

Что нарушает пост?

– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.

От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается "афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.

Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.

Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.

Что является суннатами поста?

– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду"а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: "Я держу пост". Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.

Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.

В какие дни желательно поститься?

– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.

Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).

Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!

На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Многие христиане нарушают посты, предписываемые церковным уставом. Основная причина нарушения поста, независимо от мотивов, выставляемых в свое оправдание нарушителями, - маловерие во Христа Спасителя и Бога нашего.

1. «Я потому не пощусь, что без молока мне нельзя: у меня - гипертония».

Такой человек не в воле Божией видит благополучие и течение своей жизни, а… в стакане молока! Вера в то, что молоко поддерживает и обеспечивает его здоровье и жизнь, оттесняет и погашает в нем веру во Христа Спасителя. Вот и меняет такой человек веру в Бога буквально на стакан молока…

Молоко, несомненно, хороший продукт питания, но оно отнюдь не является незаменимым для человека, вышедшего из младенческого возраста. Некоторые ученые вообще ставят под подозрение полезность потребления молока взрослыми (по-видимому, на том основании, что из всех живых существ лишь человек потребляет молоко после того, как отлучен от груди).

«Постись да молись - так и болезней знать не будешь».

2. «Я на тяжелой работе и потому поста держать не могу. Пробовал - ничего не получается: тяжело!»

Диетологи убеждают нас, что овсянка, перловка, рис и горох по калорийности превосходят говядину и при употреблении не вызывают в организме многих вредных последствий, присущих жирным мясным и маслянистым продуктам питания. Растительное масло вместе с крупяными блюдами, картофелем и другими овощами вполне достаточно для лиц, занятых на самых тяжелых работах.

3. «Я работаю на конвейере. Во время перерыва все работающие, как правило, тут же у поточной линии принимаются за еду, принесенную из дома. Мне было бы стыдно, если бы сотрудники узнали, что я соблюдаю пост. И потому, чтобы не выделяться, я ем все. Сначала - мучила совесть, а теперь уже ничего. Что делать?»

Владыка Макарий (Невский, архиепископ Томский, впоследствии митрополит Московский; + 1926) писал еще более полувека назад: «О постах и говорить нечего: ныне стыдится не тот, кто нарушает посты, а тот, кто соблюдает их» (68, 50). Пусть, однако, и он послушает, что говорит Священное Писание.

Не всякую стыдливость хорошо соблюдать, и не все всеми одобряется по истине… Есть стыд, ведущий ко греху… Из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета… и не стыдись хвалить Бога (Сир. 41, 20; 4, 25; 42, 1–2; 51, 37). Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь (1 Пет. 4, 15–16). Взгляните на древние роды, и посмотрите: кто верил Господу - и был постыжен? (Сир. 2, 10). Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжуся вовек (Пс. 24, 2).

4. «Я живу с молодыми. Они неверующие и постов, конечно, не признают. Раньше, когда я постилась, они ворчали на меня. Теперь - ради мира в семье - не пощусь. Знаю, что грешу, но ничего поделать не могу…»

Спрашивается: почему мне должно непременно подстраиваться под всегдашнее всеядение неверующих, если я верующий и, желая соблюдать посты, могу довольствоваться постной пищей?! По собственному убеждению мы избираем линию своего поведения в жизни (в том числе, разумеется, характер и меру питания), и никто не властен принуждать нас к тому, что противно нашей совести. Само подстраивание верующего под питание неверующих есть свидетельство того, что у самого подстраивающегося нет собственного убеждения в необходимости соблюдения поста (а это - следствие маловерия в Бога!), и потому он так легкомысленно им пренебрегает.

5. Чревоугодники (и сектанты всех толков) обыкновенно, в оправдание своего отказа от поста, ссылаются на слова Христовы (сказанные в ответ фарисеям, обвинявшим Его учеников в том, что они не умывают рук своих, когда едят хлеб): Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 2, 11). Чревоугодие в этих словах старается найти предлог к уничтожению постов: все можно есть во всякое время, только бы душа была чиста!

Да, пища сама по себе, будучи внешней для человека, не может привносить в него при потреблении внутренней, нравственной нечистоты. Но это совсем не значит, что человеку дозволяется вкушение всякого рода пищи и во всякое время. Ведь сам Господь узаконивает посты в Евангелии: Когда поститесь, не будьте унылы… Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим. Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16 - 18).

Апостол Павел пишет: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4, 4- 5). И потому, конечно, не скоромная пища сама по себе оскверняет нарушителя поста, а исходящее при ее вкушении от грешного сердца желание невоздержно раскармливать плоть и потакать ее вожделениям, вопреки правилам о посте, имеющимся в Церкви, глава которой - Христос. Пост - подвиг, вполне разумный и необходимый всякому человеку, желающему жить именно по-человечески, то есть направлять себя на путь гармонического (под главенством духовного начала) возрастания в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). «Пост установлен не тело убивать, а страсти умерщвлять», - говорил свт. Феофан Затворник (97, 310). Великий пост всем прижмет хвост.

6. Соблазняют многих на несоблюдение поста, к сожалению, и дурные примеры самих священнослужителей, явно его нарушающих.

Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7).

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… И потому,- говорит апостол Павел,- если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 8–9, 13).

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14, 21).

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10, 31).

7. А как быть с постом православному христианину, которому приходится контактировать с инославными христианами, иноверцами, язычниками и вовсе неверующими?

Представьте: меня, христианина, приглашает по какому-то поводу Успенским постом к себе узбек (мусульманин) и угощает меня пловом (рисовой кашей с бараниной). Хозяин, разумеется, и не знает и не подозревает того, что христиане в эти дни мясного, молочного и рыбного не едят… Думается, по человеколюбию, мне должно есть плов, дабы не огорчить хозяина. Сказано: Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя (Сир. 31, 18); Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27). Если же пригласивший меня узбек знает, что мне как христианину надлежало бы в эти дни поститься, то я в таком случае, конечно, должен буду и довольствоваться в гостях исключительно постной пищей, дабы в глазах хозяина мне - нарушением поста - не бесславить установлений Православной Церкви.

Иное дело, когда меня, православного христианина, приглашает к себе тоже православный христианин, и он, при наличии пищи постной, станет предлагать мне есть скоромное в день постный. Здесь-то, именно по братолюбию к хозяину, я и не должен вкушать недозволенного. Нам обоим надлежало бы разделять ту трапезу, которая в тот день благословляется по уставу Православной Церкви.

Инославных христиан (католиков, англикан, лютеран) православному человеку надлежит потчевать желаемыми ими, соответствующими их вероучению яствами, отнюдь самому не нарушая, по мотивам человеколюбия и братолюбия, своего устава о постах Православной Церкви.

Поэтому, думается, нам, православным, надлежит принимать и потчевать иноверцев, но мы не имеем права - из лицеприятия к ним - продавать свое православное первородство за вкушение с ними чечевичной похлебки, приготовленной по их нраву. Ведь это означало бы, что мы, пренебрегая своим уставом, начинаем вроде бы подстраиваться к чужестранцам и жить по чуждому для нас уставу. И это означало бы, что посетивших нас иноверцев мы слушаемся более, нежели сказанного святыми отцами и узаконенного канонами соборных решений нашей Церкви.

Кто приходит к вам и не приносит сего - Христова - учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 10–11).

Священник Михаил (Труханов)
Печатается по книге «Как спастись в современном мире»



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS