Главная - Дача
Деловая игра по теории организации пример. Введение
Алексеев А. А., Дягилева Н. В.
Оглавление книги

Теоретические основы формирования деловой игры

  • Характеристика основных имитационных методов активного обучения
  • Оценка совершенствования деловой игры как формы совершенствования подготовки и переподготовки специалистов экономического профиля
  • Особенности реализации деловых игр с использованием персональных компьютеров

В игровом имитационном моделировании широко представлены ДИ (военные, политические, производственные, исследовательские, учебные); аттестационные игры для подбора и назначения кадров, для оценки уровня их квалификации; организационно-деятельностные игры для решения региональных проблем; инновационные игры для решения задач, не имеющих аналогов в народном хозяйстве; рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления; поисково-апробационные игры для выработки конкретной программы деятельности коллективом и т.д.

Платов В.Я. рассматривает основные характерологические признаки имитационных методов активного обучения.

I. Метод анализа конкретных ситуаций,

заключается в том, что обучаемым (студентам или слушателям) предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной ситуации социально-экономической системы. Задача обучаемых - коллективное принятие управленческого решения в конкретной ситуации. Для активизации занятия могут быть организованы группы, каждая из которых предлагает свой вариант решения (в виде рецензии или публичного защиты). Итог подводят преподаватели, проводящие занятие.

Характерологическим признаком анализа конкретной ситуации являются:

    Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.

    Коллективная выработка решений.

    Единая цель группы при выработке решений.

    Наличие системы группового оценивания деятельности обучаемых.

    Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Применение метода анализа конкретных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, относительно сложная организационная, экономическая или управленческая задача, единственно правильное решение или правильное решение которой заранее известно преподавателю. За ним остается последнее слово при подведении итогов.

II. Ролевые игры.

В таких играх обычно отрабатывается умение руководить людьми. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, то есть успех руководства зависит от умения руководителя взаимодействовать с другими людьми. Для проведения игры необходимо моделировать управляющие системы, входящие в структуру конкретных социально-экономических систем. Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли, которые могут носить групповой характер. Задача игры: выработка для исполнителя каждой роли на каждом игры оптимальной стратегии поведения.

Характерологические признаки ролевых игр:

    Наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему.

    Наличие ролей.

    Различие ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли (компетентность).

    Взаимодействие ролей.

    Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

    Многоальтернативность решений.

    Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры.

    Наличие управляемого эмоционального напряжения.

В отличие от анализа конкретных ситуаций в ролевых играх:

    необходимо наличие модели управляющей системы;

    решение принятое обучаемым воздействует только на управляющую систему, а не на объект управления;

    комплекс-модель управляющей системы носит динамический характер, где есть ролевое общение, в котором общение может зависеть от хода общения между партнерами.

III. Имитационные игры,

это игры с разной целевой направленностью, для которых не свойственны некоторые из перечисленных характерологических признаков ролевых игр.

    В такой игре может быть только одна роль ("Робинзон"), которая тиражируется каждым участником, который в свою очередь готовит свое решение.

    Отсутствует модель управленческой системы и объект управления, остается только модель среды, в которой необходимо принять решение. Здесь моделируется деятельность конкретных руководящих работников или специалистов.

    Отсутствие конфликтной ситуации.

IV. Организационно-деятельностные игры (ОДИ).

К классу этих игр можно отнести: проблемные ролевые игры, проблемно-ориентированные деловые игры, апробационно-поисковые игры, инновационные игры. ОДИ применяют при решении сложных социально-производственных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направлений. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы. Далее идет выработка, обсуждение и принятие решений по управлению указанной системой. В таких играх чаще решаются вопросы не оперативного управления, а о разработке программы управления. В игре выявляется комплекс проблем по управлению социально-экономической системой и пути решения этих проблем. В ОДИ обычно рассматриваются кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию участников игры и выработке решений, выводящих систему из кризиса. Для проведения игры целесообразно привлекать специалистов разных направлений, несущих в игре разные функции (группа обеспечения, консультанты, руководители групп и другие).

Организационная задача руководителя - координация коллективной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В ОДИ принципиально не закладывается безусловное решение проблемы, иногда игра может заканчиваться и отрицательным результатом.

Подготовка и проведение ОДИ осуществляется в несколько этапов.

    Предигровой этап (может длиться 2-3 месяца). Здесь проводится диагностика состояния социально-экономической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура. Далее проводится подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства игрой. Его роль состоит в создании доброжелательного морально-психологического климата в группе, контроль ее деятельности, при необходимости коррекция, а также информирование коллег по проведению игры о состоянии группы и решения проблемы для координации проведения игры.

    Ввод игроков в игру. Здесь производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическая подготовка участников (мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала). Среди приемов мобилизации участников можно выделить такие, как "вызов огня на себя" - провоцирование игроков на дискуссию с руководителем, среди положительных приемов могут быть шуточные конкурсы и другие приемы, вызывающие положительные эмоции. Задача этого этапа в создании из разрозненных специалистов работоспособного коллектива, способного решать поставленную задачу.

    Работа в группах. Этот этап на протяжении игры может неоднократно повторяться при решении отдельных аспектов проблемы. Для анализа хода игры здесь могут привлекаться эксперты-специалисты, не участвующие в ходе игры (жюри). Анализ хода игры осуществляется руководством игры без участия игровых команд по выработанным участниками игры решениям, по информации консультантов о деятельности группы. В итоге вырабатывается дальнейшая стратегия проведения игры в следующем цикле. Таким образом, в ходе игры ее содержание может подвергаться коррекции, в то время как общая структура игры сохраняется.

    Обобщение полученных результатов. По окончании игры руководством разрабатываются основные итоговые документы, содержащие постановку проблемы, ее структурное рассмотрение и предложения по ее решению.

После завершения игры уместно провести обсуждение хода игры совместно с участниками и выслушать их мнения, предложения и пожелания по методике проведения игры, а также о взаимоотношениях руководства игры и участников.

Характерологические признаки ОДИ можно сформулировать следующим образом:

    Моделируется деятельность специалистов по решению сложных комплексных проблем управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии.

    Роли в ОДИ условные. Решения принимаются вне рамок штатных структур.

    Обеспечивается различие ролевых целей и взаимодействие ролей, что обеспечено наличием личных интересов участников игры.

    Использование коллективной деятельности.

    Наличие общей цели у игрового коллектива.

    Коллективная выработка решений участниками игры.

    Реализуются в процессе "цепочки решений".

    Предусмотрена многоальтернативность.

    Специальными средствами обеспечивается управление эмоциональным напряжением игроков.

    Принятые в игре решения не воздействуют на объект управления. Последствия принятия решений в игре не прослеживаются.

    Система оценивания деятельности участников игры часто отсутствует. Необходимость в оценке отсутствует из-за высокой для игроков степени мотивации при решении поставленной проблемы.

Перечисленные характерологические признаки можно считать признаками ДИ в полном объеме. При этом признак 1 относит ДИ к имитационным методам обучения, признаки 2-4 определяют ДИ как игровой метод обучения. По признакам 5-6 ДИ является методом коллективного обучения. Признаки 8-9, 11 относят ее к числу наиболее эффективных методов делового обучения, а признак 7 выделяет ее среди всех упомянутых методов.

Вышеприведенные характерологические признаки ДИ помогают представить функциональную схему ДИ.

Рис. 1 Функциональная схема деловой игры

Для организации и проведения ДИ необходимо следующее:

    подготовка руководства игры и группы обеспечения;

    подготовка методического и технического обеспечения;

    подготовка инструктивных заданий и пробного проведения игры с группой обеспечения;

    адаптация ДИ к соответствующему контингенту участников и условиям ее проведения;

    проведение необходимых расчетов для оценки последствий различных вариантов решений, формирование оптимального или рационального решения для каждого фрагмента игры;

    предварительное формирование состава игровых групп;

    подготовка будущих участников игры, оценка уровня их готовности к игре.

При оценивании эффективности ДИ, как активной формы обучения можно отметить следующие параметры:

    Одним из основных источников эффективности ДИ является экономия времени, получаемая в сравнении результатов ДИ с традиционными методами обучения за сравнительно небольшой отрезок времени у участников ДИ вырабатываются навыки и качества, которые не могут отрабатываться иными методами обучения.

    Эффективность обучения проявляется в заинтересованном отношении участников к учебной ДИ. Этот психологический фактор активизирует обучаемых, что способствует более интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов экономического профиля.

    ДИ позволяет проводить контроль знаний участников игровых групп непосредственно в процессе игры, что позволяет сократить время на проведение специального текущего контроля знаний. Анализ успеваемости обучаемых позволяет сделать вывод, что введение ДИ в учебный процесс значительно повышает уровень успеваемости и профессиональной подготовленности.

    По результатам оценивания деятельности участников во время деловых игр можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовность к руководящей деятельности, к решению практических задач, встающих в настоящее время на предприятиях.

Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у обучающихся в процессе изучения дисциплин по курсу маркетинга и менеджмента. Актуальны вопросы рассмотрения рыночной ситуации при принятии управленческих решений в условиях конкурентного рынка в силу сложившихся на сегодняшний день условий экономической конъюнктуры на рынке автотранспортных перевозок. При этом, безусловно, необходимо уметь учитывать и анализировать целый ряд вопросов рыночной конъюнктуры, начиная от анализа товаров и предоставляемых услуг и кончая особенностями психологического влияния характера принимаемых решений на производственные коллективы. В рамках предлагаемого исследования подробно рассмотрены вопросы вплотную связанные с тактическим анализом рыночной конъюнктуры и принятием решений на основе этого анализа в рамках деловой игры по курсу маркетинг и менеджмент.

К сожалению, ни одна моделируемая коллективная ДИ не может рассматривать достаточно большое число факторов одновременно и при этом сохранять реальный масштаб времени. Более того, каждая ДИ все равно не полностью задействует весь поток обучаемых, выводя лидеров на первые роли и оставляя "в тени" отстающих, более слабо подготовленных обучающихся.

Появление компьютерных средств общения и обучения позволяет обеспечить интерактивное общение с персональным компьютером и сосредотачивать внимание на множестве факторов, причем индивидуально, не зависимо от степени подготовленности обучаемого. В рамках компьютерных ДИ анализируется обычно многофункциональная социально-экономическая система, в которой основные управляющие системой факторы это идеализированные инструменты рыночного воздействия.

Среди рассмотренных автором компьютерных ДИ наиболее интересной и полнофункциональной, с точки зрения рассматриваемых факторов, является компьютерная стратегическая игра "Capitalism" ("Капитализм") фирмы Interactive Magic.

"КАПИТАЛИЗМ" - деловая стратегическая игра в реальном масштабе времени, которая моделирует современный деловой мир с беспрецедентной глубиной и сложностью. Вы будете удивлены диапазону видов коммерческой деятельности, которая охватывает розничную продажу, производство, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, управление, маркетинг, финансовое управление, бухгалтерский учет, экономику и фондовый рынок. В "КАПИТАЛИЗМЕ", вы можете (составлено на основе ):

* Создать вашу собственную легенду, стать новым Генри Фордом автомобильной промышленности.

* Взойти в сотню известных миллионеров (100 Billionaires Chart) в возрасте более молодом, чем Билли Гейт.

* Захватить долю на рынке безалкогольных напитков большую, чем Coca Cola и Pepsi вмести взятые.

* Быстро потерять ваше богатство после ведения "грязной игры" в процессе манипулирования акциями.

* Устроить торговый "шторм" на рынке с маркетинговой кампанией инновации нового товара.

* Стать лидером на компьютерном рынке за счет продажи компьютеров, имеющих разработанные вами научно-технические секреты.

* Увеличить производительность своей фирмы, вкладывая усилия в подготовку кадров и установку усовершенствованного оборудования.

* Применить теорию экономии за счет роста производства, снизить себестоимость, и поднимать прибыль.

* Сформулировать план расширения или диверсификации, выпустить новые акции и увеличить капитал.

* Реорганизовать умирающую корпорацию.

* Формировать розничную империю, устанавливая универмаги на каждой территории, которая имеет вокруг потребителей.

* Сформировать сельскохозяйственное королевство, и управлять поставкой пшеницы целой нации.

* Победить на рынке, вызвав сокращение ценовой войны.

* Усилить финансовое лидерство, интегрируя весь синергетический капитал кампании.

* Монополизировать производство сырья и цены на него, захватывая каждый доступный запас природного ресурса.

* Победить ваших конкурентов на фондовом рынке враждебными действиями по отношению к их акционерным пакетам.

* Удвоить ваши доли на рынке созданием торгового объединения.

* Разносторонне развить больше чем 40 типов изделий, включая: автомобиль, напиток, химические товары, сигарета, компьютер, электронные изделия, продовольствие, обувь, мебель, драгоценности, изделия домашнего скота, игрушки, часы и т. д..

Настоящая деловая игра создана компьютерной фирмой Interactive Magic (INTERACTIVE MAGIC, PO Box 13491 Research Triangle Park, NC 27709) в 1995 году и рассчитана на использование в IBM совместимых компьютерах. Настоящая игра предъявляет следующие требования к компьютерной технике (минимальная конфигурация):

  • 386DX CPU;
  • 4 MB RAM;
  • 12MB Hard Disk при использовании CD варианта игры и 103 MB в дискетном варианте;
  • Vesa совместимый видео драйвер;
  • манипулятор мышь;
  • по возможности звуковая карта;
  • SVGA монитор 256 цветов (640*480).

Помимо требований к аппаратной части компьютера существует и ряд требования к программному обеспечению:

  • MS DOS 5.0 или старше или Windows"95;

Microsoft совместимый драйвер мыши, если не установлена Windows"95.

При построении (конструировании) деловых игр и их проведении необходимо соблюдать определенные положения, выработанные теорией принятия решений и подкреплены игровой практикой. Как правило, эти положения не могут охватить все многообразие черт и особенностей конкретных деловых игр, каждая из которых является результатом творчества, как правило, целого коллектива разработчиков. Но они дают возможность разработчикам и всем участникам деловой игры сосредоточиться на основных содержательных аспектах и требованиях имитируемого управленческого процесса.

Основные принципы построения и проведения деловых игр следующие:

1. Наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры. Управленческая имитационная игра должна быть по возможности простой по сравнению с реальной деятельностью.

При построении деловой игры не следует стремиться отразить в ней все функции и процедуры управления реальной хозяйственной деятельности. Необходимо отобрать наиболее существенные, которые определяют содержание и характер функционирования того или иного объекта, деятельность которого имитируется деловой игрой. Аналогичный подход должен быть и в отношении структуры моделируемого объекта. Количество подразделений в нем должна быть сведена к минимуму. Это существенно упростит информационные связи по управлению подразделениями, станет предпосылкой успешного проведения игровых экспериментов. При этом очень важно зафиксировать все допущенные в деловой игре упрощения по отношению к реальной действительности. Это позволит в дальнейшем усложнять игру с знанием дела, включать и проверять новые положения и гипотезы.

Усложнение конструкции (моделей) деловых игр возникает в результате стремления некоторых разработчиков к созданию универсальных игровых моделей, которые отражают многоцелевой характер функционирования объектов. Однако такой подход не только приводит к росту затрат на разработку (конструирование) игры и увеличение времени на ее оформление, но и нередко создает значительные трудности с организацией проведения деловых игр. Ведь в сложной игре увеличивается количество участников, растет количество документов, которые применяются в процессе ее, осложняется информационно-техническое обслуживание игры и т. Д. Причем осложнения далеко не всегда происходит прямо пропорционально сложности игры, а чаще всего нарастает в порядке геометрической прогрессии. К тому же сложная деловая игра может потребовать существенного увеличения игрового времени, что, в свою очередь, уменьшает возможности ее успешного проведения.

Конечно, нельзя допускать и излишнего упрощения деловой игры. По своей конструкции, составу участников, информационно-технической базе и т. Д., Она должна как можно более полно отразить суть и характер функционирования имитируемого с ее помощью объекта.

2. Автономность тем и фрагментов деловой игры. Этот принцип требует определенной гибкости структуры игры, для того чтобы отдельные ее части могли разыгрываться относительно самостоятельно. Темы и фрагменты деловой должны иметь завершенность и относительно самостоятельных информационных входов и выходов. Автономность тем и даже фрагментов игры позволяет "настраивать" игру для конкретного состава ее участников. Конечно, в этом случае игра теряет свою целостность и завершенность, но приобретает других полезных качеств.

Особый смысл соблюдения требования автономности тем и фрагментов деловой приобретается при конструировании и проведении учебных игр, которые становятся основным способом изучения той или иной учебной дисциплины. Здесь возможность рационального построения учебного курса и неоднократного проигрывания отдельных тем приобретает большое значение, хотя это требует разработки нескольких вариантов информационного обеспечения игры.

3. Возможность дальнейшего совершенствования развития конструкции (модели) деловой игры. Этот принцип иногда формулируют как "открытость игровой модели", когда она становится как бы отдельным блоком, может входить в дальнейшие более сложные конструкции деловых игр. Такое требование обусловлено тем, что, как показывает опыт, разработка серьезной деловой требует значительных затрат труда и средств. Использование предыдущих разработок по созданию деловых игр облегчает конструирование новых. "Открытые игровые модели" создают реальные возможности для формирования деловых игр с минимальными затратами труда, времени и ресурсов.

4. Рациональное сочетание в игровом эксперименте игровой деятельности и реальной деятельности по поводу игры. В общем виде деловая игра создается в такой последовательности:

Формулировка цели проведения игры;

Формирование деятельности по поводу игры;

Конструирование игровой деятельности.

Целью проведения деловых игр является изучение процессов функционирования различных организационно-экономических систем (участка, цеха, предприятия, научно-исследовательской, проектной организаций и т. Д.). Реализация этой цели обеспечивается в процессе проведения игры, то есть в процессе принятия решений, вызванных изменениями игровых обстоятельств. Сама же игра является своеобразным полигоном, основой для реальной деятельности. Конечно, учебные игры могут проводиться и просто для тренировки участников, выработки у них определенных навыков участия в игре в той или иной роли. Но реальные деловые игры предназначены для анализа и определения путей и способов совершенствования управлення определенной организационно-экономической системой, для разработки оптимальных решений в сформулированной конкретной обстановке. Эта цель достигается именно в процессе проведения игры.

5. Максимальное освобождение участников деловой игры, особенно игроков, от рутинных игровых процедур. Это необходимо для повышения эффективности деловой игры, поскольку участники и организаторы игры получают больше возможностей для анализа проблем, которые рассматриваются в игре.

Наибольшие возможности для ускорения выполнения рутинных игровых процедур предоставляет дистанционное общение участников игры с помощью применения компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.

6. Максимальное использование готовых разработок (в том числе программы для применения компьютерной техники при соответствующей конструкции игры, экономико-математических моделей, массивов информации, организационно-нормативных документов пр.). Возможность использования готовых проектных решений, программы, информационных массивов, банков данных, форм документов, положений, инструкций и других материалов сокращает время и затраты на проведение деловой игры.

Успешное проведение деловой игры достигается в том случае, когда в подготовленных к игре материалах содержится хорошо продуманная и тщательно отработана методика сбора, систематизации и обработки игровой и экспертной информации. Это требование относится ко всем видам игр (научных, исследовательских, игр для принятия решений).

7. Нацеленность всех элементов игры на решения с формулированной в условиях игры проблемы. Проведение деловой игры не является самоцелью. Любая деловая игра призвана оказать помощь в решении определенной проблемы, исследовании определенной производственной ситуации, принятии решения, усвоении определенного учебного курса или группы дисциплин.

Конечно, полученные в игровом эксперименте положения и выводы не могут быть безапелляционно рекомендованы для практического использования. Проверка предположений и гипотез в игровом эксперименте не является бесспорным доказательством их правомерности для реальной действительности, но она позволяет ограничить множество предложений и гипотез или выдвинуть другие.

При этом целесообразно придерживаться ряда принципов организации проведения игровых имитационных экспериментов, среди которых важнейшими являются следующие:

1. Полное погружение участников деловой игры в проблематику моделируемой в игре организационной системы. Этот принцип означает, что участники деловой игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые относятся к данной игре.

Принцип полного погружения сформулирован по аналогии того, как действуют спортсмены перед ответственными соревнованиями, или как достигают ускоренного изучения иностранных языков, погружаясь в разговорную атмосферу и т. Д. Реализация этого принципа достигается хорошо продуманным и заранее спланированным набором лекций, семинарских и практических занятий, дискуссий, диспутов, домашних заданий.

2. Постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию. Суть этого принципа заключается в том, что все основные сведения по проблеме, которая рассматривается в игре, игроки получают не в начале, а в процессе игровой деятельности. Причем определенные циклы игры должны быть максимально упрощены для облегчения освоения игры. Эти циклы должны сопровождаться лекциями на общие, а не на конкретные относительно игры темы.

3. Равномерное нагрузки. Реализация этого принципа означает, что участники игры получают ежедневно новые знания относительно равномерно, равными порциями. Материалы, которые вручают игрокам, должны быть подобраны таким образом, чтобы усвоение их проходило при помощи относительно равных затрат умственной и физической энергии. Соблюдение принципа равномерной нагрузки обеспечивает повышение технологичности игры.

Для более эффективной реализации этого принципа рекомендуется:

Использовать специально разработанную систему тестов для отбора участников в игровые группы, а также для периодической оценки их знаний;

Перемещать участников в процессе игры между игровыми группами, а также назначать их на различные игровые должности;

НЕ разыгрывать отдельные ситуации (о состоянии с внешней средой) не один, а задавать их с тем, чтобы нацелить ту или иную группу участников на решение недостаточно изученные ими вопросы.

4. Правдоподобность экспериментальной ситуации. Этот принцип означает, что игровая деятельность должна быть в значительной степени похожа на реальную. Это помогает участникам игры лучше выяснить проблему, которая изучается, проявлять больше активности и творческого подхода к делу. Принцип правдоподобия реализуется в деловой игре через:

а) правдоподобие реакции внешней среды;

б) использование комплекта реальных форм плановых и отчетных документов;

в) правдоподобие процедур принятия управленческих решений и способов доведения их до исполнителей;

г) сходство в реальную организацию взаимодействия участников игры (проведение совещаний, собраний и т.д.).

При реализации принципа правдоподобия целесообразно: поощрять изготовления участниками игры псевдо реальных документов, отражающих их игровую деятельность (служебные записки, заявления, распоряжения и т.д.);

рассмотрение каждой ситуации оформлять в виде соответствующих псевдо реальных документов (приказ директора предприятия, выписка из решения коллегии и т.п.);

передавать в игровые группы не просто карточки исполнителей, но и краткую справку, содержащую биографические и служебные данные о каждом работнике (стаж работы, образование, семейное положение и т. д.), что сделает более аргументированными ситуации, в которые могут попасть участники игры;

обеспечить участников игры положениями об игровых подразделения и должностными инструкциями, приближенными по форме к аналогичным реальных документов.

5. Участие первого руководителя. Этот принцип заключается в том, что для успешного проведения деловой игры не просто желательна, а необходима участие в ней руководителя предприятия, организации, подразделения или его первого заместителя. Так, в деловой игре на уровне предприятия необходимо участие директора или главного инженера предприятия, на уровне цеха или участка - начальника цеха, мастера участка, а также руководителей соответствующих плановых, производственных, финансовых и других служб.

Перечисленные принципы не является исчерпывающим перечнем всех требований, которые предъявляются к разработке и проведению деловых игр.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

  • уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;
  • скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
  • способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
  • способность прогнозировать развитие процессов;
  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.

Профессиональная организация деловых игр - весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.


Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

Деловые игры представляют собой специальный вид компьютерной имитации бизнес-ситуаций с активным участием человека на отдельных этапах принятия решений. Приемы игрового моделирования много веков используются в военных играх как средство обучения армии. В экономике и управлении их применение началось с 1950-х гг. с разработки в 1956 г. Американской ассоциацией управления модели, известной под названием Top Management Decision Game. С тех пор разработаны сотни деловых игр, которые используются в качестве аппарата для практических исследований и как метод изучения целого ряда дисциплин, таких как управление предприятием и персоналом, коммерция, теория организации, психология, финансы, торговля.
Деловая игра как экспериментальный метод исследования и метод обучения включает следующие процедуры:
игровые роли и их исполнение;
«игровые» действия, построенные по определенным правилам;
моделирование «игрового» процесса.
Исполнение роли предполагает точное воспроизведение деятель-ности человека во внешнем плане. Принятие решений осуществляет-ся на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Участники деловой игры выступают в ней как квалифицированные эксперты, действующие по заданным или вырабатываемым правилам.
Игровые действия определяются целевым аспектом эксперимента. Они могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссером, фасилитатором) игры, нормативными документами, моделями или же формироваться игроками в интерактивном режиме в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Моделирование в игре - это имитационный эксперимент с использованием различного класса моделей: статических и динамических, детерминистических и стохастических, а также алгоритмов принятия решений и поведения.
Многообразие разработанных деловых игр отражено классифика-цией, предложенной А.К. Казанцевым и его соавторами. В качестве основных признаков упорядочения деловых игр использованы: назначение, возможности игровых действий, характер ситуации и сложность моделей, роль диалогового режима и др.
Задачи деловых игр заключаются в следующем:
наглядно представить и научиться формализовать положение и возможные стратегии управления организацией в рыночных условиях;
изучить состав и отработать в имитационном режиме взаимо-связь основных подсистем и элементов системы управления и объекта управления;
изучить и отработать в имитационном режиме взаимосвязь подсистем управления и субъектов внешней среды;
освоить методы и приемы оперативного контроллинга в управлении производством с целью объективной оценки экономических последствий любого управленческого решения;
приобрести навыки интеллектуальной конкуренции в осуществлении управления в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации;
научиться работать с современными компьютерными система-ми, освоить интерактивные режимы в решении слабо формализуемых управленческих задач.
Примерами распространенных в настоящий период деловых игр, ориентированных на имитационное моделирование, могут служить следующие компьютерные системы :
1) «Открой успешный бизнес» (ОРГПРО) - обоснование решений при создании новой организации (нового предприятия);
2) «Эффективный менеджмент и контроллинг» (СИПРОМЕК) - обоснование комплекса управленческих решений, обеспечивающих достижение предприятием установленных целей его функционирования;
3) «Инновационная стратегия фирмы» (СТРАПЛАН) - обоснова-ние решений в области стратегического управления и инновационного развития предприятия, а также производственного планирования;
4) «Индикаторы успеха фирмы» (СЭМ) - система экономического мониторинга, основанная на анализе экономических результатов деятельности предприятия и исследований процессов возникновения кризисных ситуаций на предприятии.
С назначением и содержанием перечисленных деловых игр и компьютерной технологией их проведения можно подробно ознакомиться в трудах А.К. Казанцева и его соавторов, В.П. Пугачева и др. Следует отметить, что для проведения деловых игр используют широкий спектр научных знаний в области менеджмента.

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать четко поставленной цели создания;

иметь соответствующий уровень трудности;

иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

не устаревать слишком быстро;

быть актуальным на сегодняшний день;

иллюстрировать типичные ситуации;

развивать аналитическое мышление;

провоцировать дискуссию;

иметь несколько решений.

Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.

Анализ кейсов представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей. Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение и оказывают существенное воздействие на развитие метода case-study2.

Проблемный анализ основывается на понятии «проблема». По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей ее разрешения. Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:

определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности;

пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы;

выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.);

выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий;

диагностика принципиальной разрешимости проблемы;

определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы;

выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы;

разрешение проблемы.

Причинно-следственный анализ основывается на причинности; ее основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями. Технология причинно-следственного анализа включает в себя следующие шаги:

формулировка объекта и предмета исследования;

определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет исследования;

установление наличия причинно-следственной связи, определение причины и следствия;

диагностика типа причинно-следственной связи, установление ее характера;

выяснение места данной причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи;

объяснение причинностью изучаемых явлений и процессов.

Прагматический (праксеологический) анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа выступают «эффективность» – достижение высокого результата минимальными ресурсами; «результативность» – способность достигать поставленную цель; «оценка» – величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности. Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:

осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций;

определение результативности системы;

выявление тех функций, выполнение которых не удовлетворяет запросы к системе, анализ эффективности функционирования системы;

структурный анализ системы, выявление ее структурных проблем, причин неэффективности;

изучение возможностей системы, ее потенциала, неиспользованных резервов;

выработка предложений по повышению эффективности системы3.

Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлена тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой. Поэтому довольно часто в демократическом обществе возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнерства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей. Методика аксиологического анализа еще не сложилась. Можно предложить следующую его схему:

выявление множества оцениваемых объектов;

определение критериев и системы оценивания;

формирование группы экспертов;

проведение аксиологической экспертизы;

получение системы оценок объектов;

Ситуационный анализ имеет особое значение при использовании метода case-study. Данный вид анализа основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, ее структуры, определяющих ее факторов, тенденций развития и т.п. Ситуационный анализ основывается на термине «ситуация», который является достаточно многозначным. Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений, она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую ситуацию, т.е. она процессуальная. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендовых моделей определяется ситуация будущего.

Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимодействия и общности языка исследователя и практика–управленца. Исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их в категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.

Программно-целевой анализ представляет собой дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели. Он сосредотачивается на разработке подробной модели достижения будущего4.

Сложность производственных систем, разнообразие и во многих случаях неопределенный характер поступающей производственной информации придают задаче управления творческий характер, повышающий, а зачастую делающий незаменимой, роль человеческого фактор. Это непосредственно проявляется в возрастающей роли в современном управлении и планировании производства метода экспертных оценок. Данный метод заключается в проведении группой соответствующим образом аккредитованных лиц (экспертов) анализа задачи с последующей количественной оценкой вынесенных суждений. При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.). Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта. Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.

Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов, как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности. Задача эксперта (индивидуального или коллективного) состоит в выделении и формировании подлежащих анализу событий и явлений, в создании необходимых гипотез, определении целей, выделении признаков и категорий для описания и классификации объектов и их взаимосвязей, а также в оценке и определении достоверности выделенных объектов, явлений и свойств. Объекты, подвергаемые экспертизе, могут быть разделены на объекты, обладающие и не обладающие достаточным информационным потенциалом. В первом случае экспертиза выполняет в основном роль количественного измерения информации, а во втором служит для вынесения качественных суждений и в отличие от первого случая не может сводиться к осреднению предложенных отдельных количественных оценок.

В роли экспертов, как правило, выступают опытные руководители, специалисты, приглашаемые со стороны, имеющие опыт и специальные знания в узкой области, владеющие методами исследования. Эксперт должен быть способен синтезировать информацию, объединить специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и дать объективные квалифицированные рекомендации. Необходимо также отметить, что в настоящее время не существует общепринятой единой методики оценки качеств эксперта, поэтому мнения о профессиональном уровне специалиста нередко существенно расходятся.

Экспертизу должны проводить люди, обладающие компетентностью, креативностью, конформизмом, конструктивным мышлением, чувством коллективизма, самокритичностью, а также должным образом относящиеся к проведению экспертизы. Эти характеристики в большинстве случаев оцениваются качественно и лишь для компетентности существуют некоторые методы количественной оценки. Под компетентностью понимают степень квалификации эксперта и возможность относиться к его суждениям с доверием. Оценивается компетентность так называемым коэффициентом компетентности, который служит весовым коэффициентом при учете мнения данного эксперта. Определение значения коэффициента компетентности может производиться априори и апостериори. В первом случае он вычисляется на основе самооценки данного эксперта и взаимной оценки с привлечением других экспертов. Во втором случае оценивается на основе учета результатов проведенной экспертизы и их соотношения с фактически развивающимися событиями. Возможно и сочетание обоих подходов. Распространена оценка коэффициента компетентности на основании регистрации суждений специалистов о целесообразности включения конкретного лица в состав группы экспертов. В этом случае подсчитывается число голосов, поданных за того или иного эксперта, и делится на общее число голосов. Иными словами, коэффициент компетентности эксперта определяется как относительное число лиц, высказавшихся за его включение в группу экспертов.

Остальные из перечисленных выше качеств экспертов определяются в настоящее время лишь качественно. Креативность - способность решать творческие, в значительной степени неопределенные и неформализованные задачи. Конформизм (противоположен ему нонконформизм) - свойство поддаваться общему мнению или мнению авторитетов, что особенно проявляется в различного рода дискуссионных моментах. Конструктивность мышления - способность эксперта давать практически полезные оценки и исполнимые предложения и решения. Самокритичность и коллективизм -способность эксперта давать самому себе и своей деятельности объективную оценку, не вступающую в противоречие с мнением других участников экспертизы, и работать во взаимодействии с ними.

Однако, даже обладая всеми необходимыми объективными качествами, эксперт может принести немного пользы, а иногда и нанести существенный вред, если не будет субъективно относиться к проводимой работе по экспертизе как к главной и имеющей лично для него определяющее значение.

Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:

Составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;

Определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;

Определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

Определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

Альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности;

Альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. К основным видам относятся: анкетирование и интервьюирование; мозговой штурм; дискуссия; совещание; оперативная игра; сценарий.

Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.

Для выбора наилучшего управленческого решения необходим набор критериев эффективности. Каждый критерий такого набора может иметь количественное или качественное выражение, быть простым и понятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными. В набор критериев для выбора управленческого решения чаще всего включают следующее: выполнимость, прибыль, время, производительность труда, затраты, использование имеющегося оборудования и производственных фондов, экологическую и техническую безопасность, качество продукции. Каждый критерий характеризуется набором показателей и их значениями.

Например, критерий «время» может иметь несколько показателей: время реализации, время разработки, время согласования и др. Значения данных показателей задаются в месяцах, днях, часах и т.д. Показатели можно дробить на более мелкие, например, показатель «время согласования управленческого решения» можно представить в виде трех подпоказателей - время согласования с заказчиками, время согласования с департаментом экологической безопасности, время согласования с пожарными службами.

Показатели критериев могут иметь максимальные, минимальные, промежуточные численные или качественные значения.

Часто указывают не конкретное значение параметра, а направление, например, максимальная прибыль, наименьшее время, минимальные финансовые затраты. Это не всегда правильно и не всегда нужно. Приоритет максимальной прибыли может привести к криминалу, минимальное время - к низкому качеству продукции или к выходу продукции на неподготовленный рынок, а минимальные финансовые ресурсы для разработки и реализации управленческого решения - к возможному прекращению его выполнения на промежуточных стадиях.

В набор могут входить один, два или более критериев. С увеличением критериев возрастает правильность выбора решения, однако увеличивается стоимость его оценки, так как нужно оплачивать труд экспертов, приобретать необходимые для оценки материалы и технику. Руководителю не стоит гнаться за большим количеством критериев. Если критериев достаточно много, их необходимо сгруппировать вокруг основного критерия путем формирования набора коэффициентов приоритета.

Экспертное заключение оформляется в форме документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Введение содержит данные: кто, где, когда, в связи, с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации, практические меры, предлагаемые экспертами. Выводы могут иметь категорическую формулировку ("да", "нет") и вероятностную (предположение).

Роль экспертов в управлении

Современное общество развивается под постоянно усиливающимся воздействием научно-технической революции, которая вызывает коренные преобразования в производстве, глубокие изменения в структуре и экономике народного хозяйства. Происходящая научно-техническая революция по своему влиянию далеко выходит за пределы сферы материального производства, захватывая все стороны жизнедеятельности общества, предопределяя большинство решений, направленных на его рациональное экономическое и социальное развитие.

История развития науки, техники и производства показывает, что одновременно с последовательным замещением функций человека функциями машин увеличивается его роль в сфере управления. Непрерывный рост объема затрат на развитие науки, на создание новой техники и совершенствование производства существенно повышает значимость решений, принимаемых на всех уровнях управления народным хозяйством. Будущее науки, техники и экономики в значительной мере зависит от качества и своевременности этих решений, а объективные тенденции научно-технического прогресса могут ускоряться или замедляться под их воздействием.

Особое значение в управлении сейчас приобретают методы оптимизации, основанные на применении формальных, чаще всего математических моделей, обеспечивающих экономию времени и средств при решении многих практических задач. Построение моделей помогает привести сложные и подчас неопределенные факторы, связанные с проблемой принятия решений, в логически стройную схему, определить, какие данные необходимы для оценки и выбора альтернатив.

В процессе управления возникает естественное стремление к отысканию решения, которое объективно является наилучшим из всех возможных. В качестве инструмента оптимизации сейчас широко используется математическое программирование. Успехи в применении математического программирования к решению различного рода хозяйственных, научных, технических и военных задач породили методологические воззрения, согласно которым кардинальное решение проблем управления возможно только тогда, когда все его аспекты отображаются в системе взаимосвязанных математических моделей.

Однако формализация технико-экономических и управленческих решений осложняется рядом особенностей современного этапа научно-технического прогресса. Жизнь общества настолько сложна, что трудно рассчитывать на появление моделей, которые полностью отражали бы природу и количественные взаимосвязи социально-экономических процессов. Реальная действительность всегда сложнее самых тонких математических моделей, а ее развитие часто опережает формальное познание. Задачи управления требуют в качестве неотъемлемого элемента решения участия людей. И, наконец, сам процесс управления всегда предполагает ориентацию не только на числовые данные, но и на обычный здравый смысл. Использование математического программирования и вычислительной техники позволяет принимать решения, основанные на более полной и надежной информации. Но, несомненно и то, что при любых условиях для выбора рационального решения требуется нечто большее, чем хорошая математическая модель.

Принимая решения, мы обычно предполагаем, что информация, используемая для их обоснования, достоверно и надежна. Но для многих экономических и научно-технических задач, являющихся по своему характеру качественно новыми и неповторяющимися, это предположение либо заведомо не реализуется, либо в момент принятия решения его не удается доказать.

Наличие информации и правильность ее использования в значительной степени предопределяют оптимальность выбранного решения. Кроме данных, состоящих из числовых статистических величин, информация включает в себя другие, не поддающиеся непосредственному измерению величины, например, предположения о возможных решениях и их результатах. Практика показывает, что основные трудности, возникающие при поиске и выборе деловых решений, обусловлены, прежде всего, недостаточно высоким качеством и неполнотой имеющейся информации.

Основные трудности, связанные с информацией, возникающие при выработке сложных решений, можно подразделить на следующие группы.

Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает недостаточно достоверной.

Во-вторых, некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке. Так, нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию планов, оценить экономический эффект будущих изобретений и т.д. Но, поскольку эти факторы и явления оказывают существенное влияние на результаты решений, их нельзя не учитывать.

В-третьих, в процессе подготовки решений часто возникают ситуации, когда в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств.

В-четвертых, существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем, но их нельзя точно предсказать.

В-пятых, одна из наиболее существенных трудностей при выборе решений состоит в том, что любая научная или техническая идея содержит в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации, а любое экономическое действие может приводить к многочисленным исходам. Проблема выбора наилучшего варианта решения может возникнуть и потому, что обычно существуют ограничения в ресурсах, а следовательно, принятие одного варианта всегда связано с отказом от других решений.

В-шестых, при выборе наилучшего решения мы нередко сталкиваемся с многозначностью обобщенного критерия, на основе которого можно произвести сравнение возможных исходов. Многозначность, многомерность и качественное различие показателей являются серьезным препятствием для получения обобщенной оценки относительной эффективности, важности, ценности или полезности каждого из возможных решений.

В связи с этим одна из главных особенностей решения сложных проблем состоит в том, что применение расчетов здесь всегда переплетается с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов. Эти суждения позволяют хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее использовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения специалистов о будущих состояниях объектов. Закономерность развития науки и техники состоит в том, что новые знания, научно-техническая информация накапливаются в течение длительного периода времени. Нередко это накопление идет в скрытой форме в сознании ученых и разработчиков. Они, как никто другой, способны оценить перспективы той области, в которой работают, и предвидеть характеристики тех систем, в создании которых непосредственно участвуют.

Опыт показывает, что использование несистематизированных суждений отдельных специалистов оказывается при решении многих сложных научных и технических проблем недостаточно эффективным вследствие многообразия взаимосвязей между основными элементами таких проблем и невозможности охвата их всех. При использовании традиционных процедур подготовки решений нередко не удается рассмотреть широкий диапазон факторов, учесть весь спектр альтернативных путей решения проблем.

Все это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, представляющих в качестве экспертов различные области знаний. Применение групповой экспертизы позволяет не только рассмотреть множество аспектов и факторов, но и объединить различные подходы, с помощью которых руководитель находит наилучшее решение.

Роль swot-анализа в процессе стратегического планирования

Маркетинговое планирование представляет собой маркетинговую деятельность, направленную на анализ и диагностику текущей ситуации, факторов внутренней и внешней среды в будущем, составление SWOT-анализа, определение проблем маркетинга, целей и альтернативных решений, а также их детальную разработку и выбор наиболее подходящей альтернативы.

Выбранное решение затем находит отражение в форме операционного плана, который включает в себя маркетинговый микс, различные бюджеты и план действий.

Маркетинговое планирование разделяют на стратегическое и операционное планирование.

Стратегическое планирование включает в себя анализ, планирование и осуществление маркетинговой деятельности, связанной с выбором комбинации «товар/ рынок/ технология», целевой группы и желаемого позиционирования. План разрабатывается на срок 3-5 лет (горизонт планирования) при использовании глобальной информации преимущественно из внешних источников.

Операционное планирование включает в себя анализ, реализацию и оценку конкретных маркетинговых инструментов для конкретной целевой группы. Операционные планы составляют на более короткий срок, обычно до одного года, при использовании детализированной информации, чаще всего, из внутренних источников.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Лабораторная работа № 5.2

по дисциплине «Основы теории творческой деятельности»

Деловые игры

Преподаватель: Ермаков А.Н.

Студенты: Блажко Е.Э. Васильев И.А.

Группа: ИС-1-01

МОСКВА, 2006

Введение..............................................................................................................................................

История деловых игр..........................................................................................................................

Классификация деловых игр.............................................................................................................

Принципы организации деловой игры.............................................................................................

Цели деловой игры.............................................................................................................................

Признаки деловой игры.....................................................................................................................

Структура деловой игры....................................................................................................................

Порядок проведения деловой игры................................................................................................

Роль ведущего в деловой игре.........................................................................................................

Примеры деловых игр......................................................................................................................

Выводы..............................................................................................................................................

Список литературы...........................................................................................................................

Введение

Деловая игра - это метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.

В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей дополнительно и вырабатываемой в ходе игры. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

В последнее время деловые и имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно, если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business game), реже - управленческой (management game) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин «имитационная игра» (simulation game). Наиболее распространенным и общим, пожалуй, на Западе является термин «имитационная игра», или «игровая имитация», хотя единого мнения по вопросам терминологии среди специалистов нет. Использование термина «имитационная игра» связано с выделением существенных характеристик этого метода. С одной стороны, имитация понимается очень широко как замена непосредственного экспериментирования созданием и манипулированием с моделями, макетами, замещающими реальный объект изучения. В социальных науках широкое распространение получила машинная имитация, реализующая формальную модель той или иной исследуемой системы. С другой стороны, существуют собственно игровые методы, в которых участники принимают на себя определенные роли, вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом, стремясь достигнуть своих ролевых целей. Предполагается, что «игровая имитация» или «имитационная игра» объединяет эти два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Таким образом, в основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Традиционно также подчеркивание того факта, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т. п.

Следует специально отметить, что деловую или имитационную игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социальнопсихологического тренинга - с другой. Надо признать, что в этом вопросе существует большая путаница: термины употребляются небрежно и подчас такие разные методы как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра». Трудность заключается как в недостаточной теоретической рефлексии данных эмпирически сложившихся методов, так и в отсутствии тех теоретических критериев, на основе которых можно было бы проводить сравнение подобных практик и их классификацию. Существующие попытки классификации носят или сугубо эмпирический (перечисление разных методов как они исторически сложились в разных областях знания и практики) или квазитеоретический характер.

История деловых игр

Исторически игры деловые связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на "ящиках с песком").

В нашей стране ДИ возникли еще в 30-ых годах. Их название и форма несколько отличались от современных, но основные концепции уже нашли в них свое отражение. Автором первой ДИ была М.М.Бирштейн - молодой ленинградский экономист. Она еще в 1932 г. на ленинградском заводе пишущих машин, а в 1936 г.- на ленинградской фабрике "Красный ткач" организовала серию игровых экспериментов, назвав их "организационнопроизводственными испытаниями". В них приняли участие работники фабрики. Темой "испытания", например, был процесс перехода фабрики на выпуск новой продукции без остановки производства. Таким образом, первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений. Трагические события конца 30-ых годов, война, блокада Ленинграда прервали разработки советских ученых в области деловых игр.

В 50-е. годы к идее ДИ подошли в США. Возникшие там ДИ применялись для обучения студентов-экономистов или будущих руководителей фирм. В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных игр деловых в промышленности. В 60 70-е гг. развитие игры деловой за рубежом пошло по пути усложнения содержания, повышения их научно-технического уровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экстремальных ситуаций. Методические материалы игры деловой широко тиражируются и доступны для всех заинтересованных лиц.

Снова стали заниматься ДИ в нашей стране в 1975 году. В Звенигороде под Москвой по инициативе ЦЭМИ АН СССР и экономического факультета МГУ обсуждался вопрос о перспективности использования ЭВМ для моделирования экономических систем, составляющих "сюжеты" ДИ.

Создавались научно-методические центры, лаборатории, кафедры, проводились конференции, школы-семинары. В начале 80-х гг. игры деловые перешли в фазу формирования тематических и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития игр деловых в масштабах страны.

Серьезные заделы были у сотрудников Новосибирского государственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (И.М. Сыроежин, С.Г. Гидрович), в Ленинградском институте методов управления (А.Л. Липшиц), в Ленинградском областном Совете научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), у сотрудников Киевского инженерно-строительного института (В.И. Рыбальский и др.).

Перечисленные учреждения и их сотрудники-энтузиасты игровых методов образовали ядро современной области научной, педагогической и практической управленческой деятельности в нашей стране, продолжающейся и в настоящее время. Стали появляться не только все новые и новые ДИ, но и теоретические работы, возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

Постепенно имитационными играми заинтересовались психологи, социологи. Стали появляться игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем.

Периодически собираются семинары по активным методам обучения, основная тема которых - имитационные игры в процессе обучения.

Отечественные специалисты участвуют в международных встречах, например, на ежегодно проводимом семинаре ISAGA (International Simulation and Games Association - Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм). В ходе семинара горячо обсуждаются теоретические и практические проблемы, возникающие в живом процессе создания имитационных игр, их проведения в различных аудиториях и для различных целей и их теоретического осмысления, а также классификация деловых игр.

Классификация деловых игр

Одним из главных признаков классификации является назначение. В ряде работ определяют три варианта деловых игр, в зависимости от назначения, а именно:

1. Учебные. Используются в учебном процессе при подготовке или переподготовке специалистов, а также в системе экономического образования;

2. Производственные. Применяются для решения реальных вопросов текущей деятельности или развития конкретного предприятия, а также для повышения квалификации непосредственно на предприятиях с использованием реального информационного материала;

3. Исследовательские. Проводятся при экспериментировании в управлении и экономике.

К производственным относятся, например, деловые игры по аттестации работников, разработке или совершенствованию организации труда на конкретном производственном участке, модернизации реального предприятия или организации и др. Высшей формой производственной деловой игры можно считать игру определенного профиля (например, по формированию игровым методом годового плана научно-исследовательских работ определенной организации), которая повторяется регулярно (например, ежегодно, при формировании плана на следующий год). Такая деловая игра становится функциональным блоком действующего механизма управления. Исследовательскими являются, например, игры по изучению взаимосвязи отраслевого и регионального управления и др. Первоначально все создаваемые деловые игры были исследовательскими.

В докладе на конференции, посвященной 60-летию деловых игр, в 1992 г. М.М. Бирштейн отмечала роль исследовательских ДИ: "Аналогично тому, как проекты технических новшеств обязательно проходят испытания в лабораторных условиях до их запуска в производство, так и проекты новшеств организационного характера в социальноэкономической сфере могут и должны испытываться до их внедрения методом ДИ на качество и прочность, на пригодность их в данных конкретных условиях".

Принципы организации деловой игры

В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;.

принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

принцип совместной деятельности . В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;

принцип диалогического общения . В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса ее развертывания в игровой деятельности.

, Общепедагогические технологии

Место проведения: Можгинский педагогический колледж.

Дата проведения: V семестр.

Курс обучения: III курс.

Возраст: 17-18 лет.

Учебная дисциплина: “Теория и практика дополнительного образования детей”.

Форма: деловая игра.

Тип учебного занятия: урок закрепления и контроля.

Цель учебного занятия: Формирование компетентностного подхода к знаниям.

Задачи учебного занятия:

  • Выявление, закрепление и оценка уровня результативности усвоения содержания учебного материала;
  • Обучение практическому использованию на занятии современных педагогических технологий;
  • Развитие репродуктивной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы бумаги, ручки, мел, доска.

Ход игры

Класс делится на 3-4 команды (по количеству рядов). Каждая команда получает чистый лист бумаги для выполнения заданий.

Педагог: Представьте, что Вы молодой, подающий надежды руководитель учреждения дополнительного образования. Чтобы успешно трудиться на своем посту Вы должны иметь необходимые знания в этой области и уметь применять их на практике, не так ли? Сегодня мы проверим, насколько хорошо Вы сможете справиться со своей работой.

Каждая из команд получает свое название: “Школа”, “Дом”, “Дворец”, “Центр” и подписывает его на своем листе. Командам раздаются листочки с заданием №1. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 3 минуты на его выполнение.

Задание №1. Выберите верное определение для слова “управление”:

  • Деятельность органов власти
  • Постоянное воздействие на динамическую систему, вызывающее в ней целенаправленные преобразования
  • Совокупность мероприятий, направленных на контроль над деятельностью подчиненных лиц и объектов.

После выполнения задания командам начисляется 1 балл за правильный ответ (подсчет ведется на доске). Ответы на задания – см. Приложение 1 . Раздаются листочки с заданием №2. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.

Задание №2. Расположите в хронологическом порядке концепции теории управления:

  1. “Школа человеческих отношений” (характер отношений между людьми внутри организаций, мотивов из трудовой деятельности, ценностных ориентаций).
  2. Важность человеческого фактора (лояльность к работающим., честность и доверие к людям, умение слушать всех, с кем сталкиваешься в работе, готовность к ответственности).
  3. Рациональная организация человеческой деятельности (разделение труда, обеспечение единства действий работников, ориентация на стабильность персонала, справедливое вознаграждение за труд)
  4. “Поведенческое направление” (социальное взаимодействие и коммуникация, власть и авторитет в организации, поведенческие стереотипы и их мотивации, проблемы лидерства)

Ответы на задания – см. Приложение 1 . Затем раздаются листочки с заданием №3. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.

Задание №3. Заполните схему (см. Приложение 2 ), приведенными ниже словами:

Муниципальный и региональный уровень; Лицо, Принимающее Решения; Правительство РФ; Госдума РФ; Уровень непосредственного управления; Министерство образования РФ.

За правильно выполненную схему начисляется 3 балла, Ответы на задания – см. Приложение 1 , раздаются листочки с заданием №4. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.

Задание №4. Дайте названия структурам управления.

  1. Руководство осуществляется через функциональные службы, исполнитель подчиняется нескольким начальникам.
  2. Руководитель единолично отвечает за работу подчиненных звеньев и подчиняется вышестоящему начальнику.
  3. Ключевой фигурой является не руководитель функционального подразделения, а руководитель филиала – отделения, отдела.

За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1 . Затем раздаются листочки с заданием №5. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 10 минут на его выполнение.

Задание №5. Определите, какие из характеристик типов принимаемых решений, к какому типу относятся.

Характеристики: 1)дефицит времени, 2)цикличность в деятельности, 3)жесткий контроль, 4)определение перспектив развития системы, 5)административный характер решений, 6)повторяемость определенных задач и мероприятий, 7)диагностика исходного состояния системы, 8)моделирование желаемого состояния системы, 9)ограниченная информация, 10)поверхностный характер управления.

За каждую верно определенную характеристику участникам начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1 .

ПЕРЕМЕНА.

После перерыва раздаются листочки с заданием №6. Дается 5 минут на его выполнение.

Задание №6. Соберите из “рассыпавшихся” слогов некоторые организационные стандарты управленческой деятельности:

ДОК-РЯ-ПО ГО-КИ-ПОД-ТОВ КУ-ДО-ТОВ-МЕН, ЛА-ВИ-ПРА Я-ДЕ-ПРО-ВЕ-НИ ЖЕБ-СЛУ-НЫХ ЩА-СО-НИЙ-ВЕ, РЯ-ДОК-ПО ЛЕ-О-НИ-ФОРМ-Я ТОВ-ДО-МЕН-КУ, ВИ-ЛА-ПРА Ё-МА-ПРИ ТИ-ЛЕЙ-ТЕ-ПО-СЕ.

За каждый верно определенный стандарт начисляется 1 балл, Ответы на задания – см. Приложение 1 , раздаются листочки с заданием №7. Дается 5 минут на его выполнение.

Задание №7. Какие качества не должны присутствовать у человека, занимающегося управленческой деятельностью:

Способность управлять собой, деструктивный подход к решению проблем, готовность к риску, созданию острых ситуаций, консервативность и непринятие инновационных технологий, ориентация на применение ручного наемного труда.

За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1 . Подведение итогов.

Педагог: Все команды отлично справились с заданиями. Я думаю, что те, кто набрал меньше баллов, смогли узнать что-то новое, а победители утвердились в своих знаниях. Сегодня вы смогли посмотреть на себя как на потенциального руководителя учреждения дополнительного образования и оценить свои знания и умения в этой области. Я думаю, что наша сегодняшняя игра помогла вам систематизировать то, что вы получили на уроке и надеюсь, что вам понравилась сегодняшнее занятие.

Библиографический список

  1. Дополнительное образование детей [Текст]/под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС. – 2000. – с. 254(Учебное пособие для вузов).
  2. Евладова, Е.Б. Логинова, Л.Г. Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст]/Е.Б.Евладова Л.Г.Логинова Н.Н.Михайлова. – М.:ВЛАДОС. – 2004. – с. 348 (Для средних специальных учебных заведений).
  3. Менеджмент организации[Текст]: Учеб. Пособие/ под ред. З.П.Румянцевой Н.А.Саломатина. – М.,1995.
  4. Управление развитием школы [Текст]: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М., 1995.
  5. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности [Текст]/ В.Г.Шипунов Е.Н.Кишкель.– М., 1996.
  6. Якокка Л. Карьера менеджера [Текст]/Л.Якокка. – М., 1991.


 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS