Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Что такое лексические и грамматические явления? Лексические явления. Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления Простое осложненное предложение |
Специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры) Фигурами называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью: Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Чудо в тепле, за печкой живет. Чудо слушает сказки, вой в трубе. Чудо мохнатое, доброе, домовитое. Чудо — пуховый платок покойной матери на больных плечах. Чудо — руки бабушки, ее ворчание и шумная ругань. Чудо — встречный человек. Чудо — его голос, глаза, уши. Чудо — это жизнь! (В. П. Астафьев) Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений: Она подумала: неужели эта красота еще и сейчас является людям, неужели за это время, которое она прожила на свете, красота совсем нисколько не увяла и не померкла? (В. Г. Распутин) Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений: Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. И. Солженицын) Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой все сильнее нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне... (К. М. Симонов) Внимание! Различные виды повторов как средство усиления выразительности текста широко используются в художественном, публицистическом и разговорном стилях речи. В целях привлечения внимания к какому-либо явлению или понятию повтор может использоваться также в научно-деловом и официально-деловом стилях. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ: Гляжу на будущность с боязнью, Я был вам звенящей струной, Внимание!
Синтаксический
параллелизм как средство языковой
выразительности характерен для художественного и публицистического стилей речи.
В научном и официально-деловом стилях названная стилистическая фигура
используется как одно из средств логического выделения.
Многосоюзие
(полисиндетон) —
избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний
и употребляемый как выразительное средство: Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения: Бессоюзие
как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи,
а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов
высказывания и повышения экспрессивности текста.
Эллипсис
(в
пер. с греч. — недостаток, нехватка) — стилистический прием,
состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске
какого-либо члена или части предложения:
Инверсия
(в
пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение
обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости
какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой
стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот,
разговорной, несколько сниженной характеристики.
Идет Жилин , все тени держится. (Л. Н. Толстой) Внимание! Как средства языковой выразительности эллипсис и инверсия широко используются в художественном и публицистическом стилях. Они недопустимы в официально-деловом и научном стилях речи (за исключением научно-популярного). Парцелляция
(в
пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в
расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько
интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения
могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Градация
(в
пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в
последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор,
сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Антитеза (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные: Внимание! Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам. Оксюморон
(в
пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в
которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие
друг другу (горькая радость, звонкая тишина
и т. п.); при
этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин); Но красоты
их безобразной
Именительный
темы
-
это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на
две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для
говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо
высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может
быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими
предложениями: Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность. Что такое лексические и грамматические явления?1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний. Синтаксические понятия:
Синтаксические средства художественной изобразительности
Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012. Образец 1 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция
, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души». Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая. Образец 3 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением . Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью. Образец 4 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику : "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев. Образец 5 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю . Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения , достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины. Образец 6 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике . Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини. Образец 7 Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны. Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным , а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.
Лексические и грамматические явления
Пример описания содержания лексического явления · Во-первых, требуется назвать одно лексическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, антонимы противопоставляют два предмета, два действия, два признака. Это и есть их типовое значение, об этом и нужно написать в сочинении (это будет ваш довод). · Затем нужно привести пример из текста, например, найти антонимы и показать, что они говорят о конкретной противоположности. Например, «белый» – «черный», «верх» - «низ». Пример описания содержания грамматического явления · Во-вторых, назвать одно грамматическое явление и теоретически (обобщенно) сказать о его типовом значении. Например, окончание в слове может оформлять подчинительные связи в словосочетании. Это и есть его типовое значение (это будет ваш довод). · Приводим пример. На конкретном словосочетании из текста показываем, что в нем (например, «красный шар») окончание прилагательного говорит о согласовании в роде, числе, падеже с существительным, т. е. о «подчинении» прилагательного существительному. Задания-подсказки для поиска лексических и грамматических явлений в тексте Лексические явления – А2, А3, В1. Грамматические явления – В2, В4, В7, В8, В9.
Роль лексических и грамматических явлений в языке (подготовка к заданию С2) Лексические средства языковой выразительности:
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее делают речь яркой, образной, выразительной
Помогают избежать однообразия изложения, разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной, позволяют всесторонне охарактеризовать образ, помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение. Омонимы используются: Для выразительности и экспрессии речи. Для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи, делают речь яркой и убедительной, служат для передачи торжественности момента, служат для воссоздания исторической обстановки, служат средством речевой характеристики персонажа, используются для создания комического эффекта, иронии; подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.
выступают как одно из средств выразительности речи.
используется писателями как языковая основа произведения, употребляется в любых условиях общения, служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
создаёт стилистическую окраску слова, Одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя.
помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте, служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа, служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.
усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
Как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность, характеризуют все стороны жизни человека. Усиливают экспрессивную окраску речи. Присущая фразеологизмам образность оживляет повествование, нередко придает ему шутливую, ироническую окраску.
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов, Средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения, средство передачи монотонности и однообразия действий, повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.
Служит для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.
Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений. Грамматические средства языковой выразительности: 1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ помогают перечислить действия героев; позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; конкретизируют признак предмета. 2. ОБРАЩЕНИЕ называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне одну краску. выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, ... в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая, ... 3. ВВОДНЫЕ СЛОВА выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор. указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь. указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...) 5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ поясняют или уточняют нарицательное существительное; помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: … они, мать и отец , стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед. 6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию; 8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка... 11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал. СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. 12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике на основе УМК “ MATRIX ”. Грамматические явления, их форма, значение и употребление в речи Городнюк Р.И. Г.-к.Анапа,НЧОУ гимназия «Росток» При введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не только на их форму,но также на их значение и употребление. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель,но и смогут сами использовать ее в речи. Представляя новую грамматическую форму , я стараюсь вместе с учащимися ответить на следующие вопросы Правильно ли образуется данная форма или она является исключением? Представляет ли трудность ее написание? Как она правильно произносится? Влияет ли данная форма на порядок слов в предложении (вопросительные слова, прилагательные) или на следующие за ней слова (переходные глаголы)? Учащимся также необходимо понять функцию нового грамматического явления. Начинающим дается единственное назначение формы и одна ее функция в речи. Впоследствии они поймут, что у грамматических структур имеется много значений. Учитель должен заранее предположить, какие у учащихся возникнут трудности, и стремиться их предупредить. Введение нового грамматического материала Приемы введения нового грамматического материала зависят от возраста и уровня языковой подготовки учащихся. У маленьких детей обсуждение новой формы не вызовет интереса, поэтому новую форму в речевой модели -в рассказе, песенки, игре и т.д. Известный способ введения нового материала в контексте - использование одного из эпизодов рассказа. Закрепление нового грамматического материала После введения нового материала его необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. Я использую разнообразные способы отработки нового материала: от механических, тренировочных упражнений (drills ) до более свободных, таких как личностно ориентированных заданий. Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели, в этом случае ввожу необходимую лексику, затем саму структуру. Лексико-грамматические структуры обычно отрабатываются в заданиях, помещенных после рассказа. Из объяснений, примеров, таблицы учащиеся должны понять образование утвердительной, вопросительной и отрицательной форм, диапазон использования и отличие этого времени. Следует отметить две особенности такого способа ознакомления с грамматикой. Время вводится в контексте: чтобы учащиеся поняли и форму и значение. Вместо объяснения правила автор УМК предлагает учащимся самостоятельно его сформулировать. Такая форма работы, во-первых, обеспечивает понимание грамматики, во-вторых, способствует ее запоминанию. Контроль понимания изученного Как было сказано выше, учащиеся получают возможность самостоятельно формулировать грамматические правила. Такие попытки показывают, насколько они точно понимают, когда и как употребляется грамматическая структура. В свою очередь, можно проверить понимание материала, задавая наводящие вопросы, которые должны быть короткими и простыми. Цель -проверка понимания, поэтому оптимальными в данном случае считаются “закрытые” вопросы, требующие ответа “да” или “нет”. Лексика и грамматика самого вопроса должна быть проще, чем материал, подлежащий контролю. Например, проверяя, понятно ли учащимся значения структуры “ used to ”: Учитель : My father used to smoke. Does he smoke now? Ученик : No? he doesn‘t. Учитель : That‘s right. Did he ever smoke? Ученик: Yes , he did . Еще одним удачным способом контроля понимания грамматической структуры я считаю создание игровой ситуации (ролевая игра) с использованием грамматических структур в высказываниях по заданной теме. Так, например, закрепление и контроль употребления структур the Past Continuous and Past Simple Tenses я осуществляю, разыгрывая ситуацию разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся получают свои роли в данном происшествии, и каждый создает свою версию аварии и своего участия в ней, используя необходимые грамматические структуры в речи. Схема аварии, речевые опоры, лексический минимум, который имеет целью снять сложность выхода в речь, - все это способствует успешному употреблению грамматических структур в речи. Повторение изученного. После того, как учащиеся ознакомились с употреблением грамматической формы в контексте и потренировались в ее использовании, через некоторое время, в следующих циклах уроков, необходимо вернуться к изученному материалу, чтобы понять, насколько хорошо он усвоен. Кроме того, повторение может быть организованно в Рабочей тетради, а также с помощью тестов в Книге для учителя. |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами