Главная - Ванная и кухонная сантехника
Бродский смотрит в небо. Мой облик неизменен

Стоит на Новинском бульваре напротив здания Американского посольства. Более символичное место трудно было найти. Американцы станут смотреть на него из окон и думать о том, какие люди живут в России и почему едут к ним. Может быть, перечитают Бродского. Возможно, и на русском.

В день торжественного открытия памятника достала дома книгу стихов Бродского. Открыла наугад. Попала на "Часть речи". Написано в 1975 году. Подходит почти все. И "ниоткуда с любовью" - именно так и возникают произведения искусства. И "надцатого мартобря" - так долго мудрили с датой открытия памятника, хорошо хоть не назначили на 32 мая. И "ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континентов". А особенно "твои черты, как безумное зеркало повторяя".

Перед открытием памятника Иосиф Бродский в записи читал свои стихи сам. "Письма Римскому другу (Из Марциала)". И опять все удивительно подходило к нашим дням. И "Как там в Ливии, мой Постум, - или где там? Неужели до сих пор еще воюем?". И "Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?" И даже "ткань, впитавшая полуденное солнце" - именно такой золотистого цвета были накрыты бронзовые фигуры, всю неделю стоявшие просто закутанные в целлофан.

К еще не открытому памятнику уже приходили с цветами. Читатели и почитатели. Умные лица. Достойные люди. Наталья Дементьева, Юрий Рост, Алла Гербер, Владимир Григорьев, Павел Лунгин, Марк Розовский, Виктор Лошак... Позже министр культуры Александр Авдеев скажет, что все присутствующие делятся на две части - те, кто имел честь знать Бродского, и те, кто его читает.

Больше всего обсуждали тот факт, что памятник не в Петербурге, где родился и жил Бродский, а в Москве. Артист Вениамин Смехов спросил напрямую об этом у скульптора Георгия Франгуляна.

Бальзак тоже родился не в Париже, - ответил Франгулян, подразумевая, что во французской столице стоит памятник писателю.

"РГ" уже писала, как выглядит памятник Бродскому: на фоне 12-ти безликих фигур выделяется 13-я - фигура поэта. Бродский смотрит в небо, словно не замечая того, что происходит на земле. По замыслу скульптора - на фоне многих людей удается "пропечататься", выделиться лишь немногим. Таким и был Иосиф Бродский.

Напротив постамента, где установлен памятник, поставили другой, на который поднялись руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Худяков, председатель Мосгордумы Владимир Платонов, министр культуры Александр Авдеев, его заместитель Андрей Бусыгин, депутаты Евгений Герасимов и Александр Крутов, друг Бродского - поэт Евгений Рейн, артисты Сергей Юрский и Вениамин Смехов, архитектор памятника Сергей Скуратов и другие. Оба возвышения соединили красной дорожкой.

Видео: Виктор Васенин

Министр культуры Александр Авдеев подчеркнул, что у скульптора Георгия Франгуляна сейчас счастливая полоса - открыт памятник Данте его работы в Венеции. Сейчас - Бродский. "Поэзия Бродского - как необъяснимая жемчужина, - сказал Александр Авдеев. - Нам повезло. В России появился еще непознанный до конца гигант эпохи. Да, он не был москвичом. Но какая разница - мы все равно читаем его стихи".

Евгений Рейн говорил прозой, но казалось, что стихами. И слова его отдавались в голове, как качественное рейнское вино:

Сегодня - день победы поэзии. День победы истинной культуры над всем случайным и приходящим. Выбрано удачное место - Бродский часто бывал в этих кварталах. Памятник хороший и выразительный. И я счастлив, что дожил до этого дня, когда могу прийти сюда и сказать: "Здравствуй, Иосиф!"

Народный артист России Сергей Юрский сказал, что много раз видел памятник в макете. Семь лет он следил за его судьбой: "В Петербурге мы эту битву проиграли. Но в Москве - выиграли". Юрский для определения памятника нашел слово "вызывающе" и пояснил: "Он будет разрезать собой пространство Садового кольца. И люди будут спрашивать друг друга: кто это?"

Присутствующие вздрогнули: в момент, когда Александр Авдеев, Владимир Платонов и Евгений Рейн перерезали ленточку, громко зазвучал Первый концерт Чайковского. Те, кто знал Бродского, тихо заговорили о том, что поэт эту музыку не любил.

"Россия уникальная страна, осознающая себя через культуру даже в эпохи политического унижения", - процитировал Бродского в микрофон народный артист России Вениамин Смехов, один из немногих, кто сегодня в концертных программах читает стихи поэта. Смехов продемонстрировал это в телевизионном цикле "Я пришел к вам со стихами", который как раз в эти дни показывает канал "Культура".

Люди усыпали постамент цветами. Обсуждали между собой памятник, сравнивали его с памятником Мандельштаму в Москве, где Осип Эмильевич тоже смотрит в небо. Шутили, мол, хорошо, что автор не Церетели.

Зураб Константинович, кстати, тоже был на открытии памятника Иосифу Бродскому. И на вопрос обозревателя "РГ" о впечатлении и не жаль ли ему, что не он - автор, ответил:

Все сделано замечательно. Вписывается в пространство Москвы очень хорошо. Я бы так не смог.

Стихи этого поэта - визитная карточка сложной и противоречивой эпохи, а его творчество - манифест против всего несправедливого и косного. Но вот вполне ли соответствует концепция памятника Иосифу Бродскому в Москве образу поэта, сложившемуся в представлениях его почитателей?

Становление

Иосиф Александрович Бродский родился в 1940 году в Ленинграде в семье фотографа, а позже фотокорреспондента газеты. Мать его была бухгалтером. Так что к творческой эту семью отнести можно лишь наполовину.

Когда началась блокада Ленинграда, маленький Иосиф вместе с матерью отправился в эвакуацию в город Череповец Вологодской области, где и находился до конца Великой Отечественной войны.

После возвращения в Ленинград он пошел в школу, но проучился в ней лишь семь лет. Не закончив даже восьмилетнее образование, Иосиф поступил работать помощником фрезеровщика. Такое решение подросток принял самостоятельно, понимая, как тяжело было его семье.

Первые свои стихи Бродский написал в 16-17 лет, но всерьез занялся поэзией лет с 18. На формирование его поэтической стилистики оказало влияние творчество Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака. Первое выступление Иосифа состоялось в 1960 году в Ленинграде на "турнире поэтов". Прочитанное им тогда стихотворение вызвало настоящий скандал.

Поэт-изгнанник

В 1963 году И. А. Бродского публично обвинили в тунеядстве и предательстве Родины. Пасквиль опубликовала одна из центральных и уважаемых газет - "Вечерний Ленинград", поэтому клеймо прочно за ним закрепилось, а информация вызвала большой резонанс в обществе. В издательство стало приходить множество писем от возмущенных граждан, в которых звучало требование принять меры против поэта. Вскоре он был арестован. Преследования, ложные обвинения и арест привели в закономерному итогу: у И. Бродского случился сердечный приступ.

Позже его поставили перед выбором - эмиграция или психбольница. Иосиф Бродский покинул Советский Союз и стал гражданином США.

"...поэт, который прославит свою родину"

Жизнь Иосифа Александровича Бродского в изгнании была успешной. Он преподавал в университетах, проводил исследования в области языка, был удостоен Нобелевской премии. В Америке он вел активную творческую жизнь, занимался переводами, писал критические статьи. А поэзия его пользовалась неизменным интересом у иностранного читателя.

Признание на родине пришло к Бродскому после перестройки. Но поэт так и не нашел в себе сил вернуться. Здоровье его было сильно подорвано, в том числе и смертью родителей, с которыми в 1980-х годах советская власть не позволила ему увидеться.

Иосиф Александрович Бродский скончался в 1996 году, оставив большое поэтическое наследие.

Поэт-"математик" или поэт-"фантаст"?

Творчество И. А. Бродского можно сравнить с математической задачей, которую он решал всю свою жизнь. В ней есть "дано" - все то, что происходит вокруг, есть и "неизвестное" - вечные законы жизни, которые он старался постичь. Также поэт-исследователь пытался познать глубокую сущность человеческой природы. Стихи Бродского - это философские размышления об окружающем и создание своих воображаемых миров.

Особенности поэтической лексики

Для создания этих миров Бродский и лексику отбирает ту, которая наиболее выражает суть, не гнушаясь нецензурными, просторечными и грубыми выражениями. Часто его произведения написаны в сложной наукообразной манере. Мысли в них излагаются с использованием научных терминов и рациональных формул, поэтому его поэзия нередко характеризуется как математическая.

Поэт отвергал классические каноны, осознанно нарушая ритмическую основу и мелодику стиха. Он жертвовал музыкальностью ради объективности и наибольшей жизненности. Бродский намеренно отказывался от использования лирического героя в пользу эпического, зачастую лишенного проявления каких-либо чувств. Это было необходимо мастеру для наиболее объективного отражения картины жизни, которую путешествующий видит, передвигаясь из одной точки окружающего мира в другую. Позиция автора в произведениях Иосифа Бродского отсутствует. Каждый читатель сам составляет свое отношение к происходящему, испытывая лишь ему свойственные чувства.

Интонационно поэзия Иосифа Бродского очень богата. Автор использует нравоучительные изречения в форме афоризмов, умозаключений, парадоксов, ироничных высказываний.

Памятник Бродскому в Москве

Памятник поэту был установлен на Новинском бульваре в сквере у в 2011 году. На церемонии открытия собрались две категории россиян: сегодняшний читатель и современники поэта, знавшие его лично.

Памятник Бродскому в Москве выполнен из бронзы по проекту Георгия Франгуляна и Он представляет собой две группы безликих плоскостных фигур, центральной из которых является сам поэт. Все они установлены на гранитном постаменте.

Работа над памятником Бродскому в Москве продолжалась семь лет. Сначала планировалось, что он будет установлен в Петербурге, но поскольку работы не довели до конца, главный принял решение об установке монумента в столице.

Для почитателей поэзии Иосифа Бродского адрес памятника в Москве: Новинский бульвар, 22.

А что говорят "противники"?

Есть у концепции памятника Бродскому в Москве и противники. Они считают неуместным окружать поэта безликими соратниками, ибо таковых у него в нашем государстве не было.

Бродский был поэтом-одиночкой, непонятым и непризнанным в свое время. Хотя с образом автора удивительных стихов критики вроде бы согласны, поскольку очень созвучна поэту поза с поднятой к небу головой, где есть что-то неизведанное и непонятное. А быть может, через небо он всматривается и в самого себя?

«ЭТО НЕ ОН!»

«Ни страны, ни погоста / не хочу выбирать. / На Васильевский остров / я приду умирать...». Умирать на Васильевский остров Иосиф Бродский так и не пришел – сделать это ему пришлось в Бруклине, Нью-Йорк , США . Но спустя 21 год после смерти великий поэт-таки добрался до Васильевского острова. В качестве памятника...

Монумент появился на набережной реки Смоленки, рядом с домом №28 по улице Одоевского.

Гранитный Иосиф Александрович материализовался неожиданно и внезапно. Скульптуру установили в декабре 2016 года. Церемонии открытия не было. Памятник выгрузили из прицепа старенькой «Газели» и поставили на землю... Вышло не поэтично.

О присутствии лауреата Нобелевской премии по литературе на Васильевском острове знали только местные жители. Да и то не все. Разглядеть в гранитной глыбе Иосифа Александровича смог далеко не каждый...

Памятник «прославился» благодаря наблюдательным журналистам, опубликовавшим несколько снимков. В сети тут же разгорелся жаркий спор.

– Это не Бродский! – поделился один из форумчан.

– А мне кажется, неплохо, – возразил другой пользователь.

ДВА ОБРАЗА

Чтобы расставить все точки над i, мы связались с автором работы – членом Союза художников России Евгением Ротановым.

– Я попытался соединить два образа – Петербурга и самого поэта, – рассказал скульптор. – Северную столицу обозначает гранитная глыба, а Бродского – голова, имеющая портретное сходство с «оригиналом».

Эпопея с выбором места для памятника длилась с 2014 года . Сначала его хотели установить на Васильевском острове, а потом – в Комарово . В конечном итоге вернулись к варианту с набережной реки Смоленки.

Распознать поэта получается не у всех. Почему на памятнике нет хотя бы таблички? – спросили корреспонденты «КП ».

– Памятник разрешили установить только при одном условии: если я не буду указывать, что это Бродский, – ответил Евгений Никитич. – Сейчас я бьюсь за «легализацию» Иосифа Александровича. Чтобы памятник перестал быть безымянным, нужно собрать кучу документов и отвезти их на согласование в Москву ... Меня в принципе и так все устраивает. Бродский нашел свое место. Неравнодушные к его творчеству люди знают, что это он. Это главное.

По словам скульптора, торжественная церемония открытия памятника планировалась, но ее отменили из-за плохой погоды. Но это все еще может произойти, когда растает снег.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Не буду говорить, понравился мне памятник или нет. Дело в том, как его установили. Это сделали под покровом ночи, втихомолку, под сурдинку... Это неуважение к городу, жителям, самому Иосифу Бродскому. Так не делается. Открытие монумента должно быть событием общественного звучания, как это было в случае с памятником Довлатову – ради этого целый фестиваль устроили! А тут... Я вообще не уверен, что появление скульптуры на набережной Смоленки было с кем-либо согласовано».

(Михаил МИЛЬЧИК, председатель правления фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта)

Официально памятник называется «Портрет Иосифу Бродскому». Его высота – 3,6 метра (вместе с постаментом), вес – 7 тонн.

Памятник поэту Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге – один из самых странных памятников в России. Он необычен и эпатажен, он бросает вызов, точно так же, как и сам поэт бросал вызов своим творчеством.

Все умолкнет вокруг.
Только черный буксир закричит
посредине реки,
исступленно борясь с темнотою,
и летящая ночь
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою.
© И. Бродский «Стансы Петербургу», 1962 год

Итак, памятник представляет собой чемодан, на котором установлена небольшая плита, а на ней голова поэта. Композиция носит название «Бродский приехал». Вот так скульптор Константин Симун захотел изобразить Бродского. Появление такой композиции вызвало противоречивые комментарии. Часть жителей города на Неве посчитали это дурным тоном, но большинство увидели в такой необычной скульптурной идее символизм и свежесть, и назвали памятник очень удачным решением.

К тому же композиция Симуна – это первый памятник Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге. Автор охотно объяснил, почему выбрал именно такую форму изображения. По мнению скульптора, Бродский был жестоко обижен на государство. Обижен до такой степени, что даже запретил себя хоронить на родине, в Ленинграде. Симун считает, что такое «нестандартное» появление поэта в родном городе примирит его дух с новой Россией.

Установили памятник во дворе филологического факультета СПбГУ. Многих такое решение удивило, но родственники поэта посчитали, что место как нельзя лучше подходит для скульптуры. В итоге бронзовый именной чемодан с биркой и головой поэта установленной на куске гранита обосновался в обители литературных критиков и начинающих писателей. Разместить памятник в этом месте предложил Дягилевский центр искусств.

«Чемодан, ступенька, голова и линия границы, проведенная на тротуаре – вот памятник Бродскому, который в последние годы думал о том, приезжать в Петербург или нет. Во дворе филфака он стоит в стороне от всех, как был в жизни – сам по себе», – отметила профессор Татьяна Юрьева, лично знавшая поэта. Автор проекта местом расположения памятника остался доволен, по его признанию, учитывая противоречивые мнения о своей работе, он не рассчитывал, что место будет столь удачным.

Минус только в том, что видят скульптуру только студенты. Кстати, этот проект Константина Симуна вышел в свое время в финал Международного конкурса на лучший эскиз памятника Иосифу Бродскому и занял седьмое место.


Памятник Иосифу Бродскому на фото

Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 11 (во дворе филологического факультета СПбГУ)

GPS-координаты: 59.940076, 30.299179

Ещё одно стихотворение Бродского является аллюзией на работу Пушкина В прошлый раз мы анализировали, что хотел сказать автор в стихе «Я вас любил» , а этот раз снимем шляпу и разберём по косточкам строки «Я памятник воздвиг», написанное 22-летним поэтом в 1962 году.

В стихотворении автор в образе героя рассказывает, что он уже воздвиг себе памятник, но этот монумент отличается от классического пушкинского обелиска. У Бродского памятник иной по внешнему виду и по расположению и это монумент является отражением его мыслей и взглядов.

Спиной к постыдному прошлому

С первой строки стихотворения в нём чувствуется дух бунтаря, который шёл с Бродским рука об руку всю жизнь, подобно тени. Поэт является ярым противником текущей социалистической действительности, убивающей человеческое «я» и загоняющей индивидуума в стадо общества. Автору не нравится ближайшее прошлое страны, и он не стесняясь называет его постыдным.


Поэт противопоставляет постыдное прошлое потерянной любви, ставя последнюю наголову выше – памятник установлен к ней лицом. Внимательный читатель заметит, что грудь памятника смотрит в сторону любви, а ягодицы в сторону постыдного столетия. Любовь достойна выгнутой колесом груди, а море полуправд прошлого только взгляда на пятую точку.

Далее, уже во втором четверостишье, поэт говорит в строках, что образ и расположение памятника не случайно и он не собирается их менять. В 1962 году началось первое давление власти на Бродского, но автор стихотворения откровенного говорит, что останется при своём мнении и не изменит взглядов даже под давлением.


………………………………………………………..

Мой облик неизменен

Автор считает свой талант даром свыше – его подарила муза и этот огонь поэт обязан нести в чистом виде, не болтаясь с ним из стороны в сторону. Такое расположение памятника основано на фоне усталости от текущего дня, это не спонтанное решение, а продуманный выбор.

Бродский уподобляет себя этому памятнику, что видно из второй части стихотворения. Он говорит, что ничего не изменит даже если ему будет угрожать «демонтаж». Не за горами ссылка и полное презрение властей, которое вынудит покинуть страну. Бродский примет решение эмигрировать, но от своих взглядов и убеждений не откажется. Уже в 1962 году он принёс клятву верности своим убеждениям и не отречётся от них никогда.

Эта непреклонность видна в стихотворение и отражена в сцене возможного сноса памятника. Поэт буквально кричит, что его правда, его убеждения не останутся незамеченными, если обвинят, разрушат или даже расчленят, то правда вырвется сквозь незрячие глаза гипсовой статуи и ударит струёй в небеса.

сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Стихотворение достаточно легко читается, для понимания его смыла не надо долго просматривать через лупу межстрочное расстояние.

Текст

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию -- спиной.
К любви своей потерянной -- лицом.
И грудь -- велосипедным колесом.
А ягодицы -- к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, --
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, --

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

Чтение стихотворения

Стих "Памятник" читает Павео Беседин.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS