Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Божества в тайланде. Тайская мифология |
Таиланд, пожалуй одно из самых популярных направлений Азии. Туристам эта страна знакома вкусной едой, хорошими пляжами и богатой культурой. Пожалуй все побывавшие там видели изображения героев местного эпоса Рамакиен. Они есть не только на храмовых комплексах, но и на различных картинах, сувенирах, брелках, а также данные образы широко используются в местных выступлениях и концертах. Рамакиен — аллегория победы добра над злом, тайский вариант индийского эпоса Рамаяна с характерными для Сиама деталями. Герой эпоса Рама является образцом добродетели — идеальным королем. Ему противостоит злобный демон – король Тосакан. Сегодня мы расскажем кто эти божества и чем они известны в истории эпоса. Конечно эта история огромна, но все же мы попытались собрать здесь её главную суть вместе с основными героями. Фото: depositphotos.com Тосакан (Рована в индийской мифологии) – демон повелитель ракшасов и король острова Ланка (сейчас это остров Шри-Ланка, многим это место знакомо как Цейлон). По приданию имел «десять шей, голов и рук». Согласно эпосу будущий повелитель Тосакан десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству – тапасу. Тапас это аскетизм и самоограничение, при которых происходит накапливание особого внутреннего жара, дающего способность магически воздействовать на окружающее. В награду за это Пхра Пхром (Брахма) наделил его даром неуязвимости от богов и демонов. Воспользовавшись этим Тосакан смог узурпировать власть над всеми тремя мирами – над небесами, землёй и подземным миром. А на острове Ланка он основал царство ракшасов, изгнав оттуда своего сводного брата Куберу. Богов же он сверг с небес богов и заставил себе прислуживать.
Свита Тосакана — ракшасы описываются многорукими, многоголовыми и многоглазыми или, наоборот, одноглазыми существами с огромным ртом. Иногда ракшасы имели облик обычных людей, в том числе соблазнительных женщин, который они принимали в результате оборотничества. В основном же это были великаны, а иногда и исполины чудовищных размеров. Фото: depositphotos.com Давший Тосакану дар неуязвимости Пхра Пхром (Брахма) – не имеющим матери бог творения, саморожденный из цветка лотоса в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Он находится далеко за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации. Кхаттханам Кхун Болом Линлаун Литлонг Ло Лойсаомонг Маунглай Нанг Кангри Нанг Каухилунг Нанг Кхасоп Нанг Пао Пи, духи По Тхен Пу нен и Нанг быон Пхатвчунг Пхибан Пхра Пхум Сангкан Саопанг Такхай Таосуонг и Таонган Туонглуонг Тхен Факхын Тхон и Двадараси ЧаотхиТ. м. испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы. Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай, вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне , катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке, срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем, что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси , родившемся из огня намного позднее её. В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа, и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов. Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган, упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала, тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао). По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Т. м. тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил, проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов. Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи, духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов. Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев. С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган , принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы. Вместе с этим в Т. м. чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая жизнь деревни концентрируется вокруг горы, называемой Миньмыонг. У них считается, что гора - место обитания духа-покровителя и духов предков. Согласно одному из мифов, устройство территории Лаоса с его горами и реками, лесами обязано тому, что наги запустили огненные ракеты. У лаотянцев во Вьетнаме в мае в конце сухого сезона устраивался особый праздник ракет. Лит.: Cochrane W., The Shans, Rangoon, 1915; Presence du royaume lao, Saigon, 1956; Le May R. S., Legends and folklore of Northern Siam, «Journal of the Slam Society», 1924, v. 18, pt 1; Tambiah S. J., Buddhism and the spirit cults in North-East Thailand, Camb., 1970. Я. В. Чеснов [Мифы народов мира. Энциклопедия: Тайская мифология, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 7365 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 489 Словарь)] Не ослабевает интерес у российских граждан к удивительному и прекрасному Таиланду. Как и многие другие, эта азиатская страна обладает увлекательной историей, которую местные жители дополнили различными легендами и мифами. Рядом с городом Чианг Саен располагается одноименное озеро, на берегах которого часто отдыхают не только тайцы, но и гости, прибывшие из других стран. Утром она вышла на улицу и не узнала окрестностей. Откуда взялось это прекрасное озеро с зеркальной гладью? Тогда бабушка поняла, что угорь был божьим даром. Официальной религией Таиланда, начиная с 13 века, считается буддизм. Построено внушительное количество храмов, посвященных Будде. О многих из них сложены легенды. Так, во время к удивительному храму Ват Прахат Дой Сутхеп, гиды обязательно их рассказывают. Вот первая из них. Белый слон указал на место строительства будущего храма необычным образом. К спине его был прикреплен маленький кусочек кости Будды. Животное-великан долго бродило по джунглям, а затем навсегда остановилось на вершине этой горы. С тех пор статуя слона во весь рост установлена в храме. В Таиланде невероятное разнообразие амулетов на все случаи жизни. Подобные вещицы можно увидеть на шее у многих: от водителя такси до высокопоставленного чиновника. Это не просто украшение, таким оберегам приписывают защитные и магические свойства, с их помощью привлекают удачу, богатство и любовь. Наряду с и на рынках, вы можете найти в Таиланде защитные амулеты, распространённые среди народа. Такруты с янтрами ТакрутСамый распространённый амулет в Таиланде называется такрут. Он представляет собой небольшой цилиндр, сделанный из золота, серебра, меди, дерева или стекла. На амулете пишут магические символы, или вкладывают внутрь кусочек бумаги, кожи или металлический листок с защитными янтрами. Такрут носят на цепочке на шее и изготавливают для определённой защитной цели либо на индивидуальный заказ для привлечения силы или спутника жизни.
Обереги с янтрамиЯнтры или янты - заклинания или магические фразы. В древности подобные обереги защищали воинов в сражениях. Помните историю, как местным жителям во время восстания китайских кланов? Кусочки ткани с написанными магическими символами называются " ". Воины носили их на предплечье для защиты от оружия. Сейчас такие талисманы используются бойцами в . Кроме того, муай тай файтеры носят " ", защитную повязку на голову. Большинство солдат и полицейских кроме бронежилета носят различные нательные амулеты с заклинаниями. Янты используются в магических татуировках сак янт, в оформлении такрутов и других амулетов, пишутся на кусочках ткани или одежде. Заклинания могут состоять из любой комбинации слов на тайском или пали, магических символов, геометрических форм и узоров, знаков зодиака, изображений монахов, демонов или божеств. Яркий пример можно встретить на . Воины богов, находящиеся в трансе, раздают квадраты из ткани с китайскими иероглифами, защищающими от злых духов. В некоторых буддийских храмах продают полоски с магическими янтрами. Волшебные символы на ткани или футболках защищают владельца, дают ему силу и здоровье, располагают к нему окружающих.
Фаллос или палад кикТалисманы в форме детородного органа называются палад кхик (или палад кик, или клик). Они могут быть размером от нескольких сантиметров до пары метров. Амулеты делают из дерева, металла, пластмассы и костей животных. Одни простые, на других выгравированы священные фразы и символы. Мальчикам маленькие фаллосы надевают на шею, а мужчины носят их под одеждой на верёвочке, обвязанной вокруг талии. Амулеты призваны защитить от оружия и несчастных случаев, привлечь женщин и удачу в азартных играх. Некоторые женщины кладут миниатюрный палад кик в кошелёк для защиты. Хозяева магазинов, баров и ресторанов верят, что амулет в виде фаллоса привлечёт удачу и посетителей. Большие фаллосы вы встретите в некоторых святилищах, например, в Пещере Принцессы на пляже Прананг в Краби или у алтаря лесной богини Мэ Таптим (Chao Mae Tuptim Shrine) в Бангкоке. Такие фаллосы или лингамы являются символом бога Шивы и олицетворяют плодородие и мужское начало. Тайские девушки, желающие завести ребёнка, посещают подобные места и делают подношения богиням в виде свечей, ароматических палочек и цветов лотоса.
Амулеты с божествами и другими существамиЖители Таиланда частенько носят амулеты с различными индуистскими, камбоджийскими и китайскими божествами. Гуаньинь является покровительницей женщин, помогает при родах и в воспитании детей. Гуань Юй служит символом мужества и благородства. Ганеша устраняет все препятствия на пути владельца амулета. Демон Раху, проглатывающий луну, приносит здоровье. Красноглазый лесной демон Пхра Нганг, чем-то похожий на смурфа, увеличивает физическую привлекательность владельца. Амулет "йин ку" олицетворяет тайских Адама и Еву, сплетённых в разных позах Камасутры, и будет полезным в вопросах любви, брака и потомства.
Нанг КвакКрасивая девушка Нанг Квак является одним из воплощений тайской богини риса. Она сидит на коленях, держит левой рукой мешок с золотом, а правой рукой машет , заманивая клиентов. Этот амулет приносит удачу и процветание, очень популярен у владельцев ресторанов и магазинов. Очень напоминает японских кошек Манэки-нэко.
Куман Тонг и КумариТайцы верят, что в амулетах куман тонг, что дословно переводится как "золотой мальчик", живёт дух ребёнка. Раньше такие обереги делали, покрывая высушенные тела нерождённых детей золотом, но теперь это противозаконно. Зато вы можете найти статуэтки с пухлым ребёнком, которому жертвуют сладости, шоколад, молоко, газировку и другие напитки. Владельцы разговаривают со своими куклами. А некоторые из них носят подвеску с золотым куман тонгом. Внутри может находиться кости, кровь, зубы, волосы и другие предметы. Если куман тонг - это дух мальчика, то кумари - девочки. Тайцы приравнивают подобные амулеты к чёрной магии и относятся очень серьёзно: задабривают капризных духов в обмен на удачу и исполнение желаний. Бывалые туристы рассказывают об "эффекте Тая". Мол, возвращаешься оттуда и в привычном мире не можешь найти себе места. Ты настолько свыкаешься с яркими красками, пряными вкусами, опьяняющими ароматами, что дома все кажется пресным... Хочешь проверить, так ли это? И что за цивилизация такая - Таиланд? "Страна тысячи улыбок", - эта фраза о Таиланде стала хрестоматийной и присутствует в каждом путеводителе. Но в словах этих нет ни капли преувеличения! Здесь тебе настолько искренне улыбаются, что кажется, весь народ рад твоему приезду. Нет, это не глянцевые улыбки а-ля "все о’кей", тут дело в менталитете. Тайцы - буддисты, причем сильно верующие: ты убедишься в этом, увидев то невероятное количество храмов и домиков духов с дарами - что у небоскребов, что у избушек бедняков. Главное для них - мир в душе, и народу каким-то чудом удается придерживаться этого принципа в жизни. Наверное поэтому Таиланд и улыбается, как Чеширский Кот. Еще одна деталь, которая сражает наповал, - это причудливая смесь современного мира и азиатской экзотики. Многоуровневые трассы можно разглядывать не один час: они потрясают и завораживают. И тут же - прямо на улицах города - запросто можно увидеть разгуливающего слона. Приятель, пару лет назад побывавший в Тае, рассказывал, как на рынке ощутил, что кто-то лезет в карман его джинсов. Оглянулся - и увидел... слоненка. Был обескуражен, потрясен, затем умилился чуть ли не до слез и купил малышу какую-то сладость.
Бангкок: в Городе ангеловДаже если ты объездила весь мир, столица Таиланда все равно тебя потрясет! Этот азиатский Город ангелов будто бы застрял между прошлым - пряным, экзотичным - и будущим - ультрасовременным, невероятным! Ощущения такие, словно тебя на машине времени забросили на 50 лет вперед. Эти бангкокские многоуровневые трассы - я не встречал человека, который бы не восхитился их сложнейшим устройством и эстетикой. Вообще Бангкок - это сплошная эклектика. Представь: по этим шикарным дорогам вальяжно разъезжают машины класса "люкс", между которыми нахально снуют местные тук-туки. Очень рекомендую про-катиться на этом чуде местной техники - с ветерком! И обязательно надо увидеть город с воды... Вот еще одно сравнение: столицу Тая часто называют азиатской Венецией, потому что город буквально пронизан каналами "матери вод" - Чаупхрайи. С одной личной поправкой: Бангкок - круче! Смело садись в остроносую лодку и отправляйся на экскурсию. И как хочешь, но попасть на плавучий рынок надо обязательно - потому что ТАКОГО ты не увидишь больше нигде! Кажется, что все торговцы мира стеклись сюда со своими товарами! Особенно меня поразило, что на этих лодках, прямо на открытом огне, люди готовят еду... Проезд на тук-туке - 20-40 бат (в зависимости от расстояния). Вообще здесь все дешево, особенно еда: свежие фрукты - за копейки, буквально за гривну-пять (кокос, ананас, папайя и много чего другого неизвестного). Продают даже засахаренную саранчу! Тайская едаВ этой стране любят поесть! Но к мясу, рыбе и даже фруктам непременно подают смесь из невероятно жгучих приправ. Здесь готовят круглосуточно! Во всяком случае, когда бы ты ни вышел на улицу, даже ночью, голодным на дороге не останешься. А уж поутру тебя вообще ждет шикарный выбор съестного. И все так пахнет, так аппетитно выглядит, что пройти мимо никак не получается! Своими блюдами Тай манит и соблазняет - причем всегда успешно! На огне что-то жарится и шкворчит, на гриле томятся кусочки мяса или креветки, рядом торговцы предлагают фрукты и сладости... В общем, отказаться от всего этого великолепия просто нереально! Да и зачем? Вот только когда будешь брать еду - предупреди, что приправы класть не надо!
Острова Пхи-ПхиОстрова-близнецы - это тишина, девственная природа, отличный дайвинг. Здесь есть все для уставшего жителя мегаполиса. Между прочим, именно на островах снимался "Пляж" с Леонардо Ди Каприо. Здесь очень красиво! И вновь возникает впечатление, что тебя отправили на машине времени, но теперь лет на 100 (а то и больше) назад, в прошлое! По правде говоря, фильм "Пляж" я не смотрел, но когда попал на тот самый белоснежный берег, где это кино снимали, - восхитился. Небольшой клочок суши будто посыпан сахаром и со всех сторон окружен скалами. Сразу же захотелось усесться на песочек и поглазеть на изумрудное море (оно там и впрямь такое!), на каяки с катающимися парочками, захотелось медленно войти в воду и накупаться всласть. Хотя около других островов и более глубокие воды, и коралловые рифы, и множество всяких морских чудовищ... Ночевать можно на материке, номер в четырехзвездочном отеле - около 150 у. е. в сутки (с завтраком). Есть ночлег и на некоторых островах - как бесплатный на пляже, так и респектабельный - в дорогущем пятизвездочном отеле. Фото в тексте: Depositphotos.com Текст Ивана Давиденко |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами