Главная - Обустройство водоснабжения
Божества в тайланде. Тайская мифология

Таиланд, пожалуй одно из самых популярных направлений Азии. Туристам эта страна знакома вкусной едой, хорошими пляжами и богатой культурой. Пожалуй все побывавшие там видели изображения героев местного эпоса Рамакиен. Они есть не только на храмовых комплексах, но и на различных картинах, сувенирах, брелках, а также данные образы широко используются в местных выступлениях и концертах. Рамакиен — аллегория победы добра над злом, тайский вариант индийского эпоса Рамаяна с характерными для Сиама деталями. Герой эпоса Рама является образцом добродетели — идеальным королем. Ему противостоит злобный демон – король Тосакан.

Сегодня мы расскажем кто эти божества и чем они известны в истории эпоса. Конечно эта история огромна, но все же мы попытались собрать здесь её главную суть вместе с основными героями.

Фото: depositphotos.com

Тосакан (Рована в индийской мифологии) – демон повелитель ракшасов и король острова Ланка (сейчас это остров Шри-Ланка, многим это место знакомо как Цейлон). По приданию имел «десять шей, голов и рук». Согласно эпосу будущий повелитель Тосакан десять тысяч лет предавался суровому подвижничеству – тапасу. Тапас это аскетизм и самоограничение, при которых происходит накапливание особого внутреннего жара, дающего способность магически воздействовать на окружающее. В награду за это Пхра Пхром (Брахма) наделил его даром неуязвимости от богов и демонов. Воспользовавшись этим Тосакан смог узурпировать власть над всеми тремя мирами – над небесами, землёй и подземным миром. А на острове Ланка он основал царство ракшасов, изгнав оттуда своего сводного брата Куберу. Богов же он сверг с небес богов и заставил себе прислуживать.


Фото: depositphotos.com

Свита Тосакана — ракшасы описываются многорукими, многоголовыми и многоглазыми или, наоборот, одноглазыми существами с огромным ртом. Иногда ракшасы имели облик обычных людей, в том числе соблазнительных женщин, который они принимали в результате оборотничества. В основном же это были великаны, а иногда и исполины чудовищных размеров.

Фото: depositphotos.com

Давший Тосакану дар неуязвимости Пхра Пхром (Брахма) – не имеющим матери бог творения, саморожденный из цветка лотоса в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Он находится далеко за пределами сферы чувственного в состоянии глубокой медитации.

Кхаттханам Кхун Болом Линлаун Литлонг Ло Лойсаомонг Маунглай Нанг Кангри Нанг Каухилунг Нанг Кхасоп Нанг Пао Пи, духи По Тхен Пу нен и Нанг быон Пхатвчунг Пхибан Пхра Пхум Сангкан Саопанг Такхай Таосуонг и Таонган Туонглуонг Тхен Факхын Тхон и Двадараси Чаотхи

Т. м. испытывала воздействие индуизма и буддизма. Внешние влияния меньше всего затронули мифологию ахомов, переселившихся в 13 в. в северо-восточную Индию, и тайских народов, расселённых на востоке Индокитая и юге Китая. У ахомов сохранилась одна из древнейших тайских версий создания мира (см. Пхатувчунг). У всех тайских народов Индокитая обнаруживаются черты общей мифологической системы.

Весьма своеобразны мифы тайских народов Вьетнама о небесной реке Такхай, вытекающей из грота, о страже двери «небесной темноты», из которой выходят ночь и звёзды (см. Такхай), о Пу Нене и Нанг Быоне , катящих по небосводу шары своих светил, о лягушке, срывающейся с цепи и глотающей светило. В некоторых тайских мифах отделение неба от земли рассматривается как трагический момент, вызванный тем, что сердитая женщина оскорбила небо, ударив в него пестом для обрушивания риса (ср. По Тхен). Особняком стоит у тайских народов только юньский космогонический миф о женском существе Ясангсай и её супруге Пусангси , родившемся из огня намного позднее её.

В большинстве мифов о генезисе мира организующая роль отведена высшему существу, которое, как правило, является также первопредком королевских семей. Но в этих поздних в стадиальном отношении мифах сохранились сведения о наиболее древних образах (тыква, из которой произошли люди и всё живое на поверхности земли после потопа, и др.). У народа буи в южном Китае в сказаниях о создании мира говорится о том, что в первоначальную пору не росла и тыква. Появление тыквы у тайских народов, как правило, отнесено к деятельности небесных духов. Так, с тыквами на землю после потопа являются у белых тай демиурги Таосуонг и Таонган, упавшие с неба тыквенные сосуды принесли с собой людей у лаотянцев (см. Ветсуван), из желудка небесного буйвола появились семена тыкв у шанов (см. Литлонг), из ноздрей небесного буйвола выросли лианы с плодами тыквы в лаотянской мифологии (см. Пу Лансенг) и т. д. Мотив о спасении людей от потопа в тыкве как в корабле, широко представленный в мифологии мон-кхмерских народов Индокитая, у тайских народов распространён мало. Вполне возможно, что в той мере, в какой он встречается, он был заимствован тайскими народами у более древнего мон-кхмерского населения (см. Кап и Ке). С небесным происхождением тыквы у тайских народов согласуется представление о том, что в этом плоде заключён принцип мужского, небесного, начала, тогда как в зёрнах риса - женский, земной, принцип (см. Кванкао).

По антропогоническим мифам тайских народов, рядовые общинники происходят из тыкв на земле, а правящие династии ведут своё происхождение от посланцев неба. Однако в Т. м. тыква изображается как проявление всё того же небесного принципа. Эта системность, с древнейших времён направленная на разработку мифологии небесных сил, проявляется в представлениях о духах и об универсальных для народов Индокитая образах нагов.

Многочисленные духи - фи или пи населяют земной мир, астральный и более дальние миры. Земные духи у кхонтхаи обладают своими сферами деятельности. Очень почитались у таи домашние духи чаотхи, духи родовых предков - фидам, территориальные божества, соподчинённые согласно иерархии феодальных владений Фи-мыонг. Душа человека - это сонм 32 или даже 120 хуонов. Систему духов возглавляет небесный глава По Тхен у чёрных тай или Тхен Факхын у лаотянцев.

С развитой системой небесных божеств у таи согласуются мифы об устроителях земли. К ним принадлежат Таосуонг и Таонган , принёсшие с неба на землю тыквы, Пху Нго и Не Нгам , срубившие лиану, закрывавшую свет, Пуи и Намы, посланные с неба для того, чтобы срубить гигантское дерево баньян, а также Тхонг и Двадараси в мифологии лаотянцев, подготовившие землю для спуска с неба первого короля Кхун Болома. Кхун Болом установил социальные нормы, преподал людям моральные заветы.

Вместе с этим в Т. м. чётко выражены представления о подземных (хтонических) божествах - нагах. В основе культа нагов у таи лежат представления аборигенных мон-кхмерских народов. Основная их функция - хранение вод и плодородия земли. Будучи подателями плодородия, наги превратились в духов - защитников местности. В отличие от мон-кхмеров и тибето-бирманцев, у тайских народов не выражены представления о происхождении народов или династий от нагов. Лишь у шанов в Бирме существует такой же династийный миф, но который чрезвычайно близок мифам палаунов и других мон-кхмерских народов Бирмы. По сравнению с другими народами Индокитая у таи больше преданий о превращении змееобразных существ нагов в скалы, горы и целые хребты. Пример такого почитания гор дают тхай во Вьетнаме, у которых религиозно-обрядовая жизнь деревни концентрируется вокруг горы, называемой Миньмыонг. У них считается, что гора - место обитания духа-покровителя и духов предков.

Согласно одному из мифов, устройство территории Лаоса с его горами и реками, лесами обязано тому, что наги запустили огненные ракеты. У лаотянцев во Вьетнаме в мае в конце сухого сезона устраивался особый праздник ракет.

Лит.: Cochrane W., The Shans, Rangoon, 1915; Presence du royaume lao, Saigon, 1956; Le May R. S., Legends and folklore of Northern Siam, «Journal of the Slam Society», 1924, v. 18, pt 1; Tambiah S. J., Buddhism and the spirit cults in North-East Thailand, Camb., 1970.

Я. В. Чеснов

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Тайская мифология, С. 5 и далее. Мифы народов мира, С. 7365 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 489 Словарь)]

Не ослабевает интерес у российских граждан к удивительному и прекрасному Таиланду. Как и многие другие, эта азиатская страна обладает увлекательной историей, которую местные жители дополнили различными легендами и мифами.
Экзотическая, буйная и сочная растительность породила красивую и поучительную легенду, согласно которой этот уголок рая появился после падения топора демона Вритра. Мифический герой необдуманно вступил в бой с богом Индра, который в честном поединке вышел победителем. Увесистый боевой топор демона Вритра упал на каменистую почву, тут же покрывшуюся густой растительностью. Тогда бог тайского народа Куньлуня Юйхуан призвал людей заселить эту землю и пользоваться ее прекрасными дарами.

Рядом с городом Чианг Саен располагается одноименное озеро, на берегах которого часто отдыхают не только тайцы, но и гости, прибывшие из других стран.
Возникновение этого озера окутано тайной. Когда-то на его месте был большой город, окруженный болотами. Чтобы осушить и облагородить заболоченную землю, жители выпустили на территорию множество гусей и уток. Но загадочное существо – белый угорь-альбинос – стало поедать птиц, по одной в день. Тогда губернатор города придумал хитроумный план по поимке угря. Жители города сплели сеть из хлопчатобумажных ниток и привязали ее к лапкам гусей, которых выпустили на болото. Угорь вцепился в очередную жертву, запутался в сети, и его удалось вытащить вместе с птицей на берег. Столь радостное событие ознаменовалось разделкой альбиноса на куски и приготовлением из него праздничного угощения.
На следующий день в город явился Ангел и постучался в скромный домишко на окраине. На вопрос гостя о странном запахе в городе, престарелая хозяйка дома поведала о вчерашнем пире. Ангел очень расстроился и поинтересовался, пробовала ли собеседница блюдо из угря. Получив отрицательный ответ, гость настоятельно посоветовал в течение ближайшей ночи не выходить во двор.
Всю ночь в городе дул сильный ветер. Старушка сидела в домике, кутаясь в шаль, с тревогой прислушиваясь к завывающим звукам за окном.

Утром она вышла на улицу и не узнала окрестностей. Откуда взялось это прекрасное озеро с зеркальной гладью? Тогда бабушка поняла, что угорь был божьим даром.
Есть в Бангкоке необычная местность с очень скудной растительностью. Она резко диссонирует с «буйством природы» на остальной территории столицы. Находится местечко на противоположном берегу самой крупной реки Таиланда – Чаупхрая, неподалеку от пристани Тхатиен. Тайцы рассказывают легенду о двух великанах-друзьях, которые жили на разных берегах реки.
Однажды у одного из них закончились деньги, и он попросил необходимую сумму у друга, который, естественно, согласился. Но пришло время возвращать долг, а в карманах – пусто. Кредитор не захотел ждать. Он переплыл речку и потребовал немедленно рассчитаться. Завязалась борьба, в ходе которой была измята вся зелень на берегу и потревожен покой богов и природы.
Такие действия не понравились богу Пхра Исуан, который обратил драчунов в каменные статуи и поместил их в храмы на разных берегах реки. А на месте потасовки и по сей день растет лишь неказистая травка на немногочисленных зеленых островках.

Официальной религией Таиланда, начиная с 13 века, считается буддизм. Построено внушительное количество храмов, посвященных Будде. О многих из них сложены легенды. Так, во время к удивительному храму Ват Прахат Дой Сутхеп, гиды обязательно их рассказывают.

Вот первая из них. Белый слон указал на место строительства будущего храма необычным образом. К спине его был прикреплен маленький кусочек кости Будды. Животное-великан долго бродило по джунглям, а затем навсегда остановилось на вершине этой горы. С тех пор статуя слона во весь рост установлена в храме.
Другая легенда гласит о самом известном монахе в этих краях, которому во сне явился Будда и, взяв за руку, повел по дороге к храму. Утром монах с 20-ю собратьями начал рубить заросли джунглей. Они продвигались достаточно быстро, к тому же местное население во всем помогало первопроходцам.
Так дорога, содержащая 309 ступеней, была достроена за 5 месяцев и 22 дня. В благодарность жители установили памятник монаху у подножия горы.
В домах практически всех тайцев есть фигурка Будды с большим животом. Подобные статуэтки создаются в многочисленных мастерских народных ремесел, которыми славится Таиланд. Согласно верованиям народов Азии, живот – вместилище души. Следовательно, чем больше у человека живот, тем радостнее и беззаботнее ему живется.
По легенде, в древние времена жил веселый и добродушный монах, который бродил по стране с мешком за спиной. На вопросы о содержимом он с широкой улыбкой отвечал, что в котомке у него – весь мир. Кое-кто был уверен, что мешок набит золотом и драгоценностями, но большинство все-таки сошлось на том, что в нем – все горести и страдания мира, которые монах собирает во время своего путешествия. Желая притянуть немного счастья и радости, люди гладили путника по большому животу. Монах не возражал, а лишь смеялся в ответ.

В Таиланде невероятное разнообразие амулетов на все случаи жизни. Подобные вещицы можно увидеть на шее у многих: от водителя такси до высокопоставленного чиновника. Это не просто украшение, таким оберегам приписывают защитные и магические свойства, с их помощью привлекают удачу, богатство и любовь. Наряду с и на рынках, вы можете найти в Таиланде защитные амулеты, распространённые среди народа.

Такруты с янтрами

Такрут

Самый распространённый амулет в Таиланде называется такрут. Он представляет собой небольшой цилиндр, сделанный из золота, серебра, меди, дерева или стекла. На амулете пишут магические символы, или вкладывают внутрь кусочек бумаги, кожи или металлический листок с защитными янтрами. Такрут носят на цепочке на шее и изготавливают для определённой защитной цели либо на индивидуальный заказ для привлечения силы или спутника жизни.


Палад кик с янтрами

Обереги с янтрами

Янтры или янты - заклинания или магические фразы. В древности подобные обереги защищали воинов в сражениях. Помните историю, как местным жителям во время восстания китайских кланов? Кусочки ткани с написанными магическими символами называются " ". Воины носили их на предплечье для защиты от оружия. Сейчас такие талисманы используются бойцами в . Кроме того, муай тай файтеры носят " ", защитную повязку на голову. Большинство солдат и полицейских кроме бронежилета носят различные нательные амулеты с заклинаниями. Янты используются в магических татуировках сак янт, в оформлении такрутов и других амулетов, пишутся на кусочках ткани или одежде. Заклинания могут состоять из любой комбинации слов на тайском или пали, магических символов, геометрических форм и узоров, знаков зодиака, изображений монахов, демонов или божеств. Яркий пример можно встретить на . Воины богов, находящиеся в трансе, раздают квадраты из ткани с китайскими иероглифами, защищающими от злых духов. В некоторых буддийских храмах продают полоски с магическими янтрами. Волшебные символы на ткани или футболках защищают владельца, дают ему силу и здоровье, располагают к нему окружающих.


Фаллосоголовый держит свой клик

Фаллос или палад кик

Талисманы в форме детородного органа называются палад кхик (или палад кик, или клик). Они могут быть размером от нескольких сантиметров до пары метров. Амулеты делают из дерева, металла, пластмассы и костей животных. Одни простые, на других выгравированы священные фразы и символы. Мальчикам маленькие фаллосы надевают на шею, а мужчины носят их под одеждой на верёвочке, обвязанной вокруг талии. Амулеты призваны защитить от оружия и несчастных случаев, привлечь женщин и удачу в азартных играх. Некоторые женщины кладут миниатюрный палад кик в кошелёк для защиты. Хозяева магазинов, баров и ресторанов верят, что амулет в виде фаллоса привлечёт удачу и посетителей. Большие фаллосы вы встретите в некоторых святилищах, например, в Пещере Принцессы на пляже Прананг в Краби или у алтаря лесной богини Мэ Таптим (Chao Mae Tuptim Shrine) в Бангкоке. Такие фаллосы или лингамы являются символом бога Шивы и олицетворяют плодородие и мужское начало. Тайские девушки, желающие завести ребёнка, посещают подобные места и делают подношения богиням в виде свечей, ароматических палочек и цветов лотоса.


Красноглазые демоны и Нанг Квак (справа вверху)

Амулеты с божествами и другими существами

Жители Таиланда частенько носят амулеты с различными индуистскими, камбоджийскими и китайскими божествами. Гуаньинь является покровительницей женщин, помогает при родах и в воспитании детей. Гуань Юй служит символом мужества и благородства. Ганеша устраняет все препятствия на пути владельца амулета. Демон Раху, проглатывающий луну, приносит здоровье. Красноглазый лесной демон Пхра Нганг, чем-то похожий на смурфа, увеличивает физическую привлекательность владельца. Амулет "йин ку" олицетворяет тайских Адама и Еву, сплетённых в разных позах Камасутры, и будет полезным в вопросах любви, брака и потомства.


Типичный алтарь магазина: Нанг Квак, китайские боги, денежные лягушки и прочее

Нанг Квак

Красивая девушка Нанг Квак является одним из воплощений тайской богини риса. Она сидит на коленях, держит левой рукой мешок с золотом, а правой рукой машет , заманивая клиентов. Этот амулет приносит удачу и процветание, очень популярен у владельцев ресторанов и магазинов. Очень напоминает японских кошек Манэки-нэко.


Золотой мальчик Куман Тонг

Куман Тонг и Кумари

Тайцы верят, что в амулетах куман тонг, что дословно переводится как "золотой мальчик", живёт дух ребёнка. Раньше такие обереги делали, покрывая высушенные тела нерождённых детей золотом, но теперь это противозаконно. Зато вы можете найти статуэтки с пухлым ребёнком, которому жертвуют сладости, шоколад, молоко, газировку и другие напитки. Владельцы разговаривают со своими куклами. А некоторые из них носят подвеску с золотым куман тонгом. Внутри может находиться кости, кровь, зубы, волосы и другие предметы. Если куман тонг - это дух мальчика, то кумари - девочки. Тайцы приравнивают подобные амулеты к чёрной магии и относятся очень серьёзно: задабривают капризных духов в обмен на удачу и исполнение желаний.

Бывалые туристы рассказывают об "эффекте Тая". Мол, возвращаешься оттуда и в привычном мире не можешь найти себе места. Ты настолько свыкаешься с яркими красками, пряными вкусами, опьяняющими ароматами, что дома все кажется пресным... Хочешь проверить, так ли это? И что за цивилизация такая - Таиланд?

"Страна тысячи улыбок", - эта фраза о Таиланде стала хрестоматийной и присутствует в каждом путеводителе. Но в словах этих нет ни капли преувеличения! Здесь тебе настолько искренне улыбаются, что кажется, весь народ рад твоему приезду. Нет, это не глянцевые улыбки а-ля "все о’кей", тут дело в менталитете.

Тайцы - буддисты, причем сильно верующие: ты убедишься в этом, увидев то невероятное количество храмов и домиков духов с дарами - что у небоскребов, что у избушек бедняков. Главное для них - мир в душе, и народу каким-то чудом удается придерживаться этого принципа в жизни. Наверное поэтому Таиланд и улыбается, как Чеширский Кот.

Еще одна деталь, которая сражает наповал, - это причудливая смесь современного мира и азиатской экзотики. Многоуровневые трассы можно разглядывать не один час: они потрясают и завораживают. И тут же - прямо на улицах города - запросто можно увидеть разгуливающего слона. Приятель, пару лет назад побывавший в Тае, рассказывал, как на рынке ощутил, что кто-то лезет в карман его джинсов. Оглянулся - и увидел... слоненка. Был обескуражен, потрясен, затем умилился чуть ли не до слез и купил малышу какую-то сладость.

В общем, что говорить, сразу становится ясно: Таиланд - это какая-то другая планета со своими законами и укладом. И здесь, на этой совершенно непонятной земле, тебе искренне рады…

Бангкок: в Городе ангелов

Даже если ты объездила весь мир, столица Таиланда все равно тебя потрясет! Этот азиатский Город ангелов будто бы застрял между прошлым - пряным, экзотичным - и будущим - ультрасовременным, невероятным!

Ощущения такие, словно тебя на машине времени забросили на 50 лет вперед. Эти бангкокские многоуровневые трассы - я не встречал человека, который бы не восхитился их сложнейшим устройством и эстетикой.

Вообще Бангкок - это сплошная эклектика. Представь: по этим шикарным дорогам вальяжно разъезжают машины класса "люкс", между которыми нахально снуют местные тук-туки. Очень рекомендую про-катиться на этом чуде местной техники - с ветерком! И обязательно надо увидеть город с воды...

Вот еще одно сравнение: столицу Тая часто называют азиатской Венецией, потому что город буквально пронизан каналами "матери вод" - Чаупхрайи. С одной личной поправкой: Бангкок - круче! Смело садись в остроносую лодку и отправляйся на экскурсию.

И как хочешь, но попасть на плавучий рынок надо обязательно - потому что ТАКОГО ты не увидишь больше нигде! Кажется, что все торговцы мира стеклись сюда со своими товарами! Особенно меня поразило, что на этих лодках, прямо на открытом огне, люди готовят еду...

Проезд на тук-туке - 20-40 бат (в зависимости от расстояния). Вообще здесь все дешево, особенно еда: свежие фрукты - за копейки, буквально за гривну-пять (кокос, ананас, папайя и много чего другого неизвестного). Продают даже засахаренную саранчу!

Тайская еда

В этой стране любят поесть! Но к мясу, рыбе и даже фруктам непременно подают смесь из невероятно жгучих приправ. Здесь готовят круглосуточно! Во всяком случае, когда бы ты ни вышел на улицу, даже ночью, голодным на дороге не останешься. А уж поутру тебя вообще ждет шикарный выбор съестного. И все так пахнет, так аппетитно выглядит, что пройти мимо никак не получается!

Своими блюдами Тай манит и соблазняет - причем всегда успешно! На огне что-то жарится и шкворчит, на гриле томятся кусочки мяса или креветки, рядом торговцы предлагают фрукты и сладости... В общем, отказаться от всего этого великолепия просто нереально! Да и зачем? Вот только когда будешь брать еду - предупреди, что приправы класть не надо!

Поесть в ресторанчике можно за 10 у. е. с человека. Обед она улице обойдется в один доллар (плюс-минус): можно купить большую миску риса с овощами и курицей, кокосовый сок и фруктовый десерт.

Острова Пхи-Пхи

Острова-близнецы - это тишина, девственная природа, отличный дайвинг. Здесь есть все для уставшего жителя мегаполиса. Между прочим, именно на островах снимался "Пляж" с Леонардо Ди Каприо.

Здесь очень красиво! И вновь возникает впечатление, что тебя отправили на машине времени, но теперь лет на 100 (а то и больше) назад, в прошлое! По правде говоря, фильм "Пляж" я не смотрел, но когда попал на тот самый белоснежный берег, где это кино снимали, - восхитился. Небольшой клочок суши будто посыпан сахаром и со всех сторон окружен скалами. Сразу же захотелось усесться на песочек и поглазеть на изумрудное море (оно там и впрямь такое!), на каяки с катающимися парочками, захотелось медленно войти в воду и накупаться всласть. Хотя около других островов и более глубокие воды, и коралловые рифы, и множество всяких морских чудовищ...

Ночевать можно на материке, номер в четырехзвездочном отеле - около 150 у. е. в сутки (с завтраком). Есть ночлег и на некоторых островах - как бесплатный на пляже, так и респектабельный - в дорогущем пятизвездочном отеле.

Фото в тексте: Depositphotos.com

Текст Ивана Давиденко



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS