Главная - Канализация
21 бюлер шарлотта библиографическая справка. Периодизация развития шарлотты бюлер

Бюлер (Bühler) Шарлотта (20.12. 1893, Берлин - 3.02.1974, Штуттгарт, Германия) - немецкий, австрийский и американский психолог. Профессор университетов Вены (1929), Осло (1938), Лос-Анджелеса (1940). Получила образование в университетах Фрейбурга, Киля, Берлина. Училась у Э. Гуссерля. Работала в психологической лаборатории при Мюнхенском университете под руководством О. Кюльпе, затем К. Бюлера. Доктор философии (1918, диссертация по психологии мышления). После прохождения стажировки в США (у Э. Торндайка в Колумбийском университете, 1923) продолжила исследования в Венском университете, в рамках которого ею совместно с мужем К. Бюлером был создан Психологический институт. В 1920–1930-егг. проводила исследования по диагностике психического развития ребенка («Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста», 1935). После аншлюса Австрии гитлеровской Германией (1938) вынуждена была эмигрировать сначала в Норвегию, затем (с 1940) в США, где продолжила исследования. В 1965 г. стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии, созданной ею совместно с А. Маслоу, К. Роджерсом и др. видными психологами. С научной концепцией, разрабатывавшейся в рамках Ассоциации, связаны книги «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Ф. Массариком), «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с М. Ален) и др. Периодизация жизненного пути личности, предложенная , положила начало психобиографическому направлению в психологии.

Для истории социологии молодежи наибольшее значение имеет книга «Душевная жизнь юных» (DasSeelenleben des Jugendlichen), вышедшая в Йене первым изданием в 1922 г. (Bühler, 1922) и через год - как «расширенное и полностью переработанное издание» с учетом новых материалов, полученных от читателей (Bühler, 1923), а затем переиздававшаяся многократно, - одно из ранних ее произведений. Книга содержит концепцию, которая рассматривается как одна из первых теорий молодежи (Критика…, 1982: 38–46; , Луков, 1999: 30–32; Луков, 2012: 133–138). И. С. Кон указывает, что конкретизировала и развила теорию Э.Шпрангера (Кон, 1989: 35). действительно обращалась в «Душевной жизни юных» к некоторым работам , опубликованным в 1916–1922 гг. (в том числе: Spranger, 1922), но его основной работы в области теории молодежи она знать не могла, поскольку она была опубликована позже.

Начало теоретического осмысления душевной жизни подростков сама связывала с четырьмя докладами, которая она сделала в Дрездене в 1920 г. на курсах повышения квалификации учителей, основываясь на материалах дневников нескольких девушек. Она увидела в этих дневниках нечто большее, чем было нужно ее слушателям-педагогам, и поняла, что смещенный до сих пор интерес к периоду становления молодого человека в сторону практики, исходящей из ограниченного опыта и задач профессиональных сообществ - педагогических, конфессиональных, политических, медицинских (что вытекало и из анализа литературы), оставил в стороне психологическую характеристику важного этапа становления человека, который соотносится с юностью (Bühler, 1923: V). Таким образом, первоначальный замысел исследования лежал в собственно психологической области, но он уже учитывал, что определенная часть тематики лежит в пограничных областях психологии и комплексных научных проблем: в этой связи называет «сексуальную науку» и сексуальную педагогику, молодежное движение, молодежное потребление, охрану прав молодежи и воспитание молодежи, школьные проблемы и др.

Бюлер сделала попытку обобщения многообразных эмпирических данных и информации из литературы для объяснения специфики юношеского . В ее руках были личные документы - дневники подростков (поначалу только девушек, но позже коллекция расширилась, и в распоряжении оказались и дневники юношей). Впоследствии этот путь эмпирического исследования подвергался критике и полученные в результате анализа дневников (сначала трех девушек, «затем их стало 14 и наконец 52», признавались малодостоверными (Критика…, 1982: 40). Однако надо учитывать, во-первых, то, что ведение дневников в культурных слоях европейских стран (включая и Россию) по крайней мере с XVIII в. было привычным занятием и важной техникой самоанализа и самовоспитания: дневнику доверялись душевные порывы и сомнения, это было место признаний, исповеди, покаяний, самокритики; во-вторых, критика исследовательской манеры основывалась на общем критическом отношении к качественной стратегии социологических исследований, которое позже само подверглось встречной критике и работа с жизненными историями, в том числе и единичными, получила в социологии признание. Работа с дневниками была в духе времени и оказалась вполне продуктивной. Материалы обработки дневников для характеристики пубертатного широко применялись как аргументация в научной литературе ее времени (Gruhle, 1930).

Бюлер впервые дала многостороннюю характеристику периоду созревания, или пубертации. Согласно ее определению, время пубертации - это «период, когда происходит становление первичных и вторичных половых признаков... Мы называем время вплоть до начинающегося полового созревания детством человека, последующие периоды пубертата и юности - молодостью» (Bühler, 1923: 9). Биологическая ориентация концепции подчеркивалась самим автором, от этого была поставлена в зависимость психологическая характеристика юношеского . Тезис о двусоставной конструкции молодости некоторыми исследователями ее творчества не был должным образом осмыслен. Это, в частности, дало повод для его критики в марксистской литературе. Но вполне последовательна: она проводит идею, что генеральной потребностью юношеского является «потребность в дополнении», вытекающая из полового инстинкта, однако реализуемая в разном контексте душевной жизни на этапах пубертата и юности.

Для потребность в дополнении - психологическое отражение того факта, что половое созревание порождает в качестве сопутствующего явления нарушение спокойствия индивида, его поиски партнера для продолжения рода. По , «чтобы обеспечить соединение с другим полом, сопутствующие созреванию явления должны вызвать у индивида потребность в дополнении, сделать его возбудимым, неудовлетворенным своей закрытостью, его Я должно открыться для встречи с Ты. В этом заключается биологический смысл созревания» (Bühler, 1923: 11). Необходимость в дополнении предопределяет, по , особый возрастной феномен - томление (Sehnsucht), которое выступает как основная черта психической структуры в этот период.

Потребность в дополнении реализуется на разных уровнях психологического созревания и осуществляется в двух формах: примитивной и культурной. Примитивная форма психологических реакций непосредственно зависит от биологической первоосновы. Она характеризуется повышенной чувствительностью, возбудимостью, усилением всех способностей и интересов, обострением чувства красоты, «стремлением к прихорашиванию и выставлению себя на передний план», желанием странствовать, наконец, тем самым томлением, роль которого в психической структуре личности периода молодости особо подчеркивала . Культурная форма психического созревания возвышается над примитивной и проявляется как душевное созревание. Явления этого класса образуют сложные формы душевной жизни, до­статочно автономные, но восходящие к тому же источнику, что и явления, образующие примитивную форму. Ш.Бюлер возводит и культурную форму (душевное созревание) к потребности в дополнении.

Л. С. Выготский подчеркнул значение такого разделения форм душевного созревания: «Отсюда социальное включение, выбор профессии и т. д., не связанные непосредственно с явлениями полового созревания, но в основе все же "потребность в дополнении”, из которой вытекают основные черты структуры этого . Та же потребность определяет также и душевное созревание: именно тоска и стремление, искание, которое дает всем функциям направленность на будущее» (Выготский, 1929: 62). Считая, что проявляла биологический редукционизм и односторонне ставила «в центр всего потребность в дополнении», Выготский тем не менее оценивал книгу как шаг вперед в отрицании примитивных связей всех изменений в переходном возрасте с половым созреванием (там же: 63).

От эмпирического обобщения потребности в дополнении идет к более глубокому различению биологической и психологической составляющих личности, что означает признание известной автономности двух аспектов созревания. В биологическом аспекте период пубертации заканчивается, «как только половой аппарат готов к использованию». Психологическая же сторона созревания раскрывается через характер и интересы индивида. В пубертатный период они проявляются в наиболее резких формах, чувства молодого человека накалены и при этом на фоне полового созревания и общего физического развития у него формируется повышенная уверенность в себе, что дает толчок возникающему стремлению к свободе, подготавливает «обособление индивидуума, гордую изоляцию и отделение от окружающего мира. Молодой человек удаляется в своей внутренней жизни от родителей, братьев и сестер, приятелей и друзей. В этой предфазе жизнеощущение совершенно положительно с самого начала» (Bühler, 1923: 52). подчеркивает, что в основе психического преобразования лежит динамическое развитие чувств: «Удивительно, в какой мере волей и интеллектом молодого человека могут управлять его чувства» (Ibid.: 97). При этом в период пубертата чувство не порождает той однородности, которую может приобретать страсть у взрослого человека. «Для этого молодежная жизнь чувства слишком хаотична, слишком разнообразна. Она посылает отдельные импульсы то сюда, то туда», потому и тщеславие легко переходит в покорность и преданность перед любимым, мужество самопожертвования чередуется с резким эгоизмом, упрямство с послушанием, усердие с утомлением (Ibid.: 97).

Бюлер раскрывает роль культурных факторов в психической жизни юношества. Характеризуя развитие воли в период пубертата, она отмечает, что сексуальное влечение только в условиях недостатка культуры приобретает немедленно «желаемое природой направление». В условиях более высокой культуры сексуальное развитие молодого человека «замедляет шаг», влечение отделяется, модифицируется. Дружба и энтузиазм, природа, искусство и умственные интересы выполняют эту отвлекающую роль, выступают своего рода культурным тормозом. На передний план выдвигаются, в частности, философские вопросы умственной жизни - на фоне возрастающей и глубоко испытанной внутренней уединенности. «Эти интересы часто встречаются только в юности, когда именно путь инстинкта, собственная цель тоски уже предвидится или узнается ясно и когда душа в самовоспитании готовится к дальнейшему ожиданию и бытию, ищет радости, поддержки и открывает на их пути новые значения» (Ibid.: 109).

В конечном итоге в период молодости интеллект достигает своей истинной вершины, воля - подлинной силы, складывается личность, формируются страсти, цели, идеалы.

Итак, (1) связала психическую и духовную жизнь в период молодости с физиологическим фактором - половым созреванием, но (2) показала эти процессы как автономные; она (3)выявила особенности развития чувств, воли и интеллекта в этот период, заметив и их стремительное, скачкообразное развитие, и особую подвластность воли и интеллекта чувствам; среди прочего установила (4) амбивалентность чувств и вслед за этим двойственность (или даже множественность) всего каркаса личностных характеристик на определенном этапе жизненного цикла человека, который завершается с уходом молодости; (5) предложила иную, чем у Г. С. и ряда других современных ей авторов (например А. Бидля), трактовку стадий молодости: она вынесла за пределы периода переходный , а внутри периода разделила две стадии, которые ею обозначены как отрочество (Pubertät, от 10–12 до 17 лет) и юность (Adoleszenz, от 17 до 21–24 лет). Интерес представляет то, что возрастные границы (прежде всего верхнюю границу юности) исследовательница связывала с социокультурными факторами. Именно поэтому она считала трудным делом определять, когда наступает конец юности. Римляне, напоминает , считали такой границей достижение 31 года жизни. Кроме того, что исследовательница признавала за такой практикой право в силу истории, она отмечала, что «сильное психическое бытие» до приблизительной стабилизации характера еще продолжается и в этом возрасте. Когда же юность считают завершающейся к 21 или 24 году жизни, то исходят из того, что к этому времени достигается уже «первый пункт спокойствия», наблюдается определенная устойчивость. «Первые буря и натиск отзвучали, наметилось общее направление будущей жизни, выбрана примерная точка опоры, и стремительность первых усилий по обретению мировоззрения, выбору профессии и формированию самого себя ослабевает и уступает место более спокойному темпу прогресса. Первые захватывающие переживания любви, природы, искусства и работы познаны, первое примерное социальное упорядочение осуществлено. Самая бурная часть развития жизни человека миновала» (Bühler, 1923: 27).

В такой трактовке верхней возрастной границы уже нет следов биологизаторства, это вполне социологическая характеристика, основанная и на признании значения факторов, которые на 40 лет позже назовут «социальным конструированием реальности».

Во многих современных концепциях молодежи обнаруживаются положения, сходные с выводом , согласно которому отрочество в психологическом плане характеризуется стремлением к отрицанию. У мальчиков негативизм оценок сопровождает почти весь ранний юношеский . Это, по , кризисная фаза развития, которая отрицательно оценивается обществом. Подросток, таким образом, оказывается на ничейной земле - он не ребенок и не взрослый. Подобные оценки широко распространены в социологии молодежи и сегодня. В них отразилась не столько теоретическая мысль, сколько бытовое представление о молодежи как носительнице общественной угрозы. В ряде случаев на этой основе выросли социологические интерпретации агрессивного поведения и экстремизма молодых людей - особенно школьников (Schubarth, Melzer, 1993). Здесь подростковый кризис исследуется в контексте особенностей западной социокультурной системы, и подобное рассмотрение представляется позитивным развитием на социологической почве идей о возрастном кризисе.

Соч .: Bühler, Ch. (1918) Das Märchen und die Phantasie des Kindes. Leipzig: Barth. 82 S.; Bühler, Ch. (1922) Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychischen Pubertät. Jena: G. Fischer. 104 S.; Bühler, Ch. (1923) Das Seelenleben des Jugendlichen. 2. erweiterte und völlig veränderte Aufl. Jena: G. Fischer. 210 S.; Bühler, Ch. (1928) Kindheit und Jugend. Genese des Bewusstseins. Leipzig: Hirzel. 308 S.; Bühler, Ch. & Hetzer, H. (1929) Zur Geschichte der Kinderpsychologie. In E. Brunswik, Ch. Bühler, H. Hetzer, L. Kardos, E. Köhler, J. Krug & A. Willwoll, Beiträge zur Problemgeschichte der Psychologie. Festschrift zu Karl Bühler´s 50. Geburtstag. Jena: G. Fischer, S. 204–224; Bühler, Ch. (1934) Drei Generationen im Jugendtagebuch. Jena: G. Fischer. 184 S.; Bühler, Ch., Baar, E., Danzinger-Schenk, L., Falk, G., Gedeon-S. & Hortner, G. (1937) Kind und Familie. Jena: G. Fischer. 172 S.; Bühler, Ch. (1965) Die Wiener Psychologische Schule in der Emigration // Psychologische Rundschau, 16, S. 187–196.

Лит .: Выготский, Л. С. (1929) Педология подростка. Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ. 172 с.; , А. И., Луков, В. А. (1999) : Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение. 255 с.; Критика буржуазных теорий молодежи (1982) : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б. К. Лисина. М. : Прогресс. 335 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.; Gruhle, H. W. (1930) Pubertät // Handwörterbuch der medizinischen Psychologie / Hrsg. von K. Birnbaum. Leipzig: Georg Thieme Verl., 1930. S. 458–463; Schubarth, W., Melzer, W. (1993) (Hrsg.) Schule, Gewalt und Rechtsextremismus: Analyse und Prä vention. Opladen: Leske + Budrich. 291 S.; Spranger, E. (1922) Humanismus und Jugendpsychologie. Berlin: Weidmannsche buchhandlung. 42 S.;

Век психологии: имена и судьбы Степанов Сергей Сергеевич

Ш. Бюлер (1893–1974)

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, как правило отдавая послденим явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала. Что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологов, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы душевной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила в Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914–1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. – сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности – в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения. По возвращении из Америки она присоединилась к своему мужу, возглавившему к тому времени психологический факультет Венского университета. Совместно ими был основан психологический институт. В котором Шарлотта Бюлер возглавила отделение детской психологии.

Исследования, осуществленные ею в венский период ее научной деятельности, отличались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о созданной ею Венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (Х. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды, становления социального поведения и др. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста, причем она исходила из созревания половой функции как основного процесса, в свете которого следует рассматривать все остальные стороны развития. Согласно ее теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в дополнении»; пробуждение этой потребности приходится именно на пубертатный период.

Широкую известность Венской школе принесли диагностические исследования уровня психического развития ребенка. Ш. Бюлер совместно с Х. Гетцер разработаны оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития» введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в том числе и биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Материалом исследования явились, в частности, юношеские дневники, которые Ш. Бюлер на основании личного опыта считала весьма ценным и информативным источником. Индивидуальное психическое развитие она рассматривала в свете итогов жизни, с точки зрения реализации внутренней сущности человека. Человеческая жизнь представляется как процесс становления целевых структур личности. Интенциональное ядро личности – «самость». Это духовное образование, данное изначально и в основном неизменное, меняется лишь форма его проявления. Главной движущей силой развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию». Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12–18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер указывала, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность названа ею самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала.

Годы, проведенные в Вене, были научно продуктивными и во всех отношениях благополучными. Каждый день начинался с работы за письменным столом; публикации выходили регулярно. Шарлотту и Карла окружали преданные ученики и коллеги.

В 1938 г., находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что к ее мужу у захвативших Австрию нацистов возникли серьезные претензии в связи с ее еврейским происхождением. Оба они были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлер разделила судьбу множества изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

После кратковременного пребывания в Осло (Шарлотта Бюлер в 1938–1940 гг. была профессором местного университета) семья Бюлер переехала в США. Последующие пять лет их существования отличала нестабильность, неустроенность, частые переезды в поисках достойной работы. Ш. Бюлер некоторое время преподавала в университете Кларка в Вустере, работала клиническим психологом в Миннеаполисе (там ее деятельность фактически сводилась в проведению тестирования).

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. С этого времени она работала в Лос-Анжелесе, не достигнув однако того формального статуса, который она имела в прежние времена. Не удовлетворяясь таким положением, она открыла собственную психотерапевтическую практику, стремясь приложить свои идеи к новой для нее социальной сфере.

Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению – гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер – «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер, наконец, нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

В 1972 г., ощущая серьезные отклонения в своем здоровье, она перебралась к детям в Штутгарт. Она пыталась практиковать и там, но все время тяжело переживала отрыв от «своей Америки» и того интеллектуального братства, которое она там оставила.

Из книги Жизнь на Самоа автора Стивенсон Роберт Льюис

1893 год В дневнике Фэнни пробел, охватывающий первые месяцы 1893 г., первая запись помечена 3 июля; зато письма Льюиса в этот период очень полные.Льюис. 24 январяЭто письмо должно было уйти с прошлой почтой, но как-то отстало. Главное мое оправдание в том, что я открывал парад

Из книги Дневники автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огневку В. . С ней к Воргунину. Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря – с Волкенштейном в Москву к Толстому .3 июня 1893 г. Огневка.Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Дневник автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

1893 17 мая 1893.Сегодня днем я вышла из своей комнаты, чтобы пройтись, и в сенях встретила глухую Марфу телятинскую. Мне ужасно не хотелось разговаривать и задерживаться, но я спросила у нее, что ей нужно, и с удовольствием услыхала, что она к Маше. Я ей ответила, что Маша в

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЮЛЕР КАРЛ. Карл Бюлер - известный немецкий психолог - родился 27 мая 1879 г. в городке Меккесхайме в Бадене, близ Гейдельберга. После окончания школы он поступил во Фрейбургский университет на медицинский факультет. В 1903 г. блестяще защитил диссертацию на тему «К учению о

Из книги Бунин в своих дневниках автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огневку В.6 С ней к Воргунину. Осенью в Полтаве писал "Вести с родины" и "На чужой стороне" (?). Конец декабря – с Волкенштейном7 в Москву к Толстому. 3 июня 1893 г. Огнёвка. Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Искусство невозможного. Дневники, письма автора Бунин Иван Алексеевич

1893 В июле (?) приехала в Огнёвку В. С ней к Воргунину.Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря - с Волкенштейном в Москву к Толстому.3 июня 1893 г. Огнёвка.Приехал верхом с поля, весь пронизанный сыростью прекрасного вечера после дождя,

Из книги Зигзаги судьбы автора Дичбалис Сигизмунд Анатольевич

2. И.В.Бюлер МИР ТЕСЕН! Дорогие друзья, по просьбе автора дополняю книгу Сигизмунда Дичбалиса, по нашему, Саши, «Детство, отрочество, юность», написанную им в Австралии и изданную в Санкт-Петербурге с положительным отзывом А.И.Солженицына.С. Дичбалис был моим хорошим

Из книги Устами Буниных. Том 1. 1881-1920 автора Бунин Иван Алексеевич

1893 [Конспект:]В мае приехал из Полтавы в Огневку. Запись 3 июня («приехал верхом с поля, весь прохваченный сыростью…»).В июле (?) приехала в Огневку В.1 С ней к Воргунину.Осенью в Полтаве писал «Вести с родины» и «На чужой стороне» (?).Конец декабря - с Волкенштейном в Москву к

Из книги Каталог «ЖЗЛ». 1890-2010 автора Горелик Е.

1893 96.Абрамов Я.В.ПЕСТАЛОЦЦИ: ЕГО ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - 1893. - 88 с. 8100 экз.97.Абрамов Я.В.СТЕФЕНСОН И ФУЛЬТОН (ИЗОБРЕТАТЕЛИ ПАРОВОЗА И ПАРОХОДА): ИХ ЖИЗНЬ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - 1893. - 80 с. 8100 экз.98.Базунов С.А.А.Н. СЕРОВ: ЕГО ЖИЗНЬ И МУЗЫКАЛЬНАЯ

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том?II автора

К. Бюлер (1879–1963) Карл Бюлер, работавший в Вене одновременно с Зигмундом Фрейдом, по признанию современников, пользовался в ту пору (20–30-е годы) гораздо большим общественным влиянием и признанием, чем основатель психоанализа. Ныне его имя известно лишь довольно узкому

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том?I автора (Касаткин) Николай Японский

Из книги Три последних самодержца автора Богданович Александра Викторовна

1893 год Епископ Николай13/25 февраля 1893. Суббота 1–й недели Великого Поста. Целый день до того страдал, что голова разболелась. Дело воспитания здесь в отчаяние приводит. Воспитанные в России - Арсений Ивасава, на которого столько надежд я возлагал, Исигаме - не глуп по

Из книги автора

1893 год 26 января.К. Скальковский сказал про Витте, что он легко может сойти с ума, что у него мания величия, мнит о себе, что равен только царю, противоречий не допускает: в комиссии под его председательством он один говорит, а все молчат. Сказал, что Витте добьется своего, что

Передовые положения теории А. Адлера были восприняты немецким психологом Шарлоттой Бюлер. По праву можно утверждать, что именно ей принадлежит первая психологическая концепция жизненного пути личности. Ее книга «Жизнь человека как психологическая проблема» может рассматриваться как классическая и программная для психологии жизненного пути личности . Тридцать лет спустя после даты первого выхода в свет этой работы российский психолог Б. Г. Ананьев оценивал ее как основополагающую «при изучении жизненного пути личности и генетических связей между его фазами» .

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. В этом отношении концепция Ш. Бюлер является своеобразным прологом более поздних теорий в экзистенциальной психологии. Интенциональность постулируется в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность полагается врожденной структурой, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По слову Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности . Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» – врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» являет-

ся движущей силой психического развития личности, а их индивидуальная композиция обусловливает параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция – это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция – это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция – это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция – тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности. Легко заметить, что иерархия базовых тенденций, о которых рассуждает Ш. Бюлер, выступает прообразом «пирамиды» человеческих потребностей А. Маслоу. В целом понятие базисных тенденций соответствует духу гуманистической психологии, поскольку в нем отражена мысль об генетически заложенном проекте личности и индивидуального жизненного пути.

В таком теоретическом контексте жизненный путь определяется как история развития и объективации интенциональности личности. С точки зрения Ш. Бюлер, основной динамической тенденцией в структуре интенциональности служит стремление личности к самоосуществлению. Понятие самоосуществления сближается с понятиями самоактуализации и самореализации, предложенными А. Маслоу и К. Роджерсом. Однако понятие самоосуществления богаче и многостороннее. В нем отчетливо просматриваются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление – это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление – это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления. Кроме того, Ш. Бюлер не просто констатирует стремление личности к максимальному проявлению своих врожденных потенций, но также акцентирует возрастные особенности

самоосуществления. Действительно, для каждого возраста существует неповторимая форма самоосуществления личности. В детском возрасте – это спонтанность, в юношеском – зрелость и самостоятельность, во взрослом – творчество и генеративность, в пожилом – исполненность и мудрость. Поэтому нельзя судить о человеке как о неполноценном или неудачнике лишь на том основании, что он еще не достиг вершины исполненности. Как говорит Ш. Бюлер, каждому этапу жизненного пути – свои достижения и свершения .

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил экстрагировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать . По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья. Во взглядах Ш. Бюлер на психическую норму и патологию сквозят экзистенциально-гуманистические установки. По ее мнению, расстройство личности – это болезнь, в основе которой недостаток осмысленности и направленности жизни, стесненность внутренней свободы человека. Отсюда миссия психотерапии – вернуть человеку изначально присущую свободу, раскрепостить интенциональность, стимулировать активность самоопределения и самоосуществления.

Как истинный представитель гуманистической психологии Шарлотта Бюлер активно поддерживала идеографический подход к изучению личности и ее жизненного пути. Стержневой идеей данного подхода является тезис об уникальности и неповторимости каждого конкретного человека и своеобразии его жизненного пути.

Неслучайно выбор исследовательницы пал на биографический метод, который причисляется к основным методам идеографического подхода. Однако Ш. Бюлер признавала также наличие общих возрастных закономерностей самоосуществления личности. Подход, согласно которому все люди имеют некие общие черты, называется номотетическим. Периодизацию жизненного пути личности, предложенную Ш. Бюлер, можно считать элементом номотетического подхода.

Ш. Бюлер жизненный путь личности подразделяет на пять фаз. Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии» . Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые

«просыпается» потребность в самосознании и самоопределении. Первая фаза – от 16 до 20 лет, характеризуется низким уровнем активности самоопределения. Во второй фазе, которая начинается с 25–30 лет, человек ориентируется в различных видах деятельности, перебирает знакомства, развивает бурную социальную активность, что свидетельствует об активизации самоопределения. Однако в этот период субъективные представления личности о своем предназначении еще весьма туманны и неразборчивы. Наступление третьей фазы жизненного пути у разных людей происходит в разном возрасте. С точки зрения Ш. Бюлер, оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35–40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе. Четвертая фаза жизненного пути наступает приблизительно с

55–60 лет. Она совпадает с биологическим увяданием, исчерпанием творческих сил и жизненных целей. Закономерно, что на данном этапе активность самоопределения и самоосуществления снижается. В пятой фазе (с 65 лет до смерти) эта активность совсем угасает, в связи с чем человек быстро дряхлеет как индивид и стареет как личность. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Более поздние периоды человеческого развития были для тогдашней психологии непознанной областью. Однако критерии периодизации и общие принципы ее построения вызывают серьезные возражения. Можно возразить, например, по поводу того, что не во всех случаях финал человеческой жизни является подготовкой к умиранию. Возможны типы развития, в которых старость проходит в активном режиме: в заботе о потомках, в хобби и досуговых занятиях, в мемуарной деятельности. Но наиболее сильные возражения вызывает тезис о том, что топология и хронология жизненных фаз является повторением стадий детского развития. Эта избитая идея получила название закона рекапитуляции по аналогии с действующим в биологии морфогенетическим законом. Закон рекапитуляции в психологии жизненного пути имеет несколько трактовок. Первая из них гласит следующее: жизненный путь личности воспроизводит основные вехи исторического развития общества. Например, раннее детство сопоставляют с зарей человечества, когда мышление людей находилось на низком уровне развития; дошкольный возраст – время игры – соотносят с периодом греческой культуры; школьный возраст уподобляют схоластическому средневековью; подростковый возраст отождествляют с бунтарской эпохой Возрождения, а юношество – с реформаторской эпохой Просвещения. Вторая трактовка закона рекапитуляции звучит следующим образом: периоды взрослой жизни в масштабном виде повторяют стадии детства. Такой трактовки жизненного пути среди прочих придерживалась Шарлотта Бюлер.

Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека . Также была предложена простейшая типология жизненных событий. Согласно двум рядам жизненного пути личности – ряду внешней и ряду внутренней жизни – события подразделялись на объективные и субъективные. Первые – это изменения во внешней среде, вторые – изменения во внутреннем мире личности. Однако ряды внешних и внутренних событий мыслились как параллельные, не пересекающиеся между собой. Получалось, что жизненный путь раздваивается на две несвязанные

истории – духовную биографию и историю внешней жизни личности. Анализ событий жизненного пути преследовал цель выявления интенсивности самоопределения и самоосуществления личности. По мнению Ш. Бюлер, количество субъективных событий однозначно свидетельствует о напряженности самоопределения, ведь внутренние события – это своеобразные открытия личности, перемены в системе смыслов и ценностей. В качестве показателя активности самоосуществления бралось количество объективных событий, которые являются моментами объективации внутреннего мира личности, то есть вехами самоосуществления. В настоящее время анализ жизненного пути личности по событиям приобрел статус особого методологического подхода и методического принципа. Это так называемый событийный подход. Зарождение событийного подхода в психологии жизненного пути личности связано с именем Шарлотты Бюлер.

В заключение отметим еще одну важную особенность концепции жизненного пути Ш. Бюлер. Эта особенность имеет отношение к оригинальному принципу объяснения движущих сил жизненного пути, принятому в экзистенциальной и гуманистической психологии. Здесь узаконен так называемый телеологический принцип объяснения движущих сил развития личности и жизненного пути. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий. Поэтому в экзистенциальной и гуманистической психологии огромное значение придают интенциональности как средоточию регуляторных ценностей и смыслов. Жизненный путь и отдельные деяния личности обладают некоторыми производными свойствами – субъектностью, активностью и гетеростатичностью. Субъектность жизненного пути подразумевает активное вмешательство личности в естественный ход жизненных событий с тем, чтобы упорядочить их так, как того требуют жизненные ценности и смыслы. Активный характер осуществления личностью жизненного пути является свойством, противостоящим реактивности. Активность обнаруживается в том, что личность самостоятельно инициирует, изменяет и прекращает реализацию определенных перемен в своей жизни. Гетеростатичность означает то, что личность по ходу жизненного пути стремится с максимальной полнотой материализовать смысл жизни и преобразить свою судьбу. Это требует от нее большой внутренней и внешней работы, преодоления себя и сопротивления жизненных обстоятельств, «течения жизни». Противоположностью гетеростазиса является гомеостатическая установка ак-

тивности – стремление личности сбалансироваться с жизненными условиями путем минимизации собственных притязаний, ценой отказа от активности.

Таким образом, Ш. Бюлер является типичным представителем гуманистического направления в психологии жизненного пути личности. Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым. Несмотря на недиалектическое понимание движущих сил психического развития, Ш. Бюлер была и остается первопроходцем в области освоения сложнейших проблем психологии. В поздних исследованиях Ш. Бюлер были намечены научные проблемы, которые впоследствии составили проблемное поле экзистенциальной психологии и современной психологии жизненного пути. Это проблемы смысла жизни и жизненных целей, отношения личности к смерти и собственной судьбе, с которыми читатель еще не один раз столкнется на страницах этой книги.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Периодизация развития Шарл отты Бюлер

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа.

Шарлотта работала с О. Кюльпе в Мюнхене. Когда Кульпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торндайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения.

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с Карлом Роджерсом, Виктором Франклом и Абрахамом Маслоу она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

Теория интенциональности.

Центральное место в концепции личности и ее жизненного пути занимает идея интенциональности. Интенциональность выступает в качестве функционального ядра личности, которое участвует во всех ее жизненных выборах. Содержание интенциональности составляют врожденные целевые и ценностно-смысловые структуры личности, которые экстериоризируются по ходу индивидуального жизненного пути. Интенциональность - врожденная структура, которая не поддается и подвергается прижизненному формированию. По словам Ш. Бюлер, условия среды и воспитания лишь меняют формы выражения интенциональности, не преобразуя ее сущности. Тем не менее, социальное окружение может исказить и задавить в ребенке ростки интенциональности.

В своих последних работах Ш. Бюлер отмечает, что интенциональность личности структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Конвергенция «базовых тенденций» является движущей силой психического развития личности, а их индивидуальное сочетание детерминирует параметры жизненного пути. Первая базовая тенденция - это стремление к удовлетворению простейших физиологических нужд, обеспечивающих физическое самосохранение человека. Эта тенденция актуализируется в раннем возрасте в виде потребностей в пище, тепле, комфорте, движении. Вторая базовая тенденция - это стремление к адаптации в окружающей среде. Она развертывается в детском возрасте, когда ребенок начинает активно познавать окружающий мир, манипулировать и орудовать объектами, овладевать культурными способами действия с вещами. По сути дела, вторая базовая тенденция есть потребность в активности. Описанные тенденции Ш. Бюлер оценивала как простейшие, отвечающие приспособительному образу жизни. Третья базовая тенденция - это стремление к достижениям и творческим творениям. В детском возрасте она проявляется в игре и творческой экспансии, а в зрелом возрасте реализуется в преобразовательном стиле жизни. Четвертая тенденция - тенденция интеграции и упорядочивания внутреннего мира личности. В зрелых формах она наблюдается в активности жизненного самоопределения и в систематизации жизненного опыта личности.

Результатом такого развития будет выступать самоосуществление личности.

В самоосуществлении выделяются два основных аспекта: процессуальный и результативный. В процессуальном аспекте самоосуществление - это процесс объективации внутренней сущности личности в масштабе жизни. В результативном аспекте самоосуществление - это исполненность, реализованность личности, которая увенчивает и результирует процесс самоосуществления.

Бюлер выделяет для каждого возраста неповторимую форму самоосуществления личности.

Психологическое содержание

Форма самоосуществления

Нет семьи, профессии, жизненного пути

Спонтанность

Предварительное самоопределение, выбор супруга

Зрелость\самостоятельность

Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация

Творчество\генеративность

Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей

мудрость

65 до смерти

Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

бюлер сказка личность интенциональность

Психологическая характеристика жизненных фаз основывается на возрастных особенностях функционирования самосознания личности и отражает эволюцию личностного самоопределения. Период жизни до юношеского возраста Ш. Бюлер не включает в свою периодизацию вообще на том основании, что в это время самосознание личности пребывает в «дремлющем состоянии». Начало жизненного пути датируется моментом, когда в человеке впервые «просыпается» потребность в самосознании и самоопределении.

Особое значение Бюлер уделяла третьей фазе жизненного пути, она говорить, что у людей эта фаза происходит в разном возрасте. Оптимальный возраст вхождения в третью фазу равняется 35-40 годам. В это время человек специфицирует свое жизненное призвание и заметно продвигается на избранном поприще. В этой связи третья фаза жизненного пути рассматривалась Ш. Бюлер как кульминация личностного самоопределения и самоосуществления. Напротив, неадекватное самоопределение на предыдущих этапах провоцирует творческий застой, стагнацию личностного развития и психологический кризис в этой фазе.

Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития.Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.

Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина - «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.

Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие - единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.

Движущими силами развития выступает теологический принцип. Согласно телеологическому принципу активность личности побуждается и направляется больше ценностями, смыслами и целями, нежели внешними причинно-следственными связями событий.

Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Научный и практический вклад в психологию.

В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста.

Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработала оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Литература

1. Логинова Н.А. Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принципы периодизации истории. Схема пяти формаций, разработанная советскими учёными на базе произведений Маркса и Энгельса. Цивилизационный подход. Мир-системный анализ. Периоды развития российского государства. Периодизация в учебной литературе.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2016

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Краткий биографический очерк, этапы личностного становления и карьерного роста Г.Г. Ягоды. Деятельность данной исторической личности в качестве одного из главных руководителей советских органов госбезопасности и наркома внутренних дел, его достижения.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Исторические условия, повлиявшие на формирование характера Ленина. Краткие сведения о жизненном пути. Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения. Способы и средства достижения цели. Результаты деятельности Ленина, оценка его личности.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2009

    Социально-экономическое положение казачества. Периодизация гражданской войны в работах советских историков. Вопросы периодизации гражданской войны на Дону в 90-е гг. XX века в исторической науке. Историки эмигранты о периодах гражданской войны на Дону.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского флотоводца, военно-морского теоретика, мореплавателя, океанографа, кораблестроителя, вице-адмирала С.О. Макарова. Военные заслуги данной личности и роль в истории флота.

    реферат , добавлен 30.10.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Главные представления о роли личности в истории до середины XVIII в. Развернутые концепции и теоретически оформленные взгляды на проблему роли личности, которые появились в XIX в. Вопрос о возможностях личности, ее соответствии времени и народу.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Изучение жизненного пути Н.Я. Бичурина, китайский период его миссионерской деятельности. Отображения основных тенденций во внешней и внутренней политике цинской династии и сопоставление исторических исследований Бичурина и других ученых-востоковедов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Факторы формирования и развития культа личности Сталина. Возникновение культа личности вождя (начало 20-х гг. ХХ в.). Политические процессы 30-х г. Особенности тоталитарного государства в СССР и оформления режима личной власти Сталина в начале ХХ века.

1893-1974.

Имя Шарлотты Бюлер сегодня упоминается в научной литературе нечасто. Иногда на ее исследования, посвященные психическому развитию в детском возрасте, лаконично ссылаются специалисты по детской психологии. В связи с возросшим интересом к проблемам гуманистической психологии ее иногда упоминают в одном ряду с именами признанных авторитетов этого направления и , как правило, отдавая последним явное предпочтение, хотя созданную ими совместно Ассоциацию гуманистической психологии возглавила именно Ш. Бюлер. В истории психологии эта женщина оставила яркий след, пройдя путь от любительского экспериментирования с незамысловатыми диагностическими методиками до глубоких философских обобщений о жизненном пути человека. Ее разносторонние научные интересы, объединенные общей гуманистической тенденцией исследования, воплотились в замечательные труды, ставшие в психологии классическими.

Шарлотта Берта Бюлер родилась 20 декабря 1893 г. в Берлине. Она была старшим ребенком и единственной дочерью Розы и Германа Малаховски. Ее отец был талантливым архитектором; им, в частности, было спроектировано здание первого в Германии универмага. Выходец из небогатой еврейской семьи, он своим трудом добился преуспеяния. Мать Шарлотты, красивая и одаренная женщина, была натурой противоречивой. Она не могла не испытывать удовлетворения от принадлежности к респектабельным слоям общества, однако тяжело переживала, что общественное положение делало для нее недопустимой желанную карьеру певицы. Душевной близости с родителями Шарлотта никогда не испытывала. Гораздо ближе ей был младший брат, с которым она в детстве проводила долгие часы в совместных играх и музицировании.

От родителей она переняла глубокий интерес к проблемам культуры; впоследствии, уже будучи профессиональным психологом, она опубликовала несколько работ по литературе и эстетике. В психологическом плане влияние родителей выразилось в крайней противоречивости ее натуры: любовь к человечеству могла сочетаться у нее с высокомерием по отношению к отдельному человеку; в общении она могла поразить и удивительной душевной теплотой, и отталкивающей холодностью.

В возрасте 17 лет у Шарлотты Малаховски возник интерес к психологии, во многом порожденный неудовлетворенными религиозными исканиями. Она была крещена в протестантской вере, что было весьма распространено среди обеспеченных немецких евреев, пытавшихся таким образом защититься от антисемитизма. Не находя в религиозных догматах ответов на волновавшие ее вопросы, она обратилась к трудам по метафизике и религиозной философии. В конце концов наибольший интерес вызвали у нее вопросы духовной жизни. После прочтения работ Г. Эббингауза, полагавшего, что мыслительные процессы подчиняются законам ассоциации, Шарлотта не склонна была согласиться с этим мнением и начала проводить собственные эксперименты.

Окончив частную школу, Шарлотта в 1913 г. поступила во Фрейбургский университет, где изучала медицину, философию и психологию. Следующей весной она переехала в Киль и стала учиться в местном университете. Здесь она влюбилась в студента-географа, с которым ей, однако, не суждено было соединиться: ее избранник ушел на войну и погиб. Высшее образование она завершила в Берлинском университете (1914-1915) под руководством одного из пионеров экспериментальной психологии - Карла Штумпфа. Со свойственной ей независимостью Шарлотта отвергла предложение Штумпфа о поступлении в аспирантуру, которое в те времена было необычайной честью для женщины. Штумпф отдавал предпочтение исследованию эмоциональных процессов, Шарлотту более интересовали проблемы мышления. По рекомендации Штумпфа она поступила в одну из известнейших в Европе психологических лабораторий, работавшую в Мюнхенском университете. Возглавлял лабораторию ведущий специалист по психологии мышления Освальд Кюльпе.

В декабре 1915 г., через несколько месяцев после того, как Шарлотта переехала в Мюнхен, О. Кюльпе умер, и его место занял его ближайший помощник Карл Бюлер, возвратившийся с войны. Еще не будучи знакома с ним, Шарлотта узнала, что он проводил экспериментальные исследования мыслительных процессов, аналогичные тем, которые она ранее пыталась осуществить сама. Между коллегами возникло взаимное влечение, и в апреле 1916 г. они поженились. В 1917 г. у них родилась дочь Ингеборг, в 1919 г. - сын Рольф (их воспитанием занимались в основном гувернантки).

В 1918 г. Шарлотта Бюлер защитила диссертацию по психологии мышления и получила степень доктора философии. В том же году ею было опубликовано оригинальное исследование, посвященное детским фантазиям и сказкам.

В последующие годы Карл и Шарлотта Бюлер работали рука об руку, в частности в Дрезденском технологическом институте, где Шарлотта стала первой женщиной, получившей звание приват-доцента. В 1923 г. она получила Рокфеллеровскую стипендию и отправилась на стажировку в США. Там она работала в Колумбийском университете под руководством Э. Торн-дайка. Освоение бихевиористских методов исследования еще более укрепило ее склонность к прямому наблюдению феноменов поведения. По возвращении из Америки она присоединилась к своему мужу, возглавившему к тому времени психологический факультет Венского университета. Совместно ими был основан Психологический институт, в котором Шарлотта Бюлер возглавила отделение детской психологии.

Исследования, осуществленные ею в венский период ее научной деятельности, отличались яркой оригинальностью и глубиной. В истории науки принято говорить о созданной ею венской школе возрастной психологии, объединившей многих исследователей (X. Гетцер, К. Рейнингер, Б. Тудер-Гарт, Э. Келер и др.). Шарлотта Бюлер разрабатывала проблемы возрастной периодизации и развития детей в различные периоды становления социального поведения и др. Ей принадлежит первая попытка создать периодизацию переходного возраста, причем она исходила из созревания половой функции как основного процесса, в свете которого следует рассматривать все остальные стороны развития. Согласно ее теории, половая функция представлена в сознании как «потребность в дополнении»; пробуждение этой потребности приходится именно на пубертатный период.

Широкую известность венской школе принесли диагностические исследования уровня психического развития ребенка. Ш. Бюлер совместно с X. Гетцер разработаны оригинальные тесты для дошкольников, по сей день используемые в психодиагностической практике. Показателем уровня развития являлся «коэффициент развития», введенный ею вместо широко известного «коэффициента интеллекта». Он определялся как отношение «возраста развития», устанавливаемого по результатам тестирования, к паспортному возрасту ребенка. По результатам тестирования составляется и «профиль развития», который показывает, как развиваются различные стороны поведения.

Важнейшим результатом исследований этого периода, проведенных в том числе и биографическим методом, является периодизация жизненного пути личности. Материалом исследования явились, в частности, юношеские дневники, которые Ш. Бюлер на основании личного опыта считала весьма ценным и информативным источником. Индивидуальное психическое развитие она рассматривала в свете итогов жизни и реализации внутренней сущности человека. Человеческая жизнь представляется как процесс становления целевых структур личности. Интенциональное ядро личности - «самость». Это духовное образование, данное изначально и в основном неизменное, меняется лишь форма его проявления. Главной движущей силой развития Ш. Бюлер считала потребность личности в самоосуществлении. Понятие самоосуществления близко по смыслу к самоактуализации, однако Ш. Бюлер их различает. Самоосуществление понимается ею как итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек, осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию». Но вместе с тем можно рассматривать самоосуществление и как процесс, который в разные возрастные фазы может выступать то как хорошее самочувствие (в возрасте до полутора лет), то как переживание завершения детства (12-18 лет), то как самореализация (в зрелости), то как исполненность (в старости).

Ш. Бюлер указывала, что полнота самоосуществления зависит от способности личности ставить такие цели, которые наиболее адекватны ее внутренней сути. Эта способность названа ею самоопределением. Самоопределение связано с интеллектуальным уровнем личности, так как от интеллекта зависит глубина понимания человеком собственного потенциала.

Годы, проведенные в Вене, были научно продуктивными и во всех отношениях благополучными. Каждый день начинался с работы за письменным столом; публикации выходили регулярно. Шарлотту и Карла окружали преданные ученики и коллеги.

В 1938 г., находясь за границей, Шарлотта Бюлер узнала, что к ее мужу у захвативших Австрию нацистов возникли серьезные претензии в связи с ее еврейским происхождением. Оба они были уволены с занимаемых должностей, а их имущество конфисковано. Семья Бюлер разделила судьбу множества изгнанников, преследуемых угрозой геноцида.

После кратковременного пребывания в Осло (Шарлотта Бюлер в 1938-1940 гг. была профессором местного университета) семья Бюлер переехала в США. Последующие пять лет их существования отличала нестабильность, неустроенность, частые переезды в поисках достойной работы. Ш. Бюлер некоторое время преподавала в Университете Кларка в Вустере, работала клиническим психологом в Миннеаполисе (там ее деятельность фактически сводилась к проведению тестирования).

В 1945 г. Ш. Бюлер получила американское гражданство. С этого времени она работала в Лос-Анджелесе, не достигнув, однако, того формального статуса, который она имела в прежние времена. Не удовлетворяясь таким положением, она открыла собственную психотерапевтическую практику, стремясь приложить свои идеи к новой для нее социальной сфере. Американский период научного творчества Ш. Бюлер посвящен углубленному изучению проблем основных тенденций личности, периодизации жизненного пути. В 1964 г. вместе с , и она приняла участие в организации конференции, положившей начало новому научному направлению - гуманистической психологии. В 1965 г. она стала первым президентом Ассоциации гуманистической психологии. Центральными для этой научной школы, признанной в противовес фрейдизму и бихевиоризму «третьей силой» в психологии, были понятия личностного роста и самоактуализации. Этим проблемам посвящены важнейшие работы Ш. Бюлер - «Жизненный путь человека» (1968, в соавторстве с Фредом Массариком) и «Введение в гуманистическую психологию» (1972, в соавторстве с Мелани Ален). Окруженная единомышленниками, Шарлотта Бюлер наконец нашла достойное место в научной среде своей новой родины.

В 1972 г., ощущая серьезные отклонения в своем здоровье, она перебралась к детям в Штутгарт. Она пыталась практиковать и там, но все время тяжело переживала отрыв от «своей Америки» и того интеллектуального братства, которое она там оставила.



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS