Главная - Кухня
1 е петра глава 2 толкование. Первое послание петра

Ирод Агриппа II

Тем временем там оказались члены семьи Ирода:

Деян., 25: 13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.

Упомянутый здесь Агриппа - это Ирод Агриппа II, единственный сын Ирода Агриппы I. Он родился примерно в 27 г., незадолго перед распятием Иисуса. Молодой правитель был воспитан в Риме, где его отец был в то время фаворитом императорской семьи. Ирод Агриппа был мальчиком десяти лет, когда его отец начал править разделами Иудеи, и семнадцати, когда его отец умер. Он был слишком молод для Клавдия, чтобы поручать ему трудную задачу управления всею Иудеею и территорией окружения.

Палестина времен Иудейской войны

Дядя Агриппы, младший брат Ирода Агриппы I, все еще правил небольшой территорией к северу от Галилеи, будучи царем по велению Клавдия в 41 г. Эта область называлась Халк, поэтому дядя Агриппы был известен как Ирод из Халка.

Ирод из Халка умер в 48 г., а через год на его место был назначен царем Ирод Агриппа II. В 53 г. Нерон сделал его царем также над территориями Галилеи и Прииорданья. Он был последним из линии Иродов, которые правили на еврейских землях.

Теперь, в 61 г., Ирод Агриппа II прибыл в Кесарию из своей столицы Тиберии, чтобы передать формальные поздравления Фесту.

Через пять лет он окажется в Иерусалиме, когда беспорядки и ярость зилотов дойдут до самоубийственного восстания. Ирод Агриппа II будет исповедовать терпение и умеренность, но его будут презирать (обоснованно) как римскую марионетку и проигнорируют. Во время восстания он примет сторону римлян. Вследствие этого после разрушения Иерусалима он смог уйти в Рим и спокойно прожить там всю оставшуюся жизнь.

Примерно в 100 г. Ирод Агриппа II, праправнук Антипатра Идумея и прапрапрапрапрапраправнук священника Маттафии, который поднял маккавейское восстание, умер. Это был последний член семьи, который имел хоть какое-то историческое значение.

Его сестрой была Верника, или Вереника, самая старшая из трех девочек, рожденных от Ирода Агриппы I. (Ее самая младшая сестра Друзилла вышла замуж за Феликса, предыдущего прокуратора.) Вереника несколько раз выходила замуж, первый раз за своего дядю Ирода из Халка. Она оставила своего третьего мужа, правителя, который правил в Киликии, и стала жить с братом в Тиберии. Слухи подразумевали кровосмесительные отношения, но тогда, как и теперь, слухи в любое событие неизменно вкладывали наиболее скандальное из возможных истолкований.

Во время мятежа она также приняла сторону Рима. Фактически она стала женой Тита, молодого римского военачальника, который захватил и разрушил Иерусалим в 70 г. Вместе с Титом и своим братом она уехала в Рим на всю оставшуюся жизнь. Однако она уже не была любовницей Тита. В то время в Риме господствовали антисемитские настроения, и Тит был вынужден оставить ее. Год ее смерти неизвестен.

Теперь Павел имел еще одно слушание перед Фестом и Агриппой. Его защита, изложенная полностью в еврейских терминах, тронула Агриппу, который сказал Павлу:

Деян., 26: 28. ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.

Пришли к тому соглашению, что Павел не сделал ничего заслуживающего осуждения, но, так как он обратился к императору, ему нужно будет позволить идти в Рим.

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают Апостола Павла (25:13-27) Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).Это был последний царь из фамилии Иродов, с

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Царь Агриппа (гл. 26). «Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя» (26:1). Тоже, как «Божий слуга» (Рим. 13), Агриппа, властью, свыше данной ему, открывает уста, которые ненасытно будут слушать, в веках, миллиарды людей и всех народов. «За себя» ли говорит Апостол?

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Ирод Со времён Антиоха IV в Иудее правила династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало способный к государственным

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Фест, Агриппа и Вереника (гл. XXV-XXVI) Жалоба иудеев и суд над ап. Павлом пред Фестом (XXV, 1-12). Мы видели, что Феликс оставил Павла в темнице. Едва прибыл в эту страну его преемник Фест, как первосвященник и знатнейшие из иудеев явились к нему с жалобой на Павла (Деян. 25, 2). Анании

Из книги Джордано Бруно и герметическая традиция автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

12:1-25 Ирод Агриппа и Церковь: завершение фазы 1-3 Царь Ирод - это Ирод Агриппа 1, внук Ирода Великого. И снова мы видим реалистический подход Луки в описании истории ранней христианской Церкви. Он рассказывает не только о чудесном освобождении из темницы, но и о

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

4. Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535) Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - самый, пожалуй, значительный из оккультистов своей эпохи - в полной мере испытал на себе все превратности этого бурного времени. Агриппа менял города и страны, переносился от монаршей милости к

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус и Ирод 7 Ирод - правитель, услышав обо всем присходящем, пришел в полное замешательство, потому что одни говорили, что это Иоанн, воскрешенный из мертвых, 8 другие - что явился Илия, а некоторые - что ожил один из древних пророков. 9 Но Ирод говорил: «Иоанна я

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ирод Дается примерное время рождения Иисуса: Мф., 2: 1. …Иисус родился… во дни царя Ирода… Упоминание об Ироде сразу говорит нам о том, что время Маккавейского царства прошло. Много произошло в том веке, который прошел от момента окончания событий, описанных в Первой книге

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Ирод Антипа Описание важнейшей недели, проведенной Иисусом в Иерусалиме, данное в Евангелии от Луки, немного отличается в целом от описания у Матфея и Марка. Но Лука - нееврей, и, по-видимому, он стремился уменьшить степень участия языческого правителя Пилата в распятии

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Ирод Агриппа I Почти сразу следует вторая ссылка на то, что может использоваться хронологически: Деян., 12: 1–2. В то время царь Ирод [Агриппа] поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Ирод Агриппа родился

Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале

Имя Ирода Филиппа II упоминается в Новом Завете всего лишь один раз. О нем говорит евангелист Лука в стихе, где сообщается о дея­тельности Иоанна Предтечи и обозначены исторические рамки, в пре­делах которых действовал Креститель. Лука повествует: «В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же

брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою стра­ною, и Лисанию Авилиниею четвер­товластвующу...» (Лк. 3, 1).

Итак, Филипп II был совре­менником Пилата и занимал дол­жность тетрарха северо-восточных областей Палестины с 4 г. до Р. X. по 34 г., был женат на своей пле­мяннице Саломее, дочери своего сводного брата Филиппа I и Иро­диады. Этот брак был заключен после того, как Саломея испол­нила танец, в результате чего до­билась казни Иоанна 1 . Филипп оказался хорошим правителем, лучшим из всех Иродов 2 . Так же как и его братья, он прославился строительством прекрасных зда­ний. Его имя связано со строи­тельством двух городов: Кесарии Филипповой, о которой упомина­ют евангелисты Матфей и Марк

(Мф. 16, 13. Мк. 8, 27), и Юлиады, которую он воздвиг в честь Юлии, дочери императора Августа. Юлиада - это древний город Вифсаида, хорошо известный по Евангелию (Мф. 11,21). Кесария прежде называ­лась Паниадой. Кесарией же она была названа в честь Цезаря (Кесаря) Тиберия. Ирод Филипп II умер в Юлиаде в 34 г., и его тетрархия нахо­дилась под властью правителя Сирии вплоть до 37 г., когда император Калигула передал ее Ироду Агриппе I.

В книге Деяний святых апостолов имя Ирода Агриппы I (37-44 гг.) встречается два раза: когда по его приказу был казнен Иаков, брат апо­стола и евангелиста Иоанна, а апостол Петр заключён в тюрьму (Деян. 12, 1-4, 11, 19); и когда ангел Господень наказал его ужасной болезнью, после того как те, кто слушал его публичную речь в театре, обоготвори­ли его. Ангел Господень поразил его, и плоть его стали пожирать черви, а спустя немного дней он умер (44г.) (Деян. 12, 21-23).

Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узна­ли, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, яв­лялся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Та­ким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией

Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Одна­ко, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла об­ласть Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управля­ли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех тер­риторий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя 1 .

Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал хри­стиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже гово­рили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал каз­нить стороживших апостола воинов (Деян. 12, 19). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука (Деян. 12, 21-23), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия 2 . Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него» 3 .

Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот уча­ствовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест совето­вался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом (Деян. 25, 13-26, 32). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника» 4 . Нерон уп­рочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа. По­этому, когда иудеи восстали против римлян, Агриппа выступил на сто­роне последних. Когда в 70 г. Иерусалим был взят римлянами, они позволили ему поселиться в Риме, где он сделался «претором» и умер там в 100 г. в возрасте семидесяти лет 5 .

Монеты эпохи Нового Завета

Монеты, которые находят при археологических раскопках, пролива­ют свет на важные события и лица, упоминающиеся в Новом Завете. Впервые монеты стали иметь хождение около VII в. до Р. X. Ко времени римского владычества монеты вошли в обиход уже повсеместно. Сего­дня в распоряжении исследователей Нового Завета имеется порази­тельное разнообразие монет, дошедших с тех давних времен. В эпоху, которая нас интересует, на территории Палестины циркулировали рим­ские, греческие монеты, монеты эллинистических государств, а также и иудейские, которые чеканили сами иудеи.

В Евангелии упоминаются пять видов греческих монет. Два из них - «талант» и «мина» - обозначали, в сущности, вес серебра. Этот вес у евреев, греков и римлян в разные эпохи определялся по-разному. Так, серебряный талант мог иметь вес 22 или 45 кг. Также были извест­ны «золотой талант», который мог весить 27 или 45 кг, и «золотая ми­на». Золотой талант (Мф. 18, 24; 25, 15) равняется примерно 240 золо­тым лирам 1 . По мнению археолога Томпсона, серебряный талант был равен 960 американским долларам. Соответственно серебряная мина стоила примерно 16 американских долларов 2 . Другие считают, что мина имела достоинство в четыре золотые лиры 3 . Остальные три вида монет назывались серебряной «драхмой», оцениваемой в 16 центов США (Лк. 15, 8, 9). Также в ходу была «дидрахма» - серебряная монета, при­мерно равная 32 центам США 1 .

Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были следующие: а) «динарий» - серебряная монета достоинством приблизительно в 20 центов США (Мф. 18, 28; 20, 2, 9, 10, 13 и т. д.); б) «кодрант» - медная монета, равная одной десятой цента США (Мф. 5, 26); в) «ассарий» (Лк. 12, 6) достоинством в один и одну четверть цента; г) медная «леп­та» (Мк. 12, 42), которая первоначально не была римской монетой, об­ладала достоинством менее чем в одну десятую цента 2 .

Серебряный динарий - это монета, которую иродиане показали Господу, когда Его искушали (Мф. 22, 19-21). На одной стороне моне­ты была изображена голова императора и следующая надпись: «TI. CAESAR DIVI. AVG. F. AVGVSTVS», что означало: «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа» На другой стороне было написано: «PONTIF. MAXIM.», то есть «великий понтифик».

Ирод Великий и его потомки, правители провинций и другие лица, у кого было на то право, также чеканили собственные монеты. Очевидно, самой распространенной была лепта, поскольку еще и сегодня в резуль­тате раскопок эти монеты находят в больших количествах. Две лепты вложила в сокровищницу храма вдова, которую похвалил Христос (Мк. 12, 41-44). Эта же монета фигурирует в упреках Христа в адрес лицемеров, которые по божественному суду должны будут отдать и по­следнюю медницу (лепту) (Лк. 12, 59).

Монеты, попадающие к археологам в результате раскопок, - всегда настоящий праздник, потому что с их помощью можно датировать на­ходки, сооружения, время жизни людей. Так, например, при исследова­нии монет, найденных в развалинах, оставшихся от общины в Кумране, археологи пришли к заключению, что кумранская община была основа­на незадолго до 100 г. до Р. X., разорена в дни Ирода Великого, восста­новлена в правление Архелая и просуществовала до 70 года.

Не меньшую помощь оказали монеты, обнаруженные в древней кре­пости Масада, построенной не позднее 70 г. Археолог Л. Кэдман писал: «Нет ни малейшего сомнения в том, что три монеты из Масады были найдены в том самом месте, куда они упали из рук иудеев, защищавших крепость почти 1900 лет назад» 3 .

Надписи и пометки

Существенную помощь в подтверждении исторической точности и достоверности Нового Завета оказывают также надписи, письменные пометки, которые увидели свет благодаря археологии. Из наиболее ин­тересных греческих надписей хотелось бы выделить ту, которую в 1871 году обнаружил французский исследователь Клермон Ганно и которая хранится в Константинопольском музее 1 . Текст состоит из семи строк, написанных греческими прописными буквами, а сама надпись, очевид­но, помещалась на ограде храма, построенного Иродом, с тем чтобы за­претить язычникам приближаться к участку за оградой храма, который предназначался исключительно для иудеев. Надпись гласит: «Никому из инородцев не позволяется входить за ограду святилища храма. Кто будет схвачен, сам будет виновен в последующей за этим смерти» 1 .

Первая половина надписи была найдена в пятидесяти метрах от тер­ритории храма. Однако археологи сходятся во мнении, что речь идет о древней надписи, происхождением из самого храма. Эта надпись приоб­ретает еще большее значение, если принять во внимание тот факт, что апостол Павел был обвинен иудеями в том, что он будто бы привел в храм эллинов (а именно Трофима Ефесянина) и тем самым осквернил святое место (Деян. 21, 28). Вторая половина этой надписи была обна­ружена в 1935 г. в ходе раскопок, проведенных Палестинским отделом древностей, рядом с воротами святого Стефана, среди руин 2 .

Другая не менее интересная греческая надпись была обнаружена Раймондом Вайллем при раскопках южного склона холма Офела в 1913-1914 гг. Этот текст, опубликованный в 1920 г., представляет собой фрагмент надписи из еврейской синагоги. По мнению Олбрайта, он является наиболее древним свидетельством существования еврейской си­нагоги в Палестине. В надписи говорится о строительстве какой-то си­нагоги неким «Феодотом, сыном Беттена, священником и начальником синагоги, сыном начальника синагоги и внуком начальника синагоги...» Поскольку Феодот, как считают археологи, очевидно, взял себе имя римского рода Беттенов (или Беттиев), то в таком случае он или кто-ли­бо из его предков был вольноотпущенником из Италии, так как рабы, становясь вольноотпущенниками, брали обычно имя своего бывшего господина, отпустившего их на свободу. Следовательно, еще при Пом­пее (63 г. до Р. X.) иудейский предок Феодота в качестве пленного был отведен в Италию. Эта надпись вызывает еще больший интерес, если учитывать тот факт, что апостол Лука в книге Деяния святых апостолов упоминает о синагоге либертинцев (вольноотпущенников). Он пишет: «Восташа же нецыи от сонма глаголемаго Ливертинска... стязающеся со Стефаном» (Деян. 6, 9). Олбрайт полагает: «Следовательно, есть доста­точные основания, чтобы связывать данную синагогу с синагогой ли­бертинцев, о которой говорится в Деяниях (6, 9)» 1 . Подобную мысль высказал и профессор археологии Д. А. Томпсон, добавив: «Мы вправе сделать вывод о том, что синагога, о которой идет речь, была построена в начале I века, когда Христос жил в Назарете» 2 .

Были обнаружены и другие надписи, а также краткие пометки, сде­ланные на сосудах, которые датируются I веком. Надписи находят по всей Палестине. Наибольший интерес из них вызывают те, что связаны с сооружением водопровода в Кесарии, но мы не будем сейчас их ка­саться. Они ясно и достоверно свидетельствуют о политическом и куль­турном присутствии римлян в Палестине в период до и после событий, о которых говорится в Новом Завете.

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие . Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18, 16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Ибо вы вкусили , то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень протыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Неверующим Бог и ныне говорит следующее: Я полагаю вам в Сионе камень протыкания и камень соблазна. Он бывает камнем претыкания для неверующих, которые и претыкаются, не покоряясь слову, на что они и положены. Полная мысль - такая: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, драгоценный, избранный; и верующий в Него не постыдится; для вас, верующих, драгоценный, а для неверующих - камень претыкания. Они претыкаются о слово Евангелия, на что они и положены. На что они и оставлены . Сим не то говорится, будто они определены на это от Бога. Ибо от Того, Кто хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2, 4), никак не может быть причины погибели. Но как они сами из себя устроили сосуды гнева, присовокупив к сему еще непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным, и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять Того, кто отдает человеку ту именно честь, какую он сам себе приготовил своими делами. Христос назван краеугольным камнем потому, что Он обе стены, составляющие духовный дом, то есть язычников и иудеев, соединяет своими объятиями и связывает в одно согласие, уничтожая бесполезные жертвы одних, и пременяя в благочестие бесовское суеверие других.

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, - род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой (мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 6). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками.

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными , а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5, 17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения - наследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поскольку и они избираются или поставляются людьми, а писание называет иногда созданием и установление, как, например, в следующем месте: дабы из двух создать одного нового человека (Еф. 2, 15). Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедует теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто христианство привносит ниспровержение жизни гражданской, будто в нем причина неурядицы и возмущения. Для Господа . Делает Это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же апостол обещает нам Царство Небесное (1, 4), и чрез то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от Самого Господа. Сам апостол Петр и указал, которым и каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных. Ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то чрез это более пристыжаются.

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла.

Связь речи такая. Будьте покорны, как свободные, как рабы Божий. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Как свободные . Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: "Дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? Для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, то есть как верующие в Освободившего вас, и однако же Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, то есть непокорности и непослушания". Можно об этом выражении (как свободные ) сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан чело-векоугодию или иной какой-либо постыдной страсти. А рабы Божий должны быть далеки и чужды страстей. Посему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и не по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным. Не как употребляющие свободу для прикрытия зла . Это кратко может быть выражено так: наружно представляясь простыми и искренними, как бы под прикрытием свободы, а при испытании оказываясь страшными и совсем другими, чем каковы по наружности.

Но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

Смотри, какая точность. Богу говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф. 10, 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они, приказывают нам что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям, а когда принуждают его к худому, то он даже и лишает их чести, по словам святого: "уничижен пред ним лукавнующий" (Пс. 14, 4). Слово страх употребляется в различных значениях. Страхом называется, во-первых, страх сознательный; его апостол же называет теперь совестью; он же называется и благоговением. Страхом называется, во-вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в-третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих к Господу вследствие сознания, что за многие свои, проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (Лк. гл. 7). Страхом еще называется страх совершенный, который всегда присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем-либо таком, что должно быть у проникнутых совершенной любовью. Апостол, убеждающий слуг повиноваться господам со всяким страхом , не устраняет той мысли, что слуги должны относиться к господам со страхом во всех помянутых значениях. Ибо первоначальный и совершенный страх, если они имеют оный, располагает их к хорошему поведению: первый побуждает их остерегаться проступков, чтобы не потерпеть за них чего-либо неприятного; другой внушает, чтобы они и не думали сделать своим господам что-либо неприятное. Итак, здесь апостол говорит о страхе по совести, то есть по сознанию долга. Он наводится бесчестными господами на слуг их даже и тогда, когда сии ни в чем не виноваты. Одобряя сей страх, апостол заповедует переносить все с терпением. Поскольку боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если что-нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе рабов благоразумных и склонных к исправлению. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои Собственные грехи, ибо Он не сделал греха (Ис. 53, 9), но страдал за нас и за наши грехи. За преступления народа Моего претерпел казнь , говорит пророк (Ис. 53, 8). Сей похвальный страх предлагает апостол, но не менее желает, чтобы слуги водились и прочими страхами. И это видно из слов его: со всяким страхом . Впрочем, выше прочих страхов поставил страх за совесть, и самым ясным образом выразил, что только этот страх достоин хвалы; поскольку прочие страхи имеют причину для гнева господ на слуг, а этот не имеет ее.

Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

Быть может, кто-нибудь скажет: "Как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев - слепыми (Мф. 15, 14), Иуде говорит: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24), и в иной раз: отраднее будет Содому, нежели городу тому (Мф. 10, 15)?" Отвечаем. Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: бес в Тебе (Ин. 7, 20); Он изгоняет бесов силой князя бесовского (Мф. 12, 24), и: вот, человек. Который любит есть и пить вино (Мф. 11, 19). Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: если Я силой веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею силой изгоняют? (Мф. 12, 27). Тех же, которые называли Его любящим есть и пить вино, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 16-17). А когда Он висел на кресте и страдал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (Лк. 23, 34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем Содомлянам, для того, чтобы слушателей хотя бы страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно. Предавал все Судии Праведному , то есть Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицеприятия, по сущей справедливости (1 Петр. 1, 17).

Ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак, говорит, «отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» . Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, – в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы, «ибо таковых , – сказал Господь, – есть Царствие Божие» (). И, питаясь бесхитростным учением, растите в «меру полного возраста Христова» (); «Ибо вы вкусили» , то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень – Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, «чистые руки без гнева и сомнения» (); как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

. о который они претыкаются, не покоряясь слову,

Ранами Его вы исцелились.

. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Как должны христиане жить в условиях гонений?
Как сохранить веру перед лицом угроз и устоять перед искушением сдаться?

Мы продолжаем рассматривать, как Первое послание Петра вдохновляет христиан стойко переносить гонения. Наставления Петра относятся не только к тем, кто переживает сильные притеснения (какие испытывают сегодня 10% всех христиан), но и к тем верующим на Западе, что переживают более умеренное общественное давление. На самом деле, это послание обращается даже, скорее, к последним.

Петр пишет это послание в месте, которое он называет “Вавилон” (5:13). Вероятно, это символическое обозначение Рима, имеющее своей целью указать на Римскую Империю как на место пленения Божьего народа. Читатели — это пленники и странники на земле чужой. У них свои ценности и традиции, поэтому общество с презрением отвергает их. Его враждебность и давление направлены на то, чтобы запугать христиан, заставить их отказаться от своей веры и образа жизни и вернуться на старый путь. Это напоминает нам антихристианский антагонизм современного общества.

Страдания Христа

Поднимая эти вопросы в контексте страданий и гонений, в которых находились читатели Петра, в этой главе больше, чем во всем остальном послании, мы видим отношение к страданиям Христа (ст. 21-24). Это одна из самых важных тем в 1 Петра. О ней явно говорится семь раз, и еще несколько раз упоминается косвенно.

Хотя в послании попутно утверждается уникальность Христовых страданий, автор говорит о них, в первую очередь, как о примере, которому читатели должны следовать. Это ясно видно в 2:21 и подразумевается в некоторых других местах (3:18; 4:1, 13). Путь к вечной славе лежит через страдания, как для Христа, так и для Его последователей. Поэтому мы должны относиться к своим страданиям так же, как и Христос воспринимал Свои, и отвечать на них так же. Некоторые читатели видят, что этот принцип подразумевается и в тех частях послания, где автор не говорит о страданиях Христа напрямую (например, в 2:1-10).

Итак, 1 Петра написано с целью поддержать и ободрить читателей, укрепить их в вере и ученичестве в горниле испытаний, а также наставить нас к правильной жизни в таком враждебном окружении. Подробнее об этом — в первой части этой серии статей: .

1 Петра 2 глава

Первые десять стихов 2-й главы продолжают призыв 1-й главы к образу жизни, который соответствует нашему статусу как Божьего народа и к надежде на спасение во Христе. Следующие 15 стихов начинают другой раздел, в котором эти мысли облекаются в практические советы, как нам жить в Вавилонском изгнании и переносить гонения. Первая часть этого раздела (который продолжается в 3 главе) говорит нам о правильном поведении в обществе: как подчиняться властям, как рабы должны подчиняться господам, а также о взаимоотношениях в семье.

Возлюбить Божье Слово (2:1-3)

Христиане призваны любить друг друга, поэтому мы должны избавиться от всего плохого, что противоречит этой любви и во что мы можем с легкостью впасть под давлением гонений: от подлости, предательства, лицемерия, зависти и клеветы. Страдания вырабатывают в нас терпение и мужество (ср.: Римлянам 5:3-4), а не греховные качества. Отвергая их, мы должны стремиться к Слову Божьему, через которое мы получили возрождение, и возрастать во спасение, которое откроется в последнее время. Слово Божье помогает нам стать зрелыми и готовит нас к получению обещанного наследия. Мы уже испытали на себе Господню милость, и это хорошая причина доверить Ему и свое пропитание, чтобы Он нас вскормил духовно.

Чистое словесное молоко

Христиане Бирмы (Мьянмы) чрезвычайно ценят Библии. Когда им дарят Библию в личное пользование, они отвечают с огромной радостью. Многим пришлось убежать из своих деревень, чтобы избежать похищений, пыток и даже смерти от рук бирманской армии, и сейчас они живут в лагерях для вынужденных переселенцев. В этих тяжелых обстоятельствах Божье Слово несет им огромное утешение и ободрение, придает им сил и веры. Один молодой качинский христианин, когда ему дали Библию, сказал: “Читая Библию и живя посвященной Богу жизнью, я получаю мир от Бога”.

Многие из тех, кто страдает за Христа особенно сильно, жаждут напитаться Словом Божьим, особенно если Писание для них труднодоступно. Они знают, как сильно они в нем нуждаются, поэтому они в силах стать зрелыми христианами и сохранить твердую веру перед лицом испытаний. На Западе, где Библии и христианские материалы общедоступны, мы уже воспринимаем их как должное и не задумываемся, насколько они ценны. Но и нам жизненно необходимо Слово Божье — чтобы возрасти во спасение и сохранить верность в гонениях.

Народ Божий (2:4-10)

В этих стихах мы видим переход от основной темы послания, изложенной до этого момента, к последующей практической части, которая начинается в 2:11. Стихи 4-5 содержат ее ключевые темы, которые автор затем раскрывает в следующих стихах, обращаясь к текстам Писания.

Христос предстает перед нами в образе живого камня, краеугольного камня нового Божьего храма, созданного Духом Святым. Этот камень был отвергнут людьми, но избран Богом и драгоценен для Него. Приходя ко Христу, мы тоже становимся живыми камнями, из которых строится духовный дом, и становимся святым священством. Мы отделены для Бога, чтобы приносить Ему духовные жертвы, которые благоприятны Ему в Иисусе Христе.

Всякий верующий в Христа не постыдится. Наоборот, мы удостаиваемся чести разделить с Ним Его славу. Мы наследуем привилегии ветхозаветного Израиля и становимся избранным народом Божьим, царственным священством, избранными и драгоценными для Него. Духовные жертвы, которые мы приносим Богу, включают провозглашение великих дел Божьих: что Он призвал нас к новому Исходу, из тьмы в чудный Свой свет, и к новому завету, где по милости Своей Он сделал нас Своим народом.

Любое принуждение христиан пойти на компромисс с грехом или отказаться от своей веры достигнет своей цели лишь в том случае, если убедит нас, что вернуться на старый путь — это лучше, чем следовать своей вере и призванию. Чтобы помочь нам противостоять этой лжи, в этих стихах суммируются все благословения, которые мы имеем во Христе. На этот раз автор фокусируется на наших нынешних переживаниях, а не на уповании на будущее. Эти стихи побуждают нас переносить страдания ради Него, зная, что привилегии, которые мы имеем в Нем, гораздо больше наших переживаний. А поскольку они подразумевают наше единство как одного народа Божьего, они также побуждают нас поддерживать это единство перед лицом гонений, которые могут его нарушить.

В противовес славе, которая ожидает верующих в живой “камень” Божий — Иисуса Христа, те, кто не поверит, будут постыжены. Тот, Кого они отвергли, становится для них камнем претыкания и соблазна. Презирая Его, они не повинуются евангелию. Такое неповиновение — удел тех, кто враждебно относится к Богу и Его избранным служителям. В итоге это приведет их к падению.

Смысл наших страданий

Когда одна христианская девочка в Казахстане хотела раздать одноклассникам детский христианский журнал, ее учительница помешала ей. Она отругала девочку и даже бросила ей этот журнал в лицо. Сначала девочка испугалась, но придя домой, она поняла, что то, что с ней случилось, было частью ее христианской жизни. Она пострадала за Христа, и осознание этого наполнило ее верой и радостью.

Христиане, пришедшие к отверженному людьми “камню”, должны ожидать подобное отвержение в отношении себя в виде антихристианских гонений. Но это не значит, что мы сделали ошибку, доверившись Христу. Совсем наоборот — как Его отвержение неверующими людьми было подтверждением Его статуса как избранного и драгоценного Божьего камня, так и наши гонения показывают, что мы разделяем с Ним Его возвышенное положение. Привилегии, которые мы имеем в Нем, вдохновляют нас твердо стоять в вере, а падение, ожидающее тех, кто не поверит, является строгим предупреждением против отступления.

Добродетельная жизнь среди неверующих (2:11-12)

Эти стихи открывают следующий большой раздел послания. В начальных приветствиях автор называет своих читателей странниками и пришельцами, и здесь эти слова снова повторяются: как христиане мы являемся странниками и пришельцами в земле чужой. Из-за этого мы подвергаемся давлению окружающей культуры, которая требует, чтобы мы разделяли ее ценности и следовали ее традициям. Наши плотские и греховные наклонности побуждают нас уступить этому давлению. Но мы должны воздерживаться от следования им. Эти похоти восстают на нашу душу, и в день посещения мы можем оказаться в опасности.

Петр говорит, что мы должны преуспевать в хорошем поведении, и особенно в том поведении, которое считается должным даже в нехристианской среде. Существуют добродетели, которые широко признаны не только в христианстве, но и в светском обществе. Наши оппоненты могут воспринять нас как злодеев, но видя наши добрые дела, они поймут, что мы примерные члены общества. Вполне возможно, что в итоге они покорятся и прославят Бога в день посещения. Наша добродетельная жизнь лишает всех оправданий тех, кто причиняет нам зло, а их хорошее мнение о нас снизит преследования и поможет нам легче их переносить.

Победа над неверующими

Когда пастор Радж в Индии был несправедливо осужден, его сокамерники заставили его спать возле туалета, где его донимали комары. Его всячески старались унизить, заставляя чистить туалеты и душевые. Но он проявлял любовь и смирение, делился с ними своим мылом и другими личными вещами. Тронутые таким добрым отношением, его сокамерники услышали евангелие и попросили прощение за свое грубое отношение. Один из тех людей, сидевший за контрабанду, принял Христа.

Итак, эти стихи увещевают нас отдалиться от греховных дел неверующих людей, а также проявлять лучшие качества. Первое хранит нас от грядущего суда; второе облегчает давление со стороны общества и помогает выстоять давление. Конечно, добродетельная жизнь среди неверующих не защитит нас от гонений, о чем далее автор говорит более ясно. Но это лучший способ завоевать расположение тех, кто противостоит нам, и уменьшить враждебность к нам общества. Далее автор объясняет, что это значит в контексте отдельных социальных взаимоотношений.

Покорность государственным властям (2:13-17)

Первый вид взаимоотношений, где мы должны проявлять послушание, это отношение к светским властями. Мы должны быть покорны “всякому человеческому начальству, для Господа”, в частности правителям. А это значило, что христиане должны быть покорны императору, который в 1 веке был верховным правителем Малой Азии, а также его ставленникам.

Задача государства — наказывать преступников и поощрять делающих добро. Обычно так и должно происходить. И если власти, как и мы, поступают правильно, то они вознаградят нас за добродетельную жизнь, и Бог желает, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Мы, христиане, — свободные люди, искупленные Христом от рабства тлению и мирской жизни. Но мы не должны использовать эту свободу для оправдания своего неправильного поведения, пренебрегая добродетелью, принятой в обществе, и отвергая светские власти. Наоборот, делая добро, мы должны оказывать всем честь, соблюдая субординацию и подчиняясь современной политической власти. Это лучший способ изменить враждебное отношение к себе и уменьшить гонения.

Такой позитивный взгляд на римские власти, проскальзывающий в этих стихах, предполагает, что покорность властям ни в чем не противоречит нашей покорности Богу. Но другие новозаветные книги (особенно Откровение) ясно говорят о том, что иногда государственные власти выставляют христианам требования, которые мы не должны соблюдать, и тогда наша верность Христу может привести нас к страданиям и гонениям. Подчинение правительству — это правило, но непослушание их безбожным требованиям — необходимое исключение, какой бы ни была цена.

Это исключение можно проследить и в этих стихах. Повеление любить братство и бояться Бога предполагает, что наше посвящение семье христиан и самому Богу накладывает ограничение на нашу покорность властям. А характеристика императора (буквально) как “человеческого” начальства может быть предостережением от того, чтобы наделять его божественными качествами и участвовать в поклонении императору. Христиане должны быть готовы отказаться повиноваться государству, если того требует наша верность Богу, даже если это повлечет за собой гонения.

Рабы и господа (2:18-25)

В римском обществе 1 века рабы были бесправны и беззащитны. Они имели очень низкий статус и часто терпели жестокое обращение от своих господ. Хотя некоторые рабы жили в достатке и имели добрых хозяев, враждебность и плохое обращение, которое переживали другие, побуждало их к бегству или насилию.

Положение христиан как странников и пришельцев в Римской Империи мало чем отличалось от положения рабов. Они переживали похожие трудности. Можно сказать, что наставления, данные в этих стихах, обращены ко всем читателям. Здесь использованы многие выражения, которые в других стихах этого послания адресованы всем христианам. Возможно, Петр хочет избежать открыто говорить о преследовании христиан, ведь это может повлечь за собой обвинение в призыве к антигосударственной деятельности.

Послание призывает рабов быть покорными своим господам, как добрым, так и суровым, и выносить все несправедливые страдания как часть их послушания Богу. Если же их бьют за проступки, это не приносит им похвалы, но если, делая добро, они страдают несправедливо, это угодно Богу. Другими словами, они должны поступать хорошо в глазах своих хозяев, чтобы избежать наказаний, но также принимать от них и несправедливые притеснения.

Терпение и стойкость рабов, страдающих за добрые дела, — часть их христианского призвания. Христовы страдания являются для них примером для подражания. Они тоже были незаслуженными (Он не сделал никакого греха), и Он не мстил за Себя (Он не отвечал Своим гонителям злом и не угрожал им). Вместо этого Он уповал на праведный суд Божий, который оправдает Его. Он искупил наши грехи, чтобы и мы избавились от грехов и жили для правды. Такая жизнь возможна благодаря исцелению, которое Его смерть принесла нам. Сбившись однажды с пути, мы вернулись к Нему как к нашему Пастырю и Блюстителю душ наших, так что теперь нужно следовать за Ним.

Добродетельная жизнь

Партнер Фонда Варнава в Шри-Ланке разработал следующее руководство, как христиане должны жить и служить во враждебном окружении, чтобы не вызывать лишнюю неприязнь и притеснения. С некоторыми корректировками они применимы и в других условиях, в том числе на Западе.
Быть чувствительным к уровню шума на собраниях.
Участвовать в жизни общества, не отчуждаться от него.
Быть чувствительным в своем поведении к окружающей культуре, особенно это касается молодежи.
Избегать проводить массовые мероприятия на ралигиозные праздники.
Не использовать отдых или социальную помощь как “приманку” для евангелизма (только как отдых и помощь).
Вести простую жизнь, как и все вокруг.
Иметь единство с другими служителями в регионе.
Собираться небольшими группами, если враждебность не снижается.
Иностранцы/посторонние не должны играть заметную роль в обществе.
Избегать неуважительных высказываний о других религиях в любых разговорах.

Жизнь христианского раба, описанная в этих стихах, служит примером для всех христиан, находящихся в бессилии и беспомощности перед враждебным обществом. Петр призывает нас подражать Христу, переживая гонения. Это важная часть нашего христианского призвания. Если мы и терпим страдания, то они должны быть незаслуженными, а не наказанием за неповиновение властям или неуважение к хорошим традициям общества. Но если, делая добро, страдаем, мы знаем, что это угодно Богу, при условии, что мы не мстим за себя, но доверяем это Ему. Так мы сможем следовать призванию Божьему и примеру Христа.

Заключение

Мы увидели, что Петр написал свое послание в наставление христианам, живущим в “Вавилоне”, показывая, как нам жить в земле изгнания, где мы сталкиваемся с враждебностью и давлением из-за конфликта ценностей и обычаев. Во второй главе, как и в первой, Петр делает это двумя способами.

Во-первых, он вдохновляет нас провождать добродетельную жизнь, которая бы отражала наше упование на спасение и верность Богу. Он призывает нас отвергать злые дела и возрастать во спасение через Слово Божье, сопровождая свой призыв богатым описанием чудесных привилегий, которые мы имеем в настоящем, а также предупреждая о последствиях отпадения от веры.

Во-вторых, Петр применяет этот принцип к конкретным социальным взаимоотношениям: граждане должны повиноваться властям, а рабы — господам. Мы должны быть покорны установленной власти и соответствовать добрым традициям окружающей культуры. Так мы уменьшим враждебность к нам со стороны общества, насколько это возможно. Если же мы делаем добро, но все равно страдаем, мы должны терпеливо переносить все трудности, не воздавая злом, но доверяя Богу, по примеру Христа. И мы получим от Него похвалу.




 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS