Главная - Расходные материалы и инструменты
Основные правила техники безопасности при гибки металла. Правка и гибка металла

Гибка. Деформация материала под воздействием внешних сил называется гибкой. Формоизменения при этом могут происходить в самой разной степени.

Основным инструментом для гибки и правки являются гибочные щипцы. Основные размеры гибочных щипцов лежат в пределах 12-16 см.

Виды ювелирных гибочных щипцов:

А- с плоской поверхностью губок, т. е. плоскогубцы;

Б - с одинаковой шириной губок - параллельные губки;

В - с заостренными к концу губками - остроконечные губки;

Г - круглогубцы, т. е. щипцы с круглоконической формой губок и слегка заостренными к концу губками;

Д - щипцы шинные - у них поверхность одной губки плоская, а другой - выпуклая;

Е - плоскозаостренные щипцы;

Ж - желобковые щипцы, в которых одна губка имеет круглую форму, а на рабочей поверхности другой предусмотрена полукруглая канавка.

При ювелирной гибке очень часто используют вспомогательные приспособления. К ним можно отнести всевозможные ригели, оправки, ручные тиски. Для гибки листов или полос обычно используются металлические или деревянные опорные плиты с формообразующим желобком.

Правка. Исправление искажений, полученных в процессе обработки металлов, называется правкой.

Правка может быть ручная и с помощью специальных приспособлений: металлических, текстолитовых и деревянных молотков, стальных каленых правочных плит (флакай-зенов), наковален-шпераков, плоскогубцев, ригелей, оправок, обычных и специальных пуансонов.

· Правку широкого листа или полосы поизводят на правочной плите. Вмятины устраняют постукиванием молотка.

· Правку проволочной и трубчатой заготовки производят или вытягиванием их пинангами вокруг оправки, или протягиванием через отверстие волочильной доски.

· Правка с помощью инструмента и приспособлений листового, ленточного и пруткового материала производится на флакайзене или шпераке молотками с круглой или прямоугольной формой бойка. Рабочая поверхность инструмента должна быть хорошо отшлифована и оберегаться от забоин и царапин. Перед правкой материал отжигают.

· Правку проволочной и трубчатой заготовки производят или вытягиванием их

· Правка штампованных изделий и деталей сводится к правке шинок колец для придания им правильной круглой формы. Коническая форма ригеля позволяет править кольца с самыми разными диаметрами Наряду с круглыми, существуют овальные, квадратные, прямоугольные и шестиугольные ригели. Правят детали текстолитовым или деревянным молотком, до полного прилегания к ригелю.

Молоток и виды используемых бойков:

А - плоский; Б - шаровидный;

В - клиновидный скругленный

Ригель (А) и виды оправок (Б)

Наковальни необходимы для создания жесткой основы и обработке заготовок ювелирных изделий. В зависимости от рабочей поверхности применяются следующие наковальни: правочная плита (флакейзен), шперак (настольный и насадочный) и ригель. Их рабочая поверхность должка быть термообработанаи отполирована.

Тема по программе: “Слесарные работы”.

Тема урока: “Гибка металла”.

Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

Учебные цели урока:

Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат “Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

Место проведения: слесарная мастерская.

Ход урока

I. Организационная часть

(5 минут)

Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.

II. Вводный инструктаж

(45 минут)
  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Актуализация прежних знаний

а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.

б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:

  1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
  2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
  3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
  4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
  5. Какой инструмент необходим для правки металла?
  6. Как правят металл в горячем состоянии?
  7. Как правят металлические листы?

3. Формирование новых понятий и способов действий:

3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.

3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:

Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.

Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.

Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.

При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.

Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.

Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.

Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

Техника безопасности при ручной гибке:

  • При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
  • Работать можно только исправным инструментом.
  • При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
  • Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
  • На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
  • Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами

3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.

3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).

3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.

3.6. Показать приемы работы.

3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).

3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.

3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.

3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.

3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

4. Закрепление материала вводного инструктажа:

  • Показать правильную организацию рабочего места
  • Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
  • Как правильно гнуть проволоку?
  • Как правильно гнуть листовой металл?
  • Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
  • Как проверить правильность выполнения работ.
  • Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
  • Показать типичные ошибки при гибке металла.

III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование (5 часов)

  • Распределение уч-ся по рабочим местам.
  • Выдача практических заданий.
  • Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.
  • 4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.

    5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.

    6. Текущее инструктирование:

    Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:

    а) соблюдения последовательности технологического процесса;

    б) правильного использования инструмента и оборудования;

    в) организации рабочего места;

    г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;

    д) качества выполнения работы.

    IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)

  • Подведение итогов урока с анализом:
    • выполнения планового задания,
    • соблюдения технологии и техники безопасности.
  • Провести оценку качества работы уч-ся.
  • Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
  • Уборка и сдача рабочих мест.
  • Рефлексия:
    • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
    • Ты помогал другим или тебе помогали?
    • Что вызвало наибольшие затруднения?
  • Домашнее задание: по учебнику “Общий курс слесарного дела” повторить:
  • 1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.

    Таблица №1

    Таблица №2

    Типичные дефекты при гибке, причины их появления и способы предупреждения

    Способ предупреждения

    При изгибании уголка из полосы он получился перекошенным

    Неправильное закрепление заготовки в тисках

    Закреплять полосу так, чтобы риска разметки точно располагалась по уровню губок тисков. Перпендикулярность полосы губкам тисков проверять угольником

    Размеры изогнутой детали не соответствуют заданным

    Неточный расчет развертки, неправильно выбрана оправка

    Расчет развертки детали производить с учетом припуска на загиб и последующую обработку. Точно производить разметку мест изгиба. Применять оправки, точно соответствующие заданным размерам детали

    Не хватает длины заготовки для получения нужного размера детали

    Неправильная длина заготовки

    Заготовку необходимо сделать на 10-15 мм больше, чем требуется по чертежу, а по итогам работы кусачками убрать лишнее.

    При изгибании хомутика остаются вмятины и забоины

    Не подкладывают кусок железной полосы

    Между полотном и деталью подкладывать кусок железной полосы.

    Вмятины (трещины) при изгибании трубы с наполнителем

    Труба недостаточно плотно набита наполнителем

    Трубу при заполнении наполнителем (сухим песком) располагать вертикально. Постукивать по трубе со всех сторон молотком

    - 224.50 Кб

    Правильно изогнутыми считаются трубы без вмятин, выпучин, складок.

    1. Правила техники безопасности при правке и гибке металла.

    Молотки и кувалды должны иметь надежно заклиненные, крепкие, без сучков и трещин рукоятки.

    Рабочие части молотков, бородков, подкладок, оправок не должны иметь расклепа.

    Обрезки металла необходимо собирать и складывать в отведенный для них ящик во избежание порезов ног и рук.

    Листы очищать только металлической щеткой, а затем ветошью или концами.

    Правку металла проводить только на надежных подкладках, исключающих возможность соскальзывания металла при ударе.

    Подсобный рабочий должен держать металл при правке только кузнечными клещами.

    При засыпке трубы песком перед гнутьем в торце одной из пробок необходимо сделать отверстие для выхода газов, иначе может произойти разрыв трубы.

    При гнутье труб в горячем состоянии поддерживать их только в рукавицах во избежание ожогов рук.

    1. Виды и причины брака.

    При правке основными видами брака являются вмятины, следы от бойка молотка, который имеет негладкую и неправильную форму, забоины на обработанной поверхности от ребер молотка.

    Указанные виды брака являются следствием неправильного нанесения ударов, применения молотка, на бойках которого имеются забоины и выщербины.

    При гибке металла браком чаще всего являются косые загибы и повреждения обработанной поверхности. Такой брак появляется в результате неправильной разметки или закрепления детали в тисках выше или ниже разметочной линии, а также неправильного нанесения ударов.

    1. Заключение

    Ручную правку производят специальными молотками с круглым, радиусным или вставным из мягкого металла бойком. Тонкий листовой металл правят киянкой (деревянным молотком).

    При правке металла очень важно правильно выбрать места, по которым следует наносить удары. Силу удара необходимо соизмерять с величиной кривизны металла и уменьшать по мере перехода от наибольшего прогиба к наименьшему.

    При большом изгибе полосы на ребро удары наносят носком молотка для односторонней вытяжки (удлинения) мест изгиба.

    Полосы, имеющие скрученный изгиб, правят методом раскручивания. Проверяют правку «на глаз», а при высоких требованиях к прямолинейности полосы - лекальной линейкой или на проверочной плите.

    Металл круглого сечения можно править на плите или на наковальне. Если пруток имеет несколько изгибов, то правят сначала крайние, а затем расположенные в середине.

    Наиболее сложной является правка листового металла. Лист кладут на плиту выпуклостью вверх. Удары наносят молотком от края листа по направлению к выпуклости. Под действием ударов ровная часть листа будет вытягиваться, а выпуклая выправляться.

    При правке закаленного листового металла наносят несильные, но частые удары носком молотка по направлению от вогнутости к ее краям. Верхние слои металла растягиваются, и деталь выпрямляется.

    Валы и круглые заготовки большого сечения правят с помощью ручного винтового или гидравлического пресса.

    Ручную гибку производят в тисках с помощью слесарного молотка и различных приспособлений. Последовательность выполнения гибки зависит от размеров контура и материала заготовки.

    Гибку тонкого листового металла производят киянкой. При использовании для гибки металлов различных оправок их форма должна соответствовать форме профиля детали с учетом деформации металла.

    Выполняя гибку заготовки, важно правильно определить ее размеры. Расчет длины заготовки выполняют по чертежу с учетом радиусов всех изгибов. Для деталей, изгибаемых под прямым углом без закруглений с внутренней стороны, припуск заготовки на изгиб должен составлять от 0,6 до 0,8 толщины металла.

    При пластической деформации металла в процессе гибки нужно учитывать упругость материала: после снятия нагрузки угол загиба несколько увеличивается.

    Изготовление деталей с очень малыми радиусами изгиба связано с опасностью разрыва наружного слоя заготовки в месте изгиба. Размер минимально допустимого радиуса изгиба зависит от механических свойств материала заготовки, от технологии гибки и качества поверхности заготовки. Детали с малыми радиусами закруглений необходимо изготовлять из пластичных материалов или предварительно подвергать отжигу.

    При изготовлении изделий иногда возникает необходимость в получении криволинейных участков труб, изогнутых под различными углами. Гибке могут подвергаться цельнотянутые и сварные трубы, а также трубы из цветных металлов и сплавов.

    Гибку труб производят с наполнителем (обычно сухой речной песок) или без него. Это зависит от материала трубы, ее диаметра и радиуса изгиба. Наполнитель предохраняет стенки трубы от образования в местах изгиба складок и морщин (гофров).

    8. Список использованной литературы

    1. Макиенко Н.И. “Слесарное дело” Изд.2-е, перераб. и доп. М.Профтехиздат, 2002.-384,г.Москва

    2. Макиенко Н.И. “Слесарное дело с основами материаловедения”. Сельхозгиз, 2008г.

    3. Митрофанов Л.Д. “ Производственное обучение слесарному делу”. Профтехиздат, 2010г.

    4. Славин Д.О. “Технология металлов”. Учпедгиз, 2010г.

    9. Приложение

    Приложение № 1.

    Рис. 1. Правка металлов: а - правильная плита, б - направление силы и место ударов при правке.

    Приложение № 2.

    Рис. 2. Приемы правки (рихтовки) закаленных деталей угольников.

    Приложение № 3.

    Рис. 3. Гибка металла двойного угольника в тисках.

    Приложение № 4.

    Рис. 4. Гибка труб:

    а - в приспособлении: 1 - станина, 2 - подвижный ролик, 3 - неподвижный ролик, 4 - рычаг, 5 - рукоятка, 6 - хомутик, 7 - труба; б – вручную.

    10.Рецензия

    На письменную экзаменационную работу обучающегося группы № 32

    Ф.И.О.

    БОУ НПО «Профессионального училище № 18».

    По профессии: «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»_________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ___________________

    Выполнено под руководством: мастера производственного обучения ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ____________

    Общая характеристика письменной экзаменационной работы________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ________________

    положительные стороны работы ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ________________________

    недостатки в пояснительной записке и её оформлении ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________

    заключение (оценка работы) ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ __________________

    Рецензент: ______________________________ ______________________________ ______

    (Ф.И.О., должность, место работы)

    ______________________________ ______________________________ ______

    «______» «__________» 20______г.

    Зам.директора по УПР ____________________________Н. Н.Дедкова (подпись)

    «______» «_________» 2012г.


    Краткое описание

    Данная работа рассказывает о некоторых слесарных работах, которые слесарь ремонтник обязан уметь выполнять.
    В первой части последовательно изложены теоретические сведения, раскрывающие сущность процессов правки и гибки металлов, а также сведения об орудиях, средствах и предметах труда слесаря используемых при выполнении этих операций.
    Во второй части рассмотрены техника безопасности при выполнении данного вида работах. В третьей части сосредоточены необходимые справочные материалы теоретического и практического характера, которые могут быть использованы при выполнении практической работы.

    Содержание

    Введение 4
    Основные сведения о процессе правки и гибки металла 7
    Правка металла 10
    Разновидности правки металлов 10
    Основы использования инструментария 11
    Характеристика процесса правки 11
    Правка полосового металла 12
    Правка листового металла 13
    Правка пруткового материала 13
    Правка (рихтовка) закалённых деталей 13
    Гибка металла 15
    Характеристика процесса гибки 15
    Правила техники безопасности при правке и гибке металла 18
    Виды и причины брака 19
    Заключение 20
    Список использованной литературы 22
    Приложение 23
    Рецензия 25

    Правка и гибка металла

    Сгибая в окружность полосу по толщине, получим цилиндрическое кольцо; причем, внешняя часть металла несколько вытянется, а внутренняя сожмется. Следовательно, длине заготовки будет соответствовать окружность, приходящая посредине между внешней и внутренней окружностями кольца.

    В холодном состоянии гнут трубы небольшого диаметра до 20 мм. Гибка труб с наполнителем в горячем состоянии производится при диаметре труб более 100 мм. Гибку труб в горячем состоянии с наполнителем производят в следующем порядке:

    1. Один конец трубы закрывают пробкой.

    2. Для предотвращения смятия, выпучивания и появление трещины при гибки труб их наполняют мелким, сухим, речным песком, который просеивают через сито с ячейками размером 2 мм, а слишком мелкий песок не пригоден.

    3. Второй конец трубы закрывают деревянной пробкой, у которой должно быть отверстия или канавки для выхода газа, образующегося при нагреве трубы.

    5. Надеть рукавицы.

    6. Установить трубу.

    7. Нагревать трубу паяльной лампой или пламенем газовой горелки до вишнево – красного цвета на небольшой длине, равной 6 диаметрам.

    8. Изогнуть трубу по копиру.

    9. Изгиб трубы проверить шаблоном.

    10.По окончанию гибки пробки выколотить или выжечь и высыпать песок.

    Трубу рекомендуется гнуть с одного нагрева, так как повторный нагрев ухудшает качества металла. При нагреве обращать внимание на прогрев песка. Нельзя допускать излишнего перегрева отдельных участков. От сильно нагретой части трубы отскакивает окалина. В случаи перегрева трубу до гибки охлаждают до вишнево – красного цвета. Если трубу изгибают под углом 90 градусов, то нагревают участок, равный 6 диаметрам трубы, если гнут трубу под углом 60 градусов, то нагревают участок, равный 4 диаметрам трубы, если под углом 45 градусов, то 3 диаметром трубы.

    Сварные трубы нужно располагать при гибке так, чтобы ее сварной шов располагался в нейтральном слое, иначе он может разойтись. При гибке возможны следующие дефекты: косые загибы и механические повреждения обработанной поверхности, как результат не правильной разметки ил и зажима детали в тисках, а также нанесения сильных ударов.

    Круглые прутки диаметром свыше 30 мм, валы и трубы правят винтовыми прессами, путем нажима витом с призматическим наконечником. Проверка производится индикатором. Отклонение стрелки индикатора покажет величину не прямолинейности.

    Техника безопасности при правке металла:

    · Рукоятки молотков должны быть без трещин с надежно закрепленными на них бойками.

    · Боек молотка должен иметь гладкую, полированную с легка выпуклую поверхность.

    · При правке работать обязательно в рукавицах.

    · Следует надежно крепить обрабатываемые детали.

    · При правке полосы или прутка они должны касаться плиты не менее в двух точках.

    Техника безопасности при гибке металла.

    · Надежно закреплять детали в слесарных тисках или в приспособлениях.

    · Работать только на исправном оборудовании и приспособлении.

    · Слесарные молотки должны иметь хорошие ручки и быть плотно насажаны.

    · При работе на гибочных станках точно соблюдать правило безопасности, изложены в специальных памятках.

    · При гибке труб в горячем состоянии работать в руковицах.

    Тема по программе: "Обработка металла”.
    Тема урока: "Гибка металла”.
    Тип урока: изучение трудовых приемов и операций.

    Учебные цели урока:
    Обучающая – ознакомить учащихся с приемами гибки металла. Научить учащихся правильным приемам гибки листового металла и проволоки в тисках с помощью различных приспособлений, соблюдению требований безопасности труда.

    Развивающая – развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах, развивать умения в оперативности мышления, находить пути совершенствования своего труда. Развивать навыки производительного труда, разбираться в практических ситуациях и самостоятельно осуществлять найденные решения.

    Воспитательная – формировать у учащихся стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю. Формировать самостоятельность и уверенность в своих силах. Развивать интерес к профессии. Воспитывать у учащихся бережное отношение к слесарному инструменту.

    Материально-техническое оснащение урока: металлическая заготовка, разметочный инструмент, слесарные молотки, тиски, круглогубцы, кусок трубы, измерительные приборы, эталоны изделий, плакат "Гибка металла”, инструкционно-технологические карты, таблица критериев оценки.

    Место проведения: слесарная мастерская.

    Ход урока
    I. Организационная часть (5 минут)
    Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида уч-ся.
    II. Вводный инструктаж (45 минут)
    1. Сообщение темы и цели урока.
    2. Актуализация прежних знаний
    а) учащиеся (4, 5 чел.) получают карточки с вопросами, на которые должны ответить за 15 минут.
    б) учащиеся по схемам и макетам отвечают на следующие вопросы:
    1. Как правильно пройти на свое рабочее место?
    2. Какие правила ТБ необходимо соблюдать на рабочем месте?
    3. Как правильно подготовить рабочее место к работе?
    4. Когда необходимо применять правку металла и что это такое?
    5. Какой инструмент необходим для правки металла?
    6. Как правят металл в горячем состоянии?
    7. Как правят металлические листы?
    3. Формирование новых понятий и способов действий:
    3.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
    3.2. Рассмотреть новый материал и составить конспект:
    Гибка металла – это придача новой формы заготовке (или ее части) механическим или ручным способом с помощью специальных приспособлений.
    Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
    Тонкую проволоку изгибают круглогубцами, проволоку большего диаметра – в струбцине или на соответствующей оправке. Арматурную сталь изгибают с помощью трубы, надетой на конец стержня. Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком, но удары наносят не по заготовке, а по деревянной колодочке, она оттягивает металл, не оставляя на нем вмятин. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
    При гибке заготовок большой длины используется металлическая полоса или деревянный брусок. Длинные листы следует гнуть на гибочной машине.
    Трубы при изгибании деформируются и сплющиваются, поэтому перед изгибанием их заполняют сухим песком, а концы уплотняют деревянными пробками. Затем трубу нагревают над огнем и осторожно, постепенно изгибают на оправке. В трубу также можно вставить толстую стальную спираль. После охлаждения и контроля высыпают песок или извлекают спираль.
    Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для изготовления изделий в форме колец применяют цилиндрические оправки.
    Техника безопасности при гибке металла. При гибке металла в холодном и горячем состоянии, чтобы избежать ушибов и ранений, необходимо прочно укреплять металл и трубы на станках; следить за исправностью ограждений, электрооборудования, проводов, пусковых устройств и защитного заземления.

    Техника безопасности при ручной гибке:
    При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
    Работать можно только исправным инструментом.
    При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
    Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
    На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
    Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами
    3.3. Разобрать рабочие чертежи и схемы. Технические требования.
    3.4. Разобрать технологическую последовательность выполнения работы в соответствии с заданием (таблица №1).
    3.5. Рассмотреть применяемые инструменты, приборы и приспособления.
    3.6. Показать приемы работы.
    3.7. Предупредить о возможных ошибках при выполнении работы (таблица №2).
    3.8. Обратить внимание на приемы самоконтроля.
    3.9. Разобрать вопросы рациональной организации рабочего места.
    3.10.Провести инструктаж по правилам техники безопасности и обратить внимание учащихся на опасные приемы работ.
    3.11. Сообщить учащимся критерии оценок.

    4. Закрепление материала вводного инструктажа:
    Показать правильную организацию рабочего места
    Воспроизвести правильные приемы при гибке металла.
    Как правильно гнуть проволоку?
    Как правильно гнуть листовой металл?
    Для чего необходима последовательность при выполнении работы.
    Как проверить правильность выполнения работ.
    Предложить нескольким учащимся повторить рабочие приемы перед группой; убедиться в понимании.
    Показать типичные ошибки при гибке металла.

    III. Упражнение учащихся и текущее инструктирование
    1. Распределение уч-ся по рабочим местам.
    2. Выдача практических заданий.
    3. Выдача уч-ся технологической документации соответствующей практическому заданию.

    4. Самостоятельная работа уч-ся под руководством мастера п/о.
    5. Целевой обход рабочих мест уч-ся.
    6. Текущее инструктирование:
    Обход рабочих мест учащихся с целью проверки:
    а) соблюдения последовательности технологического процесса;
    б) правильного использования инструмента и оборудования;
    в) организации рабочего места;
    г) соблюдения учащимся правил безлопастного труда;
    д) качества выполнения работы.

    IV. Заключительный инструктаж (10 мин.)
    1. Подведение итогов урока с анализом:
    o выполнения планового задания,
    o соблюдения технологии и техники безопасности.
    2. Провести оценку качества работы уч-ся.
    3. Указать на ошибки, допущенные в процессе урока.
    4. Уборка и сдача рабочих мест.
    5. Рефлексия:
    o Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?
    o Ты помогал другим или тебе помогали?
    o Что вызвало наибольшие затруднения?

    6. Домашнее задание: по учебнику повторить:
    1. Правила и способы выполнения работ при гибке металла.
    2. Прочитать материал об инструментах, применяемых при гибке металла.



     


    Читайте:



    Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"

    Проект по внеклассному литературному чтению

    Великие о стихах:Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь...

    Что относится к трансжирам

    Что относится к трансжирам

    В современных магазинах продается много продуктов, содержащих трансжиры. Ученые и доктора говорят о вреде этого компонента для здоровья человека....

    Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава

    Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава

    Бурсит ТБС – это асептическое или инфекционное воспаление синовиальной сумки тазобедренного сустава, выполняющей амортизационную функцию....

    Сонник: к чему снится Покойник

    Сонник: к чему снится Покойник

    К чему снится покойник? Популярные толкователи снов знают ответ. Воспринимать ли увиденное как возможность еще раз пообщаться с умершим или...

    feed-image RSS