Разделы сайта
Выбор редакции:
- Декарис – особенности приема, побочные эффекты, отзывы врачей Декарис от рака
- Чем бады отличаются от лекарств В чем разница между бад и лекарством
- Снотворное Донормил: инструкция по применению
- Основные средства в бухгалтерской отчетности
- Алгоритм действий при переходе организации с усн на общий режим налогообложения
- Пшенный суп с мясными фрикадельками
- Последствия восстановления девственности: опасна ли операция?
- Как соли и спайсы превращают обычных людей в жестоких животных
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
Реклама
О главе поместной Русской Православной церкви. Первый русский патриарх: история, жизнеописание |
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ Задание 1. Составьте план ответа на вопрос. Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности? Формированию древнерусской народности способствовало:
Задание 2. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Напишите, из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века. В каждой европейской стране жители делились на три сословия: духовенство, рыцарство (феодальная аристократия и рыцари-дворяне), третье сословие (горожане и крестьяне). Задание 3. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение. Ответы:
Задание 4. Используя дополнительные источники, самостоятельно составьте схему «Церковная организация на Руси». Задание 5. Проведите собственное историческое исследование по теме «Монастыри в Древней Руси». Составьте план, по которому можно создать реферат на эту тему.
Задание 6. Разгадайте кроссворд По горизонтали: 2. Первый глава церкви из русских. (Иларион
) По вертикали: 1. Настоятель монастыря на Руси (найдите в справочнике или в Интернете). (Игумен
) Задание 7. Сравните организацию православной и католической церквей. Запишите выводы. Между православием и католицизмом существует много больших и малых различий как в форме так и в содержании. Главное из основных различий, которое привело в свое время к разделению христианской церкви на восточную (православную) и западную (католическую) является отличие в организации. Во главе Католической Церкви стоит Папа - наместник Сына Божьего на земле, который, по мнению католиков, непогрешим в своих церковных решениях. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости. Православная церковь не имеет общего центра и включает в себя несколько независимых церквей. Помимо Русской Православной церкви есть грузинская, сербская, греческая, румынская и т.д. Управляются эти церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Главой Церкви православные считают Иисуса Христа. В отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой. Задание 8. Напишите короткое эссе на тему «Духовные ценности наших предков», отметьте в нём, чем христианские ценности отличались от языческих. С принятием и укреплением позиций христианства на Руси существенно изменились духовные ценности наших предков. Любовь к Богу и ближнему, благочестие и жертвенность, как основные ценности христианства, приобрели главенствующую роль в жизни русичей. Если при языческой религии мы видели процветание культа силы – кто сильнее, тот и прав, то христианство принесло любовь к ближнему. На бытовом уровне это проявилось в том, что люди стали искать компромиссы, стараясь сохранить отношения. Нельзя сказать, что у славян во времена язычества не было традиций уважения родителей и старших, но христианство дало новое понимание семьи и рода, опираясь на незыблемость отношений. В жизни это проявилось в укреплении семейных традиций. Кроме того, значимым стало понятие личного благочестия, хотя в язычестве отдельный человек вне коллектива не имел какого-либо значения, а благочестие определялось традициями общины. Также я не могу сказать, что наши предки с принятием христианства стали более жертвенны ради общей цели, поступаясь собственными принципами для общего блага. Однако эта ценность изменила свое значение. Верность роду стала подменяться верностью и жертвенностью во имя Бога – более общего понятия, обеспечившего единство людей не только в пределах своего рода, но в пределах целого государства. Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф. – Андрей, кто глава Православной Церкви? – Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения. – Какова иерархия среди священнослужителей? – В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов. – Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними? – Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику. – Что значит белое и черное духовенство? – Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства. – Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства? – Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась. – Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»? – Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи. Беседовала Наталья Горошкова В конце XVI века был избран первый русский патриарх. Им стал Иов, который до того являлся митрополитом Московским и всея Руси. На период его патриаршества пришлось множество государственных кризисов. Ранние годыБудущий первый русский патриарх родился в 1525 году в подмосковном городе Старице. В миру его звали Иваном. Он происходил из посадских людей. Мальчик отправился учиться в школу, которая принадлежала Старицкому Успенскому монастырю. Там же в 1556 году Иван принял монашеский постриг, в котором получил имя Иова. На его решение посвятить свою жизнь церкви напрямую повлиял архимандрит Герман. Иов стал одним из самых образованных и выдающихся людей в составе русской православной церкви. Его личные качества позволили монаху стать заметным лицом в своем монастыре. При Иване ГрозномВ период с 1566 по 1571 год будущий первый русский патриарх был игуменом родного для него Старицкого Успенского монастыря. Возможно, Иов оставался бы на этом месте еще долго, если бы подмосковные земли не стали частью опричнины согласно реформам Ивана Грозного. Так игумен познакомился с царем. Иван Васильевич сделал его настоятелем монастыря. Скоро Иов переехал в Москву. В начале 80-х деятель церкви был сначала епископом Коломенским, а потом архиепископом Ростовским. Первый русский патриарх, до того как стать главным лицом церкви, много путешествовал по стране. Также у него было значительное число связей в государственной среде. В последние годы Иов сблизился с Борисом Годуновым. Эти отношения определили дальнейшую судьбу архиепископа. Предпосылки появления патриаршестваВ 1584 году скончался Иван Грозный. На троне оказался его сын Федор, который отличался слабым здоровьем и зависимостью от своего шурина Бориса Годунова. Приближенный монарха начал наводить свои порядки в Москве. Он расправлялся с врагами и ставил на важные государственные должности друзей. Был среди них и будущий первый русский православный патриарх. В 1586 году Борис Годунов содействовал тому, чтобы Иова избрали митрополитом Московским. На тот момент это был верховный сан в русской православной церкви. Митрополит зависел только от которым тогда был Иеремия II. С момента своего возникновения подчинялась греческим иерархам из Византийской империи. Первое время митрополиты даже не были урожденными славянами, а приезжали из Царьграда. Однако в XVI веке ситуация стала совсем другой. В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Мировая столица православия стала исламским городом. Константинопольская церковь потеряла свое былое влияние, а ее патриарх жил в изгнании. Это не могло не повлиять на настроения в Москве. Иван Грозный стал первым принявшим такой титул (по сути, он был равен императорскому, то есть византийскому). Но если политически Москва подчеркнула свое возвышение, то в религиозной плоскости - еще нет. Организация реформыВ 1586 году московские власти нашли удобный повод, чтобы наконец организовать учреждение собственного патриаршества. В это время запад России посетил Иоаким. Это был Антиохийский патриарх - глава одной из восточных церквей. Иоаким отправил грамоту в Москву с просьбой разрешить въезд в царскую столицу. Это был первый случай после падения Константинополя, когда патриарх посещал Кремль. В Москве обрадовались просьбе. Иоакима по дороге ждали сразу три посольства. Антиохийский патриарх встретился с Тогда же имели место первые договоренности об учреждении русского патриаршества. Чтобы провести процедуру учреждения, Москве было необходимо заручиться поддержкой всех крупных восточных церквей. Иоаким был первым патриархом в этом списке. После того как он покинул Россию, начались непосредственные мероприятия по подготовке важной церковной реформы. Роль ГодуноваГлавным инициатором учреждения патриаршества на Руси был, конечно, Борис Годунов. Для него это был важный шаг не столько в религиозном, сколько в политическом смысле. С тех пор как Федор Иванович оказался на троне, его шурин стал фактическим правителем страны. Однако он смотрел в будущее, явно мечтая о престоле. Обстоятельства были на стороне Годунова. У Федора и Ирины (сестры Бориса) не было детей, кому бы по закону могла перейти власть. Годунов был единоличным правителем. Для него было важно контролировать всю государственную машину. Церковь для него являлась важным политическим инструментом. Поэтому царский шурин хотел получить лояльного к себе патриарха. На эту роль Годунов без промедления выбрал Иова. Между ними были давние доверительные отношения. Как показало время, первый русский православный патриарх оставался верным союзником Годунова даже в самые тяжелые для него моменты. Святейший патриархИов был поставлен патриархом 5 февраля Первым его серьезным мероприятием в новом качестве стала помощь грузинскому царю Александру. Этот монарх оказался зажатым между двумя мощными мусульманскими державами - Турцией и Персией. Чтобы хоть как-то сохранить свою страну, Александр принял российское подданство. Теперь грузинскому монарху требовалась помощь в наведении порядка в церковных делах. Как раз в это время первым русским патриархом стал Иов. Он написал царю два больших письма, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях патриарх давал Александру советы по борьбе с еретиками, которые раскололи православную церковь в Грузии. Иов отобрал нескольких иконописцев и богословов. Они были посланы на Кавказ, чтобы оживить грузинскую христианскую жизнь. Сохранившиеся грамоты, которые первый патриарх русской церкви отправил Александру, свидетельствуют о его большой образованности и начитанности. Сказывались годы, проведенные в монастырях. В то же время Иов беспощадно критиковал не только еретиков и мусульман, но также и католиков с протестантами. Участие в государственной политикеКогда первым русским патриархом стал Иов, Борис Годунов надеялся сделать его своей опорой в системе светской власти. Этот план оказался успешным. Дело в том, что Иов, в отличие от всех своих предшественников (еще митрополитов), активно участвовал в государственных делах. После ежедневной службы в московских церквях патриарх отправлялся на заседания где отстаивал и продвигал идеи Бориса Годунова в том или ином аспекте политики. Но и до этого мнение предшественников Иова весило много. На советах с царем, где присутствовала вся государственная верхушка, по традиции первый патриарх русской православной церкви получал право высказаться в самом начале мероприятия. Богобоязненный Федор Иванович всегда внимательно прислушивался к его советам и наставлениям. Избрание первого русского патриарха даже на формальном уровне заметно изменило государственные устои. Теперь глава русской православной церкви официально стал вторым лицом в стране. На его плечи ложилась большая ноша и ответственность, хотел он того или нет. Этот принцип Россия переняла у Византии. В империи во все времена патриарх и император были почти равнозначными фигурами. Церковные делаБезусловно, избрание первого русского патриарха связано с именем Бориса Годунова. В 1598 году он, наконец, окончательно стал царем после смерти своего предшественника Федора Ивановича. Годунов не принадлежал к царствовавшей доселе династии Рюриковичей. Это не добавляло ему авторитета в глазах бояр. Тем не менее новый царь установил жесткий единоличный режим власти. Избрание Иова (первого русского патриарха) было необходимо Годунову для того чтобы получить дополнительную поддержку, когда он был всего лишь приближенным монарха. Теперь ситуация изменилась, и глава церкви почти перестал участвовать в государственной жизни. Вместо этого Иов занялся христианизацией Поволжья и Сибири. Эти земли были совсем недавно присоединены к России. На их просторах проживало много мусульман и язычников. Имя первого русского патриарха связано с открытием храмов в этих регионах. Христианизация Сибири и Поволжья шла параллельно с притоком туда русского населения из центральных областей. Враг ЛжедмитрияБорису Годунову не удалось сохранить мир в своей стране. Сначала Россию поразил голод, что привело к волнениям в народе. Фатальным ударом для царя стало появление Лжедмитрия. Самозванец шел с большим войском в Москву. Годунова от расправы спасла естественная смерть на пиру. После его смерти стало ясно, что Иову не сохранить сан патриарха. Сторонники Лжедмитрия схватили его и отправили в ссылку в родной Старицкий монастырь. Вскоре в Москве объявился Лжедмитрий. По его приказу убили Федора Годунова - сына Бориса, бывшего царем всего несколько недель. ИзгнаниеЕще до появления в Москве Лжедмитрий был предан анафеме. От церкви его отлучил первый русский патриарх. Жизнеописание этого иерарха рисует нам человека, не отказавшегося от своих принципов и лояльности по отношению к законному царю. Когда Федора убили, Иов вернулся в столицу и провел службу в Успенском соборе в Кремле. За это он был схвачен и отправлен в изгнание. Сторонники Лжедмитрия хотели как можно сильнее унизить восьмидесятилетнего старца. С него сорвали облаченье патриарха и выгнали из столицы. Вместо Иова Отрепьев избрал патриархом своего сторонника Игнатия. Однако процедура его назначения была незаконной. Формально Иов (первый русский патриарх) даже не был лишен своего сана, хотя его и изгнали из Москвы. Реабилитация и смертьОчень скоро Лжедмитрий лишился власти. Он окружил себя поляками-католиками, что крайне не понравилось простому народу. Бояре тоже были против самозванца из-за его тиранического характера. В 1606 году в Москве вспыхнуло восстание. Лжедмитрий пытался бежать, но был схвачен и убит. Власть перешла к московским боярам. Они избрали царем Василия Шуйского. Новый монарх реабилитировал Иова. Первый патриарх даже вернулся в Москву. Однако старик отказался вновь стать К тому времени он уже почти ослеп и был тяжело болен. Иов вернулся в родную Старицу, где и скончался в 1607 году. Первого патриарха похоронили в местном монастыре. В XVII веке его останки были перенесены в Успенский собор Кремля. Русская православная церковь канонизировала Иова в лике святителей. Царь Иоанн Васильевич IV, Грозный По учению Церкви Главою и Телом Церкви Земной и Небесной является Сам Иисус Христос, поэтому Святая Церковь именуется Церковью ХРИСТОВОЙ. Что касается Поместных Церквей, Епархий и Митрополий, Которые в древности возглавляли Апостолы, Архиепископы и Епископы, их руководство относилось к возглавлению подчиненного им духовенства, вопросами хозяйственного управления ведали Диаконы и Архидьяконы. Потом в церковном предании Иерусалимские семь диаконов стали именоваться Архидиаконами, среди которых был Первомученик Архидиакон Стефан. По примеру Иерусалимской Поместной Церкви, семь Архидьяконов были и в Римской Церкви. Значения семи Архидиаконов в древних Поместных Церквах было столь высоко, что они почитались в управленческих вопросах выше рядовых Епископов. Основные Законы Российской Империи ГЛАВА СЕДЬМАЯО вере 62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания. Василий БОЙКО-ВЕЛИКИЙ, |
Популярное:
Новое
- Чем бады отличаются от лекарств В чем разница между бад и лекарством
- Снотворное Донормил: инструкция по применению
- Основные средства в бухгалтерской отчетности
- Алгоритм действий при переходе организации с усн на общий режим налогообложения
- Пшенный суп с мясными фрикадельками
- Последствия восстановления девственности: опасна ли операция?
- Как соли и спайсы превращают обычных людей в жестоких животных
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза