Главная - Канализация
Иоиль толкование. Толкование на пророка иоиля

1. Вступление (1:1)

Иоил. 1:1 . Как уже было сказано во Вступлении (к книге), об Иоиле известно лишь то, что он был сыном Вафуила. В первом стихе книги пророк указывает только на то, что Слово, сообщаемое им далее, было к нему от Господа. Он, однако, не упоминает о времени получения его и не называет имени царя (Иудеи или Израиля), при котором это произошло.

II. Нашествие саранчи (1:2-20)

В первой главе описываются последствия страшного нашествия саранчи; она словно бы смела с лица земли всю растительность, поставив под угрозу самую возможность выжить - как для людей, так и для животных. В устах Иоиля описание этого бедствия звучит, однако, как сигнал о бедствии грядущем, которое будет еще страшнее, - о дне разрушительного гнева Господнего.

А. Вступительное слово пророка (1:2-4)

Иоил. 1:2-3 . К тому, что имеет сказать, пророк хочет привлечь внимание всех жителей земли израильской, во главе со "старцами", т. е. старейшинами ее (гражданскими начальниками и управителями); в правительственной и правовой системах Израиля (Иудеи) они играли выдающуюся роль (1-Цар. 30:26-31; 2-Цар. 19:11-15; 4-Цар. 23:1; Прит. 31:23; Иер. 26:17; Плач. 5:12,14). Риторический вопрос в 1:26 предполагает подчеркнуто негативный ответ: бедствия, подобного по своим масштабам этому нашествию саранчи, ни современники Иоиля ни жившие до них не знали.

Иоил. 1:4 . В русском переводе этого стиха отражены, как полагают некоторые, четыре стадии развития саранчи (от гусеницы до "жука"). Но правильнее, по-видимому, читать эти четыре названия как синонимические обозначения одной и той же саранчи; здесь, вероятно, литературный прием, призванный красочно передать последовательность "волн" попущенного свыше "нашествия".

Б. Призыв к плачу (1:5-13)

Иоил. 1:5-7 . Об опустошительных "набегах" саранчи - "народа сильного и бесчисленного" - засвидетельствовано еще писателями древности, например, римским историком Тацитом. Виноградная лоза и смоковница составляли основу благосостояния Израиля - поэтому в первую очередь пророк говорил об их гибели от "львиных зубов" саранчи; она действительно способна обгрызать деревья догола и обдирать кору с них и с виноградных лоз "добела" (даже и косяки дверей обгрызает саранча, имеющая челюсти крепкие, как у львицы); не случаен и глагол бросил в стихе 7: молодые ветки, перегрызанные саранчою, падают на землю.

Иоил. 1:8 . "Приглашение" земли израильской к "плачу": под "молодой женой" здесь понимается именно она (сравните со схожими аллегориями в 4-Цар. 19:21 и в Плач. 2:15). Плачь горько, рыдай, как плачет молодая жена, узнавшая о внезапной смерти суженого своего или мужа. В знак траура (скорби) облачались в одежду из грубой темного цвета пряжи (препоясывались вретищем; Быт. 37:34; 3-Цар. 21:27; Неем. 9:1; Плач. 2:10; Дан. 9:3; Ион. 3:8).

Иоил. 1:9-10 . Гибель полей, садов и виноградников привела к острой нехватке муки, вина и елея (оливкового масла), что не могло не сказаться на ежедневных жертвоприношениях в храме. Высказывают предположение, что в первую очередь это сказалось на жертвоприношениях добровольных ("по усердию"), значительная часть которых шла в пользу священников (плачут священники, служители Господни).

Иоил. 1:11-12 . Продолжение эмоционального описания бедствия: все, что было в поле, в садах и виноградниках, погибло, засохло и завяло; потому и веселье у сынов человеческих прекратилось.

Иоил. 1:13 . Повторяется мысль, выраженная в стихе 9. Но обращает на себя внимание такая подробность: священникам предлагается и ночью не снимать с себя "одежд скорби" - вретищ.

В. Призыв к покаянию (1:14)

Иоил. 1:14 . Пост в древнем Израиле часто ассоциировался с покаянием, нередко, видимо, объявлялись и посты для "всего сообщества" (1-Цар. 7:6; Неем. 9:1-2; сравните с Ион. 3:5). Иоиль призывает по случаю постигшего страну бедствия к общественному посту и к покаянному молитвенному собранию (торжественному) "всей" страны.

Г. О масштабах бедствия (1:15-20)

Иоил. 1:15 . Фраза, с которой начинается стих, не просто восклицание, влагаемое Иоилем в уста священников, она в сущности относится к предыдущему стиху, как бы обосновывая необходимость поста не столько нынешним бедствием (нашествием саранчи), сколько тем, грядущим, которого нынешнее является лишь прообразом и предвестником. День Господень близок! - возвещает Иоиль. И, подобно нынешнему "дню" опустошения… он… придет как день гибели от Всемогущего (евр. эль шаддай; толкование на Быт. 17:1).

Бедствия его дней пророку естественно было рассматривать как зловещий знак чрезвычайных событий в будущем. Ведь в числе "десяти казней египетских" одной из последних было "наказание саранчей" (Исх. 10:1-20). Оно же было и в числе "проклятий", записанных в книге Второзаконие (Втор. 28:38,42), наряду с изгнанием из земли обетованной и гибелью (Втор. 28:41,48-57, 64-68).

Иоил. 1:16-20 . В глазах пророка "день следует за днем" как бы непосредственно; происходящее сегодня (Не пред нашими ли глазами отнимается пища?) есть начало "дня завтрашнего", страшного "дня Господня". Можно предположить, что в стихе 17 Иоилю видится и бедствие засухи (как "компонент" грядущего бедствия?). Об этом, не исключено, говорят "истлевшие зерна" в стихе 17. Во второй своей части (под глыбами своими) фраза с трудом поддается пониманию (переводу с еврейского).

Интересно предположительное объяснение ее, основанное на сельскохозяйственной практике. Может быть, тут следует читать "под лопатами"; имеется в виду следующее: крестьяне при нужде вскапывают землю с целью проверить, есть ли на глубине "живые" ростки; в ситуации, описываемой пророком, они обнаруживали, что зерна не проросли, а истлели.

Огонь и пламя в стихе 19 и 20 могут быть образами упомянутой засухи. Но некоторые склонны видеть здесь сравнение саранчи с огнем: и та и этот "пожирают" все вокруг.

Пророк призывает к плачу народ, с которым отождествляет себя, плачущего (обратите внимание на грамматическую категорию 1-го лица в стихах 7,19 и 20).

Введение.

Автор и время написания.

Из первого стиха первой главы этой книги следует, что она написана Иоилем, сыном Вафуила. Его имя означает "Иегова есть Бог". В отличие от других пророческих книг, в этой книге никаких указаний на время пророческого служения Иоиля не имеется. Нет в ней и каких-либо сведений о личности пророка. Богословами, изучавшими Книгу Пророка Иоиля на протяжении столетий, предлагается три варианта того, когда эта книга могла быть написана.

1. Книга была написана в раннее допленное время. А именно в 9-ом веке до Р. Х. Те, которые держатся этой точки зрения, ссылаются, в частности, на ее место в еврейских ветхозаветных писаниях - между книгами Осии и Амоса. А также на упоминания о Тире, Сидоне, Филистии, Египте и Едоме - врагах Израиля в древности (Иоил. 3:4,19), вместо таких более поздних врагах Израиля, как Ассирия, Вавилон и Персия.

Однако, оба приводимых аргумента недостаточно вески. Начнем с того, что положение Книги Пророка Иоиля в еврейском каноне условно. Авторы Септуагинты помещают ее в иное место. Далее. Известно, что и те пророки, которые жили в вавилонский период, произносили пророчества против "ранних врагов" евреев (народов, перечисленных выше); Иер. 46-47; 49:7-22; Иез. 27:30; Соф. 2:4-7. В развитие этой мысли заметим, что те, кто склоняются к более поздней допленной дате появления книги (вторая точка зрения) могли бы возразить следующее: во второй главе вавилоняне представлены столь живо и в таких прозрачных для евреев того времени образах, что в формальном уточнении того, о ком пророк ведет речь, у них не было нужды.

Сторонники ранней даты возникновения книги (в середине 9-го века до Р. Х.) обращают внимание на тот тип правления, который, якобы, нашел в ней отражение. В ней нет речи о царе или царях, зато "присутствуют" старцы и священники как лица, по-видимому, осуществляющие функции правления (1:2; 2:16; 1:9,13; 2:17). В этой связи возникает предположение, что книга была написана после воцарения семилетнего Иоаса (годы правления: 878-838 до Р. Х.), которым, как известно, руководил благочестивый первосвященник Иодай (4-Цар. 11-12).

В подтверждение этого предположения ссылаются и на умолчание автора книги относительно извечной в Израиле проблемы идолопоклонства. Но эти предположения не звучат достаточно убедительно для категорического вывода о раннем времени написания книги. Против ранней даты тоже, в свою очередь, приводятся серьезные доводы. С ней, к примеру, трудно согласовать сказанное в 3:2,6.

2. Книга была написана в позднее допленное время. Это мнение кажется убедительным во многих аспектах. Целый ряд "трудных мест" согласуется с написанием пророчества между 597 и 587 годами. Так, сказанное в 3:26 относительно "рассеяния Израиля" и "разделения земли Божией" соотносимо с вавилонским нашествием 597 года, когда 10 тысяч лучших людей Иудеи было депортировано из страны (4-Цар. 24:10-16). Не противоречит такая дата и ссылкам Иоиля на храм (1:9,13; 2:17), ведь он был разрушен лишь в 586 г. до Р. Х. (4-Цар. 25:9). Предполагаемая дата тогда говорит о том, что в Иоил. 1:5 и 2:1-11 содержится предвиденье окончательного разрушения Иерусалима, совершившегося в 586-ом году (4-Цар. 25:1-21).

Также в этом случае пророчество Иоиля согласуется с провозвестием "дня Господня", или "дня гнева Божьего" (сравните с Плач. 1:12; 2:1,21-22; Иез. 7:19; 13:5; Соф. 2:2-3). Описанное Иоилем в 2:1-11 совпадает с тем, что говорит о вавилонянах пророк Иеремия (Иер. 5:17). Ссылка в Иоил. 3:6 на работорговлю между финикийцами и греками (ионийцами) вполне объяснима в свете написания этой книги в поздний допленный период. Подобную ссылку находим у Иезекииля (Иез. 27:13).

Мнение, относящее Книгу Пророка Иоиля к более поздней допленной дате, убедительно во многих аспектах, но не во всех. Так, разделяющие это мнение сталкиваются с трудной проблемой при толковании Иоил. 2:18-19. В этих стихах говорится, как кажется, об излиянии Божьей милости на современников Иоиля (по причине, очевидно, их искреннего покаяния; смотрите комментрий на эти стихи). Но если это так, то как согласовать это с историческими событиями последних дней Иудеи? Ведь даже духовное "оживление" Иудеи в правление благочестивого царя Иосии (640-610 гг. до Р. Х.) не склонило Господа к смягчению наказания этого грешного народа (4-Цар. 23:26-27).

3. Книга написана в пост-ссыльную пору. Разделяющие это мнение считают, что:

1) В Иоил. 3:1-2,17 подразумевается разрушение Иерусалима и изгнание иудеев в Вавилон. Храм, о котором идет речь в 1:9,13; 2:17, является, по их мнению, вторым храмом, строительство которого было завершено иудеями, возвратившимися из Вавилона в 515 г. до Р. Х.

2) "Старцы", упоминаемые в 1:2 и в 2:16, - это руководители общины ("начальствующие"). То, что говорится о них, а не о "царе", более характерно для пост-ссыльного периода (сравните с Езд. 10:14).

3) Иоиль цитирует других пророков, включая Иезекииля (сравните Иоил. 2:3 с Иез. 36:35; Иоил. 2:10 с Иез. 32:7; Иоил. 2:27-28 с Иез. 39:28-29).

А вот четыре контраргумента, которые можно было бы привести на каждое из четырех вышеперечисленных положений.

1) В Иоил. 3:1-2,17 могла подразумеваться и депортация иудеев в 597 году (не обязательно в 586-ом) до Р. Х. Но приходится признать, что при таком "подходе" возникают свои проблемы (об этом упомянуто выше).

2) Отсутствие каких-либо упоминаний о "царях" может удивлять, озадачивать, но "аргумент умолчания" сам по себе сильным аргументом не является. В этой связи следует заметить также, что старцы, или старейшины, были заметными фигурами в иудейском сообществе и в допленную пору (4-Цар. 23:1; Иер. 26:17; Плач. 5:12,14).

3) Как уже было замечено выше, вопрос "литературных параллелей" в пророческих писаниях трудно разрешим, поскольку часто нелегко определить, где мы имеем дело с оригиналом, а где с заимствованием.

4) Выше говорилось, что ионийцы (греки) торговали рабами и раньше, еще с 7-ого века до Р. Х.

Таким образом нельзя утверждать однозначно, в какой из этих трех периодов времени была написана Книга Пророка Иоиля.

Особенности толкования Книги Пророка Иоиля.

1. Какая армия (воинство) подразумевается в 2:11? Некоторые думают, что именно о нашествии саранчи говорится в Иоил. 1, но что и в 2:1-11 аллегорически описывается еще более страшное "поражение" ею всей растительной жизни. В пользу такого мнения приводится несколько аргументов. Вот они:

1) Между главами 1 и 2 явно просматриваются литературные параллели (сравните 2:2,11 с 1:6 и 2:3 с 1:19). 2) Некоторые "детали" в 2:1-11 говорят в пользу буквальной саранчи, а именно: несметное количество нападающих (2:2,5), характер производимого ими опустошения (2:3), их способность "скакать" и "взбираться на высоту" (2:5,7), "помрачать", подобно тучам, небо (2:10). 3) Стих 11 ("полчища Его") и стих 25 ("великое войско Мое", отождествляемое с саранчой и т. п.) в главе 2, по-видимому, прямо ассоциируются между собой. 4) Все это "воинство" или "полчище" обладает в 2:4-5,7 чертами буквального войска. Уподобление их друг другу (постоянные сравнения: Вид его как вид коней… как всадники… как бы со стуком колесниц… как сильный народ… в битве, как борцы… и как храбрые воины) как раз и свидетельствуют против "настоящей армии" в этом контексте, поскольку с настоящей армией вторгшиеся в землю враги сравниваются.

В свете сказанного наиболее вероятным представляется следующее толкование: описание бедствия в главе 2 облечено в образы того, другого бедствия, которое представлено в главе 1. Пророк действительно предвидит вторжение в землю Израиля вражеских полчищ и уподобляет их полчищам саранчи. Последние являются для него не только образом (который у Иоиля сливается с изображаемым), но и провозвестником страшного дня Господня.

Так, в главах 1 и 2 возникает взаимосвязь и преемственность "судов Господних", посредством образов и аллегорий подчеркивается их беспощадный характер. "Суд", описанный в 1-ой главе, совершился, а тот, что описан во 2-ой, грядет: полчища саранчи обрушились на землю, и новые полчища "саранчи" обрушатся на нее! Приведем несколько соображений в поддержку такого прочтения текста 2-х первых глав книги. 1) "Воинство", описанное в 2:1-11,20 названо "пришедшим от севера".

Обычно стаи саранчи врываются в Палестину с юга или с юго-востока, а не с севера (хотя изредка они налетают и с севера или с северо-востока). Так что "пришедшим от севера" скорее всего названа "настоящая" чужеземная армия, тем более что исторические вторжения в Палестину, или те, что богословами отождествляются с событиями эсхатологическими, в Библии чаще всего описываются как "совершающиеся с севера".

Это относится ко вторжениям в Палестину ассирийцев (Ис. 14:25,31), вавилонян (Иер. 6:1,22; 15:12; Иез. 26:7), а также армий Гога (Иез. 38:15). 2) В принципе, на древнем Востоке "имела хождение" аллегория саранчи применительно к вражеским армиям, и это говорит в пользу вероятности употребления ее Иоилем в главе 2. 3) В Божиих проклятиях, записанных в главе 28 книги Второзаконие "нашествия" саранчи (Втор. 28:38-39) и вторжение враждебных армий (Втор. 28:25,32-33,49-51) "созвучны" друг другу.

Ведь в обоих случаях гибли "плоды земли", питавшие ее обитателей (Втор. 28:33,51 сравните с Ис. 1:7; Иер. 5:17). Подобная ассоциация возникает при сравнении Иоил. 1:9 с Иоил. 2:3. Приведем свидетельство из древности, которое содержится в ассирийском клинописном памятнике (722-705 гг.до Р. Х.,). Вот как описываются в нем последствия ассирийского нашествия:

"Город Аньяштанию… вместе с 17 прилегавшими к нему городами я (Саргон) разрушил и сравнял с землей; я предал огню города и урожай на полях и сами поля. Их зернохранилища, полные зерна, я открыл для моих воинов, и все их бесчисленные запасы были уничтожены. Животных из моих военных станов я выпустил, подобно саранче, на их луга, и они пожрали всю растительность вокруг, без которой названные города существовать не могут; равнина, на которой они стояли, сделалась пустыней"

Поэтому в 2:1-11, по всей вероятности, подразумевается некая действительная армия, грядущая с севера, которая описана в образе всепожирающей саранчи, с целью подчеркнуть, что, подобно саранче, она явится орудием Божьего гнева.

2. "День Господень" в Книге Пророка Иоиля. В описании "дня Господня" несомненно чувствуется воздействие традиционного представления о вмешательстве Господа в войны, которые изначально вел Израиль. Но хотя это так, само выражение "день Господень" порождено бытовавшим на древнем Востоке верованием или убеждением в том, что царю, действительно могучему, по силам в один день начать и победоносно завершить целую военную кампанию.

Таким образом выражение "день Господень" является в сущности идиомом, подчеркивающим быстрый и решительный характер победы Господа над Его врагами в любых обстоятельствах. В Ветхом Завете это выражение может относиться как к конкретному историческому событию, так и к битве конца времен (т. е. иметь эсхатологический характер), которой этот век завершится. Перечислим идеи и явления, ассоциировавшиеся с "днем Господним": 1) Порой это понятие подразумевало суд над Божьим народом, будь-то над Северным царством руками ассирийцев (Ам. 5:18,20), или над Южным посредством вавилонян (Плач. 1:12; 2:1,21-22; Иез. 7:19; 13:5; Соф. 2:2-3).

Иногда этот суд изображался в контексте общего суда над народами (Ис. 2:12; Соф. 1:18). 2) Понятие "дня Господня" часто сопряжено с судами над языческими народами. Это могут быть их "взаимные суды" друг над другом (по воле Божьей): мидийцы "карают" вавилонян (Ис. 13:6,9), вавилоняне египтян (Иер. 46:10; Иез. 30:3); но могут быть и суды, как бы непосредственно совершаемые Господом, без ссылки на "земные орудия" (о суде над Едомом в Ис. 34:8-9). В то же понятие облекается эсхатологическое нашествие коалиции северных народов (Иез. 39:8). 3) С понятием "дня Господня" связывается надежда на очищение и "восстановление" Израиля (Ис. 61:2; Мал. 4:5), но и мысль о сопутствующем этому дню особом страдании для народа (Зах. 14:1-3).

Нельзя в этой связи не заметить, что день Господень "включает в себя" на страницах Ветхого Завета несколько вполне конкретных "дней", а именно: падение Северного царства, изгнание иудеев в Вавилон, победу Вавилона над Египтом и падение Вавилонской империи. Все эти примеры Божьего вмешательства в историю являются прообразом ее последнего периода, когда Господь покончит со Своими врагами в масштабах всей земли, а Израиль восстановит.

В Книге Пророка Иоиля с понятием "дня Господня" сопряжены все три перечисленных выше "элемента". В Иоил. 1:15 и 2:1-11 звучит тема "суда", нависшего над Израилем. Но пророк предвидит и "избавление" его (2:28-32). Теме суда над народами посвящена глава 3. Создается впечатление, что в своем восприятии и "трактовке" дня Господня Иоиль намеренно "сталкивает" события.

Судя по другим книгам Священного Писания, "день Господень" предполагает и ряд других событий: 1) Враги Божьего народа, прежде чем они будут уничтожены, опустошат Израиль (Зах. 14:1-2). Это будет время бедствия для Израиля (Соф. 1:17-18 сравните с Дан. 12:1). Иисус Христос назвал его временем "великой скорби" (Матф. 24:21). 2) После того, как Бог уничтожит во Второе пришествие Мессии Своих врагов, "день Господень" станет временем благословений для Израиля (Авд. 1:15 сравните с Авд. 1:21); оно известно как время тысячелетнего правления Христа (синоним Тысячелетнего царства). 3) По истечении этого периода нынешние небо и земля будут Господом разрушены, и новые небо и земля будут Им сотворены (2-Пет. 3:10,12-13); эти события также войдут в пределы "дня Господня".

Смотрите комментарий на 1-Фес. 5:2; 2-Фес. 2:1-12. Мы видим, таким образом, что "день Господень" явится протяженным периодом времени, в котором на людей будут "изливаться" свыше как "суды", так и благословения. Начнется он вскоре после "восхищения" Церкви и будет включать в себя семь лет великой скорби, возвращение Мессии и Его тысячелетнее правление, а также сотворение новых небес и земли. Некоторые богословы, правда, считают, что Церковь будет "восхищена" в конце времени великой скорби, и лишь после того начнется "день Господень".

План книги:

I. Вступление (1:1) II. Нашествие саранчи (1:2-20)

А. Вступительное слово пророка (1:2-4)

Б. Призыв к плачу (1:5-13)

В. Призыв к покаянию (1:14)

Г. О масштабах бедствия (1:15-20)

III. День Господень наступает (2:1-11)

А. Воинство Господне приближается (2:1-2)

Б. О разрушительной силе безжалостного воинства (2:3-9)

В. О непобедимости воинства Господнего (2:10-11)

IV. Вновь призывает Господь к покаянию (2:12-17)

А. Призыв к изменению сердца (2:12-14) Б. Да будет покаяние всеобщим (2:15-17) У. За прощением последует "восстановление" (2:18-27)

А. О благосклонном ответе Господа (2:18) Б. Об обещании Господа благословить землю и все произрастающее на ней (2:19-27)

VI. Обещание славного будущего (2:28 - 3:21)

А. О духовном обновлении и спасении (2:28-32)

Б. О суде над народами (3:1-16)

В. Иуда будет восстановлен навеки (3:17-21)

Вероятно, пророк был сыном Вафуила. Свою книгу, вероятно, пророк написал либо в Иерусалиме, либо в Иудее. Вероятно также, что он был священником.

Ученые выдвигают несколько гипотез, касательно времени написания пророком книги.

  • XI век до н. э.

Возможно, что книга Иоиля – самая ранняя из пророческих книг.

  • VIII век до н. э.
  • 639 – 608 гг. до н. э.
  • около 500 г. до н. э.

Сторонники этой точки зрения считают, что книга Иоиля была написана после возвращения из вавилонского плена.

  • около 400 г. до н. э.

Если правдива эта точка зрения, то Иоиль – последний из пророков Ветхого Завета.

Книга Иоиля толкование.

Книга Иоиля представляет собой краткую компиляцию идей всех пророческих книг Ветхого Завета. Автор пророчествует о бедствиях, которые ниспошлёт Бог на народ свой в ответ на непослушание. Говорит он, что придет Суд Божий. Автор призывает к соблюдению чистой веры и к покаянию. Он предвосхищает спасение народа Господом. Иоиль является пророком покаяния, он призывает к посту, к молитвам.

Считается, что поводом к пророческой речи Иоиля послужило нашествие саранчи, истребление урожая и страшный голод.

Доподлинно не ясно, является саранча, описанная в книге саранчой, либо это аллегория на чужеземные войска, пришедшие на территорию Царств. Есть также и третья точка зрения, согласно которой вначале описывается нашествие саранчи, а потом нашествие вражеской армии. Пророк, вероятно, предвидит вторжение в Израиль полчищ врага и сравнивает их с полчищами саранчи.

В поддержку того, что в книге саранча является аллегорией свидетельствуют следующие факты:

Воинство саранчи называют «пришедшим от севера», хотя в основном саранча прилетает в Палестину с юга и крайне редко с севера, тогда как вражеские армии вполне могли прийти с севера, что чаще так и было.

Описания бедствий скорее сравнимо с разрушениями, к которым могут привести действия организованной вражеской армии, нежели полчища саранчи.

В книге звучит явный призыв к покаянию. В отличие от большинства пророков, Иоиль говорит в большей степени даже не о духовном внутреннем покаянии, но о покаянии через отправление культа. Далее пророк предсказывает спасение народу. Он говорит, что Дух Господень низойдет на Его народ, на каждого человека, а не только на пророков и царей. Каждый верующий будет наделен даром Божьим.

Иоиль 1:2-4

Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших? 3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду: 4 оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки.

  • О очищении народа Израиль наказаниями, вплоть до его ""великого бедствия"" в 70-м Г. Н.Э.
  • Смотри: Амос.4:7,9,10,12; 5:17; 8:1,2. Матф.23:29,31-36. Амос.9:8,10. (см. Иоиль.2:18,25).

Иоиль 1:5

Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!

  • О отступниках от Моисеева Завета, старейшинах Израиля. [""виноградник"", это дом Израиля. см. Исаия 5:7].
  • Смотри: Исаия 28:1,7,12,13; 65:8,13-15. (Матф. 21:41,43,45).

Иоиль 1:5-7

Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! 6 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы. 7 Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее.

  • О войске Господнем, -образной саранче; Т.Е. пророках, несущих осуждение народу Израиль... ***В Исаия.5:7. мужи Иуды сравниваются с виноградной лозой. Наибольший из пророков [образ Моисеева Завета, ""детоводителя к Христу""], Иоанн Креститель, ел саранчу [и мёд]; в предзнаменование осуждения Израиля (см. Матф.3:4,7,10. [так же Иезек.3:1-3.]). Проклятие смоковницы, Христом Иисусом, было так же пророческим образом - осуждением. (Марк.11:13,14.).
  • Смотри: 1 Пар.12:8,15,16,18. Исаия.5:1,7. Матф.23:34,35,38. Осия.6:5,7. (Исаия.66:6.). Деян.5:12,14,17,28. (Дан.10:14.). Откр.6:9,11; 11:3,6. Откр.9:1,3,4,7,8,11; Откр.20:1; 18:1,2,6,24.

Иоиль 1:8-12,16,15

Рыдай, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей! 9 Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни. 10 Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. 11 Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, 12 засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло. 16 Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего - веселье и радость?15 О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.

  • Потеря отношений с Всевышним Яхве, это потеря благословений и радости. Так же, истинного своего предназначения, т.е. смысла жизни , приносящей духовные плоды... О потере еврейским народом ""первых мест"" в Царстве Бога (Исаия.43:19-22,27,28.).
  • Смотри: Исаия.5:5-7,10. Марк.11:11-14,20,21. Лук.13:6,7; 3:9. Лук.23:26-29,31; 21:22.

Иоиль 1:18,14

Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. 14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.

  • В данном месте Писания [стих 18]; паства, как образ народа Израиль (см. Иерем.25:36,37.). О призыве к покаянию и надежде. [см. далее Иоиль.2:21,22.].
  • Смотри: Иерем.25:34,36. Амос.5:15-17. Иерем.31:6,7. Рим.11:1-5. (см. Иоиль.2:23,25,27.).

Иоиль 1:20,14

Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни. 14 Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу.

  • Стих 20-й указывает на образ других народов, т.е. язычников, находящихся вне паствы Израиля (см. Исаия.43:20,21. Деян.11:1-9,18.). О испытании гнева от Всевышнего.
  • Смотри: (Иоиль.2:22.). Исаия.43:19-21. Иерем.31:25. Деян.11:1,4-9,18. Иоиль.2:32. Рим.10:12.

Глава 2.

1,11. Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок - 11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? / О разрушении Иерусалима в 1-м веке Н.Э. Смотри: Малах.4:5. Матф.17:11-13. Иоан.11:47,48,53. Лук.23:27-30; 21:22-24. Дан.9:26,27*** -В Синодальном переводе слово ""опустошителя"", - оригинальном тексте Писания пишется как ""опустошаемого"".

1-6,10,11. Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. 3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него. 4 Вид его как вид коней, и скачут они как всадники; 5 скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц, как бы с треском огненного пламени, пожирающего солому, как сильный народ, выстроенный к битве. 6 При виде его затрепещут народы, у всех лица побледнеют. 10 Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. 11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его? / Разрушение блудницы Иерусалима, Римской империей в 70-м году Н.Э. - являлось пророческим образом. Это указывало на то, что Господь, как Царь царей через многочисленные народы накажет духовную блудницу Вавилон великий (см. Откр.16:12. Рим.13:4. Откр.17:12,16,17.). Смотри: Исаия.1:21. Откр.17:3,5,6,16,17. Иерем.51:35. Откр.18:4,6. Иерем.51:19,20,23,27. Исаия.13:2-4. Откр.16:12; 9:16-18. Исаия.13:7,8,19. (Откр.18:18,20,21.).

12-16,19. Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. 13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? 15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 16 Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. 19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. / О посте; как внутреннем, духовном очищении. Которое является залогом спасения. Смотри: Исаия.58:5-8,11.

17-19. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"

18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

19 И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. / О истинных священниках, -духовных иудеях (см. Матф.12:3,4,6. Евр.7:14,15; 2:11,13. Рим.2:28,29.). Только с кристально чистой душой, следует приступать к образному жертвеннику Бога. Смотри: Иезек.36:17,22,24-27,30. Иерем.31:28,33,34.

13,17,18,20. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.

17 Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: "пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?"

18 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. 20 И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал [зла]. / Спасение Иерусалима от Ассирийской империи, во время правления иудейского царя Езекии, являлось пророческим действием Бога Яхве... Этот образ, указывает на спасение истинных христиан, [духовных иудеев], во время конца нечестивого мира и правления последнего императора от дьявола. [т.е. ""царя северного"" - см. Дан.8:23-25; 11:45; 12:1.]. Смотри: (4Царств.18:13,17; 19:1-4,20,35.). Дан.8:23,24; 11:35. Аввак.2:3-5. Дан.7:25; 11:45; 12:1. Лук.17:5; 18:1-8.

21,22. Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. 22 Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. / Описание образной картины, рисующей духовные благословения для других народов Земли. [Иоан.10:16. Ефес.2:11-14.]. Смотри: Левит.11:13,16,20,27. Исаия.43:19-21. Деян.11:1-9,18. Ефес.2:19. Иоиль.2:32.

23,27. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде.27 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. / О том, что остатку народа Израильского [по плоти], первым принадлежит благословение от Всевышнего... О обещании благословений [см. Иерем.31:6,7,31. Иезек.37:1,12,13,24,26.]. Смотри: (3 Царств.17:1; 18:1,36-39,45. Колос.2:17.). Малах.4:5,6. Лук.3:2,3; 1:16,17. Рим.11:2-5. Иезек.34:23,26. Псал.71:6,7,13. Иезек.37:25,26,28. Иоан.7:37-39. Деян.2:1,14,36,38-42,47.

24-26. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. 25 И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. 26 И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. / О духовном пире для избранного остатка израильского народа [Рим.11:2-5; Рим.9:7,8.]. Смотри: Исаия.65:2,8,9,13,14. Исаия.62:11,12; 55:2,3.

13,15,28,29,32. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. 15 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. 28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. / О очищении, освящении и усыновлении Духом служителей Бога... Только в очищенном [освящённом] храме Соломона, мог пребывать Дух Бога Яхве (3 Царств.8:10-12.). Это образ того, что только в христианах с чистым сердцем, может пребывать Святой Дух. [см. Деян.7:47-50. Исаия.66:1,2.]. Смотри: Осия.6:2,3,6. (Матф.28:16.). Деян.1:4,14; 2:1,4,5,14-18,38,39,41,42,47.

30 (1-кровь). И покажу знамения на небе и на земле: кровь / Описываемый случай из Иоан.19:34. о том, что из тела Христа истекла кровь [ и вода], было знамением... Это указывало на то, что жертвенная кровь Господа, была ключом к искуплению, оправданию [и получению образной "" воды"", т.е. Святого Духа. см. 1 Коринф.10:1,4. Иоан.7:37-39.]. Смотри: Левит.17:11. 1 Иоан.1:2,7.

30 (2-огонь). И покажу знамения на небе и на земле: ... и огонь... / Видимость как-бы огненных языков, на собравшихся в Иерусалиме, в Пятидесятницу 33 г. Н.Э. (Деян.2:3.), было знамением. Это указывало на то, что церковь Христа была очищена Его кровью и страданиями. [см. Лук.12:49,50. 1Петр.4:12,13.]. Смотри: Втор.4:1,36; 18:16-19. Малах.3:1-3,5. Лук.3:15,16. Захар.13:8,9. Дан.10:14; 11:35; 12:10.

30 (3-столпы дыма). И покажу знамения на небе и на земле: ... и столпы дыма. / Совершаемые знамения, и подаяние Святого Духа через апостолов (Галат.2:9.); так-же, главным образом, церкви 1-го века Н.Э. имеющие благословения (Деяния.9:31.); являлись образными ""столпами дыма"". Это указывало на присутствие Бога (см. Исаия.4:4-6; 32:1-4.). Смотри: Исход.23:20,21; 14:19; 13:21. Иоан.8:12; 14:6,16,17; 16:13,14. Исаия.4:3-6. Деян.9:31.

30(а), 31. И покажу знамения на небе и на земле: 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. / Солнце и Луна будут небесным знамением того, что от Всевышнего Яхве и Его Небесного Иерусалима не станет духовного света. Это случится для тех, кто не примет Господа Христа и Его свидетелей (Быт.37:9,10. Откр.12:1,5. Лук.21:25,26. Захар.14:12,13.). Смотри: 1Иоан.1:5. Иерем.13:16. Иоан.12:35-37. Исаия.8:14,21,22. (Амос.5:18-20.).

31,32. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь. / Девятая казнь посланная на Египет через Моисея -тьма; была пророческим действием (Исход.10:21-23.). Это указывало на то, что у противящихся Богу, будет отнят духовный свет от Всевышнего... В 32-м стихе слово ""всякий"" , указывает на то, что спасутся все те, кто с чистым сердцем будет искать Бога (Деян.17:26,27. Софон.3:8,9. Ефес.4:13-15. Рим.10:9-13.). Смотри: Малах.4:1,2. Исаия.60:1,2,20,21. Рим.10:12,13.

Глава 3.

1,2. Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, 2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. / Контекст указывает на то, что данные события произойдут после Пятидесятницы 33 г. Н.Э. Здесь имеются в виду ДУХОВНЫЕ ИУДЕИ (Рим.2:28,29. Галат.3:7,28,29; 4:26-28.); так же говорится о времени признака пришествия Христа (Лук.21:9-28.). Смотри: Откр.11:1-3,7,8. Дан.7:25,26. Откр.11:16-18. Захар.12:3; 14:13. Лук.21:28.

1,2,11,12. Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима, 2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили. 11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. 12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. / Величие Всевышнего становится для нас наиболее явным; когда спасение уже может показаться невозможным, но осуществляется в неожиданном проявлении [с человеческой точки зрения]. Яркий пример этого, спасение служителей Бога Яхве, во время правления иудейского царя Иосафата. Здесь ""долина Иосафата"", это образное состояние событий во время конца нечестивого мира. (смотри так же кн. Иезекииль 38 гл.). Смотри: (2Пар.20:2,3,14,15,22-24. 1Кор.10:11.). 1Петр.4:14,17. Откр.13:9,10; 17:3,5,6,14,16. Иерем.30:7-9,23,24. Исаия.30:27,28; 31:3-5.

4-8. И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи филистимские ? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши, 5 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши, 6 и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их. 7 Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу. 8 И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному; / Поражение Давидом, филистимлянина Голиафа в голову; являлось пророческим действием с выше (1Царств.17:49,50.). Это указывало на то, что описывается в книге Бытие.3:15; о противостоянии детей Бога -и ""семени змея"", Т.Е. ""детей"" дъявола [Голиаф, который был ростом шести локтей - был образом дъявола и сатаны (Откр.12:7-9.)]... В данном месте Писания [кн.Иоиль], указанные племена, являются образом враждебных народов, конца нечестивого мира -по отношении к духовному Израилю (сравнить: Деян.13:19. Откр.13:1; 17:10.). Смотри: (Иезек.28:12,14,15,18,22,25,26. Рим.15:4.). Дан.8:23,24; 7:25. Откр.13:1,2; 17:12,13. Дан.11:31,37. Лук.21:24. Иерем.25:15,16,29,31,32. 1Петр.4:17. Псал.149:2,6-9. Лук.21:10,11,15,26-28.

9-11,14. Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. 10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: "я силен". 11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. / ""Блуд и убийство"" - нечестие и злоба; основные качества, за которые будут осуждены Всевышним все те, кто не изменится во время признака пришествия Христа (см. Откр.17:1,2,6; Откр.16:12-16. Иерем.51:35,36,39,40.). Наказание с выше будет состоять в том, что народы, из-за трагических событий, потеряв здравомыслие [адекватное мышление], начнут истреблять друг-друга (см. Лук.21:25,26. Дан.12:1. Захар.14:12,13. Амос.5:19,20.). Смотри: (2Пар.35:20-22. 1Кор.10:11.). Матф.26:51,52. Откр.13:9,10; 16:13,14,16. Исаия.30:27,28. Иезек.38:3,4,8,16,18,21.

13. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. / Хлеб и вино, означают плоть и кровь Христа... Здесь упоминается жатва пшеницы и виноград, как символы отмщения за вину человечества перед Всевышним, за кровь Своего Сына и Его свидетелей (Откр.6:9,10; 1:7.). Смотри: (Лук.22:19,20. Софон.1:17.). Откр.1:7; 14:14,19,20. Исаия.34:2,3. Матф.13:39; 16:27.

15,14. Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. 14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! / Ослепление жителей Содома (Быт.19:5,10,11.) было пророческим образом того, что развратный мир человечества лишится духовного света и видения за свои грехи (см. Исаия.1:10,21; 29:13,14. Исаия.8:14,21,22.). Смотри; Лук.21:25,26. Амос.8:8,9; 5:18,19. Софон.1:17.

16,17. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых. 17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него. / Спасение Иерусалима Всевышним Яхве, во время правления иудейского царя Езекии (Исаия.37:21-23,36.), было пророческим действием. Это являлось образом будущего спасения участников Небесного Иерусалима (Галат.4:26. Рим.2:28,29.), живущих на земле во время конца нечестивого мира (Откр.11:1,2. Дан.11:31,36,45; 12:1.). Смотри: Иоан.4:21,23,24. 1Коринф.3:16,17. Евр.12:22,23. Псал.47:3-8. Исаия.41:1,2,5,25. Аввак.2:3-5. Дан.11:44,45; 12:1.

18. И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим. / О благословениях для тех, кто переживёт великую скорбь и конец нечестивого мира (Матф.25:31-34. Захар.14:8,9. Откр.7:9,14-17.). Смотри: (Откр.3:6. Иезек.36:7-9. Галат.3:8,9.). Откр.7:9,14,17. Иезек.47:1,8,12. (Откр.20:7.). Откр.21:1,2,22,24; 22:1,2.

19-21. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их. 20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов. 21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе. / О наказании народов [Египет] и христиан-отступников [Едом] (сравнить Откр.11:7,8.) за притеснение Христовых свидетелей (Евр.7:14,15; 2:11-13.). О очищении истинных христиан от грехов, через страдания (Иерем.30:7,15,16.). Смотри: Откр.13:1,2. Дан.11:31. Откр.11:3,7,8. Авдий.1,10-12,15. Откр.13:9,10. Авдий.6,7,21. Откр.17:16,17. (Михея.7:9,15,16,19,20. 1Петр.4:17. Евр.12:3,4,6,11-13.).

1–15. Суд Господа над народами в долине Иосафатовой. 16–21. Блаженное состояние Израиля.

1 Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен Иуды и Иерусалима,

1. В конце главы II пророк говорил о дне Господнем в отношении к иудеям; в гл. III он говорит о значении этого дня для язычников. Ст. 1-й примыкает к ст. 32-му гл. II: спасение будет только на Сионе, ибо все другие народы должны подвергнуться Суду Божию. В те дни и в то самое время , т. е. в то время, когда изольется Дух Св. на всякую плоть, когда совершится восстановление благоденствия Иуды и Иерусалима. Выражение возвращу плен (aschiv schevuth) означает не только возвращение пленников, но и возвращение им того, чем наслаждалась они до плена (ср. Иов XLII:10). Говоря о плене, пророк мог иметь в виду как небольшие пленения евреев, начавшиеся с древнего времени (ср. Ам I:6–9), так и плен вавилонский, который он предвидел (св. Кирилл Александрийский).

2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.

2. Все народы (kol hagoim) языческие, по изображению пророка, для суда над ними будут собраны в долину Иосафотову (emek jehoschafath). Многие комментаторы еврейское jehoschafath принимают в значении нарицательном - Иегова судил и слова пророка понимают в смысле неопределенного указания на некоторую долину, которая явится долиной Суда Божия (Меркс, Кейль, Новак) (Еп. Палладий). Другие толкователи (Эвальд, Гитциг, Гоонакер, Добронр.) считают jehoschafath именем собственным и видят в ст. 2-м упоминание о той долине, где при иудейском царе Иосафате чудесно были поражены союзные силы Аммонитян, Моавитян и Идумеев, напавших на Иудею (2 Пар XX). В этой же долине народ славословил Господа за чудесное спасение, почему долина получила наименование emek berachah, долина благословения (2 Пар XX:23). В настоящее время именем Иосафат называется долина, лежащая между горой Елеонской и холмом Мориа, на восток от Иерусалима. Но эта долина не была полем битвы при Иосафате и названа его именем по другим каким-либо основаниям, - или по предположению (ср. 2 Пар XXI:1) на ней места погребения Иосафата или вследствие устроения здесь царем каких-либо учреждений. Пророк мог иметь в виду не эту долину, а другую, которая, как видно из 2 Пар XX, находилась на юг от Вифлеема в пустыне Фекод (ныне Вади-Берейкут). По кн. Паралипоменон эта долина называлась «долиной благословения», но кроме этого наименования, по свидетельству Талмуда, она имела и другие названия (Erubin 19а); следов., могла называться и долиной Иосафата. Слова пророка, что Господь соберет все народы в долине Иосафата нет нужды понимать в буквальном смысле [По свидетельству блаж. Иеронима в комментарии на пророка Иоиля уже в его время Иудеи веровали, что все они будут возвращены в Иерусалим, и что в долине Иосафатовой будут посечены мечом языческие народы. Эта вера сохраняется у евреев и доныне. См. Добронравов, с. 378.]. Пророк xочет выразить только ту мысль, что в день Суда Господа над народами совершится нечто подобное тому, что произошло в долине благословения при Иосафате. Суд над языческими народами, по ст. 2-му, будет произведен за то, что «они рассеяли Израиля между народами, и землю Мою разделили» . Какие факты имеет в виду в последних словах пророк, трудно сказать. Те комментаторы, которые считают Иоиля пророком послепленным, в приведенных словак видят указание на период плена в последующее столетие, когда земля Иудейская разделена была между поселившимися в ней племенами. Другие комментаторы понимают слова пророка или в отношении постигших иудею несчастий при Иораме (ср. 4 Цар VIII:20 и д. 2 Пар XXI:8, д.), или в отношении всех последующих нападений врагов, каковые нападения Иоиль пророчески приводит. В греч.-слав. переводе конец ст. 2-го отступает от подлинника: «о Израиле, иже рассеяшася во языцех и землю Мою разделиша» .

3 И о народе Моем они бросали жребий, и отдавали отрока за блудницу, и продавали отроковицу за вино, и пили.

3. И о народе Моем они бросали жребий , деление пленников по жребию было в древности обычаем победителей (ср. Наум III:10; Авд 11). И отдавали отрока за блудницу (bezzonah), слав. «и даша отрочища блудницам» : мысль у пророка та, что отроков еврейских отдавали в уплату блудницам - так мало их ценили. Меркс и Новак, ввиду следующих слов и продавали отроковицу за вино предлагают в рассматриваемом выражении вместо bazzonah (за блудниц ) читать bamazzon, за съестные припасы .

4 И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? Легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши,

4. В числе народов, которым предстоит наказание в день суда, пророк называет финикиян и филистимлян. И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Пророк хочет сказать вопросом, что и эти города и округи, подобно другим будут наказаны. Тир и Сидон - главные города Финикии. Под округами филистимскими разумеют города Газа, Азот, Аскалон, Геф и Аккарон, расположенные по западному берегу Средиземного моря. Вместо слов и все округи филистимские vecol geliloth pelascheth у LXX читается kai pasa halilai allofulwn , слав. «и вся Галилеа иноплеменников» . По-видимому, LXX евр. geliloth приняли в смысле собственного имени северной области Палестины - Галилеи (ср. Нав XX:7; ХХI:32; 3 Цар IX:11), которая, по свидетельству блаж. Феодорита, принадлежала Тиру. Возможно, также, что как и в Нав ХХII:10, 11; LXX eвp. geliloth оставили без перевода транскрибировав слово, как halilwq ; из Galilwq позднейшие переписчики сделали уже halilaia (Якимов). Евр. pelescheth или peloscheth, наименование земли филистимлян, по производству от неупотреб. гл. palasch, означает «земля чужестранцев» . У LXX, поэтому, оно постоянно передается словом allifuloV . Хотите ли воздать Мне возмездие? т. е. хотите ли вы отмстить за поражения, которые вы потерпели от Меня. Предполагают, что пророк говорит о нападении филистимлян на Иерусалим при царе Иораме. Этим нападением филистимляне, по мысли пророка, как бы мстили Господу на Его избранном народе за то, что Он попустил им быть данниками евреев во время Иосафата (2 Пар XVII:11). Xотите ли воздать Мне? , слав. «или памятозлобствуете вы на Мя» : мысль тождественная с выраженной в предшествующем предложении.

5 потому что вы взяли серебро Мое и золото Мое, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища ваши,
6 и сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов, чтобы удалить их от пределов их.

5-6. Таким образом, преступление финикиян и филистимлян («месть» Иегове) состояло в том, что они разграбили иудейскую землю и продавали пленных евреев в отдаленные страны. По объяснению церковных учителей, в cт. 5–6 пророк имеет в виду будущие события - нашествие вавилонян (блаж. Феодорит), время Зоровавеля (св. Ефрем Сирин) или эпоху римского владычества (блаж. Иероним). Но можно думать, что пророк говорит о разграблении филистимлянами Иерусалима, происшедшем в царствование Иорама (2 Пар XXI:16, 17), хотя в повествовании 2 Пар и не упоминается об участи финикиян. Словами серебро Мое и золото Мое дается мысль, что и земля избранного народа, и все его достояние являются собственностью Иеговы. Но ближайшим образом пророк говорит о сокровищах храма. И наилучшие драгоценности , евр. umahamaddaj hattovim. в слав. «избранные Моя и добрая» , соответственно чтению некоторых греч. код.: ta epilekta mou kai ta kala .

6. Продавали сынам Еллинов , с евр. libnej hajjeyanim = сынам Иавана: у пророка Иезекииля упоминается (XXVII:19) о городе Иаване (javan), находившемся в счастливой Аравии. Некоторые комментаторы (Гитциг, Вюнше) и в приведенных словах пророка Иоиля видят речь о жителях Иавана Аравийского. Но в Библии javan обыкновенно употребляется в качестве названия Ионии или Греции (Ис LXVI:19; Иез XXVII:13; Зах IX:13). В этом значении естественнее всего принимать слово javan и в ст. 6-м III гл. пророка Иоиля. Финикияне не только в послепленное время, но и в глубокой древности находились в торговых сношениях с греческими племенами, причем предметом торговли были и рабы (Илиад. VI, 28; ХXIII, 741–745; Одис. XV, 402). Пророк, по-видимому, говорит именно о продаже финикиянами в рабство в Грецию иудейских пленников.

7 Вот, Я подниму их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу.

7. И обращу мзду вашу (сл. «воздаяние ваше» ) на голову вашу : мздою или возмездием называется, как и в ст. 4, нападение врага на Израиля, чем враги как бы мстили Господу.

8 И предам сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдаленному; так Господь сказал.

8. В наказание за продажу Иудейских пленников, врагам Иуды угрожается продажею их в рабство савеям. Страна савеев или Шева, славившаяся благовонными веществами, золотом и драгоценными камнями (Ис LX:6; 3 Цар Х:2; Пс LХХI:15), ведшая обширную торговлю, находилась в счастливой Аравии, у берегов Красного моря. LXX евр. lischevaim (савеянам) принят за мн. ч. от schevi плен, а перевели eiV aicmalwsian , отсюда в слав.: «в плен, в страну далече сущу…» Слова пророка в ст. 7–8 могут быть понимаемы в общем смысле о возвращении рассеянных иудеев в отечество и о господстве их над врагами (Генгстенберг). Но возможно видеть осуществление пророчества Иоиля и в тех завоеваниях земли филистимской, которые совершены были иудеями при Озии и Езекии (2 Пар XXVI:6 сл., 4 Цар XVIII:9), а также в послепленное время, и именно в эпоху Маккавеев (1 Мак X:86; XI:60).

9 Провозгласите об этом между народами, приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы.

9. С 9 ст. начинается изображение самой картины всеобщего суда, наступление которой пророк возвещал в ст. 2-м. Провозгласите об зтом , слав. «проповедите сия» : не видно ясно, к кому обращается пророк - к язычникам (Ефр. Сир., блаж. Иероним, Кейль), или к евреям (Добронр.). Можно понимать слова пророка и как обращение как бы к герольдам, которые должны сзывать языческие народы. Приготовьтесь к войне : точнее с евр. освятите войну , kaddeschu milchamah, т. е. принесите жертвы, помолитесь (ср. 1 Цap VII:8; Иер VI:4). Возбудите храбрых hairu haggjbborim, слав. «восставите сечцы» гл. hairu (от ur) имеет значение и действительное, и среднее (Иов VIII:6). Поэтому, некоторые понимают приведенные слова, как обращение к храбрым: возбудитесь, храбрые. Пусть выступят , слав. «приведите» , греч. prosagagete : гл. prosagw имеет и значение непереходное (ср. Нав III:9), в каком, вероятно, и употребляли его в LXX в рассматриваемом месте. В слав. должно бы быть, как и в Нав III:9; 1 Цар IX:18, «приступите» , «приближитеся» .

10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: "я силен".

10. По мнению одних (Новак), речь пророка обращена к язычникам, которые приглашаются в изобилии приготовлять оружие для предстоящей борьбы; по мнению других, к иудеям. Образы, употребляемые в ст. 10-м, встречаются еще у Ис II:4 и Мих IV:3.

11 Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев.

11. Туда, Господи, веди твоих героев : туда, т. е. в долину Иосафата, где имеет быть суд; героев (eвp. gibborim = сильных), т. е. Ангелов, которые исполняют волю Божию (ср. Пс CII:20; LXXVII:25) и которые явятся орудиями суда Божия над язычниками. Но должно заметить, что в древних переводах приведенные слова читаются иначе, чем в подлинном тексте: в Пешито - «и там сокрушит Иегова крепость вашу»; в халд. парафр. - «там сокрушит Иегова крепость героев их»; у LXX и в слав. - «кроткий да будет храбр» .

12 Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.

12. Ст. 12–13 представляют ответ Господа на молитву пророка в ст.11-м: веди Твоих героев .

13 Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика.

13. Пустите в дело серпы и пр.: речь от лица Бога и обращена к героям, т. е. к Ангелам, которых, привел Господь в долину суда. Идите, спуститесь : идите - в долину Иосафатову; вместо спустить в слав. «топчите» (pateite ); LXX eвp. redu производили, сообразуясь с контекстом не от jarad спускался (как в рус.), и от radah топтать . Ибо точило полно и подточилия переливаются : точило (евр. gath) - углубление для выжимания винограда и маслин, высеченное в скале или выкопанное в земле и выложенное камнем. Точило состояло из двух частей: собственно точила, куда накладывался виноград, или оливки, и подточилия, или чана, куда стекал выжатый сок (ср. Зах ХIV:10; Ис V:2; Мф ХXI:33; Мк XII:1; Откр XIV:20). Образ жатвы и собрания винограда - образ страшного суда. Образом жатвы дается мысль, что суд настанет в назначенное время, когда созреет жатва, и что на суде последует отделение доброго от злого, подобно тому как после жатвы хлеба, при молотьбе и веянии, отделяются зерна от мякины (ср. Мф XIII:39; Откр XIV:15–18). Образ точила есть образ гнева Божия, воспламеняющегося против грешников и потребляющего их, подобно тому как в точиле давят гроздья винограда. - Вместо слов ибо жатва созрела в слав.: «яко предстоит объимание винограда» (o trughtoV ). Греч. trughtoV означает не только сбор винограда, но и жатву вообще.

14 Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!

14. Пророк созерцает уже народы, собравшиеся в долине суда. Повторением hamonim, hamonim (толпы, толпы ) пророк указывает на бесчисленное множество собравшимся. Евр. hamonim означает и крик , и кричащая толпа . Отсюда LXX перевели hconexhchsan , слав. «гласи прогласишася» ; второе hamonim LXX, вероятно, приняли за сказуемое и прочитали hamenim - «голоса шумящие» . К долине суда , евр. beemek hecharuz. Евр. charuz y Ис ХXVIII:27 имеет значение - «молотильная повозка», «молотилка». В этом значении некоторые комментаторы (Креднер, Гольцгаузен) принимают слово сharuz и в pассматриваемом месте, видя здесь указание на то, что с народами в долине Иосафатовой будет поступлено так же, как с пленниками, которых избивают молотилками (ср. 2 Цар XII:30; 4 Цар XIII:7 и др.). Общепринято, однако, понимание charuz в Иоил III:14 в значении суд , решение .

15 Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой.
16 И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых.

16-21. Со ст. 16 пророк говорит о значении дня суда для народа Божия. Поражая язычников, Господь явится защитою для Израиля, который будет блаженствовать.

17 Тогда узнаете, что Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него.

17. Обитающий на Сионе : по изображению пророка Иезекииля пред завоеванием Иерусалима слава Божия покинула город, и этим он представлен в добычу врагам (ср. Иез VIII:4, 12; XXVII и др.). В приведенных словах Иоиль дает мысль, что торжество врагов над Иерусалимом будет уже невозможно, так как Господь будет жить на Сионе. Не будут уже иноплеменники проходить через него , т. е. проходить с целью нападения или завоевания.

18 И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим.

18. Образное изображение будущего благоденствия Израиля: горы, на которых разводится виноград, так будут изобиловать им, что с них будет капать вино, холмы, на которых пасется скот, потекут молоком, а вместо засухи явится обилие воды. Все русла , vekol aphikej, т. е. русла потоков («вали»), питающихся водою с гор и пересыхающих летом. А из дома Господня выйдет источник, и будет напаять долину Ситтим (nahal haschschittim), в слав. «водотечь сития» (источник тростников ). Долиной Ситтим или «долиной акаций» называлась долина в земле Моавитской, по ту сторону Иордана (Чис XXV:1 и д. Нав III:1). Долина эта получила свое название от schittah акация, так как на ней росло много акаций, любящих сухую почву. По мнению многих комментаторов, пророк разумеет в ст. 18 именно названную долину. Другие понимают евр. nahal haschschittim в смысле нарицательного названия, сухой земли вообще и полагают, что пророк имеет в виду или Кедронскую долину (Михаелис) или лежащую на запад от Иерусалима Вади аль Сант, через которую пролегает дорога в Аскалон (Велльг., Новак). При обоих пониманиях слова haschschittim смысл образа тот, что в стране явится обилие воды и самые средства орошения чудесно изменятся (ср. Иез ХLVII:1; 3ax XIV:8). В связи с обетованием пророка Иоиля об излиянии Св. Духа и в образах ст. 18 можно видеть образа благодати, изливающейся в Церкви Христовой.

19 Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь в земле их.

19. Из врагов Иуды пророк выделяет особенно египтян и идумеев, в вину которым вменяется то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невинную кровь их. Под пролитием невинной крови пророк разумеет, по-видимому, или убийства тех Иудеев, которые находили убежище в Египте и Идумее (в земле их = в земле идумеев и египтян), или же убийства во время разбойничьих нападений идумеев на Иудею (тогда - в земле их = в земле евреев). Какие именно исторические факты имеет в виду пророк, неизвестно; во всяком случае такие факты могли происходить как в послепленное время, так и в допленное.

20 А Иуда будет жить вечно и Иерусалим - в роды родов.

20. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. Ср. Ис LX:21; Иез XXXVII:25; ХLIII:7, 9.

21 Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе.

21. Я смою кровь их, которую не смыл ещё , евр. venikkethi damam lo nikkethi. Гл. nikkah (ниэл от неупотр. nakah) имеет значение - объявлять кого-либо невинным, оставлять без наказания. Поэтому слова пророка, придавая им вопросительную форму, передают (Штейвер) так «и оставлю ли Я их (т. е. язычников) без наказания? Не оставлю»; иначе: «объявлю невинной кровь их, которую Я не объявил еще невинной» (Драйвер); смысл последнего перевода будет тот, что наказание язычников за пролитие крови сынов Иуды будет доказательством невинности этой крови в очах Божиих. LXX рассматриваемое выражение переводят kai ekzhthsw to aima autwn kai oumh aqwwsw , и взыщу за кровь их, и не оставлю без наказания, слав. «и взыщу крови их, и не обезвиню» . Ввиду перевода LXX и контекста мазоретское venikkethi новейшие комментаторы (Гезениус, Гоонакер) исправляют в venikkamthi (от nakam мстить ) и переводят начало стиха: «отмщу кровь их, не оставлю без наказания», что дает мысль более ясную. Господь дает обещание отомстить пролитую врагами кровь Иудеев. - Господь будет обитать на Сионе : обитание Господа на Сионе явится источникам благоденствия Израиля.

Изображение пророком Иоилем в гл. III-й суда над миром и спасение избранного народа, без сомнения, не может быть понимаемо в буквальном смысле. Вся речь пророка в гл. III-й имеет образный характер. Так как пророчество Иоиля о суде еще не осуществилось во всей полноте, то и нельзя еще разграничить в этом пророчестве образы и идеи, которые воплощаются пророком в образе их. И вообще это разграничение образов и идей составляет наиболее трудный пункт в истолковании пророчеств. Несомненно только одно, что возвестивший возвышеннейшее обетование об излиянии Св. Духа на всякую плоть и о просвящении всех людей этим Духом, Иоиль не мог представлять суд Господа над миром как суд исключительно над язычниками (I:16), как собрание народов в небольшой долине (12 ст.), как борьбу с язычниками (9–13), а как благоденствие Израиля, как изобилие вина, воды и молока (III:18); все это только образы и символы, таинственного и страшного суда Господня и имеющего наступить после него вечного блаженства праведников.



 


Читайте:



Морской окунь, запеченный в фольге

Морской окунь, запеченный в фольге

Новый год – большой, весeлый, долгожданный праздник. В нашей семье к нему заранее готовятся, так как уже сложилась такая традиция, что все самые...

Что можно делать с лисичками грибами

Что можно делать с лисичками грибами

Очень вкусные грибы – лисички. Но наверняка, не каждая хозяйка знает, как их правильно готовить. Поэтому самое время узнать об этом. Как готовить...

Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

feed-image RSS