Главная - Отопление
Черемухин конструктор вертолетов история. Алексей николаевич черемухин: конструктор, строитель, испытатель

Родился в семье педагогов, отец Михаил Никифорович - преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров, мать Зинаида Алексеевна преподавала иностранные языки.

В 1914 г. окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт.

Когда началась Первая мировая война Алексей Черёмухин оставил учебу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырехмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского, что, возможно, и предопределило его будущую судьбу авиационного конструктора. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым. По окончании курсов выдержал экзамен на летчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 был высочайше удостоен звания «военного летчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

За мужество и отвагу был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами, 3-й ст. с мечами и бантом, 4-й ст. с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом и 3-й ст., а так же высшим боевым орденом Франции - «Военным Крестом».

20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.

После возвращения в Москву поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году), с 1920-го года работал летчиком-экспериментатором в Комиссии по тяжелой авиации (КОМТА). Кроме этого начал исследования в области методов расчета продольной устойчивости самолета.

С 1918 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, где принимал участие в конструировании и постройке первых советских самолётов (1918-22). Конструктор и испытатель первых советских вертолётов (1927-35). С 1938 в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 заместитель генерального конструктора.

Доктор технических наук (1937), профессор (1934), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952), награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.

Лучшие дня

Пусть его отрежут!
Посетило:128
«Отец» ядерной физики

В мае 2015 года исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Михайловича Черемухина, военного летчика Первой мировой войны, выдающегося инженера, конструктора и строителя аэродинамических труб ЦАГИ, создателя и летчика-испытателя первого успешно летавшего отечественного вертолета, заместителя А.Н. Туполева в области прочности, организатора и заведующего кафедрой строительной механики самолетов в МАИ, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора, лауреата многих государственных премий.


Родился Алексей Михайлович 18 мая 1895 года в Москве в семье учителей. Отец был учителем математики и инспектором Императорского училища Большого и Малого театров. Мать преподавала иностранные языки.

В 1914 году А.М. Черемухин окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую гимназию и поступил в Петербургский политехнический институт. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. "Охотником", или добровольцем, он попал в авиационный отряд вольноопределяющимся, став "шофером и механиком при самолетах". В 1915-м переведен в школу летчиков Московского общества воздухоплавания на "Теоретические курсы авиации" Н.Е. Жуковского, сдав в начале следующего года экзамен на летчика, произведен в прапорщики и направлен в действующую армию летчиком-истребителем.

В 1916-1917 годах "...с необыкновенным хладнокровием и неустрашимостью выполняет трудные боевые задачи" (из характеристики командира); за неполных два года совершил около 140 боевых вылетов, награжден шестью русскими орденами и одним французским.

В 1917-1918 годах Алексей Михайлович, поработав инструктором Качинской авиашколы в Севастополе, вернулся в Москву и продолжил обучение в МВТУ. Еще в период учебы у Н.Е. Жуковского его зачислили старшим вычислителем ЦАГИ. После окончания МВТУ Черемухин выполняет в ЦАГИ конструкторские и научные работы, производит анализ только что изготовленного триплана "Комта", доводит аэроплан до первого успешного полета и участвует в конструировании АК-1 - пассажирского самолета В. Александрова и В. Калинина.

В это время С.А. Чаплыгин поручает А.М. Черемухину разработку и строительство первой аэродинамической трубы Т-1. Чаплыгин вскоре отмечал: "...Хорошо известно, с каким талантом, энергией и добросовестностью проведена была постройка большой трубы". А спустя полвека, уже наш известный современник Д.В. Халезов писал: "Сейчас можно поражаться, насколько она была остроумно, необычайно превосходно сделана". Это была одна из первых разработок ЦАГИ, подчиненная новым архитектурным правилам.

Молодые архитекторы, в 1925-1926 годах закончившие архитектурный факультет МВТУ, под руководством известного "конструктивиста" России А.В. Кузнецова, поклонника Ле Корбюзье, спроектировали и построили "авангардистский" городок на углу улиц Немецкой (Баумана) и Вознесенской (Радио). Прежний ЦАГИ в современной Москве смотрится и сегодня весьма изящно и современно. В помещение аэродинамических труб гармонично вписывался проект А.М. Черемухина, поддержанный архитектором - профессором А.В. Кузнецовым. Стандартное сечение трубы из деревянных решетчатых круговых шпангоутов, соединенных шпонками, легко формировало канал трубы, а также жестко поддерживало его профиль.

В начале 1930-х годов Черемухин разработал, построил и испытал первый советский вертолет. Это была одна из самых значительных, новаторских работ конструктора. Но решением К. Ворошилова завуалировали, "засекретили" мировой рекорд высоты - 605 м, достигнутый на вертолете ЦАГИ 1-ЭА, пилотируемом Черемухиным. В 1932 году, снижаясь на геликоптере с поломанной лопастью винта, он сумел благополучно совершить посадку. А в это время в мире только начали строить вертолеты, и их высота подъема не превышала 20 м. До середины тридцатых годов, руководя созданием в ЦАГИ автожиров и вертолетов, Черемухин испытал новый вертолет 5-ЭА, выполнив на нем 26 подъемов и, кроме него, на машине никто не летал. Следует отметить, что подход к летным испытаниям вертолетов был продуман А.М. Черемухиным и почти не претерпел изменения в наши дни. В частности, разработаны методика снятия тяговых характеристик несущего винта и способ испытания вертолета на привязи.

В 1933 году в связи с 15-летием ЦАГИ Алексею Михайловичу вручили орден Красной Звезды "За исключительные заслуги по конструкции и летным испытаниям винтокрылых аппаратов ЦАГИ". С 1932 по 1934 год, являясь одним из организаторов МАИ, профессор Черемухин руководил кафедрой "Строительная механика и расчет самолета на прочность", опубликовал множество научных фундаментальных работ, написал для студентов учебники. В 1937 году Черемухин получил звание доктора технических наук.

С учениками вузов прошло полжизни новатора - педагога, принявшего на себя методику обучения студентов и инженеров в КБ с помощью наглядных физических моделей почти для всех классических задач строительной механики и прочности. Сотни действующих моделей сделаны студентами совместно с их выдающимся педагогом.

В 1938 году Алексея Михайловича неожиданно арестовали. Дальше были Бутырская тюрьма, ЦКБ-29 НКВД и работа над самолетом Пе-2 вместе с Петляковым, Мясищевым, Томашевичем, а с Туполевым - над Ту-2. С Андреем Николаевичем он уже не расставался до своих последних дней. Оптимист Черемухин даже в заключении выделялся как уникальный юморист (карикатурист). Альбом тюремных зарисовок обнаружен недавно в архиве ученого.

До 1958-го он руководил проектированием всех силовых конструкций самолетов Туполева, был его заместителем. Туполев писал о нем: "Черемухин руководил у нас отделом прочности, но на самом деле он ведал тем, как правильно скомпоновать конструкцию, чтобы она была прочной". Под его непосредственным талантливым ведением родились туполевские шедевры строительной механики: Ту-2, Ту-16, Ту-95, Ту-22, Ту-104, Ту-114 и др.

Новый самолет - это новые задачи весовой оптимизации и прочности. После войны A.M. Черемухин получает сложное задание - проектирование Ту-4 - аналога "летающей крепости" В-29. С чего начать, когда в Союзе нет нужных металлургических сплавов, отсутствовала механизированная технология изготовления соединений и узлов, не применялась точная сборка срезных болтов по легкопрессовой посадке и многое другое?..

Черемухин провел испытания панелей, вырезанных из американского В-29, и вскоре убедился, что нормы прочности СССР завышены по сравнению с американскими для подобных тяжелых машин. Союзников в ЦАГИ на изменение норм прочности у Черемухина не нашлось. Результаты первых полетов были положительны, и вскоре "Нормы Черемухина", а фактически американские, вошли в жизнь явочным порядком.

А.М. Черемухин впервые поставил задачу динамических расчетов упругого крыла в нашем КБ, первые вычислительные машины для решения дифференциальных систем высоких порядков появились благодаря его инициативе.

В 1948 году в ОКБ начались работы по стреловидным крыльям для тяжелого самолета. Черемухин методически изучил на простейших моделях механику корневой части крыла, переходя постепенно на полунатурные металлические модели, постоянно озадачивая "теоретиков" вариантами скошенных нервюр, высотой кессона, углом стреловидности. Прошло много этапов и опытных самолетов. Наконец, в 1952 году родился известный шедевр - бомбардировщик Ту-16.

Одной из решенных Черемухиным проблем, вскоре трансформировавшей стиль проектирования пассажирских самолетов, стало обеспечение долговечности требуемого ресурса герметичного фюзеляжа с избыточным пульсирующим давлением. Никто не верил теоретическим расчетам долговечности, и Черемухин испытывает первый планер Ту-104 в гидробассейне ЦАГИ. Одновременно большая серия образцов испытывается на самодельных пульсирующих стендах и "чечевичных панелях". Черемухин предложил методику доведения уже созданных конструкций до заданного ресурса. В процессе эксплуатации или планового текущего ремонта выполнялись доработки "под долговечность" по указаниям Черемухина.

За эксплуатируемыми конструкциями самолетов внимательно следят инженеры уже не один десяток лет, используя "экономичную теорию" Черемухина. Аналогичные проблемы были при отслеживании ресурса Ту-114, где систематическими испытаниями вариантов стыков фюзеляжа решали возникавшие задачи на недорогих образцах.

Со времен А.М. Черемухина, благодаря его кропотливому тяжелому пути и труду его учеников, вошла в практику отечественной авиации экспериментальная проверка новой конструкции на опытных и так называемых зачетных образцах и панелях. Алексей Михайлович отдавая время расчетно-конструкторской работе, не менее творчески относился к преподаванию, которым занимался всю жизнь. Нельзя сказать, чтобы он не любил формализованных расчетов, но пока он не разберется в физической сущности деформирования конструкции, расчет у него не рождался. Сотни физических моделей из подсобных материалов: картона, бумаги, дерева, алюминиевых трубок сделаны им лично. Некоторые из более чем пятидесяти остроумных механических моделей строительной механики хранятся в МАИ и музее Н.Е. Жуковского.

Все это за каких-то 40 творческих лет! Счастливая жизнь была спрессована во времени самим человеком.

Источники:
Залесская Е., Черемухин Г. Инженер божьей милостью. М.: АВИКО ПРЕСС, 1997. С. 117-128.
Залесская Е., Черемухин Г. «Выдающийся летчик и офицер»: А.М. Черемухин - участник Первой мировой войны // Исторический архив. 1996. №5. С. 224-230.
Сухарев И. Год с А.М. Черемухиным // Крылья Родины. 1999. №10. С. 30-31.
Эгенбург Л. Советскому вертолету 50 лет // Техника - молодежи. 1982. №12. С.61.

30 мая 1895 - 19 августа 1958

советский авиационный конструктор, создатель первого отечественного вертолёта

Биография

Родился в семье педагогов, отец Михаил Никифорович - преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров, мать Зинаида Алексеевна преподавала иностранные языки.

В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт.

Военный лётчик

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин оставил учебу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырехмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского , что, возможно, и предопределило его будущую судьбу авиационного конструктора. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым . По окончании курсов выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 24 марта 1916 года произведен в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был высочайше удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

За мужество и отвагу был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й ст. с мечами, 3-й ст. с мечами и бантом, 4-й ст. с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й ст. с мечами и бантом и 3-й ст., а также высшим боевым орденом Франции - «Военным крестом».

20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.

Авиационный конструктор

После возвращения в Москву поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году), с 1920 года работал лётчиком-экспериментатором в Комиссии по тяжелой авиации (КОМТА). Кроме этого, начал исследования в области методов расчета продольной устойчивости самолёта.

С 1918 работал в Центральном аэрогидродинамическом институте, где принимал участие в конструировании и постройке первых советских самолётов (1918-22). Конструктор и испытатель первых советских вертолётов (1927-35), руководитель «геликоптерной группы» ЦАГИ. Результатом работы этой группы стал первый управляемый вертолёт ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года.

14 августа 1932 года А. М. Черемухин установил на первом советском вертолёте ЦАГИ 1-ЭА неофициальный мировой рекорд высоты полёта - 605 м. С 1938 в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 заместитель генерального конструктора.

Награды и звания

  • Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
  • Лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Сталинской премии (1949, 1952).
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947).
  • Доктор технических наук (1937), профессор (1934).

Увековечение памяти

  • В 1982 ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз - кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.
  • В 1988, в Люберцах , на месте, где находился аэродром, с которого в 1932 году А. М. Черемухин поднялся на первом советском вертолёте ЦАГИ-1Э на рекордную высоту 605 метров, установлена мемориальная стела с памятной доской.
  • В 2004 году, в Люберцах , средней школе № 25 присвоено имя Алексея Михайловича Черёмухина там же учрежден посвященный ему музей.

Алексей Михайлович Черёмухин (1895-1958) - советский авиационный конструктор, создатель первого советского вертолёта.

Биография

Родился 17 мая (29 мая по новому стилю) 1895 года в Москве в семье педагогов. Отец Михаил Никифорович - преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров. Мать Зинаида Алексеевна (урожд. Худзинская) преподавала иностранные языки.

В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую классическую мужскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на механический факультет.

Военный лётчик

Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин оставил учёбу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где попал на четырёхмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А. Н. Туполевым. В это же время он познакомился и с будущей женой, Ниной Фёдоровной Рерберг, дочерью Ф. И. Рерберга. По окончании курсов, в начале февраля 1915 года, выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 24 марта 1916 года произведён в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.

За мужество и отвагу был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орденами Св. Анны 2-й степени с мечами, 3-й степени с мечами и бантом, 4-й степени с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава 2-й степени с мечами и бантом и 3-й степени, а также высшим боевым орденом Франции - «Военным крестом».

20 декабря 1917 года Управлением Военного Воздушного Флота А. М. Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе, после расформирования которой в марте 1918 года вернулся в Москву.

Авиационный конструктор

После возвращения в Москву, с первых дней организации Центрального аэрогидродинамического института Черёмухин вместе с другими учениками профессора Н. Е. Жуковского участвовал в создании первого авиационного научного учреждения в СССР: в проектировании тяжелого самолета, двухмоторного триплана КОМТА (1922-1923) и пассажирского самолета АК-1 (1922-1924).

Поступил в МВТУ (закончил его в 1923 году). С 1920 года работал лётчиком-экспериментатором. Кроме этого, начал исследования в области методов расчёта продольной устойчивости самолёта.

С 1924 года занимался проектированием и строительством самой большой в мире, в то время, аэродинамической трубы Т-1 и Т-2.

В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтовым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А. М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптёр, но и испытывал его; 14 августа 1932 года А. М. Черёмухин он установил на нём неофициальный мировой рекорд высоты полёта - 605 м.

С 1938 года - в опытном КБ А. Н. Туполева; с 1953 года - заместитель генерального конструктора. В 1955 году реабилитирован.

А. М. Черёмухин умер 19 августа 1958 года в Паланге (ныне Литва). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

Награды и звания

  • три ордена Ленина (в т.ч. 08.08.1947)
  • два ордена Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды (1933)
  • медали
  • Ленинская премия (1957) - за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104
  • Сталинская премия первой степени (1951)
  • Сталинская премия первой степени 1952) - за работу в области самолётостроения
  • заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947).
  • доктор технических наук (1937), профессор (1934).

    Удостоверение лауреата Сталинской премии 1951 года Черёмухина А.М

    Удостоверение лауреата Сталинской премии 1952 года Черёмухина А.М.

    Удостоверение лауреата Ленинской премии 1957 года Черёмухина А.М.

    Почетный знак лауреата Ленинской премии Черёмухина А.М.

    памятник Черёмухину А.М. в г. Люберцы

    установлен в 1988 году в ознаменование выдающегося мирового достижения.

Увековечение памяти

  • В 1982 ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз - кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.
  • В 1988, в Люберцах, на месте, где находился аэродром, с которого в 1932 году А. М. Черемухин поднялся на первом советском вертолёте ЦАГИ-1Э на рекордную высоту 605 метров, установлена мемориальная стела с памятной доской.
  • В 2004 году, в Люберцах, средней школе № 25 присвоено имя Алексея Михайловича Черёмухина там же учрежден посвященный ему музей.
  • В 2009 году в Люберцах его именем названа вновь возникшая улица.


 


Читайте:



Морской окунь, запеченный в фольге

Морской окунь, запеченный в фольге

Новый год – большой, весeлый, долгожданный праздник. В нашей семье к нему заранее готовятся, так как уже сложилась такая традиция, что все самые...

Что можно делать с лисичками грибами

Что можно делать с лисичками грибами

Очень вкусные грибы – лисички. Но наверняка, не каждая хозяйка знает, как их правильно готовить. Поэтому самое время узнать об этом. Как готовить...

Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

feed-image RSS