Главная - Радиаторы
Сколько высота китайской стены. Школьная энциклопедия

Великая Китайская стена (Китай) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Китай
  • Горящие туры в Китай

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сложно найти более масштабное творение рук человеческих, чем Великая Китайская стена. Можно выделить разве что египетские пирамиды . И если сооружения в долине Гизы в основном сконцентрированы в одном месте, то стена, словно гигантский дракон, пролегает над пустынями, полями, горами и плато, растягиваясь более чем на 20 000 км с востока на запад Китая. Несмотря на практически нулевую эффективность в защите от захватчиков, она все равно стала символом мощи страны, неким барьером между Поднебесной и остальным миром. Сегодня увидеть этот символ ежегодно стремятся миллионы туристов, значительная часть из которых - жители КНР, считающие, что, если человек ни разу не был на стене, он не может быть настоящим китайцем.

Немного истории

Великая Китайская стена не стразу строилась. Это результат труда многих государств, существовавших на территории современной КНР. Возводить ее в 7 столетии начали правители государства Чу, а закончили в 1878 г. уже властители империи Цин. Основная же часть сооружения была построена 600 лет назад. Вплоть до 1980-х стену практически не ремонтировали, а в более-менее сохранном состоянии находился только сегмент Бадалин. Но благодаря масштабной программе реставрации сооружение удалось спасти, хотя многие участки по-прежнему в полуразрушенном состоянии.

Существует городская легенда о том, что Великую Китайскую стену можно увидеть из космоса. На самом деле, это не совсем верно. Стена действительно впечатляет, но в первую очередь своей длиной. Ширина же ее относительно небольшая, и остроты зрения просто не хватает, чтобы ее увидеть. А вот рассмотреть стену на качественном фотоснимке все-таки можно. На нем она похожа но тонкий ломаный волос.

Что посмотреть

Великая стена - конструкция не цельная. За 2700 лет существования многие ее участки превратились в руины, а то и вовсе были полностью разобраны. Поэтому подразумевается путешествие к определенным сегментам, чаще всего полностью восстановленным, размещенным неподалеку от крупных городов с развитой туристической инфраструктурой.

Мутяньюй - самый «прилизанный» 73-километровый участок, расположенный в 2 часах езды от Пекина . Тщательно отреставрированная стена с множеством сторожевых башен окружена потрясающими горными цепями. Здесь не так много народу, как на других сегментах, так что, если позволяет время, лучше отправляться именно сюда. По мнению многих туристов, архитектура тут более интересная, чем на сверхпопулярном участке Бадалине.

На Бадалине часто бывает не протолкнуться - это «благодаря» небольшому расстоянию от Пекина (80 км), развитой инфраструктуре (гостиницы, рестораны, фуникулер) и, конечно, прекрасным пейзажам.

Сыматай - один из немногих сегментов, сохранивших оригинальный внешний вид 14 века. На кирпичах, из которых сложена стена, указаны дата, когда они были уложены, и номер воинского подразделения, занимавшегося строительством. Это единственный участок, открытый в вечернее время.

Фишка сегмента Цзиньшаньлин - хорошо сохранившаяся оборонительная система с бойницами, часовыми башнями, воротами и огневыми точками.

Практическая информация

Самые популярные участки стены расположены в относительной близости от Пекина. Вот как до них можно добраться.

Мутяньюй. Прямо в аэропорту сесть в метро и доехать до станции «Дунчжимэнь». Оттуда по выходным в 7:00 и 8:30 к стене отправляется автобус № 867. В дороге он проводит 2-2,5 часа и выезжает обратно в Пекин в 14:00 и 16:00.

Бадалин. Автобус № 877 на Бадалин отходит от столичного автовокзала Дэшэнмэнь с 6:00. Также сюда можно доехать на туристическом автобусе Beijing Tourist Hub, курсирующем с южной оконечности площади Тяньаньмэнь . Билет стоит 100 CNY, дети ростом до 120 см едут бесплатно.

Сыматай. На пекинском вокзале Дунчжимэнь сесть на автобус № 980 до города Миюнь, а затем взять такси до стены (180 CNY туда-обратно). Общее время в пути - 2 часа.

Цзиньшаньлин. На метро доехать до вокзала Дунчжимэнь. Оттуда к стене в 8:00 уходит туристический автобус. Из Цзиньшаньлина он отправляется в 15:00. Билет 50 CNY, время в пути 2 часа. Цены на странице указаны на апрель 2019 г.

Строительство первых участков этого грандиозного объекта началось еще в период Воюющих царств в III веке до н. э. Великая китайская стена должна была охранять подданных Империи от кочующих племен, которые часто нападали на населенные пункты, развивающиеся в центре Китая. Еще одна функция этого грандиозного объекта состояла в том, чтобы четко зафиксировать границы китайского государства и способствовать созданию единой империи, которая перед этими событиями была составлена из множества завоеванных царств.

Строительство Великой китайской стены

Построена Великая китайская стена была достаточно быстро – в течение 10 лет. Во многом этому способствовала жестокость правившего в то время Цинь Ши-хуанди. Для ее строительства были задействованы почти полмиллиона человек, большинство из которых умерло у подножий этого объекта от тяжелого труда и истощения. В основном это были солдаты, рабы и землевладельцы.

В результате строительства Великая китайская стена протянулась на 4000 км и через каждые 200 метров на ней были установлены сторожевые башни. Спустя два века стена была расширена на запад, а также в глубь пустыни, чтобы защитить от кочевников торговые караваны.

Со временем это сооружение утратило свое стратегическое назначение, стеной перестали заниматься, что способствовало ее разрушению. Вторую жизнь Великой китайской стене подарили правители династии Мин, находившиеся у власти с 1368 по 1644 год. Именно в их времена снова начались грандиозные строительные работы по реставрации и расширению Великой .

В результате она протянулась от Ляодунского залива в пустыню Гоби. Ее длина стала составлять 8852 км, включая все ответвления. Средняя высота в те времена достигала 9 метров, а ширина варьировалась от 4 до 5 метров.

Современное состояние Великой китайской стены

Сегодня только около 8% Великой китайской стены сохранили свой первоначальный облик, который был придан им во время правления династии Мин. Их высота достигает 7-8 метров. Многие участки так и не смогли сохраниться до наших дней, а большая часть оставшейся стены разрушается из-за погодных условий, актов вандализма, строительства различных дорог и других объектов. Некоторые участки подвергаются активной эрозии из-за неправильного ведения сельского хозяйства в 50-90-ых годах прошлого века.

Тем не менее, с 1984 года стартовала программа по реставрации этого важного культурного и исторического сооружения высочайшего уровня. Ведь Великая китайская стена до сих поря является архитектурным памятником и местом массового паломничества туристов со всего мира.

Колоссальные оборонительные сооружения, известные сегодня под названием «Великая китайская стена», были построены теми, кто тысячи лет назад обладал технологиями, до которых мы ещё пока не доросли. И это явно были не китайцы...

В Китае существует ещё одно материальное свидетельство присутствия в этой стране высокоразвитой цивилизации, к которой китайцы отношения не имеют. В отличие от китайских пирамид, это свидетельство хорошо всем известно. Это - так называемая, Великая китайская стена .

Давайте посмотрим, что говорят ортодоксальные историки об этом крупнейшем памятнике архитектуры, который в последнее время стал основной туристической достопримечательностью Китая. Стена расположена на севере страны, протянувшись от морского побережья и уходя в глубь монгольских степей, и по разным оценкам имеет протяжённость, с учётом ответвлений, от 6 до 13 000 км. Толщина стены - несколько метров (в среднем 5 метров), высота 6-10 метров. Утверждается, что стена включала 25 тысяч башен.

Краткая история строительства стены сегодня выглядит так. Строить стену якобы начали ещё в III веке до н.э. во время правления династии Цинь , чтобы защищаться от набегов кочевников с севера и чётко определить границу китайской цивилизации. Инициатором строительства выступил знаменитый «собиратель земель китайских» император Цинь Ши-ХуанДи. Он согнал на строительство около полумиллиона человек, что при 20 миллионах общего населения составляет очень внушительную цифру. Тогда стена представляла собой сооружение в основном из земли - громадный земляной вал.

Во время правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 н.э.) стену расширили на запад, укрепили камнем и соорудили линию сторожевых башен, которая уходила вглубь пустыни. При династии Мин (1368-1644) стену продолжали строить и дальше. В итоге она протянулась с востока на запад от Бохайского залива в Жёлтом море до западной границы современной провинций Ганьсу, заходя на территорию пустыни Гоби. Считается, что эту стену строили усилиями уже миллиона китайцев из кирпича и каменных блоков, поэтому-то эти участки стены сохранились и до наших дней в таком виде, в котором её уже привык видеть современный турист. Династию Мин сменила манчжурская династия Цин (1644-1911), которая строительством стены не занималась. Она ограничилась лишь поддержанием в относительном порядке небольшого участка около Пекина, который служил «воротами в столицу».

В 1899 американские газеты пустили слух о том, что стена вскоре будет снесена, а на её месте построят шоссе. Однако, никто ничего не собирался сносить. Более того, в 1984 году стартовала программа по реставрации стены по инициативе Дэн Сяопина и под руководством Мао Цзе Дуна, которая выполняется и сейчас, и финансируется из средств китайских и зарубежных компаний, а также частных лиц. Сколько согнал Мао на реставрацию стены, не сообщается. Несколько участков отремонтировали, кое-где возвели вообще заново. Так что можно считать, что в 1984 году началось строительство четвёртой китайской стены. Обычно, туристам показывают один из участков стены, расположенный в 60 км к северо-западу от Пекина. Это район горы Бадалин (Badaling), протяжённость стены составляет 50 км.

Наибольшее же впечатление стена производит не в районе Пекина, где она возведена на не очень высоких горах, а в отдалённых горных районах. Там, кстати, очень хорошо видно, что стена, как оборонительное сооружение, сделана очень продуманно. Во-первых, по самой стене вместе могли передвигаться по пять человек в ряд, так что она была и хорошей дорогой, что крайне важно при необходимости переброски войск. Под прикрытием зубцов охранники могли скрытно подбираться к тому участку, где враги планировали напасть. Сигнальные башни были расположены таким образом, что каждая из них находилась в зоне видимости двух других. Какие-то важные сообщения передавались либо барабанным боем, либо дымом, либо огнём костров. Таким образом, весть о вторжении неприятеля с самых дальних рубежей можно было передать в центр за сутки!

В процессе реставрации стены открылись интересные факты. Например, её каменные блоки скреплялись между собой клейкой рисовой кашей с примесью гашёной извести. Или что бойницы на её крепостях смотрели в сторону Китая ; что с северной стороны высота стены небольшая, гораздо меньше, чем с южной, и там находятся лестницы . Последние факы, по понятным причинам, не афишируются и никак не комментируются официальной наукой - ни китайской, ни мировой. Более того, при реконструкции башен, бойницы стараются строить в противоположном направлении, хотя не везде это удаётся. На этих фотографиях показана южная сторона стены - солнце светит в полдень.

Однако, на этом странности с китайской стеной не заканчиваются. В википедии есть полная карта стены, где разным цветом показана стена, которую, как нам говорят, строила каждая китайская династия. Как видим, великая стена-то, оказывается не одна. Северный Китай часто и густо усеян «великими китайскими стенами», которые заходят на территорию современной Монголии и даже России. Свет на эти странности пролил А.А. Тюняев в своей работе «Китайская стена - великое заграждение от китайцев»:

«Проследить этапы строительства «Китайской» стены, основанные на данных китайских учёных, чрезвычайно интересно. Из них видно, что китайских учёных, называющих стену «Китайской», не сильно заботит то, что сам китайский народ в её строительстве никакого участия не принимал: каждый раз, когда очередной участок стены строился, китайское государство находилось далеко от мест строительства.

Итак, первая и основная часть стены построена в период с 445 г. до н.э. по 222 г. до н.э. Она проходит вдоль 41-42° северной широты и одновременно вдоль некоторых участков р. Хуанхэ. В это время, естественно, никаких монголо-татар не было. Более того, первое объединение народов в составе Китая состоялось только в 221 г. до н.э. под царством Цинь. А до этого был период Чжаньго (5-3 вв. до н.э.), в который на территории Китая существовало восемь государств. Только в середине 4 в. до н.э. Цинь начало борьбу против других царств, и к 221 до н.э. покорило часть из них.

На рисунке показано, что западная и северная граница государства Цинь к 221 г. до н.э. стала совпадать с тем участком «Китайской» стены, который начал строиться ещё в 445 г. до н.э. и был построен именно в 222 г. до н.э.

Таким образом, видим, что этот участок «Китайской» стены строили не китайцы государства Цинь, а северные соседи , но именно от распространяющихся на север китайцев. Всего за 5 лет - с 221 по 206 гг. до н.э. - была построена стена вдоль всей границы государства Цинь, что и остановило распространение его подданных на север и на запад. Кроме того, в это же время на 100-200 км западнее и севернее от первой была построена и вторая линия обороны от Цинь - вторая «Китайская» стена этого периода.

Следующий период строительства охватывает время с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э. За этот период были построены участки стены, располагающиеся на 500 км западнее и на 100 км севернее от предыдущих… В период с 618 по 907 гг. Китаем правила династия Тан, которая не ознаменовала себя победами над северными соседями.

В следующий период, с 960 по 1279 гг. в Китае утвердилась империя Сун. В это время Китай утратил господство над своими вассалами на западе, на северо-востоке (на территории Корейского полуострова) и на Юге - в северном Вьетнаме. Сунская империя потеряла значительную часть территорий собственно китайцев на севере и северо-западе, отошедшей к киданьскому государству Ляо (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси), тангутскому царству Си-Ся (часть территорий современной провинции Шэньси, целиком территория современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района).

В 1125 г. граница между некитайским царством чжурчжэней и Китаем проходила по р. Хуайхэ - это в 500-700 км к югу от мест построенной стены. А в 1141 г. был подписан мирный договор, согласно которому китайская Сунская империя признавала себя вассалом некитайского государства Цзинь, обязавшись платить ему большую дань.

Однако, пока собственно Китай ютился к югу от р. Хунахэ, в 2100-2500 км к северу от его границ был возведён очередной участок «Китайской» стены. Эта часть стены, построенная с 1066 по 1234 гг. , проходит по российской территории севернее п. Борзя рядом с р. Аргун. В это же время в 1500-2000 км к северу от Китая построен ещё один участок стены, расположенный вдоль Большого Хингана…

Следующий участок стены был построен в период с 1366 по 1644 гг. Он проходит по 40-й параллели от Аньдуна (40°), чуть севернее Пекина (40°), через Иньчуан (39°) до Дуньхуан и Аньси (40°) на западе. Этот участок стены - последний, самый южный и самый глубоко проникающий в территорию Китая… Во время постройки этого участка стены к российским территориям относилось всё Приамурье. К середине 17-го века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее - Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам… Построенная русскими к 1644 году «Китайская» стена проходила точно по границе России с Цинским Китаем. В 1650-е годы Цинский Китай вторгся на русские земли на глубину до 1500 км, что было закреплено Айгуньским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами…»

Сегодня Китайская Стена находится внутри Китая. Однако, было такое время, когда стена обозначала границу страны . Этот факт подтверждают дошедшие до нас старинные карты. Например, карта Китая известного средневекового картогрфа Абрахама Ортелиуса из его географического атласа мира Theatrum Orbis Terrarum 1602 года. На карте север расположен справа. На ней ясно видно, что Китай отделяется от северной страны - Тартарии стеной. На карте 1754 года «Le Carte de l’Asie» также ясно видно, что граница Китая с Великой Тартарией проходит по стене. И даже карта 1880 года показывает стену, как границу Китая с северным соседом. Примечательно, что часть стены заходит достаточно далеко на территорию западного соседа Китая - Китайской Тартарии...

Подпишитесь на нас

Великая Китайская стена – одно из самых величайших архитектурных чудес света. Она таит в себе множество загадок – какова точная длина, сколько лет ушло на возведение и зачем её построили?

Начнём с того, что Великая Китайская стена не является одним единым сооружением, а серией стен, построенными различными династиями на протяжении нескольких веков.
Недолгая поездка из Пекина и вы попадаете к одной из самых популярных достопримечательностей Китая.

Каждый год миллионы туристов приезжают сюда, чтобы увидеть каменного дракона и Великую Китайскую стену. Но ведь эта стена не точка на карте – она тянется почти через весь север Китая. Есть участки стены, которые мало кто посещает, а есть и такие, которые никому не известны.

Великая Китайская стена не единственное подобное строение. В северном Китае существует множество стен, которые строились различными правящими династиями на протяжении 2000 лет.
Перенесёмся на северо-запад Китая, 2300 км от Пекина, по дороге в г. Дуньхуан, пустыню Гоби.

Это один из самых ценных участков – стена Хань. Она была построена 2100 лет назад. Здесь проходил Великий Шёлковый путь. Купцы из средней Азии в этом месте попадали в Китай, затем шли дальше в центральные земли.

Эта стена совсем не похожа на Великую Китайскую стену – она построена не из камня, а из тростника и щебня, однако, этот строительный материал помог ей сохраниться на долгие века.
Но кого должна защищать стена, построенная так далеко от цивилизации?

Правители династии Хань хотели открыть двери своей империи для торговли с Западом, поэтому взяли под свой контроль участок Великого Шёлкового пути. Китайцы заняли «Ганьсуйский коридор», соединявший северные степи с предгорьями Гималаев. Это была настоящая граница не только между народами, но и культурами.

Степные кочевники жили в юртах, они занимались скотоводством и кочевали по степям. Они расставляли юрты там, где находили пастбища для скота. Время от времени они совершали воинственные набеги на северные провинции Китая. Они забирали у местных жителей еду, металл и всё, что не могли производить сами.

Китайцы называли свою империю «колыбелью цивилизации». Согласно конфуцианской философии – это был центр мировой культуры. Пойти на сделку с варварами, чтобы задобрить их было ниже достоинства империи. Война же была слишком затратным мероприятием. Тогда император из династии Хань решил построить стену.

Сколько человек было задействовано на постройку стены Хань?

Точно выяснить невозможно. Авторитетные источники цитируют расчёты, представленные императором. Солдат-строитель сможет за месяц построить участок длиною в 3 шага, а 3000 строителей могут возвести 3 ли, т.е. около 1,5 км. Это значит, что для возведения 1000 ли (530 км) за 1 месяц потребуется сто тысяч человек. Большинство солдат несли службу на башнях.

Технологии слежения.

Эта башня была не только идеальным наблюдательным пунктом для караульных, которые высматривали войска противников, но и сигнальной станцией – когда караульный замечал врага, зажигался сигнальный огонь.

Как это выглядело?

Как только караульный замечал войска кочевников, он передавал дымовой сигнал в дневное время, либо световой ночью. Сообщение о приближении врага распространялось от башни к башне, пока не доходило до внутренних районов Китая.

Вдоль стен выкапывался ров, который наполнялся мелким песком. Любой, кто шпионил за крепостью ночью оставлял там следы. Таким образом, этот ров являлся своего рода сигнализацией.
Большая часть стены Хань в пустыне была разрушена. Но остался один интересный экземпляр:

Из всех обличий Великой Китайской стены она самая редкая, т. к. построена из дерева. Здесь 6 слоёв брёвен, а между ними тонкая прослойка из мелкого камня.

Восточнее от этого места располагается ещё один исторический объект – гигантский замок, охранявший стену. Он был построен в 1539 году императором династии Мин.

Ненависть императора к кочевникам достигла немыслимых масштабов – он требовал, чтобы иероглиф джи, обозначавший варваров, писался как можно меньше. После династии Хань были и другие императоры переживавшие периоды расцвета и упадка. Многие из них строили свои стены, но никто не строил стен таких размеров. Император Цзяцзин (Чжу Хоуцун) взошёл на престол в 1521 г.

Он обновил традицию династии Хань, существовавшую с древности, построив вдоль северной границы Великую стену, которая западным концом упирается в перевал г. Гзяогуань. Гзяогуань – в переводе с китайского означает «проход к долине наслаждений», под долиной наслаждений подразумевается Китай.

Эта гигантская крепость стоит у предгорья Гималаев.

Во дворе крепости мощные стены образуют своего рода лабиринт, призванный остановить вторжение войск противника.

Легенда о строительстве крепости.

Чтобы избежать излишней траты материалов, перед началом работ архитектора попросили вычислить сколько точно кирпичей потребуется для строительства. Он назвал цифру в 999999. Кирпичи привезли, крепость построили. После окончания работ к архитектору подошёл прораб с одним кирпичом в руке и сказал, что один кирпич лишний. Но архитектор оказался умён и ответил, что этот кирпич тоже включён в расчёты – его нужно положить над входом, чтобы он приносил удачу стражникам крепости и путешественникам, которые будут проходить через её ворота. Прошло 600 лет, а этот кирпич до сих пор лежит здесь:

Рядом с крепостью начинается сама стена, возведённая во время династии Мин.

Эта стена не имеет ничего общего с той стеной, что находится к северу от Пекина. Это землебитная стена. И хотя ей более 400 лет, она в хорошем состоянии и достаточно широка, чтобы по ней можно было пройти.

Как каменщики времён династии Мин сооружали эту стену?

Достаточно посмотреть на местных крестьян. Даже сегодня они строят различные стены также как это делали их предки – они утрамбовывают землю в специально сооружённым деревянным корпусом слой за слоем.

Перенесёмся на северо-восток, вдоль реки Хуанхэ. Эта река раньше была теми воротами, через которые кочевники попадали в Китай.

Здесь над рекой можно увидеть стену и её башни, хотя ветер и погода сильно потрепали их.

Такие форты служили сторожевыми постами – они уже давно используются в мирных целях.

В 1549 году варвары пришли сюда, чтобы грабить. Однако конная армия кочевников наткнулась на новую неприступную стену. Варвары не сдались – они устремились на восток, сумев обойти защитную стену. Никто не ожидал, что они смогут обойти препятствие в виде горного хребта к северу от Пекина.

В 1550 году кочевники, пробираясь на юг к Пекину, не встретили серьёзного сопротивления. 3 дня они бесчинствовали в пригороде Пекина. Они потребовали право на торговлю, после этого безнаказанно покинули Запретный город и ушли в степи.

После непродолжительного периода торговли император вновь начал строительство новой каменной стены на севере от Пекина. В 1550 – 1644 годах она выросла в длину на 1200 км и получила название «Каменный Дракон» – Великая Китайская стена, какой мир знает её сегодня.

Сколько людей понадобилось для её возведения?

В официальных источниках цифры найти нелегко, однако в некоторых труднодоступных участках стены до сих пор сохранились каменные таблички, которые могут сообщить ценную информацию. Прочитать и перевести их можно только при помощи специальной технологии:

1. Смачиваем таблицу водой.

2. Наклеиваем лист бумаги.

3. При помощи щётки продавливаем бумагу в выемке.

4. Выкрашиваем поверхность бумаги в чёрный цвет так, чтобы выемки оставались белыми.

5. Переводим с древнекитайского при помощи переводчика.

Этот камень сообщает нам, что два военных чиновника в подчинении которых было 1100 семей вложили свои усилия в строительство 230 метров стены осенью 1579 года.
Переводя это на язык арифметики, получаем, что если из каждой семьи работало по 4 человека, значит примерно 4500 человек смогли построить этот участок стены за 10-12 недель осени 1579 года.

В то время как землебитные стены могли строить даже необученные рабочие или крестьяне, для строительства кирпичных стен требовались специальные навыки. Для этого нанимались сотни архитекторов и прорабов, тысячи каменотёсов и десятки тысяч каменщиков.

И ещё один фактор вёл к значительному увеличению затрат – землебитные стены строились при помощи материалов, которые брались на месте строительства, а строительные блоки для кирпичной стены нужно готовить заранее. Китайцы соорудили целую сеть печей для обжига кирпичей, которые устанавливались рядом с местами строительства.

Возле стены найдено более 60 таких печей. Считается, что одна печь могла обжечь 5000 кирпичей в месяц, таким образом, 60 печей могли производить в месяц 300 тыс. кирпичей.
Тогда, как и сейчас, производство было лишь первым этапом работ. Готовый продукт необходимо доставить туда, где в нём нуждались на данный момент.

Как они доставляли готовый кирпич?

Ответ на этот вопрос в исторических источниках практически не встречается. Есть предположение, что люди могли носить кирпичи за спиной или использовать стадо коз, т.е. по бокам клали 2 кирпича так, чтобы животное не потеряло равновесия во время горного перехода.

Как строители выбирали направление строительства?

Многие специалисты считают, что выбор не всегда стоял в пользу защиты своих территорий. На протяжении многих веков китайцы следуют практике фен-шуй, учению ветра и воды. Вероятно, при строительстве стены советовались со специалистами фен-шуй, чтобы силы природы помогали ей.

В 320 км к востоку от Пекина можно найти ещё один живой пример истории. Башни названы в честь людей, которые строили их, например, башня Джань, башня Ван, башня Лю и т. д.

Даже сегодня китайцы чтут память предков, устраивая праздник и жертвоприношения в их честь.

К 1644 году строительство Великой Китайской стены было завершено. Однако это была не единая стена – она состояла из нескольких линий защитных сооружений, тянувшихся от гор к морю. В 2009 году проведя общенациональные исследования стены династии Мин, китайские учёные объявили, что её суммарная длина составляет 8850 км.

Это окончание стены носит название Шаньхайгуань, что переводится как «проход между горами и морем».

Китайцы ассоциируют стену династии Мин с драконом, раскинувшимся на их земле, здесь находится её географическое окончание, так называемая голова старого дракона на берегу Жёлтого моря.

Окончание строительства.

Недалеко от этого места, в 1644 году, командующий гарнизоном крепости Шаньхайгуань столкнулся с главным испытанием в жизни, после этого Великая Китайская стена перестала использоваться для защиты границ. Возведение стены привело к финансовому и стратегическому краху династии Мин. По всей империи разгорелись очаги восстаний. Армия крестьян повстанцев пошла маршем на Пекин, где свергла императора.

Затем они дошли до Шаньхайгуань. В это же время из степей вышла могущественная армия кочевников и тоже устремилась к крепости. Командующий крепостью оказался между двух огней – его крепость была осаждена. Его гарнизон был недостаточно силён, чтобы отражать атаку сразу по двум фронтам. Тогда объединившись с кочевниками (в то время, это было государство Маньчжурия), они нанесли удар по крестьянам – повстанцам. Армия проникла в империю и основала новую династию, которая правила до 1912 года – Империя Цин (по существующим границам – Китай + Монголия). Цин – в переводе означает «чистые». После этого случая стена оказалась не нужна.

Мифы о Великой Китайской стене:

1. Материала в ней достаточно, чтобы обогнуть всю планету.

Считается, что длинна стены (из кирпича, т. е. построенной династией Мин) составляет 8.8 тыс. км. Такое же расстояние от Киева до Токио. Так как же стена смогла обогнуть планету?
Но, т.к. во все времена строилось огромное количество стен, многие из которых не сохранились до сегодняшнего дня, общая их протяжённость, по некоторым данным составила более 50 тыс. км, что вполне хватит обогнуть нашу планету.

2. Китайскую стену можно увидеть с поверхности Луны невооружённым взглядом.

Это не так. С такого расстояния не видно абсолютно никаких творений человека. Даже на низкой околоземной орбите астронавты с огромным трудом различают это строение.

3. Строителей хоронили в стенах.

На данный момент производятся исследования при помощи магнитометров. Пока подобных захоронений не находили.

4. В раствор между кирпичами добавлялись перемолотые человеческие кости. Из-за этого он белый.

На самом деле, раствор состоит из негашёной извести и риса. Высокое содержание крахмала в рисе помогало раствору крепко соединять кирпичи.

5. Великую Китайскую стену построили русские.

Безусловно, история не является точной наукой, её можно переписать. Но если хотя бы посмотреть на карту прохождения стены, то увидим, что между РФ и Китаем находится Монголия, древние жители которой и были кочевниками. Поэтому если и строил стену не Китай, то тогда это Монголия. Плюс другие факторы – таблички с иероглифами, использование риса и т. д.

Напоследок ещё факты:

  • Стена входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО от заставы Шаньхайгуань до заставы Юймэньгуань.
  • Средняя ширина – 9 метров.
  • Наибольшая высота стены – 8 метров.
  • Восстановленные участки стены возле Пекина являются популярным туристическим направлением.
  • Некоторые участки стены были уничтожены, т. к. требовалось место для строительства.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.


Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…



 


Читайте:



Современный сонник скатерть

Современный сонник скатерть

Увидеть во сне с пятницы на субботу скатерть с пятнами красного вина или крови – к трагическим событиям.Если с понедельника на вторник или с...

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

ВВП Канады. Экономика Канады. Промышленность и экономическое развитие Канады. ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Канадская сфера образования

Канада является высокоразвитой благополучной страной. Ее экономика развивалась много лет гармонично. Этому способствовали определенные...

Природа, растения и животные красноярского края

Природа, растения и животные красноярского края

Великий Енисей и тайга, Северный полярный круг и Музей вечной мерзлоты, Тунгуска и Таймыр — все это Красноярский край, один из уникальнейших...

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Последняя командировка Михаил Чебоненко, ведущий новостей НТВ

Во время вывода советских войск из Афганистана, в последние самые дни, два фотокора «Известий», Секретарев и Севрук, добились, чтобы им продлили...

feed-image RSS