Разделы сайта
Выбор редакции:
- Клаус Джоул Пьяный лепрекон
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
Реклама
Расписанные дома. Кенозерье |
Про хохломскую роспись, существовавшую в Поволжье, слышали все. До революции в тех краях массово делали клёвые расписные чаши, миски и прочее. Потом пришли большевики и окончательно превратили этот центр росписи в фабрику по производству сувениров для туристов. Роспись довольно быстро изменилась (не обязательно в лучшую сторону), налёт крестьянской наивности в ней окончательно исчез. Затем она стала символом всего русского и теперь принтами с хохломой позднесоветского образца обклеивают сувениры, самолёты, поезда и пластиковые туалетные кабинки на площади Революции у Московского Кремля. Русский Север - вот, где настоящие росписи!Про гораздо более клёвые росписи по дереву, бытовавшие у крестьян Русского Севера, в России не знает почти никто. Этим росписям повезло, они избежали советизации: почти все они умерли до того, как большевики придумали сделать на их базе фабрики по изготовлению сувениров для туристов. Таких росписей много в восточной части Вологодской области - там, где сейчас находится Эксп. (Фото (С) Ю.Терехова). Другие картинки см. тут: http://facebook.com/kdiblogКак вообще появились крестьянские росписи?В господских домах и царских теремах росписи по дереву были с глубокой древности, например, они точно были в древнерусском государстве.Людям попроще в те времена, скорее всего, было не до росписей. Но уже в 18 веке в некоторых деревнях крестьяне расписывали себе дома на манер господских. В тот период росписи домов у крестьян встречались лишь изредка: краски были слишком дороги для простых людей, а большая часть домов топилась по-чёрному: дым шёл в дом, а потом через дырку в потолке наружу. Какие уж тут росписи, всё закоптится. Крестьянских росписей тех лет почти не сохранилось: их и было очень мало. Но к середине XIX века всё меняется. Появляются дешёвые привозные пигменты для красок, а в домах к этому моменту быстро появляются нормальные печки с дымоходами. Тут-то крестьянское желание украсить себе дом и посуду на манер барского городского дома и находит себе выход. Росписи становятся показателем достатка крестьянской семьи. Появляются мастера, зарабатывающие себе на жизнь только росписями, и даже целые артели и промыслы. Отдельные расписные вещи покупают многие крестьяне с достатком выше среднего, а деревенские богачи заказывают росписи всего интерьера избы, а некоторые добавляют и экстерьер. Самоучки - исключениеВидя крестьянские расписные вещи 19-го века, современный городской человек часто представляет себе крестьянина, который, выйдя на заре с кисточкой в руках, исполненный вдохновения, рисует от всей широкой русской души узоры на прялках. Ничего подобного в действительности не было. Такое иногда бывало с резьбой по дереву, но роспись красками - отдельное умение, нужно знать про пигменты и связующие, научиться рисовать элементы росписи, уметь сочетать цвета, владеть традиционными композиционными приёмами, а что ещё сложнее - варить олифы или иные покрытия, чему учили в конце "курса обучения" мастера в артели. Итак, настоящие крестьянские мастера обязательно где-то учились: в семье, артели, в городе, или специально поступая к опытным мастерам в ученики. Разумеется, самоучки иногда бывали, но их роспись обычно можно отличить за километр, настолько она примитивна. Таких самоучек было мало, и большого мастерства из них достигало ещё меньше. В этом посте мы приводим только фотографии более профессиональных росписей. Где же учились ремеслу?Росписями зарабатывали все, кто мог. Деревенские иконописцы охотно брали заказы на роспись бытовых вещей. Мастера книжной миниатюры из старообрядцев на Северной Двине попеременно расписывали прялки, писали иконы и заставки в "лицевые", т.е. иллюстрированные рукописи. Сохранились записные книжки одного из таких двинских мастеров: на одной странице эскиз прялки, на другой - прориси иконы, на третьй эскиз заставки для рукописи. Именно у таких серьёзных мастеров учились художники попроще, которые книжные заставки или иконы писать уже не могли, зато прялки с более простыми узорами делали сотнями, нередко по трафаретам, полученным от более серьёзных мастеров. Крестьянских художников в то время называли "малярами". Скажем, на некоторых расписных сундуках стоит подпись: "Красилъ мастеръ моляръ такой-то". Большая удача для деревенского "маляра" - поучиться этому ремеслу в городе или хотя бы у городского мастера. Ради освоения секретов профессии, дающей надёжный и неплохой заработок, могли не то, что поступить в ученики, а даже выдать детей за представителей семьи, владеющей секретами росписей. А семья крестьянских художников ракульского центра отправляла молодёжь "на повышение квалификации" к художникам книжной миниатюры в местный староверский скит. Итак, в каждом районе Севера появляются свои крестьянские художники. Возникают и два крупных центра маляров - отходников: вятский и костромской. Отходниками в то время называли людей, уезжающих на заработки из своей деревни в другие края. Эти отходники каждый год передвигались странствующими артелями по всему Северу, принимая заказы на роспись интерьеров и отдельных вещей. Сохранились расценки одной из таких артелей, которые подтверждают, что роспись интерьера избы была уделом богатых крестьян. То есть роспись избы изнутри примерно соответствует покупке машины Порше Каен для нынешнего городского жителя: это демонстрация большого достатка. Появляются и крупные промыслы, где артели расписывают вещи массово, после чего скупщики развозят эту продукцию на продажу на рынки по всему региону. (Фото (С) В.Митрофанов). Другие картинки см. тут. Роспись стен дома в славянских традициях своими руками. Пошаговая инструкция с фото Мастер-класс по росписи стен дома в славянских традициях (1 часть) Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.Описание: материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, можно использовать в семейном кругу для оформления дома, дачного участка, детям 10-12 лет и их родителям, воспитателям дошкольных учреждений для оформления групповых комнат. Назначение: работа послужит прекрасным оформлением жилого пространства, создаст прекрасное настроение и хорошею атмосферу любого дома. Цель: декоративное оформление стен дома в славянской традиции Задачи: -продолжать знакомство детей со славянскими традициями: оформление наличников, их роль и значение; -научить рисовать декоративную композицию "терем расписной"; -развивать внимание, пространственное мышление, технику работы с кистью; -воспитывать интерес к творчеству и украшению жилого пространства своими руками, славянской культуре и традициям. Кружева, кружева, кружева деревянные, Исчезаете вы у меня на глазах. Навсегда исчезаете, уходите, таете, Остаются обломки, дома, как в слезах. Ходят люди по древнему деревянному городу, Ходят, будто слепые, не подняв головы. Кружева деревянные к ним взывают: Взгляните! Мы уходим навеки, прощаемся мы! Мы горим, осыпаемся, нас убивают, Сносят вместе с домами, терзают, крушат! Сотню лет нас ломают, ломают, ломают... Сохранить не желают, как будто спешат. Дом с резьбою изысканной заменят кирпичным Новоделом уродливым с ухмылкой кривой, И опять будут мимо ходить по привычке Люди с сердцем без памяти, с душою пустой. Мы не помним, как звали наших дедов и прадедов, Что дома свои строили не на год - на века! Украшали резьбою, чтобы внуки и правнуки Жили лучше, счастливее, наверняка. Ходим в собственном городе, странные гости, Равнодушные роботы, на глазах - пелена. И лежат за заборами перебитые кости Деревянных сокровищ. И наша страна. (Автор Мирошникова Ирина) Здравствуйте, уважаемые гости! Очень меня тронули-эти восхитительные строки, столько в них печали, восхищения и любви к своей Родине! Наличники, казалось бы такая малость в нашем культурном наследии, но если углубится в их изучение-это огромный исторический источник, деревянные письмена-оставленные нам нашими предками. Современная жизнь, её уклад и архитектура, если можно так назвать бетонные и кирпичные коробки, вытеснили и практически уничтожили-это великое культурное наследие. Тень давно минувших лет, исковерканной истории, устройства мироздания и веры наших славных предков. Но и сейчас в России осталось много деревянных домов, строятся новые, впечатляющие своими кружевными узорами на окнах. Может я чересчур мечтательна и сентиментальна, но уж очень хочется вернуть нашим городам и сёлам былую красоту, колорит русского национального стиля, традиции наших прадедов. Именно этой теме и повещена моя новая работа. Это всего лишь маленькая искра, порыв души, но без искры не разгорается пламя. (Художник Всеволод Иванов) Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь "огнём и мечом" приняла крещение, но эхо родной веры славян осталось в резных письменах, в кружевных узорах русской избы, наличниках на окнах. В них скрыта та самая символика, тайный смысл, дошедший до нас от наших пращуров, а более того-дивная красота, заставляющая подолгу любоваться делами рух человеческих. Любой оставленный на дереве знак или зарубка несли свой смысл, постепенно превращаясь в особый знак-оберег от нечистой силы. В основу всей символики деревянной резьбы положены самые главные славянские божества наших предков-Бог неба Сварог и Бог солнца Дажьбог. (Художник Виктор Корольков) А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог-сын Сварога, то в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем (полусолнцем), как бы накрывают его сверху. Такой же принцип украшений использовали и для крыши (верха) дома. Верхний контур двускатного фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли. Привлекают к себе внимание изображение коней, с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем, считались символом света, грома, молнии, ветра, воды. Как правило кони устремлены в разные стороны от солнца и символизируют движение из прошлого в будущее, подчеркивают неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с верованиями славян. Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди), их как раз наоборот располагали в нижней части, ибо они уносили солнце на закате. (Художник Андрей Клименко) Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в деревянных узорах, их композиционном построение. Четыре компонента наличника-боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры на наличниках несли в себе магическую силу. (Художник Виктор Корольков) Магическая система защиты предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого. Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней: 1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши; 2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются как волнистые линии или отчетливые полукружья и могли "стекать" по краям окна, изображаясь в виде капелек. Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия.Груди изображались то в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся, то в виде парных изображений двух грудей, тщательно обозначенных резчиком, но также образующих в своей повторяемости волнистый узор. Самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение наличников. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Берегиня-Рожаница-это Богиня Лада, жена Сварога, Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, матушка, покровительница молодоженов и деток, радость стариков. (Художник Виктор Корольков) Но главным и центральным знаком в верхней части оформления наличников было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло. В советские времена его заменили цветочком или пятиконечной звездой. Также солнце изображалось на наличниках как небольшой полудиск с лучами, и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника. Косой крест-символ солнца и огня (огонь земной), уходящий в далёкую первобытность, слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. Крест заключенный в круг обозначал гармонию огня: небесного и земного. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья. Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов (шести- или восьмилучевая звезда). Славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак-символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи. Также для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи. Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами», здесь располагали растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения. Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай-нижняя часть наличников символизировала земную твердь. Ромбики и кружочки с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы-всё это изображение земли, вспаханного и засеянного поля. Очень часто они располагались рядом с символом солнца обозначая единство небесного и земного, явного, и символизировали собой Мать Сыру Землю-Богиню Макошь. Женщины древности учились быть Макошью в своем роду. Макошь-это та женщина, которая умеет трудиться в поле, в саду, на огороде, в лесу, знает лекарственные травы, умеет вырастить и правильно воспитать детей. Здесь же изображалась и подземная часть мира, течение подземных вод. Ведь речная вода совсем другая, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли, из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом. Кроме этих, основных знаков, славянская символика включает изображение радуги, фигур богини на вершине строения, реалистичные изображения животных, ужей, ящеров, различные растительные орнаменты, подковы и многие другие. И каждое изображение, каждая деталь деревянного кружева несёт свой смысл, обереговое значение, скрытое послание потомкам.( ) Художник Виктор Корольков) Добро пожаловать дорогие друзья и гости на мастер-класс по росписи стен в славянских традициях! Перед началом росписи потребовалась небольшая предварительная работа. Дом очень старый, на своём веку я помню только один ремонт, поэтому вид дома ужасный. Всю штукатурку, которая обсыпается и крошится пришлось отбить молотком и с помощью цементного раствора привести в порядок. А том как работать с цементом можно посмотреть Фундамент я решила декорировать под каменную кладку. Вся работа проводится руками, без мастерка, так словно мы как в детстве пекём пороги из мокрого песка, затем получившийся комочек прилепляем к смоченной стене. А далее дело за росписью. Материалы и инструменты: -краска водоэмульсионная влагостойкая белая, для наружных работ (4 килограмма) -колеры разных цветов (зелёный, бежевый, оранжевый, красный), вместо них вполне подойдёт гуашь -гуашь -простой карандаш -кисти -тряпочка -банка для воды -стремянка -лак акриловый -трафареты -бумага для трафаретов -ножницы Так как масштаб росписи очень большой, то нам понадобятся трафареты. Изготавливаем их используя симметричное рисование и вырезывание с помощью ножниц. Хляби небесные. Боковые столбы. Берегиня и вода. Кони. Солнышко. Лебедь. Растительный орнамент. Ход мастер-класса: Начинаем работу с окраски стен основным тоном. Для этого примерно 2 литра белой водоэмульсионной краски смешиваем с бежевым колером, и наносим цвет на стены с помощью большой кисти. Далее делаем зелёный цвет, и окрашиваем область окон. Создаем силуэт наличников. Рисуем силуэт верха наличников. Посередине размещаем коней, а по бокам будет располагаться орнамент "берегиня". Сначала рисуем набросок рисунка простым карандашом. В самом верху дома рисуем орнамент "небесные хляби" и разукрашиваем их голубым цветом. С помощью импровизированных столбов намечаем границы композиции. В нижней части столбов рисуем силуэты перил с орнаментом "вода". Возвращаемся на верх композиции. Тёмно-голубым рисуем шестилучевые звёзды "громовики". И окантовку по нижнему краю орнамента. Белую краску смешиваем с оранжевым колером, этим цветом продолжаем оформление наличников. Столбы украшаем тёмно-голубым цветом по обе стороны композиции. По бокам окон рисуем силуэты полусолнца. Таким же полусолнцем соединяем окна в низу. Центральное солнышко в форме круга рисуем под парой коней. В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом. Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы. Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?Начинаем первые навыки с самого простого домика. Итак, приступаем.
Формируем крышу
Переходим к окнам и двери
Добавляем дополнительные элементы
Строение готово Если есть желание продолжить, украшаем домик.
Для этого:
Придаем оригинальности фасаду
Окончательные штрихи
Красивая усадьба готова Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет
Как нарисовать Кошкин дом ребенку?Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать. Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Мотив пожара в сказке Кошкин дом горит Рисуем Кошкин дом Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой . Красивый сказочный Кошкин домик Как нарисовать зимний дом?
Набрасываем основные детали
Оформляем окна, дверь, бревна
Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
Схема расположения снега
Снежная изба Как нарисовать дом объемный?Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа
дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
План строения
Добавляем основные контуры деталей
Оживляем дополнительными элементами
Делаем дом красочным Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?
Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа Рисунки домов карандашом для детейСамый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски. Вариант изображения домика с помощью раскрасок Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы. Видео: Как нарисовать дом?
Путешествую по Русскому Северу, а в частности по Архангельской области, часто можно встретить расписные фронтоны домов. Явление это достаточно редкое — так как находиться такие дома как правило в труднодоступных местах. Часть расписных домов была потеряна во время коллективизации, так как владельцами расписных домов являлись зачастую зажиточные крестьяне, которых в начале ХХ века нещадно раскулачивала советская власть. Часть домов погибла после, ну а часть погибает в наше время. Постепенно и в почти глухие, отдаленные деревни приходит новомодное веянье — сайдинг или того хуже имитация бруса. Этим ширпотребом нещадно обиваются деревянные избы, но винить хозяев, наверно я не вправе — у них на этот счет есть свои куда более веские аргументы. Часть расписных домов, настолько стары, что они уже или разрушены или вот-вот разрушаться, а с ними навсегда уйдет такой интересное и, что самое печальное, мало изученное явление как — домовая роспись. Под катом +13 фотографий расписных домов.
Расписные дома часто можно встретить в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии, в центральных частях России, а также за Уралом в Сибири и на Алтае. Много расписных домов именно в Архангельской области. Они часто встречаются в Каргопольском районе, Мезене, Пинеге, в Поважье. К сожалению, я только в этой поездке обратил внимание на фронтоны расписных домов. Начало положено. 1. 2. Так же довольно распространено на Севере изображение всякого рода растений и цветов. Образцы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи осмыслялись как райский сад. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Так же часто в росписи домов были просто геометрические фигуры или отдельные линии и элементы. На некоторых домах, художники указывали дату росписи дома. В этом доме 1928 год. Ну и как я уже писал выше, некоторые дома от старости стали настолько ветхими, что им осталось стоять на этой земле от силы пару лет, а ведь на фронтонах таких домов есть тоже росписи… Вот и все. Вот такая получилась небольшая подборка расписных северных изб. В следующих поездках по Северу, я обязательно буду заезжать к таким вот расписным домам. Ну а пока я поделился с вами тем, что смог увидеть в этот раз. Хотя вот решил, что покажу вам еще один расписной дом. Дом этот находиться в Вельском районе Архангельской области, если мне не изменяет память. На фронтоне этого дома изображен единорог и мужчина с женщиной — скорее всего хозяева этого дома. |
Популярное:
Проект на тему шоколад польза или вред |
Новое
- Критерии выбора системы электронного документооборота
- Константин Анохин: Мозг и разум Учёные и художники: глаза в глаза
- Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников"
- Что относится к трансжирам
- Бурсит тазобедренного сустава лечение препараты Что такое бурсит тазобедренного сустава
- Сонник: к чему снится Покойник
- Журнал кассира операциониста и его заполнение Журнал кассира операциониста титульный лист
- Рецепт: Татарские салаты
- Морской окунь, запеченный в фольге
- Что можно делать с лисичками грибами